Научная статья на тему 'КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ПАРАМЕТР НА ОСНОВЕ АГРЕГАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕССИИ'

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ПАРАМЕТР НА ОСНОВЕ АГРЕГАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КОНЦЕССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халин Вадим Игоревич

В статье рассматривается консолидированный параметр на основе агрегации потребностей заинтересованных сторон при оценке инвестиционной привлекательности концессии. Оценка данного параметра в практической деятельности экономических субъектов на федеральном, региональном и местном уровне позволит уже на стадии заключения соглашения выявить наиболее перспективные направления инвестиционной деятельности, а также минимизировать потенциальные риски, издержки от предпринимательской деятельности со стороны инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATED PARAMETER BASED ON THE AGGREGATION OF THE NEEDS OF STAKEHOLDERS IN ASSESSING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE CONCESSION

The article considers a consolidated parameter based on the aggregation of the needs of stakeholders in assessing the investment attractiveness of a concession. The assessment of this parameter in the practical activities of economic entities at the federal, regional and local levels will allow, already at the stage of concluding an agreement, to identify the most promising areas of investment activity, as well as to minimize potential risks and costs from entrepreneurial activity on the part of investors.

Текст научной работы на тему «КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ПАРАМЕТР НА ОСНОВЕ АГРЕГАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕССИИ»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_10_1_6 УДК 336

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ПАРАМЕТР НА ОСНОВЕ АГРЕГАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕССИИ

Халин Вадим Игоревич,

аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: Aptuct@list.ru

В статье рассматривается консолидированный параметр на основе агрегации потребностей заинтересованных сторон при оценке инвестиционной привлекательности концессии. Оценка данного параметра в практической деятельности экономических субъектов на федеральном, региональном и местном уровне позволит уже на стадии заключения соглашения выявить наиболее перспективные направления инвестиционной деятельности, а также минимизировать потенциальные риски, издержки от предпринимательской деятельности со стороны инвесторов.

Ключевые слова: инвестиции; финансирование; инвестирование; заинтересованные стороны; инвестиционный проект; концессии.

UDC 336

CONSOLIDATED PARAMETER BASED ON THE AGGREGATION

OF THE NEEDS OF STAKEHOLDERS IN ASSESSING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE CONCESSION

Khalin Vadim Igorevich,

PhD student, Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e-mail: Aptuct@list.ru

The article considers a consolidated parameter based on the aggregation of the needs of stakeholders in assessing the investment attractiveness of a concession. The assessment of this parameter in the practical activities of economic entities at the federal, regional and local levels will allow, already at the stage of concluding an agreement, to identify the most promising areas of investment activity, as well as to minimize potential risks and costs from entrepreneurial activity on the part of investors.

Keywords: investments; financing; investment; parties concerned; investment project; concessions.

Экономика Российской Федерации в настоящее время испытывает кризис притока денежного капитала. Последствия пандемии, а также санкционное давление со стороны западных стран оказывают существенное влияние на все сферы хозяйствования, приводят к снижению движения капиталов, подрыву благополучия населения. В этой связи органы публичной власти федерального, регионального, а также местного уровня предлагают новые условия осуществления инвестиционной деятельности на территории России, обеспечивающие эффективное движение капитала.

Формированию условий для реализации активной инвестиционной политики присуще государственное управление [1]. Несмотря на активное участие в инициировании заключения инвестиционных проектов со стороны публичного партнера, важное значение в этом процессе принимают и иные стейкхолдеры проекта. Особенно показательно данные тенденции проявляются в сфере инвестирования в социально значимые, инфраструктурные проекты, где роль непосредственных пользователей предмета инвестирования высока. Несмотря на активные дискуссии в научном сообществе об экономической сущности термина «инвестиции», в рамках настоящей статьи предлагается рассматривать авторское понятие инвестирования как процесса финансирования инвестиционной деятельности на основе многовариантного подхода, который представляет собой экономические отношения, возникающие в рамках вложения денежных средств в проект с целью получения дохода в будущем заинтересованными сторонами [2].

Компаративный анализ финансирования инвестиционной деятельности на территории нашей страны показал, что наиболее эффективным механизмом инвестирования

для публичной власти, направленным на решение социально-экономических задач, а также на реализацию национальных проектов, выступают концессионные соглашения. Однако на современном этапе развития экономики финансирование концессионных проектов сталкивается с трудностями, выраженными в недостаточной эффективности проекта для концессионера и иных заинтере -сованных сторон.

В целом можно определить, что в развитых странах в современных условиях экономическая система формируется на основе концепции устойчивого развития и теории стейкхолдеров. Применение данного опыта на основе отечественного сектора экономики является неотъемлемым элементом, способным обеспечить должный уровень конкурентоспособности отечественной финансовой системы [3]. Данная концепция базируется на всестороннем обеспечении удовлетворения интересов и экономических желаний максимального количества заинтересованных в реализации инвестиционного проекта сторон и достижении максимального социально-экономического эффекта.

Исходя из положений закона Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», успешная реализация концессионного соглашения основывается на достижении запланированной валовой выручки концессионером. Однако полагаем, что дополнительно должны быть учтены значения, основанные на удовлетворении финансовых интересов иных сторон проекта, поскольку несогласованность их действий в процессе реализации может внести существенные коррективы в общий срок финансирования проекта, что повлечет ухудшение его финансовых показателей.

Влияние роли заинтересованных сторон на реализацию проекта обусловлено развитием в настоящее время общественно-социальных явлений - активное участие населения в законотворческой деятельности, проведение митингов, шествий, пикетирований, а также привлечение внимания широкого круга лиц к проблеме посредством средств массовой информации и социальных сетей. Кроме того, стейкхолдеры выступают ключевыми финансовыми агентами при финансировании инвестиционной деятельности.

Таким образом, роль стейкхолдеров в реализации концессионных проектов яв-

Концессионным проектам присуща многополярность интересов широкого круга заинтересованных лиц. В этой связи проявляется необходимость в выведении параметра, который бы позволил привести все интересы и ожидания к общему знаменателю, что в последующем бы позволило учесть такой количественно-качественный показатель при расчетах в математической модели оценки эффективности концессии в целом.

Как было сказано ранее, в большинстве концессионных проектов основным инвестором выступает публичный орган власти. Однако итоговая доходность во многом будет зависеть от роли и степени финансового участия в процессе реализации соглашения иных заинтересованных сторон соглашения: банки, население, некоммерческие органи-

ляется одним из ключевых индикаторов, характеризующих степень эффективности (успешности) реализации концессионного проекта при достижении социально-экономического эффекта, и ее значение следует учитывать уже на стадии заключения концессии.

Вместе с тем роль стейкхолдеров выражается в достижении заинтересованными сторонами своих интересов, которые обусловлены их мотивацией и ожиданиями [4]. В связи с чем рассмотрим и проанализируем мотивацию и ожидания ключевых групп стейкхолдеров концессионных проектов (табл. 1).

зации и др. Это связано с тем, что неучет экономических интересов всех заинтересованных сторон повлечет дополнительные издержки для концессионера, не обеспечит соответствующий денежный поток, приведет к общественно-социальным волнениям для публичного органа, что в целом укажет на риски расторжения концессионного договора в связи с его экономической нерентабельностью.

Кроме того, учитывая, что использование концессионного механизма позволяет по окончании эксплуатации объекта соглашения оформить предмет соглашения в публичную собственность, эксплуатируется только концессионером, а проект характеризуется крупными вложениями денежных средств, является социально значимым вопросом для государства, реализация таких инвестпроек-

Таблица 1 - Мотивация и ожидания ключевых групп стейкхолдеров концессионного проекта

№ п/п Группа стейкхолдеров Мотивация (ожидания)

1 Концессионер Возможность увеличения денежного потока и ресурсной базы за счет эффективного управления государственным имуществом

2 Концедент Снижение уровня издержек на содержание государственного имущества, увеличение объемов поступлений в бюджеты всех уровней

3 Поставщики и подрядчики Увеличение денежного потока и прибыльности деятельности в рамках участия в концессионном проекте

4 Население территории Новые рабочие места, совершенствование инфраструктурного комплекса территории

5 Пользователи услуг Получение доступа к более качественным услугам по приемлемым ценам

6 Территориальные органы власти Развитие инфраструктуры территории, повышение уровня доступности услуг, рост занятости и средней заработной платы

7 Некоммерческие организации Обеспечение процессов эффективного природопользования в сфере атмосферных выбросов, а также в контроле за бизнесом в соблюдении экологических аспектов [5]

тов априори не может реализовываться без участия всех заинтересованных сторон.

Из этого также следует, что для концессионного механизма характерна гибкость, эластичность договорных отношений в целях установления взаимовыгодных условий и достижения взаимоприемлемого результата для всех заинтересованных сторон. Определение четких критериев принятия решения об экономической эффективности инвестиционных вложений со стороны публичного партнера окажет позитивное влияние на последующее принятие населением

условий соглашения и его дальнейшую реализацию.

Теоретические подходы к оценке инвестиционной привлекательности участия в концессии показывают, что в настоящее время успешность реализации соглашения основывается на существующей [6] Методике оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 № 894.

Рисунок 1 - Базовый алгоритм оценки концессионного проекта [7]

Однако ретроспективный анализ реализуемых в настоящее время концессионных соглашений, а также экономическое прогнозирование указывают на несовершенство предлагаемых элементов оценки потенциальной эффективности инвестици-

онного проекта, выражающееся в следующем:

- отсутствуют методы оценки удовлетворенности и влияния заинтересованных сторон в процессе реализации концессионного проекта;

- по факту сводится к сопоставлению стоимости проекта с участием частной стороны и стоимости проекта с учетом самостоятельной закупки органом публичной власти

- отсутствуют критерии оценки экономической эффективности реализации концессионного проекта на каждом из этапов (проектный, реализации, эксплуатации) [8];

- отсутствует комплексная оценка экономической эффективности реализации проекта для концедента;

- нечеткое определение уровня приемлемой эффективности для концессионера (потенциального концессионера).

Кроме того, с формальной точки зрения существующая методика оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства на отношения по вопросу реализации концессионных проектов не распространяется. В настоящее время с правовой точки зрения требования к оценке эффективности заключаемых концессий не установле -ны и присутствуют лишь косвенно при рассмотрении конкурсных заявок участников, потенциальных инвесторов (например, объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением).

Таким образом, следует, что одна из главных проблем оценки эффективности реализации концессионного соглашения сводится к отсутствию оценки влияния интересов стейкхолдеров на инвестиционный проект в целом [9]. Особенно данная проблема проявляется с негативной стороны, когда предметом соглашения выступают объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, где пользователями услуг концессионера оказывается практически все население.

В связи с этим возникает необходимость в построении эффективной системы измерения уровня соответствия интересов всех ключевых групп стейкхолдеров конечным финансово-экономическим итогам реализации подобных инвестиционных проектов. В рамках статьи предлагается рассмотреть консолидированный параметр, который позволит сторонам при оценке эффективности концессионного соглашения учитывать роль и значимость интересов сторон в процессе финансирования инвестиционной деятельности.

С учетом ранее представленной схемы оценки эффективности государственно-частных проектов предлагается наряду с общими показателями (чистая дисконтированная доходность проекта (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), оценка эффективности расходования средств (value for money analysis) [10]) учитывать и дополнительный показатель - индекс сбалансированность интересов стейкхолдеров, что в процессе реализации концессионного соглашения позволит предотвратить риски отрицательных экстерналий.

Индекс сбалансированности интересов заинтересованных сторон следует рассчитывать по нижеприведенной устоявшейся формуле [11]:

IHI =

A - |B| ~Ä+\B\

где:

IHI (interests harmonization index) - индекс гармонизации интересов стейкхолдеров;

А - средневзвешенная сумма положительных элементов индекса гармонизации интересов стейкхолдеров;

В - модуль средневзвешенной суммы отрицательных элементов индекса гармонизации интересов стейкхолдеров.

Индекс гармонизации интересов стейк-холдеров предлагается как индикатор изменений, которые влекут за собой мероприятия и решения в рамках стратегической альтернативы для удовлетворения интересов ключевых стейкхолдеров инвестиционного проекта. Для его построения целесообразно использовать следующую шкалу оценок (табл. 2).

Таблица 2 - Шкала оценок индекса гармонизации интересов стейкхолдеров (IHI) [11]

Значение Характеристика

+1 Если стратегические интересы проекта не противоречат интересам каждой категории

0 Если между стратегическими интересами проекта и интересами каждой категории его стейкхолдеров нет разногласий

-1 Если стратегические интересы проекта противоречат интересам определенных категорий стейкхолдеров

В целях последующего определения экономической эффективности концессии следует интерпретировать приведенные в таблице 2 значения в консолидированный параметр на основе агрегации потребностей заинтересованных сторон (коэффициент в балльном выражении), который наряду с другими коэффициентами общих показателей возможно использовать при комплексном расчете оценки эффективности всего инвестиционного проекта. При этом отмечаем, что удельная значимость консолидированного параметра на основе агрегации потребностей заинтересованных сторон прямо пропорциональна уровню финансового влияния интересов всех стейкхолдеров на реализацию концессионного соглашения. Так, в сфере ЖКХ удельная значимость консолидированного параметра будет выше, чем при реализации концессии в сфере строительства гидротехнических сооружений или объектов инфраструктуры аэропортов.

Консолидированный параметр отображает ожидания и мотивацию всех заинтересованных сторон инвестиционного проекта, а также свидетельствует о корреляционной зависимости интересов стейкхолдеров и потенциальной доходности концессионного соглашения. Кроме того, практическая апробация в ходе исследования показала, что игнорирование рассматриваемого консолидированного параметра в качестве одного из элементов экономической модели при осуществлении расчетов приводит к отрицательным экономическим результатам для всех заинтересованных сторон проекта. В этой связи проявляется корреляционная зависимость между интересами стейкхолдеров и экономической эффективностью инвестиционного проекта, основанного на концессии [12]. Коллаборация интересов стейкхолдеров при реализации концессии с применением математической модели, а также на основе научных трудов И. В. Ивашковской в рамках научного исследования позволила представить измеримый консолидированный

Список литературы_

параметр в целях оценки социально-экономической эффективности всего инвестиционного проекта. В частности, предлагаемый параметр является основным показателем в разработанной автором методике оценки эффективности финансирования инвестиционного проекта при использовании концессионного механизма на основе теории заинтересованных сторон в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая является развитием методики оценки эффективности использования концессионных механизмов на основе теории заинтересованных сторон [13]. Авторская методика представляет собой функциональную конструкцию, в которой предполагается использование системы присваивания баллов по итогам оценки отдельных показателей, характеризующих эффективность реализации отдельных этапов концессии в диапазоне от 1 до 3, и включающую рассматриваемый консолидированный параметр на основе интересов заинтересованных сторон.

Таким образом, в статье рассмотрен консолидированный параметр на основе агрегации потребностей заинтересованных сторон при оценке инвестиционной привлекательности концессии, который может быть с успехом применен в процессе инвестиционной деятельности субъектами экономической деятельности. Наряду с иными финансовыми показателями консолидированный параметр отражает эффективность инвестиций в конкретный концессионный проект. При этом важный акцент сделан на гибкости экономической модели, эластичности договорных отношений в целях установления взаимовыгодных условий и достижения взаимоприемлемого результата. Учет данного параметра непосредственно органами публичной власти при подготовке условий концессии минимизирует последствия наступивших отрицательных рисков при реализации проекта, а также простимулирует, благодаря своей открытой инвестиционной политике, приток частного капитала в экономику страны.

1. Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации (февраль 2020 года). URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/ gchp %2021.02.2020.pdf.pdf (дата обращения: 07.11.2020).

2. Халин В. И. Теоретические аспекты содержания инвестиций в современных экономических условиях // Научный форум: Экономика и менеджмент: сборник статей по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(43). Москва : МЦНО, 2020.

3. Соколовская О. Е. Разработка типологии рисков в проектах государственно-частного партнерства экологической направленности // Московский экономический журнал. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razrabotka-tipologii-riskov-v-proektah-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-ekologicheskoy-napravlennosti (дата обращения: 01.04.2021).

4. Рыхтикова Н. А. Анализ возможностей обеспечения эффективности реализации региональных инвестиционных проектов на основе риск-ориентированного подхода // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2018. № 1. С. 93-97.

5. Матвеева Н. С., Аристов М. Р. Механизмы взаимодействия государственно частного партнерства, как фактор устойчивого развития экономики // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. С. 35-37.

6. Лунина Т. А., Бакаленко Н. П. Эффективность применения концессионных соглашений в оценке инвестиционных проектов // European Journal of Natural History. 2020. №. 1-С. С. 115-120.

7. Ярославцев А. В. Концессии в ЖКХ: понятие, механизмы создания, оценка эффективности: методические рекомендации для муниципального образований Хабаровского края. Хабаровск, 2017.

8. Дубачев К. Г Методика оценки экономической эффективности концессии регионального энергетического комплекса: магистерская диссертация. 2021.

9. Хамидулин М. Применение проектного подхода в принятии и исполнении государственных управленческих решений // Архив научных исследований. 2022. Т. 4. № 1.

10. Цанава Б. З., Еремин В. В. Оценка сравнительного преимущества проектов государственно-частного пар -тнерства в автодорожной сфере // ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт - 2016 : сборник тезисов докладов конференции. Санкт-Петербург, 2016.

11. Ивашковская И. В. Оценка устойчивости роста компании: стейкхолдерский подход // Финансы и кредит. 2010. № 43 (427). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ustoychivosti-rosta-kompanii-steykholderskiy-podhod (дата обращения: 22.03.2022).

12. Андреев А. А. Разработка инвестиционного проекта государственно-частного партнерства // Финансовые рынки и банки. 2022. №. 2. С. 3-5.

13. Халин В. И. Авторская методика оценки эффективности использования концессионных механизмов на основе теории заинтересованных сторон // Журнал финансы и кредит. 2021. № 12. С. 2807-2829.

References_

1. Information and analytical review on the development of public-private partnership in the Russian Federation (February 2020). URL: https://www.economy.gov.ru/material/flle/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%20 21.02.2020.pdf.pdf (accessed: 07.11.2020).

2. Khalin V. I. Theoretical aspects of the content of investments in modern economic conditions. Scientific Forum: Economics and Management: collection of articles based on the materials of the XLIII International Scientific and Practical Conference No. 10(43). Moscow : ICNO, 2020.

3. Sokolovskaya O. E. Development of risk typology in public-private partnership projects of environmental orientation. Moscow Economic Journal. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-tipologii-riskov-v-proektah-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-ekologicheskoy-napravlennosti (accessed: 01.04.2021).

4. Rykhtikova N. A. Analysis of the possibilities of ensuring the effectiveness of the implementation of regional investment projects based on a risk-based approach. Scientific Yearbook of the Center for Analysis and Forecasting. 2018. No. 1. pp. 93-97.

5. Matveeva N. S., Aristov M. R. Mechanisms of interaction of public-private partnership as a factor of sustainable economic development. Modern economy: current issues, achievements and innovations. 2018. pp. 35-37.

6. Lunina T. A., Bakalenko N. P. The effectiveness of the use of concession agreements in the evaluation of investment projects. European Journal of Natural History. 2020. No. 1-S. S. 115-120.

7. Yaroslavtsev A.V. Concessions in housing and communal services: concept, mechanisms of creation, efficiency assessment: methodological recommendations for municipalities of the Khabarovsk Territory. Khabarovsk, 2017.

8. Dubachev K. G. Methodology for assessing the economic efficiency of the concession of the regional energy complex: master's thesis. 2021.

9. Khamidulin M. Application of the project approach in the adoption and execution of state management decisions. Archive of scientific research. 2022. Vol. 4. No. 1.

10. Tsanava B. Z., Eremin V. V. Evaluation of the comparative advantage of public-private partnership projects in the road sector. PPP in the field of transport: models and experience - 2016 : collection of abstracts of conference reports. St. Petersburg, 2016.

11. Ivashkovskaya I. V. Assessment of the sustainability of the company's growth: a stakeholder approach. Finance and credit. 2010. No. 43 (427). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ustoychivosti-rosta-kompanii-steykholderskiy-podhod (accessed: 03/22/2022).

12. Andreev A. A. Development of an investment project of public-private partnership. Financial markets and banks. 2022. No. 2. pp. 3-5.

13. Khalin V. I. The author's methodology for evaluating the effectiveness of the use of concession mechanisms based on the theory of stakeholders. Journal Finance and Credit. 2021. No. 12. pp. 2807-2829.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.