Научная статья на тему 'Алгоритм определения степени важности показателей научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений'

Алгоритм определения степени важности показателей научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОНИТОРИНГ / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ОЦЕНОК / КЛАСС / INFORMATION SYSTEMS / SCIENTIFIC POTENTIAL / MONITORING / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RESEARCH INSTITUTIONS / INTELLECTUAL ANALYSIS / ESTIMATION ALGORITHM / CLASS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Махманов Ориф Кудратович, Таджиходжаев Закирходжа Абдусаттарович

В данной научной статье приведены информационные системы (ИС), предназначенные для мониторинга научного потенциала высших образовательных (ВОУ) и научно-исследовательских (НИУ) учреждений, а также рассмотрены вопросы определения степени важности признаков при мониторинге научного потенциала ВОУ и НИУ. При определении степени важности показателей научного потенциала использованы алгоритмы вычисления оценок (АВО). Для определения степени важности показателей научного потенциала применены алгоритмы вычисление оценок и произведены расчеты коэффициентов показателей, а также оценены и проведены эксперементальные расчеты научного потенциала ВОУ и НИУ на основе разработанной информационной системы “Научный потенциал” и модели оценки научного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Махманов Ориф Кудратович, Таджиходжаев Закирходжа Абдусаттарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR DETERMINING THE DEGREE OF IMPORTANCE OF INDICATORS OF SCIENTIFIC POTENTIAL OF HIGHER EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTIONS

This scientific article presents information systems (IS) designed to monitor the scientific potential of higher educational (HEI) and research (SRI) institutions, and discusses how to determine the degree of importance of signs when monitoring the scientific potential of HEI and SRI. In determining the degree of importance of indicators of scientific potential, algorithms for calculating assessments (ACA) were used. To determine the degree of importance of indicators of scientific potential, algorithms were used to calculate estimates and calculated coefficients of indicators, as well as estimated and carried out experimental calculations of the scientific potential of HEI and SRI based on the developed information system “Scientific Potential” and a model for assessing scientific potential.

Текст научной работы на тему «Алгоритм определения степени важности показателей научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений»

№ 10 (55)

ЛД1 Луч

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

октябрь, 2018

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Махманов Ориф Кудратович

д-р философии (PhD) по техническим наукам, Центр внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, специалист,

Узбекистан, г. Ташкент, E-mail: wise-win@mail.ru

Таджиходжаев Закирходжа Абдусаттарович

д-р техн. наук, профессор,

Центр внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, директор,

Узбекистан, г. Ташкент E-mail: zakirhodja@, gmail.com

ALGORITHM FOR DETERMINING THE DEGREE OF IMPORTANCE OF INDICATORS OF SCIENTIFIC POTENTIAL OF HIGHER EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTIONS

Orif Makhmanov

Doctor of Philosophy (PhD),

Center for Introduction and Development of Information and Communication Technologies, specialist,

Uzbekistan, Tashkent

Zakirkhodja Tadzhihodzhaev

Doctor of Technical Sciences, Professor, director of the Center for Introduction and Development of Information and Communication Technologies,

Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной научной статье приведены информационные системы (ИС), предназначенные для мониторинга научного потенциала высших образовательных (ВОУ) и научно-исследовательских (НИУ) учреждений, а также рассмотрены вопросы определения степени важности признаков при мониторинге научного потенциала ВОУ и НИУ. При определении степени важности показателей научного потенциала использованы алгоритмы вычисления оценок (АВО). Для определения степени важности показателей научного потенциала применены алгоритмы вычисление оценок и произведены расчеты коэффициентов показателей, а также оценены и проведены эксперементальные расчеты научного потенциала ВОУ и НИУ на основе разработанной информационной системы "Научный потенциал" и модели оценки научного потенциала.

ABSTRACT

This scientific article presents information systems (IS) designed to monitor the scientific potential of higher educational (HEI) and research (SRI) institutions, and discusses how to determine the degree of importance of signs when monitoring the scientific potential of HEI and SRI. In determining the degree of importance of indicators of scientific potential, algorithms for calculating assessments (ACA) were used. To determine the degree of importance of indicators of scientific potential, algorithms were used to calculate estimates and calculated coefficients of indicators, as well as estimated and carried out experimental calculations of the scientific potential of HEI and SRI based on the developed information system "Scientific Potential" and a model for assessing scientific potential.

Ключевые слова: информационные системы, научный потенциал, мониторинг, высшие образовательные учреждения, научно-исследовательские учреждения, интеллектуальный анализ, алгоритм вычисления оценок, класс.

Keywords: information systems, scientific potential, monitoring, higher educational institutions, research institutions, intellectual analysis, estimation algorithm, class.

Формирование интеллектуального и резервного подготовки квалифицированных кадров путём по-кадра любого государства достигается процессом этапного обучения их в системе среднеспециального

Библиографическое описание: Махманов О.К., Таджиходжаев З.А. Алгоритм определения степени важности показателей научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений // Universum: Технические науки: электрон. научн. журн. 2018. № 10(55). URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/6445

№ 10 (55)

Á Л1 Луч

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

октябрь, 2018 г.

и высшего образования. Для определения рейтинговой оценки образовательных учреждений, уровня и эффективности подготовки конкурентоспособных квалифицированных кадров, частности в ВОУ применяются различные индикаторы оценки их деятельности [4].

Показатели оценки научного потенциала ВОУ и НИУ разделены на группы: Empl - сведения о высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадрах, Result - сведения о научных публикациях научных и научно-педагогических кадров [3].

Модель научного потенциала научных и научно-педагогических кадров выражается следующим образом:

тч —

S Empl

£ X Х К n

-i-Х100 + П X

N V J

(1)

здесь, хрх7 - показатели научного потенциала научных и научно-педагогических кадров, к, - коэффициенты показателей научного потенциала, I = 1,ш , т е{ 1,12 } , ] = 14,п , п е{ 14,16 } - индекс

показателей научного потенциала. Алгоритм вычисления "Етр1" показателя показан в блок-схеме рис. 1.

Показатель модели научного потенциала по научным публикациям научных и научно-педагогических кадров выражается следующим образом:

£ Xp Х kp + £ x24, Х К24,

JS = Р V

Re sult

N

(100,

(2)

Ku = {"катастрофически низкий", "очень низкий ", "ниже, чем средний ", "выше, чем средний", "высокий"} , (4)

На основе АВО определяем важность признаков.

Определена степень важности показателей научного потенциала через применение алгоритмов вычисления оценок на основе ИС и модели оценки научного потенциала. Алгоритм вычисления степени важности показателей научного потенциала ВОУ и НИУ показан в блок-схеме на рис. 3.

В результате проведенных экспериментов с помощью 24 признаков оценен научный потенциал 70 ВОУ, результаты классифицированы по 5 показателям. При классификации результатов показателей научного потенциала ВОУ использованы элементы множества Ku, (u = 1,5).

Определена важность признаков показателей научного потенциала на основе АВО. Объекты исследования - множества объектов S (j = 1,т) характеризованные черезЛ'1;Л'2,... признаков (показатель, индикатор), n - количество признаков. Для определения степени важности этих индикаторов допустим, что множества объектов S

разделен на К1,К2,... классы, /- количество классов.

В результате получилась таблица Tmnl. Количество объектов, относящихся к классам показателей научного потенциала с участием всех признаков (4) таблицы Tmnl [1, 2]:

k = 10; к2 = 17; k = 7; К = 10; К = 26

здесь, хр - показатели научного потенциала по результатам, к - коэффициенты показателя науч-

ного потенциала, p = 18,m , m е {18,23 } , q = 1,n , n е {1,8 } - индекс показателей научного потенциала.

Алгоритм вычисления "Result" показателя показан в блок-схеме рис. 2.

Общий научный потенциал равен сумме показателя научных и научно-педагогических кадров и их результатов:

JS = JSEmpl + JSRe sult ■

(3)

При классификации результатов показателей научного потенциала ВОУ и НИУ используются элементы множества К, (и = 1,5 )• К и он принимает следующие значения:

Вначале убирается признак х1 и переоценивается состояние изменения показателей научного потенциала. Если признак х1 имеет важное значение, то показатель результативного научного потенциала резко уменьшается, и наоборот. Если убирается признак X , то формируется следующая ситуация:

К1 = 10; к\ = 20; к\ = 9; к\ = 10; к\ = 21

По отношению к каждому признаку проведены экспериментальные вычисления по данному методу. В рамках ВОУ следующие места по степени важности после признака х7 заняли признаки х1, х2, хп (см. рис.4.).

№ 10 (55)

Л Л1 Луч

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

октябрь, 2018 г.

№ 10 (55)

ЛД UNI лга те)

UNIVERSUM:

технические науки

октябрь, 2018 г.

Begin

a=IsEmpl(0)

I

b=IsResult(0)

I

C=a+b

I

i=1 ..n

I

IS1'=IsEmpl(i)

I

IS2'=IsResult(0)

Pi=IS1'+IS2'

Zi= |C - Pi|

i=18..m

IS1'=IsEmpl(0)

IS2'=IsResult(i) Pi=IS1'+IS2'

I

Zi= |C - Pi|

max=zMax(Z,m)

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i=1.. m

Wi=zi / max

_▼

wSorting(w,m) End

Рисунок 3. Алгоритм вычисления степени важности показателей научного потенциала

m,n

Рисунок 4. Степень важности показателей научного потенциала ВОУ

В ходе экспериментов выявлено: что в 57 ВОУ из 10 ВОУ признак х9 (кандидат наук, без ученого зва-70 ВОУ, признак х7 (кандидат наук, доцент), в других ния) считаются важными [2].

№ 10 (55)

4 Л1 Луч

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предложена ИС, состоящая из 6 функциональных модулей, построенная на основе MVC технологий, на основе базы данных MySQL, работающая в

октябрь, 2018 г.

многопользовательском режиме по архитектуре клиент-сервер. Этапы обработки данных в этой архитектуре состоит из слоев представления данных, бизнес-логики, управления базой данных [2, 3].

Список литературы:

1. Камилов М.М., Мирзаев Н.М., Хамроев А.Ш. Об одной модели алгоритмов вычисления оценок // «Информационные технологии в профессиональной деятельности и научной работе», Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Россия, Йошкар-Ола. -2010. -С. 195-199.

2. Махманов О.К., Таджиходжаев З.А. Определение степени важности признаков при мониторинге научного потенциала // Современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, -Пенза, 27 сентября 2017 г. -с. 27-30. ISBN 978-5906973-93-1.

3. Махманов О.К., Таджиходжаев З.А. Параметрическая модель классификации высших образовательных и научно-исследовательских учреждений по научному потенциалу // Проблемы современной науки и образования № 7 (127), 2018. С. 22-25.

4. Мещерякова Е.Н. Анализ отечественного и зарубежного подходов к оценке деятельности высших учебных заведений // Проблемы современной науки и образования № 24 (66), 2016. С. 28-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.