Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2023. № 1 (25) ==== УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК: 343.9
DOI: 10.55001/2587-9820.2023.18.85.001
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЭКСПЕРТА-АВТОТЕХНИКА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МАРКИРОВОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
Артем Сергеевич Агафонов
Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. Одним из важнейших аспектов эффективного расследования любого уголовного дела и доказательств в суде является безграничный потенциал специальных знаний. Совершенствование института специальных знаний - это, в первую очередь, развитие судебной экспертизы как основной процессуальной формы их использования. Кроме того, судебная экспертиза играет важнейшую роль во внедрении современных научно-технических достижений.
При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств (далее - МО ТС), наиболее востребованной и актуальной выступает автотехническая экспертиза по исследованию МО ТС. В статье освещены рабочие этапы последовательности действий эксперта-автотехника и сформулированы рекомендации, направленные на повышение качества исследования и получение точных выводов.
Ключевые слова: судебная автотехническая экспертиза, маркировочные обозначения, эксперт-автотехник, транспортное средство.
Для цитирования: Агафонов, А. С. Алгоритм действий эксперта-автотехника при производстве судебной автотехнической экспертизы по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра : сб. науч. тр. Иркутск : ВосточноСибирский институт МВД России. 2023. Т. 25. № 1. С. 7-22. DOI: 10.55001/25879820.2023.18.85.001
ALGORITHM OF ACTIONS OF THE EXPERT-AUTO TECHNICIAN WHEN IN THE PRODUCTION OF A JUDICIAL AUTOMOTIVE EXAMINATION FOR THE STUDY OF
MARKING DESIGNATIONS OF VEHICLES
Artem S. Agafonov
Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. One of the most important aspects of the effective investigation of any criminal case and evidence in court is the unlimited potential for using special knowledge. Improving the institute of special knowledge is, first of all, the development of forensic examination as the main procedural form of their use. In addition, forensic examination
© Агафонов А. С., 2023
plays a crucial role in the implementation of modern scientific and technological achievements.
When disclosing and investigating crimes related to changing the markings of vehicles (hereinafter referred to as the MO TS), the most popular and relevant is the autotechnical expertise for the study of the MO TS. In the course of which the author highlights the working stages of the sequence of actions of an expert-automotive technician and formulates recommendations aimed at improving the quality of the study and obtaining accurate conclusions.
Keywords: forensic autotechnical examination, markings, expert autotechnician, vehicle.
For citation: Agafonov A.S. Algoritm deystviy eksperta-avtotekhnika pri proizvodstve sudebnoy avtotekhnicheskoy ekspertizy po issledovaniyu markirovochnykh oboznacheniy transportnykh sredstv [Algorithm of actions of the expert-auto technician when in the production of a judicial automotive examination for the study of marking designations of vehicles]. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2023, vol.25 no. 1, pp. 7-22 (in Russ.). DOI: 10.55001/2587-9820.2023.18.85.001
Введение
Эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений в современных условиях, на наш взгляд, сложно добиться без получения
доказательственной информации по делу, которая имеется в руках субъекта расследования благодаря широкому использованию
специальных знаний в
узкопрофильной области науки, техники, искусства и ремесла. Отсутствие знаний в узких областях науки у следователей (дознавателей) компенсируется за счет привлечения лиц, обладающих узкопрофильными или специальными знаниями. Заметим, что в связи с бурно развивающимся научно-техническим прогрессом спектр таких знаний постоянно расширяется.
Сегодня в условиях нарастающей интеграции специальных знаний во все сферы жизни и деятельности населения и государств одним из наиболее действенных средств собирания и получения сведений, имеющих основополагающее
значение и нередко содержащих доказательственную информацию по делу, является судебная экспертиза. Она же играет преимущественную
роль во внедрении современных научно-технических достижений и является преобладающей,
главенствующей процессуальной формой использования специальных знаний. Специфика назначения и проведения судебной экспертизы строго регламентирована нормами закона. Как верно отмечает Е. А. Зайцева, этот вид познания (т. е. производство судебной экспертизы) осуществляется в установленной процессуальными актами форме [1, с. 5] - не исключение и экспертное исследование по категории уголовных дел, связанных с изменением МО ТС.
К числу основных назначаемых судебных экспертиз по делам рассматриваемой категории
преступлений можно отнести: автотехническую экспертизу по исследованию МО ТС; технико-криминалистическую экспертизу документов; экспертизу материалов, веществ и изделий (физико-химическая) по исследованию лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий (далее -ЛКП) ТС, а также экспертизу материалов, веществ и изделий по исследованию волокон и
волокнистых материалов;
биологическую экспертизу тканей и выделений человека (в частности, исследование ДНК);
дактилоскопическую (например, следы пальцев рук могут быть обнаружены на поверхности клеевой (внутренней) стороны вторичных заводских наклеек и в других местах); трасологическую (исследование следов обуви, ТС, орудий и инструментов и др.); компьютерную и радиотехническую (в целях исследования различного вида современного технического
оборудования, предназначенного для хищения ТС) и др.
Основная часть
В целях нашего исследования более предметно остановимся на таком виде автотехнических экспертиз, как исследование МО ТС. Важно отметить, что по всем (100 %) подвергнутым анализу уголовным делам (о преступлениях, связанных с изменением идентификационной маркировки ТС) назначалось указанное экспертное исследование, что подтверждает высокую востребованность данной судебной экспертизы (хоть ст. 196 УПК РФ и не обязывает к ее назначению, на наш взгляд, при расследовании преступлений исследуемой
направленности без экспертизы МО не обойтись) [2, с. 84].
Формулированию точных
выводов и выполнению
качественного исследования, на наш взгляд, будет способствовать предложенная последовательность действий эксперта-автотехника с подробным описанием отдельных ситуаций.
1. Ознакомление с
постановлением (определением) о назначении судебной
автотехнической экспертизы. Как отмечает С. Б. Россинский, субъекту расследования также необходимо при первой возможности ознакомить с постановлением о назначенной судебной экспертизы и
заинтересованных лиц [3, с. 25].
Постановление должно быть оформлено надлежащим образом (завизировано, указан исходящий номер, дата регистрации и т. д.). Поставленные эксперту вопросы должны быть точно и конкретно сформулированы. Учитывая
специфику рассматриваемого
экспертного исследования, считаем возможным определить следующий перечень вопросов, подлежащий рассмотрению:
«1) Подвергались ли изменению маркировочные обозначения на представленном транспортном
средстве (кузове, шасси или двигателе)?
2) Если маркировочные обозначения подвергались изменению или уничтожению, то каково было первоначальное содержание маркировочных обозначений на данном транспортном средстве (объекте)?
3) Имелись ли на представленном транспортном средстве (объекте) маркировочные обозначения?
4) Если маркировочные обозначения подвергались изменению или уничтожению, то каким именно способом?
5) Не использовались ли для изменения или изготовления маркировочных обозначений представленные инструменты или материалы?» [4, с. 25].
Вопросы целесообразно
предварительно обсудить с сотрудником экспертно-
криминалистического подразделения.
2. Изучение регистрационно-учетных документов (при их наличии, если они еще не направлены на технико-
криминалистическое исследование или уже проведено исследование) на ТС, поскольку даже оригинальные документы весьма часто
используются в преступных целях (например, автомобиль похищен под имеющиеся документы). Перед
исследованием объекта (ТС), так же, как и при следственном осмотре документов, необходимо сопоставить данные, находящиеся в документах (марка, модель, идентификационный номер и т. д.), с представленным объектом. Как известно,
исследование документов является прерогативой технико-
криминалистической экспертизы документов. Однако только комплексный подход к исследованию МО способствует повышению достоверности выводов, что позволит эксперту с надлежащим уровнем специальных знаний сразу выявить несоответствия. Также уже на данной стадии для отдельных марок автомобилей имеется возможность установить
контрольный знак (по специальному алгоритму или с помощью специальной программы), который находится на девятой позиции УШ-кода [5, с. 115].
3. Проведение общего осмотра объектов, представленных на экспертизу. В случае несоответствия объектов с перечнем, указанным в постановлении о назначении экспертизы, эксперту необходимо связаться с лицом, назначившим экспертизу, и выяснить причину несоответствия. Объектами судебной экспертизы МО ТС выступают атрибуты материального мира, которые В. А. Жаворонков
подразделяет на две группы (материальные и
материализованные - первичные и вторичные в отношении друг друга). К первой группе относится ТС как целое изделие и его отдельные элементы конструкции (узлы и агрегаты, маркируемые детали и т. д.), ко второй - различного рода документация (руководство по эксплуатации, сервисная книжка, регистрационно-учетные и иные документы) [6, с. 35].
В целях достижения наиболее продуктивных результатов осмотра, пишет В. Е. Долинский, следует
разработать его единообразный план проведения, при котором порядок действий эксперта не будет отличаться даже в ходе исследования ТС, различных по своим конструктивным особенностям.
Например, приступать к осмотру с передней левой двери кузова, передвигаясь вокруг автомобиля по часовой стрелке [7, с. 83].
На данной стадии выполняется фотографирование общего вида представленного объекта и отдельных элементов конструкции. Фотофиксация осуществляется
«по правилам масштабной (детальной) съемки» [8, с. 77]. При фотографировании используют L-образную масштабную линейку, которая устанавливается в зоне плоскости маркировочной панели.
Осмотр должен выполняться экспертом, одетым в специальный комбинезон, металлические части которого (пуговицы, молнии) надежно закрыты для исключения случаев повреждения поверхности элементов кузова или салона исследуемого ТС. В ходе осмотра также выявляются следы (при их наличии) ранее имевшего место внешнего деформирующего
воздействия на элементы
конструкции и следы возможного несанкционированного вскрытия ТС.
Отметим, что в ходе первоначального общего осмотра возможно использование различных технических средств
неразрушающего контроля.
4. Проведение более детального осмотра представленных объектов. На данной аналитической стадии изучается марка, модель, год выпуска ТС, цвет ЛКП (факт перекраски или подкраски). Более подробно исследуются МО (УШ-код или номер кузова либо шасси, номер двигателя), заводская табличка и т. д. Отдельное внимание необходимо уделять маркировочным данным на элементах остекления кузова, электрооборудовании, контрольных
приборах, шлангах, ремнях безопасности, деталях отделки салона, радиоаппаратуре, дисках колес, индивидуальным номерам подушек безопасности, коробки переключения передач и т. д. В большинстве случаев на данных деталях указана дата выпуска, однако следует учитывать и возможность замены некоторых деталей собственником ТС.
Особое внимание следует уделять внутризаводскому
(производственному) номеру ТС. Многие заводы-производители,
помимо идентификационных
номеров, наносят на ТС внутризаводские номера (как правило, это порядковый номер изделия и код даты выпуска автомобиля по производственному календарю предприятия, который архивируется в базе данных). Отдельные МО (в том числе внутрипроизводственный номер) помогут идентифицировать ТС посредством запроса на
предприятие-изготовитель.
С целью выявления
несоответствия обнаруженных МО исследуемому ТС необходимо использовать специальные каталоги автомобилей с подробными техническими параметрами.
Также важно помнить о возможных дублирующих
противоугонных маркировках на всех стеклах, зеркалах, фарах, задних фонарях, дисках, деталях салона, элементах двигателя и т. д., наносимых по заказу (кустарным способом, пескоструйной обработкой, гравированием, травлением)
различными компаниями (например, «Литекс», VIN-STOP и др.).
В экспертной практике отмечались случаи, когда в ходе осмотра скрытых полостей ТС эксперт обнаруживал сервисную книжку, в которой находилась заводская табличка, содержащая первичные МО. Таким образом,
наличие такой книжки также может оказать большую помощь [7, с. 83].
Наличие у эксперта-автотехника специальных знаний о структуре МО и признаках их подделки позволят ему оперативно и точно выявить имеющиеся несоответствия кодов идентификационных маркировок комплектации исследуемого ТС.
4.1. Исследуются места крепления всей панели (площадки) с идентификационной маркировкой к прилегающей панели кузова ТС (для рамного автомобиля - место соединения рамы с кузовом). Данные действия необходимы для оценки целесообразности дальнейшего
исследования (восстановления)
знаков идентификационной
маркировки.
К объективным признакам замены полностью маркируемой панели относятся:
- несоответствие технологии окраски панели, применяемой на заводе-изготовителе (следы потеков, опыления краски);
- наличие в местах соединения маркировочных панелей под слоем ЛКП характерных следов различных видов сварки (клеящего вещества или разъемных соединений), не используемых на заводе-изготовителе в производстве кузовов ТС данной серии;
- наличие в местах соединения маркировочных панелей под слоем ЛКП наслоений мастики, органолептические параметры и внешний вид которой отличаются от шумоизолирующей мастики, используемой на заводе-изготовителе в соответствии с технологией шумоизоляции и герметизации при производстве кузовов ТС данной серии;
- отличие внешнего вида грунта (при частичном смыве ЛКП) в местах локализации точек сварки, знаков идентификационной маркировки и контрольного участка;
- наличие в местах соединения маркировочных панелей под слоем
ЛКП и пластичной массы (мастики) характерных следов демонтажа из кузова автомобиля-донора
оригинальной панели [9, с. 150-151].
4.2. Если не установлены признаки демонтажа всей панели, тогда проверяется изменение МО, выполненное путем вырезания и замены фрагмента (части) панели (либо лонжерона рамы) с первичной на вторичную маркировку (с иного ТС или изготовленного из металла самостоятельно).
К объективным признакам замены фрагмента маркируемой панели относятся:
- расположение и начертание знаков идентификационной маркировки, не соответствующие нанесенным на заводе-изготовителе;
- явное несоответствие толщины рабочей поверхности панели в зоне расположения знаков идентификационной маркировки;
- несоответствие технологии окраски панели, применяемой на заводе-изготовителе (следы потеков, опыления краски);
- отличие внешнего вида грунта (и поверхностей металла панели) при частичном смыве ЛКП в местах расположения знаков идентификационной маркировки и контрольного участка;
- наличие явных следов сварных швов, определяющих границы фрагмента [9, с. 146-149].
4.3. На следующем подэтапе производится исследование непосредственно знаков идентификационной маркировки (УШ-кода, номера кузова, шасси) на рабочей поверхности панели (лонжерона рамы) ТС.
Отметим, что для отдельных материальных объектов, в том числе и ТС, существенные признаки и качественные свойства
закладываются при производстве заводом-изготовителем в целях их последующей идентификации в ходе эксплуатации. Кроме того, каждому ТС присваивается УШ-код -
уникальный идентификационный номер (отдельным автомобилям, например изготовленным в Японии для продажи на местных рынках, присваивается номер кузова, структура и количество знаков которого отличны от 17-значного идентификационного номера).
Сегодня в мире действует по меньшей мере четыре
различающихся стандарта VIN-кодов: 1) FMVSS - используется преимущественно в США и Канаде; 2) IS0-3779:2009 - используется в большинстве стран мира; 3) SAE J853 - похожий на стандарт ISO-3779; 4) ADR 61/2 - используется исключительно в Австралии [10, с. 38].
Идентификационный номер ТС, изготовленного в Российской Федерации, создается в соответствии с Международным стандартом ISO-3779:2009 (российский аналог -стандарт «ГОСТ 33990-2016. Межгосударственный стандарт.
Транспортные средства. Маркировка. Технические требования»1).
На основании данных стандартов VIN-код формируется из 17 цифровых и буквенных символов (знаков), в которых особым образом
зашифрована информация о производителе, модели ТС, комплектации, годе выпуска и иные сведения.
Идентификационный номер условно разделен на три категории:
1 ГОСТ 33990-2016. Транспортные средства. Маркировка. Технические требования : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. № 549-ст : введен впервые : дата введения 2018-02-01 / разработан ВНИИНМАШ // Кодекс : Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200145827 (дата обращения: 12.01.2023). Режим доступа: свободный.
1) WMI (первые три знака) -идентификатор изготовителя (код географической зоны, страны, производителя); 2) VDS
(последующие шесть знаков) -описательная часть, в которой содержится информация о характеристиках ТС, контрольный знак; 3) VIS (остальные восемь знаков) - указательная часть, в которой отражена уникальность ТС [4, с. 23]. Она дает возможность отличить одно ТС от другого той же марки и модели.
На данном подэтапе отдельное внимание обращается на технологию маркирования ТС, применяемую в соответствии со стандартом предприятия-изготовителя.
Существуют следующие
основные способы нанесения идентификационной маркировки:
- клеймение вручную (с помощью кондуктора, в отдельных случаях - без его использования);
- клеймение механическим способом (при помощи автоматических и полуавтоматических маркираторов);
- кернение (используется специальная игла маркиратора);
- гравирование;
- прожигание (применяются автоматические лазерные установки);
- электроискрование [11, с. 134135].
4.4. Исследуются заводские
(дублирующие) таблички.
Характерными признаками,
указывающими на изменение заводских маркировочных табличек, являются:
- отчетливые следы демонтажа и повторной установки (крепления);
- использование клеящего состава, не применяемого на заводе-изготовителе, отсутствие защитного растра;
- отделение заводской наклейки вследствие реакции на растворители или под воздействием воды;
- применение крепежных элементов, не используемых на заводе-изготовителе;
- отличие толщины пластины (как в большую, так и в меньшую сторону) от толщины, применяемой на заводе-изготовителе;
- обработка заводской таблички слесарным или абразивным инструментом;
- расхождение в данных о комплектации ТС, нанесенных на маркируемой табличке, с данными о комплектации представленного на исследование ТС (в соответствии с функциональной заводской комплектацией, используемой на предприятии-изготовителе).
5. Исследование идентификационных данных,
хранящихся в памяти электронных носителей информации
(электронных блоках управления системами ТС).
По справедливому уточнению Е. В. Чесноковой, к объектам судебной экспертизы МО ТС также следует относить информацию, хранящуюся в электронных блоках управления (ЭБУ) [12, с. 52]. Отметим, что исследование электронных носителей информации (ЭНИ), в частности ЭБУ, на предмет установления номера
идентификационной маркировки, хранящейся в их памяти, является неразрушающим методом
исследования. В связи с этим экспресс-анализ может также проводиться субъектом
расследования, специалистом (или при его содействии) и в рамках следственного осмотра с помощью различного диагностического
оборудования (адаптеров, тестеров, сканеров). Однако процесс исследования информации,
записанной в ЭБУ, и ее оценка на предмет достоверности и
непосредственного отношения к представленному объекту
исследования весьма сложен даже для экспертов-автотехников,
специализирующихся на
исследовании МО ТС. Зачастую очень трудно выявить факт
несанкционированного вмешательства в ЭБУ с целью внесения изменений в содержание МО. Тем не менее в процессе проведения качественной
диагностики ЭНИ (не оставляя без внимания признаки, указывающие на несанкционированный доступ, а также анализируя данные не только в электронном блоке модуля управления двигателем, но и других блоках, например в блоке иммобилайзера), несомненно,
возможно получить
доказательственную или
ориентирующую криминалистически значимую информацию [13].
На сегодняшний день в практике производства рассматриваемого вида экспертиз не имеется полного набора признаков, которые позволяют с уверенностью заявлять о
несанкционированном вмешательстве
(перепрограммировании) или
производившемся демонтаже ЭБУ системами ТС. Укажем основные:
- характерные следы откручивания гаек, крепежных и самонарезающих винтов (свернутых граней на шляпках болтов), а также явные следы отсоединения крепежных клипс, посредством которых ЭБУ устанавливается на кузове ТС;
- наличие явных следов, которые образуются в ходе вскрытия металлического или полимерного корпуса ЭБУ;
- печатная плата ЭБУ имеет повреждение защитного покрытия;
- печатная плата ЭБУ имеет явные следы незаводской (кустарной) установки микросхем;
- сбои в системе при считывании информации (диагностировании);
- год производства ТС не соответствует сведениям о годе изготовления ЭБУ, а также его составных компонентов;
- расхождение сведений о комплектации ТС, полученных в ходе диагностирования, с фактической комплектацией и др. [14, с. 239].
Интервьюирование экспертов-автотехников показало, что исследование ЭБУ ТС проводится лишь в 40 % случаев. Это говорит о том, что одним из факторов отказа является невосприятие экспертами данного исследования как метода, дающего полную уверенность в содержании идентификационного номера исследуемого объекта. Тем не менее можно утверждать, что этот метод существенно экономит время эксперта при производстве экспертиз МО и позволяет дополнительно проверить обоснованность выводов о содержании идентификационного номера ТС [14, с. 240]. Вторым же фактором является отсутствие необходимого диагностического оборудования в экспертных подразделениях.
Современные ТС - это высокотехнологичные механические устройства разнообразных
технических модификаций, в которых собраны и функционируют различные системы электронного оборудования и безопасности. Отдельные ТС специально оснащаются компьютерно-
техническими устройствами и системами, к которым также относятся технические средства, предназначенные для регистрации временных и скоростных параметров движения, - тахограф и навигационно-информационная система для экстренного
реагирования при авариях - «ЭРА-ГЛОНАСС». В данных устройствах (тахографе [15, с. 127] и «ЭРА-ГЛОНАСС» [16, с. 59]) помимо различного рода информации записываются сведения об идентификационном номере (УШ-коде) и государственном
регистрационном знаке ТС. Представляется, что указанные системы и устройства следует
считать новыми (дополнительными) объектами экспертизы МО ТС. Тахограф имеет защитную пломбу, предохраняющую доступ извне, а система «ЭРА-ГЛОНАСС»
интегрирована в
электропроводящую систему ТС таким образом, что ее несанкционированный демонтаж невозможен или будет связан с существенными материальными затратами. В этой связи, безусловно, исследование рассматриваемых электронных устройств и систем на предмет установления
идентификационной маркировки ТС послужит дополнительным
источником информации в ходе формулирования экспертом выводов.
6. При установлении факта изменения знаков МО (VIN-кода, номера кузова, шасси) на рабочей поверхности панели (лонжерона рамы) ТС осуществляется подготовка поверхности объекта к процессу восстановления.
На данной стадии эксперту-автотехнику необходимо очистить рабочую поверхность от внешних загрязнений, окислов, ржавчины и т. п. Для удаления слоя ЛКП маркируемой поверхности
используют ацетон или
растворитель, но наиболее эффективными являются смывки на основе органических растворителей (например, смывка краски ABRO и др.). Нанося смывку равномерным слоем толщиной в 1-3 мм, баллон следует держать вертикально на расстоянии от поверхности приблизительно 25 см. После этого необходимо подождать 5-20 мин. Реагент размягчает и частично разрушает полимерную основу ЛКП, вследствие чего снижается его адгезия (сцепление) с поверхностью, что приводит к набуханию и отслаиванию покрытия. Наиболее предпочтительным для удаления покрытия является использование салфеток, пропитанных
вышеуказанными растворителями,
которые прочно прижимают к рабочей поверхности. При этом салфетки следует периодически дополнительно увлажнять
растворителем.
После удаления эмалевого покрытия при необходимости проводят шлифовку (зачистку) и полировку участка для удаления дефектов, царапин, неровностей, раковин. Шлифовку с помощью грубой и мелкой наждачной бумаги и полировку с использованием пасты ГОИ или алмазной пасты проводят с помощью электродрели с насадками, шлифмашины с гибкими рукавами либо ручным способом, снимая как можно более тонкий слой, выбирая при полировании направление перпендикулярно штрихам и царапинам (направлению трасс), чтобы не углубить имеющиеся дефекты. «Устранение всех без исключения трасс вопреки мнению, распространенному в литературе, нецелесообразно, так как при этом происходит уменьшение толщины деформированного приповерхностного слоя, хранящего информацию об уничтоженном маркировочном обозначении» [17, с. 201].
Целью полировки является удаление деформированных
поверхностных слоев, образующихся при шлифовании. За счет полирования поверхности
увеличивается чувствительность метода восстановления (травления), однако злоупотребление полировкой может привести к ухудшению качества восстановления.
Очищенную и отполированную поверхность обезжиривают
органическими растворителями (спиртом, эфиром, хлороформом), поскольку жировые наслоения будут мешать равномерному протеканию реакции восстановления.
7. Восстановление первичных удаленных рельефных изображений (знаков маркировочных
изображений).
Для восстановления знаков МО применяют в основном следующие группы методов [18, с. 50]:
- неразрушающие (физические), к ним относят отдельные виды дефектоскопии (гамма- и рентгеновская, вихретоковая, инфракрасная) и метод магнитной суспензии (магнитопорошковый), применяемый на ферромагнитных материалах. Ранее нами уже были рассмотрены основные технические средства неразрушающего контроля
[19];
- частично разрушающие (метод ионного травления). Данный метод основывается на явлении выбивания ионов с поверхности твердого тела в результате ионной бомбардировки. Ионное травление позволяет выявить структуру поверхности и создать необходимую структуру рельефа с очень высоким пространственным разрешением. Метод ионного травления в экспертной практике применяется крайне редко ввиду необходимости использования уникального вакуумного оборудования;
- разрушающие (химические и электрохимические). Химический метод построен на химической активности (отличии скоростей травления) деформированного и недеформированного поверхностного слоя металла. Быстрее и химически активнее вступает в реакцию с травящей смесью та поверхность материала, в которой была осуществлена деформация металла (структурные изменения). Электрохимический (электролитический) метод вполне сходен с химическим, однако при электрохимическом травлении растворение металла происходит посредством химического взаимодействия с электролитом (с помощью специальных ванн, изготовления ванночек непосредственно на исследуемом материале или кусочка материала, пропитанного электролитом) под
воздействием источника
постоянного тока напряжения.
В экспертной практике для восстановления МО наибольшее распространение получил
химический метод, однако он имеет такие недостатки, как: опасность работы со сложной и агрессивной рецептурой травящих смесей, необходимость наличия специальных реактивов и значительная продолжительность процесса
восстановления. Как отмечает В. М. Райгородский, наиболее
эффективным и легко реализуемым является электрохимический метод, поскольку в ходе проведенных исследований было установлено, что время растворения материала (химической реакции) при данном методе значительно сокращалось (в сравнении с химическим методом), «а возможность вариации напряжения и тока позволяла сделать процесс электрохимического травления
регулируемым» [20, с. 21].
8. В случае установления признаков изменения или уничтожения МО на двигателе осуществляется процесс восстановления первичного номера. Необходимо отметить, что при травлении блоков двигателей ТС (которые производятся из серого чугуна, магниевых и алюминиевых сплавов) также наиболее преимущественным, универсальным, более регулируемым и воспроизводимым процессом является электрохимический метод [21; 22; 23].
9. Изучение поверхности исследуемых объектов и фотофиксация выявленных рельефных изображений (знаков маркировочных изображений). При фотографировании выявленных знаков или их фрагментов рекомендуется использовать фотовспышку, чтобы вектор потока света образовывал с рабочей поверхностью угол примерно 30-60°. Если знаки МО не удалось в полной
мере восстановить, тогда повысить информативность исследования возможно с помощью графического редактора Adobe Photoshop [8, с. 78].
Описание проведенного
экспертного исследования
осуществляется в той
последовательности, в которой оно проводилось, и иллюстрируется фототаблицей. Фототаблица может располагаться как по тексту заключения эксперта, так и отдельным приложением. В ней даются снимки общего вида объекта исследования и участка изделия, где имеется рельефное изображение, до проведения восстановления и после, а также выявленных знаков (штрихов) с их разметкой на фотоснимке. При формировании заключения эксперта в фототаблицах должны быть представлены следующие фотографии:
- общий вид ТС (4 фотоснимка -спереди, сзади, слева и справа);
- передняя часть салона;
- показания счетчика одометра;
- идентификационная маркировка, нанесенная на панели кузова или рамы до и после проведения исследования;
- точки крепления маркируемой панели (сварки) с поверхностью прилегающей панели;
- площадка блока цилиндров до и после проведения исследования;
- заводские (дублирующие) таблички;
- маркировка картера коробки передач.
10. На заключительном этапе производится оценка результатов экспертного исследования и формулирование выводов.
На данном этапе проведения экспертизы в совокупности оцениваются результаты
предварительного исследования, подготовки к процессу
восстановления (так как в процессе подготовки иногда могут выявляться фрагменты удаленных
маркировочных данных) и самого
процесса восстановления.
Полученные результаты
отождествляются со справочной информацией и данными об изменениях, которым подвергся объект исследования,
содержащимися в постановлении о назначении экспертизы и иных материалах дела, на основе чего излагаются выводы на поставленные вопросы.
Выводы и заключение
Выводы (умозаключения)
эксперта должны быть точными, ясными, лаконичными и не допускающими двоякого толкования. Результатом выявления заводских (первичных) МО (в случае установления их изменения или уничтожения) может быть:
- полное выявление первоначальной маркировки, когда отобразились все буквенно-цифровые обозначения (категорический положительный вывод);
- частичное выявление маркировочных данных - рельефное отображение отдельных знаков имеет неоднозначную трактовку (вероятностный вывод);
- отрицательный результат выявления, заключающийся в том, что не было выявлено ни одного знака или фрагмента первоначальной маркировки (категорический отрицательный вывод, НПВ).
Таким образом, только комплексный подход при проведении автотехнической экспертизы по исследованию МО ТС обеспечивает наибольшую достоверность и полноту результатов исследования. Такой подход, несомненно, влияет на результативность и качество заключений эксперта (где основная функция заключается не только в установлении факта изменения МО, но и в выявлении первичной заводской маркировки).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Зайцева, Е. А. Правовой институт судебной экспертизы в современных условиях : монография. Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2003. 188 с.
2. Агафонов, А. С. Компетенция эксперта при проведении судебной автотехнической экспертизы по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2019. С. 84-86.
3. Россинский, С. Б. Как правильно назначить судебную экспертизу // Уголовный процесс : науч.-практич. журн. Москва : ООО КФЦ «Актион». 2016. № 6 (138). С. 20-26.
4. Грибунов, О. П., Агафонов, А. С. Некоторые вопросы назначения и производства судебной автотехнической экспертизы при расследовании преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств // Судебная экспертиза : периодич. науч.-практич. журн. Волгоград : Волгоградская академия МВД России. 2019. № 1 (57). С. 18-30.
5. Чеснокова, Е. В. Экспертное исследование маркировочных обозначений на транспортных средствах по делам, связанным с их незаконным завладением : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 206 с.
6. Жаворонков, В. А. Информационно-компьютерное обеспечение судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств : дис. . канд. юрид. наук. М., 2019. 275 с.
7. Долинский, В. Е. Алгоритм проведения экспертных исследований маркировочных обозначений и принципы его отражения в заключениях эксперта // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практич. журн. Москва : Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федарции. 2012. № 4 (28). С. 82-86.
8. Семенов, К. П., Райгородский, В. М. Использование компьютерных технологий в экспертизе восстановления измененных и уничтоженных маркировочных обозначений // Информационная безопасность регионов : науч.-практич. журн. Саратов : Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. 2009. № 1 (4). С. 76-82.
9. Нагайцев, А. А. Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства : учеб. пособие. М. : ЭКЦ МВД России: БИНОМ, 1999. 264 с.
10. Чебунин, А. Ф., Эпов, В. В. Организация государственного учета и контроля технического состояния самоходных машин : учеб. пособие. Чита : ЗабГУ, 2016. 167 с.
11. Жердев, П. А. Первоначальный этап расследования преступлений, связанных с подделкой или уничтожением идентификационного номера транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта : дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2014. 198 с.
12. Чеснокова, Е. В. Современное состояние и перспективы развития экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практич. журн. Москва : Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции России. 2015. № 2 (38). С. 51-54.
13. Агафонов, А. С. Получение криминалистически значимой информации из электронных блоков управления транспортных средств при исследовании маркировочных обозначений // Фундаментальные и прикладные исследования в сфере судебно-экспертной деятельности и ДНК-регистрации населения РФ : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Уфа, 2019. С. 14-19.
14. Молодых, М. Е., Хорхордин, Г. Е. Обучение экспертов возможностям получения и использования информации из электронных блоков управления транспортных средств при проведении экспертиз маркировочных обозначений // Теория и практика судебной экспертизы: международный опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. I Междунар. форума. М., 2017. С. 236-240.
15. Чеснокова, Е. В. Современные тенденции развития технических средств и методов в экспертизе маркировочных обозначений транспортных средств // Вестник Московского университета МВД России : науч. журн. Москва : Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя. 2018. № 4. С. 125-127.
16. Молодых, М. Е. Использование возможностей государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» для идентификации транспортных средств при производстве экспертизы маркировочных обозначений // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. мат-лов XXIV Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2019. С. 59-61.
17. Лобачева, Г. К., Кайргалиев, Д. В., Васильев, Д. В. Новое в исследовании маркировочных обозначений автотранспорта // Лучшая научная статья 2018 : сб. ст. XVIII Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2018. С. 200-202.
18. Райгородский, В. М. Возможности и особенности проведения экспертизы восстановления измененных или уничтоженных маркировочных обозначений на различных материалах // Аграрный научный журнал : науч. журн. Саратов : Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова. 2017. № 1. С. 48-53.
19. Грибунов, О. П., Агафонов, А. С. Технико-криминалистическое обеспечение производства осмотра транспортного средства при изменении его маркировочных обозначений // Эксперт-криминалист : федер. науч.-практич. журн. Москва : ООО Издательская группа Юрист. 2021. № 4. С. 6-9.
20. Райгородский, В. М. Оптимизация процесса электролитического травления стальных изделий // Вопросы электротехнологии : науч. журн. Саратов : Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. 2019. № 3 (24). С. 14-22.
21. Райгородский, В. М. Оптимизация процесса восстановления измененных или уничтоженных маркировочных обозначений на блоках двигателей транспортных средств, изготовленных из серого чугуна // Аграрный научный журнал : науч. журн. Саратов : Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова. 2017. № 4. С. 70-74.
22. Райгородский, В. М. Оптимизация процесса восстановления измененных или уничтоженных маркировочных обозначений на изделиях из алюминиевых сплавов // Аграрный научный журнал : науч. журн. Саратов : Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова. 2017. № 8. С. 51-56.
23. Райгородский, В. М. Использование электрохимических методов для восстановления измененных или уничтоженных маркировочных обозначений на блоках двигателей транспортных средств, изготовленных из магниевых сплавов // Вопросы электротехнологии : науч. журн. Саратов : Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. 2014. № 2 (3). С. 4753.
REFERENCES
1. Zaitseva, E. A. Pravovoj institut sudebnoj jekspertizy v sovremennyh uslovijah [Legal Institute of Forensic Science in Modern Conditions].Volgograd, 2003, 188 p. (in Russian).
2. Agafonov, A. S. [Competence of an expert in conducting a forensic autotechnical examination for the study of vehicle markings] Aktual'nye problemy kriminalistiki i sudebnoj jekspertizy: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Actual problems of forensic science and forensic examination: materials of the International scientific-practical. Conf]. Irkutsk, 2019, pp. 84-86. (in Russian).
3. Rossinsky, S. B. Kak pravil'no naznachit' sudebnuju jekspertizu [How to correctly appoint a forensic examination]. Ugolovnyj process - Criminal process. Moscow, 2016, no. 6 (138), pp. 20-26. (in Russian).
4. Gribunov, O. P., Agafonov, A. S. Nekotorye voprosy naznachenija i proizvodstva sudebnoj avtotehnicheskoj jekspertizy pri rassledovanii prestuplenij, svjazannyh s izmeneniem markirovochnyh oboznachenij transportnyh sredstv [Some issues of the appointment and production of a forensic autotechnical examination in the investigation of crimes related to changing the markings of vehicles]. Sudebnaja jekspertiza - Forensic examination. Volgograd: Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2019, no. 1 (57), pp. 18-30. (in Russian).
5. Chesnokova, E. V. Jekspertnoe issledovanie markirovochnyh oboznachenij na transportnyh sredstvah po delam, svjazannym s ih nezakonnym zavladeniem : dis. ... kand. jurid. nauk [Expert study of markings on vehicles in cases related to their illegal possession: dis. ... cand. legal Sciences].Moscow, 2007, 206 p. (in Russian).
6. Zhavoronkov, V. A. Informacionno-komp'juternoe obespechenie sudebnoj jekspertizy markirovochnyh oboznachenij transportnyh sredstv : dis. ... kand. jurid. nauk. [Information and computer support for forensic examination of vehicle markings: dis. ... cand. legal Sciences]. Moscow, 2019, 275 p. (in Russian).
7. Dolinsky, V. E. Algoritm provedenija jekspertnyh issledovanij markirovochnyh oboznachenij i principy ego otrazhenija v zakljuchenijah jeksperta [Algorithm for conducting expert studies of markings and the principles of its reflection in expert opinions]. Teorija i praktika sudebnoj jekspertizy - Theory and practice of forensic examination. Moscow, 2012, no. 4 (28), pp. 82-86. (in Russian).
8. Semenov, K. P., Raigorodsky, V. M. Ispol'zovanie komp'juternyh tehnologij v jekspertize vosstanovlenija izmenennyh i unichtozhennyh markirovochnyh oboznachenij [The use of computer technologies in the examination of the restoration of changed and destroyed markings]. Information security of regions - Informacionnaja bezopasnost' regionov. Saratov, 2009, no. 1 (4), pp. 76-82. (in Russian).
9. Nagaytsev, A. A. Issledovanie markirovochnyh oboznachenij legkovyh avtomobilej zarubezhnogo proizvodstva [The study of marking designations of passenger cars of foreign production]. Moscow, 1999, 264 p. (in Russian).
10. Chebunin, A. F., Epov V. V. Organizacija gosudarstvennogo ucheta i kontrolja tehnicheskogo sostojanija samohodnyh mashin [Organization of state accounting and control of the technical condition of self-propelled machines]. Chita, 2016, 167 p. (in Russian).
11. Zherdev, P. A. Pervonachal'nyj jetap rassledovanija prestuplenij, svjazannyh s poddelkoj ili unichtozheniem identifikacionnogo nomera transportnogo sredstva v celjah jekspluatacii ili sbyta : dis. ... kand. jurid. nauk. [The initial stage of the investigation of crimes related to the forgery or destruction of the vehicle identification number for the purpose of operation or sale: dis. ... cand. legal Sciences]. Khabarovsk, 2014, 198 p. (in Russian).
12. Chesnokova, E. V. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija jekspertizy markirovochnyh oboznachenij transportnyh sredstv [Current state and development prospects for the examination of vehicle markings]. Teorija i praktika sudebnoj jekspertizy - Theory and practice of forensic examination. Moscow, 2015, no. 2 (38), pp. 51-54. (in Russian).
13. Agafonov, A. S. Poluchenie kriminalisticheski znachimoj informacii iz jelektronnyh blokov upravlenija transportnyh sredstv pri issledovanii markirovochnyh oboznachenij [Obtaining forensically significant information from the electronic control units of vehicles in the study of markings]. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija v sfere sudebno-jekspertnoj dejatel'nosti i DNK-registracii naselenija RF - Basic and applied research in forensic science and DNA registration of the Russian population. Ufa, 2019, pp. 14-19. (in Russian).
14. Molodykh, M. E., Khorhordin, G. E. Obuchenie jekspertov vozmozhnostjam poluchenija i ispol'zovanija informacii iz jelektronnyh blokov upravlenija transportnyh sredstv pri provedenii jekspertiz markirovochnyh oboznachenij [Training of experts in the possibilities of obtaining and using information from electronic control units of vehicles during examination of markings]. Teorija i praktika sudebnoj jekspertizy: mezhdunarodnyj opyt, problemy, perspektivy - Theory and practice of forensic examination: international experience, problems, prospects. Moscow, 2017, pp. 236240. (in Russian).
15. Chesnokova, E. V. Sovremennye tendencii razvitija tehnicheskih sredstv i metodov v jekspertize markirovochnyh oboznachenij transportnyh sredstv [Modern trends in the development of technical means and methods in the examination of vehicle markings]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Vestnik of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018, no. 4, pp. 125-127. (in Russian).
16. Molodykh, M. E. Ispol'zovanie vozmozhnostej gosudarstvennoj sistemy jekstrennogo reagirovanija pri avarijah «JeRA-GLONASS» dlja identifikacii transportnyh sredstv pri proizvodstve jekspertizy markirovochnyh oboznachenij [Using the capabilities of the state system of emergency response in case of accidents "ERA-GLONASS" for the identification of vehicles in the production of examination of markings]. Dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh uslovijah : sb. mat-lov XXIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Activity of law enforcement agencies in modern conditions: coll. Materials XXIV Intern. scientific-practical. Conf.]. Irkutsk, 2019, pp. 59-61. (in Russian).
17. Lobacheva, G. K., Kayrgaliev, D. V., Vasiliev, D. V. Novoe v issledovanii markirovochnyh oboznachenij avtotransporta [New in the study of vehicle markings]. Luchshaja nauchnaja stat'ja 2018 : sb. st. XVIII Mezhdunar. nauch.-issled. konkursa [Best
scientific article 2018 : coll. Art. XVIII Intern. scientific research competition]. Penza, 2018, pp. 200-202. (in Russian).
18. Raigorodsky, V. M. Vozmozhnosti i osobennosti provedenija jekspertizy vosstanovlenija izmenennyh ili unichtozhennyh markirovochnyh oboznachenij na razlichnyh materialah [Possibilities and features of the examination of the restoration of changed or destroyed markings on various materials]. Agrarnyj nauchnyj zhurnal -Agrarian scientific journal. 2017, no. 1, pp. 48-53. (in Russian).
19. Gribunov, O.P., Agafonov, A.S. Tehniko-kriminalisticheskoe obespechenie proizvodstva osmotra transportnogo sredstva pri izmenenii ego markirovochnyh oboznachenij [Technical and forensic support for the inspection of a vehicle when its markings change]. Jekspert-kriminalist - Forensic expert. Moscow. 2021, no. 4, pp. 6-9.
20. Raigorodsky, V. M. Optimizacija processa jelektroliticheskogo travlenija stal'nyh izdelij [Optimization of the process of electrolytic etching of steel products]. Voprosy jelektrotehnologii - Voprosy elektrotekhnologii. Saratov, 2019, no. 3 (24), pp. 14-22. (in Russian).
21. Raigorodsky, V. M. Optimizacija processa vosstanovlenija izmenennyh ili unichtozhennyh markirovochnyh oboznachenij na blokah dvigatelej transportnyh sredstv, izgotovlennyh iz serogo chuguna [Optimization of the process of restoring changed or destroyed markings on engine blocks of vehicles made of gray cast iron]. Agrarnyj nauchnyj zhurnal - Agrarian scientific journal. Saratov, 2017, no. 4, pp. 70-74. (in Russian).
22. Raygorodsky, V. M. Optimizacija processa vosstanovlenija izmenennyh ili unichtozhennyh markirovochnyh oboznachenij na izdelijah iz aljuminievyh splavov [Optimization of the process of restoring changed or destroyed markings on aluminum alloy products]. Agrarnyj nauchnyj zhurnal - Agrarian scientific journal. Saratov, 2017, no. 8, pp. 51-56. (in Russian).
23. Raigorodsky, V. M. Ispol'zovanie jelektrohimicheskih metodov dlja vosstanovlenija izmenennyh ili unichtozhennyh markirovochnyh oboznachenij na blokah dvigatelej transportnyh sredstv, izgotovlennyh iz magnievyh splavov [The use of electrochemical methods for the restoration of changed or destroyed markings on engine blocks of vehicles made from magnesium alloys]. Voprosy jelektrotehnologii -Electrotechnology issues .Saratov, 2014, no. 2 (3), pp. 47-53. (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Агафонов Артем Сергеевич, кандидат юридических наук, научный сотрудник отдела научной информации, издательской деятельности и библиографического обеспеченияю Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 664035, Россия, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Artem S. Agafonov, Candidate of Law, Researcher of the Department of Scientific Information, Publishing and Bibliographic Support. Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 1, st. Shevtsova, Irkutsk, Russia, 664035.