Научная статья на тему 'Особенности и факторы, определяющие инновационную деятельность научных учреждений (на примере республики Узбекистан)'

Особенности и факторы, определяющие инновационную деятельность научных учреждений (на примере республики Узбекистан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РИСКИ / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ACADEMIC INSTITUTIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROJECTS / INNOVATION-RELATED LEGISLATURE / RISKS / REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умаров А.А.

В статье рассмотрены особенности и основные факторы, влияющие на инновационную деятельность научных учреждений (НИУ). Проведена классификация основных факторов, охарактеризованы особенности их воздействия в процессе создания, продвижения и внедрения инновационной продукции НИУ. Показано, что государственная поддержка научной и инновационной деятельности НИУ является необходимым условием для активного продвижения инноваций, а совершенствование законодательства в сфере инновационной деятельности является одним из главных факторов, регулируемых государством. Подчеркивается важность поддержки производства инновационной деятельности НИУ в создании ими инновационной продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificities and factors determining the innovative activity of academic institutions. The case of the Republic of Uzbekistan (Uzbekistan, Tashkent)

The article discusses specificities and major factors that shape the innovative activity of academic institutions, offer a classification of such factors, describe particular features of their impact in the processes of creation, promotion and implementation of innovative products. The author shows that the state support of research and innovative activity in academic institutions is a necessary condition of effective innovations promotion, whereas improvement of legislature in the sphere of innovative activity is a major state-regulated factor that allows for the creation of innovative production in the academic institutions

Текст научной работы на тему «Особенности и факторы, определяющие инновационную деятельность научных учреждений (на примере республики Узбекистан)»

ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)

А.А. Умаров,

соискатель Ташкентского государственного экономического университета

info@academy.uz, otkir@mail.ru

В статье рассмотрены особенности и основные факторы, влияющие на инновационную деятельность научных учреждений (НИУ). Проведена классификация основных факторов, охарактеризованы особенности их воздействия в процессе создания, продвижения и внедрения инновационной продукции НИУ. Показано, что государственная поддержка научной и инновационной деятельности НИУ является необходимым условием для активного продвижения инноваций, а совершенствование законодательства в сфере инновационной деятельности является одним из главных факторов, регулируемых государством. Подчеркивается важность поддержки производства инновационной деятельности НИУ в создании ими инновационной продукции.

Ключевые слова: научные учреждения, инновационная деятельность, инновационные проекты, инновационное законодательство, риски, Республика Узбекистан

УДК 33:681.3

В условиях развития рыночных отношений в странах СНГ проводится политика последовательного перехода реального сектора экономики на инновационный путь развития, на все более широкое использование в отраслях экономики и на предприятиях инноваций, созданных учеными и научными учреждениями (НИУ).

Цель государственной инновационной политики заключается в создании экономических, правовых, организационных и иных необходимых условий и механизмов, обеспечивающих рост конкурентоспособности созданных инноваций, широкое использование результатов инновационных разработок. Так, с целью осуществления государственного регулирования инновационной деятельности в Узбекистане был издан ряд указов и постановлений Президента республики [1-2], а также правительственных постановлений, направленных на активизацию и придание динамичного развития инновационной деятельности в стране.

Рассмотрим особенности и основные факторы, влияющие на инновационный процесс в сфере науки с целью их оценки и перспектив для обеспечения развития НИУ и, соответственно, экономики республики на основе использования результатов исследований и инновационных разработок ученых и научных учреждений.

Согласно [3], понятие фактора инновационной деятельности НИУ можно сформулировать, как условие, причина, параметр, показатель, оказывающие влияние, воздействие и обуславливающие характер, и интенсивность инновационной деятельности НИУ.

Следует отметить, что инновационная деятельность НИУ является многофакторным процессом и её особенности связаны с рядом сопутствующих условий и соответствующих характеристик. При анализе инновационной деятельности НИУ. Для этого следует выявить важнейшие её факторы, и как следствие, определить факторную структуру. Для этого следу-

Таблица 1

№ Компоненты Составляющие инновационной деятельности НИУ Особенности и факторы

1 Субъекты Физические и юридические лица и их объединения, в т.ч. учреждения науки, образования, производства, инновационные инфраструктурные организации и их работники. Внешние факторы — экономика страны, отраслевая специфика, рынок, законода-тельство, международное сотрудничество, инвестиции, экология, форсмажор и др. Внутренние факторы — производственные, технологические, научно-технические, кадровые, финансовые, управленческие, информационные, в т.ч. рисковые для всех вышеперечисленных.

2 Объекты Государственные инновацион-ные программы и проекты; Инновационные научно-технические разработки; Результаты научно-исследо-вательских, опытно-конструк-торских работ и творческой деятельности; Инновационная продукция; Материальные и нематери-альные активы. Организационные факторы — обеспечение менеджмента при реализации инновационных программ, проектов и разработок, и создании инновационной продукции, в т.ч. рисковые для всех вышеперечисленных объектов. Экономические факторы — ресурсное обеспечение инновационных объектов.

3 Предметы/ виды Инновации: технологические; процессные; продуктовые; маркетинговые и организационные. Организационные факторы — обеспечение менеджмента в создании различных типов инноваций. Экономические факторы — ресурсное обеспечение инноваций.

4 Формы Менеджмент и реализация научно-технических проектов и инновационных разработок, внедрение, коммерциализация их результатов и созданной инновационной продукции. Организационные факторы — высокопрофессиональный менеджмент и обеспечение кадрами. Нормативно-правовые факторы — развитие законодательства в сфере инноваций и правовых норм.

5 Средства Финансовые (госбюджет, внебюджетные, инвестиции, кредиты), материально-технические, информационно-коммуникационные (ИКТ). Финансовые факторы — поддержка из средств госбюджета, заказчиков работ, инвесторов, банков, фондов доноров/спонсоров и др. Экономические факторы — обеспеченность материально-техническими и ИКТ ресурсами.

6 Методы Научно-исследовательские, производственно-технические, патентно-лицензионные, маркетинговые, трансфер технологий, менеджмент и коммерциализация. Организационные особенности методов — использование комплекса методов обеспечения продвижения инноваций от идеи до создания, реализации и коммерциализации инновационной продукции.

7 Результаты Созданная инновационная продукция, в т.ч. экспортируемая. Особенности и факторы, влияющие на создание и выпуск продукции и её рыночного сбыта с учетом рисков.

ет применить метод выделения главных компонентов. Другой важной характеристикой данного метода анализа инновационной деятельности НИУ является возможность ограничить рассмотрение только наиболее информативными особенностями и факторами.

Рассмотрим логическую структуру инновационной деятельности НИУ с учетом особенностей и основных факторов, присущих ее главным компонентам — субъектам, объектам, предметам/видам, формам, средствам, методам и результатам [4], а также их составляющим.

Основные характеристики компонентов, их составляющих и факторов, относящихся к инновационной деятельности НИУ, систематизированы и обобщены нами в таблице 1. Эти факторы, в основном, подразделяются на четыре главные группы — экономические, организационные, финансовые и нормативно правовые. Что касается категорий «субъекты» и «результаты» инновационной деятельности НИУ, то они характеризуются влиянием факторов всех этих четырех групп.

Рассмотрим и кратко охарактеризуем приведенные в таблице 1 факторы, влияющие на инновационную деятельность НИУ на основе построенной нами схемы (рис.1).

На рис.1 приведена систематизация основных факторов, относящихся к инновационной деятельности в научной сфере и оказывающих влияние на следующие процессы:

— создание новаций;

— планирование и финансирование инновационных проектов;

— выполнение НИУ инновационных проектов и разработок;

— защита созданных инноваций патентами и лицензирование;

— поддержка инноваций со стороны отраслей экономики;

— факторы, обусловленные законодательным регулированием инновационной деятельности НИУ [5];

— факторы риска, влияющие на инновационную деятельность в сфере науки [6].

Факторы, влияющие на создание новаций

Основнвш факторы, оказывающие влияние на инновационную деятелвноств НИУ

Факторы, обусловленные за-конодателвной

поддержкой инновационной деятелвности

Факторы, влияющие на планирование и финансирование научных проектов Факторы, влияющие на выполнение НИУ инновационных проектов и разработок Факторы, влияющие на защиту инноваций патентами и лицензирование Факторы, влияющие на поддержку инноваций со стороны отраслей экономики

Факторы рисков, влияющие на инновационную деятелвноств НИУ

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность НИУ

Исходя из этой систематизации, можно оценить особенности и степень воздействия данных факторов на инновационную деятельность НИУ. Создание инноваций в НИУ является многофакторным процессом. Он включает в себя разработчиков новаций, оригинальность и возможность реализации их инновационной идеи, обоснованность планов и сроков их реализации, для чего необходимо обеспечить разработчиков соответствующими финансами, оборудованием, приборами, материалами, реактивами, услугами, информацией и др. Важнейшим при этом является непосредственное выполнение НИУ научных исследований, приводящих в итоге к разработке нового образца инновационной продукции, которая должна будет пройти опытную проверку для последующего использования и производственного освоения. Инновации создаются НИУ, в основном, путем реализации инновационных проектов.

Планирование работ по выполнению инновационных проектов осуществляется в рамках государственных инновационных программ. Бизнес-планы инновационных проектов содержат цель и задачи разработки инноваций, необходимые этапы и сроки работ, финансовые, материально-технические и информационные средства, состав исполнителей проектов,

конкретный вид создаваемой инновационной продукции, а также факторы риска, включающие возможные форс-мажорные и иные обстоятельства.

Финансирование инновационных проектов в рамках государственных инновационных программ осуществляется, в основном, из средств государственного бюджета. Чтобы приблизить создаваемую инновационную продукцию непосредственно к нуждам отраслей экономики и предприятий следует:

— формировать инновационные проекты на основе заявок этих организаций с учетом нужд и потребностей в модернизации и развитии производства;

— обеспечить реальное долевое участие (50 и более процентов) данных производственных организаций в финансировании инновационных проектов;

— осуществить обязательное внедрение инновационной продукции, заказанной и профинансированной этими организациями.

Процесс выполнения НИУ инновационных проектов и разработок также зависит от многих индикаторов и показателей:

— количество и объем выполняемых инновационных проектов, которые определяются научным потенциалом НИУ;

— разработка прорывных интеграционных инновационных программ, которые определяются государственными заказами, уровнем межотраслевого сотрудничества и реальными возможностями НИУ;

— количество и объем хоздоговорных исследований по заказам отраслей, которые определяются конкретными задачами заказчиков и уровнем двустороннего сотрудничества с ними НИУ;

— объем и номенклатура экспорта научной продукции, которые определяются международными и зарубежными контрактами, заключенными на экспорт инновационной продукции НИУ;

— количество патентов на изобретения и лицензий НИУ, которые определяются оформленными защитными документами на инновационную продукцию, созданную НИУ.

Своевременная защита патентами инноваций, созданных НИУ, также является одним из важных показателей, определяющих приоритет и авторские права создателей инноваций, и позволяющих им осуществлять лицензирование и обеспечивать внедрение и экспортные поставки инновационной продукции.

Совершенствование законодательства в сфере инновационной деятельности является одним из главных факторов, регулируемых государством. Правовое обеспечение дает необходимые основы и механизмы для создания, промышленного освоения, продвижения и реализации инновационной продукции [5].

Поддержка со стороны отраслей производства инновационной деятельности НИУ по созданию ими инноваций является, по сути, одним из главных факторов, значение которого все более возрастает в связи с потребностями устойчивого развития экономики на основе инноваций. Однако, долевое участие отраслей экономики и предприятий республики в финансировании государственных инновационных проектов пока ещё остается недостаточным.

Другим фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности в НИУ, является отсутствие прямых заказов отраслей и целевого финансирования ими отдельных инновационных проектов, а также недостаток крупных заказов отраслей и предприятий в составе государственных инновационных программ. Это приводит к необходимости формирования новых эффективных механизмов взаимодействия отраслей и предприятий с НИУ и регулирования их участия в софинансирова-нии и практическом освоении инновационных проектов.

Например, важной основой для интенсивного развития науки и технологий, широкого внедрения инноваций в республике стало постановление Президента Узбекистана «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» № ПП-916 от 15.07.2008. Оно направлено на правовое регулирование от-

1 76

ношений в сфере инновационной деятельности, в том числе на основе укрепления интеграции науки, образования и производства. Согласно данному постановлению, были созданы фонды модернизации и новых технологий в ведомствах и на крупных производственных предприятиях республики, а также ежегодно стали проводиться республиканские ярмарки инновационных идей, проектов и технологий. Так, более 4000 новых разработок были представлены на восьми прошедших в 2008-2015 гг. республиканских инновационных ярмарках, в ходе которых были заключены свыше 2600 договоров на инновационные разработки НИУ и вузов [7-8].

Факторы риска являются объективно неизбежными элементами принятия любого решения хозяйствующими субъектами, поскольку неопределенность — это естественная особенность производственного, в том числе и любого инновационного процесса. Предвидение инновационных рисков, их своевременное устранение или сведение к минимуму отрицательного воздействия на процесс производства, являются важнейшими задачами менеджмента в деятельности предприятий, фирм, научных учреждений и других хозяйствующих субъектов [9]. Под инновационными рисками понимается совокупность рисков,

включающая неуправляемость разрабатываемого инновационного проекта, утрату влияния степени его оригинальности, а также риски технологической, финансовой, экономической и правовой неадекватности при формировании и реализации инновационного проекта.

Своевременный и всесторонний анализ и учет возможных внутренних рисков в управлении деятельностью предприятий дает возможность принимать оптимальные по затратам и потерям решения, повышать эффективность и устойчивость их деятельности с точки зрения рационального производства и эффективного использования различных видов ресурсов [6].

С другой стороны, возникновению инновационного риска способствует также несовершенство нормативно-правового обеспечения в сфере инноваций, в том числе отраслевого, что не даёт возможности для широкого продвижения новаций от науки к производству.

Таким образом, проведенный анализ особенностей и факторов инновационной деятельности НИУ показывает, что эти факторы оказывают существенное, а во многих случаях определяющее влияние на развитие инновационной деятельности научных учреждений.

Литература

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности», от 8.07.1992, № УП-438 // Электронный источник: информационно-поисковая система «Норма»

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий», от 7.08.2006, № ПП-436 // Электронный источник: информационно-поисковая система «Норма».

3. Словарь терминов по инновационной деятельности /Сост. А.Р. Саидов; под ред. М.В. Кремкова. — Ташкент, ПРООН, 2011. — 210 с.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: Синтег, 2007. — 668 с.

5. Кремков М.В., Умаров А.А. Законодательное и организационное регулирование инновационной деятельности в странах СНГ // Наука и инновации. — Минск, Изд-во НАН Беларуси. — 2012. — № 1. — С. 39-41.

6. Воронин С.А., Кремков М.В., Умаров А.А. Особенности инновационных рисков и управление ими // Сборник международной научно-практической конференции «Управление инновациями». Изд-во Ин-та проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Москва, 19-21 ноября 2012. — С. 162-169.

7. Электронный ресурс http://news.uzreport.uz/news_3_r_131748.html

8. Тешаев А. Инновации — путь к прогрессу // Народное слово. — 2015. — №100.

9. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Р.М. Энтова. -М.: Прогресс, 1993. — 488 с.

ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ В СЕКТОРЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Гэн Чжэ,

аспирант кафедры экономической теории и экономического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

gengzhe@mail.ru

Статья посвящена стратегии России в области экспорта природного газа в 21 веке. Рассматривается трансформация мирового газового рынка и корректировка европейской импортной политики в данной области. Дан анализ перспектив энергетического сотрудничества между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Ключевые слова: экспортная стратегия, природный газ, Россия, европейский газовый рынок, газопровод.

УДК 339.564.4 ББК 65.428

Россия, обладающая 17.4% мирового запаса природного газа, в настоящее время является вторым по величине производителем и крупнейшим экспортером природного газа в мире, играя важную роль в мировом газовом рынке. По статистике ВР, в 2014 г. объём добычи природного газа в России составил 578,7 млрд м3 (16,7% от общемировой добычи), что на 4,3% ниже добычи 2013 г. В этом же году экспорт природного газа из России достиг 201.9 млрд м3 , снизился на 10.7% по сравнению с 2013 годом. Россия экспортирует природный газ по трубопроводам главным образом в Европу и страны бывшего советского союза. СПГ экспортируется из России в Японию и другие страны АТР.

Согласно с законом № 117-Ф3 «Об экспорте газа» от 2006 г., ОАО «Газпром» имела монополию на экспорт из России газа, являясь единственным экспортером природного газа. К 2013 г.

ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Роснефть» получили право экспорта СПГ согласно новому закону № 318-Ф3. Однако, в настоящее время Россия только экспортирует СПГ с завода «Сахалин-2», принадлежащего ОАО «Газпром», а подобного рода проекты других компаний по-прежнему находятся в процессе разработки.

Стратегия России в секторе природного газа в различные исторические периоды отличалась разными формами проявления, однако в целом экспорт природного газа являлся важным инструментом получения торгового дохода и поддержания внешних политических и экономических отношений. В период существования СССР экспорт газа в Западную Европу был важным способом сохранения торговых связей с западными странами и получения иностранной валюты, в то время как поставки природного ресурса в государства Восточной Европы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.