Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИНАНСОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ'

АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИНАНСОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КОНЦЕССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / КОНЦЕССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халин Вадим Игоревич

Одним из реально работающих механизмов, позволяющих реализовать общегосударственные задачи по привлечению инвестиций в экономику нашей страны, а также сохранить существующие отношения, являются концессии. Однако в процессе реализации инвестиционных проектов органы публичной власти часто сталкиваются с социально-экономическими рисками, которые можно было бы предотвратить еще на стадии их заключения. В этой связи в статье предлагается рассмотреть и уточнить существующий алгоритм финансирования инвестиционных проектов посредством концессионных соглашений через призму финансовых интересов всех стейкхолдеров инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халин Вадим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR FINANCING AN INVESTMENT-PROJECT THROUGH A CONCESSION MECHANISM THROUGH THE PRISM OF THE FINANCIAL INTERESTS OF STAKEHOLDERS

One of the really working mechanisms that make it possible to implement the nationwide tasks of attracting investment in the economy of our country, as well as maintaining existing relations, are concessions. However, in the process of implementing investment projects, public authorities often face socio-economic risks that could have been prevented even at the stage of their conclusion. In this regard, the article proposes to consider and clarify the existing algorithm for financing investment projects through concession agreements through the prism of the financial interests of all stakeholders of investment activity.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИНАНСОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ»

DOI 10.47576/2712-7559 2023 1 128

УДК 338

Халин Вадим Игоревич,

аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: Aptuct@list.ru

АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИНАНСОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ

Одним из реально работающих механизмов, позволяющих реализовать общегосударственные задачи по привлечению инвестиций в экономику нашей страны, а также сохранить существующие отношения, являются концессии. Однако в процессе реализации инвестиционных проектов органы публичной власти часто сталкиваются с социально-экономическими рисками, которые можно было бы предотвратить еще на стадии их заключения. В этой связи в статье предлагается рассмотреть и уточнить существующий алгоритм финансирования инвестиционных проектов посредством концессионных соглашений через призму финансовых интересов всех стейкхолдеров инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: инвестиции; финансирование; стейкхолдеры; инвестиционный проект; концессионный механизм;концессии.

One of the really working mechanisms that make it possible to implement the nationwide tasks of attracting investment in the economy of our country, as well as maintaining existing relations, are concessions. However, in the process of implementing investment projects, public authorities often face socio-economic risks that could have been prevented even at the stage of their conclusion. In this regard, the article proposes to consider and clarify the existing algorithm for financing investment projects through concession agreements through the prism of the financial interests of all stakeholders of investment activity.

Keywords: investments; financing; stakeholders; investment project; concession mechanism; concessions.

UDC 338

Khalin Vadim Igorevich,

PhD student, Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e-mail: Aptuct@list.ru

ALGORITHM FOR FINANCING AN INVESTMENTPROJECTTHROUGH A CONCESSION MECHANISM THROUGH THE PRISM OF THE FINANCIAL INTERESTS OF STAKEHOLDERS

Нестабильность в экономике, геополитическое давление и ужесточение санкций со стороны недружественных стран создают препятствия, в которых Россией предпринимаются усилия по обеспечению приемлемых условий для частных инвесторов. Публичные органы власти заинтересованы в сохранении существующих инвестиционных проектов и развитии внутренних источников финансирования. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2022 № 1126 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» органам публичной власти рекомендовано в связи с увеличением цен на строительные материалы рассмотреть возможность изменения обязательств публичного партнера в части финансирования расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве соглашения о муниципально-частном партнерстве. Это свидетельствует об ориентации власти на дополнительные экономические риски за счет государства, а не частных партнеров.

В выступлении на Петербургском международном экономическом форуме 2022 г. Президент Российской Федерации в очередной раз подчеркнул значимость поддержки экономики и бизнеса, столкнувшимися с неблагоприятными финансовыми последствиями от введенных санкций. В этой связи В. В. Путин предложил запустить комплексную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства [1].

Реально работающим механизмом инвестиционной деятельности, способным решить вопрос привлечения капитала в экономику страны, реализовать вышеуказанную программу по модернизации жизненно важной инфраструктуры в складывающейся экономической ситуации, являются концессионные соглашения.

Концессии представляют собой соглашения между органами публичной власти и частными инвесторами, ориентированными на решение социально-экономических задач и получение прибыли частным партнером в процессе эксплуатации предмета договора. Концессионные соглашения, как правило, заключаются на длительный срок (от 10 лет) и им присуще крупные инвестиционные вло-

жения (от 100 млн рублей) [2]. В этой связи в качестве предмета соглашения чаще всего выступают инфраструктурные государственные и муниципальные объекты, а концессионер условного наделяется реализацией монопольных функций публичных органов власти посредством эксплуатации предмета концессии. Все это предопределяет, с одной стороны, необходимость обеспечения устойчивых экономических отношений при реализации инвестиционного проекта, который затрагивает, помимо прочего, финансовые интересы широкого круга потребителей, а с другой - позволяет проводить гибкую инвестиционную политику, связанную с использованием широкого перечня инструментов финансирования.

Таким образом, финансирование инвестиционного проекта посредством концессионного механизма вариативно, ориентировано на финансовые интересы широкого круга заинтересованных сторон и обеспечивает вложение крупных денежных средств в социально значимые объекты, что при должной государственной поддержке влечет стабильность экономических отношений и рост ВВП страны.

С учетом напряженной экономической ситуации в стране уже сейчас в отношении как существующих, так и планируемых концессий разработан законопроект, позволяющий бизнесу совмещать преимущества концессии и особых экономических зон [3]. Законопроектом, в частности, предлагается для самих концессионеров установить льготную арендную плату за землю, а также уменьшить административную нагрузку.

В сегодняшней России, когда наблюдается значительное сужение рынка "длинных" кредитов, именно концессии способны взять на себя роль полноценного направления для финансового обеспечения важных инвестиционных проектов. Это обусловлено тем, что они служат значимым источником сбыта, прежде всего высокотехнологичного и дорогого оборудования, приобрести которое за счет наличных средств многие публичные образования просто не в состоянии [4].

Однако любому экономическому механизму присуща определенная последовательность действий его реализации [5]. В аспекте финансирования инвестиционной деятельности данный процесс представляет

собой временные этапы, следующие и вытекающие один за другим. Четкое соблюдение финансовых обязательств каждой из сторон концессии в рамках каждого этапа приведет к сокращению и минимизации отрицательных последствий экономических рисков. В этой связи финансирование инвестиционной деятельности посредством концессионного механизма следует рассматривать как алго-ритмичную деятельность, имеющую четкое содержание, обусловленное финансовыми интересами субъектов экономической деятельности.

Учитывая, что реализации концессионного соглашения присуща определенная последовательность в принятии решения об инвестировании денежных средств в объект соглашения, следует, что использование концессионного механизма предполагает взаимное участие и понимание действий контрагента еще до заключения договора, что позволяет более тщательно проводить оценку рисков, а также формировать инвестиционный бюджет для проекта. Данный принцип предопределяет последовательность действий для публичного и частного контрагента при заключении концессий и реализации механизма финансирования.

Существующий алгоритм финансирования инвестпроекта, основанного на концессионном механизме, вытекает из сложившейся практики экономической деятельности и следует из положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О концессионных соглашениях». Так, действующий алгоритм финансирования предлагает начать с инициирования стороной будущего соглашения условий концессии, а также определить его предмет, объем вложений, срок и другие существенные условия. Затем проводится процедура заключения соглашения, в рамках которой проводится отбор концессионера и будущий концедент выбирает наиболее выгодные для бюджета условия, предлагаемые потенциальными инвесторами. После этого осуществляется реализация проекта, где стороны соглашения проводят инвестиционные вложения и работы по строительству или реконструкции предмета концессии, осуществляют эксплуатацию нового объекта и извлекают прибыль или решение социально значимых задач. Последним этапом финансирования рассматриваемого ал-

горитма выступает окончание реализации проекта, где происходит возврат вложенных средств посредством эксплуатации предмета концессии для концессионера и получение общественно-экономических благ, а также передача в собственность публичного органа построенного или реконструктуриро-ванного казенного имущества.

Однако представленный существующий алгоритм не учитывает, что участие, основанное на экономической взаимности между контрагентами, является одной из ключевых особенностей концессионного механизма, в отличие от иных способов финансирования инвестиционных проектов. Это в свою очередь обусловливает не только распределение между участниками паритетных финансовых рисков, но и обеспечивает совместное достижение общеэкономических целей, в отличие от договоров лизинга или кредита. При этом эффективная реализация концессии не может строиться лишь на обеспечении удовлетворенности только концессионера и концедента, важное значение в рассматриваемых экономических отношениях играют и косвенные участники проекта, а именно общественные организации, территориальные органы власти, поставщики и подрядчики, бизнес и прочее население территории, на которой происходит реализация инвестиционного проекта. Стейкхолдеры-налогоплательщики проекта оказывают существенное экономическое влияние на процесс реализации концессионных проектов, поскольку заинтересованы в получении качественных услуг, которые оказываются с использованием предмета концессионного соглашения.

С учетом изложенного предлагается рассмотреть уточненный алгоритм финансирования инвестиционных проектов посредством концессий (рис. 1).

Существующие этапы предлагается дополнить также рассмотрением проекта стейкхолдерами, что повлечет всесторонний учет финансовых интересов всеми сторонами и предопределит, помимо прочего, общий объем инвестиционных вложений каждой из сторон. При этом пропуск этапа, связанного с рассмотрением проекта стейкхолдерами, повлечет излишние непредвиденные риски и финансовые потери для всех участников экономической деятельности.

Уточненный алгоритм финансирования инвестпроекта посредством концессионного механизма

1 Этап

Инициирование проекта публичным или частным партнером

3 Этап

Заключение концессионного соглашений

Первичная оценка объемов финансирования со стороны каждого контрагента

Согласование н утверждение сроков, объемов финансирования, обязанностей со стороны каждого контрагента

- инвестиции в проектчастных средств (плата концессионера, содержание и пр.);

■ расходы публичного образования (плата концедента, гарантии и др.);

- реинвестиции Средств частного партнера в проест от реализации товаров и услуг с использованием

Передача нового или реконструированного объекта концессии в собственность публичного образования

Рисунок 1 - Алгоритм-схема финансирования инвестиционного проекта посредством использования

концессионных соглашений

Взаимодействие стейкхолдеров (конце-дент, концессионер, население) при финансировании инвестиционной деятельности посредством концессионного механизма можно рассмотреть в виде схемы (рис. 2).

Представленная схема подтверждает тесную связь между участниками инвестиционного процесса, необходимость учета роли заинтересованных сторон в процессе реализации инвестиционного соглашения. Кроме

того, взаимодействие между стейкхолдера-ми усиливается, если предметом концессии выступают инфраструктурные объекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, так как в этом случае все население и участники инвестиционной деятельности выступают непосредственными плательщиками тарифов. Этим обусловлен многовекторный финансовый интерес заинтересованных сторон как существенный показатель привле-

Рисунок 2 - Схема взаимодействия основных участников концессионного соглашения в процессе эксплуатации концессионного соглашения

кательности финансирования инвестиционного проекта, влияющий на потенциальную доходность концессионного соглашения.

Ключевую роль в процессе реализации концессионного соглашения играют органы публичной власти с учетом неотъемлемого наличия в их деятельности публичного финансового-экономического эгоизма, так как преимущественно именно они выступают инициаторами заключения концессии, осуществляют отбор будущих инвесторов, определяют предмет договора, сроки, объем финансирования проекта. И, как было указано ранее, концедент, реализуя свои полномочия, вправе оказать существенную поддержку в регулировании экономических отношений, стимулируя или поддерживая заданный инвестиционный курс. Не умаляя инвестиционную деятельность концессионера, следует отметить, что важное влияние на весь процесс реализации концессионного соглашения оказывают и иные стейкхолдеры проекта, так как выступают субъектами финансового управления. Следовательно, отличительным признаком финансирования инвестиционной деятельности в концессиях, а равно при использовании концессионного механизма, является необходимость оценки финансовых интересов всех стейкхолдеров проекта.

Именно поэтому, а также исходя из положений Федерального закона "О концессионных соглашениях" и экономической теории, следует рассматривать алгоритм финансирования инвестиционной деятельности посредством концессионного механизма через призму учета роли заинтересованных сторон [6; 7]. Данный этап позволит четко определить перечень основных мероприятий и предопределит объемы финансирования инвестиционной деятельности по проекту.

Автор настоящей статьи также обращает внимание на необходимость всех уровней публичной власти поддерживать заданный инвестиционный тренд с положительной динамикой заключенных концессионных соглашений. Несмотря на последствия пандемии COVID-19, лишь активные действия со стороны публичных контрагентов к заключению новых концессий способны дать толчок к движению денежных средств в экономику регионов [8]. Для достижения вышеобозна-ченных целей представляется необходимым также дать комплекс рекомендаций для публичных органов власти.

Совокупность экономических, организационно-методических и правовых решений для всех участников инвестиционной деятельности представит открытые и прозрачные пра-

вила для всех: как внутренних, так и внешних инвесторов, что повлечет рост вложений в экономику страны. Для реализации этой задачи региональным и муниципальным органам власти следует начать с разработок четких инвестиционных программ (стратегий) развития объектов инфраструктурного комплекса. В программах могут быть отражены сроки, конкретные мероприятия, планируемые объемы финансирования и предметы будущих концессионных соглашений. При этом уже на стадии их разработки целесообразно проводить учет оценки роли заинтересованных сторон будущего инвестпроек-та, а также учитывать планы естественных монополий для комплексной корреляции инвестиционной деятельности при работе с инфраструктурными проектами.

Складывающаяся экономическая ситуация на мировой арене свидетельствует о необходимости ускоренной интеграции финансовых механизмов инвестирования посредством концессионных механизмов в хозяйственную деятельность государства. Хотя и существующая законодательная база вбирает в себя все ключевые документы: земельный кодекс, законы о государственной собственности, об аренде земли и др., только при условии формирования устойчивой гражданско-правовой основы отношений государства и инвестора закон о концессиях сможет заработать в полную силу и качественно улучшить российский инвестиционный климат [9].

Также концессии предусматривают поступление в бюджет концессионной платы, хотя это, как правило, не очень большие средства [10]. Обладая всем пулом административно-хозяйственных функций и регулируя финансовое право, публичному органу следует стимулировать бизнес-сообщество настойчиво инициировать и самим заходить в концессионные проекты [11]. Так как только при взаимовыгодных условиях, наличии конструктивной обратной связи всех стейк-холдеров и диалога с инвестором проекта, можно говорить о перспективах финансовой устойчивости и эффективности проекта.

Учитывая, что на фоне зарубежных санкций и опасений, связанных с экономически кризисом, потенциал финансирования многих масштабных проектов со стороны кредитных организаций значительно снизился,

статус приоритетного направления в инвестиционной деятельности концессионный механизм не потерял. Крупные и уважаемые инвесторы, например ВЭБ и др., по-прежнему оценивают государственно-частное партнерство, в том числе в виде концессий, как важнейшую для себя сферу, поэтому даже в непростых условиях пытаются найти возможность участвовать в реализации значимых инфраструктурных проектов [12].

Это означает, что местные власти должны активно включаться в эту работу и постараться использовать сохраняющиеся возможности и финансовый интерес инвесторов для строительства на концессионной основе новых, современных инфраструктурных объектов в различных отраслях: на транспорте, в энергетическом хозяйстве, в здравоохранении, образовании и пр. [13] Одновременно с этим государственные и муниципальные органы власти должны понимать, что развитие концессий повлечет рост налоговых поступлений в бюджет, а также позволит перераспределять потоки финансовых средств в текущие наиболее значимые инфраструктурные сферы.

Инвестпроекты, которые реализуются за счет бюджетных ассигнований, имеют большое значение для всего отечественного инвестиционного рынка. В данном случае проекты касаются преимущественно строительства, реконструкции важнейших для экономики объектов, инфраструктурного развития в целом. При этом удельный вес участия доли федерального бюджета в инвестировании российской экономики кратно превышает долю участия в этом регионов страны, реализуемых на базе государственно-частного сотрудничества [14].

Преимущество инвестпроектов, основанных на механизме концессий, также базируется на привлечении «длинных» денежных средств в особо крупных размерах со стороны инвесторов. Это позволяет снижать нагрузку на бюджет со стороны государственных и муниципальных органов власти и реализовывать при организации устойчивой финансово-правовой базы крупнейшие инфраструктурные проекты. В связи с чем органам публичной власти также рекомендуется в условиях концессии на стадии заключения проекта предусматривать ответственность будущего концессионера за возможные эко-

номические риски, так как это повлечет оптимизацию расходов бюджета и повысит роль инвестора в реализации инвестиционного соглашения. Это обосновывает, помимо прочего, необходимость принятия во внимание разновекторного влияния заинтересованных сторон концессионных проектов на инфраструктуру концессии, влияющее на достижение итогового финансового результата

В настоящее время в России запущен механизм дальневосточной концессии, который позволяет инвестору возместить за счет бюджетных средств до 100 % затрат на создание инфраструктуры, а также стимулировать развитие экономики региона [15]. Такие концессионные соглашения, из существа их концессионного механизма, позволяют органам публичной власти под условия полной возвратности инвестиций в будущем полностью переложить экономические риски на концессионера. В свою очередь инвестор заинтересован в неукоснительном соблюдении и полной реализации всех условий соглашения.

Перспективным научным направлением, раскрывающим дальнейшую научную проблематику настоящей работы, будет являться разработка компаративного компонента оценки роли заинтересованных сторон в процессе реализации концессионного соглашения. Такой элемент позволит включить в базовую методику оценки эффективности инвестиционной деятельности новые условия, сокращающие финансово-экономические издержки для всех заинтересованных сторон соглашения, что повлечет позитивную и устойчивую реализацию инвестиционного проекта на протяжении всего срока его реализации.

С учетом изложенного, учитывая представленный уточненный алгоритм финансирования инвестиционного проекта в формате концессионного механизма, представлена авторская оценка роли заинтересованных сторон как ключевого фактора заключения и реализации соглашения между частным и публичным партнером, а также раскрыт механизм финансового взаимодействия участников концессионного проекта на основе разнополярных финансовых интересов заинтересованных сторон, обусловливающее достижение консолидированного принятия решения об инвестиционной деятельности. Использование предложенных в настоящей

работе рекомендаций позволит как активизировать инвестиционную деятельность и улучшить инвестиционный климат в стране, так и расширить существующий инвестиционный потенциал местных органов власти и выстроить новые четкие экономические отношения между всеми стейкхолдерами проекта, что в целом окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие регионов России.

Список литературы

1. Официальный сайт делового издания «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2022/06/17/927236-pmef-chto-prezident-skazal (дата обращения: 27.06.2022).

2. Сайт Исследовательского подразделения -InfraOne Researchhttps. URL: //infraoneresearch. ru/fkh2ub/158xy1?s1qtyk=1si43t (дата обращения: 29.06.2022).

3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/news/koncessionery_ poluchat_uproshchennyy_dostup_k_lgotam_osobyh_ ekonomicheskih_zon.html (дата обращения: 27.06.2022).

4. Ивашковская И. В., Степанова А. Н., Кокорева М. С. Финансовая архитектура компаний. Сравнительные исследования на развитых и развивающихся рынках : монография. М. : ИНФРА-М, 2015. 238 с.

5. Юзвович Л. И. Концессионный механизм как инструмент государственной инвестиционной политики в современных условиях // Современные технологии управления. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontsessionnyy-mehanizm-kak-instrument-gosudarstvennoy-investitsionnoy-poNtiki-v-sovremennyh-usloviyah-2 (дата обращения: 29.06.2022).

6. Шакиров Т. А. Совершенствование механизмов взаимодействия органов власти и бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства в коммунальном секторе: специальность: 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2015. 203 с.

7. Полякова И. С., Нелюбов А. В. Концессии в системе ЖКХ: анализ тенденций 2019-2020 гг. и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 1191-1194.

8. Придворов Н. А., Пузиков Р. В., Марабян А. С. Концессионное соглашение как инструмент привлечения инвестиций в экономику региона // Право и государство: теория и практика. 2020. № 10 (190). URL: https:// cyberleninka.ru/a rticle/n/kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy-v-ekonomiku-regiona (дата обращения: 29.06.2022).

9. Елкина О. С. Экономика проектного управления: риски на разных стадиях жизненного цикла проекта. Часть 1 // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 2 (21). С. 11-14.

10. Черненко Е. Ф. Источники инвестиций в инновационное развитие России. // Россия: тенденции и пер-

спективы развития. Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2019. С. 445-449.

11. Шор Д. М., Шор И. М. Взаимодействие государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 46 (328). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimodeystvie-gosudarstva-i-chastnogo-biznesa-pri-realizatsii-kontsessionnyh-soglasheniy (дата обращения: 29.06.2022).

12. Писарева Д. А. Государственно-частное партнерство как способ реализации инвестиционных проектов // Современные тенденции развития инвестиционного потенциала в России : материалы всероссийской научно-практической конференции, Москва, 27-28 марта 2019 года / Государственный университет управления. М. : Государственный университет управления, 2019. С. 67-71.

13. Захаров А. А., Куцов С. В., Субхонберди-ев А. Ш. Роль органов государственного и муниципального управления в развитии государственно-частного партнерства - региональный аспект // Вестник ВГУИТ. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-organov-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-v-razvitii-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 11.06.2021).

14. Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации (февраль 2020 года). URL: https:// www.economy.gov.ru/material/flle/6b5f12f3140cf044f1f71 5d18dfdef0a/gc.

15. Свищева Н. В. Концессионное соглашение как инструмент развития экономики Дальневосточного региона России // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-razvitiya-ekonomiki-dalnevostochnogo-regiona-rossii (дата обращения: 29.06.2022).

References

1. The official website of the business publication Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2022/06/17/927236-pmef-chto-prezident-skazal (accessed: 06/27/2022).

2. Website of the Research Unit - InfraONE Researchhttps. URL: //infraoneresearch.ru/ fkh2ub/158xy1?s1qtyk=1si43t (accessed: 06/29/2022).

3. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/news/koncessionery_ poluchat_uproshchennyy_dostup_k_lgotam_osobyh_ ekonomicheskih_zon.html (accessed: 06/27/2022).

4. Ivashkovskaya I. V., Stepanova A. N., Kokoreva M. S. Financial architecture of companies. Comparative studies in developed and emerging markets: monograph. Moscow: INFRA-M, 2015. 238 p.

5. Yuzvovich L. I. Concession mechanism as an instrument of state investment policy in modern conditions. Modern management technologies. 2011. No. 7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontsessionnyy-mehanizm-kak-

instrument-gosudarstvennoy-investitsionnoy-politiki-v-sovremennyh-usloviyah-2 (accessed: 06/29/2022).

6. Shakirov T. A. Improving the mechanisms of interaction between government and business in the implementation of public-private partnership projects in the public sector: specialty: 08.00.05 - Economics and management of the national economy (management) dissertations for the degree of Candidate of Economic Sciences / National Research University "Higher School of Economics". Moscow, 2015. 203 p.

7. Polyakova I. S., Nelyubov A.V. Concessions in the housing and communal services system: analysis of trends 2019-2020 and development prospects. Economics and entrepreneurship. 2020. No. 11 (124). Pp. 1191-1194.

8. Pridvorov N. A., Puzikov R. V., Marabyan A. S. Concession agreement as a tool for attracting investments into the economy of the region. Law and state: theory and practice. 2020. № 10 (190). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy-v-ekonomiku-regiona (accessed: 06/29/2022).

9. Elkina O. S. Economics of project management: risks at different stages of the project life cycle. Part 1. Siberian Trade and Economic Journal. 2015. No. 2 (21). Pp. 11-14.

10. Chernenko E. F. Sources of investment in innovative development of Russia. Russia: trends and prospects of development. Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. 2019. Pp. 445-449.

11. Shor D. M., Shor I. M. Interaction of the state and private business in the implementation of concession agreements. Financial Analytics: problems and solutions. 2016. No. 46 (328). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimodeystvie-gosudarstva-i-chastnogo-biznesa-pri-realizatsii-kontsessionnyh-soglasheniy (accessed: 06/29/2022).

12. Pisareva D. A. Public-private partnership as a way to implement investment projects. Modern trends in the development of investment potential in Russia : materials of the All-Russian Scientific and practical conference, Moscow, March 27-28, 2019 / State University of Management. Moscow: State University of Management, 2019. Pp. 67-71.

13. Zakharov A. A., Kutsov S. V., Subkhonberdiev A. Sh. The role of state and municipal government in the development of public-private partnership - regional aspect. Bulletin of VSUIT. 2012. No. 1. Address: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-organov-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-v-razvitii-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva-regionalnyy-aspekt (accessed: 11.06.2021).

14. Information and analytical review on the development of public-private partnership in the Russian Federation (February 2020). URL: https://www.economy. gov.ru/material/flle/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gc.

15. Svishcheva N. V. Concession agreement as a tool for economic development of the Far Eastern region of Russia. Russian regions: a look into the future. 2019. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-razvitiya-ekonomiki-dalnevostochnogo-regiona-rossii (accessed: 06/29/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.