АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
Канд. техн. наук, доц. ЧЕПЕЛЕВА Т. И.
Белорусский национальный технический университет
В качестве критерия экономической эффективности производственных процессов транспортных машин принято отношение суммарной целевой отдачи транспортных машин определенной марки к затратам на их производственные процессы
п
I =-7=-.
I м
1=1
При этом рассматривается целевая отдача транспортной машины с ее совокупностью множества компонентов. Для транспортных машин целевая отдача может быть выражена количеством пассажиро-километров или тонно-километров. Целевая отдача транспортных машин - это прибыль, которую может обеспечить применение той или иной транспортной машины. Расчет показателей рентабельности отдельных видов транспортных машин способствует решению вопросов их целесообразного использования и выгоды их производственных процессов, а также смысла их производства, т. е. затрат на производственные процессы.
Определение. Если 11 - показатель годовой рентабельности производственных фондов; ^17 - тариф 1 т-км в 7-м году; ^27 - себестоимость 1 т-км в 7-м году; Е,37 - количество транспортных машин, эксплуатируемых в 7-м году; %47 - средняя часовая производительность одной транспортной машины в 7-м году; ^57 -средний годовой пробег в 7-м году; ^67 - среднегодовая величина производственных фондов в 7-м году, то
II =7^17 ^27 )^47 ^ ^37 = Т~^27) *
(
Прибыль, у. е.
Л
Производственные фонды, у. е.
где С, = ^47^57^37.
Определение. Показателем полной эффективности производственных фондов 12 называется отношение прибыли, полученной в результате эксплуатации транспортной машины, к затратам на ее изготовление с учетом затрат на создание новой серии транспортных машин
I =
1 (Прибыль, у. е.^
Затраты, у. е.
где ^77 - затраты на создание новых серий, видов машин; - то же на серийное производство (изготовление) данного вида транспортной машины в 7-м году; ^97 - то же на эксплуатацию транспортных машин определенного вида в 7-м году; т - число лет эксплуатации транспортной машины; р - количество лет создания и эксплуатации данного вида транспортных машин.
Определение. Отношение результатов транспортной работы в натуральной форме ко всем затратам на производственные процессы называется показателем удельной производительности 13
1з =-
7=1
(
У
I (^77 +^8 7 +^91)
ткт (пас. /км) Затраты, у. е.
Л
х
Здесь 11, 12, 13 - целевые функции при исследовании эффективности транспортных машин. При этом заведомо выполняется требование, предъявляемое к целевым функциям: большему значению показателей экономической эффективности соответствует более эффективный вариант работы транспортной машины.
Целевая отдача 14 транспортных машин будет выражаться объемом транспортной работы в пассажиро-километрах за весь период эксплуатации, грузо-километрах, выполняемых всеми транспортными машинами определенного типа, или будет определяться суммарной прибылью, получаемой от работы транспортного средства. Однако следует установить величины параметров эксплуатации. Это довольно трудоемкая работа, поскольку она связана с прогнозированием данных параметров, а также с учетом формирования парка транспортных машин и ввода их в эксплуатацию.
Целевая отдача транспортных машин выражается формулой
т
14 =1 (Рр, К,.
1 =1
Средняя часовая производительность р41 определяется
р41 = Р10,Ур,
где р101 - коммерческая нагрузка транспортной машины; - коэффициент загрузки транспортной машины в 1-м году ее эксплуатации; ур - рейсовая скорость транспортной машины;
5
Ур I+ М'
5 - дальность безостановочных перевозок; t -время проезда между пунктами маршрута; At -потеря времени на объезды, связанные с ремонтами дорог, с задержками на остановках, с перегрузками дорог, с задержками аварийных ситуаций.
Затраты на создание новых моделей машин связаны с затратами на проектирование, создание новых марок транспортных машин, заводские испытания, государственные испытания, распределенные по годам их создания в соответствии с цикловым графиком выполнения отдельных стадий производства.
Затраты на серийный выпуск транспортных машин включают расходы по подготовке про-
изводства данной модели машин и непосредственно затраты на производство необходимого количества транспортных машин, в том числе их отдельных деталей, узлов.
Все эти затраты на создание новых моделей и серийный выпуск машин в определенном году исчисляются по формуле
Р8, = Р12, + (Р13, + Р14,Г)е, ,
где р121 - затраты на подготовку серийного производства транспортных машин в 1-м году; р131 - отпускная цена транспортной машины в 1-м году; р141 - вид двигателя и его отпускная цена; г - количество двигателей; е, - то же транспортных машин, изготовленных в 1-м году.
Затраты на производственные фонды рассчитываются следующим образом:
р
р151 = к1 ,
1=1
где к1 - коэффициент пропорциональности, равный величине вложений в производственные фонды, приходящийся на денежную единицу вложений в автомобильный парк, к1 = к2к3; где к2 - то же вложений в основные производственные фонды, приходящийся на денежную единицу вложений в автомобильный парк, Р
к2 = —р161 - процент затрат в структуре ос-
Р17
новных фондов, приходящийся на средства обслуживания и обеспечения эксплуатации автомобильного парка; р171 - то же на автомобиль-
Р
ный парк; к3 = —18 + 1; р18 - процент затрат
Р19
в структуре производственных фондов, приходящийся на нормируемые оборотные фонды; р19 - то же в структуре производственных фондов, приходящийся на основные фонды.
Годовые затраты по эксплуатации парка автомобилей вычислим по формуле
р201 = р151 + р211 р221 р261т1 + р231П1 +р241^1 + р25,Р1,
где р151 - затраты на подготовку эксплуатации автомобилей в 1-м году; р 211 - текущая себестоимость одного тонно-километра в 1-м году; р221 - средняя часовая производительность одной транспортной машины в 1-м году; р231 - затраты на один капитальный ремонт транспортной машины в 1-м году; р241 - то же двигателя в 1-м
году; К257 - то же на приобретение одного двигателя в 7-м году вместо отработавшего ресурс; К267 - средний годовой пробег машины в 7-м году; т7 - среднее количество транспортных машин, эксплуатируемых в 7-м году; п7 - то же капитальных ремонтов машин в 7-м году;
- то же капитальных ремонтов двигателя в 7-м году; р7 - то же двигателей, заменяемых среднее количество капитальных ремонтов двигателя в 7-м году эксплуатации.
Затраты на подготовку эксплуатации новых марок машин можно рассчитать
К157 = к4 ^267,
где К267 - затраты на изготовление автомобильного парка в 7-м году; к4 - коэффициент пропорциональности, равный соотношению между затратами на автомобильный парк и затратами
1 п
на подготовку эксплуатации, к4 = а 7,
где ф7 - процент основных фондов данной V
К317
марки машин; ф7
а7 - доля основных
фондов данной марки машин в общей структуре основных фондов; у - срок службы автомобильного парка; - амортизационный срок службы основных фондов данной серии машин.
Среднегодовое количество капитальных ремонтов машин в период эксплуатации определим по формуле
К = П7К267 •'217 - к > Ч 28 7
где К28 7 - межремонтный ресурс работы транспортной машины в -м году.
Среднегодовое количество капитальных ремонтов двигателей в период эксплуатации составит
К = пК26 7 Ь297 ~ К ' К30 7
где К307 - межремонтный ресурс двигателя в 7-м году.
Среднегодовое количество двигателей, необходимых для замен, вышедших из строя, отработавших определенный ресурс, можно рассчитать по формуле
где К32 7 - полный ресурс двигателей в 7-м году.
Алгоритм расчета показателя годовой рентабельности производственных фондов будет иметь вид
т (К17 — К217)К10^р К117К5 7К37
15 =-П-Р-*
к11 (I (К137 +К147')) =1
Прибыль, у. е. Производст. фонды, у. е.
Показатель полной рентабельности производственных процессов можно найти следующим образом:
16 =
( р (
14 / II К77 + к4К8 - к4К127
V 7=1 V
+К217К227К267т7 + ^237^277 + К247 К297
+ -
п!
!(п - г)!
" К14 7К3
Прибыль, у. е. ^ Затраты, у. е.
Алгоритм расчета показателя удельной производительности будет иметь вид
17 =11^7 / I (К77 + К 7 + к4^87 - к4К127"
V 7=1 7=1
К Ь 7/ К 28
( т-м I-пгл г* /тлл тЛ
+ К29 ДК247 +К137))
ткт (пас. /км) Затраты, у. е.
Выпуск ненадежных машин приводит к увеличению общего количества необходимых деталей, росту ремонтного фонда, повышению эксплуатационных расходов, уменьшению выработки или объема создаваемых потребительных стоимостей.
В Ы В О Д
Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Общая рентабельность предприятия рассматривается как функция ряда количественных показателей: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируе-
мых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции (транспортных машин). Показатели рентабельности представлены инструментом инвестиционной политики и ценообразования. Проведена формализация показа-
телей экономической эффективности производства транспортных машин.
Поступила 23.07.2010