Научная статья на тему 'Алгоритмы управления товарной политикой предприятия (на примере организаций производства и реализации мебели)'

Алгоритмы управления товарной политикой предприятия (на примере организаций производства и реализации мебели) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА / АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ / МЕБЕЛЬ / THE COMMODITY POLICY / ALGORITHMS OF MANAGEMENT / FURNITURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лындин Денис Игоревич

Разработаны алгоритмы управления товарной политикой предприятия в рамках производства и реализации мебели. Предложены алгоритмы стратегического и оперативного управления товарной политикой предприятия по производству и реализации мебели и сопутствующих ей товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMS OF MANAGEMENT OF A COMMODITY POLICY OF THE ENTERPRISE (ON AN EXAMPLE OF THE ORGANIZATIONS OF MANUFACTURE AND REALIZATION OF FURNITURE)

Algorithms of management by a commodity policy of the enterprise within the limits of manufacture and realization of furniture are developed. Algorithms of strategic and operative management by a commodity policy of the enterprise on manufacture and are offered to realization of furniture and the goods accompanying it and services.

Текст научной работы на тему «Алгоритмы управления товарной политикой предприятия (на примере организаций производства и реализации мебели)»

Лындин Д.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: denis-lyndin@yandex.ru

АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ МЕБЕЛИ)

Разработаны алгоритмы управления товарной политикой предприятия в рамках производства и реализации мебели. Предложены алгоритмы стратегического и оперативного управления товарной политикой предприятия по производству и реализации мебели и сопутствующих ей товаров и услуг.

Ключевые слова: товарная политика, алгоритмы управления, мебель.

Обеспечение конкурентоспособности предприятий на высоко развитом рынке сегодня может быть достигнуто только на основе полномасштабной реализации комплекса маркетинга и, в первую очередь, благодаря эффективному управлению товарной политикой. Можно отметить, что данный тип управления реализуется как на стратегическом, так и на оперативном уровнях, причем для каждого из них характерна своя определенная специфика, включая непосредственно специфику отрасли (вида экономической деятельности) [1], [2].

К одной из таких специфичных отраслей можно отнести производство мебели, тем более что значительное количество Российских предприятий мебельной промышленности, а так же предприятий, занятых реализацией подобной продукции, столкнулись с ограниченной платежеспособностью спроса.

Товарная политика предприятия, специализирующегося на производстве и реализации мебели, сопутствующих ей товаров и услуг, имеет ряд отличительных черт, к которым относятся: широкое разнообразие товарного ассортимента, значительный диапазон цен на различные виды товаров и услуг, значительно различающиеся между собой характеристики сегментов рынка многообразие подходов к организации взаимодействия и обслуживания конечных потребителей, а так же необходимость учёта значительного количества факторов, влияющих на развитие рынка.

Несмотря на результаты, полученные в сфере теории и методологии управления товарной политикой предприятия, до сих пор не решён ряд принципиально важных вопросов, таких как определение компонентов и процессов, касающихся политики данного типа, уточ-

нение содержания её элементов и взаимосвязей между ними, а так же оценки эффективности товарной политики.

Исходя из изложенного выше, целью проведенного исследования была разработка алгоритмов управления предприятий сферы производства и реализации мебели с целью снижения затрат в процессах изготовления и доведения товара до конечного потребителя, путем структурирования этапов управления.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи исследования:

- определить основные компоненты товарной политики предприятия, образующих логическую последовательность её этапов, учитывающие организационные возможности по проектированию, формированию и оптимизации продукции и услуг, востребованных рынком;

- сформировать последовательность управленческих действий, способствующих формированию данной последовательности и гарантирующих ему лучшее обслуживание потребителей продукции и услуг на конкретных сегментах рынка;

Для решения поставленных выше задач предлагается воспользоваться совокупностью классификационных признаков, обеспечивающих деление товарной политики предприятия на составные части и изучение данных частей сначала по отдельности, а потом в их взаимосвязи. Например, для выделения основных компонентов товарной политики следует использовать такие классификационные признаки как:

- компетенции организации: на уровне предприятия в целом и на уровне отдела маркетинга данного предприятия;

- степень реализации потенциала предприятия: возможность (которая может быть не реа-

лизована по тем или иным причинам) и способность (которая, как правило, должна приводить к достижению поставленных целей.

Для этого были рассмотрены основные компоненты и процессы товарной политики с привязкой к существующей терминологии:

- номенклатура - совокупность или перечень употребляемых в какой-нибудь специальности названий, терминов [3, с. 421];

- спецификация - определение и перечень специфических особенностей, уточнённая классификация чего-нибудь [3, с. 755];

- ассортимент - наличие, подбор каких-нибудь товаров, или их сортов [3, с. 30];

- сегментация - стратегия работы с потребителями, базирующаяся на двух основных принципах: неоднородный характер рынка или совокупности потребителей, предполагающий возможность выделения их групп (сегментов), каждая из которых предъявляет свои специфические запросы к выпускаемой фирмой продукции; дифференциация продукции, форм и методов сбыта, рекламы, упаковки и т. д. в зависимости от специфики каждого сегмента [4, с. 648];

- специализация - сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции [4, с. 676-677];

- «дифференциация (товаров) - ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но всё же не полностью взаимозаменяемую» [4, с. 188]. Дифференциацию можно считать отдельным процессом, вычленив его из процесса сегментации.

Изложенные выше научные тезисы позволяют обосновать содержание алгоритма стратегического управления товарной политикой предприятия по производству и реализации различной продукции, в том числе мебели и сопутствующих ей товаров (рисунок 1).

При подробном рассмотрении содержания рисунка 1, очевидно, что предприятие заинтересовано в определении перспектив развития, принимая во внимание основные факторы внешнего окружения, такие как [5]:

- интересы и предпочтения потребителей,

- стратегию и тактику поведения конкурентов,

- возможности поставщиков,

- приоритеты государственного регулирования хозяйственных процессов,

- состояние и тенденции развития экономики, как отдельной страны, так и мирового сообщества в целом,

- политические аспекты, достижения в сфере науки и техники,

- уровень развития культуры общества.

Кроме того, немалое влияние на перспективы развития предприятия оказывают особенности определенного вида экономической деятельности данного предприятия, в том числе в сфере производства и реализации товаров народного потребления, к числу которых, несомненно, относятся мебель и сопутствующие ей товары.

При этом очевидно, что предприятию следует оценить собственный потенциал и уточнить специализацию с ориентацией на те виды мебели и сопутствующих товаров, которые обеспечивают приобретение наибольших конкурентных преимуществ.

В случае перспективности рынка данных товаров необходимо провести его сегментацию и убедиться в том, что характеристики выделенных сегментов рынка являются удовлетворительными, т. е. обслуживание данных сегментов позволит предприятию достичь поставленных целей.

Следующим этапом стратегического управления товарной политикой предприятия является формирование номенклатуры мебели и сопутствующих ей товаров, т. е. перечня всех их возможных видов для производства и реализации в соответствии с имеющимся спросом.

Если потенциал предприятия является удовлетворительным, необходима разработка спецификации, включающей продукцию и услуги, которые можно планировать для производства и реализации.

Реальные заказы потребителей на мебель и сопутствующие товары обеспечивают формирование их ассортимента или наиболее востребованную на данный момент времени часть спецификации.

На основе данного ассортимента создаётся производственная программа на определённый плановый период в рамках дифференциации деятельности предприятия в соответствии с имеющимся спросом.

Данная программа, кроме прочего, предусматривает определение потребностей в ресурсах.

Рисунок 1. Алгоритм стратегического управления товарной политикой предприятия по производству и реализации мебели и сопутствующих ей товаров

Далее с использованием составляющих комплекса продвижения обеспечивается взаимосвязь предприятия с выделенными сегментами рынка и поступление заказов на различные виды мебели и сопутствующие ей товары. При этом возможна ситуация, когда для выполнения поступивших заказов может не хватить производственной мощности предприятия. В этом случае следует:

- либо передать часть работ (бизнес-процессов) на аутсорсинг;

- либо внести корректировки в коммуникационную политику, осуществляя мероприятия в рамках демаркетинга.

Если ресурсов достаточно, то осуществляется выполнение заказов потребителей, которые в некоторых случаях претерпевают изменения, на которые предприятию следует адекватно реагировать.

Выполненные заказы потребителей доставляются в места их расположения и передаются

Реализация ассортимента мебели и сопутствующих ей товаров

Внесение изменений в ассортимент и корректировка процедур выполнения заказа потребителей

Рисунок 2. Алгоритм оперативного управления товарной политикой предприятия по производству и реализации мебели и сопутствующих ей товаров

в собственность клиентов с использованием методов логистического менеджмента.

Теперь рассмотрим алгоритм оперативного управления товарной политикой предприятия по производству и реализации мебели и сопутствующих ей товаров, который представлен на рисунке 2.

Важно отметить так же и то, что в ходе реализации данных товаров возможна ситуация, при которой заказы потребителей начинают не соответствовать разработанному предприятием ассортименту, но при этом входят в его спецификацию. В этом случае производится структуризация указанных выше заказов, и определяются ресурсы, необходимые для удовлетворения меняющихся потребностей рынка.

Кроме того, оценивается способность предприятия выполнить данные заказы самостоятельно и в установленные сроки. Здесь также возможна ситуация с использованием аутсорсинга и соответствующей корректировкой производственной программы.

При оперативном управлении товарной политикой предприятия обязательно проводится мониторинг эффективности удовлетворения потребностей клиентов (включается дополнительным блоком) с возможным устранением отмеченных недостатков и внесением изменений в ассортимент (спецификацию), а также с изменением процедур выполнения заказов потребителей, если это необходимо.

Таким образом, нами определены основные компоненты товарной политики предприятия, логически выстроены её этапы. Учитывая организационные возможности по проектированию, формированию и оптимизации продукции и востребованных рынком услуг, разработаны алгоритмы стратегического и оперативного управления товарной политикой предприятия по производству и реализации мебели и сопутствующих ей товаров, создающие необходимые предпосылки для более качественного обслуживания потребителей на высоко конкурентном рынке товаров народного потребления.

5.11.2013

Список литературы:

1. Котлер, Ф. Маркетинг - менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - 12-е издание. - СПб.: Питер, 2009. - 816 с.

2. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. -С.П.: Питер, 2007. - 800 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.

4. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов, изд. 2-е перераб. и дополн. - М.: Книжный мир, 2005. -860 с.

5. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1994. - 703 с.

Сведения об авторе:

Лындин Денис Игоревич, аспирант кафедры маркетинга, коммерции и рекламы Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 1З, e-mail: denis-lyndin@yandex.ru

UDC 339.138:684 Lyndin D.I.

Orenburg state university, e-mail: denis-lyndin@yandex.ru

ALGORITHMS OF MANAGEMENT OF A COMMODITY POLICY OF THE ENTERPRISE

(ON AN EXAMPLE OF THE ORGANIZATIONS OF MANUFACTURE AND REALIZATION OF FURNITURE)

Algorithms of management by a commodity policy of the enterprise within the limits of manufacture and realization of furniture are developed. Algorithms of strategic and operative management by a commodity policy of the enterprise on manufacture and are offered to realization of furniture and the goods accompanying it and services. Key words: the commodity policy, algorithms of management, furniture

Bibliography:

1. Kotler, F. Marketing - management / F. Kotler, K.L. Keller. - 12 edition. - SPb.: Peter, 2009. - 816 p.

2. Lamben. The management focused on the market. Strategic and operational marketing / Lamben. - S.P.: Peter, 2007. -800 p.

3. Ozhegov,S.I. Explanatory dictionar of Russian / S.I. Ozhegov, N.Y Shvedova. - M.: Azbukovnik, 1998. - 944 p.

4. Borisov, A.B. Big the economic dictionary / A.B. Borisov, edit. 2 adv. and add. - M.: the Book world, 2005. - 860 p.

5. Mescon, M. The Basis of management / M. Mescon, M. Albert, F.Khedouri. - M.: Delo, 1994. - 703 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.