Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ ИХ УРБАНИЗАЦИИ'

АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ ИХ УРБАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1354
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМФОРТНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ / PUBLIC SPACE / COMFORTABLE LIVING CONDITIONS / URBAN PLANNING POLICY / LANDSCAPING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тяглов Сергей Гаврилович, Родионова Наталья Дмитриевна, Федорова Яна Владимировна, Сергиенко Виталий Юрьевич

Введение. К выбору мест расположения полезных площадей урбанизированных территорий для размещения парков и скверов как центров благоустройства и комфортности городской среды, помимо государственной власти, необходимо привлекать и активную часть населения. Целью статьи является формирование алгоритма развития общественных пространств крупных городов с учетом схем взаимодействия государственных, муниципальных и предпринимательских структур и активной части населения. Материалы и методы. Исследование проводилось с использованием публикаций российских и зарубежных ученых, нормативных документов по изучаемой тематике. Объектом исследования послужили Ростовская область и ее центр - город-миллионник Ростов-на-Дону. Авторами проведен анализ результатов социологических исследований и рейтингового голосования по вопросам развития общественных пространств городов. Применение аналитических методов и приемов исследования (анализа, обобщения, индукции и дедукции, системного подхода) позволило обосновать авторскую точку зрения и алгоритм развития общественных пространств крупных городов. Результаты исследования. Осуществлена систематизация знаний по вопросам согласования интересов населения крупных городов и субъектов городского управления и предпринимательства в части совершенствования градостроительной, социальной и экологической стратегий развития региона, базирующаяся на информационных ресурсах основных показателей состояния окружающей среды и инвестиционной привлекательности Ростовской области. Сформулированы практические рекомендации для государственных структур региона по обеспечению оптимизации общественных пространств крупных городов в условиях их урбанизации. Обсуждение и заключение На основе проведенного исследования авторами предложен алгоритм развития общественных пространств городов, что позволит объединить усилия государственной власти, предпринимательских структур и населения в создании комфортной городской среды в крупных мегаполисах. Материалы статьи будут полезны представителям государственной власти, предпринимательских структур крупных городов и регионов, а также специалистам, занимающимся благоустройством и озеленением общественных пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тяглов Сергей Гаврилович, Родионова Наталья Дмитриевна, Федорова Яна Владимировна, Сергиенко Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SPACES IN LARGE CITIES IN THE CONTEXT OF URBANIZATION

Introduction. When selecting urbanized locations for parks and squares as centers of improvement and comfort of the urban environment, it is necessary to involve not only public authorities, but also activists. The purpose of the study is to build an algorithm for the development of public spaces in large cities, taking into account the schemes of interaction between state, municipal and business entities and activists. Materials and Methods. The study was based on publications by Russian and foreign scientists, regulatory documents on the research problem. The Rostov Region was the research subject, as well as the center of the region, the city of Rostov-on-Don with a population of over one million. The authors have analyzed the results of sociological surveys and rating voting on the development of public spaces in cities. The use of analytical methods and research techniques (analysis, generalization, induction and deduction, systems approach) made it possible to substantiate the authors’ point of view and the algorithm for the development of public spaces in large cities. Results. The scientific knowledge on the issues of harmonizing the interests of the population of large cities, municipal authorities, and business entities has been systematized in terms of improving urban planning, social and environmental strategies for the development of the region, based on information resources of the main indicators of the state of the environment and the investment attractiveness of the Rostov Region. Practical recommendations have been formulated for regional public authorities to ensure effective use of public spaces in large cities in the context urbanization. Discussion and Conclusion. Based on the study, the authors have proposed an algorithm for the development of public spaces in cities, which will combine the efforts of public authorities, business entities and the population in creating a comfortable urban environment in large cities. The materials of the article will be useful for city managers and heads of regions, as well as for specialists involved in the landscaping of public spaces.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ ИХ УРБАНИЗАЦИИ»

УДК 911.345.53 http://regionsar.ru

DOI: 10.15507/2413-1407.113.028.202004.778-800 ISSN 2587-8549 (Print)

Оригинальная статья / Original article ISSN 2413-1407 (Online)

Алгоритм развития общественных пространств крупных городов в условиях их урбанизации

С. Г. Тяглов* Н. Д. Родионова Я. В. Федорова В. Ю. Сергиенко

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация), * tyaglov-sg@rambler.ru

Введение. К выбору мест расположения полезных площадей урбанизированных территорий для размещения парков и скверов как центров благоустройства и комфортности городской среды, помимо государственной власти, необходимо привлекать и активную часть населения. Целью статьи является формирование алгоритма развития общественных пространств крупных городов с учетом схем взаимодействия государственных, муниципальных и предпринимательских структур и активной части населения. Материалы и методы. Исследование проводилось с использованием публикаций российских и зарубежных ученых, нормативных документов по изучаемой тематике. Объектом исследования послужили Ростовская область и ее центр - город-миллионник Ростов-на-Дону. Авторами проведен анализ результатов социологических исследований и рейтингового голосования по вопросам развития общественных пространств городов. Применение аналитических методов и приемов исследования (анализа, обобщения, индукции и дедукции, системного подхода) позволило обосновать авторскую точку зрения и алгоритм развития общественных пространств крупных городов. Результаты исследования. Осуществлена систематизация знаний по вопросам согласования интересов населения крупных городов и субъектов городского управления и предпринимательства в части совершенствования градостроительной, социальной и экологической стратегий развития региона, базирующаяся на информационных ресурсах основных показателей состояния окружающей среды и инвестиционной привлекательности Ростовской области. Сформулированы практические рекомендации для государственных структур региона по обеспечению оптимизации общественных пространств крупных городов в условиях их урбанизации.

© Тяглов С. Г., Родионова Н. Д., Федорова Я. В., Сергиенко В. Ю., 2020

® I контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Обсуждение и заключение На основе проведенного исследования авторами предложен алгоритм развития общественных пространств городов, что позволит объединить усилия государственной власти, предпринимательских структур и населения в создании комфортной городской среды в крупных мегаполисах. Материалы статьи будут полезны представителям государственной власти, предпринимательских структур крупных городов и регионов, а также специалистам, занимающимся благоустройством и озеленением общественных пространств.

Ключевые слова: общественное пространство, комфортность проживания населения, градостроительная политика, благоустройство и озеленение территории

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Алгоритм развития общественных пространств крупных городов в условиях их урбанизации / С. Г. Тяглов, Н. Д. Родионова, Я. В. Федорова, В. Ю. Сер-гиенко. - DOI 10.15507/2413-1407.113.028.202004.778-800 // Регионология. - 2020. -Т. 28, № 4. - С. 778-800.

Algorithm for the Development of Public Spaces in Large Cities in the Context of Urbanization

S. G. Tyaglov*, N. D. Rodionova, Ya. V. Fedorova, V. Yu. Sergienko

Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russian Federation), * tyaglov-sg@rambler.ru

Introduction. When selecting urbanized locations for parks and squares as centers of improvement and comfort of the urban environment, it is necessary to involve not only public authorities, but also activists. The purpose of the study is to build an algorithm for the development of public spaces in large cities, taking into account the schemes of interaction between state, municipal and business entities and activists.

Materials and Methods. The study was based on publications by Russian and foreign scientists, regulatory documents on the research problem. The Rostov Region was the research subject, as well as the center of the region, the city of Rostov-on-Don with a population of over one million. The authors have analyzed the results of sociological surveys and rating voting on the development of public spaces in cities. The use of analytical methods and research techniques (analysis, generalization, induction and deduction, systems approach) made it possible to substantiate the authors' point of view and the algorithm for the development of public spaces in large cities.

Results. The scientific knowledge on the issues of harmonizing the interests of the population of large cities, municipal authorities, and business entities has been systematized in terms of improving urban planning, social and environmental strategies for the development of the region, based on information resources of the main indicators of the state of the environment and the investment attractiveness of the Rostov Region. Practical recommendations have been formulated for regional public authorities to ensure effective use of public spaces in large cities in the context urbanization.

Discussion and Conclusion. Based on the study, the authors have proposed an algorithm for the development of public spaces in cities, which will combine the efforts of public authorities, business entities and the population in creating a comfortable urban environment in large cities. The materials of the article will be useful for city managers and heads of regions, as well as for specialists involved in the landscaping of public spaces.

Keywords: public space, comfortable living conditions, urban planning policy, landscaping

The authors declare that there is no conflict of interest.

For citation: Tyaglov S.G., Rodionova N.D., Fedorova Ya.V., Sergienko V.Yu. Algorithm for the Development of Public Spaces in Large Cities in the Context of Urbanization. Re-gionology = Russian Journal of Regional Studies. 2020; 28(4):778-800. DOI: https://doi. org/10.15507/2413-1407.113.028.202004.778-800

Введение. Современное состояние городского хозяйства динамично меняется под воздействием внешних и внутренних факторов. В центре этих изменений находятся крупные города, которые становятся полюсами экономических, экологических и социальных процессов, происходящих в природе и обществе. Экологические вызовы приводят к перемене климата, ухудшению состояния окружающей среды и к повышению экологического пресса на проживающих в крупных городах людей. Растущая нагрузка, процесс урбанизации увеличивают время, которое работающее население проводит в пути с работы домой. Отдых и комфортное проживание становятся важнейшим показателем для всех жителей крупных городов. Функции адаптации и отдыха стали концентрироваться в местах общественных пространств, без которых не обойтись ни одному современному городу: рекреационные зеленые пространства (скверы, парки, зеленые зоны), пешеходные улицы и пешеходные зоны, набережные, комплексные проекты благоустройства, общественные зоны круглогодичного использования.

На рисунке 1 мы приводим наш вариант классификации общественных пространств.

Общественное пространство сегодня, по мнению Т. С. Баталиной, чаще всего «является стихийным, случайным элементом, возникшим в городской среде, так как подобные пространства отсутствуют при массовой городской застройке. При создании комфортного жилья для человека проектировщики не рассматривают окружающую среду, оставляя недоработанной или вообще не разработанной. Но формируется тенденция, когда покупатель обращает внимание не только на комфортную "ячейку" для жилья, но и на развитость инфраструктуры, способной удовлетворить все потребности жителя и обеспечить комфортность окружающей среды» [1]. Поэтому развитие общественных пространств в этом контексте представляется важным как в социальном, так и в эколого-экономическом аспекте. Несомненна заинтересованность в решении этого вопроса трех главных участников городского хозяйства: властных структур, которые обеспечивают благополучие населения городов, предпринимателей, для которых важны здоровые работники, и населения, которое заинтересовано в комфортной среде проживания и отдыха.

Вследствие этого актуализируется проблема развития общественных пространств при согласованном участии государственных, муниципальных и предпринимательских структур и населения.

Общественные пространства / Public spaces

О

Открытые / Open

(часть городского ландшафта) / (part of an urban landscape)

Рекреационные

зеленые пространства / Recreational green spaces

Пешеходные пространства / Pedestrian spaces

Набережные комплексные пространства/ Embankment spaces

Инженерная инфраструктура / Engineering infrastructure

Закрытые / Enclosed

(не затрагивающие городской ландшафт) / (not affecting the urban landscape)

Общественные зоны круглогодичного использования / Public use zones available year-round

Приватные зоны / Private zones

Придомовые территории / Adjacent territories

Кровельные пространства / Roof spaces

Р и с.

1. Классификация общественного пространства1 F i g. 1. Classification of public spaces

Цель статьи - на основе проведенного исследования составить алгоритм развития общественных пространств крупных городов, направленного на обеспечение благоустройства и озеленение городских территорий при участии в решении этих вопросов активной части населения.

Обзор литературы. Вопросы состояния и развития общественных пространств изучали многие отечественные и зарубежные ученые. Так, Ч. Лэн-дри в книге «Креативный город» описывает искусство развития городов, отмечает составные части развития и необходимость преобразования городских территорий общественного назначения2.

Концепция теории общественных пространств городских территорий рассматривалась многими авторами без учета категории «благоустройство территорий», что не отражало их современное назначение (Е. Е. Яковлева [2], О. И. Вендина [3], Н. В. Лихолетова [4], В. Ю. Пашкус [5]). Так, Е. Е. Яковлева изучила теоретические подходы, в основе которых предложено понятие третьего сектора, созданное в связи с необходимостью принятия мер, связанных с провалами рынка и сглаживания изъянов государства в рамках этой

1 Здесь и далее рисунки составлены авторами по материалам проведенного исследования.

2 Лэндри Ч. Креативный город. М.: Изд. дом «Классика-ХХ1», 2011. 399с.

теории в направлении развития комфортности уровня проживания населения [2]. Другие особенности теорий общественных пространств городских территорий изложены в публикации О. И. Вендина. Автором исследуются «ключевые тренды трансформации общественных пространств на примере крупных городов под влиянием городской политики, интересов крупных застройщиков и сложившихся в обществе представлений о ценности частной собственности и общественной жизни, сделана попытка проанализировать и сопоставить теоретические подходы к пониманию частного и общественного в городском пространстве с повседневными реалиями городской жизни» [3].

Многие исследователи (например, И. С. Березкин3, А. Л. Ан [6], А. А. Сидоров [7], С. А. Капков [8]) в своих работах отражают идею совместного партнерства государственных и предпринимательских структур, но, к сожалению, не учитывают потребности активной части населения городских территорий в преобразовании и развитии общественных пространств и не рассматривают проблему привлечения его к процессу благоустройства территорий, что сужает круг участников реализации политики повышения комфортности городов. Каждый город имеет свой тип общественного пространства. Так, И. С. Бе-резкин в своем исследовании уделяет внимание вопросам перспективности развития городских общественных пространств, в частности, таким территориям, которые находятся между частными пространствами, и не всегда признаются общественной частью (например, переулки, заброшенные дворы и т. п.), что является недостаточно используемым резервом общественного пространства. Вместе с тем с развитием социальной инфраструктуры, общественные пространства могут повысить не только уровень городского сообщества как в социальном, так и в финансовом выражении, но и качество жизни в городской среде. Именно тесное взаимодействие посредством конструктивного диалога власти и общества, по мнению ученого, представляет важное значение для процесса создания активных, здоровых общественных мест, которые действительно будут служить людям4. Следует согласиться с автором, что общественные пространства являются центрами социальной активности и благодаря хорошей инфраструктуре способствуют экономическому развитию и активизации общества, позволяют создать чувство общности, способствующее гражданской идентичности и культуре.

А. Л. Ан раскрывает роль общественных пространств «как индикатора прогрессивности и согласованности работы органов государственного и муниципального управления, участия местного сообщества ученых, социологов и архитекторов в социально-экономическом развитии территории» [6]. Автор

3 Березкин И. С. Развитие общественных пространств и будущее городов // SCIENSE, SOCIETY, PROGRESS: proceedings of articles the international scientific conference (Karlovy Vary - Moscow, 28-29 июля 2016 г.). Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2016. С. 28-31.

4 Там же.

отмечает: «Управление общественными пространствами в больших городах является комплексной задачей, для решения которой необходимо, проводить мониторинг и специальные исследования по различным направлениям жизнедеятельности населения города» [6, с. 30]. Следует согласиться с этой точкой зрения и отметить, что решение подобной комплексной задачи должно осуществляться в рамках согласования экологической и социальной политик крупных годов при участии общественных организаций, целью которых является повышение комфортности проживания населения на урбанизированных территориях.

В этом же направлении в работах С. А. Капкова отражены сущностные и ценностные аспекты преобразований городских общественных пространств. По мнению автора, «.. .общественные пространства нейтрализуют социальные, экономические, этнические и другие различия между людьми и формируют городскую идентичность»; «преобразование общественных пространств в современных городах направлено на доступность их для всех категорий горожан, выравнивание стандартов и вовлечение горожан в управление городом» [8].

А. Желнина большое внимание уделяет анализу исторического наследия и образам города, в частности, Санкт-Петербурга, которые рассматриваются с двух сторон: относительно визуальной этнографии и относительно взгляда со стороны туристов. Это позволяет определить, что общественные пространства основываются на городских ландшафтах, которые в свою очередь являются выражением исторической культуры и этнографии5 [9].

За рубежом функционированию и развитию городских пространств посвящены работы таких авторов, как А. К. Акелла, Р. П. Саини, М. П. Шарма [10], К. Боха [11], О. Куик, Ф. Брангер, Ф. Куирион [12], Х. Ларрускаин с соавторами [13]. Так, Дж. Бергерс проводит анализ общественных пространств с двух точек зрения: относительно социологии культуры с целью анализа городской жизни и относительно исследования поведения человека в конкретных городских условиях для анализа пространственных настроек. Автор делает вывод, что общественные пространства основываются на городских ландшафтах, которые являются выражением экономического, демографического и технологического развития [14].

Современное состояние дел в сфере развития экономики согласуется с экологическими требованиями к развитию городов и муниципальных образований. Об этом свидетельствуют публикации С. П. Анисимова с коллективом авторов6, Т. В. Захаровой [15] и других ученых7.

5 Желнина А. Публичное пространство в социологии города [Электронный ресурс] // Портал «Социологические прогулки». URL: http://www.urban-club.ru/?p=89 (дата обращения: 08.06.2020).

6 «Зеленая» экономика: перезагрузка: коллектив. моногр. / С. П. Анисимов, С. Н. Бобылев, И. И. Комарова [и др.]. М.: Зимородок, 2017. 448 с.

7 Россия в окружающем мире: 2011. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика (Аналитический ежегодник) / отв. ред. Н. Н. Марфенин; под общ. ред. Н. Н. Марфенина, С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2011. 292 с.

Научные исследования О. Куик посвящены вопросам внутреннего экологического регулирования. Автор считает, что экологическое регулирование поможет созданию новых экоиндустрий, которые способны принести существенную выгоду на основе конкурентного преимущества на мировом рынке [12].

Таким образом, государственные и предпринимательские структуры, активная часть населения, ученые, работающие на стыке градостроительных, экологических и социальных проблем, способны совместно выработать стратегию развития общественных пространств городов.

Формирование жизненной среды - двуединый процесс: с одной стороны, ее формирует человек в процессе жизнедеятельности, с другой - среда влияет на человека, обусловливая средовое создание, средовое поведение, соответствующий образ жизни. Если определить суть необходимого изменения подходов к формированию комфортной застройки, обеспечивающей экологическую среду обитания, то она будет сводиться к созданию полноценного изолированного индивидуального жилого пространства, содержащего в себе элементы природной среды, и объединение этих индивидуальных пространств в компактный многофункциональный комплекс, включающий в себя необходимые элементы обслуживания.

Материалы и методы. Информационно-эмпирическую основу материалов, использованных для обоснования выводов авторов, составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее региональных подразделений по Ростовской области, научные статьи ученых, представляющих отечественную и зарубежную науку по проблемам развития общественных пространств, материалы официальных порталов органов исполнительной власти Российской Федерации и Ростовской области.

В исследовании использовались программные документы градостроительной политики крупных городов, экологические и социальные проекты, затрагивающие проблемы благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований, материалы Национального проекта «Жилье и городская среда», программы, содержащие мероприятия по общественным пространствам и отчеты о проведении рейтинговых голосований и социологических исследований по отношению населения городов к выбору схем и объектов их благоустройства и озеленения.

В ходе исследования нами была проанализирована нормативно-правовая база: федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и Ростовской области, законодательные и нормативные акты, затрагивающие вопросы устойчивого развития городского хозяйства, в частности, общественные пространства городов. Был изучен и проанализирован фактический материал по действующим проектам формирования новых и модернизации существующих общественных про-

странств, в частности, парков и скверов крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, который послужил эмпирической основой для формирования алгоритма развития общественных пространств крупных городов.

Для обработки материалов применялись аналитические методы и приемы исследования: анализ, обобщение, индукция и дедукция, системный подход, - которые послужили основанием для выработки подходов и разработки алгоритма развития общественных пространств крупных городов.

Результаты исследования. Современные вызовы в градостроительной политике крупных городов тесно связаны с проблемой оптимизации общественных пространств, повышения их качества и обеспечения условий комфортного проживания населения. Урбанизация крупных городов приводит к появлению новых густонаселенных районов, где проживает большая часть населения. С одной стороны, появление подобных районов приводит к обеспечению граждан качественным и комфортным жильем, а с другой - плотность выстроенных зданий существенно сокращает полезные площади для возможности досуга и отдыха жителей появляющихся микрорайонов. При этом предпринимательские структуры, занятые в градостроительном процессе, и проживающее в районе население заинтересованы в обеспечении комфорта и повышении имиджа возникающих новых районов. Такой точкой сближения интересов городских властей, предпринимательских структур и общественных организаций, представляющих интересы живущего на этих территориях населения, может стать создание парковых зон, в которых предприниматели смогут сформировать инфраструктуру досуга и отдыха, а горожане провести свое свободное время в условиях восстановления здоровья и приобретения услуг, способствующих обеспечению здорового образа жизни. Озеленение парков позволит создать экологически чистую среду и повысить привлекательность самих парков.

Подобные процессы особенно ощутимы в городах-миллионниках, к которым можно отнести, в частности, г. Ростов-на-Дону. В этом городе осуществлено важное институциональное решение - создан Ростовский Центр компетенций по развитию городской среды, деятельность которого ориентирована на развитие общественных пространств в направлении более полного удовлетворения потребностей населения в комфортном проживании. Целью Центра является осуществление качественных изменений общественных пространств и дворовых территорий на основе конкурсного отбора.

Развитие городской среды находится в динамике и тесной связи с мероприятиями социально-экономической, эколого-экономической, социальной и градостроительной политик. Роль таких специалистов, как инженеры-проектировщики и архитекторы, повышается и требует высокой квалификации в части знаний зонирования территории, что особенно актуально для урбанизированных территорий в условиях дефицита общественных пространств.

Правительство Российской Федерации разработало комплексные меры, «нацеленные на осуществление проекта экогорода, где ключевым условием является коммуникация с активными гражданами, их привлечение к обсуждению, воплощению и контролю выполнения программ; формирование рейтинга самых успешно реализованных проектов благоустройства» [16].

Важным стандартизированным критерием современных проектов является «экологичность», основанная на так называемых зеленых стандартах -инструментах защиты окружающей среды для будущих поколений8. Такой стандарт имеет положительное влияние на экологическую безопасность, комфорт и энергоэффективность среды жизнедеятельности, что согласуется со стратегией развития общественных пространств в направлении их экологизации и представляется нам весьма актуальным. Вопросы благоустройства и озеленения в их развитии выходят на первый план.

В Ростовской области в последнее время обсуждаются вопросы благоустройства городских территорий не только представителями власти, но и активной частью населения, принимающей участие в различных рейтинговых голосованиях по реконструкции территорий в направлении их благоустройства и озеленения. При этом используются различные методы оповещения граждан о проведении подобных процедур, включая средства массовой информации и социальные сети.

Благоустройство и озеленение общественных пространств играют важную роль в повышении привлекательности регионов в целом и отдельных территорий в частности. Они напрямую влияют на качество жизни горожанина. Более того, потребности в благоустроенных общественных пространствах и парковых территориях увеличиваются по мере того, как усугубляются экологические и социальные проблемы городов.

В результате исследования нами была построена концептуальная схема развития общественных пространств (рис. 2).

Благоустройство общественных пространств - это не только повышение привлекательности мест досуга, но и рост экономического потенциала городов. Муниципальные власти регионов понимают это и инвестируют в развитие благоустройства своих общественных пространств. В дальнейшем затраченные инвестиции вернутся в казну в виде будущих дивидендов. Дизайн и удобство благоустроенных общественных территорий становится центром притяжения для переезда в город активных и творческих людей, повышается имидж и инвестиционная привлекательность города и региона, возрастает потребность в проживании в таких населенных пунктах, дорожает стоимость земли и недвижимости. Грамотная организация общественного пространства нового поколения обладает высокой социальной значимостью. Она стимулирует творческую активность людей, которые начинают чувствовать себя частью единого организма крупного города [17].

8 Тяглов С. Г., Киселева Н. Н., Тимченко В. А. Современные аспекты развития «зеленой экономики» в РФ. Ростов н/Д: Содействие - XXI век, 2017. 104 с.

Анализ текущего состояния и перспектив развития общественных пространств; Analysis of the current state and development prospects of public spaces

Управление изменениями / Change management

Выделение приоритетов развития общественных пространств / Identification of priorities for the development of public spaces

Сопряжение социально-экологической и градостроительной политик/ Integration of so с 10-environment al and urban planning policies

Отбор перспективныхпрограмм и проектов по развитию общественных программ: механизмы их реализации / Selection of prospective programs and projects for the development of public programs: mechanisms for their implementation

ZDZ

Определениеперсп ективных мероприятий по благоустройству

и озеленению существующих и формированию новых объектов о бщественных пространств / Id ent if ic at ion of prospective measures f or improvement and landscaping of the existing and formation of new public spaces

Конкурсный отбор территорий и участников реализации проектов с участием активной части населения / Competitive selection of territories and participants in the implementation of projects with the participation of activists

Формирование плана по развитию общественных пространств J Creating a plan for the development of public spaces

i

Привлечение предпринимательских структур к развитию общественных пространств /Involvement of business entities in the development of public spaces

Финансовое и материальное

обеспечениер азвития общественных пространств / Financial and material support for the development of public spaces

Ф ормир ование рабочих групп и проведение обсуждений по развитию общественных пространств с привлечением активной части населения/' Formation of working groups and holding discussions on the development of public spaces with participation of activists

Обеспечениер еализации про ектов квалифицированными кадрами / Provision of qualified personnel for project implementation

Основные структурные элементы системы развития общественных пространств / Main structural elements of the public space development system

Р и с. 2. Концептуальная схема развития общественных пространств F i g. 2. Conceptual scheme for the development of public spaces

В марте 2019 г. был утвержден Федеральный стандарт «Умный город» (базовые и дополнительные требования к умным городам)9. К базовым мероприятиям стандарта были отнесены: «Активный гражданин» - цифровая платформа по вовлечению граждан в решение вопросов местного значения; «Цифровой двойник города»; интеллектуальный центр городского управления; внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов; внедрение систем мониторинга за состоянием зданий и сооружений; автоматизированный контроль за работой дорожной техники и многое другое. Стандарт «Умный город» является набором инструментов, направлений и технологических решений для цифровизации городской среды.

В последнее время в научном обиходе все чаще можно встретить термин «инициативное бюджетирование». Суть его заключается в следующем: в различных конкурсах и анкетировании принимают участие активные граждане региона, которые также обсуждают вопросы первоочередного благоустройства общественных пространств. Активные граждане в большинстве своем заинтересованы и сами готовы внести вклад в реализацию подобных проектов. Существует мнение, что участие граждан именно в материальной части проекта позволит укрепить более бережное отношение в дальнейшем к судьбе проектов и их функционированию. Таким образом, предпринимательские структуры, власть и граждане региона будут являться партнерами в масштабной реализации данных проектов. Примером такого партнерского взаимодействия в г. Ростове-на-Дону является парк «Осенний» общей площадью 30 000 м2, открывший свои территории для жителей в Первомайском районе города.

В таблице приведены стоимостные характеристики затрат на строительство, благоустройство и озеленение общественных пространств в Ростове-на-Дону. Причиной выбора именно этих парковых зон послужил тот факт, что численность населения в данных районах возросла посредством активной градостроительной политики, позволившей построить новые жилые комплексы на данных территориях. Соответственно автоматически возникает вопрос благоустройства этих территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая данные таблицы, можно проследить соответствие стоимости квадратного метра работам по благоустройству парковой зоны. Заметно несоответствие в стоимости работ относительно их площади, что говорит о факте значимости территориального расположения парковой зоны, а также о влиянии других внешних факторов.

Приоритетность выбора обустройства общественного пространства в первую очередь основывается на стоимости его капитального строительства, в частности стоимости затрат на 1 га, а также прямом бюджетном эффекте.

9 Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт «Умный город»): Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.03.2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант. Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319635/ (дата обращения: 08.06.2020).

Т а б л и ц а. Стоимость строительства парков г. Ростова-на-Дону T a b l e. Cost of construction of parks in the city of Rostov-on-don

Название / Name Площадь, м2 / Area, m2 Стоимость капитального строительства, руб. / Capital construction cost, rubles Цена на 1 га, руб. / Price per 1 ha, rubles

Сквер «Северный» / Severny Public Garden 8 500 60 000 000 7 500

Парк «Собино» / Sobino Park 76 800 120 000 000 1 562

Парк «Осенний» / Osenny Park 30 000 78 000 000 2 600

Парк на ул. Вересаева / Veresaev Park 18 620 48 778 915 2 620

Парк «Дружба» / Druzhba Park 83 000 15 999 179 1 927

Однако не стоит пренебрегать и такими показателями, как распределение рисков, возможность привлечения бюджетных средств, нефинансовые выгоды и другими качественными и количественными параметрами.

На рисунке 3 представлены соотношения стоимости работ квадратного метра по благоустройству парковых зон относительно их площади.

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

Ll

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

_

Сквер Парк Парк Парк на ул. Парк

«Северный» / «Собино» / «Осенний» / Вересаева / «Дружба» /

Severny Public Sobino Park Osenny Park Veresaev Park Druzhba Park Garden

Площадь / Area Стоимость / Cost -Цена / Price

P и с. 3. Соответствие соотношения стоимости работ квадратного метра по благоустройству парковых зон относительно их площади

F i g. 3. Ratio of the cost per square meter of landscaping of parks to their area ECONOMIC SOCIOLOGY AND DEMOGRAPHY 789

В то же время в г. Ростове-на-Дону имеются примеры успешного сотрудничества между муниципальными властями и бизнес-структурами - благоустройство набережной путем заключения концессионного соглашения, а также строительство инвестором парка «Лога» в Каменск-Шахтинском районе. Этот парк был возведен на месте бывшей мусорной свалки и стал визитной карточкой региона. В будущем есть все основания двигаться по пути трехстороннего взаимодействия - населения, власти и бизнеса.

Рассматривая системное решение развития общественных пространств в городе Ростове-на-Дону, можно отметить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации запустило приоритетный национальный проект по благоустройству общественных пространств «Комфортная городская среда» в ноябре 2016 г. Его цель - до 2022 г. благоустроить все муниципальные образования с населением более 1 000 чел. При этом Ростовская область получила более 1 млрд руб. на реализацию федерального проекта. Федеральное ведомство поставило очень строгие рамки контрактинга и выполнения работ по проектам - если работы не будут выполнены к концу года и деньги останутся неосвоенными, регион может лишиться финансирования проекта на следующий год.

Сейчас уже можно подвести некоторые итоги реализации программы и выделить наиболее значимые проекты, воплощенные в жизнь:

- реконструкция общественных пространств центральной улицы города Ростова-на-Дону - улицы Большой Садовой, которую включили в федеральный реестр лучших практик благоустройства 2018 г. На участке улицы Большой Садовой от проспекта Сиверса до проспекта Театрального произведена реконструкция к началу Чемпионата мира по футболу 2018 г. Перед реконструкцией улицы был проведен ряд серьезных исследований, учтены исторические этапы формирования улицы, прошли соцопросы горожан, изучены их пожелания о будущем развитии центральной городской улицы. При создании концепции в первую очередь была изменена геометрия улицы: за счет сужения проезжей части расширена пешеходная зона, при этом количество полос для автомобилей не изменилось, уменьшилась только их ширина (с 5 м до 3,5 м). Пешеходная часть на улице Большая Садовая поделена на зоны: транзитную зону, предназначенную для передвижения, зону озеленения и отдыха, техническую зону и зону сервиса, где расположены входы в здания, террасы заведений и т. д. Одной из основных стала зона озеленения, где было высажено 172 крупномерных дерева, 10 тыс. кустарников, уложено более 7 тыс. м2 газона. При этом выделим существенный недостаток - отсутствие спланированной системы полива, что в условиях знойного лета уничтожило многие зеленые насаждения. В качестве достоинства в части благоустройства можно отметить установку 265 лавочек различной конфигурации с применением традиционных материалов: дерево, металл, камень. Кроме того, улицу украсили 50 авторских вазонов для цветов. Первоначальная стоимость проек-

та реконструкции улицы превышала 3 млрд руб., но в итоге из-за финансовых трудностей объем работ был сокращен и ремонт обошелся в 870 млн руб. Таким образом, следует отметить положительный опыт благоустройства центральной улицы крупного города;

- парк «Левобережный». Всего два года назад на месте парка был пустырь с небольшими кусочками облагороженной территории в виде старых площадок для волейбола и тенниса. Сейчас здесь раскинулся парк площадью 18 га и протяженностью 1,1 км. Парк из практически заброшенного городского пляжа формировали восемь месяцев, работы начались в сентябре 2017 г. Большая часть зелени в парке - это наследие пляжа. Недостаток, который предстоит исправить, - отсутствие конструктивного озеленения. Положительная черта - в парке множество тренажеров, спортивных площадок, что способствует развитию досуговой составляющей этого общественного пространства;

- сквер «Северный» на ул. Капустина. Он включен в число 11 территорий, за благоустройство которых проголосовали ростовчане. Выбор территории неслучаен, учитывая проблемы урбанизации и топологии городской среды. Сквер расположен в Ворошиловском районе - самом густонаселенном районе г. Ростова-на-Дону. При строительстве сквера были предусмотрены многочисленные зоны: мемориальные объекты с ландшафтом донской степи, зоны тихого отдыха, детские игровые площадки. Уникальностью сквера стала доступность среды: здесь полностью отсутствуют ступени, угол наклона рельефа местности не более 5 %, что делает территорию комфортной для передвижения маломобильных групп населения. По периметру сквера проложены велодорожки, построены две велопарковки. Пешеходные зоны занимают общую площадь 1 631 м2, присутствуют детская игровая и спортивная площадки. В парке посажено 96 деревьев и 1 857 кустарников. Особенность сквера состоит в том, что при его строительстве использованы энергосберегающие технологии, позволяющие минимизировать затраты на освещение: в парке установили светильники на солнечных батареях, которые днем заряжаются, а ночью светят. Сквер «Северный» стал самой маленькой и одновременно самой дорогой зеленой зоной из тех, что выбрали ростовчане. Площадь парка - 8 500 м2. На его ремонт потребовалось около 60 млн руб.

В целом можно отметить факт продвижения в городе с населением свыше 1 млн чел. реализации проектов по развитию общественных пространств в части создания комфортных магистралей передвижения и парков, способных улучшить оздоровительную и досуговую компоненты проживающего населения. При выборе объектов благоустройства были учтены интересы как государственных и предпринимательских структур, так и активной части населения, принявшей участие в голосованиях по благоустройству территорий.

Современные практики участия горожан с применением онлайн-техно-логий в управлении и развитии городом, его территориями сегодня стали

особенно заметными и масштабными. Такой практики придерживаются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и другие города. Примером онлайн-голосований служит проект «Активный гражданин» в г. Москве, посвященный планам комплексного благоустройства посредством поэтапного голосования за такие объекты, как парк Северного речного вокзала, прибрежная территория реки Чермянки, участок шоссе Энтузиастов. В 2016 г. по итогам голосований «благоустроили 362 объекта: 117 детских площадок, 32 зоны отдыха, 96 спортивных площадок, 74 междворовые территории и 43 площадки для выгула животных»10. В текущем году «Активный гражданин» набрал около 1 млн общего количества голосов за проекты, в каждой из которых было по 12 номинаций. В первой части голосования выражено более 250 тыс. мнений, во второй - около 180 тыс., в третьей - более 260 тыс., а в заключительной части масштабного голосования получено около 300 тыс. мнений активных граждан. От общего количества выраженных мнений лишь 20 % участников не стали рассматривать реализованные проекты строительства11.

Социологи Уральского федерального университета провели исследование, в котором выяснили отношение горожан к столице Урала12. В выборке голосовали 750 горожан в возрастной категории от 18 до 30 лет. В ходе эксперимента выяснилось, что 62 % екатеринбуржцев гордятся своим городом. В качестве факторов, за которые горожане испытывают гордость, приведены следующие: стабильная работа, высокая заработная плата, разнообразный досуг, доступное жилье, развитая транспортная инфраструктура, благоустройство общественных пространств.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование проблемы развития общественных пространств крупных городов позволило сделать следующие выводы:

- для успешной реализации стратегии благоустройства территорий и обеспечения комфортности проживания населения необходимы совместные действия государственных и предпринимательских структур и активной части населения, что позволит соблюсти баланс экономических, экологических и социальных интересов всех участников этого процесса;

- наблюдается дефицит городских площадей под размещение объектов общественных пространств, что требует объединения усилий на оптимальную их загрузку полезными компонентами: досуговыми центрами, полосами зеленых насаждений, благоустроенными площадками для детей и т. д.;

10 «Активный гражданин» поможет москвичам выбрать 600 объектов для благоустройства [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/moscow/546915 (дата обращения: 08.06.2020).

11 В «Активном гражданине» завершилось голосование за лучший реализованный проект [Электронный ресурс]. URL: https://stroi.mos.ru/news/v-aktivnom-ghrazhdaninie-zaviershilos-gho-losovaniie-za-luchshii-riealizovannyi-proiekt?from=cl (дата обращения: 08.06.2020).

12 Одну из площадей в Екатеринбурге могут переименовать [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.rU/turbo/s/globalcity.info/news/03/07/2020/24662 (дата обращения: 08.06.2020).

- отдельной проблемой представляется благоустройство существующих парков и создание новых с оправданным выбором места их дислокации на территории городов, максимально удовлетворяющих потребности проживающего в них населения;

- важным моментом реализации вышесказанного представляется привлечение населения городов к принятию всех перечисленных решений, что может быть осуществлено с помощью специально организованных опросов и проведения голосования по конкретным пунктам программы благоустройства крупных городов.

Указанные выводы позволяют предложить следующий алгоритм развития общественных пространств в крупных городах:

- изучение текущего состояния общественных пространств города, топологических свойств территории, перспектив дальнейшей застройки и высвобождения площадей;

- согласование программ социально-экономического, эколого-экономи-ческого развития города с перспективными документами градостроительной политики на предмет наличия свободных площадей под общественные пространства;

- проведение опросов населения и голосования на предмет расположения парков, скверов и других полезных составляющих общественных пространств города по комплексу зарезервированных для этого мест, определенных на предыдущих этапах алгоритма;

- определение финансовых ресурсов, выделяемых на развитие общественных пространств со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей, а также со стороны предпринимательских структур и населения, готовых участвовать в проектах формирования новых и реконструкции существующих объектов общественных пространств на различных формах сотрудничества (концессионные соглашения, спонсорское участие, пожертвование граждан и т. д.);

- формирование планов благоустройства и озеленения объектов общественных пространств с привлечением специалистов различных профилей, способных оптимизировать процесс их развития (дизайнеры, ботаники, специалисты по организации досуга детей и молодежи и т. д.).

В итоге нами разработан алгоритм развития общественных пространств крупных городов с помощью взаимодействия государственных, муниципальных структур, субъектов предпринимательства и активной части населения городов (рис. 4).

В заключение хотелось подчеркнуть необходимость проведения корректировки программ эколого-экономической политики крупных городов, нацеленных на снижение вреда окружающей среде за счет перехода на экологически чистый транспорт (загрязнение атмосферы автотранспортными средствами составляет более 80 % от валового загрязнения атмосферы городов), экологизацию производства.

Комплексный анализ состояния общественных пространств городов и изучение запросов населения в повышении благоустройства и комфортного проживания

Выработка основ взаимодействия государственных п предпринимательских

структур п активной части населения городов в развитии общественных пространств

Формирование плана развития общественных -

Корректировка стратегии социально-экономического развития городов

Государственно-частное партнерство и поддержка бизнеса в вопросах обеспечения благоустройства и озеленения общественных пространств и их коммерциализация

Привлечение активной части населення городов к проведению рейтинговых голосований и социологических опросов по развитию общественных пространств

Выработка программных документов и заключение договоров ГЧП и выбор перспективных проектов по развитию общественных пространств с учетом требований комфортного проживания населения

крупных городов, экономических интересов субъектов предпринимательства, экологических и социальных потребностей горожан и состояния городской среды

Прогнозирование показателей социально-экономического развития крупных городов в контексте развития общественных пространств

Определение дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов и источников для развития общественных пространств

Р и с. 4. Алгоритм развития общественных пространств крупных городов

В крупных городах располагаются промышленные предприятия наиболее экологически грязных производств (нефтехимическая, химическая и металлургическая отрасли индустриального сектора). В настоящее время уже имеется опыт озеленения многих территорий вредных производств, позволяющих осуществить необходимую очистку воздуха от вредных веществ (ФКП «Комбинат «Каменский» в г. Каменск-Шахтинске Ростовской области, АО «Невин-номысский Азот» в г. Невинномысске Ставропольского края). Таким образом, развитие общественных пространств должно осуществляться и на территориях экологически вредных производств.

Comprehensive analysis of urban public spaces and study of the needs of the population to improve the comfort of living

-0-

Environmental challenges

Social challenges

Issues of urban planning and management

Development oftlie basis for interaction between

public authorities, business entities, and

activists fortlie development of public spaces

>

Public-private partnership and support for business to ensure landscaping of public spaces; their commercialization

Involvement of activists in holding rating votes and surveys 011 the development of public spaces

J

Formulation of a plan for the development of public spaces

JJ I

Adjustment of the strategy for socioeconomic development of cities

Elaboration of policy documents, conclusion of public-private partnership contracts, and selection of prospective projects for the development of public spaces, taking into account the requirements for comfortable living of the population of large cities, the economic interests of business entities, environmental and social needs of city dwellers, and the quality of the urban environment

Forecasting indicators of socio-economic development of large cities in the context of the development of public spaces

Identification of additional material, labour, and financial resources for the development of public spaces

F i g. 4. Algorithm for the development of public spaces in large cities

Результаты исследования позволяют дать практические рекомендации и наметить дальнейшие направления в изучении вопроса о развитии общественных пространств крупных городов. В качестве рекомендации представителям бизнеса следует отнести проведение корректировки их перспективных программных документов в части эколого-экономического развития с учетом городских проблем - благоустройства выделенных им территорий при активизации мероприятий по озеленению. Практические рекомендации городским властям состоят в активизации населения к участию в рейтинговых голосованиях по выбору территорий для благоустройства города

и организации на них «зеленых» экологически чистых зон отдыха граждан, а также проведение различных мероприятий по озеленению общественных пространств. Таким образом, объединение усилий государственной власти, предпринимательских структур и активной части населения крупных городов позволит активизировать процесс создания комфортной среды в крупных мегаполисах.

Перспективами исследования можно считать построение моделей комфортного проживания населения в крупных городах в условиях развития общественных пространств, создание кластерных структур по развитию общественных пространств, способных объединить усилия государственных, муниципальных, предпринимательских структур, финансово-кредитных организаций и некоммерческого сектора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баталина, Т. С. Анализ особенностей формирования общественного пространства / Т. С. Баталина // Бизнес и дизайн ревю. - 2017. - № 1 (5). - URL: https://obe.ru/ journal/2017_1/batalina-t-s-analiz-osobennostej-formirovaniya-obshhestvennogo-prostran-stva/ (дата обращения: 08.06.2020). - Рез. англ.

2. Яковлева, Е. Е. Экономика общественного сектора в России и в мире / Е. Е. Яковлева // Известия ТРТУ. - 2006. - № 17 (72). - С. 117-125. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekonomika-obschestvennogo-sektora-v-rossii-i-v-mire/viewer (дата обращения: 08.06.2020).

3. Вендина, О. И. Частное и общественное в городском пространстве: от теории к московским реалиям / О. И. Вендина // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2009. - № 2. - С. 28-38. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=11919443 (дата обращения: 08.06.2020).

4. Лихолетова, Н. В. Современное состояние и масштабы развития общественного сектора г. Таганрога / Н. В. Лихолетова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2011. - № 2. - С. 46-50. - URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=17318227 (дата обращения: 08.06.2020).

5. Пашкус, В. Ю. Общественный сектор в условиях новой экономики / В. Ю. Пашкус // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2013. - № 2. - С. 178-195. -URL: https://www.marketing-mba.ru/article/v2_13/Pashkus.pdf (дата обращения: 08.06.2020).

6. Ан, А. Л. Управление общественными пространствами в городской среде как фактор улучшения качества жизни / А. Л. Ан // Проблемы современной экономики. - 2012. -№ 8. - С. 30-34. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obschestvennymi-prostranstvami-v-gorodskoy-srede-kak-faktor-uluchsheniya-kachestva-zhizni/viewer (дата обращения: 08.06.2020).

7. Сидоров, А. А. Модели управления общественными пространствами / А. А. Сидоров, Д. В. Сапроню. - DOI 10.7256/2310-8673.2016.3.19789 // Урбанистика. - 2016. -№ 3. - С. 29-43. - URL: https://nbpublish.com/library _read_article.php?id=19789 (дата обращения: 08.06.2020). - Рез. англ.

8. Капков, С. А. Развитие городских общественных пространств: социально-философские аспекты / А. С. Капков // Общество: философия, история, культура. - 2016. -№ 11. - URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2016/11/philosophy/kapkov.pdf (дата обращения: 08.06.2020). - Рез. англ.

9. Желнина, А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство / А. Желнина // Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. - 2011. - Т. 3, № 2. - URL: http://sodabo.org/index.php/laboratorium/article/view/252 (дата обращения: 08.06.2020). - Рез. англ.

10. Akella, A. K. Social, Economical and Environmental Impacts of Renewable Energy Systems / A. K. Akella, R. P. Saini, M. P. Sharma. - DOI 10.1016/j.renene.2008.05.002 // Renewable Energy. - 2009. - Vol. 34, issue 2. - Pp. 390-396. - URL: https://www.science-direct.com/science/article/pii/S0960148108002073 (дата обращения: 08.06.2020).

11. Boja, C. Clusters Models, Factors and Characteristics / C. Boja // International Journal of Economic Practices and Theories. - 2011. - Vol. 1, no. 1. - Pp. 34-43. - URL: http:// sintonia.mx/mm/cmfc.pdf (дата обращения: 08.06.2020).

12. Kuik, O. Competitive Advantage in the Renewable Energy Industry: Evidence from a Gravity Model / O. Kuik, F. Branger, Ph. Quirion // Renewable Energy. - 2019. -Vol. 131. - Pp. 472-481. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0960148118308437?via%3Dihub (дата обращения: 08.06.2020).

13. Applying Cluster Analysis to Renewable Energy Emergent Sector at Local Level / J. Larruscain, R. Río-Belver, E. Cilleruelo [et al]. - DOI 10.1007/978-3-319-04705-8_34 // Managing Complexity. Lecture Notes in Management and Industrial Engineering / C. Hernández, A. López-Paredes, J. Pérez-Ríos (eds). - Springer, Cham. Managing Complexity, 2014. -Pp. 293-300. - URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-04705-8_34 (дата обращения: 08.06.2020).

14. Burgers, J. Urban Landscapes on Public Space in the Post-Industrial City / J. Burgers. -DOI 10.1023/A:1010120012629 // Journal of Housing and the Built Environment. - 2000. -Vol. 15. - Pp. 145-164. - URL: https://link.springer.com/article/10.1023/A:1010120012629 (дата обращения: 08.06.2020).

15. Захарова, Т. В. «Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты / Т. В. Захарова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2011. - № 4 (16).- С. 28-38. - URL: http://journals.tsu.ru/economy/&jour-nal_page=archive&id=738&article_id=10029 (дата обращения: 08.06.2020). - Рез. англ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Степанова, Е. М. Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России / Е. М. Степанова // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 542-545. - URL: https://moluch.ru/archive/287/64825/ (дата обращения: 08.06.2020).

17. Теличенко, В. И. «Зеленая» стандартизация технологий формирования при-родоподобной среды жизнедеятельности / В. И. Теличенко, М. Ю. Слюсарев. - DOI 10.22227/1997-0935.2018.5.558-567 // Вестник МГСУ. - 2018. - Т 13, № 5 (116). -С. 558-567. - URL: http://www.vestnikmgsu.ru/ru/component/sjarchive/issue/article. display/2018/5/558-567 (дата обращения: 08.06.2020).

Поступила 12.06.2020; принята к публикации 23.07.2020; опубликована онлайн 30.12.2020.

Об авторах:

Тяглов Сергей Гаврилович, профессор кафедры экономики региона, отраслей и предприятий ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 69), доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8729-5117, tyaglov-sg@rambler.ru

Родионова Наталья Дмитриевна, профессор кафедры экономической теории ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 69), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4980-8356, ndrodionova@mail.ru

Федорова Яна Владимировна, доцент кафедры информационных технологий и защиты информации ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 69), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4173-1059, fyy21@mail.ru

Сергиенко Виталий Юрьевич, аспирант кафедры экономики региона, отраслей и предприятий ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 69), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7038-8475, lev0000007@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Тяглов Сергей Гаврилович - научное руководство, постановка научной проблемы; определение замысла и методологии исследования; интерпретация и анализ материалов; доработка текста статьи.

Родионова Наталья Дмитриевна - научное руководство, постановка научной проблемы; определение замысла и методологии исследования; интерпретация и анализ материалов; доработка текста статьи.

Федорова Яна Владимировна - проведение исследования и первичная обработка полученных результатов; интерпретация и анализ материалов; подготовка начального варианта текста.

Сергиенко Виталий Юрьевич - проведение исследования и первичная обработка полученных результатов; интерпретация и анализ материалов; подготовка начального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Batalina T.S. Analysis of Features of Formation of Public Space. Biznes i dizajn revyu = Business and Design Review. 2017; (1). Available at: https://obe.ru/journal/2017_1/ batalina-t-s-analiz-osobennostej-formirovaniya-obshhestvennogo-prostranstva/ (accessed 08.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

2. Yakovleva E.E. [Economy of the Public Sector in Russia and in the World]. Izvesti-ya TRTU = Bulletin of Taganrog State Radio Engineering University. 2006; (17):117-125. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-obschestvennogo-sektora-v-ros-sii-i-v-mire/viewer (accessed 08.06.2020). (In Russ.)

3. Vendina O.I. [Private and Public in Urban Space: From Theory to Moscow Realities]. Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya geograficheskaya = Buletin of the Russian Academy of Sciences. Geographical Series. 2009; (2):28-38. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=11919443 (accessed 08.06.2020). (In Russ.)

4. Likholetova N.V. [Current State and Scale of Development of the Public Sector of Taganrog]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ehkonomiki = Bulletin of the Taganrog Institute for Management and Economics. 2011; (2):46-50. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=17318227 (accessed 08.06.2020). (In Russ.)

5. Pashkus V.Yu. Public Sector in the New Economy Marketing MBA. Marketingovoe upravlenie predpriyatiem = MBA Marketing. Marketing Enterprise Management. 2013; (2):178-195. Available at: https://www.marketing-mba.ru/article/v2_13/Pashkus.pdf (accessed 08.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

6. An A.L. Management of Public Spaces in the Urban Environment as a Factor in Improving the Quality of Life. Problemy sovremennoj ehkonomiki = Issues of Modern Economy. 2012; (8):30-34. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/upravlenie-obschestven-nymi-prostranstvami-v-gorodskoy-srede-kak-faktor-uluchsheniya-kachestva-zhizni/viewer (accessed 08.06.2020). (In Russ.)

7. Sidorov A.A., Sapron D.V. Models ofManagement ofPublic Spaces. Urbanistika = Urban Studies. 2016; (3):29-43. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.7256/2310-8673.2016.3.19789

8. Kapkov S.A. Development of Urban Public Spaces: Social and Philosophical Aspects. Obshhestvo:filosofiya, istoriya, kultura = Society: Philosophy, History, Culture. 2016; (11). Available at: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2016/11/philosophy/kapkov.pdf (accessed 08.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

9. Zhelnina A. "It's Like a Museum Here": The Shopping Mall as Public Space. Laboratorium: Zhurnal Sotsialnykh Issledovanij = Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2011; 3(2). Available at: http://soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/252 (accessed 08.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

10. Akella A.K., Saini R.P., Sharma M.P. Social, Economical and Environmental Impacts of Renewable Energy Systems. Renewable Energy. 2009; 34(2):390-396. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.renene.2008.05.002

11. Boja C. Clusters Models, Factors and Characteristics. International Journal of Economic Practices and Theories. 2011; 1(1):34-43. Available at: http://sintonia.mx/mm/ cmfc.pdf (accessed 08.06.2020). (In Eng.)

12. Kuik O., Branger F., Quirion Ph. Competitive Advantage in the Renewable Energy Industry: Evidence from a Gravity Model. Renewable Energy. 2019; 131:472-481. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.renene.2018.07.046

13. Larruscain J., Río-Belver R., Cilleruelo E., Garechana G., Gavilanes-Trapote J. Applying Cluster Analysis to Renewable Energy Emergent Sector at Local Level. Managing Complexity. Lecture Notes in Management and Industrial Engineering. 2014; 293-300. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-04705-8_34

14. Burgers J. Urban Landscapes on Public Space in the Post-Industrial City. Journal of Housing and the Built Environment. 2000; 15:145-164. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1023/A:1010120012629

15. Zakharova T.V. "Green" Economy as a New Course of Development: Global and Regional Aspects. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ehkonomika = Tomsk

State University Journal of Economics. 2011; (4):28-38. Available at: http://journals.tsu. ru/economy/&journal_page=archive&id=738&article_id=10029 (accessed 08.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

16. Stepanova E.M. The Need to Form a Comfortable Urban Environment and Factors that Impede this Process in Russia. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2019; (49):542-545. Available at: https://moluch.ru/archive/287/64825/ (accessed 08.06.2020). (In Russ.)

17. Telichenko V.I., Slyusarev M.Yu. "Green" Standardization of Technologies for Forming the Nature-Friendly Living Environment. Vestnik MGSU = Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering. 2018; 13(5):558-567. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.22227/1997-0935.2018.5.558-567

Submitted 12.06.2020; accepted for publication 23.07.2020; published online 30.12.2020.

About the authors:

Sergey G. Tyaglov, Professor, Department of Regional Economy, Industries and Enterprises, Rostov State University of Economics, (69/47 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don 344002, Russian Federation), Dr. Sci. (Economics), Full Professor, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-8729-5117, tyaglov-sg@rambler.ru.

Nataliya D. Rodionova, Professor, Department of Economic Theory, Rostov State University of Economics, (69/47 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don 344002, Russian Federation), Dr. Sci. (Economics), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4980-8356, ndrodionova@mail.ru

Yana V. Fedorova, Associate Professor, Department of Information Technologies and Information Protection, Rostov State University of Economics, (69/47 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don 344002, Russian Federation), Ph. D. (Economics), ORCID: https://orcid. org/0000-0002-4173-1059, fyy21@mail.ru.

Vitaliy Yu. Sergienko, Postgraduate, Department of Regional Economy, Industries and Enterprises, Rostov State University of Economics, (69/47 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don 344002, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7038-8475, lev0000007@mail.ru

Contribution of the authors:

Sergey G. Tyaglov - academic supervision; statement of the research problem; choice of the concept and methodology of the research; interpretation and analysis of the materials; revision of the text of the article.

Nataliya D. Rodionova - academic supervision; statement of the research problem; choice of the concept and methodology of the research; interpretation and analysis of the materials; revision of the text of the article.

Yana V. Fedorova - conducting the study and initial processing of the results; preparation of thematic sections of the article; interpretation and analysis of the materials; preparation of the initial version of the text.

Vitaliy Yu. Sergienko - conducting the study and initial processing of the results; preparation of thematic sections of the article; interpretation and analysis of the materials; preparation of the initial version of the text.

The authors have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.