Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ'

АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / РИСК- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лупанова А.В.

Кратко изложена суть внедрения риск-ориентированного подхода в систему поддержки управления подготовкой специалистов в образовательных организациях высшего образования в сфере безопасности. Представлен алгоритм поддержки принятия решений при планировании мероприятий в части подготовки обучающихся. Приведена динамика показателей результативности процессов, оказывающих наибольшее влияние на становление компетентного специалиста, при практическом применении описанного алгоритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лупанова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF DECISION SUPPORT IN THE MANAGEMENT OF TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SECURITY

The author briefly describe the essence of the introduction of a risk-based approach to the system of support for the management of training specialists in educational organizations of higher education in the sphere of security. The article presents an algorithm for decision-making support when planning events in terms of preparation students; and the dynamics of the efficiency indicators of the processes that have the greatest impact on the formation of a competent specialist, due to the practical application of the described algorithm, is given.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 378.1

АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

А.В. Лупанова.

Уральский институт ГПС МЧС России

Кратко изложена суть внедрения риск-ориентированного подхода в систему поддержки управления подготовкой специалистов в образовательных организациях высшего образования в сфере безопасности. Представлен алгоритм поддержки принятия решений при планировании мероприятий в части подготовки обучающихся. Приведена динамика показателей результативности процессов, оказывающих наибольшее влияние на становление компетентного специалиста, при практическом применении описанного алгоритма.

Ключевые слова: подготовка специалистов, процессный подход, риск-ориентированный подход, алгоритм

THE ALGORITHM OF DECISION SUPPORT IN THE MANAGEMENT OF TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SECURITY

A.V. Lupanova. Ural institute of State fire service of EMERCOM of Russia

The author briefly describe the essence of the introduction of a risk-based approach to the system of support for the management of training specialists in educational organizations of higher education in the sphere of security. The article presents an algorithm for decision-making support when planning events in terms of preparation students; and the dynamics of the efficiency indicators of the processes that have the greatest impact on the formation of a competent specialist, due to the practical application of the described algorithm, is given.

Keywords: training of specialists, process approach, risk-oriented approach, algorithm

Внедрение процессов риск-менеджмента в различные сферы деятельности [1], а также анонсированный Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки переход к риск-ориентированной системе проверок работы образовательных организаций высшего образования (ОО ВО) стимулируют внедрение процедур (методик) управления рисками в самих ОО ВО России в части подготовки будущих специалистов [2].

Подготовка специалистов в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, осуществляемая на основании ст. 81 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», усложняется необходимостью учета также и требований работодателей-заказчиков - профильных министерств (МЧС России, МВД России и др.).

Исследованием отдельных аспектов управления рисками в ОО ВО России занимались: М.А. Латкин [3], Н.В. Пархоменко [4], А.Е. Причинин [5], Е.Н. Прокофьева [6], Ю.В. Шевцова [7], Е.А. Шуклина [8] и др.

С целью анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на подготовку специалистов в сфере безопасности, а также планирования деятельности ОО ВО на основе полученных данных автором разработана и апробирована на практике функциональная модель внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность ОО ВО в сфере безопасности (рис. 1).

Рис. 1. Планирование деятельности ОО ВО на основе риск-ориентированного подхода

Под риском автор понимает событие и (или) совокупность обстоятельств, которые способны привести к недостижению установленных целей и показателей деятельности рассматриваемой организации.

Модель системы поддержки управления подготовкой специалистов (СПУПС) может быть индивидуальной для каждой ОО ВО; однако, целесообразно ее построение на основе процессного подхода с одновременным включением в нее всех процессов, оказывающих непосредственное влияние на становление компетентного специалиста.

Оценка идентифицированных рисков посредством применения инструментальных (экспериментальных), расчетных или регистрационных методов зачастую либо невозможна, либо обусловлена большими трудозатратами; поэтому в исследовании применен метод экспертных оценок.

Для экспертной оценки идентифицированных рисков подготавливаются бланки реестров рисков (по количеству участвующих в оценке экспертов) (табл.).

После заполнения предоставленных форм экспертами проводится обработка полученных результатов на основании разработанного алгоритма поддержки принятия решений (ППР) (рис. 2).

Определение уровня идентифицированного риска по каждому из процессов СПУПС осуществляется по формуле:

УРу* = 3 ■ в,

где УРф - уровень /-го идентифицированного риска по ] процессу СПУПС, оцененный к экспертом; З - уровень последствий реализации риска, балл; В - уровень вероятности реализации риска, балл.

Таблица. Форма реестра рисков для экспертной оценки

Перечень рисков Процесс «1» Процесс «...» Процесс «р>

Оценка риска экспертом 1, участвующим в реализации процесса «1» Оценка риска экспертом к, участвующим в реализации процесса «1» Оценка риска экспертом 1, участвующим в реализации процесса «...» Оценка риска экспертом к, участвующим в реализации процесса «...» Оценка риска экспертом 1, участвующим в реализации процесса «/'» Оценка риска экспертом к, участвующим в реализации процесса «/'»

сц СО сц СО сц СО сц СО сц СО сц СО сц СО сц СО сц СО

1

2

г

Примечание: г - количество идентифицированных рисков; к - количество экспертов; ] - количество процессов СПУПС; В - уровень вероятности реализации риска, балл; З - уровень последствий реализации риска, балл; УР - уровень риска, балл

Рис. 2. Алгоритм поддержки принятия решений при управлении подготовкой специалистов

на основе риск-ориентированного подхода [9]

В связи с разным количеством структурных подразделений, принимающих участие в реализации конкретных процессов СПУПС, а, соответственно, и разным количеством экспертов, принимающих участие в оценке идентифицированных рисков по конкретным процессам СПУПС, следующим этапом алгоритма является вычисление значения среднего уровня г-го идентифицированного риска поу процессу:

УРЧ =

где УР^ - средний уровень /-го идентифицированного риска по у процессу; п - количество экспертов, принимавших участие в оценке /-го идентифицированного риска по у процессу; к - номер эксперта, к=\, ..., п.

В случае принятия в ОО ВО пятибалльной шкалы оценки риска при соблюдении условия: УРц £ [20; 25] - идентифицированный риск считается недопустимым; в отношении таких рисков безотлагательно принимаются меры по снижению их уровня или соответствующие проектные изменения.

В условиях ограниченности ресурсов (материальных, финансовых, кадровых) неизбежно возникает ситуация, при которой необходимо определять приоритеты, то есть решать, на какие из «одинаково значимых» факторов следует направлять усилия в первую очередь. Для решения этой задачи рассчитывается показатель, названный приоритетом риска:

ПР; = Е УР^,

где ПРг - приоритет /-го идентифицированного риска.

Далее проводится ранжирование идентифицированных рисков. Причем недопустимые риски ставятся в начало списка, подлежащих управляющему воздействию, вне зависимости от значения их приоритета.

На основании полученных результатов производится разработка мероприятий по управлению рисками, которые вносятся в планирующие документы ОО ВО.

Практическая реализация описанного алгоритма в Уральском институте ГПС МЧС России обусловила рост показателей результативности основных процессов СПУПС (учебный процесс, процесс практического обучения, процесс служебно-боевой подготовки, воспитательный процесс и внеучебная деятельность (в том числе психодиагностические мероприятия) и процесс разработки методических материалов и оценочных средств). Динамика изменения показателей результативности указанных процессов [10] (до и после внедрения алгоритма ППР в практическую деятельность) представлена на рис. 3, 4.

■ Разработка учебно-методического комплекса

дисциплины (модуля), практики

Процесс практического обучения

Рис. 3. Динамика показателей результативности основных процессов СПУПС

i

•н

О

ГМ

Период оценки

Рис. 4. Динамика показателя результативности учебного процесса

Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии на качество подготовки обучающихся описанного в тексте статьи алгоритма ППР при управлении подготовкой специалистов в сфере безопасности на основе риск-ориентированного подхода.

Литература

1. Bombiak E. Human Resources Risk as an Aspect of Human Resources Management in Turbulent Environments // Discover the world's research. 2017. pp. 121-132.

2. Чернышева У.А., Чернышев А.Н. Применение методов риск-менеджмента в управлении образовательной организацией // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект (на примере Краснодарского края): материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Славянск-на-Кубани: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, 2016. С. 111-116.

3. Организационная модель системы управления рисками чрезвычайных ситуаций в вузе / М.А. Латкин [и др.] // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2019. № 2. С. 87-93.

4. Пархоменко Н.В., Шевелева Т.В. Особенности управления рисками в сфере высшего образования // Проблемы современного образования в техническом вузе: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2017. С. 191-194.

5. Причинин А.Е. Методологические основы модели управления рисками образовательного проекта // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 4. С. 66-75.

6. Прокофьева Е.Н. Образовательные риски в рамках когнитивного менеджмента: теоретические аспекты // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4 (129). С. 37-43.

7. Новая математическая модель риск-менеджмента образовательной деятельности вуза / Ю.В. Шевцова [и др.] // Вестник СибГУТИ. 2019. № 4. С. 42-55.

8. Шуклина Е.А., Ротова Е.В. Управление рисками как фактор формирования культуры доверия в вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (55). Ч. 1. С. 17-28.

9. Algorithm design for management decision-making support in the educational institutions of higher education basing of the application of risk-oriented approach / A.V. Lupanova [et all.] // Conference Series: Journal of Physics. 2020. № 1515. C. 22-24.

10. Assessment of the quality of training of specialists in higher education institutions / A.V. Lupanova [et all.] // Journal of Physics: Conference Series. 2021. № 1902.

References

1. Bombiak E. Human Resources Risk as an Aspect of Human Resources Management in Turbulent Environments // Discover the world's research. 2017. pp. 121-132.

2. Chernysheva U.A., Chernyshev A.N. Primenenie metodov risk-menedzhmenta v upravlenii obrazovatel'noj organizaciej // Faktory i usloviya iskoreneniya korrupcii i drugih negativnyh yavlenij v obrazovanii: psihologo-pedagogicheskij aspekt (na primere Krasnodarskogo kraya): materialy Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf. Slavyansk-na-Kubani: Filial federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Kubanskij gosudarstvennyj universitet» v g. Slavyanske-na-Kubani, 2016. S. 111-116.

3. Organizacionnaya model' sistemy upravleniya riskami chrezvychajnyh situacij v vuze / M.A. Latkin [i dr.] // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2019. № 2. S. 87-93.

4. Parhomenko N.V., Sheveleva T.V. Osobennosti upravleniya riskami v sfere vysshego obrazovaniya // Problemy sovremennogo obrazovaniya v tekhnicheskom vuze: materialy V Mezhdunar. nauch.-metod. konf. Gomel': GGTU im. P.O. Suhogo, 2017. S. 191-194.

5. Prichinin A.E. Metodologicheskie osnovy modeli upravleniya riskami obrazovatel'nogo proekta // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2014. № 4. S. 66-75.

6. Prokofeva E.N. Obrazovatel'nye riski v ramkah kognitivnogo menedzhmenta: teoreticheskie aspekty // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. № 4 (129). S. 37-43.

7. Novaya matematicheskaya model' risk-menedzhmenta obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza / Yu.V. Shevcova [i dr.] // Vestnik SibGUTI. 2019. № 4. S. 42-55.

8. Shuklina E.A., Rotova E.V. Upravlenie riskami kak faktor formirovaniya kul'tury doveriya v vuze // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 4 (55). Ch. 1. S. 17-28.

9. Algorithm design for management decision-making support in the educational institutions of higher education basing of the application of risk-oriented approach / A.V. Lupanova [et all.] // Conference Series: Journal of Physics. 2020. № 1515. C. 22-24.

10. Assessment of the quality of training of specialists in higher education institutions / A.V. Lupanova [et all.] // Journal of Physics: Conference Series. 2021. № 1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.