менеджмент качества —
российский вариант
эффективная система менеджмента качества как средство повышения конкурентоспособности
отечественных предприятий
В ноябре 2008 года технический комитет ISO1 официально опубликовал новую четвертую версию международного стандарта ISO 9001:20082. Обновление не меняет сути предыдущей версии, а связано, прежде всего, с необходимостью повышения его совместимости с другими стандартами, в частности со стандартом ISO 14001:2004, применяемым к системам
экологического менеджмента.
С момента разработки международных стандартов серии ISO 9000 прошло больше двадцати лет. За это время в мировой практике накоплен немалый опыт в области организации работ по качеству, выработаны единые подходы, стимулирующие производителей к новым достижениям в области качества.
Весьма очевидным становится тот факт, что российским предприятиям в преддверии
вступления во Всемирную торговую организацию необходимо активно использовать данный опыт для того, чтобы выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам, повышая тем самым конкурентоспособность. В этом компаниям может содействовать разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК).
1 Речь идет о Международной Организации по Стандартизации — прим. ред.
2 Международный стандарт ISO 9001:2008 используется как основа управления качеством — прим. ред.
Семенова С.А.
аспирантка кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы Мурманского государственного технического университета
Система менеджмента качества на российских предприятиях
СМК — система менеджмента качества для руководства и управления организацией, нацеленная на постоянное повышение качества продукции, удовлетворенности потребителей и эффективности деятельности компании. Основные положения, требования к СМК, принципы и методические указания по улучшению деятельности регламентированы в российских стандартах в области обеспечения качества, аутентичных3 международным стандартам ISO 9000:
— ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»,
— ГОСТ Р ИСО 9001:2001 «Системы менеджмента качества. Требования»,
— ГОСТ Р ИСО 9004:2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
В последнее время все большее число отечественных предприятий разных сфер деятельности и размеров принимают решение о создании СМК. В представленном отчете центрального секретариата ИСО отражена динамика общего числа российских сертификатов на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 [1, с.84]. Общее количество сертифицированных СМК составило: в 2001 г. — 35; в 2002 г. — 314; в 2003 г. — 962; в 2004 г. — 3816; в 2005 г. — 4883; в 2006 г.
— 6398; в 2007 г. — 11 527.
Можно смело прогнозировать, что в ближайшем будущем интерес российских предприятий к получению международного сертификата будет возрастать. Для этого существует ряд предпосылок:
— стремление повысить эффективность и конкурентоспособность своей деятельности, совершенствуя систему управления;
— повышение качества продукции / услуг;
количество
российских
организаций,
получивших
сертификат
качества,
составило:
в 2001 г. — 35;
в 2002 г. — 314;
в 2003 г. —962;
в 2004 г. — 3816;
в 2005 г. — 4883;
3 Аутентичный — подлинный, разработанный на основе первоисточника — прим. ред.
в 2006г. — 6398;
в 2007 г. — 11527
менеджмент качества
=ш
разработка
и внедрение
системы
менеджмента
качества
в организации
сложный
и длительный
процесс,
требующий
огромных усилий
персонала
— получение преимущества перед конкурентами при участии в международных и отечественных инвестиционных проектах, тендерах, выставках, торгах;
— удовлетворение требований потребителей, стратегических партнеров, собственников или инвесторов;
— выполнение условия для получения государственного заказа, льготного кредитования и страхования;
— создание положительного имиджа организации как в конкретном регионе, отрасли, так и в мировом сообществе.
Отраслевые стандарты и положительный опыт их внедрения
Стандарты на систему менеджмента качества сегодня разработаны и для отдельных отраслей, имеющих свою специфику, которая не учтена в ИСО 9001:
— ИСО 14001:2004 по системам экологического менеджмента;
— ИСО/ТУ 16949:2002 для предприятий авто-льной промышленности; О/МЭК 27001:2005 по системам информационной безопасности;
— ИСО 22000:2005 для предприятий пищевой отрасли;
— OHSAS 18001:1999 по системам менеджмента профессиональной безопасности и здоровья и др.
Все эти стандарты также успешно применяются в различных отраслях отечественными предприятиями.
В настоящее время на страницах ведущих российских журналов многие отечественные предприятия делятся положительным опытом внедрения СМК. Это Калужский турбинный завод, «Гипрогазцентр», «Диасофт», «Аптека-Холдинг», «Шарм Клео Косметик», ВНИИГАЗ, Омский государственный университет путей сообщения, Мордовский государственный университет и мн. др.
Опыт отечественных предприятий свидетельствует о повышении эффективности деятель-
ности, связанной именно с внедрением и функционированием СМК. Разработка и внедрение системы менеджмента качества в организации
— сложный и длительный (от двух до пяти лет) процесс, требующий огромных усилий всего персонала.
Как применить систему менеджмента качества?
Процесс разработки и внедрения СМК на предприятии проводится поэтапно. Первый этап — планирование и подготовка внедрения СМК. Он предусматривает оценку действующей системы качества, исследование требований потребителей и других заинтересованных сторон; определение политики и целей в области качества; формирование организационной структуры; обучение персонала; выявление процессов, действующих на предприятии; необходимых ресурсов и требований к СМК.
Второй этап — разработка и внедрение СМК. На этом этапе осуществляется распределение ответственности и делегирование полномочий отдельным подразделениям и должностным лицам; утверждение руководства по качеству; разработка графика внедрения документации по качеству; выделение ресурсов на внедрение СМК; разработка методов для измерения эффективности процессов и применение их; проведение внутреннего аудита СМК.
Третий этап — сертификация СМК. На заключительном этапе необходимо провести самооценку СМК организации и выбрать орган по проведению сертификации, далее следует проведение сертификационного аудита. Следует также помнить, что для повышения результативности СМК необходимо постоянно улучшать деятельность предприятия. Это можно осуществлять путем следующих управленческих преобразований [3, с. 32]:
— выделение ключевых сегментов рынка и продуктов;
— совершенствование организационной структуры и регламентация бизнес-процессов;
для повышения
результативности
системы
менеджмента
качества
необходимо
постоянно
улучшать
деятельность
предприятия
менеджмент качества
83
— формирование механизма выявления несоответствий;
— проведение руководством оценки результативности процессов;
— становление командной работы.
тас
щаш —
стандарты
ИСО 9001
определяют „
минимальные
требования к СМК, все остальное зависит от подхода к процессу
управления
руководства организации и всего персонала
Проблемы и пути их решения
Вместе с тем, наряду с существенными преимуществами имеют место и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при разработке и внедрении СМК. В последнее время многие авторы констатируют тот факт, что отечественные предприятия малоэффективно используют СМК в своих организациях. Причинами низкой эффективности функционирования СМК на российских предприятиях являются:
— отсутствие у руководства и персонала организации профессиональных знаний и навыков в области менеджмента качества;
— формальный подход к разработке СМК, когда главной целью ставится не совершенс-
вование системы управления организацией, олучение сертификата любой ценой;
— непонимание того, что стандарты ИСО 9001 определяют лишь минимальные требования к СМК, все остальное зависит от умелого и творческого подхода к процессу управления руководства организации и всего персонала;
— недостаточное внимание вопросам мотивации персонала, ориентированной на качество;
— модель самооценки предприятия строится в основном на финансово-экономических показателях. При этом не используются такие критерии, как достижение целей, результативность процессов, уменьшение потерь от брака, соответствие стандартам качества, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
— отсутствие использования инструментов менеджмента качества.
Российским компаниям, принявшим решение о разработке и внедрении СМК, необхо-
димо учитывать как положительный опыт, так и неудачи предприятий для устранения их в своей дальнейшей деятельности. Эффективная, хорошо структурированная система менеджмента качества позволяет организации добиться высокой результативности взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими заинтересованными сторонами, своевременно выявлять слабые места и оперативно разрабатывать комплекс мероприятий по совершенствованию дальнейшей деятельности.
Литература
1. Белобрагин В.Я. Восхождение к вершинам качества продолжается // Стандарты и качество. — 2008. — №2. — С. 82-87.
2. Гличев А.В. Предел или плацдарм развития? Размышления о будущем систем качества // Стандарты и качество. — 2007. — №11. — С.18-23.
3. Гусева А.В. Пути совершенствования деятельности предприятий электротехнической отрасли // Методы менеджмента качества. — 2006. — №6. — С.32-36.
4. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. — СПб.: Питер, 2008.
— 560с.
5. Матюшин В.А, Агафонова Н.А.Причины низкой экономической эффективности внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях // Стандарты и качество.
— 2008. — №3. — С.66-69.
эффективная,
рованная система
менеджмента
качества
позволяет
организации
добиться высокой
результативности
менеджмент качест.