Научная статья на тему 'Параметрическая модель классификации высших образовательных и научно-исследовательских учреждений по научному потенциалу'

Параметрическая модель классификации высших образовательных и научно-исследовательских учреждений по научному потенциалу Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC POTENTIAL / МОНИТОРИНГ / MONITORING / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Махманов Ориф Кудратович, Таджиходжаев Закирходжа Абдусатторович

В работе рассматриваются вопросы совершенствования параметрической модели для классификации мониторинга научного потенциала высших образовательных (ВОУ) и научно-исследовательских (НИУ) учреждений. Изучена классификация показателей научного потенциала ВОУ и НИУ по отношению к среднему показателю по республике. В результате исследования выявлена возможность формирования рейтинга ВОУ и НИУ по регионам, по соответствующим министерствам и ведомствам, факультетам, кафедрам, лабораториям, а также по научным и научно-педагогическим кадрам. На основе предложенной параметрической модели проведены экспериментальные расчеты научного потенциала по 73 ВОУ и их педагогических кадров основного штата, 70 НИУ и их научных сотрудников, работающих в основном штате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Махманов Ориф Кудратович, Таджиходжаев Закирходжа Абдусатторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параметрическая модель классификации высших образовательных и научно-исследовательских учреждений по научному потенциалу»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КЛАССИФИКАЦИИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ПО НАУЧНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ

1 2 Махманов О.К. , Таджиходжаев З.А.

Email: Mahmanov17127@scientifictext.ru

'Махманов Ориф Кудратович - доктор философии (PhD) по техническим наукам, отдел внедрения информационных систем и развития интерактивных государственных услуг;

2Таджиходжаев Закирходжа Абдусатторович - доктор технических наук, профессор,

руководитель,

Центр внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в работе рассматриваются вопросы совершенствования параметрической модели для классификации мониторинга научного потенциала высших образовательных (ВОУ) и научно-исследовательских (НИУ) учреждений. Изучена классификация показателей научного потенциала ВОУ и НИУ по отношению к среднему показателю по республике. В результате исследования выявлена возможность формирования рейтинга ВОУ и НИУ по регионам, по соответствующим министерствам и ведомствам, факультетам, кафедрам, лабораториям, а также по научным и научно-педагогическим кадрам. На основе предложенной параметрической модели проведены экспериментальные расчеты научного потенциала по 73 ВОУ и их педагогических кадров основного штата, 70 НИУ и их научных сотрудников, работающих в основном штате. Ключевые слова: информационные системы, научный потенциал, мониторинг, классификация, показатели.

PARAMETRIC MODEL OF CLASSIFICATION OF HIGHER

EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTIONS

ON SCIENTIFIC POTENTIAL

12 Mahmanov O.K.1, Tadzhihodzhaev Z.A.2

'Mahmanov Orif Kudratovich - Doctor of Philosophy (PhD), DEPARTMENT OF INFORMATION SYSTEMS IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT OF

INTERACTIVE PUBLIC SERVICES; 2Tadzhihodzhaev Zakirkhodja Abdusattorovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, Head, CENTER FOR INTRODUCTION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article contains questions of the parametric model for the classification of monitoring the scientific potential of higher educational (HEI) and research (SRI) institutions. The classification of indicators of scientific potential of HEI and SRI in relation to the average index for the republic was studied. As a result of the research, the possibility of rating the HEI and SRI by regions, relevant ministries and departments, departments, departments, laboratories, as well as scientific and scientific-pedagogical personnel was revealed. Based on the proposed parametric model, experimental calculations of the scientific potential for 73 HEI and their pedagogical staff in the main state, 70 SRI and their research staff working in the main state were carried out.

Keywords: information systems, scientific potential, monitoring, classification, indicators.

УДК: 378.147 DOI: '0.2086'/2304-2338-20'8-'27-002

В динамично развивающемся мире и информационном обществе решающими преимуществами будут обладать государства, которые смогут эффективно создавать, накапливать и продуктивно использовать высококвалифицированный кадровый потенциал, основными носителями которого являются выдающие учёные и потенциальная молодёжь [1, 2].

Необходимость оценки научного потенциала ВОУ и НИУ продиктована потребностью во владении объективной информацией об уровне научного потенциала в целом, а также межвузовского и меж научно-исследовательского сопоставления научного потенциала с целью выявления всех объективных особенностей и выполнения необходимых решений [3, 4].

Целью настоящего исследования: является разработка методов, моделей и алгоритмов, а также решение вопросов совершенствование параметрической модели для классификации мониторинга научного потенциала ВОУ и НИУ, разработка комплекса программных средств на основе MVC-технологий [2, 4].

Для выполнения поставленной цели проведены следующие исследования [2]:

разработка информационных IDEF-моделей мониторинга научного потенциала ВОУ и НИУ;

разработка алгоритмов, направленных на выполнение реляционных расчетов показателей мониторинга;

разработка информационных моделей базы данных, ориентированных на формирование, сбор и обработку информации для оценки научного потенциала;

разработка комплекса программных средств, помогающих ведению мониторинга научного потенциала ВОУ и НИУ, а также для поддержки принятию решений в этом направлении.

Далее в статье подробно рассмотрены вопросы разработки информационных моделей базы данных, ориентированных на формирование, сбор и обработку информации для оценки научного потенциала.

Показатели оценки научного потенциала ВОУ и НИУ разделены на следующие группы:

- сведения о высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадрах (Empl);

- сведения о научных публикациях высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров (Result).

С помощью этих групп показателей модель научного потенциала имеет следующий вид:

IS=<Empl, Result>

здесь, IS - показатель научного потенциала.

При этом на начальном этапе для определения научного потенциала в форме количественного выражения использованы 24 показателя:

Empl ( Х^, Х ^, , Х4, Х5 , Х , Х-j , Х^ , Х^ , Х^ q , Х^ ^, Х^ ^, X^ ^, X^ ^, X^ ^, , Х^ -j

Result = (Х18, Х19, Х20, Х21, Х22, Х23, Х24) ;

Выше указанные показатели Х, Х2,..., Х24 приведены в пятом источнике.

Показатель модели научного потенциала по научным публикациям научных и научно-педагогических кадров выражается следующим образом:

m i n

2 ХР Х kp + 2 Х24д Х k24q

ISRe sult = -^-Х100, (1)

здесь, х - показатели научного потенциала по публикуемости, к -

коэффициенты показателя научного потенциала, р = 18, т, т е{18,23 }, q = 1,п, п е {1,8 } - индекс показателей научного потенциала.

При классификации результатов показателей научного потенциала ВОУ и НИУ на основе формул (1) по отношению к среднему показателю по республике используют

элементы множества Ku , (и = 1,5). Ku принимает следующие значения:

Ки = {"катастрофически низкий", "очень низкий", "ниже, чем средний", "выше,

чем средний ", "высокий "} (2) Средний показатель сведений о научных публикациях высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадрах республики определяется следующим образом:

г т ( п \

ЕЕ \ Х Ч + Е х24,, Х

IS Re suit = -~-¿ Х 100 '

(3)

Е N

1

здесь, I- индекс ВОУ и НИУ, х1 ,х1. - показатели научного потенциала по научным публикациям высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадрах I-ВОУ или НИУ, к -коэффициенты показателей научного потенциала /-ВОУ или НИУ,

г = 1,т, т е{1,12 }, j = 14,п, п е{14,16 } - индекс показателей научного потенциала.

В таблице 1 приведена параметрическая модель классификации объекта исследования по отношению среднему показателю по республике на основе выражения (2).

Таблица 1. Параметрическая модель классификации ВОУ и НИУ

Названия класс Интервал

Высокий a5 > ISResultl

Выше, чем средний a4 - ISReSult < a5

Ниже, чем средний a3 - ISReSult < a4

Очень низкий a2 - ISResult < a3

Катастрофически низкий a1 < ISResult < a2

ара2,а3,а4,а5 в таблице 1 - параметры определения класса ВОУ и НИУ, -

показатель среднего научного потенциала по республике. Имеется возможность изменения границ принадлежности к классу через настройку параметров а ,а ,а ,а ,а .

На основе таблицы 1 правило принадлежности объекта S к классуосуществляется следующим образом:

F (S, Ku) =

К, если ISResult > a1

К2, если a - ISResult

К, если a - ISResult

К , если a < TV — IS Result

К, если a - ISResult

< a„

< a.

<a

На основе проведенных исследований предложена параметрическая модель классификации, при этом эксперименты по научной деятельности проводились с использованием 24 показателей, оценены научный потенциал 73 ВОУ и 70 НИУ, при этом результаты классифицированы по 5 показателям. Информационная система «Научный потенциал» позволила произвести экспериментальные вычисления по научному потенциалу ВОУ и кафедр, НИУ и лабораторий, оценки потенциала педагогов и ученых по научным публикациям.

На основании проведенных исследований разработано программное обеспечение мониторинга научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений, имеющих возможность подготовки, обработки обобщенных результативных данных и формирования целевого сегмента на уровне персонализации на основе данных параметров в режиме online, а также предложена параметрическая модель классификации для оценки научного потенциала.

Научная значимость результатов исследования заключается в разработке методов IDEF-методологий, реляционных алгебраических расчетов, проектирования программного обеспечения позволяющая установить количественную связь между функциональными и вспомогательными параметрами системы при этом предложить параметрическую модель классификации, а также провести мониторинг научного потенциала высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров.

Список литературы /References

1. Донецкая С.С. Анализ квалификации преподавателей технических вузов, основанный на объективной оценке их деятельности // Вестник НГУ, 2009. Том 9, выпуск 2. С. 89-97.

2. Махманов О.К., Зайнидинов Х.Н., Таджиходжаев З.А. Информационные системы мониторинга научного потенциала как элемент оценки деятельности (рейтинга), подбора и расстановки кадров // «Наука и Мир», Международный научный журнал, 2016. Том 1. № 12 (40). С. 61-64.

3. Капралов И., Коданев В., Павличева Е. Разработка системы автоматизированного формирования рейтинга профессорско-преподавательского состава ВУЗА // Вестник «Информационные ресурсы образования», 2014. № 2. C. 35-37.

4. Махманов О.К., Зайнидинов Х.Н., Таджиходжаев З.А. Разработка, применение и функциональные возможности информационной системы «Научный потенциал» // «Молодой учёный» Международный научный журнал, 2016. № 25 (129). С. 52-56.

5. Махманов О.К., Таджиходжаев З.А. // Определение степени важности признаков при мониторинге научного потенциала // Современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IX Международной научно -практической конференции (Пенза, 27 сентября 2017), 2017. С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.