Научная статья на тему 'Алгоритм поиска изданий и литературы по определенной теме'

Алгоритм поиска изданий и литературы по определенной теме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ / АЛГОРИТМ ПОИСКА ИЗДАНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушарина Надежда Петровна

Автор делится опытом развития у детей способов работы с информацией, предлагает конкретные сценарии проведения занятий, диагностический инструментарий, алгоритм поиска изданий и литературы по определенной теме, используя ресурсы Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм поиска изданий и литературы по определенной теме»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

дистанционных эвристических олимпиад, творческих конкурсов, разнообразной и интересной стала внеклассная деятельность учеников. С 2007 года в гимназии создано НОУ «Многоточие», куда входили учащиеся 7-9-х классов. В 2209-2010 году в НОУ влились учащиеся экспериментального 5 класса. Так как работа в НОУ проводится с разноуровневыми разновозрастными группами, это оказалось несложно. Пятиклассники сами выбрали интересующие темы, методы работы, с помощью старшеклассников искали материал и создавали презентации. Небольшие по объему работы «Язык инопланетян...?» (об особенностях употребления сленга людьми разных поколений), «Буквы и цифры древнерусского языка» (сообщение для учащихся начальной школы) вскоре были представлены на Неделе русского языка.

В целом результаты внедрения инновации по повышению мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы можно считать положительными. Но следующим шагом на пути к осознанному образованию должна быть работа по созданию индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся.

Методичное введение новых технологий, человекосообразность обучения, повышение мотивации к учеб-

ной деятельности, формирование осознанности приобретения знаний - вот те основы, на которых, на наш взгляд, должно базироваться образование будущего.

Литература

1. Губогло З.И. Формирование культуроценностной мотивации здорового образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.

2. Ковылева Ю.Э. Развитие мотивации деятельности и ключевых компетентностей учащихся// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №1.

3. Новикова Е.И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №2.

4. Орбелян А.И. Развитие внутренней мотивации школьников к разработке проектов на уроках английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2008. - №3.

5. Петрикевич Н.О. Повышение мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.-№4

6. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.

Автор делится опытом развития у детей способов работы с информацией, предлагает конкретные сценарии проведения занятий, диагностический инструментарий, алгоритм поиска изданий и литературы по определенной теме, используя ресурсы Интернет.

Шушарина Надежда Петровна

директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества педагог дополнительного образования Тюменская область, ЯНАО, Приуральский район

с. Аксарка Nani_NP@bk.ru

АЛГОРИТМ ПОИСКА ИЗДАНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЕ

Как можно формировать у учащихся способы работы с информацией?

Ключевые слова: способы работы с информацией; алгоритм поиска изданий и литературы в сети Интернет; диагностика уровня понимания.

Занятие по теме:

«Диагностика уровня понимания текстовой информации и самооценки прочитанного»

Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как нибудь.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» гл.1, строфа 5

Ход занятия

1. Знакомство с учениками.

2. Вводная беседа. Случай со шпаргалкой (из собственного опыта).

3. Задание для учащихся: письменно ответить на вопрос «Чему я хочу научиться на занятиях курса по выбору «Способы свёртывания информации или, Как научиться правильно списывать» (приложение 1).

Самооценка позволяет активнее вовлекать обучаемых в учебный процесс. Последующее обсуждение помогает выявить тех учащихся, которые занижают свою самооценку, не обладают необходимыми навыками организации учебного труда и т. д.

Английский психолог Д. Хамблин отмечает, что за словами «я буду стараться» мало что стоит. Надо выяснять, что и как надо совершенствовать. А для этого нужно научиться ставить вопросы, например такие:

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

35

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Что я собираюсь улучшить в работе? Как это нужно делать? Можно ли улучшить внешний вид работы? Можно ли сказать, что схемы и рисунки выполнены аккуратно?

Для дальнейшей самостоятельной работы по формированию навыков работы с текстом необходимо провести самодиагностику владения общеучебными умениями и навыками (приложение 2, 3).

4. Диагностика понимания, уровня самооценки при работе с текстом с помощью методики многоактного тестирования.

Адекватность самооценки объективным результатам работы чрезвычайно важна для успешной учебной деятельности.

Большинство людей осуществляют самооценку качества выполненной учебной или профессиональной работы с текстом и чаще всего эта самооценка совершается полуосознанно, стихийно, иногда на лету. Это может создавать иллюзию понимания, достижения результата и даже иллюзорный оптимизм по поводу завершенности работы.

На первом занятии осуществляется диагностика понимания, уровня самооценки при работе с текстом. Цель: осознание степени непонимания, воспроизведения информации.

С психологической точки зрения самооценка качества осмысления информации (прочитанной или услышанной), осознание степени непонимания являются, важнейшей составляющей саморегуляции процессов переработки информации (процессов чтения и создания текстов).

Диагностика проводится с помощью методики многоактного тестирования (по Неволину И. Ф. Психодиагностика понимания: разработка оперативных методов // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. - М., 1990.)

Для диагностики используется текст из учебника Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX - начало XI в. 9 кл. - С.5-7 из расчета режима работы с текстом 150 слов/мин. Объем текста 313 слов. Фиксированное время работы с текстом 2 минуты (по усмотрению педагога можно взять текст из другого учебника для 9 класса).

Методика. Испытуемые получают одинаковые тексты, затем по команде «начали» каждый из них переворачивает текст, читает его, стремясь выделить ключевые моменты содержания, как можно лучше осмыслить и запомнить его. По команде «закончили» текст должен быть перевернут. Затем каждый испытуемый пишет свое изложение прочитанного текста. Время письма не ограничено. Закончив изложение, испытуемый оценивает уровень освоения текста, т.е. количество извлеченной (изложенной) информации в процентах.

Далее цикл повторяется: тот же текст предъявляется на ограниченное время, после чего изложение повторяется. Если что-то было изложено с ошибками (фактологическими, смысловыми и пр.), то испытуемый, не исправляя текст предыдущего изложения, пишет об этом по-новому, более точно, полнее. Затем следует третий цикл. После второго и третьего актов чтения-изложения оцениваются мера освоения тек-

ста, точнее, продукт, результат деятельности освоения (в процентах).

Постановка дифференцирующих вопросов и ответы на ких позволят обоснованно перейти к оКщей самооценке выполненной работы.

5. Чему учить? (цели, задачи и родержание оурса по выбору).

6. Какбудем учиться? (формы занятий курса).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Ф © * * © ©

Приложение 1

Зачем я пришёл(а) на занятия курса по выбору «Способы свёртывания информации или как научиться правильно списывать»?

Варианты ответов (возможно несколько вариантов ответа)

1. Получить новые знания

2. Для того чтобы получить отметку за посещение курса по выбору

3. Для того чтобы научиться работать с информацией

4. Привлекает личность преподавателя

5. Иное

Приложение 2

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.

1. Это мой долг

2. Хочу быть грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу получить полные и глубокие знания.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся, и я - тоже.

9. Родители заставляют.

1. Нравится получать хорошие оценки.

2. Чтобы похвалил учитель.

3. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться.

Приложение 3

Тест «Как вы владеете общеучебными умениями и навыками?»

Ребята! Оцените свой уровень владения общеучебными умениями и навыками. Каждое из перечисленных умений оценивается в баллах: 1 - очень плохо владею; 2 - частично владею; 3 - хорошо владею. Поставьте галочку в соответствующей графе.

Результаты теста помогут нам с Вами в совместной работе по устранению «пробелов» и сориентируют Вас в том, над чем ещё предстоит поработать.

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

№ Уровень

1 2 3

1. Выделять главные мысли прочитанного текста

2. Делить текст на логически законченные части

3. Озаглавливать отдельные образцы параграфа

4. Составлять вопросы к прочитанному тексту

5. Составлять план ответа или прочитанного текста

6. Готовить пересказ текста

7. Кратко излагать текст двумя-тремя предложениями

8. Составлять тезисы по прочитанному тексту

9. Делать выводы по прочитанному тексту

10. Писать конспект

11. Писать рецензию

12. Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты

13. Писать реферат

14. Писать аннотацию

15. Адекватно оценивать свои возможности

16. Умение доводить дело до конца

Приложение 4

Инструкция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Некоторые практические рекомендации по

развитию способности понимать текст» (по И. Ф. Неволину) 1

1. Известное еще не есть понятое. Поэтому только тогда знание - сила, если оно сопровождается теоретическим пониманием и практическим умением. Знание - орудие, а не самоцель.

2. Осознавай и различай свои знания по видам и степени понимания (предпонимание, эмпирическое понимание, теоретическое понимание).

3. Сообразуй свое речевое поведение и эмоции с видами и степенью понимания; не будь упрям, инертен, ленив при пересмотре своих мыслей и переходе от предпонимания к адекватному пониманию.

4. Теоретическое понимание освобождает и упорядочивает мысль, разгружает память. Понимание некоторых теоретических принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

5. В процессе понимания главная трудность -понимание целого, то есть понимание человека, вещи, явления в его становлении и развитии.

6. Фундаментальное средство формирования теоретического мышления и развития всеобщих форм

теоретического понимания, - изучение философии.

7. Овладевай метаинформацией шире, чем это практически необходимо. Метаинформация - средство ориентации в окружающем мире.

8. В ситуации непонимания нужно выявить тот первичный уровень и те факторы непонимания, которые стали препятствием понимания последующего.

9. Различай объективные вопросы и мета-вопросы. Для обобщенного понимания всего текста ставь мета-вопросы к выделенным частям. Задавай вопросы сам себе в несколько раз чаще, чем это делал раньше при работе с текстом.

10. Для развития и совершенствования теоретического мышления чаще проводи мысленные эксперименты, мысленные проигрывания ситуаций.

11. Каждый принимает речь (текст) на своем языке. Следовательно, чтобы лучше и быстрее понимать, нужно сознательно и целенаправленно работать над расширением своего словарного запаса.

12. Для более быстрого и безошибочного освоения нового термина, понятия, формулы необходима специальная тренировка, осознание особой учебной задачи - этапа материализации умственного действия (написание, проговаривание, синонимическая замена и т. д.).

13. Для освоения информации (знаковой системы) с высоким уровнем обобщения и абстракции необходима специальная работа по соотнесению элементов этой знаковой системы с языком.

14. Не путай: «не запомнил» - это одно, «не понял» -это другое.

15. Различай: когда непонятна связь между словами и когда непонятно то, что обозначается этими словами.

16. Отрабатывай и осознавай каждый уровень понимания: явление в его развитии (онтология), знаковую систему, ее элементы и связи между ними (синтактика), соотношение и выражение сущности явления или его отдельных сторон (но не всего богатства реальных связей!) в знаковой системе (семантика).

17. Для того чтобы понять, нужно уметь слушать, уметь видеть, уметь читать.

Занятие по теме: «Самостоятельная работа пользователя (ученика) в поиске документа»

Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому.

Моруа Андре, французский писатель

Форма занятия: практическое занятие в библиотеке.

1. Вступительное слово педагога.

2. Самостоятельная работа

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

37

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

1) . Поиск книги с помощью алфавитного катало-

га (приложение 1).

2) . Поиск книги с помощью систематического ка-

талога (приложение 2).

3. Коллективное обсуждение выполненной работы.

4. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.

Осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности. Осознание мето-

да, приведшего к активной познавательной деятельности.

Заполните таблицу:

Знал Хочу узнать Узнал

Приложение 1

Алгоритм поиска изданий с помощью алфавитного каталога (информация с сайта altai. fio.ru)

№1,

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Приложение 2

Алгоритм поиска литературы по определенной теме с помощью систематического каталога (информация с сайта altai.fio.ru)

Занятие по теме: «Специфика и способы работы с учебной литературой»

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся как следует Иоганн Вольфганг Гёте

Форма организации занятия: педагогическая мастерская План занятия.

1. Индукция. Учащимся выдаются книги, которые они раньше не читали. Педагог дает задание: через 2 минуты рассказать о содержании данной книги.

2. Самоконструкция. Учащиеся выполняют задание. Педагог отслеживает то, как учащиеся знакомятся с книгами.

3. Афиширование. Учащиеся рассказывают о содержании книги и о том, как они знакомились с содержанием (иногда такое задание вызывает недоумение учащихся, которые говорят, что не успеют это сделать за такое короткое время).

4. Разрыв. Учащимся предлагается выполнить задание с помощью алгоритма (приложение 1).

5. Рефлексия. Задание: вырази 5 словами этапы работы по ознакомлению с текстом (книгой).

Полистать

Оглавление

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

39

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Введение

Вопрос

Главное

6. Индукция. Учащимся предлагаются: учебник, хрестоматия, учебное наглядное пособие, учебные пособия, практикум, программно-методические издания, учебная программа, учебно-методическое пособие, методические рекомендации. Задание: по какому признаку можно объединить эти печатные издания? Кому адресованы и с какой целью?

7. Социализация. Учащиеся выполняют задание в группах. Оформляют результаты своей работы в виде коллажей.

8. Афиширование. Вывешивание работ учеников и учителя в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают.

9. Разрыв. Учащимся предлагается проверить выполнение задания с помощью текста (приложение 2).

10. Рефлексия. Задание: запиши в порядке убывания (по степени нужности) список учебных изданий которые необходимы для учащегося.

Приложение 1

Алгоритм работы по ознакомлению с текстом (книгой)

1. Беглый обзор текста, его общий для того, чтобы иметь общее представление о тексте (книге). Говоря образно, то благодаря этому предварительному, беглому знакомству мы можем посмотреть на местность, по которой придется идти пешком, с высоты птичьего полета. Это можно сделать несколькими способами:

• полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации (до чтения текста);

• познакомиться с оглавлением;

• в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав;

• почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.

2. «Задать себе вопросы по поводу текста». Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в нем проблем. Например:

• Насколько мне это интересно?

• Что мне известно об этой проблеме?

• Какие идеи вынесены в заголовки?

• Что нового я смогу узнать?

3. Чтение (глубокое знакомство с текстом).

4. Выделить главное и второстепенное в тексте (книге).

5. Резюме. Оценить уровень содержательности текста (книги), степень его логической структурированности.

Приложение 2

Учебное издание (УИ) содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитано на учащихся разного возраста и степени обучения.

Целевое назначение учебных изданий - обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в условиях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Они частично выполняют также воспитательную функцию.

По читательскому назначению они делятся на три основные группы: для общеобразовательной школы (начальной и старшей школы), высшей школы. Кроме того, различают УИ для учащихся и УИ для обучающих - воспитателей детских садов, учителей школ, лицеев, преподавателей колледжей, училищ, техникумов, вузов, родителей. Внутри этих групп выделяются подгруппы по возрасту учащихся, в зависимости от особенностей обучения (дневное, заочное, экстернат).

Особенность характера информации УИ - широкий тематический диапазон, обусловленный номенклатурой учебных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведений. Предметы УИ - это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения. Издаются УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.

Общетипологической классификации учебных изданий не существует.

По роли в учебном процессе выделяют следующие подвиды УИ: 1) учебники; 2) учебные пособия; 3) практикумы; 4) программно-методические издания.

Учебник - издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Для него характерна строгость и точность отбора и изложения материала, четкая структура, преемственность, тематическое и методическое единство. Учебники одновременно выполняют функции обучающие, воспитательные и развивающие. В них предусмотрены компоненты, рассчитанные на закрепление пройденного материала.

Учебное пособие - издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Разница между учебником и учебным пособием состоит в том, что в учебнике теоретические основы курса излагаются в строгом соответствии с программой, а в учебном пособии - без учета таковой.

К учебным пособиям относятся также хрестоматии, книги для чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, учебные наглядные пособия.

Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Она помогает развитию аналитических способностей, приобретению навыков анализа.

Учебное наглядное пособие - изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Оно помогает наглядно представить изучаемые объекты и явления, лучше понять их суть.

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению теоретических знаний. Он содействует приобретению практических навыков, умению использовать знания для решения практических задач, закреплению пройденного материала (сборник задач, упражнений, практических заданий, лабораторный практикум).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К программно-методическим изданиям относятся: учебная программа, учебно-методическое пособие, методические рекомендации.

Учебная программа - это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Она помогает управлять учебным процессом,упорядочить его.

Учебно-методическое пособие - издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или методике воспитания. Оно помогает научиться работать самостоятельно. Отражает произведения, в которых излагается методика освоения всего курса, отдельных его разделов, частей, тем или выполнение практических заданий.

Методические рекомендации (указания) - издание, содержащее разъяснения по определенной теме, разделу или вопросу учебной дисциплины, определяющее методику выполнения определенных заданий, определенного вида работ (семинарских, практических).

По характеру информации, структуре и конструкции различают и такие разновидности УИ, как курс лекций, текст лекций, конспект лекций, задачник, тетрадь и т.п.

Курс лекций - учебное издание, содержащее полное изложение тем учебной дисциплины, определенных программой.

Текст лекций - учебное издание, содержащее изложение материалов определенных разделов учебной дисциплины.

Конспект лекций - учебное издание, содержащее краткое изложение курса лекций или отдельных разделов учебной дисциплины.

Оформление учебных изданий зависит от того, для какого типа учебных заведений они предназначены и к какому виду относятся. В учебниках и практикумах для общеобразовательной школы применяются шрифты разнообразного кегля - от кегля 16-14 в книгах 1-4 кл., до кегля 10 в книгах для старших классов. Система рубрикации в них отличается дробностью и графической яркостью. Применяется большое количество разнообразных внутренних выделений, шрифтовых наборных, цветовых. В учебных изданиях для общеобразовательной школы иллюстрации занимают до 20% площади набора, для старших классов - 12-15%. Иллюстрации часто даются и на переплетах, и на форзацах.

Учебники, учебные пособия, практикумы для высших учебных заведений отличаются большими объемами. Для книг объемом более 40 учебно-издательских листов предусмотрен двухколонный набор. Общим для учебников, учебных пособий и практикумов для всех типов школ является добротное оформление. Их печатают на прочных сортах бумаги, покрывают составными или цельнокрытыми тканевыми

переплетами. Учебные программы и учебно-методические пособия - это большей частью брошюры, покрытые текстовыми обложками. В программах отсутствуют иллюстрации (Характеристика отдельных типов и видов документов. Код доступа: http://rus-lib. ru/book/38/men/18/161-219.html).

Приложение 3 Работа с текстом учебника

Работа над каждым параграфом подразделяется на следующие этапы:

Подготовительный этап

Прежде чем читать текст параграфа, постарайтесь, как можно более подробно вспомнить содержание урока, проведенного учителем по данной теме; используйте для этого сделанные на уроке записи.

Просмотрите заголовки внутри параграфа, что позволит получить общее представление о его содержании. Прочитайте задания, помещенные после текста параграфа, чтобы уже в процессе его чтения готовиться к их выполнению.

Понимание

В первую очередь нужно стремиться понять сущность описанных в учебнике исторических явлений, их причины, основные признаки и следствия. Раскрывайте проявляющиеся в изучаемых событиях законы (закономерности) общественного развития.

Выделяйте в тексте главные мысли. Обращайте внимание на слова и предложения, выделенные в тексте.

Встретив незнакомое слово, обязательно узнайте, что оно означает.

Рассматривая иллюстрации и исторические карты, старайтесь извлечь из них как можно больше знаний.

Запоминание

После того как содержание параграфа понято, перескажите (можно не вслух, а про себя) самый главный материал. Если не можете вспомнить какую-то его часть, еще раз прочитайте и перескажите ее.

Запоминанию (а также пониманию) учебного материала способствует составление плана или конспекта.

Напечатанные петитом дополнительные сведения не являются обязательными для запоминания.

Запоминать нужно только те даты, которые приведены в хронологической таблице.

Завершающий этап

Для закрепления и углубления знаний, для самоконтроля выполните задания, приведенные в конце параграфа.

Литература

1. Воровщиков С.Г Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.

2. Воровщиков С.Г. Определение существенного. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №6.

3. Неволин И. Ф. Психодиагностика понимания: разработка оперативных методов // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. - М., 1990.

4. Соловьёва Г.В. Создание развивающей среды для формирования читательских компетенций студентов. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - №1.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.