The Newman In Foreign Policy №34 (78), ноябрь-декабрь 2016 г.
УДК 376.3(075.8)
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДОУ
Беляева О. Л., к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Ломакина М. В., учитель-логопед МБДОУ № 194 комбинированного вида
Федосеева Н.П., учитель-дефектолог МБДОУ № 194 комбинированного вида
В материалах статьи приводится алгоритм разработки индивидуальной
адаптированной образовательной программы в условиях инклюзивного дошкольного образования. Представляется содержание разработки индивидуальной программы на ребенка с нарушением слуха с практическими примерами.
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в современном образовании является модель образовательного и социального включения ребенка с особыми образовательными потребностями в систему образования. В настоящий момент широко используется практика включения детей с ограниченными возможностями здоровья в комбинированные группы. В МБДОУ №194 комбинированного вида г. Красноярска начата практика совместного воспитания и обучения слышащих и слабослышащих дошкольников в комбинированной группе.
В соответствии с ФГОС ДО, разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа - документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха на данной ступени образования [1]. Педагоги, участвующие в разработке адаптированной образовательной программы для слабослышащего ребенка, должны знать: требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программу своей образовательной организации, а также специфические требования к организации и содержанию коррекционной работы с детьми с нарушением слуха. Согласно ФГОС дошкольного образования, построение образовательной деятельности должно осуществляться «на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [3]. Таким образом, в основе требований к результатам
освоения индивидуальной АОП лежит диагностика развития ребенка.
Всесторонняя диагностика, проводится воспитателем, психологом, музыкальным и физкультурным руководителями и
специалистами, рекомендованными к
сопровождению ребенка в образовательном учреждении членами ПМПК. Как правило, это учитель-дефектолог-сурдопедагог и учитель-логопед. Данная педагогическая «команда» выявляет характер особых образовательных потребностей ребенка в зависимости от степени потери слуха, уровня слухового восприятия, особенностей восприятия и воспроизведения речи, специфики психического развития, а также его потенциальные возможности.
Структурно индивидуальная
адаптированная программа для дошкольника с нарушением слуха состоит из тех же разделов, что Программа ДОУ: целевого, содержательного, организационного разделов. В пояснительной записке (целевой раздел) раскрываются как цели и задачи АОП, так и психолого-педагогическая характеристика актуального состояния в развитии дошкольника с нарушением слуха, которое отмечают все педагоги. Например, в область «Физическое развитие» вносятся данные диагностики от инструктора по физической структуре, в область «Речевое развитие» -диагностические данные воспитателя и логопеда, в область «Развитие слухового восприятия» данные учителя дефектолога и т.д. Совместно педагогами определяются цель, задачи и принципы к формированию адаптированной образовательной программы. Цель может быть сформулирована следующим образом: индивидуальное планирование и реализация направлений коррекционной работы,
способствующих коррекции отклонений развития, усвоению программных требований адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, координирование всей работы по формированию словесной речи у ребенка с нарушением слуха. Задачи указываются каждым педагогом в зависимости от направления их работы.
Планируемые результаты освоения Программы - это целевые ориентиры, характеристики возможных достижений ребенка. Здесь важно не отходить от поставленных выше целей, задач и учитывать также выявленные при диагностике особенности развития ребенка. Пример: если одна из задач программы звучит как «Развитие коммуникации и произносительной стороны речи», то в планируемых результатах должны быть описаны конкретные ожидаемые продвижения ребенка, типа - «правильно произносит звуки «С», «М» во всех позициях», «вступает в коммуникацию со взрослым, начиная вопрос с личного обращения» и т.д. Каждый участвующий в написании программы педагог вносит планируемые результаты в рамках своей
The Newman In Foreign Policy №34 (78), ноябрь-декабрь 2016 г.
области. Данные результаты должны быть четкими и конкретными, соответствовать тому, что «реально» сможет достичь конкретный ребенок к конкретному сроку.
Содержательный раздел - включает в себя описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент) и описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности
(коррекционный компонент). Изменения в образовательном компоненте вносят воспитатели и педагоги дополнительного образования: сокращают объем изучаемого материала или указывают специфические методы и приемы, которые помогут ребенку осваивать содержание образовательных областей в полном объеме. Каждый из специалистов, учитывая свою специфику работы, особенности развития ребенка в рамках своей области, в коррекционном компоненте создают свои программы: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Отдельного внимания заслуживает подраздел, где отражаются особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы. Данная информация может быть представлена в удобном и понятном виде, например, в табличном. В таком случае в таблице указываются направления коррекционной работы с ребенком, а напротив каждого из них - ведущего специалиста, ответственного за реализацию данного направления, и других педагогов сопровождения, которые интегрируют в свои занятия задания, направленные на закрепление, автоматизацию того или иного умения, навыка.
Также коллегиально педагоги отражают особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент), формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ и формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового). Нужно помнить, что родитель ребенка - полноправный участник разработки и реализации программы: он может внести адекватные корректировки при согласии специалистов, должен способствовать реализации поставленных задач, принимать участие в создании необходимых условий развития своего ребенка.
Организационный раздел состоит из описания психолого-педагогических условий, материально-технического обеспечения
развивающей предметно-пространственной
среды, кадровых условий и финансовых. Среди этих условий в отношении детей с нарушением слуха описываются:
- условия, отраженные в рекомендациях к заключению психолого-медико-педагогической комиссии;
- условия из «Паспорта доступности образовательного учреждения».
Все педагоги ДОУ, участвующие в реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы, обязательно должны пройти курсы повышения квалификации по программе, предусматривающей рассмотрение технологий образовательной реабилитации дошкольников с ОВЗ и образования в соответствии с ФГОС ДО.
Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия - обязательная часть программы. Необходимо проанализировать возможности ребенка и продумать степень его включения на данном этапе развития. Далее программа обсуждается на педагогическом совете, заседании ПМПк, утверждается приказом заведующего ДОУ, коллектив приступает к её реализации.
Источники и литература
1. Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 194 комбинированного вида, 2015. http://www.dou194.ru/
2. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // «Вестник ТГПУ» №1 -2014. - С.112 - 115
3. Козырева О.А. Теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного образования//«А1та mater» № 8 2015.- С. 2-15
4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. №1155. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.