шА
сс
МЕТОДОЛОГИЯ 333 ШКОЛА СМК
аа/
Алгоритм реализации полномочий высшего руководства предприятия в сфере качества
А.Н. ШМЕЛЕВА,
д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Пензенской государственной технологической академии
Проблема ответственности руководства в обеспечении качества имеет предысторию. Достаточно вспомнить получившие широкое распространение комплексные системы управления качеством продукции (КС УКП) [3]. Роль высшего руководства предприятия постоянно подчеркивалась во всех рекомендациях по разработке и внедрению КС УКП, созданных коллективом ученых и специалистов под руководством А.В. Гличева [1]. Кроме того, вопрос значимости высшего руководства в вопросах управления качеством был обозначен в разработанных в 1980-е гг. стандартах: «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения» и «Управление ресурсами. Основные положения». А.В. Гличев и М.И. Круглов в работе «О разработке и внедрении комплекса государственных стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием» [2] описывают принципы, положенные в основу данных стандартов, в том числе, акцентирующие внимание на ответственности руководства [1].
Таким образом, проблема оценки и повышения ответственности высшего руководства предприятий имеет сформированные научные предпосылки, однако в условиях внедрения и совершенствования СМК (ответственность руководства выделена на схеме модели СМК в виде самостоятельного блока) данный вопрос приобретает особую актуальность и обеспечивает приоритетность исследования с целью повышения эффективности СМК.
в
Ключевые слова:
ЦЦ® Ответственность руководства;
® система менеджмента качества;
полномочия высшего руководства.
В статье на основе требований стандартов ИСО 9000 и приоритетных зон ответственности руководства предприятия по системе качества предлагается алгоритм реализации полномочий высшего руководства в СМК.
Справедливой является позиция А.В. Горячева, Ю.Н. Зауерлендер и Н.Л. Петровской, считающих, что СМК является исключительно управляющей системой, то есть системой, используемой руководителем и менеджментом предприятия для решения внутренних задач управления, которая должна быть подкреплена соответствующей организационной структурой, методологией, процессами и ресурсами [4]. По мнению В.Г. Елифе-рова [6], многочисленные неудачные «внедрения СМК» связаны с такими факторами, как:
^ нежелание руководителей выполнять восемь принципов менеджмента качества, особенно принцип «Лидерство руководства»;
^ неумение или нежелание руководителей заняться построением системы менеджмента, которая обеспечила бы результативность и эффективность процессов.
Данные аспекты подтверждают актуальность и необходимость проведения исследований по проблеме оценки, а также повышения вовлеченности и заинтересованности руководства предприятий в развитии СМК.
Раздел «Ответственность руководства» ГОСТ Р ИСО 9001-2008 перечисляет, за что должно отвечать высшее руководство предприятия [5]. Руководствуясь данными требованиями и на основе сформулированных приоритетных зон ответственности руководства по системе качества, автор предлагает алгоритм реализации полномочий руководства предприятия в сфере качества посредством выполнения группы процессов СМК «Ответственность руководства» (см. рисунок). Представленный алгоритм учитывает требования стандарта ИСО 9004:2008, ориентированные на высшее руководство, с акцентированием внимания на стратегических вопросах, а также оперативный менеджмент с указаниями по внедрению оперативных процессов и их улучшению. ■
42
ВеК КАЧЕСТВА № 5/6 • 2012
/ пп
ШКОЛА СМК МЕТОДОЛОГИЯ
□□
□
Приоритетные зоны ответственности руководства предприятия по системе качества, выявленные на основе содержательного анализа моделей совершенствования бизнеса и премий по качеству
1 Лидирующая роль руководства предприятия в разработке, внедремм. функционировании и совершенствовании СМК
2. Разработка и развертывание политики и стратегии в области качества
3 Разработка oomacoeawe с жтервсалм потребителей юрректирова реализа**, юнтрогъ. анапо эффективности целей программ и пласв по кэвству
4 Систематическое проектирование и менеджмент качества процессов, в том числе взаимодействие с предприятия
5 Вовлечение и распределение полномочий и ответственности персонала для реализации политики, стратегии цепей и требований по
6 Определение, измерение и выполнение запросов, ожидатй и требований потребителей и повышение их удовлетворенности
7 Анализ СМК руководством предприятия, разработка, внедрение и оценка эффективности корректирующих и предупреждающих действий
Выимосаякс приориіегньам ххаи> ответственности ручжоства Авторская классификация группы процессов СМК •Ответственность руководства» Вмимссвим. с тре4овам*вии ГОСТ РИСО 9001-2008
(1.4.5.6) 1 Обеспечен наличия свидетельств принятия руководством предприятия обязательств по разработке и внедрение СМК. а также постоянному упучиению ее оезультативностм (1.5.6)
(6) 2 Определен и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности (4)
(2) 3 Менеджмент политики в области качества (3)
(3.7) 4 Менеджмент целей в области качества (3.7)
(1.4.5) 5 Пла*мрова*ме СМК (3.7.8)
(5) 6 Определение и доведение до сведения персонала организации ответстве**юсти и по лномсиий в сфере качества (3.4.5. 7,6)
(4.5) 7 Разработка в организацм* соответствующих процессов обмена •«формацией, в т.н. по вопросам результативности СМК (5.8.9)
(7) 8 Анализ через запланированные интервалы времени СМК оргажзации (г 6)
Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008
1 Принятие решения о разработке и внедрении СМК планирование ее создания и развития
2 Постоянное улучшение деятельности СМК
і 3 Формулирование политики и целей в области качества, их доведение до сведения персонала поелпонятия
4 Ориентация персонала на важность определения и выполнения требований
5 Доведение до сведения персонала предприятия его ответственности и полномочий в области качества, а также ответственности
6 Анализ созданной СМК. оценка возможностей изменений и улучшений деятельности
1 7 Ранжирование генеральной цели в области качества на соответствующих уровнях управления предприятием и по подразделениям
8 Назначение представителя из состава руководства с возложением на него обязанностей на разработку и функционирование СМК. представление отчетов о результатах работы СМК и необходимости улучшений деятельности
9 Создание внутренней системы информации, обеспечивающей функционирование СМК
осгмоацм • гпаш »уятж.
Улучшаемые аспекты подсистемы СМК «Ответственность руководства»:
'ото». внедрения и мвпрармиалз упучиямя системы мамедям^та а оргамшцм. • работа с потребителями, г и работы персонала по уттучд»«ю «настав повь«ив»«в участ*« высшего рупжастаа а олрваеле*ми и уп
и а области имества повышение репгътативности целей а области >мстаа. улучиание га
во время внашиаго и внутреннего
Алгоритм реализации полномочий высшего руководства предприятия в сфере качества
Литература
1. Белобрагин В.Я. Системы управления и их эволюция // http://quality.eup.ru.
2. Гличев А. В., Круглов М. И. О разработке и внедрении комплекса государственных стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием» // Стандарты и качество. 1981. № 2. С. 3.
3. Гличев А.В., Круглов М.И., Крыжановский И.Д., Лосицкий О.Г. Принципы построения системы управления качеством продукции на
базе стандартизации // Стандарты и качество. 1975. № 9. С. 29.
4. Горячев А.В., Зауерлендер Ю.Н., Петровская Н.Л. Об ответственности руководства в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 // http://quality.eup.ru.
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». М.: Стандартинформ, 2009. 31 с.
6. Елиферов В.Г. Эффективный менеджмент - это ИСО 9001:2000 + Balanced Scorecard + Бюджетирование // http:// quality.eup.ru/MATERIALY12/em-9001-bsc.htm.
НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS
Интерком-2012: у российского телекома появились новые драйверы роста
6-7декабря 2012 г. на берегах Невы прошло одно из самых узнаваемых мероприятий российского телекома - 6-й телекоммуникационный форум «Интерком-2012», собравший представителей крупнейших операторов связи, таких как «Ростелеком», МТС, «МегаФон», TELE2, МТТ, ТТК, «ЭР-Телеком», «Манго Телеком» и др.
В течение двух дней в рамках одного из самых ярких событий телекоммуникационной отрасли прозвучало более 20 докладов на самые актуальные и «живые» темы. Представители наиболее интересных профессиональному сообществу компаний рассказали о партнерстве и общих точках роста операторов фиксированной и мобильной свя-
зи, о битве поколений между мобильными сетями и о трендах завтрашнего дня, которые изменят российский телеком.
В этом году «Интерком» заметно преобразился и подготовил для своих участников ещё более интересную и насыщенную программу. Кроме 6-й Международной конференции «Интерком-2012» оргкомитет форума учредил первую общественную премию в области телекоммуникаций «Интерком-2012». Премия «Интерком» призвана популяризировать эффективную профессиональную деятельность в телекоммуникационной отрасли и выделить наиболее успешных её представителей по пяти персональным номинациям и одной коллективной. ■
Подробнее о форуме читайте на сайте www.intercomforum.ru
№5/6 *2012 ВЄК КАЧЕСТВА