Научная статья на тему 'Алгоритм разработки стратегии развития Университета'

Алгоритм разработки стратегии развития Университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / НАУЧНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ / DEVELOPMENT STRATEGY / FUNCTIONAL STRATEGIES / RESEARCH STRATEGY / EDUCATION STRATEGY / STRATEGY OF ATTRACTING ENTRANTS TO UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димитриади Н.А., Глечикова Т.О.

В статье представлен алгоритм формирования стратегии развития университета, реализация которого обеспечит обоснованную разработку функциональных стратегий (образовательной, научной и профориентационной). Применялся метод экспертного опроса, направленный на выявление факторов, оказывающих влияние на набор абитуриентов и финансирование научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR DESIGNING THE UNIVERSITY DEVELOPMENT STRATEGY

Article presents the algorithm for the formation of university development strategy ensuring the reasonable development of functional strategies (educational, scientific and vocational guidance ones). Expert method was applied, aiming at identifying the factors affecting the recruitment of applicants and financing of scientific research.

Текст научной работы на тему «Алгоритм разработки стратегии развития Университета»

4. Борисова, В. В., Печенко, Н. С. Рационализация экспортно-импортных логистических потоков в Евразийском экономическом союзе // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2018. — № 1-2. — С. 118-130.

5. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Логистика в системе совокупного знания. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013.

6. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Цифровая логистика : учебник для вузов. — СПб., 2019.

Bibliographic list

1. Cherenkov, V. I. Fundamentals of international logistics : textbook. — SPb. : Publishing house of SPbU, 2016.

2. Smirnova, E. A. Management of global chains of deliveries: trade and economic approach. — SPb. : Publishing house of SPbSEU, 2014.

3. Afanasenko, I. D., Borisova, V. V. Trade business : textbook. — 2nd prod. — SPb. : Peter, 2018.

4. Borisov, V. V., Pechenko, N. S. Rationalization of export-import logistic streams in Eurasian Economic Union // Scientific review. Series 1. Economy and right. — 2018. — № 1-2. — P. 118-130.

5. Afanasenko, I. D., Borisova, V.V. Logistic in system of cumulative knowledge. — SPb. : Publishing house of SPbSEU, 2013.

6. Afanasenko, I. D., Borisova, V. V. Digital logistics : textbook. — SPb., 2019.

Н. А. Димитриади, Т. О. Глечикова АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В статье представлен алгоритм формирования стратегии развития университета, реализация которого обеспечит обоснованную разработку функциональных стратегий (образовательной, научной и профориентационной). Применялся метод экспертного опроса, направленный на выявление факторов, оказывающих влияние на набор абитуриентов и финансирование научных исследований.

Ключевые слова

Стратегия развития, функциональные стратегии, научная стратегия, образовательная стратегия, стратегия привлечения абитуриентов.

N. A. Dimitriadi, T. O. Glechikova ALGORITHM FOR DESIGNING THE UNIVERSITY DEVELOPMENT STRATEGY

Annotation

Article presents the algorithm for the formation of university development strategy ensuring the reasonable development of functional strategies (educational, scientific and vocational guidance ones). Expert method was applied, aiming at identifying the factors affecting the recruitment of applicants and financing of scientific research.

Keywords

Development strategy, functional strategies, research strategy, education strategy, strategy of attracting entrants to universities.

Введение

Изучению путей развития современных университетов посвящено большое количество исследований [1, 2, 9, 10, 24, 25].

Специалисты Европейской комиссии нацеливают университеты на деятельность в области всех вершин «Треугольника знаний»: образование, научные исследования и инновации [39]. При этом выделяются перечисленные ниже основные пути формирования экономики знаний: реализация программ высшего образования и повышения квалификации; проведение фундаментальных исследований; трудоустройство существенной части европейских ученых; подготовка научных работников; формирование и распространение знаний во всех секторах экономики и общества [3].

На целесообразность достижения реальной интеграции научного и образовательного процессов указывают и отечественные исследователи [12; 21].

Функционирование современных университетов происходит в рыночной среде, это обусловливает перспективность применения в управлении деятельностью высших учебных заведений рыночных методов [3], в том числе технологий стратегического менеджмента [2, 11, 13, 14, 20, 28, 31].

Одной из основных целей применения стратегического планирования является формирование реализующими данный подход организациями конкурентных преимуществ [41], которые могут стать основой увеличения дохода, наращивания доли рынка, или же выживания организаций (работающих в наиболее сложных рыночных условиях) [35]. В частности, бизнес-стратегия рассматривается современными специалистами в качестве инструмента фокусирования различных аспектов деятельности организации на достижении конкретных целей [33, 34, 40]. При этом в ряде исследований продемонстрировано существенное возрастание эффективно-

сти работы организаций, сумевших наладить функционирование стратегического процесса [29, 32, 37, 43]. То есть, подтвержденная эффективность стратегического управления побуждает менеджмент к интенсивному применению стратегических технологий [40].

Создание наиболее эффективных стратегий представляет собой достаточно сложную задачу даже для квалифицированных менеджеров; выбор компонентов стратегий производится на основе результатов стратегического анализа, включающего в себя внутренний и внешний компоненты [30, 36]. При разработке стратегий, в частности бизнес-стратегий, менеджмент должен использовать определенные ресурсы, наличие которых в существенной степени определяет специфику формируемых функциональных стратегий и бизнес-стратегии в целом [38, 40, 42].

Цель статьи — обоснование алгоритма разработки стратегии развития университета.

Методы исследования

Были проведены 3 экспертных опроса, направленные на выявление факторов, которые оказывают влияние на набор абитуриентов и финансирование научных исследований:

1. ЭО-1 (набор абитуриентов). Эксперты-специалисты, имеющие опыт организации и проведения приемных кампаний. Общее количество 11 человек, мужчины (4 чел. ) и женщины (7 чел.) в возрасте от 28 до 53 лет.

2. ЭО-2 (привлечение финансирования научных исследований, выделение научных направлений, ориентированных на наиболее перспективные отрасли промышленности/бизнеса). Эксперты — специалисты, имеющие опыт организации и проведения научных исследований. Общее количество 10 человек, мужчины (8 чел. ) и женщины (2 чел.) в возрасте от 36 до 52 лет.

3. ЭО-3 (выделение наиболее перспективных отраслей, в которых могут

работать выпускники Университета, оценка потенциального спроса в этих отраслях на выпускников, владеющих соответствующими специальностями, выделение наиболее перспективных территорий, на которые могут быть ориентированы усилия Университета, направленные на привлечение абитуриентов, описание конкурентной ситуации в плане привлечения контингента абитуриентов). Эксперты-специалисты, имеющие опыт организации и проведения приемных кампаний. Общее количество 14 человек, мужчины (8 чел. ) и женщины (6 чел.) в возрасте от 38 до 49 лет.

Для привлечения экспертов были использованы личные контакты авторов. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием метода сравнительного анализа.

Результаты

Проведение исследований позволило сформировать факторы, влияющие на изучаемые процессы; характеризующие значение каждого фактора показатели (в том числе, количественные) могут быть использованы при разработке стратегии развития университета.

Принявшие участие в ЭО-1 эксперты выделили следующие факторы, оказывающие влияние на набор абитуриентов:

а) количество оканчивающих 11 -й класс выпускников, которые потенциально могут подать документы для поступления в Университет;

б) количество бюджетных мест, которыми располагает Университет;

в) наличие профилей обучения, привлекательных для абитуриентов;

г) особенности местоположения Университета, его географическая близость к территориям, на которых появляется большое количество выпускников;

д) обеспеченность Университета общежитиями для размещения иногородних студентов;

е) место в Российском рейтинге высших учебных заведений, занимаемое Университетом;

ж) уровень привлекательности общественной жизни в Университете для потенциальных студентов, наличие возможностей для развития их творческих способностей и интересного проведения досуга;

з) уровень развития в Университете спорта, наличие спортивных секций и обеспеченность современными спортивными залами и сооружениями.

Принявшие участие в ЭО-2 эксперты выделили следующие факторы, оказывающие влияние на объемы привлеченного финансирования научных исследований:

а) наличие научной базы, современных лабораторий и вычислительных мощностей;

б) уровень развития научных направлений (в Университете), ориентированных на интенсивно развивающиеся отрасли промышленности / бизнеса;

в) уровень развития научных направлений (в Университете), ориентированных на отрасли промышленности/бизнеса, в которых реализуются программы государственной и ведомственной поддержки;

г) наличие финансирования в развитие научной и технологической базы отраслей промышленности соответствующими министерствами и ведомствами;

д) наличие публикаций учёных Университета об исследованиях в интенсивно развивающихся отраслях промышленности/бизнеса.

Таким образом, в соответствии с высказанными принявшими участие в ЭО-2 экспертами мнениями, привлечение финансирования в значительной степени зависит от ориентации научных исследований на интенсивно развивающиеся отрасли, в которых реализуются государственные программы государственной и ведомственной поддержки.

Углубленный расспрос принявших участие в ЭО-1 экспертов продемонстрировал значимость ориентации привлекательных для абитуриентов профилей обучения на возможность последующей работы выпускников также в интенсивно развивающихся отраслях, в которых ожидается большое количество вакансий и появление возможностей развития карьеры.

Изучению различных индикаторов развития отраслей промышленности посвящено существенное количество исследований современных авторов [6, 7, 8, 19, 22, 26, 27], что отражает интерес специалистов к изучению роли растущих отраслей в развитии экономики.

Ряд исследований посвящен изучению роли инновационного фактора в формировании уровня привлекательности отрасли [4, 5, 15, 16, 17, 18]. В частности, в одной из публикаций [23] продемонстрирована роль финансового оборота входящих в состав отрасли рынков, а также стадии жизненного цикла отрасли (и, соответственно, перспектив роста фактического размера отрасли) в выборе направлений инвестирования средств при создании новых бизнес-проектов.

На рисунке 1 в графическом виде авторами представлена концепция стратегии развития университета, включающая в себя образовательный, научный и профориентационый компоненты.

Алгоритм разработки стратегии

Представим основные компоненты алгоритма разработки стратегии университета, затрагивающие три основные функциональных стратегии: образовательную, научную и стратегию, направленную на привлечение абитуриентов. Основные формы, которые должны заполняться в процессе ее разработки, представлены в таблицах 1-5. В качестве основных источников информации, используемых при заполнении форм и разработке стратегии развития, целесообразно использовать материалы из глобальной сети и включенные в них сайты, а также результаты экспертных опросов.

В таблице 1 представлены выделенные принявшими участие в ЭО-3 экспертами основные характеристики отраслей промышленности/бизнеса, в которых работают либо могут начать работу выпускники Университета. Изучение отраслей по включенным характеристикам может позволить выделить наиболее перспективные из них с точки зрения фокусирования стратегии Университета. Результаты анализа перспектив формирования вакансий (по конкретным специальностям) в каждой из отраслей, идентифицированных в качестве наиболее перспективных после обработки представленных данных, могут стать основой для

решений о создании новых профилей обучения, ориентированных на подготовку сотрудников для закрытия соответствующих вакансий. Эти решения могут стать основой трансформации образовательной стратегии Университета; форма для внесения информации с целью анализа перспектив формирования спроса на специалистов представлена в таблице 2 (разработана на основании обработки результатов ЭО-3). Необходимо отметить, что в условиях превалирования спроса над предложением простого создания даже наиболее перспективных профилей обучения может оказаться совершенно недостаточно для привлечения ожидаемого контингента абитуриентов. Это обусловливает необходимость дополнения разрабатываемой стратегии развития Университета профориентационным компонентом (функциональной профори-ентационной стратегией), в частности, определяющим нацеленность направленных на привлечение абитуриентов усилий Университета на общеобразовательные учреждения на конкретных территориях. Форма для внесения информации с целью идентификации наиболее перспективных территорий с точки зрения количества выпускников, представлена в таблице 3 (разработана на основании обработки результатов ЭО-3).

Таблица 1 — Характеристика основных отраслей, в которых работают выпускники Университета

Название отрасли Суммарная емкость рынков — 2017 Суммарная емкость рынков- 2018 Прогноз суммарной емкости рынков — 2019 Этап развития отрасли Наличие программ государственной и ведомственной поддержки Комментарии (перспективы развития отрасли)

А

Таблица 2 — Потребность отраслей в выпускниках — соответствующие профили обучения

Название отрасли Количество работающих Количество вакансий в год Профили обучения УГС Комментарии

Отрасль А

Специальность А1

Специальность А2

Специальность А3

Таблица 3 — Количество выпускников на территориях, прилежащих к локализации Университета

Название Количе- Количество Прогноз % выпускни- % выпуск- Коммента-

террито- ство выпускни- количе- ков, ориенти- ников, уез- рии (уровень

рии выпуск- ков — 2018 ства вы- рованных на жающих в потенциаль-

ников — /средний пускников «морские» столичные ной привле-

2017/ сред- балл ЕГЭ — 2019/ специально- университе- кательности

ний балл средний сти/средний ты/средний территории)

ЕГЭ балл ЕГЭ балл ЕГЭ балл ЕГЭ

1

При разработке функциональной профориентационной стратегии целесообразно учитывать не только динамику изменения контингента потенциальных абитуриентов, но и результаты нацеленной на привлечение абитуриентов деятельности конкурирующих университетов. Форма для внесения информации, характеризующей особенности образовательных и профориентационных стратегий конкурирующих университетов, представлена в таблице 4 (разработана на основании обработки результатов ЭО-3).

Форма для внесения информации, характеризующей связанные с развитием перспективных отраслей научные направления, представлена в таблице 5 (разработана на основании обработки результатов ЭО-2).

Таким образом, проведенные исследования позволили сформировать алгоритм формирования стратегии развития университета, представленный на рисунке 2, реализация которого обеспечит обоснованную разработку функциональных стратегий (образовательной, научной и профориентационной).

Таблица 4 — Университеты — конкурентная среда

Название Количество Количество Прогноз коли- Сходные (с Стои- Коммен-

университе- поступивших поступивших чества посту- КГМТУ) мость тарии

та, местопо- на 1й курс / на 1й курс / пивших на 1й профили обуче- (уровень

ложение / количество количество курс / количе- обучения/ ния «опасно-

общее кол- поступивших поступивших ства поступив- кол-во сти»

во бюджет- на «морские» на «морские» ших на «мор- бюджет- универ-

ных мест специально- специально- ские» специ- ных мест ситета-

сти — сти — 2018 / альности — конку-

2017/средний средний балл 2019/средний рента)

балл ЕГЭ ЕГЭ балл ЕГЭ

1 ... ... ... ... ... ... ...

Таблица 5 — Научные направления, связанные с развитием перспективных

отраслей

Название отрасли / этап развития Объем финансирования научных разработок — 2018 Прогноз объема финансирования научных разработок — 2019-2025 Наличие программ государственной и ведомственной поддержки Основные технологии, связанные с развитием отрасли Наличие в КГМТУ научных школ / ресурсов для технологических разработок Комментарии (уровень перспективности научных разработок для отрасли)

А ... ... ... ... ... ... ...

Рисунок 2 — Алгоритм разработки/трансформации стратегии развития

университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Результаты изучения деятельности конкурирующих университетов могут стать основой корректировки ряда аспектов деятельности Университета, а, может быть, и одной из причин принятия новых проектов, в частности, строительства общежитий (с целью создания более привлекательных условий для иногородних абитуриентов).

Разработка научных направлений в областях, имеющих отношение к наиболее перспективным отраслям, может оказаться полезной для Университета по ряду причин:

- привлечение финансирования, выделяемого различными организациями на развитие технологий в развивающихся отраслях;

- создание/укрепление научной и лабораторной базы для обучения студентов;

- укрепление связей с предприятиями, которые могут выступать в качестве баз практики для студентов, трудоустраивать выпускников, а также финансировать научные проекты в соответствующих областях.

Библиографический список

1. Агафонова, Е. В. Философские аспекты образования: университет и смена образовательных стратегий // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 360. — С. 24-30.

2. Бакштановский, В. И., Богданова, М. В., Новоселов, В. В. Рефлексирующий университет: институционализация гуманитарной экспертизы стратегий развития // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. — 2013. — № 3. — С. 6-9.

3. Бедный, А. Б., Грудзинский, А. О. Европейские университеты в поиске эффективных конкурентных стратегий в глобальной экономике знаний // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 3-1. — С. 11-18.

4. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. — Т. 2. — К. : Ника-Центр, 1999. — С. 27-32.

5. Борисов, В. Н., Почукаева, О. В., Семенихин, А. И., Балагурова, Е. А., Орлова, Т. Г. Воздействие инновационного фактора на инвестиционную привлекательность отраслей и предприятий промышленности // Проблемы прогнозирования. — 2003. — № 4. — С. 52-66.

6. Брюховецкая, С. В., Громыко, В. А., Кожевникова, К. Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики // Актуальные вопросы экономических наук. — 2010. — № 17-2. — С. 267-272.

7. Владимирова, А., Василюк, Ю. И. Критерии и методы оценки инвестиционной привлекательности отраслей // Новая наука: проблемы и перспективы. — 2016. — № 4-1. — С. 91-94.

8. Власова, М. А. Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности отраслей промышленности // Экономический анализ: теория и практика. — 2005. — № 20. — С. 45-48.

9. Громыко, Ю. В. Региональный университет как субъект стратегий развития: регионоформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика, идентичность // Университетское управление. Практика и анализ. — 2004. — № 2. — С. 43-49.

10. Де Корте, Э. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI веке // Вопросы образования. — 2014. — № 3. — С. 8-29.

11. Князев, Е. А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление: практика и анализ. — 2005.

— № 4. — С. 9-17.

12. Котлярова, И. О., Сериков, Г. Н. Научно-образовательный процесс в университете // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. — Челябинск, 2004. — С. 24-27.

13. Лампого, Дж. Особенности стратегии привлечения иностранных абитуриентов на коммерческую форму обучения // Финансовые исследования.

— 2018. — № 3 (60). — С. 135-140.

14. Лампого, Дж. Стратегии привлечения иностранных студентов в российские университеты // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 10-2 (87). — С. 968-976.

15. Мандрица, И. В., Мандрица, О. В. Ранговый анализ инвестиционной привлекательности ведущих отраслей Краснодарского края // Актуальные проблемы современной науки : всерос. науч.-практ. конф. — Ставрополь, 2012.

— С. 108-113.

16. Манцаева, А. А. Кластерный анализ как инструмент экономических исследований российских регионов // Учетно-аналитические инструменты исследования экономики региона : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. -Махачкала, 2015. — С. 207-121.

17. Мосейко, В. О., Мосейко, Д. В. Аналитический инструментарий оценки венчурной привлекательности отраслей

// Власть. — 2012. — № 9. — С. 134139.

18. Мосунова, М. А., Суворова, А. П. Выбор стратегических альтернатив развития компаний высокотехнологичных отраслей // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. : В 4 ч. — Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. — Ч. 1. — С. 110-113.

19. Нестерова, В. Ю. Модель выбора инвестиционного проекта для организации теплоэнергетической отрасли // Новая наука: от идеи к результату. — 2016. — № 6-1 (90). — С. 219-221.

20. Повышая ответственность перед внешним и внутренним сообществом: стратегия развития университета штата Джорджия (США) // Университетское управление: практика и анализ.

— 2008. — № 4 (56). — С. 388-394.

21. Подповетная, Ю. В. Систем-но-синергетическая стратегия управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета // Вестник. — № 4. — С. 33-37.

22. Пустыльник, П. Н. Управление промышленностью на основе выбора ключевых отраслей // Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профес.-преподават. состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2010 г. : сборник докладов / под ред. И. Д. Афанасенко. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — Ч. I.

— С. 136-140.

23. Смирнов, С. А. Исследование механизма принятия российскими топ-менеджерами решения о выборе отраслей для развертывания бизнеса // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2017. — № 3 (94). — С. 90-98.

24. Столетов, О. В. Университеты в современных стратегиях инновационного развития субъектов мировой политики // Бизнес. Общество. Власть. -2011. — № 7. — С. 101-126.

25. Тарговски, Э. Стратегия обучения, ориентированного на устойчи-

вость, в колледже бизнеса Хаворф Западного Мичиганского университета // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 11. — С. 16-28.

26. Тарелкин, А. А. Инвестиционная привлекательность отраслей российской экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2016. — № 7. — С. 28-36.

27. Чистов, И. В., Газукин, А. В. Инвестиционная привлекательность отраслей и предприятий промышленности: сущность и факторы, ее определяющие // Транспортное дело России. — 2013. — № 1. — С. 134-137.

28. Щучинов, О. С., Ладыжец, Н. С. Сравнительный анализ репрезентативных стратегий визуализации академических ресурсов и наукоемких технологий западных университетов в интернет-пространстве // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. — 2009. — Вып. 1. — С. 3-24.

29. Andersen, T. J. Strategic planning, autonomous actionsand corporate performance // Long Range Planning. — 2000. — № 33 (5). — Р. 184-200.

30. Andrews, K. R Concept of corporate strategy [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://onlinelibrary.wiley.com.

31. Barber, M., Donnelly, K., Rizvi, S. Avalanche is coming. Higher education and revolution ahead. — L. : Institute for Public Policy Research, 2013.

32. Brews, P. Strategic planning in unstable environments // Long Range Planning. — 2007. — Р. 64-83.

33. Grant, R. Contemporary strategy analysis. — West Sussex, UK : John Wiley and Sons Ltd, 2010. — Р. 16.

34. Hunt, S., Derozier, C. Normative imperatives of business and marketing strategy: grounding strategy in resource-advantage theory // Journal of Business and Industrial Marketing. — 2004. — № 19 (1). — Р. 5-22.

35. Lavender, S. Management for construction industry. — Harlow : Pearson Education, 1996.

36. Learned, E. C. Problems of general management [Электронный ресурс].

— Режим доступа : https://onlinelibrary.wiley.com.

37. Lon, A. H., Davis, B. Long range planning. — 1993. — № 26 (6). — Р. 8288.

38. Mason, R External environment's effect on management and strategy: complexity theory approach // Management Decision. — 2007. — № 45 (1). — Р. 10-28. — Р. 10-28.

39. Mobilising the brainpowerof europe: enabling universities to make their full contribution to lisbon strategy. — Brussels : European Commission, 2005.

40. Svarova, M., Vrchota, J. Influence of competitive advantage on formulation of business strategy // Procedia Economics and Finance. — 2014. — № (12).

— Р. 687-694.

41. Waalewijn, P., Segaar, P. Strategic management: key to profitability in small companies [Электронный ресурс] // Long Range Planning. — 1993. — № 26 (2). — Р. 24-30. — Режим доступа : https://www.sciencedirect.com.

42. Walsh, P. Dealing with uncertainties of environmental change by adding scenario planning to strategy reforumula-tion equation // Management Decision. — 2005. — № 43 (1). — Р. 113-122.

43. White, R E. Generic business strategies, organizational context and performance: empirical investigation // Strategic Management Journal. — 1986. — № 7 (3). — Р. 217-231.

44. Goloborodko, A., Chelysheva, I., Galazova, S., Kravets, O., Rudkovskiy, A. Use of media education technologies in patriotic education of students in context of modernization of pedagogical education // Media Education. — 2018. — № 1. — P. 101 -106.

Bibliographic list

1. Agafonova, E. V. Philosophical aspects of education: university and change of educational strategies // Vestnik of Tomsk State University. — 2012. — № 360. — P. 24-30.

2. Bakshtanovskiy, V. I., Bogdanova, M. V., Novoselov, V. V. Reflecting university: institutionalization of humanitarian expertise of development strategies // Proceedings of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics. — 2013. — № 3. — P. 6-9.

3. Bedniy, A. B., Grudzinskiy, A. O. European universities in search for effective competitive strategies in global knowledge economy // Bulletin of Nizhniy Novgorod University named by N. I. Lo-bachevskiy. — 2011. — № 3-1. — P. 1118.

4. Blank, I. A. Fundamentals of financial management. — K. : Nika-Center, 1999. — Vol. 2. — P. 27-32.

5. Borisov, V. N., Pochukayeva, O. V., Semenikhin, A. I., Balagurova, E. A., Orlova, T. G. Impact of innovation factor on investment attractiveness of industries and enterprises // Problems of forecasting.

— 2003. — № 4. — P. 52-66.

6. Bryukhovetskaya, S. V., Gromyko, V. A., Kozhevnikova, K. N. Methods for assessing the investment attractiveness of industries // Current issues of economic sciences. — 2010. — № 17-2. — P. 267272.

7. Vladimirova, A., Vasilyuk, Yu. I. Criteria and methods for assessing the investment attractiveness of industries // New Science: Problems and Perspectives.

— 2016. — № 4-1. — P. 91-94.

8. Vlasova, M. A. Analysis of approaches to assessing the investment attractiveness of industries // Economic analysis: theory and practice. — 2005. — № 20. — P. 45-48.

9. Gromyko, Yu. V. Regional university as subject of development strategies: regional formation, science and technolo-

gy, personnel and innovation policy, identity // University management. Practice and analysis. — 2004. — № 2. — P. 43-49.

10. De Corte, E. Innovative perspectives of learning and teaching in field of higher education in XXI century // Issues of education. — 2014. — № 3. — P. 8-29.

11. Knyazev, E. A. About universities and their strategies // University management: practice and analysis. — 2005.

— № 4. — P. 9-17.

12. Kotlyarova, I. O., Serikov, G. N. Scientific and educational process at university // Methodology and methods for the formation of scientific concepts among students of schools and university students.

— Chelyabinsk, 2004. — P. 24-27.

13. Lampogo, J. Features of strategy of attracting foreign applicants to commercial form of education // Financial research. — 2018. — № 3 (60). — P. 135140.

14. Lampogo, J. Strategies for Attracting Foreign Students to Russian Universities // Economy and entrepreneurship.

— 2017. — № 10-2 (87). — P. 968-976.

15. Mandritsa, I. V., Mandritsa, O. V. Rank analysis of investment attractiveness of leading branches of Krasnodar Region // Actual problems of modern science : All-Russian scientific-practical conference. — Stavropol, 2012. — P. 108113.

16. Mantsaeva, A. A. Cluster analysis as tool for economic research in Russian regions // Accounting and analytical tools for study of regional economy : materials of II All-Russian scientific and practical conf. — Makhachkala, 2015. — P. 207-121.

17. Moseyko, V. O., Moseyko, D. V. Analytical tools for assessing the venture capital attractiveness of industries // Power. — 2012. — № 9. — P. 134-139.

18. Mosunova, M. A., Suvorov, A. P. Selection of strategic alternatives for development of high-tech companies. Implementation of results of innovative developments: problems and prospects : arti-

cles of International scientific and practical conf. : in 4 vol. — Ufa : OMEGA, 2016.

— Vol. 1. — P. 110-113.

19. Nesterova, V. Yu. Model of investment project choice for organization of heat and power industry // New science: from idea to result. — 2016. — № 6-1 (90). — P. 219-221.

20. Increasing responsibility to external and internal community: development strategy of University of Georgia (USA) // University management: practice and analysis. — 2008. — № 4 (56). — P. 388-394.

21. Podpovetnaya, Yu. V. System-synergetic management strategy of humanely oriented scientific and educational process of university // Vestnik. — № 4.

— P. 33-37.

22. Pustylnik, P. N. Industrial management based on choice of key industries // Logistic innovations in commerce and marketing. Scientific session of faculty, researchers and graduate students on basis of research in 2010 / ed. by I. D. Afanasenko. — SPb. : Publishing house of SPbSEU, 2011. — Vol. I. — P. 136-140.

23. Smirnov, S. A. Investigation of mechanism of decision-making by Russian top-managers on choice of industries for business expansion // Humanitarian and socio-economic sciences. — 2017. — № 3 (94). — P. 90-98.

24. Stoletov, O. V. Universities in modern strategies of innovative development of world politics // Business. Society. Power. — 2011. — № 7. — P. 101-126.

25. Targowski, E. Sustainable learning strategy in Havorf College of Business, Western Michigan University // Siberian Pedagogical Journal. — 2011. — № 11. — P. 16-28.

26. Tarelkin, A. A. Investment attractiveness of branches of Russian economy // Economy: yesterday, today, tomorrow. — 2016. — № 7. — P. 28-36.

27. Chistov, I. V., Gazukin, A. V. Investment attractiveness of industries and industrial enterprises: nature and factors

that determine it // Transport business of Russia. — 2013. — № 1. — P. 134-137.

28. Schuchinov, O. S., Ladyzhets, N. S. Comparative analysis of representative strategies for visualization of academic resources and high technologies of Western universities in Internet space // Vestnik of Udmurt University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. — 2009. — Vol. 1. — P. 324.

29. Andersen, T. J. Strategic planning, autonomous actionsand corporate performance // Long Range Planning. — 2000. — № 33 (5). — P. 184-200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Andrews, K. R. Concept of corporate strategy [Electronic resource]. — Mode of access : https://onlinelibrary.wiley.com.

31. Barber, M., Donnelly, K., Rizvi, S. Avalanche is coming. Higher education and revolution ahead. — L. : Institute for Public Policy Research, 2013.

32. Brews, P. Strategic planning in unstable environments // Long Range Planning. — 2007. — P. 64-83.

33. Grant, R. Contemporary strategy analysis. — West Sussex, UK : John Wiley and Sons Ltd, 2010. — P. 16.

34. Hunt, S., Derozier, C. Normative imperatives of business and marketing strategy: grounding strategy in resource-advantage theory // Journal of Business and Industrial Marketing. — 2004. — № 19 (1). — P. 5-22.

35. Lavender, S. Management for construction industry. — Harlow : Pearson Education, 1996.

36. Learned, E. C. Problems of general management [Electronic resource]. — Mode of access : https://onlinelibrary.wiley.com.

37. Lon, A. H., Davis, B. Long range planning. — 1993. — № 26 (6). — P. 8288.

38. Mason, R. External environment's effect on management and strategy: complexity theory approach // Management Decision. — 2007. — № 45 (1). — P. 10-28. — P. 10-28.

39. Mobilising the brainpowerof europe: enabling universities to make their full contribution to lisbon strategy. — Brussels : European Commission, 2005.

40. Svarova, M., Vrchota, J. Influence of competitive advantage on formulation of business strategy // Procedia Economics and Finance. — 2014. — № (12). — P. 687-694.

41. Waalewijn, P., Segaar, P. Strategic management: key to profitability in small companies [Electronic resource] // Long Range Planning. — 1993. — № 26 (2). — P. 24-30. — Mode of access : https://www.sciencedirect.com.

42. Walsh, P. Dealing with uncertainties of environmental change by adding scenario planning to strategy reforumula-tion equation // Management Decision. — 2005. — № 43 (1). — P. 113-122.

43. White, R. E. Generic business strategies, organizational context and performance: empirical investigation // Strategic Management Journal. — 1986. — № 7 (3). — P. 217-231.

44. Goloborodko, A., Chelysheva, I., Galazova, S., Kravets, O., Rudkovskiy, A. Use of media education technologies in patriotic education of students in context of modernization of pedagogical education // Media Education. — 2018. — № 1. — P. 101 -106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.