Научная статья на тему 'Алгоритм выбора методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями'

Алгоритм выбора методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / методологические подходы / алгоритм управленческих процессов / дерево целей / муниципальное образование / местное сообщество. / strategic management / methodological approaches / management processes algorithm / goal tree / municipality / local community

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Миненко, М. В. Селиверстов

Рассмотрен выбор методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями при разных моделях их развития, определены уровни целеполагания и виды процессов при выборе методологических подходов, на основании чего разработан алгоритм разнонаправлено взаимодействующих процессов, направленных на реализацию дерева целей развития муниципального образования с учетом соблюдения интересов местного сообщества, таких как социальная, экологическая и экономическая стабильность, высокий уровень и комфортность жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. В. Миненко, М. В. Селиверстов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR CHOOSING METHODOLOGICAL APPROACHES TO STRATEGIC MANAGEMENT OF RURAL MUNICIPALITIES

The selection of methodological approaches to the strategic management of rural municipalities with different models of their development is considered, the levels of goal-setting and types of processes are determined when choosing methodological approaches, on the basis of which an algorithm is developed for multidirectional interacting processes aimed at implementing a tree of development goals for the municipal formation taking into account the interests of the local community such as social, environmental and economic stability, high standard and comfort spine of the population.

Текст научной работы на тему «Алгоритм выбора методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями»

АЛГОРИТМ ВЫБОРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К

СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ СЕЛЬСКИМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ

ОБРАЗОВАНИЯМИ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11122

Аннотация. Рассмотрен выбор методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями при разных моделях их развития, определены уровни целеполагания и виды процессов при выборе методологических подходов, на основании чего разработан алгоритм разнонаправлено взаимодействующих процессов, направленных на реализацию дерева целей развития муниципального образования с учетом соблюдения интересов местного сообщества, таких как социальная, экологическая и экономическая стабильность, высокий уровень и комфортность жизни населения.

Ключевые слова: стратегическое управление, методологические подходы, алгоритм управленческих процессов, дерево целей, муниципальное образование, местное сообщество.

В основе выбора методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями при разных моделях их развития лежит многоплановый алгоритм, состоящий из разнонаправленно взаимодействующих процессов, прежде всего направленных на реализацию дерева целей развития муниципального образования [1].

Первый, идущий «снизу-вверх», условно назовем его «организационный», формируется населением, предпринимателями и органами местного самоуправления -поселковыми и межпоселковыми сельскими советами, т.е. это тот внутрирайонный уровень, без которого невозможно существование ни местного самоуправления, ни административной системы. На этом уровне находятся потребности и цели индивидуумов, отдельных людей, входящих в состав населения, делового сообщества, органов местного самоуправления. Сейчас этот уровень из процесса целеполагания исключен, хотя треугольник целей «население - предприниматели - органы власти» существует на всех уровнях целепо-лагания непосредственно или опосредовано. Он трансформируется от конкретных потребностей на уровне поселений до общественных целей на уровне района, где

цели первичных целеносителей становятся социальными, экономическими и управленческими и интегрируются с целями политических и общественных организаций, органов управления. Без организационного потока достижение консенсуса между стратегическими ожиданиями населения и предпринимателей, предпринимателей и власти, населения и власти невозможно [2].

Управленческий процесс выбора методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями - это процесс, идущий «сверху вниз» по вертикали исполнительной власти. Он построен на логике управления социально-экономическими системами, связан с формальными процессами, методами и инструментами и представляет собой вертикаль или иерархию целей, соответствующую уровням управления: макроцели - федеральному, мезоцели - региональному, микроцели - уровню муниципальных образований, внутрирайонные цели - уровню входящих в них поселений - цели экономических субъектов и населения.

Исполнительные и законодательные органы управления района должны осуществлять выбор методологических подходов к

стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями в трех статусах: как носители целей государства и общества, как выразители целей населения района и как уловители объективных «здоровых» целей делового сообщества, способствующих выполнению первых двух групп целей [3].

Первый статус позволяет выделить управленческие цели района, второй - социальные цели, третий - экономические цели.

Алгоритм выбора методологических подходов к стратегическому управлению сельскими муниципальными образованиями представляет собой последовательность шести этапов [4]:

- на первом, идущем снизу-вверх, (население, предприниматели, поселковые советы) методом анкетирования и экспертных оценок, сбора наказов избирателей и т.п. формирует внутрирайонные цели, которые концентрируются на уровне района и проходят экспертную оценку в органах законодательной и исполнительной власти;

- на втором органами исполнительной власти района цели регионального уровня адаптируются к условиям своей территории путем соотнесения с моделью развития сельского муниципального образования (отраслевой, перераспределительной, территориальной).

- на третьем этапе цели, сформулированные организационным процессом синтезируются с целями, сформированными в управленческом процессе и адаптированными к внутрирайонному уровню, в результате чего с учетом анализа территории и факторов внешней среды осуществляется выбор методологического подхода к стратегическому управлению (инновационного, изыскательского или ресурсного);

- на четвертом этапе происходит построение дерева стратегических целей в результате дифференциации (их оценки и детализации во времени и пространстве) и структуризации с учетом подходов к орга-

низации государственного регулирования и государственной поддержки;

- на пятом этапе определяются возможности территории и региона по реализации поставленных целей и на этой основе -модель развития - отраслевая, перераспределительная или территориальная;

- на шестом этапе на их основе разрабатываются стратегические планы, программы социально-экономического развития, конкретные мероприятия;

- на седьмом этапе на основе дерева целей осуществляется практическая реализация выбранного методологического подхода к стратегическому управлению, мониторинг его эффективности, и возможная реализация альтернативного относительно него методологического подхода, определяются источники финансирования каждой из обозначенных мер.

Реализация выбранного методологического подхода, позволяющего создать благоприятную для развития местного сообщества внешнюю среду, при перераспределительной и территориальной позволит частично или полностью передать на местный уровень полномочия по наполнению бюджета территории, обеспечив их выполнение соответствующим бюджетным финансированием. Развитие местного сообщества позволит обеспечить баланс интересов муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации [5]. Прочная материальная, финансово-экономическая база местного сообщества будет способствовать стабильному поступлению налогов в бюджеты более высокого уровня. Район сможет развиваться преимущественно за счет собственных финансовых источников и не будет создавать проблем вышестоящим органам. При этом будут соблюдены интересы местного сообщества - социальная, экологическая и экономическая стабильность, высокий уровень и комфортность жизни населения, его социальная защищенность, а также возможность обмена опытом с другими местными сообщества-

ми.

Библиографический список

1. Государственная программа «Совершенствование государственного и муниципального управления в Алтайском крае» на 2015-2020 годы // СПС КонсультантПлюс

11З

2. О стратегическом планировании в Алтайском крае. Закон Алтайского края о 03.04.2015 № 30-3// СПС КонсультантПлюс

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.03 № 131 // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/ zakonsamouprav.html. - 15.10.2014.

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.38.mchs.gov.ru/law/detail.php?ID=62524

5. Селиверстов М.В. Актуальность проведения анализа состояния инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования / М.В. Селиверстов, А.В. Миненко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-3. - С. 36-39.

ALGORITHM FOR CHOOSING METHODOLOGICAL APPROACHES TO STRATEGIC MANAGEMENT OF RURAL MUNICIPALITIES

A.V. Minenko, Candidate of Economics, Docent of the Department M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The selection of methodological approaches to the strategic management of rural municipalities with different models of their development is considered, the levels of goal-setting and types of processes are determined when choosing methodological approaches, on the basis of which an algorithm is developed for multidirectional interacting processes aimed at implementing a tree of development goals for the municipal formation taking into account the interests of the local community such as social, environmental and economic stability, high standard and comfort spine of the population.

Keywords: strategic management, methodological approaches, management processes algorithm, goal tree, municipality, local community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.