Научная статья на тему 'Перспективная модель создания венчурной индустрии в России: мировой опыт'

Перспективная модель создания венчурной индустрии в России: мировой опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / МОДЕЛИ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ВЕНЧУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / ИННОВАЦИИ / VENTURE CAPITAL / MODELS OF VENTURE CAPITAL FINANCING / VENTURE INDUSTRY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина М. Ю.

В статье приводятся основные типы эффективных моделей венчурного финансирования, раскрываются их характеристики и особенности их применения. Рассматриваются проблемы и перспективы их использования в России, в поисках отечественной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article lists the main types of effective models of venture financing, disclosed their characteristics and features of their application. Considered problems and prospects of their use in Russia in search of the national model.

Текст научной работы на тему «Перспективная модель создания венчурной индустрии в России: мировой опыт»

УДК 338

М. Ю. Ильина

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ:

МИРОВОЙ ОПЫТ

Ключевые слова: венчурный капитал, модели венчурного финансирования, венчурная индустрия, инновации.

В статье приводятся основные типы эффективных моделей венчурного финансирования, раскрываются их характеристики и особенности их применения. Рассматриваются проблемы и перспективы их использования в России, в поисках отечественной модели.

Keywords: venture capital, models of venture capital financing, venture industry, innovations.

The article lists the main types of effective models of venture financing, disclosed their characteristics and features of their application. Considered problems and prospects of their use in Russia in search of the national model.

Каждая страна формирует свою модель венчурной индустрии, как элемент национальной инновационной системы, основанием которой является исторически сложившаяся бизнес-практика, традиции предпринимательства, социальные институты, человеческий капитал, уровень научно-технологического развития, развитость финансового сектора и корпоративного управления, масштаб экономики и уникальные региональные особенности страны. Модель создания венчурной индустрии определяется совокупностью средств, методов и мер стимулирования венчурной деятельности в стране. Анализ и оценка зарубежного опыта стран-лидеров в сфере инноваций позволяет выделить основные успешные модели создания национальной венчурной индустрии, которые различаются как по внешним признакам, т. е количественным и качественным параметрам, так и по той роли, которую они играют в экономики: рыночная, кластерная, корпоративная, смешенная.

Для создания в России эффективной венчурной индустрии особое значение приобретает учет преимуществ и недостатков существующих моделей с учетом национальных особенностей.

Сегодня лидирующее место в мировой экономике принадлежит экономическим инновационным системам, ориентированным на качественно новый технологический уровень, где главными ресурсами выступают интеллектуальный капитал,

предпринимательская деятельность и финансовый капитал инновационного характера, обеспечивающие активизацию инновационной деятельности, способствующие повышению восприимчивости экономики к инновационным процессам.

Ключевую роль в формировании большинства моделей создания венчурной индустрии играет государство. Целью государственного участия является накопление необходимой критической массы инвестиционного опыта, а также запуск расширенного воспроизводства венчурного капитала, как в частном секторе, так и в экономике страны в целом. Эффективно используя свое административное (косвенное) и экономическое (прямое) влияние государство максимально включает частный бизнес в решение национальных задач инновационного развития.

Рыночная модель создания венчурной индустрии и финансирования инноваций характерна для развитых рыночных экономик. Данная модель ориентирована на реализацию нелинейного процесса создания инноваций в максимально широком круге отраслей. Фундаментальные исследования могут не являются обязательным инициирующим этапом (как в случае реализации линейного процесса инноваций), поскольку благоприятные условия генерирования инновационных идей создаются на всех этапах инновационного цикла. Поэтому на рынке могут продаваться как промежуточные, так и конечные инновационные результаты. Для оперативного реагирования на новые технологические вызовы специалисты высокой квалификации могут привлекаться на всех этапах инновационного процесса.

Рыночная модель венчурного финансирования инноваций, активно используя так называемый эффект «spillover» (распространение новых решений в смежные сферы деятельности), позволяет быстро генерировать как радикальные, так и улучшающие инновации1.

Участие государства в венчурной деятельности в рамках рыночной модели заключается в прямом инвестировании государственных средств в инновационные компании (так называемое «участие капиталом»), а также, на основе гарантийных программ развития венчурной деятельности, в создании правовых и экономических условий для формирования полноценной венчурной индустрии. Региональные и/или центральные органы власти на основе конкурсного отбора выделяют финансовые ресурсы для инновационных предприятий и проектов венчурным способом - либо в обмен на долю акций в уставном фонде компаний, либо путем предоставления кредитов, либо гарантий по ним.

Условиями эффективности функционирования рыночной модели являются:

• четкая система определения и защиты прав собственности, система принуждения к исполнению контрактов;

• развитый и хорошо структурированный финансовый рынок, предлагающий широкий набор финансовых продуктов, необходимых для осуществления рискованных инвестиций;

• развитая система институциональных инвесторов как главный источник долгосрочных ресурсов для венчурного финансирования;

• наличие специально подготовленных, обладающих достаточным опытом менеджеров в сфере инноваций, способных верно определить и прогнозировать приоритеты инвестирования и обеспечить эффективную коммерциализацию разработок.

Субъектами инновационного процесса в рамках рыночной модели являются: малые фирмы - разработчики инноваций (венчурные фирмы), частные венчурные фонды и сети бизнес-ангелов, а также крупные инновационно-активные корпорации.

Одна из отличительных черт бизнеса в области высоких технологий - высокая доля затрат на НИОКР в совокупном объеме инвестиций. Успех бизнеса во многом зависит от объема доступа к этим средствам. Ведущими игроками во многих сегментах высокотехнологичного бизнеса становятся крупные корпорации, занимающие значительные доли рынка: крупное и стабильное производство получает возможность существенно снизить издержки производства, повысить качество продукции (во многом благодаря широкому спектру НИОКР) и установить отраслевой стандарт. Однако парадокс инновационной экономики заключается в том, что крупные технологические корпорации не являются гарантом устойчивого роста в области высоких технологий. Многие новаторские идеи доводятся до рыночной стадии именно в небольших компаниях, называемые малым инновационным бизнесом2.

Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес уже по своей природе инновационен. Этому способствуют следующие его характеристики: большая гибкость малой фирмы, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества, прежде всего в быстро меняющихся условиях (технологические изменения или экономическая среда в целом). Многие товары, определяющие сегодня технологическую развитость современного общества, появились именно благодаря малому наукоемкому бизнесу.

1Пестова А., Солнцев О. «Финансирование инноваций: в поисках российской модели» // Журнал «Банковское дело» №1, 2009

2 А.Каширин, А.Семенов "Венчурное инвестирование в России"- Москва: Вершина, 2007 г.

Эффективность капиталоотдачи инновационных разработок в малом бизнесе примерно в 2,5 раза выше, чем у крупных предприятий. Инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов выданных на одного работника, в 15,6 раз превышает аналогичный показатель для работников крупных предприятий . Малые предприятия, имея ограниченные ресурсные возможности, проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками.

Основным элементом связи между различными участниками инновационного процесса в рыночной модели венчурной индустрии служат диверсифицированные, прозрачные и ликвидные рынки интеллектуальной собственности, венчурного капитала, корпоративных слияний и поглощений.

В рамках данной модели основной проблемой функционирования является ее недостаточная финансовая устойчивость ввиду формирования «пузырей» на финансовых рынках.

Кластерная философия финансирования инноваций, заключается в концентрации усилий государства на создании новых инновационных центров и сетей компаний.

Необходимым условием успешного функционирования данной модели является высокое качество государственного администрирования в налаживании и поддержке разнообразных форм кооперации и сотрудничества ключевых субъектов инновационного процесса: малых инновационных фирм, крупных компаний, научно-исследовательских институтов, технопарков, бизнес-инкубаторов, университетов. Связь между различными участниками инновационного процесса и переход этого процесса со стадии на стадию обеспечивают устойчивые партнерские отношения государства и бизнеса, складывающиеся на основе технологической и научно-исследовательской кооперации, а также территориальной локализации. Объединенные вокруг определенных отраслевых и территориальных кластеров с целью генерирования интегрированных инновационных циклов, они будут способствовать обеспечению качественного преобразования производительных сил, резкому росту производительности труда. Такие отношения позволяют устранить негативное влияние недостаточно развитых рыночных институтов на ликвидность и оценку капитализации малых инновационных компаний и, соответственно, их способность привлекать инвестиции.

Данная модель существенно менее уязвима к финансовым рискам ввиду ориентации на поддержку преимущественно линейного инновационного процесса. В ней затруднена диффузия новых технологических решений из одних сфер деятельности в другие, так как линейный инновационный процесс предполагает, что инновационное развитие осуществляется путем развертывания макроинновационного цикла от фундаментальных исследований к прикладным разработкам, последовательно переходя к коммерциализации научно-прикладных достижений, а затем к их освоению в производстве. Таким образом, вовлечение инноваций происходит на последних стадиях, а привлечение высококвалифицированных специалистов происходит на начальных стадиях в инновационного процесса.

Корпоративная модель венчурного финансирования инноваций характерна для экономик с изначально недостаточно развитыми рыночными институтами, с отставанием от ведущих стран в уровне научно-технологического развития, но стремящихся обеспечить инновационное экономическое развитие, путем заимствований идей или нового технологического решения и нацеленных на получение усовершенствованного аналога исходного прототипа.

Необходимыми условиями успешного развития данной модели является высокое качество государственного администрирования, наличие крупных межотраслевых компаний, обладающие развитыми научно-исследовательскими подразделениями, мощная банковская система, выступающая в качестве стратегических партнеров ведущих корпораций, высокий

3noMaTepna^aM: «An Analysis of Small Business Patents by Industry and Firm Size». Haddonfield, NJ 08033. Undercontractno. SBAHQ-07-Q-0010

уровень развития корпоративной культуры, регламентирующей деятельность экономических агентов, компенсируя неразвитость рыночных институтов.

Основными субъектами инновационного процесса корпоративной модели являются крупные, устойчивые корпорации, банки, исследовательские институты, а также государственные органы, отвечающие за проведение научно-технологической политики. Венчурные фонды и малый инновационный бизнес в такой системе инкорпорированы в функционировании и играют подчиненную роль, будучи аффилированными с банками, корпорациями и исследовательскими институтами.

Основным элементом, объединяющим экономических субъектов и обеспечивающим прохождение инновационного импульса от стадии фундаментальных и поисковых разработок к производству, являются инициируемые государством и/или крупнейшими корпорациями программы технологического развития, а также проекты, реализуемые в рамках частно-государственного партнерства. Инновационный цикл в рамках данной модели оказывается замкнут внутри корпораций, включает средние и поздние стадии инновационного процесса, ориентирован на быстрое внедрение технологических новинок в производство.

Совершенная венчурная модель, как подсистема национальной инновационной системы, введена в научный оборот Дж. Ноэлом и представляет собой совокупность инструментов и механизмов формирования и устойчивого развития венчурной индустрии, без прямого участия государства. Это своего рода экономическая экосистема4, определяющими базовыми характеристиками которой состоят в возможности ее самовоспроизводства за счет ориентации на рост стоимости и капитализации, как главного критерия успеха.

Рекомендации по формированию российской модели создания венчурной индустрии исходят из необходимости построения смешенной модели финансирования инноваций, используя опыт функционирования элементов разных моделей венчурного инвестирования.

Исходя из приоритетных задач российского государства, стоящих в инновационной сфере - содействие активизации инновационной деятельности в регионах России, запуск механизма саморазвития инновационной системы, повышение общего технологического уровня, достижение мирового технологического лидерства, - учитывая рыночные и географические особенности российской экономики, представляется целесообразным ориентироваться на кластерную моделью финансирования инноваций.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р в качестве одного из направлений определяет кластерную модель перехода на инновационный путь развития, при помощи формирования сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий5.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1), в качестве одной из подзадач модернизации экономики называет стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.

Взаимообусловленность и взаимосвязи между участниками инновационного процесса, способствуют ускорению инновационной деятельности. Кластеризация - это экономический феномен, который позволит противостоять глобальной конкуренции в инновационной сфере, придаст динамизм экономике страны в целом и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития и реализации инновационной стратегии.

В процессе межстранового сравнения обнаружена взаимосвязь между степенью централизации кластерной политики и географическими размерами государства: в небольших

4Дмитриев Н. Н. «Становление модели государственной поддержки развития венчурного финансирования в России»//диссертация 2010 г.

5 http://www.economy.gov.rU/minec/activity/sections/strategicplanning/doc20081117#

странах она проводится, как правило, на национальном уровне, а в крупных - на

6

региональном .

Преимуществом кластерной модели развития является возникновение эффекта синергии между участниками кластера. Объединение усилий инноваторов, венчурных капиталистов, предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, мер государственной поддержки на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Создание кластеров значительно повышает эффективность экономической политики, так как в рамках кластеров делается акцент на вопросах повышения конкурентоспособности не только отдельных предприятий, а всей инновационно - производственной цепочки. На базе кластеров создаются региональные центры роста, способные стать локомотивами регионального социально-экономического развития.

Кластерная организация обладает рядом функциональных преимуществ. Именно в рамках кластерной модели формируется благоприятная среда, позволяющая формировать инновационные циклы на всех уровнях на основе системного использования ресурсного и информационного обмена между деловыми и научными кругами в рамках определенной территории и отрасли. Кластерная организация способствует развитию территории и отрасли, позволяет реализовывать инновационно-экономическую политику, ведущую к инновациям на любом направлении рыночных преобразований. Инвестиционные ресурсы кластера для осуществления его инновационных проектов формируются на основе как внутренних (венчурные фонды, бизнес - ангелы, собственные средства предприятий-участников), так и внешних источников финансирования (другие регионы, включая иностранных инвесторов).

При создании венчурной индустрии целесообразным представляется формирование и развития не только кластерных полюсов инновационного роста, но стимулирование бизнеса и обеспечивающих венчурным капиталом предприятий и фондов. Представляется, что основная задача федеральной и региональных власти при реализации модели кластерного развития инновационной экономики заключается в создании благоприятной институциональной инфраструктуры, инициации целевых программ развития кластеров. Формирование российской кластерной модели создания венчурной индустрии нам видится не самоцелью, а эффективным средством преодоления проблемы коммерциализации нововведений в условиях развитияинновационной экономики. Кластерный подход к интеграции участников инновационного процесса при обслуживании конкретной предпринимательской ниши обеспечивает высокую степень специализации, формирует инновационные точки роста региона.

Несмотря на всю значимость кластерной политики, усилия которые в последние годы предпринимают органы государственной власти по созданию и развитию инновационных региональных кластеров в нашей стране происходит недостаточно активно и они явно недостаточны.

Существует ряд аргументов в пользу инвестирования через частные венчурные фонды против государственных. Следует отметить, что «фондовая» схема государственного участия в создании венчурной индустрии базируется на доверии государства частному сектору и на передаче этому сектору права принятия стратегических решений. В странах с низким уровнем социального капитала (то есть там, где высокий уровень коррупции, наличие недолжной мотивации деятельности и т.п.) эффективность фондовой схемы может оказаться невысокой. А инвестирование через частные венчурные фонды решения доверяются частному сектору, в связи с чем повышается оперативность венчурных инвестиций, а также сокращается возможность проявления коррупционных аспектов на государственном уровне.

6 Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. С. 25.

302

Целью государства является предоставление «общественных благ» и оно не всегда в состоянии принимать взвешенные инвестиционные решения, поэтому целесообразно создавать частные венчурные фонды при ведущих отечественных научных и образовательных учреждениях, используя опыт рыночной модели создания венчурной индустрии. В такой ситуации может быть использован, и будет эффективным, так называемый вне кластерный подход. При этом подходе проведение торгов и аукционов научно-инновационной продукции, выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау, техники доверяются частным фондам. Для поднятия интереса к инновационной деятельности научно-инновационная комиссия РАН проводит экспертную оценку инновационных проектов венчурных фондов. В результате, сокращается возможность проявления коррупционных аспектов на государственном уровне.

Создании МИП при бюджетных вуз является в современных условиях весьма важным, поскольку именно они формируют кадровый потенциал научно-технического прогресса. Подготовка специалистов, способных успешно решать задачи развития науки и формирования инновационной экономики России возможна лишь при условии установления прочной связи между образовательными учреждениями, бизнес-средой и венчурными фондами (венчурными капиталом, бизнес-ангелов).

Вузы должны реализовывать четыре задачи: обычное высшее образование, научные исследования, дополнительное образование, внедрение инновационных разработок в промышленность. В процессе создания МИП на базе бюджетных учебных заведений возникают определенные трудности. Во-первых, площади в аренду могут быть сданы только на конкурсной основе и аукционов до полугода, что для малых инновационных предприятий совершенно неприемлемо. Во-вторых, ВУЗ не вправе вносить денежные средства в качестве вклада в уставный капитал создаваемого МИП, поскольку это противоречит статье 6 Федерального закона от 24.11.2008 № 204- ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»7. Соответственно, бюджетный ВУЗ может внести в качестве вклада в уставный капитал создаваемого МИП только права на использования результатов инновационной деятельности.

На повестке дня - принятие подзаконных актов о создании малых предприятий на базе бюджетных вузов в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Законодательная база, которая существует в сегодняшнем виде, не эффективна для практики и имеет большие проблемы с реализацией. Государству необходимо предоставить вузу право рисковать своими деньгами и вносить в уставный капитал не только интеллектуальную собственность, но и денежные средства. В обмен на внесенные в уставный капитал права на интеллектуальную собственность, МИП получает пакет акций (долю в уставном капитале), а вуз приобретает непрофильные активы, а вместе с ними и обязательства по уплате налога на прибыль. Однако, необходимых для уплаты этого налога средств у бюджетной организации нет, а создаваемые предприятия малого наукоемкого бизнеса при вузах согласно пункту 3 статьи 346.12 (НК РФ), не вправе применять упрощенную систему налогообложения в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.8 Так например, если на сегодняшний день доля ВУЗа в уставном капитале МИП составит, например, 25 %, то фактически все вопросы в МИП будут решать будут частные инвесторы, а не учебное заведение.

Процедура банкротства хозяйственных обществ, учредителями которых являются бюджетные вузы, также осложнена, поскольку в соответствии с современным законодательством учредители должны расплачиваться по своим обязательствам либо

7Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // КонсультантПлюс

^Налоговый кодекс Российской Федерации //Гарант: информационно-правовой портал споследним изменением 23 января 2011

деньгами, либо собственностью. Следствием этого может стать отчуждение площадей, приобретенных вузом на внебюджетные средства.

Стимулирование увеличения объемов инвестиций частных венчурных фондов в МИП возможно путем участия государства капиталом (субсидии, льготные кредиты участникам фондов), а также государственного заказа, страхования и предоставление государственных гарантий фондам на безвозмездной договорной основе с предоставлением государству прав на совместное владение патентами и долевое участие в доходах в течение пяти лет. В каждом конкретном случае требуется прямое (капиталом) или косвенное (административное, нормативно-правовое регулирование) вмешательство государства. Причем чем позже страна начинает двигаться в этом направлении, тем более существенные усилия вынуждены прикладывать органы власти для достижения целей. Государство в нашей стране должно участвовать в формировании венчурной индустрии не только используя организационно-координирующие функции, но и участие капиталом, а также дополнительными гарантиями по покрытию части издержек бизнеса для запуска самоподдерживающей системы венчурного инвестирования.

Покрытия государственных гарантий, предлагается осуществлять из специально созданного государственного фонда поддержки инноваций, который формировался бы из прибыли удачных проектов и бюджетных средств. Такой фонд можно использовать и для привлечения источников венчурного финансирования частных банков, институциональных инвесторов, иностранных инвесторов на долевой основе с предоставлением 40% государственной гарантии для реализации уникальных технологических разработок и совместных патентов.

Повышение инновационной активности национального производства возможно также используя опыт корпоративной модели путем инициирования государством программы технологического развития, а также активного использования инструментов управления технологической инновацией значительным повышением уровня сертификации соответствия ГОСТ приближаясь к международным стандартам по средствам поэтапного перехода на установленные требования корпораций и производства в течение трех-пяти лет.

Стимулирование и поддержка инновационной активности возможны через налоговую политику путем вычета из налогооблагаемой базы корпораций и высокотехнологичных кампаний объемов инвестиций, направляемых в научно-исследовательские разработки на «посевной» и «старт-ап» стадиях.

Литература

1. Дмитриев Н.Н. «Становление модели государственной поддержки развития венчурного финансирования в России»//диссертация 2010 г.

2. Исаев Р.И., Пилявский В.П. //Научная статья «Создание предприятий малого наукоемкого бизнеса при вуза х: проблемы и перспективы» 2009 г

3. Каширин А., Семенов А. Венчурное инвестирование в России. - М.: Вершина, 2007 г.

4. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. - М., 2009. -66 с.

5. Пестова А., Солнцев О. «Финансирование инноваций: в поисках российской модели» // Журнал «Банковское дело». - 2009. -№1.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации.

7. Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Консультант Плюс. - 2009. - Интернет-ресурс.

© М. Ю. Ильина - асп. каф. государственного, муниципального и корпоративного управления Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.