Научная статья на тему 'Алгоритм отыскания наиболее жесткой конструкции крыла при заданных требованиях механики разрушения для нижних монолитных панелей'

Алгоритм отыскания наиболее жесткой конструкции крыла при заданных требованиях механики разрушения для нижних монолитных панелей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
122
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лагутин В. Г.

Предлагается алгоритм отыскания наиболее жесткой конструкции крыла с учетом требований механики разрушения для нижних монолитных панелей. Хрупкое разрушение в панелях происходит при нанесении в центральной части панели тестовой сквозной трещины заранее заданной длины, которая может быть обнаружена в условиях эксплуатации. Объем силового материала при поиске оптимальной конструкции задается и не изменяется. Для определения разрушения нижних панелей, передающих сдвиг и растяжение, используется для учета тестовой трещины частный случай критерия локального разрушения Г. П. Черепанова в форме равенства [1]. Учитывается влияние толщины нижней панели на критический коэффициент интенсивности напряжений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лагутин В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм отыскания наиболее жесткой конструкции крыла при заданных требованиях механики разрушения для нижних монолитных панелей»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ И А Г И

Т о м XI 1 9 8 0 №2

УДК 629.735.33.015.4:539.43+539.219.2

АЛГОРИТМ ОТЫСКАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЖЕСТКОЙ КОНСТРУКЦИИ КРЫЛА ПРИ ЗАДАННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ МЕХАНИКИ РАЗРУШЕНИЯ ДЛЯ НИЖНИХ МОНОЛИТНЫХ ПАНЕЛЕЙ

В. Г. Лагутин

Предлагается алгоритм отыскания наиболее жесткой конструкции крыла с учетом требований механики разрушения для нижних монолитных панелей. Хрупкое разрушение в панелях происходит при нанесении в центральной части панели тестовой сквозной трещины заранее заданной длины, которая может быть обнаружена в условиях эксплуатации. Объем силового материала при поиске оптимальной конструкции задается и не изменяется. Для определения разрушения нижних панелей, передающих сдвиг и растяжение, используется для учета тестовой трещины частный случай критерия локального разрушения Г. П. Черепанова в форме равенства [1]. Учитывается влияние толщины нижней панели на критический коэффициент интенсивности напряжений.

1. Силовая конструкция крыла при заданном объеме силового материала может быть оптимальна по жесткости [2], но не оптимальна по прочности в случае возникновения в ней усталостных трещин. Поэтому возникает задача перераспределения заданного объема силового материала между элементами крыла таким образом, чтобы жесткость крыла была максимальной, а возможные усталостные трещины с длиной меньшей, чем те, которые обнаруживаются при эксплуатации, не приводили к хрупкому разрушению крыла.

Рассмотрим упругую конструкцию крыла, которая нагружена системой сил и состоит из п -г т мембранных изотропных конечных элементов (КЭ) с модулем упругости Е и коэффициентом Пуассона р*. В пределах каждого КЭ толщина постоянна, а перемещения изменяются по линейному закону. К числу п КЭ относятся стенки лонжеронов и нервюр, а также панели верхней поверхности крыла. К числу т элементов относятся нижние панели крыла, для которых необходимо выполнить требования механики разрушения и при этом обеспечить максимальную жесткость крыла.

Предполагается, что участки конструкции не теряют устойчивость. Для оценки хрупкого разрушения каждого у-го КЭ из т КЭ (/ = лг 1, п + 2, . . . , т) от возможных усталостных трещин условимся наносить прямолинейные сквозные проверочные (тестовые) трещины в центральной части каждого /-го КЭ. Если мембранные КЭ четырехугольники, то центральной частью считаем для определенности место пересечения его диагоналей. Тестовую трещину в каждом /-м КЭ будем наносить в центральной части КЭ в следующем направлении (здесь и далее везде используем местную систему координат х, у для каждого КЭ).

В направлении, перпендикулярном растягивающему напряжению ох, которое действует в направлении оси х. В этом положении тестовая трещина подвергается нормальному разрыву от зх и поперечному сдвигу от касательных напряжений т*, у, которое действует на КЭ в осях х, у.

Введем следующие обозначения:

5/—площадь мембранного КЭ, аппроксимирующего работу г-й верхней панели стенки. Здесь и далее везде /=1, 2, ...,«; бд, ■1 — постоянная в пределах г'-го КЭ толщина при Д^-й итерации;

®л?+1, г — постоянная в пределах /-го КЭ толщина при N-{- 1-й итерации;

6у—площадь мембранного КЭ, аппроксимирующего работу /-й нижней панели. Здесь и далее везде у'= п 1, п + 2, . . . , т;

Ддг у—постоянная в пределях у-го КЭ толщина при Л^-й итерации;

, у- — постоянная в пределах у-го КЭ толщина при УУ+Ьй итерации;

ах N / — нормальные напряжения ах в направлении местной оси х для у-го КЭ при А-й итерации. Аналогично <зх дг ,• для /-го КЭ;

З.г Л'-Ц у—нормальные напряжения ах в направлении местной оси х для у-го

КЭ при N + 1-й итерации. Аналогично ах ■ для /-го КЭ;

д,, у — нормальные напряжения ау в направлении местной оси у для у-го

КЭ при А-й итерации. Аналогично ^ ,• для /-го КЭ; а дг_|_1 ] — нормальные напряжения су в направлении местной оси у для у-го КЭ при N + 1-й итерации. Аналогично чу ^+1 . для /-го КЭ;

Тху /V у—касательные напряжения 1ху в местных осях х, у для у-го КЭ при Л^-й итерации. Аналогично 1ху дг 1 для /-го КЭ; гХу ЛЧ-1 / — касательные напряжения тху в местных осях х, у для у-го КЭ при

N + 1-й итерации. Аналогично тху ;У+1 для /-го КЭ;

*Л- ДГ, ') — ах. Л?, jAN, ) — (1 ■1)

погонные усилия для А-й итерации от ах Л, ■ в у-м КЭ, вычисленные при Дд, у. Аналогично хЛ._ 1 для /-го КЭ с заменой Ддг_

на ЪЫ' {,

* ЛГ, N. ) ~~ °у, /V, / ДЛ\ у — (1.2)

погонные усилия для А-й итерации от ау> ^ , в у-м КЭ, вычисленные при Дд, Аналогично У ^ д, ■1 для /-го КЭ с заменой Дд^ ;

на 5дг^ • ;

ТN. к, у = у, д\ / ДА', ] ~~ (1.3)

погонные усилия для А-й итерации от т Л7< ■ в у-м КЭ, вычисленные при Дд, .. Аналогично 7™дг 1 для /-го КЭ с заменой Дд, ■ на 5^ г;

ЛЛ'+1. ЛГ+1, ) — с-г, Л’+1, у йлг+1, / “ (1-4)

погонные усилия от д,+1 . на N + 1-й итерации в у-м КЭ. вычис-

ленные при Ддг^^у. Аналогично -Гдг+1 д, + 1 1 для /-го КЭ с заменой

дл/-н, / на йДГ+1. />

^ + 1. ЛГ+1, У = 3у, Л’Ч-1. 1 ДЛ’+1, / — (1.5)

погонные усилия от ау дг_|_1 у на 1-й итерации в у-м КЭ, вычисленные при Ддм ь .. Аналогично Л7+1 / Ддя *“го КЭ с заменой

длЧ-1, у на 5Л7 +-1, /’

^ЛЧ-Ь Л7+1. у = тлгу, ЛГ + 1, у АЛ/ + 1, у “ (1.6)

погонные усилия от т_ у на N1-й итерации в у-м КЭ, вычисленные при Ддг,! Аналогично 7^+1 дг+1> 1 для /-го КЭ с заме-ной Ду+1> у на 0д, + 1 /;

^ЛГ+1. N,/==ax, М, / АЛГ+1,у — (1.7)

погонные усилия ОТ а^. ^ у В у'-М КЭ, вычисленные при Ддг+1/-;

Глг+1. лг, У =ау, л^. у АЛЧ1,/~ (1.8 )

погонные усилия от ^ у в у-м КЭ,'вычисленные при Д,у+1 р

^N+1, АТ, / = тху, N. у АЛ/+1, / — (1.9)

погонные усилия ОТ ЪХУ' дг^ у в у-М КЭ, вычисленные при Ддл^1 у,

им, N,1= '2И\ 1 ~ (,л0)

^ А, у

энергия деформации у-го КЭ, вычисленная при у- и Ду у на УУ-й итерации, где

?2У, / = /V, у + ^Л\ ;У, у — 2^Л7, Л7, / Л^, У "+ 2 0 + Iх) у»

= с-1»

2/:оуУ. /

энергия деформации /-го КЭ, вычисленная при /?уу . и Д^ д. на ДГ-й итерации, где

^л\ / — лг, / + /V, / ~ 2^лг. /V. / >4 дг, / + 2 (1 + Iх) ?л\ Д7, /I

п

ГТ — *" + 1. / 5/ _ ,, 19ч

Чу+1, лг+1, / —

^аАЧ-1,У

энергия деформации у-го КЭ, вычисленная при у и Ау , 1 у- на

N + 1-й итерации, где

+ 1, /^^АЧ-1, ЛГ+1. У + ^#+1. ЛЧ1, У — 2^Л7 + 1, ЛЧ-1, / ^+1, Л’ + 1, У ”*~

+ 2(1 +[х) 7*+1в дг+1,/

тт — ^4-1, * /|

^АГ+1, ЛЧ-1. I ~ --------- “ 1КМ>

*£°/¥ + 1, I

энергия деформации /-го КЭ, вычисленная при /?дг+], ,• и о^+1 на А^+1-й итерации, где

ЛГ+1, I = ^ЛГ + 1, ЛЧ-1, / + ^ЛГ+1, ЛЧ-1. * “ 2^Л7 +1, Л/ + 1, / ^ЛЧ-1, ЛГ+1, / +

-+- 2 (1 + [*) ^+1# ДГ+1> {у

иЫ, и, } = 2е1 1 1' (1'14)

энергия деформации у-го КЭ, вычисленная при Яд^у и АлЧ-1, у»

^лг+1, лг. / = 2£%’ ‘ ' — (,-15)

^°д г 4-!, I

энергия деформации /-го КЭ, вычисленная при и &у+1,

/ — заданная полудлина сквозной тестовой трещины в у-й панели, которую можно обнаружить при эксплуатации;

^1, Л7+1. уу, у = алг, Л7, *1 = Л Д7> V — С1-16)

аЛ7+1, у

коэффициент интенсивности напряжений /С, нормального разрыва, вычисленный ДЛЯ тестовой трещины В /-М КЭ при Л’д j И Адг^.! у*,

*11. ЛГ+1. /V, У = тху, N. / У711 == д ' ; У ~ (1-17)

коэффициент интенсивности напряжений /Сц поперечного сдви-

га, вычисленный для тестовой Трещины В у-М КЭ при 1ху д- j

и АЛГ+1, у

Для ТеСТОВОП Трещины В каждом /-М КЭ При усилиях Хм+1, N. у; Тм+1, л\ у А^-й итерации и толщинах 8уу+1,у М+1-й итерации потребуем выполнение критерия локального разрушения Г. П. Черепанова в его частном виде, в форме равенства (см. [1], стр. 255):

(К\, ЛГ + 1, Л\ у + К\\, N+1, А^.у)2 + 4АГ?, ЛЧ1. Л\у /Си, ЛЧ1, N.. у — Л ‘ =0’, (1-18) здесь

К=У~Щ~— (1.19)

критический коэффициент интенсивности напряжений (см. [1], стр. 200—201), где ^ — удельная необратимая работа образования поверхностей трещины, равная

А д; 11

Тс ' д ’ 1 при ДлЧ-1, /< Д;

Т1 г 1 (тг — 71 с) ~х~~- при Д#+1. У > д.

*N+1. у

(1.20)

Величина А (см. [1], стр. 502) представляет собой толщину /-й панели, соответствующую максимальному значению 7 = величина 7, с — наименьшее значение 7 (для толстых пластин).

к^

(1.21)

,с 2 Е ’

Т1С=^4^!1, (1.22)

где Кс и Л”, с — критические коэффициенты интенсивности напряжений для плоско-напряженного и плоско-деформированного состояний трещины.

Подставляя (1.16), (1.17) в (1.18) с учетом (1.19)—(1.22), (1.7), (1.8), получим два значения Л,, Д2 для Длг+1,у, при которых выполняется критерий (1.18):

4. = +у/л-^. ('-23>

-[*?-*?«( 1 - :х2)1 А + \/Г\к]- к\с( 1 - !х2)]2 Д2 + (1 - У^~

Д2= -----------------------------------------------------,(1,24)

2/^(1-^)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где |/л77 = ^ V (Лй.У + П, у)2 + 4^, 7л-, , .

6—-Ученые записки* № 2 81

Если Л!'#,/<0, то при подсчете \ Аы% / нужно использовать у = 0, так как происходит смыкание трещины. В зависимости

от значений величин Д1? Д2, А величина Ан+и принимает следую-

щие значения:

^N+1,1=^ при Д,<Д; (1.25)

Адг+1, / = Д2 при А 1 Д. (1.26)

2. Постановка задачи. Пусть известны толщины о.у, /, Д.у,/, заданные произвольно с выполнением условия постоянства объема:

п т

У>,/5г+ V АЛ. ! Б] — V;

1=1 ]=п+1

здесь V — заданный объем силового материала.

Пусть известны усилия /?лг,/, RN.fi полученные из конечно-элементного расчета конструкции при толщинах о^.г, А,у,/.

Необходимо указать такой алгоритм отыскания толщин 8^+1§/-, А^+1,/> ПРИ котором выполняются следующие условия:

1) условие сходимости по энергии

п т п т

У. их+1, л', / + 2 ^у+1, лг, / ^ ^ ^ 1 Н“ 2 дг’ ^ ^)

/ = 1 /=«-[-1 / = 1 ]-П +1

п т п т

^ЛГ+1. ЛЧ1, I Т ^ ^ДЧ1. АЧ1, У ^ ^ ^/У+1, ЛГ. / + ^ ^+1, Л\ /, (2.2)

г—1 / = /2—{-1 /—1 /=«+1

т. е. условие непрерывного уменьшения энергии деформации;

2) условие постоянства объема силового материала

п т

У олч-1,/5; -ь ^ А,\чп / 5у= 1/; (2.3)

г =1 /=я+1

3) критерий локального разрушения (1.18).

При решении поставленной задачи используем следующие основные допущения и ограничения:

— при К\, лч-1, и, / =^= 0; ЛГн,Л7-4-1, лг, у ф0 начальный дефект— трещина полудлиной /0 — развивается по некоторой криволинейной траектории до реальной трещины, суммарная длина участков которой равна 21. Предполагается, что тестовая прямолинейная трещина длиной 2/, используемая в расчете, по разрушающей способности не менее опасна, чем реальная трещина;

— иолудлина тестовой трещины / и нагрузки на конструкцию

таковы, что о*. <0,830.2, гДе ао, 2 -напряжение текучести матери-

ала у-й панели, т. е. можно использовать критерий (1,18);

—- изменением способности у-й панели передавать усилия Х\\ д*.у, при нанесении тестовой трещины пренебрегаем;

— экспериментально определяемая величина А, вообще говоря,

К

зависит (см. [1], стр. 149) от отношения 1’ЛГ+ЬАГ'/ ^ однако этой

ли, N +1, N. у

зависимостью пренебрегаем и считаем везде А постоянной величиной;

— предполагается, что в итерационном процессе нет ситуации,

т

когда V Длг+В противном случае необходимо увели-

/=л+1

чить заданный объем V.

3. Решение задачи. Рассматриваемый ниже алгоритм обеспечивает такой выбор 8N+1,1, Длг+1,/, при котором:

а) энергия деформации фиктивного состояния конструкции

п т

У £/лц-1, л/, * + У 1.ЛГ,/,

I /=л+1

вычисленная при 8^+1>|-; Длг+1,/; Их, С, /> принимает минимальное значение при ограничениях (2.3), (1.18);

б) энергия деформации конструкции на М+ 1 итерации

« т

У £Лу+1, Л-’ + М + ^ ^+1 -Л7+1.У,

/=1 /=я + 1

вычисленная при 8,у+1, Г, Длг+1, /; /?лг+1. Г, /?лг+1, /, принимает минимальное значение согласно началу наименьшей работы (см. [3), стр. 599): „из всех напряженных состояний тела, статически соответствующих заданной внешней нагрузке тела, условиям сплошности удовлетворяет то единственное, которое обращает потенциальную энергию деформации тела в относительный минимум44. Точность выполнения уравнений сплошности при толщинах 8дг+1> /; Длч1,у и усилиях /?лг+1,/; /?лг+1. / зависит, очевидно, от выбранной конечно-элементной идеализации конструкции.

Задача минимизации энергии деформации фиктивного состояния конструкции

п т п г)2 о т г)2 о

Х^/7 I ГГ V1 I 1 | V1 ", / /

X ^+1> / ■+ 1 ия+и Л'. / = N —-- + N Щ—

1=1 у=п+1 1=1 уУ+1- 1 /=/2+1 лг-Н,/

но переменным 8дг+1|/, Дуу+1,у, при ограничениях (2,3), (1.18), экви-

валентна задаче минимизации энергии

п т

У и^\г\% N. / + У Аг, у

* = 1 /=/2 + 1

только по переменным 8у+1, I при ограничениях (2.3), если толщины Ауу+1,у найдены по формулам (1.25), (1.26). Решение указанной задачи получим по методу множителей Лагранжа:

ТП

1/- ^ Д-У + 1, у 5;

5#+1.« = /?лг. /-----------------------------------^- , (3.1)

2 — 1

где значения Дл?+1,/ , удовлетворяющие критерию локального разрушения (1.18), определяются по формулам (1.25), (1.26).

После окончания итерационного процесса, т. е. когда

п тп пт

У£Лу+1, ЛГ+1, I + У £/лг + 1, ЛГ+1, у — У иЫ, ЛГ, I — 2 лг,;

г = 1 /=я+1 /=1 у*=я + 1

(г — наперед заданное малое положительное число), определяются напряжения в каждом элементе конструкции, которые соответствуют распределению толщин (3.1). При известных напряжениях, начальной длине трещины 2/0, конечной длине тестовой трещины 21 можно определить число п/ пульсирующих циклов (например, по формуле Пэриса или формуле Г. П. Черепанова [1]), после приложения которых тестовая трещина приведет к хрупкому разрушению /-й нижней панели. Интервал времени до первого после начала эксплуатации конструкции осмотра для обнаружения возможных трещин необходимо определять С учетом найденного пр

№ итера- ции 5Л\ 1 2 л 3 У N. N, 1 + Jr^N, N. 2 + JГUN, /V, 3 Уы +1, N. 1 + + УЫ+\^, 2 + + ^N+1, N. 3 ^Л7-+1, ЛГ+1, 1 + + ^4-1,Л7+1,2+ + ^Л/+1, ЛЦ-1, 3

мм даН-мм

1 3 3 3 48489,09

46030,22

2 3,257399 3,053728 0,1850214 45918,62

3 3,20778 3,119859 0,1057294

Используя все принятые выше обозначения, рассмотрим в качестве иллюстрации применения предложенного алгоритма задачу отыскания толщин 8дг>ь 8#>2, з участков тонкостенной трубы (см. рисунок) максимальной жесткости, которая скручивается моментом М= 16* 106 даН-мм и имеет следующие геометрические размеры: длина трубы 1 = 294 мм, длина кривой аЬс I, = 1840 мм, длина кривой ас1с /,о= 1390 мм, длина участка ас £3=195 мм; площадь, ограниченная контуром аЬса, Бх = 164-103 мм2; площадь, ограниченная контуром ас!са, Б2 = 114,3-103 мм3.

Для материала трубы приняты следующие значения постоянных: Е = 0,7-104 даН/мм2; ^ = 0,3; Д = 4мм; ус = 4,82 даН/мм; ъс = = 1,2 даН/мм.

Тестовая трещина полудлиной /=10 мм (2/ <С/-3) наносилась в центральной части внутренней стенки трубы толщиной Дд\з в направлении, перпендикулярном главному растягивающему напряжению, которое возникает от касательных напряжений т-Ху,ы, з, воспринимаемых этой стенкой. Объем силового материала V —

— 30,2085-105 мм3.

Из результатов расчетов, приведенных в таблице, видно уменьшение энергии деформации, вырождение толщины стенки Дд\3 практически на второй итерации (IV= 2). Таким образом, если исходить из возможности возникновения трещины в средней, плохо просматриваемой при эксплуатации стенке, то из условия работоспособности конструкции максимальной жесткости следует предусмотреть суммарное усиление крайних стенок примерно на 10%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черепанов Г. П. Механика хрупкого разрушения. М., „Наука”, 1974.

2. Комаров В. А. О рациональных силовых конструкциях крыльев малого удлинения. Труды КуАИ, вып. XXXII, 1968.

3. П ап ков и ч П. Ф. Теория упругости. Л.— М., Оборонгиз,

1939.

Рукопись поступила 181VIII 1978 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.