АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЗЮДОИСТАМИ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
УДК/UDC 796.853.23
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 16.12.2019 г.
Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Левицкий1 Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Руденко2 Д.А. Симаков2
Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья им. П.Ф, Лесгафта, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
TACTICAL PROBLEM SOLVING ALGORITHMS FOR JUDOKAS OF VARIOUS SKILL LEVELS
Dr.Hab., Professor A.G. Levitsky1 Dr.Hab., Professor G.V. Rudenko2 D.A. Simakov2
1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg 2St. Petersburg Mining University, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - выявить различия и особенности в характере решения тактических задач дзюдоистами.
Методика и организация исследования. Опрос в виде бесед, анализ видеозаписей и стенограмм соревновательных схваток, а также тестирование уровня вестибулярной устойчивости.
Результаты исследования и выводы. Рассматриваются варианты алгоритмов решения задач технико-тактической направленности, отражающие особенности ведения противоборства в условиях соревнований спортсменами, проходящими спортивную подготовку на этапах спортивной специализации, совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства. Поведение спортсмена в процессе деятельности во многом определяется правилами соревнований, целями, которые ставит перед собой спортсмен, и арсеналом технических действий, которыми он владеет. Серьезное влияние на поведение борца оказывает система действий противника. Дзюдоисты с высоким уровнем вестибулярной устойчивости при ведении соревновательных схваток в подавляющем большинстве случаев действуют по наиболее сложному алгоритму комбинационного стиля соревновательной деятельности, практически не используя простой алгоритм. Напротив, дзюдоисты с низкими показателями вестибулярной устойчивости в ходе единоборства в основном действуют по простому алгоритму, в редких случаях прибегая к более сложному.
Таким образом, можно говорить о связи между уровнем вестибулярной устойчивости спортсмена и характером его поведения в процессе единоборства.
Ключевые слова: дзюдо, соревновательная деятельность, алгоритмы решения тактических задач.
Annotation
Objective of the study was to identify differences and peculiarities of solution of tactical task by judokas.
Methods and structure of the study. The following methods were applied during the study: survey in the form of conversations, analysis of videos and transcripts of competition fights, as well as vestibular stability testing. Results of the study and conclusions. During the study, we analyzed different technical and tactical task solving algorithms, which reflected the peculiarities of competitive performance of the athletes at the stages of sport specialization, sport excellence and top mastery. The athlete's behavior during competitions is largely determined by the competition rules, the goals set by the athlete, and the arsenal of his technical actions. A fighter's behavior is greatly affected by the system of actions of his opponent.
During the competitive bouts, the judokas with the high level of vestibular stability, in the vast majority of cases, acted according to the most complex algorithm of combinational style of competitive activity, with little if any use of the simple one. The judokas with the low level of vestibular stability, on the contrary, operated according to the simple algorithm, resorting to a more complex one in rare cases. Consequently, it can be said that there is a relationship between the athlete's level of vestibular stability and the nature of his behavior during a bout.
Keywords: judo, competitive activity, tactical problem solving algorithms.
Введение. Поведение человека представляет собой сложный комплекс действий, обусловленный определенными закономерностями. Теория деятельности, разработанная Л. С. Выготским; С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, нашла признание и развитие в работах специалистов спортивной борьбы (В. А. Демин, Р. А. Пилоян, В. С. Седлов, Ю. Б. Никифоров, Ю. А. Шахму-радов и др.).
В 70-х гг. прошлого века представители научной школы борьбы Германской Демократической Республики G. Czech, D. Jurgens и E. Peukert [6] предложили рассматривать соревно-
вательную схватку борцов в виде программы решения последовательных задач, которые стоят перед участниками в процессе единоборства. В дальнейшем этот подход был использован достаточно небольшим числом специалистов [1-5, 7].
Цель исследования - выявить различия и особенности в характере решения тактических задач дзюдоистами разного уровня подготовленности в условиях соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие спортсмены, проходящие спортивную подготовку по виду спорта «дзюдо» на этапах спортивной
специализации, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
В процессе исследования применялся опрос в виде бесед, анализ видеозаписей и стенограмм соревновательных схваток, а также тестирование уровня вестибулярной устойчивости.
Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее простым является алгоритм атакующих действий начинающих дзюдоистов с ограниченным арсеналом освоенных технических действий и отсутствием соревновательного опыта. Атака начинается ими без подготовки, без надлежащей оценки текущей динамической ситуации - без учета таких факторов, как перемещение ОЦТ противника, направление и величина мышечных усилий. После проведения броска переход в активную борьбу лежа осуществляется ими не сразу, а после существенной паузы.
Попытка проведения атакующего действия в борьбе лежа делается, когда благоприятная динамическая ситуация для продолжения уже изменилась и не может быть использована результативно. Обычно борцы этой возрастной группы и квалификации довольствуются полученной оценкой и стараются нейтрализовать возникшую после проведения своей атаки динамическую ситуацию (ДС). В случае если противник удачно защитился от задуманного приема атаки, практически все опрошенные юноши стараются нейтрализовать возникшую ДС и выжидают следующий, на их взгляд, удобный момент.
Такую же простую структуру имеет алгоритм, описывающий программу поведения юношей-новичков при проведении ими защитных действий. На любое активное действие противника борец отвечает защитой, пытаясь сорвать атаку путем силового противодействия. Если это удается, то возникшую безопасную ситуацию спортсмен старается не изменять.
Алгоритмы, построенные по результатам стенографирования соревновательных схваток и бесед с дзюдоистами старшего возраста, имеющими больший опыт соревнований, отличаются более сложной структурой и более вариативны.
Технический арсенал старших юношей значительно шире, выше уровень развития физических качеств - это во многом определяет характер их соревновательной деятельности и особенности реализации атакующих и защитных действий.
Характерным для этой группы дзюдоистов является стремление осуществить удобный захват, применение различных способов подготовки бросков. Однако использование благоприятных динамических ситуаций (БДС), возникающих вследствие защитных действий атакуемого, встречается редко (лишь у 20 % спортсменов). По-прежнему значительны паузы между завершением броска и началом технических действий в борьбе лежа.
Атакуемые борцы реализуют программы двух типов. В первом случае атакованный старается сразу контратаковать, а в случае неудачи применяет защиту, нейтрализуя ДС. В другом случае защита применяется сразу, а затем делается попытка контратаковать.
Анализ соревновательной деятельности дзюдоистов показывает, что с ростом квалификации и опыта участия в соревнованиях возрастает умение использовать малейшие ошибки со стороны соперника, возникающие либо случайно, либо в результате активных действий атакующего борца.
Для борцов высших разрядов характерны активные попытки использовать БДС, возникающие в результате проведения ими атакующих действий и вызывающие ответные реакции соперника. Кроме того, этим борцам присуще стремление продолжать атаку в борьбе лежа после броска из стойки. Однако уровень владения этими тактическими умениями ниже, чем у мастеров спорта.
Поведение в соревновательной схватке высококвалифицированных дзюдоистов описывает сложный по своей структуре
алгоритм с многочисленными переходами между операциями целеполагания и целеосуществления, предпринимаемыми в случае неудачно проведенного технического действия. Такой алгоритм представляет собой разветвленную поисковую систему со сменой содержания операции целеполагания в поливариантных ситуациях единоборства.
Анализ выявленного алгоритма показывает, что опытные борцы стремятся в первую очередь осуществить свой излюбленный захват, уделяют существенное внимание способам подготовки броска, в то же время они результативно используют ответные действия противника, ведя комбинационную борьбу, имея значительный запас технических действий на случай возникновения благоприятной динамической ситуации.
Характерной чертой соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов является применение ими сложных технико-тактических действий (СТТД), объединяющих в одно целое два и более приемов, подчиненных одной тактической задаче.
Еще одним существенным фактором, характеризующим соревновательную деятельность опытных борцов, является их умение продолжать атаку при переходе в борьбу, лежа, независимо от судейской оценки за предыдущее техническое действие.
В ходе бесед, анализа видеозаписей и стенограмм соревновательных схваток были выявлены два типа дзюдоистов, отличающихся характером выполнения СТТД. К первому типу относятся борцы, которые используют ложный прием, входящий в состав СТТД преднамеренно, вызывая реакцию атакуемого для создания благоприятной динамической ситуации для проведения завершающего приема. Борцы второго типа стараются провести подготовленный прием до конца и только в случае неудачи используют создавшуюся динамическую ситуацию для продолжения атаки и проводят очередной бросок. При визуальном восприятии СТТД, выполняемых представителями обеих групп, различия в подходах к целеполаганию и целеосуществлению поставленных задач выявить практически невозможно. Только комментарии участников к анализируемым поединкам дали возможность дифференцировать эти подходы к ведению комбинационной борьбы. Необходимо отметить, что внутри каждой из обследуемых групп встречаются лица, использующие в соревновательной деятельности различные алгоритмы поведения в поединке. Речь может идти о преобладании одного из способов решения задач, реализуемых спортсменом в ходе единоборства.
Выводы. В аспекте рассматриваемой проблемы следует отметить, что дзюдоисты с высоким уровнем вестибулярной устойчивости при ведении соревновательных схваток в подавляющем большинстве случаев действуют по наиболее сложному алгоритму комбинационного стиля соревновательной деятельности, практически не используя простой алгоритм. Напротив, дзюдоисты с низкими показателями вестибулярной устойчивости в ходе единоборства в основном действуют по простому алгоритму, в редких случаях прибегая к более сложному.
Таким образом, можно говорить о связи между уровнем вестибулярной устойчивости спортсмена и характером его поведения в процессе единоборства.
Чем выше уровень вестибулярной устойчивости, тем сложнее программа действий борца в схватке. Алгоритм по программе высокой сложности характеризует комбинационную, игровую манеру ведения единоборства. Алгоритм простой структуры отражает прямолинейную, силовую манеру ведения единоборства.
Литература
1. Белов А.В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы:
дис. ... канд. пед. наук / А.В. Белов. - СПб., 2000. - 171 с.
2. Волков А.В. Величина и направленность тренировочных нагрузок - основные факторы управления динамикой работоспособности дзюдоистов / А.В. Волков, И.А. Панченко, А.П. Бабченко // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 7.
- С. 66-68.
3. Демин В.А. Деятельностный анализ борцовских поединков / В.А. Демин, Р.А. Пилоян, В.С. Седлов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1979. - С. 60-65.
4. Левицкий А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Левицкий. - СПб., 2002.
- 438 с. ил.
References
1. Belov A.V. Nachalnoe obuchenie dzyudoistok tehnike borbyi [Beginner technical training in women's judoka]. PhD diss.. St. Petersburg, 2000. 171 p.
2. Volkov A.V., Panchenko I.A., A.P. Babchenko Velichina i napravlennost trenirovochnyih nagruzok - osnovnyie faktoryi upravleniya dinamikoy rabotosposobnosti dzyudoistov [Training load volume and goal as key factors of performance control in judo]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2017. # 7. pp. 66-68.
3. Demin V.A., R.A. Piloyan, V.S. Sedlov Deyatelnostny analiz bortsovskih poedinkov [Activity analysis of wrestling fights]. Wrestling: Yearbook. M., 1979. pp. 60-65.
4. Levitskiy A.G. Upravlenie protsessom podgotovki dzyudoistov s uche-tom urovnya individualnoy gotovnosti k sorevnovatelnoy deyatelnosti [Management of training process in judo based on individual competitive fitness level]. Doct. diss.. (Hab.). St. Petersburg, 2002. 438 p. il.
5. Beissner C., Birod M. Judo. Training, Tecnik, Taktik. Hamburg, 1982. 220 p.
6. Czech G., Jurgens D., Peukert E. Freier Ringkampf. Berlin: Sportverlag, 1974. 132 p.
7. Müller-Deck H., Lehman G. Judo. Berlin: Sportverlag, 1983. 160 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
разработка шкалированного анализа адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптивного физического воспитания
Кандидат медицинских наук, доцент И.В. Федотова1 Кандидат медицинских наук, доцент И.С. Таможникова1 Е.В. Николаев2 Д.Г. Амазян2
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград 2Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
УДМ^С 616-01/099/316.04
Ключевые слова: уровень адаптации, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптивное физической воспитание.
Введение. В оценке эффективности восстановительных мероприятий средствами адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья большую роль играют адаптационные механизмы [1]. Учитывая специфику медико-психологического состояния лиц несовершеннолетнего возраста, имеющих инвалидность, важен подбор методик и разработка новых средств диагностики дизадаптации [1]. Авторская методика анализа уровня адаптационных возможностей позволит адекватно корректировать процесс физической реабилитации.
Цель исследования - провести шкалированный анализ уровня адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе восстановительных мероприятий с помощью разработки авторской системы индивидуальной диагностики дизадаптации.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе научно-практического центра адаптивной физической культуры «Без границ». Обследовано 156 человек с диагнозами: «Синдром Дауна», «Аутизм», «Детский церебральный паралич», «Нарушения слуха и зрения», «Врожденные и приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата», имеющих инвалидность. Проведен сбор данных гомеостатического состояния ведущих систем организма и социологический опрос в рамках первичного (с 1-й по 5-ю неделю мониторинга) и вторичного (с 6-й по 10-ю неделю мониторинга) скринингов. Разработана система оценки уровня индивидуальной адаптации.
DEVELOPMENT OF SCALED ANALYSIS OF ADAPTIVE CAPABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION PROCESS
PhD, Associate Professor I.V. Fedotova1 PhD, Associate Professor I.S. Tamozhnikova1 E.V. Nikolaev2 D.G. Amazyan2
Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd 2Volgograd State Technical University, Volgograd
Поступила в редакцию 01.12.2019 г.
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам анализа полученных данных ряда информационно значимых функциональных и социологических показателей проведен авторский шкалированный анализ адаптационных возможностей организма детей с ограниченными возможностями здоровья. Изначально низкий и средний исходный уровень адаптации статистически значимо превалирует (84%) в сравнении с высоким -16%. Данная тенденция свидетельствует о наличии дизадаптационных сдвигов у инвалидов несовершеннолетнего возраста до начала занятий по авторским методикам адаптивного физического воспитания. В процессе физической реабилитации наблюдается достоверная тенденция улучшения показателей адаптационных возможностей организма: не зафиксирован низкий уровень, средний достоверно чаще встречается с 6-й по 10-ю неделю динамического контроля в сравнении с 1-й по 5-ю (57% vs 42%), высокий -статистически значимо превалирует во второй половине занятий относительно первой (43% vs 16%).
Вывод. Проведенное исследование позволило дать комплексную оценку адаптационных возможностей организма детей с ограниченными возможностями здоровья как во время занятий адаптивным физическим воспитанием, так и на протяжении процесса реабилитационных мероприятий. Конкретизация данных первичного и вторичного скрининг-обследований позволяет констатировать факт успешной адаптации к предложенным детям авторским методикам адаптивного физического воспитания.
Литература
1. Гусейнова С.Н. Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе / С.Н. Гусейнов // Молодой ученый. - 2017. - № 22 (156). - С. 398-401.
Информация для связи с автором: [email protected]