Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УЧЕТА РОЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН'

АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УЧЕТА РОЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КОНЦЕССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / КОНЦЕССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халин Вадим Игоревич

Существующие экономические риски, обусловленные санкционным давлением со стороны недружественных иностранных государств и территорий, бросают новые вызовы для обеспечения стабильности финансирования инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации. Одним из реально работающих механизмов, позволяющих реализовать общегосударственные задачи по привлечению инвестиций в экономику нашей страны, а также сохранить существующие отношения, являются концессии. Однако в процессе реализации инвестиционных проектов органы публичной власти часто сталкиваются с социально-экономическими рисками, которые можно было предотвратить еще на стадии их заключения. В этой связи в статье предлагается рассмотреть и уточнить существующий алгоритм финансирования инвестиционных проектов посредством концессионных соглашений через призму интересов всех стейкхолдеров инвестиционной деятельности и предложить комплекс рекомендаций для органов публичной власти, выступающих ключевыми инициаторами заключения концессионных соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халин Вадим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR FINANCING AN INVESTMENT PROJECT THROUGH A CONCESSION MECHANISM THROUGH THE PRISM OF TAKING INTO ACCOUNT THE ROLE OF STAKEHOLDERS

The existing economic risks caused by sanctions pressure from unfriendly foreign states and territories pose new challenges to ensure the stability of financing investment activities in the Russian Federation. One of the really working mechanisms that make it possible to implement the nationwide tasks of attracting investment in the economy of our country, as well as maintaining existing relations, are concessions. However, in the process of implementing investment projects, public authorities often face socio-economic risks that could have been prevented even at the stage of their conclusion. In this regard, the article proposes to consider and clarify the existing algorithm for financing investment projects through concession agreements through the prism of the interests of all stakeholders of investment activity and propose a set of recommendations for public authorities that are the key initiators of the conclusion of concession agreements.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УЧЕТА РОЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН»

Научная статья

doi: 10.47576/2411-9520_2022_3_15 УДК 336

АЛГОРИТМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТПРОЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УЧЕТА РОЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

Халин Вадим Игоревич

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, Aptuct@list.ru

Аннотация. Существующие экономические риски, обусловленные санкционным давлением со стороны недружественных иностранных государств и территорий, бросают новые вызовы для обеспечения стабильности финансирования инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации. Одним из реально работающих механизмов, позволяющих реализовать общегосударственные задачи по привлечению инвестиций в экономику нашей страны, а также сохранить существующие отношения, являются концессии. Однако в процессе реализации инвестиционных проектов органы публичной власти часто сталкиваются с социально-экономическими рисками, которые можно было предотвратить еще на стадии их заключения. В этой связи в статье предлагается рассмотреть и уточнить существующий алгоритм финансирования инвестиционных проектов посредством концессионных соглашений через призму интересов всех стейкхолдеров инвестиционной деятельности и предложить комплекс рекомендаций для органов публичной власти, выступающих ключевыми инициаторами заключения концессионных соглашений.

Ключевые слова: инвестиции; финансирование; стейкхолдеры; инвестиционный проект; концессионный механизм; концессии.

Для цитирования: Халин В. И. Алгоритм финансирования инвестпроекта посредством концессионного механизма через призму учета роли заинтересованных сторон // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2022. - № 3. - С. 15-22. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_3_15.

Original article

ALGORITHM FOR FINANCING AN INVESTMENT PROJECT THROUGH A CONCESSION MECHANISM THROUGH THE PRISM OF TAKING INTO ACCOUNT THE ROLE OF STAKEHOLDERS

Khalin Vadim I.

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, Aptuct@list.ru

Abstract. The existing economic risks caused by sanctions pressure from unfriendly foreign states and territories pose new challenges to ensure the stability of financing investment activities in the Russian Federation. One of the really working mechanisms that make it possible to implement the nationwide tasks of attracting investment in the economy of our country, as well as maintaining existing relations, are concessions. However, in the process of implementing investment projects, public authorities often face socio-economic risks that could have been prevented even at the stage of their conclusion. In this regard, the article proposes to consider and clarify the existing algorithm for financing investment projects through concession agreements through the prism of the interests of all stakeholders of investment activity and propose a set of

recommendations for public authorities that are the key initiators of the conclusion of concession agreements.

Keywords: investments; financing; stakeholders; investment project; concession mechanism; concessions.

For citation: Khalin V. I. Algorithm for financing an investment project through a concession mechanism through the prism of taking into account the role of stakeholders. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 3, pp. 15-22. https://doi.org/10.47576/2411-9520 2022 3 15.

В условиях нестабильной экономической ситуации, экономического давления и регулярного введения санкций со стороны недружественных стран и территорий Российская Федерация обеспечивает стабильные экономические отношения частным инвесторам. В настоящее время публичные органы власти заинтересованы в сохранении существующих инвестиционных проектов и развитии новых источников финансирования со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2022 № 1126 органам публичной власти рекомендовано в связи с увеличением цен на строительные ресурсы рассмотреть возможность изменения обязательств публичного партнера в части финансирования расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве. Это свидетельствует о том, что публичные органы власти ориентированы нести дополнительные экономические риски за свой счет, а не стараться переложить их на плечи частных партнеров.

В своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме -2022 Президент Российской Федерации в очередной раз подчеркнул значимость поддержки экономики и бизнеса, столкнувшимися с неблагоприятными финансовыми последствиями от введенных санкций. В этой связи В. В. Путин предложил запустить комплексную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства [1].

Реально работающим механизмом инвестиционной деятельности, способным решить вопрос привлечения капитала в экономику страны, реализовать программу по модернизации жизненно важной инфраструктуры в складывающейся экономиче-

ской ситуации, являются концессионные соглашения.

Концессии представляют собой соглашения между органами публичной власти и частными инвесторами, ориентированными на решение социально-экономических задач и получение прибыли частным партнером в процессе эксплуатации предмета договора. Концессионные соглашения, как правило, заключаются на длительный срок (от 10 лет) и им присущи крупные инвестиционные вложения (от 100 млн руб.) [2]. В этой связи в качестве предмета соглашения чаще всего выступают инфраструктурные государственные и муниципальные объекты, а концессионер условно наделяется реализацией монопольных функций публичных органов власти посредством эксплуатации предмета концессии. Все это предопределяет, с одной стороны, необходимость обеспечения устойчивых экономических отношений при реализации инвестиционного проекта, который затрагивает помимо прочего интересы широкого круга потребителей, а с другой - позволяет проводить гибкую инвестиционную политику, связанную с использованием широкого перечня инструментов финансирования.

Таким образом, финансирование инвестиционного проекта посредством концессионного механизма вариативно, ориентировано на интересы широкого круга заинтересованных сторон и обеспечивает вложение крупных денежных средств в социально значимые объекты, что при должной государственной поддержке влечет стабильность экономических отношений и рост ВВП страны.

С учетом напряженной экономической ситуации в стране уже сейчас в отношении как существующих, так и планируемых концессий разработан законопроект, позволяющий бизнесу совмещать преимущества концессии и особых экономических зон [3]. Законопроектом, в частности, предлагается для

самих концессионеров установить льготную арендную плату за землю, а также уменьшить административную нагрузку.

В сегодняшней России, когда наблюдается значительное сужение рынка длинных кредитов, именно концессии способны взять на себя роль полноценного направления для финансового обеспечения важных инвестиционных проектов. Это обусловлено тем, что они служат значимым источником сбыта, прежде всего высокотехнологичного и дорогого оборудования, приобрести которое за счет наличных средств многие публичные образования просто не в состоянии [4].

Однако любому экономическому механизму присуща определенная последовательность действий для его реализации [5]. В аспекте финансирования инвестиционной деятельности данный процесс представляет собой временные этапы, следующие и вытекающие один за другим. Четкое соблюдение финансовых обязательств каждой из сторон концессии в рамках каждого этапа приведет к сокращению и минимизации отрицательных последствий экономических рисков. В этой связи финансирование инвестиционной деятельности посредством концессионного механизма следует рассматривать как ал-горитмичную деятельность, имеющую четкое содержание, обусловленное интересами субъектов экономической деятельности.

С учетом того что реализации концессионного соглашения присуща определенная последовательность в принятии решения об инвестировании денежных средств в объект соглашения, следует, что использование концессионного механизма предполагает взаимное участие и понимание действий контрагента еще до заключения договора, что позволяет более тщательно проводить оценку рисков, а также формировать инвестиционный бюджет для проекта. Данный принцип предопределяет последовательность действий для публичного и частного контрагента при заключении концессий и реализации механизма финансирования.

Существующий алгоритм финансирования инвестпроекта, основанного на концессионном механизме, вытекает из сложившейся практики экономической деятельности и следует из положений федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О концессионных соглашениях». Так, дей-

ствующий алгоритм финансирования предлагает начать с инициирования стороной будущего соглашения условий концессии, а также определить его предмет, объем вложений, срок и другие существенные условия. Затем организуется процедура заключения соглашения, в рамках которой проводится отбор концессионера и будущий концедент выбирает наиболее выгодные для бюджета условия, предлагаемые потенциальными инвесторами. После этого осуществляется реализация проекта, где стороны соглашения проводят инвестиционные вложения и работы по строительству или реконструкции предмета концессии, осуществляют эксплуатацию нового объекта и извлекают прибыль или решение социально значимых задач. Последним этапом финансирования рассматриваемого алгоритма выступает окончание реализации проекта, где происходит возврат вложенных средств посредством эксплуатации предмета концессии для концессионера и получение общественно-экономических благ, а также передача в собственность публичного органа построенного или реконструированного казенного имущества.

Однако представленный алгоритм не учитывает, что участие, основанное на экономической взаимности между контрагентами, является одной из ключевых особенностей концессионного механизма, в отличие от иных способов финансирования инвестиционных проектов. Это в свою очередь обусловливает не только распределение между участниками паритетных финансовых рисков, но и обеспечивает совместное достижение общеэкономических целей, в отличие от договоров лизинга или кредита. При этом эффективная реализация концессии не может строиться лишь на обеспечении удовлетворенности только концессионера и конце-дента, важное значение в рассматриваемых экономических отношениях играют и косвенные участники проекта, а именно общественные организации, территориальные органы власти, поставщики и подрядчики, бизнес и население территории, на которой происходит реализация инвестиционного проекта. Стейкхолдеры-налогоплательщики проекта оказывают существенное экономическое влияние на процесс реализации концессионных проектов, поскольку заинтересованы в получении качественных услуг, которые

оказываются с использованием предмета смотреть уточненный алгоритм финанси-концессионного соглашения. рования инвестиционных проектов посред-

С учетом изложенного предлагается рас- ством концессий (рис. 1).

Уточненный алгоритм финансирования инвестпроекта посредством концессионного механизма

5 Этап

Окончание реализации концессии

3 Этап

Заключение концессионного

соглашения

Согласование и утверждение сроков, объемов финансирования, обязанностей со стороны каждого контрагента

- инвестиции в проект частных средств (плата концессионера, содержание и пр.);

- расходы публичного образования (плата концедента, гарантии и др.);

- реинвестиции средств частного партнера в проект от реализации товаров и услуг с использованием

Передача нового или реконструированного объекта концессии в собственность публичного образования

Рисунок 1 - Алгоритм-схема финансирования инвестиционного проекта посредством использования концессионных соглашений

Как мы видим, существующие этапы предлагается дополнить также рассмотрением проекта стейкхолдерами, что повлечет всесторонний учет экономических интересов всеми сторонами и предопределит, помимо прочего, общий объем инвестиционных вложений каждой из сторон. При этом пропуск этапа, связанного с рассмотрением проекта стейкхолдерами, повлечет излишние непредвиденные риски и финансовые потери для всех участников экономической деятельности, участвующих в процессе.

Взаимодействие стейкхолдеров (конце-дент, концессионер, население) при финансировании инвестиционной деятельности посредством концессионного механизма представлено на рис. 2.

Представленная схема подтверждает тес-

ную связь между участниками инвестиционного процесса, необходимость учета роли заинтересованных сторон в процессе реализации инвестиционного соглашения. Кроме того, взаимодействие между стейкхолдерами усиливается, если предметом концессии выступают инфраструктурные объекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, так как в этом случае все население и участники инвестиционной деятельности в том числе выступают непосредственными плательщиками тарифов.

Ключевую роль в процессе реализации концессионного соглашения играют органы публичной власти, так как преимущественно именно они выступают инициаторами заключения концессии, осуществляют отбор будущих инвесторов, определяют предмет договора, сроки, объем финансирования

- обеспечивает возможность извлечения благ посредством предмета концессии

- извлекает блага в результате использования предмета концессии

- устанавливает плату за блага, при использовании объекта

концессионного соглашения

- определяет размер публичных

вложений;

- устанавливает налоговые льготы;

- предусматривает плату концедента

- определяет размер частных

инвестиций;

- предусматривает плату

концессионера;

- обеспечивает возможность

Рисунок 2 - Схема взаимодействия основных участников концессионного соглашения в процессе эксплуатации концессионного соглашения

проекта. И, как было указано ранее, конце-дент, реализуя свои полномочия, вправе оказать существенную поддержку в регулировании экономических отношений, стимулируя или поддерживая заданный инвестиционный курс. Не умаляя инвестиционную деятельность концессионера, следует отметить, что важное влияние на весь процесс реализации концессионного соглашения оказывают и иные стейкхолдеры проекта, так как выступают субъектами финансового управления. Следовательно, отличительным признаком от иных способов финансирования инвестиционной деятельности в концессиях, а равно при использовании концессионного механизма, является необходимость оценки интересов всех стейкхолдеров проекта.

Именно поэтому, а также исходя из положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и экономической теории [6; 7], следует рассматривать алгоритм финансирования инвестиционной деятельности посредством концессионного механизма через призму учета роли заинтересованных сторон. Данный этап позволит четко определить перечень основных мероприятий и предопределит объемы финансирования инвестиционной деятельности по проекту.

Автор статьи также обращает внимание на необходимость всех уровней публичной власти поддерживать заданный инвестиционный тренд с положительной динамикой заключенных концессионных соглашений. Несмотря на последствия пандемии COVID-19, лишь активные действия со стороны публичных контрагентов к заключению новых концессий способны дать стимулирующий толчок к движению денежных средств в экономику регионов [8]. Для достижения выше-обозначенных целей представляется необходимым также дать комплекс рекомендаций для публичных органов власти.

Совокупность экономических, организационно-методических и правовых решений для всех участников инвестиционной деятельности представит открытые и прозрачные правила как для внутренних, так и внешних инвесторов, что повлечет рост вложений в экономику страны. Для реализации этой задачи региональным и муниципальным органам власти следует начать с разработок четких инвестиционных программ (стратегий) развития объектов инфраструктурного комплекса. В программах могут быть отражены сроки, конкретные мероприятия, планируемые объемы финансирования и предметы будущих концессионных соглашений. При

этом уже на стадии их разработки целесообразно проводить учет оценки роли заинтересованных сторон будущего инвестпроек-та, а также учитывать планы естественных монополий для комплексной корреляции инвестиционной деятельности при работе с инфраструктурными проектами.

Складывающаяся экономическая ситуация на мировой арене свидетельствует о необходимости ускоренной интеграции финансовых механизмов инвестирования посредством концессионных механизмов в хозяйственную деятельность государства. Хотя существующая законодательная база вбирает в себя все ключевые документы: земельный кодекс, законы о государственной собственности, об аренде земли и др., только при условии формирования устойчивой гражданско-правовой основы отношений государства и инвестора закон о концессиях сможет заработать в полную силу и качественно улучшить российский инвестиционный климат [9].

Также концессии предусматривают поступление в бюджет концессионной платы, хотя это, как правило, не очень большие средства [10]. Обладая всем пулом административно-хозяйственных функций и регулируя финансовое право, публичному органу следует стимулировать бизнес-сообщество настойчиво инициировать и самим заходить в концессионные проекты [11]. Так как только при взаимовыгодных условиях, наличии конструктивной обратной связи всех стейк-холдеров и диалога с инвестором проекта можно говорить о перспективах финансовой устойчивости и эффективности проекта.

Учитывая, что на фоне зарубежных санкций и опасений, связанных с экономически кризисом, потенциал финансирования многих масштабных проектов со стороны кредитных организаций значительно снизился, статуса приоритетного направления в инвестиционной деятельности концессионный механизм не потерял. Крупные и уважаемые инвесторы (например, ВЭБ) по-прежнему оценивают государственно-частное партнерство, в том числе в виде концессий, как важнейшую для себя сферу, поэтому даже в непростых условиях пытаются найти возможность участвовать в реализации значимых инфраструктурных проектов [12].

Это означает, что местные власти должны активно включаться в эту работу и использовать сохраняющиеся возможности и интерес инвесторов для строительства на концессионной основе новых, современных инфраструктурных объектов в различных отраслях: на транспорте, в энергетическом хозяйстве, в здравоохранении, образовании и пр. [13] Одновременно с этим государственные и муниципальные органы власти должны понимать, что развитие концессий повлечет рост налоговых поступлений в бюджет, а также позволит перераспределять потоки финансовых средств в текущие наиболее значимые инфраструктурные сферы.

Инвестпроекты, которые реализуются за счет бюджетных ассигнований, имеют большое значение для всего отечественного инвестиционного рынка. В данном случае проекты касаются преимущественно строительства, реконструкции важнейших для экономики объектов, инфраструктурного развития в целом. При этом удельный вес доли федерального бюджета в инвестировании российской экономики кратно превышает долю участия в этом регионов страны, реализуемых на базе государственно-частного сотрудничества [14].

Преимущество инвестпроектов, основанных на механизме концессий, также базируется на привлечении длинных денежных средств в особо крупных размерах со стороны инвесторов. Это позволяет снижать нагрузку на бюджет со стороны государственных и муниципальных органов власти и реализовывать при организации устойчивой финансово-правовой базы крупнейшие инфраструктурные проекты. В связи с чем органам публичной власти также рекомендуется в условиях концессии на стадии заключения проекта предусматривать ответственность будущего концессионера за возможные экономические риски, так как это повлечет оптимизацию расходов бюджета и повысит роль инвестора в реализации инвестиционного соглашения.

В настоящее время в России уже запущен механизм дальневосточной концессии, который позволяет инвестору возместить за счет бюджетных средств до 100 % затрат на создание инфраструктуры, а также стимулировать развитие экономики региона [15; 16]. Такие концессионные соглашения, из суще-

ства их концессионного механизма, позволяют органам публичной власти под условия полной возвратности инвестиций в будущем полностью переложить экономические риски на концессионера. В свою очередь инвестор заинтересован в неукоснительном соблюдении и полной реализации всех условий соглашения.

Перспективным научным направлением, раскрывающим дальнейшую проблематику настоящей работы, будет являться разработка компаративного компонента оценки роли заинтересованных сторон в процессе реализации концессионного соглашения. Такой элемент позволит включить в базовую методику оценки эффективности инвестиционной деятельности новые условия, сокращающие финансово-экономические издержки для всех заинтересованных сторон соглашения,

что повлечет позитивную и устойчивую реализацию инвестиционного проекта на протяжении всего срока его реализации.

Таким образом, в статье с учетом уточненного алгоритма финансирования инвестиционного проекта посредством концессионного механизма представлен и обоснован комплекс рекомендаций для государственных и муниципальных органов, являющихся активными участниками рассматриваемых концессионных соглашений. Использование предложенных рекомендаций позволит как расширить существующий инвестиционный потенциал местных органов власти, так и вы -строить новые четкие экономические отношения между всеми стейкхолдерами проекта, что в целом окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие регионов России.

Список источников

1. Официальный сайт делового издания «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2022/06/17/927236-pmef-chto-prezident-skazal (дата обращения: 27.06.2022).

2. Сайт Исследовательского подразделения - InfraOne Researchhttps. URL: //infraoneresearch.ru/ fkh2ub/158xy1?s1qtyk=1si43t (дата обращения: 29.06.2022).

3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www. economy.gov.ru/material/news/koncessionery_poluchat_uproshchennyy_dostup_k_lgotam_osobyh_ekonomicheskih_ zon.html (дата обращения: 27.06.2022).

4. Ивашковская И. В., Степанова А. Н., Кокорева М.С. Финансовая архитектура компаний. Сравнительные исследования на развитых и развивающихся рынках : монография. М. : ИНФРА-М, 2015. 238 с.

5. Юзвович Л. И. Концессионный механизм как инструмент государственной инвестиционной политики в современных условиях // Современные технологии управления. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontsessionnyy-mehanizm-kak-instrument-gosudarstvennoy-investitsionnoy-politiki-v-sovremennyh-usloviyah-2 (дата обращения: 29.06.2022).

6. Шакиров Т. А. Совершенствование механизмов взаимодействия органов власти и бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства в коммунальном секторе: специальность : 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) : дис. ... канд. эконом. наук / Национальный исследо-вательский университет «Высшая школа экономики». Москва, 2015. 203 с.

7. Полякова И. С., Нелюбов А. В. Концессии в системе ЖКХ: анализ тенденций 2019-2020 гг. и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 1191-1194.

8. Придворов Н. А., Пузиков Р. В., Марабян А. С. Концессионное соглашение как инструмент привлечения инвестиций в экономику региона // Право и государство: теория и практика. 2020. № 10 (190). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy-v-ekonomiku-regiona (дата обращения: 29.06.2022).

9. Елкина О. С. Экономика проектного управления: риски на разных стадиях жизненного цикла проекта. Часть 1 // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 2 (21). С. 11-14.

10. Черненко Е. Ф. Источники инвестиций в инновационное развитие России. // Россия: тенденции и перспективы развития. Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2019. С. 445-449.

11. Шор Д. М., Шор И. М. Взаимодействие государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 46 (328). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vzaimodeystvie-gosudarstva-i-chastnogo-biznesa-pri-realizatsii-kontsessionnyh-soglasheniy (дата обращения: 29.06.2022).

12. Писарева Д. А. Государственно-частное партнерство как способ реализации инвестиционных проектов // Современные тенденции развития инвестиционного потенциала в России : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 27-28 марта 2019 года / Государственный университет управления. М.: Государственный университет управления, 2019. С. 67-71.

13. Захаров А. А., Куцов С. В., Субхонбердиев А. Ш. Роль органов государственного и муниципального управ -ления в развитии государственно-частного партнерства - региональный аспект // Вестник ВГУИТ. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-organov-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-v-razvitii-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 11.06.2021).

14. Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации (февраль 2020 года). URL: https://www.economy.gov.ru/material/flle/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/ gchp%2021.02.2020.pdf.pdf (дата обращения: 07.11.2020).

15. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/43163/ (дата обращения: 29.06.2022)

16. Свищева Н. В. Концессионное соглашение как инструмент развития экономики Дальневосточного региона России // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-razvitiya-ekonomiki-dalnevostochnogo-regiona-rossii (дата обращения: 29.06.2022).

References

1. The official website of the business publication Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2022/06/17/927236-pmef-chto-prezident-skazal (accessed: 06/27/2022).

2. Website of the Research Unit - InfraONE Researchhttps. URL: //infraoneresearch.ru/fkh2ub/158xy1?s1qtyk=1si43t (accessed: 06/29/2022).

3. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy. gov.ru/material/news/koncessionery_poluchat_uproshchennyy_dostup_k_lgotam_osobyh_ekonomicheskih_zon.html (accessed: 06/27/2022).

4. Ivashkovskaya I. V., Stepanova A. N., Kokoreva M.S. Financial architecture of companies. Comparative studies in developed and emerging markets : monograph. Moscow : INFRA-M, 2015. 238 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Yuzvovich L. I. Concession mechanism as an instrument of state investment policy in modern conditions. Modern management technologies. 2011. No. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsessionnyy-mehanizm-kak-instrument-gosudarstvennoy-investitsionnoy-politiki-v-sovremennyh-usloviyah-2 (accessed: 06/29/2022).

6. Shakirov T. A. Improving the mechanisms of interaction between government and business in the implementation of public-private partnership projects in the public sector: specialty: 08.00.05 - Economics and management of the national economy (management) : dis. ... candidate of Economics. Sciences / National Research University "Higher School of Economics". Moscow, 2015. 203 p.

7. Polyakova I. S., Nelyubov A.V. Concessions in the housing and communal services system: analysis of trends 20192020 and development prospects. Economics and entrepreneurship. 2020. No. 11 (124). pp. 1191-1194.

8. Pridvorov N. A., Puzikov R. V., Marabyan A. S. Concession agreement as a tool for attracting investments into the economy of the region. Law and state: theory and practice. 2020. № 10 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy-v-ekonomiku-regiona (accessed: 06/29/2022).

9. Elkina O. S. Economics of project management: risks at different stages of the project life cycle. Part 1. Siberian Trade and Economic Journal. 2015. No. 2 (21). pp. 11-14.

10. Chernenko E. F. Sources of investment in innovative development of Russia. Russia: trends and prospects of development. Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. 2019. pp. 445449.

11. Shor D. M., Shor I. M. Interaction of the state and private business in the implementation of concession agreements. Financial Analytics: problems and solutions. 2016. No. 46 (328). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-gosudarstva-i-chastnogo-biznesa-pri-realizatsii-kontsessionnyh-soglasheniy (accessed: 06/29/2022).

12. Pisareva D. A. Public-private partnership as a way to implement investment projects. Modern trends in the development of investment potential in Russia: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, March 27-28, 2019/ State University of Management. Moscow: State University of Management, 2019. pp. 67-71.

13. Zakharov A. A., Kutsov S. V., Subkhonberdiev A. Sh. The role of state and municipal government in the development of public-private partnership - regional aspect. Bulletin of VSUIT. 2012. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-organov-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-v-razvitii-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva-regionalnyy-aspekt (accessed: 11.06.2021).

14. Information and analytical review on the development of public-private partnership in the Russian Federation (February 2020). URL: https://www.economy.gov.ru/material/flle/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%20 21.02.2020.pdf.pdf (accessed: 07.11.2020).

15. Official website of the Government of the Russian Federation. URL: - http://government.ru/docs/43163 / (accessed: 06/29/2022)

16. Svishcheva N. V. Concession agreement as a tool for the development of the economy of the Far Eastern region of Russia. Russian regions: a look into the future. 2019. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsessionnoe-soglashenie-kak-instrument-razvitiya-ekonomiki-dalnevostochnogo-regiona-rossii (accessed: 06/29/2022).

Сведения об авторе

Халин Вадим Игоревич - аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, Aptuct@list.ru

Information about the author

Khalin Vadim I. - Postgraduate Student, Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, Aptuct@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.