Научная статья на тему 'Алгоритмизированная модель создания единого регионального предприятия водо-канализационного хозяйства смешанной формы собственности'

Алгоритмизированная модель создания единого регионального предприятия водо-канализационного хозяйства смешанной формы собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светицкая В. В.

В последнее время внимание к коммунальной инфраструктуре в нашей стране со стороны государственного и частного секторов растет. Жилищно-коммунальное хозяйство России — это многоотраслевой комплекс, который включает взаимозависимые, но в то же время достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Светицкая В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритмизированная модель создания единого регионального предприятия водо-канализационного хозяйства смешанной формы собственности»

СВЕТИЦКАЯ В.В.

АЛГОРИТМИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В0Д0-КАНАЛИЗАЦИ0НН0Г0 ХОЗЯЙСТВА СМЕШАННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

В последнее время внимание к коммунальной инфраструктуре в нашей стране со стороны государственного и частного секторов растет.

Жилищно-коммунальное хозяйство России — это многоотраслевой комплекс, который включает взаимозависимые, но в то же время достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Количество предприятий ЖКХ — более 52 тыс., численность работающих на них — свыше 4,2 млн. человек, среднегодовой объем производимых работ и услуг — порядка 900 млрд. руб.[1, с. 9]. Потребителями услуг является практически все население страны и хозяйствующие субъекты экономики.

Неплатежеспособность предприятий ЖКХ — одна из острейших проблем российской экономи-2ки переходного периода. Коммунальное хозяйство России остается убыточным. Положение в ЖКХ в _0 последнее время стало одним из основных препятствий нормализации социально-экономического климата в стране. Начинает подниматься вопрос о банкротстве сферы коммунальных услуг целых регионов.

Решением накопившихся проблем представляется продуктивное сотрудничество государствен-^ ного сектора и частного бизнеса в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Особое место в системе жилищно-коммунального хозяйства занимают предприятия водо-кана-Ш лизационного хозяйства, что обусловлено особенностями их воспроизводственного процесса, сложив-□ шейся структурой управления и системой тарификации услуг.

ГМ В настоящее время в секторе коммунального водоснабжения и водоотведения России набирает

о

I—

®

I—

о

силу процесс вхождения частного бизнеса в управление предприятиями ВКХ, уже работает несколько частных компаний-операторов, управляющих эксплуатацией объектов данной сферы.

Предлагаемая модель сориентирована на реструктуризацию системы управления предприятиями водо-канализационного хозяйства в рамках Ростовской области, изменения формы и структуры а собственности предприятий ВКХ, построение единой системы взаимодействия государственного и § частного сектора в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. ^ При создании модели акционирования предприятий водо-канализационного хозяйства в кон-2 тексте решения проблем реструктуризации предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства были использованы результаты научных исследований по проблеме реструктуризации предприятий ЕЕ коммунальной энергетики, а так же обзор мировых моделей государственно-частного партнерства в

сфере коммунальных услуг и оценка возможности их трансформации к российским условиям. ^ Среди мировых моделей государственно-частного партнерства в сфере коммунальных услуг

о выделяют:

^ - привлечение частных подрядчиков при государственном контроле, инвестициях и собствен-

о

£ ности;

о - частная эксплуатация и инвестиции при сохранении государственного контроля и собствен-

ен

о ности;

0 - концессионные контракты;

сь

^ - создание совместных предприятий;

1 - полная передача права собственности частному сектору;

ф - ассоциации малого бизнеса по оказанию коммунальных услуг [4, с. 29].

™ Наибольший интерес для предприятий водо-канализационного хозяйства представляет созда-

ние совместных предприятий, то есть совместная эксплуатация, инвестиции и собственность с со-

® хранением государственного контроля. Используя такую схему взаимоотношений, государство и

о

х

О

частные компании, вступая в совместную собственность, принимают на себя ответственность за организацию системы предоставления услуг водоснабжения и водоотведения.

Исследователи обращают внимание на опыт Польши, показывающий, что при создании совме-

стного предприятия оба партнера инвестируют средства и поэтому в равной степени заинтересованы в работе компании, а совместная работа придает большую гибкость принятию решений, способствует поиску новых путей сотрудничества и помогает участникам оптимизировать свои цели.

Они также выделяют следующие возможные сложности применения модели создания совместных предприятий в российских условиях:

1. Необходимость осуществлять постоянный контроль, когда местная власть должна обеспечивать строгую государственную отчетность и следить за максимилизацией доходов предприятия.

2. Частные компании склонны фокусировать внимание на практическом результате, а региональные власти — на функциональной эффективности деятельности предприятия.

Данные проблемы представляется возможным решить путем создания региональной институциональной структуры «Водоканала», путем сведения в общую вертикально интегрированную структуру и последующего акционирования разрозненных предприятий ВКХ области.

Для этого можно обратиться к разработкам в области реорганизации предприятий коммунальной энергетики.

Юридические схемы реорганизации муниципальных унитарных предприятий коммунальной энергетики достаточно разнообразны.

Наиболее простой с точки зрения объема производимых изменений — вариант передачи части имущества муниципального предприятия частной компании посредством заключения договоров 2 обслуживания, аренды, организации простого товарищества. Его модификация — предварительное ^ выведение этих активов из хозяйственного ведения МУП с последующей передачей в аренду част- ц ной управляющей компании непосредственно муниципалитетом. ®

Другой вариант — акционирование. При этом МУП может быть предварительно разделен, а его ^ монопольная структура — не должна акционироваться. В дальнейшем часть созданных акционер- ^ ных обществ может быть приватизирована, либо их акции могут быть переданы в доверительное уп- ^ равление. □

Дополнительным и весьма перспективным инструментом могут стать концессии [5, с. 36]. О

Например, в Новосибирской области в августе 2003г. было зарегистрировано ООО «Управляющая компания малой и коммунальной энергетики», которому в качестве вклада в уставный капитал ^ передан комплекс энергетического оборудования (4 котельных, тепловые и электрические сети) в 0 р.п. Мошково. Второй соучредитель компании — частный инвестор с долей в уставном капитале 51%, ® внесенной денежными средствами [2, с. 23].

о

Несмотря на декларируемое стремление власти привлечь в этот сектор частный капитал, ника- ®

ких принципиальных шагов для создания благоприятных условий до сих пор не сделано. Практика | показала, что государство, по сути, перекладывает проблемы ЖКХ на плечи частных инвесторов. В ^ итоге получается, что инвестор, вместо того чтобы вкладывать свой капитал в ресурсосберегающие о технологии, вынужден финансировать текущую деятельность предприятия, покрывая тем самым ^ недееспособность бюджетов различных уровней [2, с. 24]. £2

Учитывая специфику воспроизводственного процесса и современного состояния предприятий ^ ВКХ, предлагается утвердить положение о проведении процедур банкротства предприятий данной < сферы с обязательным проведением процедуры внешнего управления с целью реконструкции инже- о нерных систем и инфраструктуры. При этом, прогнозировать мероприятия по техническому перево- 0 оружению за счет средств регионального и местного бюджетов, а так же самих предприятий. °

Предлагается создание единого регионального предприятия ВКХ смешанной формы собствен ности в рамках Ростовской области путем передачи в собственность новой институциональной струк туры «Водоканала» имущества и инженерной инфраструктуры бывших МУП, со следующим распре делением долей:

- 51% акций — доля государственной собственности, из них:

- 21% акций — доля регионального органа исполнительной власти (Администрация Ростовс кой области) в лице созданного соответствующего органа управления;

- 30% акций — доля муниципального органа исполнительной власти (Администрации населен ных пунктов и районов области);

- 49% акций — доля частных предприятий.

Распределение долей в создаваемом акционерном обществе представлено на рисунке 1.

Вёп6[?ё 1. ВапТдаааёНеа а/ёае а п/дааааа¡11 аёоёНад'п} /аиапоаа.

Ш

.о ь и га

I

01 г

0] □

□ ш

о

I—

®

I— ^

о а

>

о о

о а

о

<

>

о о

о о

IX

о

X

о

Создание единого регионального предприятия ВКХ в форме акционерного общества смешанной формы собственности с распределения долей соответствующим образом было предложено по следующим причинам.

Полный переход в частную собственность предприятий ЖКХ более адекватен для предприятий, осуществляющих деятельность по оказанию коммунальных услуг в части содержания жилого фонда, с развитием конкурентных отношений на основе повышения качества предоставляемых и создания уникальных услуг. Предприятия ВКХ имеют в данном отношении некоторую специфику, например ограниченную возможность выбора потребителем поставщика данных услуг. Предоставление услуг водоснабжения является основой деятельности учреждений социальной сферы (роддома и больницы). Поэтому, обеспечение стабильного их функционирования — главная задача государства, так как действия полностью частного предприятия водоснабжения в случае задержки оплаты со стороны бюджетных учреждений социальной сферы вполне прогнозируемы, так же как и последствия отключения.

Распределение долей между региональным органом исполнительной власти и муниципалитетом производится исходя из существующей системы управления предприятиями ВКХ в части порядка утверждения тарифа.

Многоступенчатая процедура утверждения тарифов на услуги предприятия ВКХ, действующая на данный момент, основывается на следующем.

Экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые в городах и райцентрах области, устанавливаются Администрацией области на очередной финансовый год до принятия Областного закона о бюджете.

Экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые в сельских населенных пунктах области, устанавливаются органами местного самоуправления на очередной финансовый год до принятия Областного закона о бюджете [3].

Более подробно процесс утверждения экономически обоснованного тарифа на услуги водоснабжения предприятия ВКХ, действующий в Ростовской области, представлен на рисунке 2.

В расчетах были использованы данные по размеру и соотношению средств, выделенных на техническое оздоровление в рамках проведения процедуры внешнего управления Муниципального унитарного предприятия г. Белая Калитва и Белокалитвенского района Ростовской области «Водоканал» (далее МУП БК «Водоканал»).

В 2004г. на техническое оздоровление МУП БК «Водоканал» было затрачено 9 817,6 тыс. рублей, из которых собственные средства предприятия составили 5 115,9 тыс. рублей или 53%, средства местного бюджета — 39%, средства господдержки — 8%. Процедура внешнего управления на предприятии проводилась вполне эффективно и позволила улучшить техническое состояние основных фондов и финансово-экономические показатели деятельности предприятия.

Предполагается, что участие со стороны муниципалитета позволит при проведении процедур банкротства предприятий ВКХ выделять средства на реконструкцию систем водоснабжения (например, при процедуре внешнего управления), а также создавать инвестиционные программы для модернизации сетей и инфраструктуры.

Являясь государственной и муниципальной собственностью, предприятия жилищно-коммунального хозяйства оказались всецело зависящими от предоставляемых дотаций и субсидий из бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Занижение уровня отпускных тарифов муниципальными органами исполнительной власти, выделение предприятиям дотаций не в полном объеме приводят к нарастанию убытков и неплатежей. В подавляющем большинстве случаев именно

недофинансирование со стороны государства служит причиной финансового кризиса предприятий рассматриваемой отрасли.

ВёпоПё 2. Мёпда/а 6даад&аа[ёу уёННё+апёё ?а?п!?аа!!?а? дадёба (а опёоаё а1а1п(аа^а(ёу.

В общем по стране, кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Именно круг этих проблем предполагается решить при создании единого регионального предприятия ВКХ смешанной формы собственности.

Управление и контроль со стороны регионального органа исполнительной власти (создание при Администрации области соответствующего органа) при привлечении средств и опыта управления частных компаний позволит:

- осуществить бюджетирование региональной структуры «Водоканала»;

- определить размер и источники необходимых средств при составлении бюджета области;

- осуществлять контроль за поступлением и использованием бюджетных средств на предприятие;

N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

га т

01

г

со □

□ си

о

I—

0

I—

^

О

а о

X

>

О X

X ф

со

I—

О

а

о <

>

о о

о о

о о сь

о

X

о

со

- гарантировать возможность деятельности учреждений социальной сферы;

- утвердить экономически обоснованные тарифы за предоставление услуг, а также возможность перейти на новую систему тарификации услуг водоснабжения и канализации;

- предотвратить использование процедур банкротства предприятий данной сферы с целью передела собственности;

- привлечь частных акционеров и инвесторов;

- оптимизировать размер, порядок и процедуру предоставления дотаций;

- поддержать социальную стабильность;

- осуществлять заботу об охране окружающей среды.

Деятельность муниципальной власти позволит выявлять слабые места существующего предприятия в рамках отдельного города или района области в целях оптимизации воспроизводственного процесса предприятия и направления финансовой поддержки.

Приход частного бизнеса на предприятие позволит внедрить эффективные системы управления, а также обеспечит действие экономических стимулов снижения издержек, внедрение новых энерго — и ресурсосберегающих технологий.

При этом на всех участниках совместного предприятия будет лежать ответственность за создание и внедрение:

ГМ - новой эффективной структуры управления предприятием;

я - производственного плана и бюджета предприятия;

0 - системы диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

1 - механизма распределения прибыли предприятия, приемлемого для всех участников акционере ров общества;

01 и и

2 - механизма возвратности инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности предприятия;

д - эффективных ресурсосберегающих и природоохранных технологий;

□ - информационных технологий обеспечения воспроизводственного процесса предприятия.

Таким образом, предлагаемая алгоритмизированная модель создания единого регионального -<> предприятия водо-канализационного хозяйства смешанной формы собственности позволит внедрить а особую форму взаимодействия между представителями региональной и муниципальной власти и ф частными инвесторами, что позволит решить существующие проблемы функционирования предпри-и ятий сектора коммунального водоснабжения и водоотведения, являющегося неотъемлемой частью ф сферы жилищно-коммунальных услуг.

>

о о

ЛИТЕРАТУРА.

1. Извлечения из выступления В.А. Аверченко «ЖКХ России: состояние и перспективы» // ЖКХ — Ее журнал руководителя и главного бухгалтера. 2004. № 11. Ч. II.

ЕЕ 2. Мустафина Е.С. Проблемы ЖКХ с позиции частного бизнеса // ЖКХ — журнал руководителя и о. главного бухгалтера. 2005. № 3. Ч. I.

< 3. Об установлении единого порядка расчета и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные ^ услуги в Ростовской области: Постановление Главы Администрации Ростовской области от о 30.12.1998 г. № 555 // Наше время. 2004. 18 августа. № 199.

о 4. Осипова В.А., Ходарев А.С. Государственно-частное партнерство в сфере коммунальных услуг: ^ мировые модели и возможность их трансформации к российским условиям // ЖКХ — журнал 2 руководителя и главного бухгалтера. 2005. № 8. Ч. I.

£ 5. Фурщик М.А. Реструктуризация предприятий коммунальной энергетики // ЖКХ — журнал руководителя и главного бухгалтера. 2005. № 8. Ч. I.

X

I—

®

®

О х

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.