Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА'

АЛГОРИТМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / СОЗДАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА / РИСКИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наминова Кермен Владимировна

Статья посвящена анализу вопросов построения и организации трансформационных бизнес-процессов на основе диверсификации направлений функционирования посредством создания интернет-магазина. Определяются особенности, преимущества и недостатки диверсификации бизнеса, обосновываются возможные риски. Подчеркивается, что, несмотря на все риски и сложности, диверсификация в случае должного уровня отладки внутренних процессов может стать эффективным источником формирования дополнительного потенциала компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR DIVERSIFYING THE DIRECTIONS OF THE COMPANY’S OPERATION THROUGH THE CREATION OF AN ONLINE STORE: PROSPECTS FOR BUSINESS TRANSFORMATION

The article is devoted to the analysis of the issues of building and organizing transformational business processes based on the diversification of areas of operation through the creation of an online store. The features, advantages and disadvantages of business diversification are determined, and possible risks are substantiated. It is emphasized that, despite all the risks and difficulties, diversification, in the case of a proper level of debugging of internal processes, can become an effective source of forming additional potential of the company.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА»

Научная статья УДК 330

doi: 10.47576/2411-9520_2022_4_57

АЛГОРИТМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

Наминова Кермен Владимировна

ИП Наминова К.В., aginova85@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу вопросов построения и организации трансформационных бизнес-процессов на основе диверсификации направлений функционирования посредством создания интернет-магазина. Определяются особенности, преимущества и недостатки диверсификации бизнеса, обосновываются возможные риски. Подчеркивается, что, несмотря на все риски и сложности, диверсификация в случае должного уровня отладки внутренних процессов может стать эффективным источником формирования дополнительного потенциала компании.

Ключевые слова: диверсификация направлений функционирования; интернет-магазин; создание интернет-магазина; риски; трансформация бизнеса.

Для цитирования: Наминова К. В. Алгоритм диверсификации направлений функционирования компании посредством создания интернет-магазина: перспективы трансформации бизнеса // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. -2022. - № 4. - С. 57-65. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_4_57.

Original article

ALGORITHM FOR DIVERSIFYING THE DIRECTIONS OF THE COMPANY'S OPERATION THROUGH THE CREATION OF AN ONLINE STORE: PROSPECTS FOR BUSINESS TRANSFORMATION

Naminova Kermen V.

IP Naminova K.V., aginova85@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the issues of building and organizing transformational business processes based on the diversification of areas of operation through the creation of an online store. The features, advantages and disadvantages of business diversification are determined, and possible risks are substantiated. It is emphasized that, despite all the risks and difficulties, diversification, in the case of a proper level of debugging of internal processes, can become an effective source of forming additional potential of the company.

Keywords: diversification of directions of functioning; online store; creation of an online store; risks; business transformation.

For citation: Naminova K. V. Creation of an online store: prospects for business transformation. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 4, pp. 57-65. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_4_57.

На современном этапе вопросы переориентации деятельности субъекта предпринимательства приобретают основополагающее значение в контексте обеспечения возможности продолжения функционирования в постоянно изменяющихся внешних условиях, при возникновении дополнительных рисков деятельности, вынужденном поиске новой ниши в условиях изменения внутренней структуры рынка. Диверсификация бизнеса представляет собой совокупность особых переориентационных процессов, связанных с изменением текущего направления функционирования в сторону новых перспектив, связанных с возможностью продолжения хозяйственной деятельности в ином или смежном направлении. Ко всему прочему, диверсификация бизнеса достаточно часто выступает дополнительным элементом политики расширения, например, при выходе на новые рынки сбыта или формировании новых категорий целевой аудитории, расширении числа потенциальных потребителей конечной продукции компании. Диверсификация при должной организации и отладке всех внутренних процессов становится источником обеспечения дополнительного потенциала для компании, наращения активности и возникновения новых источников прибыли, что, по мнению Л. А. Хавиной, становится основанием для развития малого и среднего бизнеса [13].

Актуальность темы диверсификации бизнеса обусловливается рядом сложных факторов, к числу которых стоит относить возникновение новейших рисков в условиях обострения геополитической ситуации, необходимость обновления бизнеса с целью предостережения процессов выхода с рынка, наличие возможностей эффективного задействования потенциала в векторе цифрови-зации и обеспечения притока дополнительной прибыли, формирования конкурентных преимуществ, противопоставляемых другим компаниям из отрасли, изменение состава конкуренции на рынке (за счет выхода ряда зарубежных брендов и других компаний, давления естественной конкуренции), влияние рисков упущенной выгоды и многих других. Ко всему прочему, в ряде отдельных случаев диверсификация деятельности компании становится элементом, формирующим дополнительный потенциал в условиях сниже-

ния показателей деятельности; иначе говоря, становится источником возобновления компании и перехода на стадию роста [2; 6]. Все это показывает, что исследование возможных путей обеспечения диверсификации направлений функционирования компании имеет особую актуальность и практическую значимость.

Диверсификация направлений функционирования компании является достаточно сложным и многоаспектным явлением, требующим реализации со стороны компании широкого ряда проектировочных, аналитических и прогнозирующих функций, связанных с всесторонним анализом и обоснованием выбранных направлений диверсификации функционирования, разработкой оптимальных стратегий диверсификации и выбора инструментария организации данных процессов.

С точки зрения организации трансформационных процессов посредством создания интернет-магазина диверсификация направлений функционирования изучена недостаточно; кроме того, за диверсификацией следуют, помимо множественных преимуществ, также и дополнительные риски, связанные со специфическими особенностями процесса диверсификации, выбором конкретного направления и текущих доступных каналов реализации у компании, принадлежащей к определенной отрасли. Нивелирование рисков становится в том числе одной из первостепенных задач при разработке стратегии диверсификации направлений функционирования компании - это требует проведения дополнительного обоснования путей их нивелирования и их реализации при условии создания интернет-магазина, ориентированного на произведение внутренних бизнес-трансформаций.

Таким образом, перед нами предстает ряд следующих неразрешенных достаточно сложных проблем:

- необходимость обоснования перспектив и возможностей диверсификации направлений функционирования компании посредством создания интернет-магазина;

- сложность выявления и организации поиска путей нивелирования рисков, возникающих в процессе диверсификации бизнеса;

- проблема подбора инструментария для организации процесса диверсификации биз-

неса посредством создания интернет-магазина.

Цель исследования - произвести анализ процессов диверсификации направлений функционирования компании посредством создания интернет-магазина как элементов трансформации бизнеса и разработать авторский алгоритм и стратегию организации данных процессов.

Материалами к исследованию выступили открытые публикационные источники, научные исследования, статистические данные, а также данные, опубликованные в средствах массовой информации. Ключевыми методами, задействованными при организации исследования, выступили общенаучные методы, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, индуктивный и дедуктивный методы, эмпирические, наблюдение, а также метод моделирования, прогнозирования и мысленного эксперимента.

Диверсификация бизнеса является инструментом, формирующим дополнительный потенциал в функционировании компании. По мнению А. А. Прокофьевой, диверсификация бизнеса становится одним из этапов его развития, выступая в качестве способа построения нового вектора функционирования, выбора наиболее гибкого направления, формирования стратегии удержания конкурентных преимуществ при формировании дополнительных, установления новой тактики конкурирования с другими участниками рынка [9]. Важно отметить, что само понятие диверсификации не имеет единого устоявшегося определения; тем не менее под ним зачастую понимаются внутренние процессы, связанные с перераспределением резервов и источников формирования прибыли компании с их реализацией в направлении организации новых смежных или не связанных с имеющимися видов деятельности.

Соотнося вопросы создания интернет-магазина как элемента трансформации бизнеса с понятием диверсификации направлений функционирования, важно отметить, что данные процессы в целом имеют ряд схожих специфических черт, поскольку их содержательная сторона едина. С этой точки зрения диверсификация представляет собой стратегию установки новых целевых ориентиров, организации товаров, услуг и направлений деятельности. Интернет-магазин как инстру-

мент диверсификации объединяет в себе все необходимые элементы организации процесса диверсификации, поскольку позволяет реализовывать широкий спектр внутренних задач:

- интегрировать имеющуюся ресурсную базу и перенаправить ее с целью последующего извлечения прибыли;

- формировать резервы на создание источников диверсификации, которые могут выступить в том числе как источник долгосрочного роста, так и элемент предотвращения убытков;

- осуществлять комплексное управление рисками;

- обеспечивать внедрение и развитие гибкой модели функционирования субъекта предпринимательства, связанной с обеспечением относительной стабильности внутренних процессов при общекризисных внешних условиях;

- реорганизовывать или масштабировать деятельность компании, вносить изменения в ее внутреннюю структуру и обеспечивать формирование конкурентных преимуществ;

- создать дополнительный «сценарий-проект» развития бизнеса, который может заменить текущую существующую модель функционирования в связи с потерей ее актуальности и/или невозможности реализации в силу тех или иных причин [5; 7].

Кроме того, диверсификация, по мнению Ж. В. Смирновой и В. Н. Копица, предоставляет компании множество дополнительных преимуществ и возможностей [10]:

- обеспечение большей устойчивости к внешним изменениям рынка, высокая конкурентоспособность;

- организация эффективной системы перераспределения внутренних временно свободных денежных средств и прочих ресурсов в дополнительное направление функционирования (в источник увеличения общего потенциала) [8];

- приток конкурентных преимуществ, характер и качество которых напрямую зависит от выбранного вида продукта, направления диверсификации и внутренних специфических особенностей [12];

- построение дополнительной долгосрочно-ориентированной стратегии функционирования, которая на этапе проектирования и подготовки к реализации может быть видоиз-

менена в зависимости от текущего состояния рынка и имеющихся перспектив внедрения в конкретных условиях;

- возможность получения синергического эффекта за счет обеспечения корреляции направлений функционирования, их смежного объединения в общую концепцию;

- обеспечение большей привлекательности субъекта предпринимательства перед инвесторами и потенциальными партнерами за счет укрепления внутренней структуры бизнеса;

- выход на новые ниши, рынки, потенциальных потребителей, расширение целевой аудитории, привлечение новых инструментов построения бизнес-процессов и многие другие преимущества и возможности, в том числе имеющие частно-адресный характер, связанный с конкретной практикой функционирования компании [11].

Однако для компании важно также принимать во внимание факт того, что диверсификация направлений функционирования формирует широкий перечень рисков, связанных со сложностью управления новым направлением, необходимостью обеспечения источников его ресурсного снабжения, возможными исходами, связанными с неэффективностью выбранного направления и формирования исключительно дополнительных издержек, привлечения еще большего числа рисков функционирования, сложностью обеспечения эффективной структуры управления и корреляции с основной текущей бизнес-стратегией, оптимизации характера внутренних процессов в рамках разнонаправленных формах функционирования, с высокими потребностями в инвестиционных вложениях (реальные инвестиции), которые влекут за собой дополнительные риски, влияние конкурентной борьбы и многие другие [4].

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, важно подчеркнуть, что диверсификация направлений функционирования субъекта предпринимательства посредством создания интернет-магазина, несмотря на наличие множественных рисков, становится эффективным способом трансформации и организации бизнес-процессов, что объясняется рядом факторов:

1. Синергия диверсификации и цифро-визации. Цифровой формат, а также тренд

на организацию бизнеса в пространстве сети Интернет несут за собой дополнительные преимущества, наиболее очевидными и первостепенными из которых становятся возможности по расширению территорий функционирования (исключение ограничительных факторов территориальной удаленности от потенциального потребителя), вхождение в быстрорастущий и набирающий обороты рынок e-commerce, возможности открытия смежного направления и развития бренда компании, работающего на удаленные расстояния, исследованию новых рынков без влияния издержек, связанных с традиционным форматом построения бизнеса (открытие филиала или дочерней компании в территориально удаленном регионе) и мно -гие другие.

2. Выбор эффективной модели диверсификации и независимость от основного бизнеса. Созданный интернет-магазин, ориентированный на диверсификацию и трансформацию, может стать дополнительным источником деятельности, обеспечивающим приток денежных средств за счет построения модели сочетания нескольких типов диверсификации, а именно диверсификации производства, бизнеса, капитала, цен, а также деятельности. Все эти направления диверсификации могут быть эффективно комбинированы в структуре деятельности субъекта предпринимательства за счет их сравнительной характеристики и внедрения в политику ценностей интернет-магазина. Так, например, созданный интернет-магазин может придерживаться стратегии диверсификации цен и деятельности, что выражается в определении новой ценовой политики под конкретный рынок функционирования; при этом компания может создать потенциально новый продукт/направление деятельности, подстроенное под специфические особенности конкретного рынка.

3. Процессность и малое влияние на основ -ную бизнес-модель при условии отсутствия крупномасштабных и сложных многосторонних издержек на осуществление процессов диверсификации. С позиции данного фактора диверсификация является сложным процессом, который может быть приостановлен или завершен в случае влияния различных негативных факторов, потери актуальности или необоснованности при изменении внеш-

них условий, выявления недостатков сформированной модели и др. Малое влияние на бизнес представляется как независимость от другого направления функционирования, поскольку диверсификация становится именно дополнительным (смежным) элементом текущей бизнес-модели и, следовательно, не мо -жет негативно повлиять на текущую. Однако и у данных процессов есть обратная сторона, поскольку в ряде случаев диверсификация может требовать широкого числа ресурсов, в том числе и на разработку стратегического проекта; в случае направления значительной суммы финансовых ресурсов и неуспеха выбранного направления диверсификации функционирования компания теряет сред-

ства, которые могли бы быть аккумулированы и использованы с целью развития основного направления.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, необходимо предложить собственную структуру организации процессов диверсификации направлений деятельности за счет создания интернет-магазина, ориентированного на трансформацию деятельности компании и учитывающей возможности по нивелированию рисков. Алгоритм выбора при построении данной стратегии продемонстрирован на рис. 1.

Компания может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный способ организации диверсификации бизнеса; ключевыми опор-

Анализ текущего состояния бизнеса и выявление перспективных направлений диверсификации, выбор конкрситного типа диверсификации

Производство. Запуск ное ы к про из в о д смв енных линий, открытие новы к заводов, е том числе е других странах, модернизация: И ЕНйДрйНГЕ НОВЫХ методов производства Бес не ■:. П рио бр е те ние ра: личных ахтавов и направлений, нацепенны:; на извлечение прибыли Капитал. Вложение средств в разные напр ав пения и е иды производства, продукты и сервисы, развитае осноеных нагфаелений деятельности. Цены. Формирование ассортимента из продуктов разных ценовых категории, чтобы о хватать хах можно больше групп ЮГ РЕ нто Е с разной по кутите пьной способностью. Деятельность. Расширение гапраЕлешЛ, е ыход на новые рынки — ЕКПЮ чая те, ЧТС не сеян аны с основным бнз несом.

Синергия наиболее перспективных и сочетаемых типов диверсификации направлений функционирования и их соотношение с направлениями функционирования бизнеса в рамгах учета внешних факторов

Выбор отдельного типа нфокусироЕанин на нем

Си станке несколько тнпое диверсификации

Разработка стратегии, учитывающей результаты предыдущих исследований, выбор и обоснование формы реализации диверсификации, детальная проработка внутренней структуры выбранной стратегии

И не е сттщронньп! проект. Диверзифтг.щия, Проект реальных инвестиции. Связан ос но в анная на приЕ л е нии е не шнек ис ют ю чите пью ■: пр е обр аз ое анием и 1ше е ■: тор о в, при уестии е нутр енш-с: расшир е ш-е м е нутре нше:ле ме нтое вложений бизнес-структуры Другие формы проработки стратегии

и Г

Запуск пр оц есса див ер сификации (в оплощени е разраб отанн ой страт егии)

Ре ал ь ное е не д ре ние в ус по в ня ры нка с цепью в о з в еде икя по пы ток интеграции Те ■: то® ыи з апус к, направ п е нны й на апр об ацкю име ю щ е йся стратегии и её корректирование

Рисунок 1 - Алгоритм выбора диверсификации направлений функционирования компании

при организации интернет-магазина

ными точками для построения данных процессов становятся:

- проведение анализа;

- организация подбора направлений диверсификации под данные, полученные в ходе анализа;

- соотношение формируемой стратегии с направлениями диверсификации и имеющимися данными;

- воспроизводство [1; 3].

Данная структура в большинстве своем соответствует требованиям реального бизнеса; ко всему прочему, может сопровождаться дополнительными изменениями на каждом этапе, что обеспечивает максимальную ее гибкость и адаптивность к условиям реализации.

Принимая во внимание предложенный алгоритм, необходимо разработать и обосновать стратегию диверсификации направлений функционирования компании на основании создания интернет-магазина в векторе трансформации внутренних бизнес-процессов. Результаты данной стратегии представлены на рис. 2.

Нами выделено 6 основных этапов:

1. Выбор синергии «капитал-деятельность-цены». Это обусловливается максимально эффективным сочетанием данных

типов диверсификации в контексте интернет-магазина, что представляется в виде:

- проведения реальных инвестиций (направление «капитал») в сервис компании: интернет-магазин, служащий платформой интеграции различных структур, расширения территориальной распространенности компании (и т. д.);

- обеспечения гибкой ценовой политики, реализации политики «сниженной стоимости» (за счет снижения издержек), а как следствие возможность противопоставления интернет-магазина другим конкурентам в отрасли;

- выход на новые рынки за счет вхождения в пространство e-commerce и обеспечения новейших мест распространения бизнеса с минимизацией данных издержек.

2. Сочетание данных типов диверсификации. Представляется в виде создания интернет-магазина, позиционирующегося как премиальный и доступный сервис с приятными ценами и наличием рекламных (акционных) предложений, не привязанный к конкретному региону и, следовательно, более доступный. От такого сочетания компания получает несколько дополнительных преимуществ:

- выбор связанного вида диверсификации, не требующего детального изучения рынков

Синергия сочетания " Калита л-деятельность-цены"

Построении стратегии сочетания нескольких типов диверсификации

£

Рисунок 2 - Стратегия диверсификации направлений функционирования компании на основании создания интернет-магазина в векторе трансформации внутренних бизнес-процессов

и отрасли, проведения глубокого анализа, поскольку он связан с основным видом деятельности;

- масштабирование компании при относительно низком уровне затрат на масштабирование;

- формирование дополнительного конкурентного преимущества в виде интернет-магазина;

- высокие возможности по расширению числа потребителей, целевой аудитории и т. д.;

- изучение новых рынков и потребителей без фактического присутствия на них и др.

3. Проект реальных инвестиций. Предполагает запуск интернет-магазина на основе внутренних фондов и резервов, отчисляемых компанией на реализацию направления диверсификации функционирования. Обеспечивает независимость компании в реализации проекта и позволяет воплощать в том числе высокорисковые инициативы, к которым сложно привлечь инвесторов.

4. Тестовый запуск в привычном регионе. Является обязательным подходом при организации интернет-магазина, что обусловливается специфическими особенностями самого интернет-магазина на организационно-техническом уровне: проверка сайта, настройка алгоритмов, снижение радиуса доставки, выявление упущений и их устранение в местах базирования компании (что позволяет более оперативно реагировать на негативные проявления) и так далее. По результатам тестового запуска выявляются дополнительные риски, производится их устранение и наращение мощностей, обеспечиваются организационные процедуры и производится запуск интернет-магазина в общедоступном формате.

5. Вывод на новые рынки. Является непосредственной стадией запуска проекта внутренних инвестиций и его воплощения на реальную практику функционирования компании. В ходе данного этапа диверсификации компания осуществляет наибольшее количество затрат, связанных с продвижением бренда, организацией маркетинговой политики, завоеванием доверия потребителей и других процессов интеграции на рынок; обретает конкурентные преимущества в новой структуре рынка.

6. Поддержание нового направления ди-

версификации. Строится на возможности дополнительного инвестирования временно свободного капитала компании, перенаправления денежных потоков на развитие направления в тех или иных случаях.

Все это показывает, что предложенные алгоритм и стратегия трансформации бизнеса за счет диверсификации направлений функционирования посредством создания интернет-магазина имеют высокую актуальность и значимость, обеспечивают качество построения бизнеса и возможности расширения, выражаются в виде достижения си-нергического эффекта при нивелировании многих рисков и недостатков.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа можно подчеркнуть следующее:

Перспективы и возможности диверсификации направлений функционирования компании посредством создания интернет-магазина заключаются в синергии диверсификации и цифровизации, процессности и адаптивности, выраженной в возможности подстроения под текущую модель функционирования.

Нивелирование рисков диверсификации бизнеса обеспечивается за счет тестового запуска и формирования проекта внутренних реальных инвестиций, формирующихся исключительно из свободных резервов и денежных потоков. Тем не менее это не исключает наличия рисков функционирования.

В качестве инструментов организации процесса диверсификации бизнеса посредством создания интернет-магазина выступают проектный метод, включающий в себя множество аналитико-исследовательских направлений, а также методологию экспертной оценки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, необходимо заметить, что диверсификация направлений функционирования компании на основании создания интернет-магазина в векторе трансформации внутренних бизнес-процессов предоставляет дополнительные преимущества для компании, источники становления конкурентного преимущества, возникновение которых напрямую обусловливается выбранной стратегией, отраслью функционирования компании, степенью проработанности каждого из процессов и финансирования. Иначе говоря, процесс диверсификации полностью инди-

видуален для каждой компании; тем не менее представленная структура может стать основой разрабатываемого бизнес-проекта,

ориентированного на трансформацию внутренних бизнес-процессов.

Список источников

1. Альшевская О. Н. Книжная интернет-торговля в Сибири и на Дальнем Востоке // Библиосфера. 2021. №3. С. 63-71.

2. Деленьян Б. А., Кайфеджан Д. П., Воронов А. А., Конограй О. А. Проблемы и возможности повышения потребительской ценности предложения на рынке e-commerce на основе совершенствования логистических процессов // Практический маркетинг. 2022. № 1 (298). С. 31-36.

3. Дорожкина Т. В., Иванов А. А., Татарченко К. Р. Диджитализация торговых отношений: вопросы правового регулирования // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 39 (1). С. 129-134.

4. Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях // Экономический вектор. 2022. № 1 (28). С. 143-147.

5. Лю Мэнна. Бизнес-модель электронной коммерции свежих продуктов в Китае // Инновации и инвестиции.

2020. № 5. С. 81-85.

6. Люлякина Д. Н., Лазуко А. Г, Рындина С. В. Анализ возможностей CMS Magento для создания интернет-ма -газина украшений // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С. 24-34.

7. Морозенкова О. В. Развитие рынка розничного онлайн-экспорта в России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 73-87.

8. Потанина М. В., Кривенко Ю. В. Потенциал социальной сети instagram в продвижении бизнес-компании // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление.

2021. № 2. С. 92-103.

9. Прокофьева А. А. Диверсификация как один из способов развития бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 1-1. С. 184-186.

10. Смирнова Ж. В., Копица В. Н. Теоретическое обоснование диверсификации бизнеса организации // Московский экономический журнал. 2020. № 3. С. 493-501.

11. Титова А. В., Голик В. И. К диверсификации рудодобывающего комплекса как направления развития экономической системы депрессивного типа // Горная промышленность. 2020. № 6. С. 112-117.

12. Фарангиз Ф. М., Раъно Р. Н. Некоторые аспекты организации современного бизнеса (на примере онлайн магазинов) // Science and Education. 2022. № 4. С. 1848-1853.

13. Хавина Л. А. Современная ситуация состояния малого и среднего бизнеса в России // Теоретическая и прикладная экономика. 2022. № 2. С. 28-36.

References

1. Alshevskaya O. N. Online book trade in Siberia and the Far East. Bibliosphere. 2021. No.3. Pp. 63-71.

2. Delenyan B. A., Kayfedzhan D. P., Voronov A. A., Konograi O. A. Problems and opportunities of increasing the consumer value of the offer on the e-commerce market based on improving logistics processes. Practical Marketing.

2022. No. 1 (298). Pp. 31-36.

3. Dorozhkina T. V., Ivanov A. A., Tatarchenko K. R. Digitalization of trade relations: issues of legal regulation. Natural sciences and humanities research. 2022. No. 39 (1). Pp. 129-134.

4. Kozlyaeva E. V., Krylova I. Y. Internet sales: choosing a sales channel in modern conditions. Economic vector. 2022. No. 1 (28). Pp. 143-147.

5. Liu Mengna. Business model of e-commerce of fresh products in China. Innovations and investments. 2020. No. 5. Pp. 81-85.

6. Lyulyakina D. N., Lazuko A. G., Ryndina S. V. Analysis of the possibilities of CMS Magento for creating an online jewelry store. Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2015. No. 2 (14). Pp. 24-34.

7. Morozenkova O. V. Development of the retail online export market in Russia. Bulletin of the Russian State University. The series "Economics. Management. Right." 2020. No. 4. Pp. 73-87.

8. Potanina M. V., Krivenko Yu. V. The potential of the instagram social network in promoting a business company. Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and management. 2021. No. 2. Pp. 92-103.

9. Prokofieva A. A. Diversification as one of the ways of business development. Economics and Business: theory and practice. 2022. No. 1-1. Pp. 184-186.

10. Smirnova Zh. V., Kopitsa V. N. Theoretical justification of the diversification of the organization's business. Moscow Economic Journal. 2020. No. 3. Pp. 493-501.

11. Titova A.V., Golik V. I. Towards diversification of the ore-mining complex as a direction of development of the economic system of a depressive type. Mining industry. 2020. No. 6. Pp. 112-117.

12. Farangiz F. M., Raino R. N. Some aspects of the organization of modern business (on the example of online stores). Science and Education. 2022. No. 4. Pp. 1848-1853.

13. Khavina L. A. The current situation of small and medium-sized businesses in Russia. Theoretical and applied economics. 2022. No. 2. Pp. 28-36.

Сведения об авторах

НАМИНОВА КЕРМЕН ВЛАДИМИРОВНА - эксперт по созданию и развитию бизнеса, ИП Наминова К.В., aginova85@yandex.ru

Information about the author

NAMINOVA KERMEN VLADIMIROVNA - expert in business creation and development, IP Naminova K.V., aginova85@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.