Научная статья на тему 'Прогнозирование развития производственного потенциала сельского муниципального образования'

Прогнозирование развития производственного потенциала сельского муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / АЛГОРИТМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ПРОГНОЗНЫЕ РАСЧЕТЫ / MUNICIPALITY / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / PRODUCTION POTENTIAL / FORECASTING / FORECASTING METHODS / FORECASTING ALGORITHM / EXPECTED CALCULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миненко Алексей Васильевич, Акберов Камал Чолу Оглы

Рассмотрен производственный потенциал муниципального образования как объект прогнозирования. Обоснована потребность в специальных методиках построения и анализа моделей прогнозирования развития сельских муниципальных районов и их производственного потенциала. Производственный потенциал муниципального образования это трудовой, земельный, материально-технический и финансовый потенциалы, интерпретируются учеными по-разному в зависимости от цели своего исследования, а само муниципальное образование, как носитель производственного потенциала, совокупность элементов, в которую, помимо производственного потенциала, входят состояние окружающей среды, внутриполитическое устройство и система управления. Это позволило применить одинаковые подходы к прогнозированию и муниципального образования, и его производственного потенциала как к социально-экономическим системам, которым как объектам прогнозирования характерны сложность структурных элементов, стохастическое влияние человека и эволюционность. Предоставлена система прогнозирования развития производственного потенциала сельского муниципального образования как совокупность институтов, специализированных субъектов и процедур, объединенных организационно и обеспечивающих формирование научно обоснованного суждения о возможных будущих состояниях, альтернативных путях и сроках его достижения. Значительные различия в условиях развития сельских муниципальных образований Сибирского федерального округа не могут служить препятствием для выработки общих методических подходов к систематизации процесса прогнозирования. Поэтому предложенный в исследовании алгоритм прогнозирования развития производственного потенциала сельского муниципального образования является оптимальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миненко Алексей Васильевич, Акберов Камал Чолу Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FORECASTING OF THE PRODUCTION POTENTIAL OF A RURAL MUNICIPALITY

The production potential of a municipality as an object of forecasting is discussed. The need for special techniques of construction and the analysis of development forecasting models of rural municipal areas and their production potential is substantiated. The production potential of a municipality includes labor, land, material and financial potentials and is interpreted by the scientists differently depending on their research goals. A municipality is considered as the holder of production potential which also includes the state of the environment, the internal policies and the management system. That enabled applying the same approaches to forecasting a municipality and its production potential as social and economic systems which possesses such properties as the complexity of structural components, stochastic human influence and evolutionary character. The system of development forecasting of the production potential of a rural municipality is the totality of the institutes, specialized subjects and procedures which are integrated organizationally and enable the formation of science-based judgment about possible future alternative ways and terms of its achievement. Significant differences in the conditions of the development of rural municipalities of the Siberian Federal District are not an obstacle for the elaboration of the general methodology approaches to forecasting process systematization. Therefore, the proposed algorithm of development forecasting of production potential of a rural municipality is the optimum algorithm.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития производственного потенциала сельского муниципального образования»

ту» http://www.altairegion22.ru/region_

news/pervyi-zamestitel-gubernatora-altaiskogo-kraya-sergei-loktev-s-2015-goda.

References

1. Kostyuk V.N., Smolyan G.L., Cheresh-kin D.S. Ob ekonomicheskom fundamente in-formatsionnogo obshchestva. http://emag. iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b80ed14635 9f9d7c32569ed004663f0.

2. Korchagin Yu.A., Malichenko I.P. Investit-sionnye strategii stran s dogonyayushchimi ekonomikami. TsIRE: Tsentr issledovanii region-al'noi ekonomiki. www.lerc.ru.

3. Saimon Gerbert A. Ratsional'nost' kak protsess i produkt myshleniya // Thesis. — 1993. — No. 3. — S.34.

4. IT-tekhnologii v sel'skom khozyaistve // Vestnik Rossel'khoztsentra. — 2014. — № 4. — S. 10-11.

5. Federal'nyi zakon ot 29.12.2006 N 264-FZ O razvitii sel'skogo khozyaistva.

6. Kommunikatsiya v sovremennom ob-shchestve: problemy izucheniya. Materialy kruglogo stola. Nauchnye doklady. Posted April 27th, 2012 by Editor.

7. Kontseptsiya regional'noi informatizatsii utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Ros-siiskoi Federatsii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2769-r.

8. Loktev S. «S 2015 goda na regional'nom i munitsipal'nom urovnyakh dolzhen byt' zavershen perekhod k programmnomu byudzhetu» http://www.altairegion22.ru/ region_news/pervyi-zamestitel-gubernatora-altaiskogo-kraya-sergei-loktev-s-2015-goda.

+ + +

УДК 338.27:330.15.002.2

А.В. Миненко, К.Ч. Акберов A.V. Minenko, K.Ch. Akberov

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT FORECASTING OF THE PRODUCTION POTENTIAL OF A RURAL MUNICIPALITY

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическая система, производственный потенциал, прогнозирование, методы прогнозирования, алгоритм прогнозирования, прогнозные расчеты.

Рассмотрен производственный потенциал муниципального образования как объект прогнозирования. Обоснована потребность в специальных методиках построения и анализа моделей прогнозирования развития сельских муниципальных районов и их производственного потенциала. Производственный потенциал муниципального образования — это трудовой, земельный, материально-технический и финансовый потенциалы, интерпретируются учеными по-разному в зависимости от цели своего исследования, а само муниципальное образование, как носитель производственного потенциала, — совокупность элементов, в которую, помимо производственного потенциала, входят состояние окружающей среды, внутриполитическое устройство и система управления. Это

позволило применить одинаковые подходы к прогнозированию и муниципального образования, и его производственного потенциала как к социально-экономическим системам, которым как объектам прогнозирования характерны сложность структурных элементов, стохастическое влияние человека и эволюционность. Предоставлена система прогнозирования развития производственного потенциала сельского муниципального образования как совокупность институтов, специализированных субъектов и процедур, объединенных организационно и обеспечивающих формирование научно обоснованного суждения о возможных будущих состояниях, альтернативных путях и сроках его достижения. Значительные различия в условиях развития сельских муниципальных образований Сибирского федерального округа не могут служить препятствием для выработки общих методических подходов к систематизации процесса прогнозирования. Поэтому предложенный в исследовании алгоритм прогнозирования развития

производственного потенциала сельского муниципального образования является оптимальным.

Keywords: municipality, social and economic system, production potential, forecasting, forecasting methods, forecasting algorithm, expected calculations.

The production potential of a municipality as an object of forecasting is discussed. The need for special techniques of construction and the analysis of development forecasting models of rural municipal areas and their production potential is substantiated. The production potential of a municipality includes labor, land, material and financial potentials and is interpreted by the scientists differently depending on their research goals. A municipality is considered as the holder of production potential which also includes the state of the environment, the internal policies and the management system. That enabled ap-

plying the same approaches to forecasting a municipality and its production potential as social and economic systems which possesses such properties as the complexity of structural components, stochastic human influence and evolutionary character. The system of development forecasting of the production potential of a rural municipality is the totality of the institutes, specialized subjects and procedures which are integrated organizationally and enable the formation of science-based judgment about possible future alternative ways and terms of its achievement. Significant differences in the conditions of the development of rural municipalities of the Siberian Federal District are not an obstacle for the elaboration of the general methodology approaches to forecasting process systematization. Therefore, the proposed algorithm of development forecasting of production potential of a rural municipality is the optimum algorithm.

Миненко Алексей Васильевич, к.э.н., доцент, каф. «Планирование и прогнозирование бизнес-процессов», Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-38-08. E-mail: pepbp2010@mail.ru.

Акберов Камал Чолу оглы, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Сибирский институт управления (филиал), г. Новосибирск. Тел.: (383) 373-13-45. E-mail: k-0509@mail.ru.

Minenko Aleksey Vasilyevich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Planning and Forecasting of Business Processes, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-38-08. E-mail: pepbp2010@mail.ru. Akberov Kamal Cholu ogly, Post-Graduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Siberian Institute of Management (Branch), Novosibirsk. Ph.: (383) 373-13-45. E-mail: k-0509@mail.ru.

Введение

Достоверный сценарий прогноза социально-экономического развития сельских муниципальных образований при стратегическом планировании и дальнейшем воплощении в жизнь через программные механизмы предполагает, прежде всего, прогнозирование развития производственного потенциала территорий, определяющего эффективность принимаемых решений на муниципальном уровне и, соответственно, динамика социально-экономического развития каждого конкретного муниципального образования.

Цель исследования — разработка рекомендаций по прогнозированию развития производственного потенциала сельского муниципального образования.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решены задачи:

— дать теоретическое обоснование элементов производственного потенциала сельских муниципальных образований, определяющих перспективы их развития;

— разработать алгоритм прогнозирования развития производственного потенциала сельского муниципального образования.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования является прогнозирование развития производственного по-

тенциала сельских муниципальных образований.

Предметом исследования выступает совокупность управленческих отношений и факторов, определяющих условия использования каждого из элементов производственного потенциала сельского муниципального образования, взаимозависимость и взаимообусловленность взаимодействия этих элементов в процессе прогнозирования социально-экономического развития территории.

Объект наблюдения — сельские муниципальные районы Сибирского федерального округа.

В исследовании применялся системно-функциональный (диалектический) исследовательский подход.

Результаты и их обсуждение

Производственный потенциал муниципального образования — категория многомерная. В самых общих чертах в него входят природный, трудовой, отраслевой и рыночный потенциалы, интерпретируемые учеными по-разному в зависимости от цели своего исследования (рис.) [1-3].

Каждая из составляющих этой сложной системы, будучи её структурным элементом, сама представляет собой сложную систему, имеющую собственные цели и задачи, тенденции развития, что, с одной стороны, тре-

бует применения к каждой из них разных методов прогноза, с другой, — усложняет методику прогнозирования производственного потенциала в целом.

В то же время само муниципальное образование по сути тоже представляет собой совокупность элементов, в которую, помимо производственного потенциала, входят внутриполитическое устройство и система управления. Это позволяет в исследовании применить одинаковые подходы к прогнозированию развития муниципального образования и его производственного потенциала с той лишь разницей, что при прогнозировании развития муниципального образования добавляется еще один мало предсказуемый элемент — позиция и поведение частных лиц, входящий в систему управления районом. Под муниципальным районом чаще всего понимается административная единица, объединенная по управленческому принципу и обладающая едиными полномочиями. Поэтому категории «муниципальное образование» и «муниципальный район» можно использовать как идентичные [3].

Для муниципального образования как социально-экономической системы — носителя производственного потенциала характерны единство и относительная обособленность территории, административная самостоятельность и целостность социально-экономического развития. Основными факторами его развития выступают социальные потребности,

экономическая целесообразность и производственные возможности.

Социально-экономической системе (и муниципальному образованию, и его производственному потенциалу) как объекту прогнозирования присущ ряд специфических черт:

- в силу сложности её структурных элементов закономерности развития происходящих в ней социально-экономических процессов можно описать в виде формул и моделей лишь с определенной степенью условности. Эта система изначально создается обществом в соответствии с целями его развития, поэтому социально-экономические процессы, происходящие в разных социумах, будут иметь свои особенности. Поэтому любые математические формулировки экономических законов, дающих общее преставление о закономерностях развития социума, всегда будут носить изменчивый характер;

- развитие социально-экономической системы является результатом деятельности человека, которая носит, как правило, созидательный характер [4]. Поэтому выявленные ранее в процессе анализа закономерности экономических процессов с течением времени меняются. Из этого следует, что прогнозная модель, построенная на кратко- и среднесрочный периоды, должна регулярно корректироваться с учетом происходящих изменений социально-экономических условий;

I. Природно-ресурсный потенциал

1.1. Земли

1.1.1. Сельскохозяйственного назначения

1.1.2. Промышленности

1.1.3. Лесов

1.1.4. Территории вокруг водных источников

1.2. Лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы

1.3. Минеральные ресурсы

1.4. Лесные ресурсы

1.5. Водные ресурсы

1.6. Ресурсы животного мира

1.7. Особо охраняемые природные территории и объекты

Их свойства и качества:

- формы собственности;

- способы эксплуатации;

- эффективность использования;

- экологичность использования

II. Трудовой потенциал

2.1. Экономически активное население

2.1.1. Занятость

2.2. Демография

2.3. Миграция

III. Отраслевой потенциал

3.1. Территориальная структура производства

3.2. Институциональная структура отраслевого бизнеса

3.3. Материально-техническая оснащенность производства 3.3.1. Технико-технологический потенциал имеющихся и планируемых отраслей и производств

М. Рыночный потенциал

4.1. Внутрирайонный потребительский потенциал

4.2. Экспортный региональный потенциал

4.3. Производственная инфраструктура

4.4. Рыночная инфраструктура

4.5. Инфраструктура господдержки

Рис. Структура производственного потенциала сельского муниципального образования

- социально-экономическая система носит эволюционный характер. Со временем в ней меняются структура элементов, их внешнее окружение, причем изменения происходят как количественные, так и качественные. Например, один и тот же муниципальный район сегодня и двадцать лет назад — две разные системы. Поэтому обновляться периодически должны и прогнозы.

Производственный потенциал муниципального образования как объект прогнозирования имеет следующие особенности:

1. Уникальность, существующие аналоги таких объектов отличаются друг от друга. Поэтому на практике для каждого района требуется построение модели, учитывающей его специфические особенности.

2. Сложное взаимодействие подсистем. Производственный потенциал не сводится к простой совокупности элементов. Рассматривая его элементы как отдельные составляющие, невозможно познать свойства системы в целом. Поэтому описывая отдельные подсистемы, необходимо учитывать их роль в общей системе, а также их взаимодействие друг с другом и внешней средой. Наличие большого числа подсистем, многомерность, обусловленная наличием множества связей между подсистемами, затрудняют идентификацию моделируемых объектов и обусловливают потребность в специальных способах построения и анализа моделей систем, предполагающих использование соответствующего программного обеспечения.

3. Недостаточный уровень структурированности теоретических и практических знаний о потенциале. Поскольку изучаемые объекты уникальны, то процесс сбора и систематизации знаний о них затруднен, недостаточно изучена взаимосвязь процессов в элементах.

4. Разнородность подсистем. Обусловлена их физической разнородностью в силу различной их природы и различием в механизмах их функционирования.

5. Высокий уровень динамичности. Изменения происходят постоянно, поэтому каждый новый этап развития предполагает создание новой модели, базирующейся на системном анализе изменившихся экономических отношений. Новые отношения описываются другими переменными и соотношениями, как правило, требуют использования более совершенных методов прогнозирования.

6. Необходимость учета большого количества действующих в системе случайных и

неопределенных факторов, что увеличивает трудоемкость работы.

7. Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе.

Наши исследования показали, что значительные различия в условиях развития сельских муниципальных образований Сибирского федерального округа не могут служить препятствием для выработки общих методических подходов к систематизации процесса прогнозирования. Поэтому предлагается оптимальный алгоритм прогнозирования производственного потенциала, включающий девять этапов.

1-й этап. Актуализация (выявление проблем) в каждой подсистеме производственного потенциала муниципального образования (природный, трудовой, отраслевой, рыночный) и подготовка к составлению прогноза. Для сельских муниципальных образований актуальна разработка, прежде всего средне-долгосрочных прогнозов развития их производственного потенциала. Задание на разработку прогноза (объект прогнозирования, тип прогноза, сроки подготовки, состав разработчиков) не должно допускать неоднозначных толкований. В случае необходимости содержание задания может быть уточнено с учетом мнения специалистов-экспертов.

2-й этап. Сбор, систематизация исходной информации. Учитывая принятые на первом этапе цели и задачи прогноза, вначале определяется содержание (спецификация) информации, устанавливаются основные источники информации и возможность получения необходимых данных. В результате формируется исходная информационная база данных. Далее проводится предварительная оценка информации.

3-й этап. Анализ и синтез каждой из подсистем и производственного потенциала в целом, как объекта прогнозирования. Выявление ключевых параметров и условий, определяющих перспективы его развития [5].

4-й этап. Определение целей и ограничений развития производственного потенциала. Формулировка целей и ограничений использования производственного потенциала для социально-экономического развития района, требований к содержанию (составу показателей) и форме представления прогнозных материалов. При формировании целей и показателей прогнозов развития предлагается применять следующие основные методы: программно-целевой метод, метод «дерева целей», методы морфологического анализа и экспертных оценок или Форсайт.

5-й этап. Формирование сценариев развития производственного потенциала. Разрабатывается гипотеза о механизме функционирования социально-экономической системы муниципального района, позволяющая сформулировать возможные сценарии. Рекомендуется применять экспертный метод разработки сценариев, что позволит значительно сократить субъективные ошибки в прогнозировании. Многочисленные расчеты сценариев и выбор наиболее оптимальных из них проводятся с использованием специального программного обеспечения.

6-й этап. Выбор методов и моделей прогнозирования. В целях повышения качества прогнозных расчетов целесообразно применять несколько методов. Методы должны при этом реализовываться согласованно, дополнять друг друга. Выбор методов осуществляется с учетом имеющейся информационной базы, периода опережения прогноза (кратко-, средне-, долгосрочный), его целей и задач, особенностей и условий развития производственного потенциала муниципального образования. Следует применить эко-нометрическое моделирование, позволяющее сформировать определенную технологию использования системы методов, сформировать инструментарий прогнозирования.

7-й этап. Проведение прогнозных расчетов. По принятым ранее сценариям развития и с использованием подготовленных моделей рассчитываются прогнозы развития производственного потенциала по нескольким вариантам. Сравнение вариантов прогноза по динамике основных показателей, обусловленной изменениями во внешней среде функционирования муниципалитета и в проводимой экономической политике, позволит принимать более обоснованные решения по достижению целей социально-экономического развития муниципальных образований.

8-й этап. Оценка качества разработанных прогнозов. Оценке подвергаются все прогнозы, независимо от методов, времени их разработки. При анализе точности прогноза применяются разнообразные способы количественного и качественного определения ошибок [6].

9-й этап. Мониторинг составленных прогнозов развития производственного потенциала муниципального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее детальная часть работы по разработке муниципальных прогнозов должна выполняться самими муниципалитетами, поскольку только в этом случае в них могут быть отражены интересы и возможности це-леносителей территории.

Участие целеносителей — населения, предпринимателей и органов местного самоуправления — в обсуждении вопросов развития производственного потенциала и контроле за реализацией прогнозов позволит найти наиболее оптимальные пути достижения его желаемых прогнозных параметров, а также повысит уровень их заинтересованности в реализации плановых и программных документов, разработанных на основе прогнозных расчетов.

При разработке прогнозов развития производственного потенциала муниципального образования необходимо: ориентироваться на тенденции и вызовы всех уровней, способных оказать влияние на развитие районов; выявлять долгосрочные тенденций и многова-риантно определять влияние долговременных факторов на развитие производственного потенциала муниципального образования; по нескольким сценариям просчитывать оптимистический и пессимистический варианты развития [7]; на каждом новом этапе развития создавать новую модель, базирующуюся на системном анализе изменившихся экономических отношений; повышать качество и полноту исходных данных, используемых для проведения прогнозных расчетов; обновлять технологии обработки, систематизации и анализа ретроспективной информации, на основе которой формируется образ будущего производственного потенциала; комплексно использовать результаты ретроспективного исследования производственного потенциала сельского муниципального образования с разной глубиной анализа динамики уровня его развития; широко применять экономико-математические модели наряду с методами экспертных оценок [8]; активно участвовать в формировании и решении стратегических задач региональной политики в той или иной сфере деятельности.

Выводы

1. Производственный потенциал муниципального образования — это трудовой, земельный, материально-технический и финансовый потенциалы, интерпретируемые учеными по-разному в зависимости от цели своего исследования, а само муниципальное образование, как носитель производственного потенциала, — совокупность элементов, в которую, помимо производственного потенциала, входят состояние окружающей среды, внутриполитическое устройство и система управления (структура и механизм функционирования). Это позволило применить одинаковые подходы к прогнозированию и муници-

пального образования, и его производственного потенциала как к социально-экономическим системам, которым как объектам прогнозирования характерны сложность структурных элементов, стахостическое влияние человека и эволюционность.

2. Система прогнозирования развития производственного потенциала сельского муниципального образования как совокупность институтов, специализированных субъектов и процедур, объединенных организационно и обеспечивающих формирование научно обоснованного суждения о возможных будущих состояниях, альтернативных путях и сроках его достижения. Значительные различия в условиях развития сельских муниципальных образований Сибирского федерального округа не могут служить препятствием для выработки общих методических подходов к систематизации процесса прогнозирования. Поэтому предложенный в исследовании алгоритм прогнозирования развития производственного потенциала сельского муниципального образования является оптимальным.

Библиографический список

1. Миненко А.В., Гриценко Г.М. Мониторинг эффективности использования ресурсного потенциала сельхозпредприятий // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 9. — С. 42-44.

2. Миненко А.В., Хэ Н.Ю. Методика определения эффективных параметров производственного потенциала сельскохозяйственных организаций // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2011. — № 3 (77). — С. 132-138.

3. Гриценко Г.М., Дорожкина С.А. Особенности Инновационного Развития Муниципального Района // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2010. — № 5 (67). — С. 102-107.

4. Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. — Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. — 265 с.

5. Захарова А.В. Совершенствование методического обеспечения прогнозирования социально-экономического развития региона (на примере Калининградской области): авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. — Калининград: Изд-во Балтийского фед. ун-та им. Иммануила Канта, 2011. — 24 с.

6. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. - М., 2011. - С. 18.

7. Indicative Planning in Developing Countries [Electronic resource] / Bela Balassa. — Working papers, The World Bank. — Режим доступа:

http://ideas.repec.org/p/wbk/wbrwps/439. html. — Загл. с экрана.

8. Agricultural Policies for Poverty Reduction [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.oecd.org.

References

1. Minenko A.V., Gritsenko G.M. Monitoring effektivnosti ispol'zovaniya resursnogo po-tentsiala sel'khozpredpriyatii // APK: Ekonomi-ka, upravlenie. — 2006. — № 9. — S. 42-44.

2. Minenko A.V., Khe N.Yu. Metodika opredeleniya effektivnykh parametrov proizvod-stvennogo potentsiala sel'skokhozyaistvennykh organizatsii // Vestnik Altaiskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. — 2011. — № 3 (77). — S. 132-138.

3. Dorozhkina S.A., Gritsenko G.M. Oso-bennosti innovatsionnogo razvitiya munitsi-pal'nogo raiona // Vestnik Altaiskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. — 2010. — № 5 (67). — S. 102-107.

4. Merenkova I.N. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii: teoriya, metodologiya, praktika. — Voronezh: GNU NIIEOAPK TsChR Rossii, 2011. — 265 s.

5. Zakharova A.V. Sovershenstvovanie metodicheskogo obespecheniya prognoziro-vaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya re-giona (na primere Kaliningradskoi oblasti): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. — Kaliningrad: Izd-vo Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. Immanuila Kanta, 2011. — 24 s.

6. Kuzyk B.N., Kushlin V.l., Yakovets Yu.V. Prognozirovanie, strategicheskoe planirovanie i natsional'noe programmirovanie: uchebnik. — M., 2011. — S. 18.

7. Indicative Planning in Developing Countries [Electronic resource] / Bela Balassa. — Working papers, The World Bank. — Rezhim dostupa: http://ideas.repec.org/p/wbk/ wbrwps/439.html. — Zagl. s ekrana.

8. Agricultural Policies for Poverty Reduction [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.oecd.org.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.