Научная статья на тему 'Алгоритм достижения легитимности результатов приватизации в области энергетики'

Алгоритм достижения легитимности результатов приватизации в области энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. В. Венедиктов, Ю. Ю. Егошин, А. А. Капитанов, В. В. Карчин, И. А. Седых

Рассмотрен алгоритм достижения легитимности результатов приватизации в области энергетики через определенное впервые базовое понятие «элементарные решающие акции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows how to achieve the legitimacy of privatization results with the help of the new notion: «basic decisive shares».

Текст научной работы на тему «Алгоритм достижения легитимности результатов приватизации в области энергетики»

УДК 338.24 + 620.9

Алгоритм достижения легитимности результатов приватизации

в области энергетики

С.В. Венедиктов, Ю.Ю. Егошин, А.А. Капитанов, В.В. Карчин, И.А. Седых, А.А. Смирнов

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Рассмотрен алгоритм достижения легитимности результатов приватизации в области энергетики через определенное впервые базовое понятие «элементарные решающие акции».

The article shows how to achieve the legitimacy of privatization results with the help of the new notion: «basic decisive shares».

Введение. В России в настоящее время немало сомневающихся в легитимности результатов приватизации в 90-х годах XX века. Для нормального восприятия сознанием человека самого факта приватизации важно соотношение «справедливо - несправедливо» в мыслях и его сравнение с действительностью. Для поступательного развития экономики России решение вопроса легитимности в области приватизации является одним из важных. В статье рассматривается алгоритм достижения легитимности результатов приватизации в энергетике на основе элементарных решающих акций (ЭРА). Энергетика выбрана из соображений всеобъемлющего охвата заинтересованных лиц, так как каждый житель России является потребителем электрической и тепловой энергии.

Согласно доктрине развития РАО ЕЭС России, происходит разделение монополии на ряд конкурирующих между собой генерирующих компаний и сетевых фирм. Предполагается, что территориальные энергетические объединения будут покупать электрическую энергию по рыночным ценам на ФОРЭМ и, пользуясь услугами сетевых компаний, перекачивать ее в свои регионы. В этом случае подход к преобразованию РАО предполагает решение вопроса финансовой устойчивости компании в целом, что представляется вполне логичным. Это - что касается большой энергетики на уровне Российской Федерации.

Если рассматривать региональные энергетические компании (РЭК), закрывающие потребности своих территорий, то представляется, что вопросы их реструктуризации необходимо решать не столь однозначно. В силу обширного круга взаимосвязанных проблем, финансовая устойчивость РЭК должна рассматриваться в русле многоплановой стабильности целого региона. Это положение априори выходит из соображения «стабилен регион - устойчива энергетическая компания». Думается, что первичным является положение региона. В этом случае устойчивость энергетической компании можно рассматривать как следствие.

Для справки: На территории Республики Марий Эл функционируют три энергетические компании [1]: ОАО «Мариэнерго», ГУП «Маркоммунэнерго», МУП ТЭЦ-1. Проект реструктуризации РАО ЕЭС предполагает поглощение ГУП и МУП частными инвесторами. Что происходит в настоящее время. При предположении, что частные инвесторы работают ради прибыли, отпускные цены вырастут. При таком подходе доля республики в активе энергетических компаний будет несущественна, что повлечет ее зависимость от желаний акционеров.

В работе к рассмотрению предлагается альтернативное направление в развитии энергетических предприятий как России, так и Республики Марий Эл [2-4]. Оно предполагает сделать акционерами РЕК всех потребителей электрической энергии на данной территории. Это будут как предприятия, так и граждане.

Фактическое положение дел в настоящее время. Схематично, упрощенно существующее положение дел приведено на рис. 1, из которого видно, что товар в виде электрической энергии (ЭЭ) и тепловой энергии (ТЭ) за деньги покупает потребитель. В данном случае к потребителям отнесены ГУП, МУП, предприятия и население. Стоимость ЭЭ и ТЭ определяет региональная энергетическая комиссия. Деньги от потребителя через ОАО поступают в РАО. Далее их поток распределяется на уровне компании, при этом только часть денег направляется на модернизацию оборудования.

К основным недостаткам существующей схемы развития энергетики можно отнести следующие положения:

1. Невозможность акционирования ГУП, МУП.

2. Неприятие данной схемы большинством населения.

3. ГУП, МУП, население и предприятия (источник денег) оказываются вне игрового поля РАО ЕЭС России.

4. Схема реструктуризации предусматривает разделение РАО и ОАО на множество компаний, но без участия потребителя.

5. Нет кардинального обновления оборудования.

152

Экономические науки

Товар ЭЭ, ТЭ

Рис. 1. Существующая схема отношений между производителем и потребителем

Товар ЭЭ, ТЭ

(

\

Потребитель

Деньги

ГУП, МУП, население, предприятия

Элементарная решающая акция ЭРА

ЭАО

=>1

РАО ОАО Прибыль > Производство

Дивиденды

V

Модернизация оборудования

V

РАО XXI ВЭК

Рис. 2. Предлагаемая схема развития отношений

Основные цели предлагаемого направления развития энергетики. Имеется альтернативное направление развития энергетики. Основными, определяющими значимость этого направления, можно назвать следующие цели:

1. Достижение легитимности результатов приватизации в области энергетики в глазах большинства населения России.

2. Обеспечение полной капитализации энергетических предприятий, при абсолютном контроле со стороны государства как хода приватизации, так и ее результатов.

3. Нивелирование до относительно средневзвешенного уровня ранее приватизированных пакетов предприятий посредством перераспределения путем их разбавления элементарными решающими акциями (ЭРА).

4. Пресечение желания «отнять и поделить» ранее приватизированные пакеты предприятий энергетики.

Предлагаемая схема развития энергетики. Предлагаемая к рассмотрению схема развития энергетики России приведена на рис. 2. Из него видно, что за полученный товар потребитель платит так же, как и в первом случае. Но здесь, в отличие от схемы, приведенной на рис. 1, поток денег делится на две части. Одна часть преобразуется в элементарную решающую акцию и полностью идет на модернизацию оборудования. В этом случае все потребители образуют элементарное акционерное общество (ЭАО). Вторая часть, как и в первом случае, идет на оплату за тепловую и элек-

троэнергию. После завершения модернизации оборудования и создания цивилизованного рынка акций РАО ЕЭС и ЭАО можно объединить в новое акционерное общество под условным названием РАОXXIВЕК.

Определение. «Элементарная решающая акция» (ЭРА) - это доля в одном кВт-ч электроэнергии или в одной калории тепловой энергии в стоимостном выражении, принадлежащая потребителю и направляемая на обновление оборудования энергетической компании и его развитие.

Стоимость ЭРА определяется исходя из предпосылки, что цену одной калории можно привести к цене 1 кВт-ч электроэнергии. Далее цену 1 кВт-ч можно разложить на следующие составляющие:

О = N + I + (1)

где Ц - цена 1 кВт-ч электроэнергии, установленная для оплаты потребителю. В данном случае значение цены принимается как средняя величина, как для промышленных, так и для бытовых потребителей;

С - себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии, доведенного до потребителя, руб.;

П - прибыль энергоснабжающей организации,

руб.;

Н - величина взимаемого с 1 кВт-ч налога, руб.

В правой части формулы из трех составляющих только себестоимость - объективная величина. Остальные составляющие являются субъективными

и стремятся к максимуму, вследствие стремления получения прибыли и налога. Прибыль предприятия можно разложить на две составляющие - прибыль и сверхприбыль. Поэтому в части сверхприбыли и налога можно выделить ЭРА. Таким образом, стоимость 1 ЭРА будет равна сумме сверхприбыли и налога:

\-\YDA\ = I 2 + \ , (2)

где П2 - величина сверхприбыли, руб.

Для определения последовательности замены электрооборудования как технической задачи, составляется карта обследования реального состояния изношенного оборудования электросетевого района, далее проводится анализ перспективного плана развития уровня энергопотребления данной территории. Так как решение вопросов энергоснабжения региона необходимо рассматривать как технико-социальную систему, а из-за отсутствия достоверных данных о реальном остаточном ресурсе оборудования и показателей вероятности их безотказной работы, задача должна решаться как трудноформализуемая, с использованием методов экспертных оценок. Критериями для оценок экспертов могут быть экономические, технико-экономические, технологические и другие показатели.

Время замены изношенного оборудования можно оценить по следующей формуле:

У с. + У с. Уг.

/ 1 1НН / 1 1ЭЭм / 1 I

(3)

У

ЭРА

где Сгнн - стоимость ьтого образца нового оборудования, руб.;

С ¡эмр - стоимость электромонтажных работ ьтого образца на объекте, в которую входит и стоимость работ по перевозке, руб.;

Г- норма времени на электромонтажные работы ьтого образца, ч;

ЭРА 1 - сумма денег, накопленная за расчетный месяц посредством ЭРА, руб.;

т - количество расчетных месяцев.

Количество набранных за расчетный месяц ЭРА определяется по формуле (4):

\ЭРА\ = \1ЭРА[ У р,

(4)

где рI - мощность, потребленная ьтым потребителем за расчетный месяц.

к - количество потребителей.

Алгоритм дальнейшей капитализации энергетики. Рассматривая новую схему развития отношений ОАО и ЭАО, с привлечением к управлению денежными ресурсами посредством ЭРА потребителей

энергии, можно предложить следующий алгоритм дальнейшей капитализации энергетики. Для конкретной региональной компании (на примере Республики Марий Эл) алгоритм в общих чертах будет выглядеть следующим образом:

1. Определение величины ЭРА.

Технический (расчетный) учет ЭРА производить

по счетчикам отделов сбыта компаний ТЭЦ-1 и ОАО «Мариэнерго».

2. Зафиксировать результаты приватизации в энергетическом секторе республики.

3. Построить математические модели, в которых отразить:

а) соотношение акций ОАО и ЭАО;

б) план - графики замены электрооборудования по: времени, электросетевым районам, уровням электроснабжения, критериям изношенности, технической надежности, экономической эффективности и т.д.

4. Определить исполнительный орган данной территории, во введении которого будет находиться пакет ЭРА.

Развитие РЭК по данному алгоритму позволит:

1) достичь полной капитализации ОАО, ГУП, МУП посредством приватизации, используя ЭРА;

2) обновить парк электрооборудования в необходимые сроки;

3) обеспечить полный государственный контроль над РЭК. (Управление пакетами ЭРА проводится через государственные управляющие компании);

4) сделать собственниками все население данной территории, например, отдельной области или республики. Приэтом количество ЭРА у собственника напрямую зависит от показаний индивидуальных счетчиков электроэнергии;

5) снивелировать до приемлемого уровня перекосы приватизации путем перманентного разбавления акций РАО ЕЭС элементарными решающими акциями.

Преимущества предлагаемого плана развития энергетики:

1. Преодоление последствий приватизации в 90-х годах XX века в области энергетики.

2. 100% акционирование всей энергетики.

3. Быстрое обновление материальной базы, т.к. вся сумма ЭРА идет на обновление по траектории «от потребителя (уровень 6) до источника энергии (уровень 1)».

4. Возможность гибкого влияния государства на любом этапе. (На первом этапе, до полного обновления электрооборудования, - невозможность продажи ЭРА, на последующих этапах - создание рынка ЭРА).

5. Участие всех потребителей ЭЭ и ТЭ в акционировании и долевом участии.

План решения технических вопросов по обновлению оборудования. Решение задачи обновления материальной базы региональной энергетической компании, как технического вопроса, следует рассматривать с использованием методов экспертных оценок. Это связано с тем, что на практике нет вероятностных данных по надежности электрооборудо-

Т

зам

1=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

154

Экономические науки

вания и о его остаточном ресурсе. Кроме того, энер -гетика является технико-социальной системой. Схема принятия технических решений по замене электрооборудования приведена на рис. 3.

Структура финансово-экономических вопросов, возникающих при замене электрооборудования, приведена на рис. 4.

Из рисунка видно, что для принятия решения о замене электрооборудования на том или ином участке схемы электроснабжения эксперты должны обладать информацией о техническом состоянии функциони-

рующего оборудования. Для этого создается база данных функционирующего электрооборудования. База данных нового электрооборудования необходима для того, чтобы аргументированно определить марку предлагаемого для замены изделия. Эксперты для принятия того или иного решения опираются на четыре основных критерия. На основе личного произ -водственного опыта и имеющейся в их распоряжении информации эксперты генерируют модели и алгоритмы замены электрооборудования и дальнейшего раз -вития схемы электроснабжения данной территории.

Из рисунка видно, что источником денег является ЭРА. Выходом после решения экономических вопросов представляется следующее:

1. Построение моделей баланса акций ОАО и ЭАО и функций нивелирования их количества до средневзвешенного уровня.

2. Построение моделей и алгоритмов обновления электрооборудования во времени.

Для комплексного решения вопроса управления развитием энергетической отрасли посредством дальнейшей его капитализации посредством акционирования через ЭРА необходимо законодательное обеспечение задачи. Перечень субъектов права в данном вопросе и общие задачи юридического обеспечения приведены на рис. 5.

Рассматривая представленный на рис. 3, 4, 5 перечень вопросов, можно определить, что задача является комплексной и многоплановой. Для научного обоснования рассматриваемого направления развития энергетики требуется привлечение специалистов в областях энергетики, экономики, юриспруденции и управления. Далее нужны будут усилия специалистов РЯ-технологий для доходчивого, грамотного воплощения научной разработки в жизнь.

Выводы

1. В работе предложен алгоритм достижения легитимности результатов приватизации в области

энергетики путем перманентного вкладывания финансовых ресурсов в обновление его материально-технической базы.

2. Энергетика обладает всеобщим охватом заинтересованных сторон, и поэтому способ дальнейшей капитализации его активов через ЭРА является закономерным.

3. Схему принятия технических решений по замене оборудования, приведенную на рис. 3, можно использовать в разных отраслях техники, в том числе в области газоснабжения регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Республиканская целевая программа «Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы». Утверждена Законом Республики Марий Эл от 23 июня 2004 года № 23-3.

2. Венедиктов С.В. Разработка алгоритмов развития энергетической компании Республики Марий Эл в условиях рыночных реформ: Программа науч. конф. преподавателей по итогам НИР за 2001 г. / Мар. гос. ун-т; С.В. Венедиктов - Йошкар-Ола, 2002. - С. 27.

3. Венедиктов С.В., КарчинВ.В., КыштымовВ.А., СоловьевИ.В. Основные аспекты задачи реструктуризации региональной энергетической компании: Программа науч. конф. преподавателей по итогам НИР за 2002 г. / Мар. гос. ун-т; С.В. Венедиктов, В.В. Карчин,

B.А. Кыштымов, И.В. Соловьев - Йошкар-Ола, 2003. - C. 38.

4. Венедиктов С.В. Экономическая основа задачи реструктуризации региональной энергетической компании: Программа науч. конф. преподавателей по итогам НИР за 2003 г. / Мар. гос. ун-т;

C.В. Венедиктов - Йошкар-Ола, 2004. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.