Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ РАЗВИТОСТИ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ РАЗВИТОСТИ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Высшее образование / экосистема университета / развитость экосистемы университета / показатели развитости экосистемы университета / инновационная экономика / Higher education / university ecosystem / university ecosystem development / university ecosystem development indicators / innovation economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Гиевна Изотова

В статье представлен алгоритм оценки развитости экосистемы университета в условиях инновационной экономики. Выявлены требования, предъявляемые инновационной экономикой к современной системе высшего образования, обоснована необходимость перехода университетов к концепции экосистемы. Разработанный алгоритм является универсальным и может быть использован для мониторинга деятельности университета и разработки рекомендаций по совершенствованию вузов, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR ASSESSING THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY ECOSYSTEM IN AN INNOVATION ECONOMY ENVIRONMENT

This article presents an algorithm for assessing the development of the university ecosystem in the context of innovation economy. The requirements of the innovation economy to the modern system of higher education are identified, the necessity of universities' transition to the concept of ecosystem is substantiated. The developed algorithm, which represents certain stages, is universal and can be used to monitor university activities and develop recommendations for the improvement of universities, which contributes to the socioeconomic development of society.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ РАЗВИТОСТИ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ РАЗВИТОСТИ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье представлен алгоритм оценки развитости экосистемы университета в условиях инновационной экономики. Выявлены требования, предъявляемые инновационной экономикой к современной системе высшего образования, обоснована необходимость перехода университетов к концепции экосистемы. Разработанный алгоритм является универсальным и может быть использован для мониторинга деятельности университета и разработки рекомендаций по совершенствованию вузов, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию.

Ключевые слова. Высшее образование, экосистема университета, развитость экосистемы университета, показатели развитости экосистемы университета, инновационная экономика.

Izotova A.G.

ALGORITHM FOR ASSESSING THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY ECOSYSTEM IN AN INNOVATION ECONOMY ENVIRONMENT

Abstract. This article presents an algorithm for assessing the development of the university ecosystem in the context of innovation economy. The requirements of the innovation economy to the modern system of higher education are identified, the necessity of universities' transition to the concept of ecosystem is substantiated. The developed algorithm, which represents certain stages, is universal and can be used to monitor university activities and develop recommendations for the improvement of universities, which contributes to the socioeconomic development of society.

Keywords. Higher education, university ecosystem, university ecosystem development, university ecosystem development indicators, innovation economy.

Введение

В условиях перехода к инновационной экономике актуальными становятся вопросы трансформации существующих моделей функционирования учреждений высшего образования, которые, в свою очередь, играют одну из ключевых ролей в процессе социально-экономического развития общества [3]. Классическая модель университета становиться все более неактуальной в связи с тем, что современным представителям высшей школы, которые соответствуют новейшим условиям, предъявляемым инновационной и цифровой экономикой, необходимо иметь ряд определенных характеристик, в которые входят такие образовательные тренды и тенденции, как индивидуализация, высокий уровень результатов научно-исследовательской деятельности, ориентация на непрерывное становление и последующее развитие навыков и компетенций будущего и непосредственный контакт с участниками бизнес-среды.

Достижению представленных задач может способствовать изменение университетами подходов к собственному функционированию путем организации особых моделей управления, в основе которых

ГРНТИ 14.35.07 EDN NJYPOB ©Изотова А.Г., 2024

Анна Гиевна Изотова - аспирант; преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург). ORCID 0000-0002-4380-5066

Контактные данные для связи с автором: 197373, Санкт-Петербург, Арцеуловская аллея, д. 17 (Russia, St. Petersburg, Arceulovskaya al., 17). Тел.: +7 952 363-22-83. Е-mail: agizotova@itmo.ru. Статья поступила в редакцию 12.02.2024.

находится взаимодействие вуза с акторами внешней среды. Обеспечить такой формат взаимодействия возможно с помощью концепции экосистемы, активно внедряющейся в последние десятилетия в экономическую сферу и бизнес-среду и являющуюся сравнительно новым трендом в развитии высшего образования.

Экосистема университета - это гибкая и адаптивная самоорганизующаяся система, в основе которой находится комплекс социально-экономических отношений и сетевых взаимодействий, формирующихся и развивающихся между элементами университетской структуры и акторами внешней среды из различных сфер деятельности и имеющих взаимовыгодный характер [2, с. 1220]. Развитие университетской экосистемы благоприятным образом воздействует на основные показатели вузов и способствует формированию новых конкурентных преимуществ и совершенствованию уже имеющихся.

Для того, чтобы разработать эффективные рекомендации, содержащие в себе меры по развитию и поддержке экосистемы университета, требуется выявить показатели развитости экосистемы и провести их оценку. Анализ характеристик, показывающих развитость экосистемы вуза по различным направлениям и взаимосвязям с различными стейкхолдерами, обуславливает определение деятельности учреждения высшего образования во внутренней и внешней среде и оценку успешности его действий.

Целью настоящего исследования является разработка алгоритма оценки развитости экосистемы университета, включающего в себя конкретные этапы и шаги, которые позволяют провести качественную оценку экосистемы вуза для мониторинга ее текущего состояния, выявления проблем и точек роста и определения направлений дальнейшего развития. Материалы и методы

При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы материалы научных исследований отечественных и зарубежных авторов по теме высшего образования, его места в экономике и развития экосистемного подхода в университетской среде. Основным методом исследования, применявшимся в данной работе, является метод моделирования, на основе которого был разработан алгоритм. Построение модели, в данном случае, необходимо для визуального воспроизведения особенностей процесса оценки развитости экосистемы университета и ее четкого представления. Среди основных теоритических методов исследования, использующихся в статье, можно выделить анализ и синтез информации, методы дедукции, индукции и обобщения. Результаты и их обсуждение

Алгоритм, представляющий последовательность оценки развитости экосистемы университета, состоит из условных пяти укрупненных этапов: этап № 1 - «Определение исходных данных для оценки», этап № 2 - «Определение показателей развитости экосистемы университета», этап № 3 - «Определение критериев развитости экосистемы университета», этап № 4 - «Оценка уровня развитости экосистемы университетов» и этап № 5 - «Интерпретация результатов». Каждый из этих этапов содержит в себе подэтапы - конкретные шаги, следуя которым можно провести оценку развитости экосистемы университета. Общее количество данных шагов равняется четырнадцати.

На рисунках 1 и 2 представлен алгоритм, раскрывающий методику оценки развитости экосистемы университета. Проанализировав рисунки, можно подробнее расписать каждую из стадий алгоритма. Первый этап ориентирован на определение исходных данных для оценки. По итогу его реализации устанавливается конкретный объект оценки (ряд отечественных университетов, выбранных по определенным признакам) и происходит идентификация временного интервала (будут анализироваться актуальные данные за последние 3 года).

Следующий этап выражен определением и формулировкой показателей, отражающих уровень развитости экосистемы университета. Для начала необходимо выявить признаки, с опорой на которые будут рассматриваться сами показатели, и по которым будет осуществляться их классификация, с помощью анализа научной литературы и статей. Обзор существующих работ показал, что в данный момент, показатели, характеризующие развитие экосистемы университета, формируются с опорой на показатели самого университета, не принимая во внимание его взаимосвязи с конкретными акторами.

Рис. 1. Алгоритм оценки развитости экосистемы университета (часть 1)

Рис. 2. Алгоритм оценки развитости экосистемы университета (часть 2)

При этом, многие авторы берут за основу определенную функцию вуза - инновационную, предпринимательскую и т.д. [1, 3, 5, 6]. Именно поэтому в оценке необходимо учитывать два ключевых фактора: взаимодействие между учреждением высшего образования и конкретным актором и воздействие показателя на основные функции вуза - образовательную, научно-исследовательскую и предпринимательскую. Далее необходимо сформулировать сами показатели, по которым будет проводиться оценка. Формулировка будет происходить на основе данных, полученных в ходе изучения стратегий развития вузов, официальных сайтов университетов, статистических отчетов ВШЭ, данных Росстата, данных систем ранжирования университетов и информации с сайта по мониторингу высшего образования.

После формирования полного списка необходимых показателей происходит их группировка по выделенным ранее признакам классификации. Третий этап сосредоточен на установке критериев развитости экосистемы университета, т.к. показатели выступают лишь величиной, характеризирующей сам объект/процесс. Для того, чтобы провести оценку, необходимо определить диапазон значений показателя, с помощью которого можно будет качественно и количественно оценить найденные значения показателей у разных вузов. Данный пункт будет реализовываться на основе экспертной оценки и бенчмаркинга.

После получения значений критериев от экспертов необходимо проверить согласованность их с помощью коэффициента конкордации Кенделла. При получении отрицательного результата планируется привлечение дополнительных экспертов и повтор этапа. Если достигнута согласованность экспертов, то следует переходить к следующему шагу - установке удельного веса для каждого показателя, отражающего его весомость в общей методике. Этот этап также осуществляется с помощью экспертов и также требует проверки согласованности мнения экспертов.

Ключевой пункт четвертого этапа - оценки уровня развитости экосистемы университета - представляет собой расчет этой оценки для выбранного в начале алгоритма перечня университетов. Для этого необходимо найти значения для каждого показателя для каждого вуза с помощью данных мониторинга, стратегий вузов, официальных сайтов, статистических отчетов ВШЭ, данных Росстата, данных систем

ранжирования университетов и провести оценку полученных значений с помощью установленных на предыдущем этапе критериев.

Заключительный этап направлен на интерпретацию результатов и охватывает процесс ранжирования университетов по итогам полученной оценки и раскрывает определение направлений для развития и совершенствования представителей высшей школы, которые будут основываться на анализе слабых мест, полученных при анализе значений показателей вузов и их итоговой оценке.

Заключение

Существующая в настоящее время инновационная модель экономики приводит к развитию всех отраслей общества. Сфера высшего образования не является исключением. Вызовы, которые ставит перед университетами современная экономика, требуют от них перехода к экосистемной модели. Развитие экосистемы и улучшение взаимосвязей в ней, в свою очередь, требует правильной оценки.

Основным результатом данной работы является алгоритм оценки развитости экосистемы университета. Полученные в ходе оценки результаты могут быть использованы следующим образом: создание и совершенствование стратегии развития университета, направленной на его эффективное функционирование и улучшение его основных процессов; формирование системы управления университетом, включающей в себя разработку концепции и принципов управления, основанных на использовании экоси-стемного подхода; планирование программ развития субъектов РФ, базирующихся на основе эффективной координации субъектов экосистемы университета, как на одном из активных процессов, повышающих социально-экономический уровень развития сраны в целом [1].

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Вертинова А.А. Методика оценки уровня соразвития университетов и региона как экосистемы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. № 2 (66). С. 1-17.

2. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 2. С. 1211-1226.

3. КоротковА.В., ЗобнинаМ.Р. Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 96 с.

4. Павлова Н.Б. О роли университетов в современном обществе // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6 (74). С. 53-56.

5. Петросянц Д.В., Чаплыгин А.Г. Информационные основы выявления и оценки развития экосистем инноваций в региональных российских университетах // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-2. С. 387-394.

6. Xuyan W., Xiaoyang S., Shuhua L., Chen M. A Preliminary Exploration of Factors Affecting a University Entrepre-neurship Ecosystem // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.