Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (ПОЛУЧЕНИЯ) ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

АЛГОРИТМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (ПОЛУЧЕНИЯ) ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕНЕЖНАЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / НАЕМ (ПОДНАЕМ) / ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ / СИСТЕМА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичкова Юлия Геннадьевна, Ешкилева Наталия Александровна, Грунин Андрей Владимирович, Новичков Игорь Антонович

В статье дается общая характеристика алгоритму предоставления (получения) денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в уголовно-исполнительной системе, проанализировано значение, сделаны выводы о важности данной формы социальной гарантии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новичкова Юлия Геннадьевна, Ешкилева Наталия Александровна, Грунин Андрей Владимирович, Новичков Игорь Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR PROVIDING (RECEIVING) MONETARY COMPENSATION FOR HIRING (SUBLETTING) RESIDENTIAL PREMISES IN THE PENAL SYSTEM

The article gives a general description of the algorithm for providing (receiving) monetary compensation for hiring (subletting) residential premises in the penal enforcement system, analyzes the significance, and draws conclusions about the importance of this form of social security.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (ПОЛУЧЕНИЯ) ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_58 УДК 349.444

АЛГОРИТМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (ПОЛУЧЕНИЯ) ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ THE ALGORITHM OF PROVIDING (RECEIVING) MONETARY COMPENSATION FOR THE HIRING (SUBLETTING) OF RESIDENTIAL PREMISES

IN THE PENAL SYSTEM

НОВИЧКОВА Юлия Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Университета ФСИН России. Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин ул. Саперная, 34. E-mail: 3590568@mail.ru;

ЕШКИЛЕВА Наталия Александровна,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России. Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67Е. E-mail: eshkileva@ mail.ru;

ГРУНИН Андрей Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Владимирского филиала РАНХиГС при Президенте РФ. Россия, г. Владимир, ул. Горького, 59а. E-mail: vgrun@rambler.ru;

НОВИЧКОВ Игорь Антонович,

курсант экономического факультета Академии ФСИН России рядовой внутренней службы. Россия, Рязанская обл., г. Рязань, Сенная, 1. E-mail: igron.one@gmail.com;

Novichkova Yulia Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law of the University of the Federal Penitentiary Service of Russia. St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: 3590568@mail.ru;

Eshkileva Natalia Aleksandrovna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67E E-mail: eshkileva@ mail.ru;

Grunin Andrey Vladimirovich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Legal Disciplines of the Vladimir Branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation. Vladimir, Gorky str., 59a. E-mail: vgrun@rambler.ru;

Novichkov Igor Antonovich,

student of the Faculty of Economics of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, private internal service.

Ryazan, Sennaya, 1.

E-mail: igron.one@gmail.com

Краткая аннотация: в статье дается общая характеристика алгоритму предоставления (получения) денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в уголовно-исполнительной системе, проанализировано значение, сделаны выводы о важности данной формы социальной гарантии.

Abstract: the article gives a general description of the algorithm for providing (receiving) monetary compensation for hiring (subletting) residential premises in the penal enforcement system, analyzes the significance, and draws conclusions about the importance of this form of social security.

Ключевые слова: жилищное, обеспечение, денежная, компенсация, наем (поднаем), жилые помещения, уголовно-исполнительная, система, Российская Федерация.

Keywords: housing, provision, monetary, compensation, hiring (subletting), residential premises, penal enforcement, system, Russian Federation.

Статья поступила в редакцию: 30.05.2022

Конституционному праву на жилище по статье 40 Конституции Российской Федерации [1] дилегировано приоритетное местоположение как в общеустановленной структуре правовых норм как особому виду социально-экономических прав, неразрывно, прежде всего в части реализации и степени защищенности, связанных с социально-политическим курсом страны, так и в рамках предоставления социальной защиты сотрудникам силовых ведомств, в том числе, уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Основной целью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в рамках реализации социальных гарантий является жилищное обеспечение их личного состава.

Одной из действующих правовых форм реализации конституционного права на жилище является предоставление денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в уголовно-исполнительной системе нашей страны.

Из анализа общедоступных статистических данных ФСИН России, в последние годы данную компенсацию получает более 5000 семей сотрудников указанного ведомства.

Рассмотрим более подробно алгоритм (порядок) предоставления (получения) денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

При рассмотрении вопросов предоставления (получения) денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в уголовно-исполнительной системе в практической деятельности следует учитывать следующие моменты:

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Основной порядок предоставления (получения) денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в уголовно-исполнительной системе предусмотрен:

Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], гарантирующий социальную защиту сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - ФЗ № 283-Ф3), а именно:

статья 8 ФЗ № 283-ФЗ, прямо посвященная, в том числе, предоставлению денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, из анализа которой следует, что право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений имеют сотрудники и совместно проживающие с ними члены их семей, не имеющие по месту службы жилых помещений (с конкретизацией категорий сотрудников, относящихся к не имеющим жилых помещений а именно: не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также, являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, но не имеющие возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы) и не получившие служебное жилье.

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.2016 №894 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах» [3] (далее - ПП РФ № 894), изданное в рамках реализации статьи 8 ФЗ № 283-ФЗ.

В пункте 2 ПП РФ № 894 определены категории лиц, имеющих право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений: действующие сотрудники (не пенсионеры, не вольнонаемные работники), не имеющие жилых помещений по месту службы (с учетом требований части 2 статьи 8 ФЗ № 283-Ф3) и при отсутствии служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту службы, в том числе, из числа лиц, состоящих на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Из смысла данного пункта вытекает необходимость подтверждения сотрудником права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Пунктом 4 ПП РФ № 894 установлен перечень документов, необходимых для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений по месту службы сотрудником уголовно-исполнительной системы, подтвердившим право на нее.

В соответствии с пунктом 3 ПП РФ № 894, к членам семьи сотрудника относятся проживающие совместно с ним лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона

№283-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 283-Ф3, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении...считаются:

1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);

3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, сведения о составе семьи также требуют обязательного подтверждения со стороны лица, претендующего на получение денежной компенсации, как подтверждающие право на ее получение.

По пункту 4 ПП РФ № 894, для получения денежной компенсации сотрудник подает на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, рапорт с приложением следующих документов:

а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;

в) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.

Согласно пункта 5 ПП РФ № 894, копии документов, предусмотренных пунктом 4 ПП РФ № 894, заверяются в установленном порядке или представляются с предъявлением оригиналов.

По пункту 6 ПП РФ № 894, рапорт и документы, предусмотренные пунктом 4 ПП РФ № 894, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, созданной приказом руководителя органа (учреждения), или уполномоченным органом (его территориальным подразделением), на который одним из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 ПП РФ № 894, возложены функции по жилищному обеспечению.

Из анализа ФЗ № 283-ФЗ, ПП РФ № 894 следует, что основанием для рассмотрения жилищной (жилищно-бытовой) комиссией вопроса о выплате денежной компенсации является предоставление сотрудником полного пакета документов, подтверждающего как непосредственную возможность назначения выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, предусмотренного пунктами 4, 5 ПП РФ № 894, так и право на ее получение, согласно требований статьи 8 Закона № 283-Ф3, пункта 2 ПП РФ № 894 («сотрудник, члены его семьи по части 2 статьи 1 Закона №283 -ФЗ, а также члены семей сотрудников учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах, совместно с ним проживавших, не имеющие жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, имеющий право на единовременную социальную выплату на приобретение либо строительство жилого помещения, до истечения 3 месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения»).

В соответствии с пунктом 7 ПП РФ № 894, на основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии или уполномоченного органа (его территориального подразделения), указанных в пункте 6 ПП РФ № 894, издается приказ руководителя органа (учреждения) о выплате денежной компенсации, в котором указывается размер денежной компенсации.

Согласно пункта 9 ПП РФ № 894, выплата денежной компенсации производится со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение. Основанием для прекращения выплаты денежной компенсации является приказ руководителя органа (учреждения).

По пункту 10 ПП РФ № 894, в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права на получение денежной компенсации или права на ее получение в повышенном размере, сотрудник обязан в течение 10 рабочих дней уведомить об этом руководителя органа (учреждения).

Из анализа и смысла вышеназванных нормативных документов также следует, что основанием для издания приказа руководителя органа (учреждения) о выплате денежной компенсации является решение жилищной (жилищно-бытовой) комиссии..., а обязанность сбора, предоставления необходимых документов, возложена непосредственно на сотрудника, причем, учитывая, что, согласно ПП РФ № 894, выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение, основанием для прекращения выплаты денежной компенсации является приказ руководителя органа (учреждения) то каждый раз с заключением нового договора на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии сотрудником представляется новый пакет необходимых документов, вытекающих из требований ФЗ №283-ФЗ, ПП РФ № 894.

При этом, за исключением функций по рассмотрению (пункт 6 ПП РФ № 894), каких-либо обязанностей, полномочий, в том числе, в части сбора каких - либо документов, предоставления каких - либо выписок из протоколов, на жилищную (жилищно-бытовую) комиссию, созданную приказом руководителя органа (учреждения), или уполномоченным органом (его территориальным подразделением), нормативно не возложены.

Также, подпунктом в пункта 4 ПП РФ № 894 предусмотрена обязанность предоставления сотрудником для решения вопроса о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.

Согласно анализа действующего законодательства, к документам, подтверждающими наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу, можно отнести:

- справки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) о наличии (отсутствии) в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений, а также о сделках, совершенных ими, сведения о которых зарегистрированы после 1998 года.

Однако, в сложившейся практике, зачастую запрашиваются также для полноты данных справки Ростехинвентаризации (БТИ) по субъекту Российской Федерации - по месту регистрации сотрудника и членов его семьи за период с 1991 по 1998 годы (когда отсутствовала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), но уже действовал Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [4]).

По нашему мнению, данный момент имеет спорный характер с точки зрения трактования действующей нормативной базы в данном направлении и реализации жилищных прав граждан. Но его существование имеет место быть.

Кроме того, представленные материалы для выплаты по одному договору, невозможны для использования для выплаты по другому, поскольку в связи с давностью сроков их изготовления, потеряли актуальность, а необходимость сбора нового пакета документов при каждом обращении вытекает из смысла Закона № 283-ФЗ ПП РФ № 894 (прежде всего, пунктов 4, 9 ПП РФ № 894).

В заключение следует отметить, что существующий алгоритм предоставления денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является достаточно эффективной формой жилищного обеспечения личного состава данного ведомства и социальной гарантией.

Наличие и возможность реализации данной социальной гарантии свидетельствуют о реальности существования сегодня системы прав на жилье сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, претворения в жизнь основ Конституции Российской Федерации, политическом курсе нашего государства, направленном на решение социальных проблем его граждан, включая сотрудников силовых ведомств, соответственно, на усиление их социальной защищенности, обеспечение нормального функционирования как силовых ведомств нашей страны, включая уголовно-исполнительную систему, так и Российского государства в целом.

Библиогра фия:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения - 27.05.2022 г.).

2. Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения - 28.05.2022 г.).

3. Постановление Правительства РФ от 09.09.2016 № 894 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения - 28.05.2022 г.).

4. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения -28.05.2022 г.).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) // SPS "Consultant Plus" (date of appeal - 27.05.2022).

2. Federal Law No. 283-FZ of 30.12.2012 "On social guarantees to employees of Certain Federal Executive Authorities and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SPS "Consultant Plus" (accessed 28.05.2022).

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated 09.09.2016 No. 894 "On the Procedure and Amounts of Payment of Monetary compensation for the Hiring (Subletting) of Residential Premises to Employees of Institutions and Bodies of the Penal Enforcement System, the Federal Fire Service of the State Fire Service and Customs Authorities of the Russian Federation, as well as family members of employees of these institutions and bodies who died (died) as a result of injury or other health damage received in connection with the performance of official duties, or as a result of illness, received during the period of service in these institutions and bodies" // SPS "Consultant Plus" (date of appeal - 28.05.2022).

4. Law of the Russian Federation of July 4, 1991 No. 1541 -1 "On privatization of housing stock in the Russian Federation" // SPS "Consultant Plus" (date of appeal -

28.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.