Научная статья на тему 'Алгоритмизация показателей экономической эффективности производства транспортных машин'

Алгоритмизация показателей экономической эффективности производства транспортных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чепелева Т. И.

Рентабельность и доходность показаны как общая экономическая характеристика, отражающая конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Рентабельность производства транспортных машин представлена как относительный показатель уровня доходности бизнеса. Составлены алгоритмы для расчета основных показателей экономической эффективности транспортных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithmization of Economic Efficiency Indices Pertaining to Manufacturing of Transport Machinery

The paper shows that cost effectiveness and profitability are considered as a general economic characteristic that reflects a final efficiency of an enterprise operation and its output products. The main index of cost effectiveness level is a ratio of a general profit amount to productive assets. Cost effectiveness of transport machinery manufacturing is presented as a relative index of business profitability level. Algorithms for calculation of main economic efficiency pertaining to transport machinery have been developed in the paper.

Текст научной работы на тему «Алгоритмизация показателей экономической эффективности производства транспортных машин»

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Канд. техн. наук, доц. ЧЕПЕЛЕВА Т. И.

Белорусский национальный технический университет

В качестве критерия экономической эффективности производственных процессов транспортных машин принято отношение суммарной целевой отдачи транспортных машин определенной марки к затратам на их производственные процессы

п

I =-7=-.

I м

1=1

При этом рассматривается целевая отдача транспортной машины с ее совокупностью множества компонентов. Для транспортных машин целевая отдача может быть выражена количеством пассажиро-километров или тонно-километров. Целевая отдача транспортных машин - это прибыль, которую может обеспечить применение той или иной транспортной машины. Расчет показателей рентабельности отдельных видов транспортных машин способствует решению вопросов их целесообразного использования и выгоды их производственных процессов, а также смысла их производства, т. е. затрат на производственные процессы.

Определение. Если 11 - показатель годовой рентабельности производственных фондов; ^17 - тариф 1 т-км в 7-м году; ^27 - себестоимость 1 т-км в 7-м году; Е,37 - количество транспортных машин, эксплуатируемых в 7-м году; %47 - средняя часовая производительность одной транспортной машины в 7-м году; ^57 -средний годовой пробег в 7-м году; ^67 - среднегодовая величина производственных фондов в 7-м году, то

II =7^17 ^27 )^47 ^ ^37 = Т~^27) *

(

Прибыль, у. е.

Л

Производственные фонды, у. е.

где С, = ^47^57^37.

Определение. Показателем полной эффективности производственных фондов 12 называется отношение прибыли, полученной в результате эксплуатации транспортной машины, к затратам на ее изготовление с учетом затрат на создание новой серии транспортных машин

I =

1 (Прибыль, у. е.^

Затраты, у. е.

где ^77 - затраты на создание новых серий, видов машин; - то же на серийное производство (изготовление) данного вида транспортной машины в 7-м году; ^97 - то же на эксплуатацию транспортных машин определенного вида в 7-м году; т - число лет эксплуатации транспортной машины; р - количество лет создания и эксплуатации данного вида транспортных машин.

Определение. Отношение результатов транспортной работы в натуральной форме ко всем затратам на производственные процессы называется показателем удельной производительности 13

1з =-

7=1

(

У

I (^77 +^8 7 +^91)

ткт (пас. /км) Затраты, у. е.

Л

х

Здесь 11, 12, 13 - целевые функции при исследовании эффективности транспортных машин. При этом заведомо выполняется требование, предъявляемое к целевым функциям: большему значению показателей экономической эффективности соответствует более эффективный вариант работы транспортной машины.

Целевая отдача 14 транспортных машин будет выражаться объемом транспортной работы в пассажиро-километрах за весь период эксплуатации, грузо-километрах, выполняемых всеми транспортными машинами определенного типа, или будет определяться суммарной прибылью, получаемой от работы транспортного средства. Однако следует установить величины параметров эксплуатации. Это довольно трудоемкая работа, поскольку она связана с прогнозированием данных параметров, а также с учетом формирования парка транспортных машин и ввода их в эксплуатацию.

Целевая отдача транспортных машин выражается формулой

т

14 =1 (Рр, К,.

1 =1

Средняя часовая производительность р41 определяется

р41 = Р10,Ур,

где р101 - коммерческая нагрузка транспортной машины; - коэффициент загрузки транспортной машины в 1-м году ее эксплуатации; ур - рейсовая скорость транспортной машины;

5

Ур I+ М'

5 - дальность безостановочных перевозок; t -время проезда между пунктами маршрута; At -потеря времени на объезды, связанные с ремонтами дорог, с задержками на остановках, с перегрузками дорог, с задержками аварийных ситуаций.

Затраты на создание новых моделей машин связаны с затратами на проектирование, создание новых марок транспортных машин, заводские испытания, государственные испытания, распределенные по годам их создания в соответствии с цикловым графиком выполнения отдельных стадий производства.

Затраты на серийный выпуск транспортных машин включают расходы по подготовке про-

изводства данной модели машин и непосредственно затраты на производство необходимого количества транспортных машин, в том числе их отдельных деталей, узлов.

Все эти затраты на создание новых моделей и серийный выпуск машин в определенном году исчисляются по формуле

Р8, = Р12, + (Р13, + Р14,Г)е, ,

где р121 - затраты на подготовку серийного производства транспортных машин в 1-м году; р131 - отпускная цена транспортной машины в 1-м году; р141 - вид двигателя и его отпускная цена; г - количество двигателей; е, - то же транспортных машин, изготовленных в 1-м году.

Затраты на производственные фонды рассчитываются следующим образом:

р

р151 = к1 ,

1=1

где к1 - коэффициент пропорциональности, равный величине вложений в производственные фонды, приходящийся на денежную единицу вложений в автомобильный парк, к1 = к2к3; где к2 - то же вложений в основные производственные фонды, приходящийся на денежную единицу вложений в автомобильный парк, Р

к2 = —р161 - процент затрат в структуре ос-

Р17

новных фондов, приходящийся на средства обслуживания и обеспечения эксплуатации автомобильного парка; р171 - то же на автомобиль-

Р

ный парк; к3 = —18 + 1; р18 - процент затрат

Р19

в структуре производственных фондов, приходящийся на нормируемые оборотные фонды; р19 - то же в структуре производственных фондов, приходящийся на основные фонды.

Годовые затраты по эксплуатации парка автомобилей вычислим по формуле

р201 = р151 + р211 р221 р261т1 + р231П1 +р241^1 + р25,Р1,

где р151 - затраты на подготовку эксплуатации автомобилей в 1-м году; р 211 - текущая себестоимость одного тонно-километра в 1-м году; р221 - средняя часовая производительность одной транспортной машины в 1-м году; р231 - затраты на один капитальный ремонт транспортной машины в 1-м году; р241 - то же двигателя в 1-м

году; К257 - то же на приобретение одного двигателя в 7-м году вместо отработавшего ресурс; К267 - средний годовой пробег машины в 7-м году; т7 - среднее количество транспортных машин, эксплуатируемых в 7-м году; п7 - то же капитальных ремонтов машин в 7-м году;

- то же капитальных ремонтов двигателя в 7-м году; р7 - то же двигателей, заменяемых среднее количество капитальных ремонтов двигателя в 7-м году эксплуатации.

Затраты на подготовку эксплуатации новых марок машин можно рассчитать

К157 = к4 ^267,

где К267 - затраты на изготовление автомобильного парка в 7-м году; к4 - коэффициент пропорциональности, равный соотношению между затратами на автомобильный парк и затратами

1 п

на подготовку эксплуатации, к4 = а 7,

где ф7 - процент основных фондов данной V

К317

марки машин; ф7

а7 - доля основных

фондов данной марки машин в общей структуре основных фондов; у - срок службы автомобильного парка; - амортизационный срок службы основных фондов данной серии машин.

Среднегодовое количество капитальных ремонтов машин в период эксплуатации определим по формуле

К = П7К267 •'217 - к > Ч 28 7

где К28 7 - межремонтный ресурс работы транспортной машины в -м году.

Среднегодовое количество капитальных ремонтов двигателей в период эксплуатации составит

К = пК26 7 Ь297 ~ К ' К30 7

где К307 - межремонтный ресурс двигателя в 7-м году.

Среднегодовое количество двигателей, необходимых для замен, вышедших из строя, отработавших определенный ресурс, можно рассчитать по формуле

где К32 7 - полный ресурс двигателей в 7-м году.

Алгоритм расчета показателя годовой рентабельности производственных фондов будет иметь вид

т (К17 — К217)К10^р К117К5 7К37

15 =-П-Р-*

к11 (I (К137 +К147')) =1

Прибыль, у. е. Производст. фонды, у. е.

Показатель полной рентабельности производственных процессов можно найти следующим образом:

16 =

( р (

14 / II К77 + к4К8 - к4К127

V 7=1 V

+К217К227К267т7 + ^237^277 + К247 К297

+ -

п!

!(п - г)!

" К14 7К3

Прибыль, у. е. ^ Затраты, у. е.

Алгоритм расчета показателя удельной производительности будет иметь вид

17 =11^7 / I (К77 + К 7 + к4^87 - к4К127"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V 7=1 7=1

К Ь 7/ К 28

( т-м I-пгл г* /тлл тЛ

+ К29 ДК247 +К137))

ткт (пас. /км) Затраты, у. е.

Выпуск ненадежных машин приводит к увеличению общего количества необходимых деталей, росту ремонтного фонда, повышению эксплуатационных расходов, уменьшению выработки или объема создаваемых потребительных стоимостей.

В Ы В О Д

Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Общая рентабельность предприятия рассматривается как функция ряда количественных показателей: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируе-

мых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции (транспортных машин). Показатели рентабельности представлены инструментом инвестиционной политики и ценообразования. Проведена формализация показа-

телей экономической эффективности производства транспортных машин.

Поступила 23.07.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.