Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ВООРУЖЕННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКАМИ В МОСКВЕ'

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ВООРУЖЕННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКАМИ В МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ВЯЗЕМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ / ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ / ОФИЦЕРСТВО / КАЗАЧЕСТВО / ВЯЗЬМА / СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комаров Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматривается военная операция, проведенная запасными воинскими частями, вставшими на сторону большевиков, на Александровской железной дороге в октябре-ноябре 1917 г. Штаб Верховного главнокомандующего и командование армиями Западного фронта в ответ на просьбу командующего войсками Московского военного округа направили в Москву войска, верные Временному правительству. В их состав входили полки регулярной кавалерии и казачьей конницы, «ударные» пехотные части. Однако по маршруту движения практически все военные эшелоны были остановлены и разоружены. В центре внимания автора - события на Вяземском железнодорожном узле, где солдатами запасных частей и железнодорожниками была блокирована основная часть военных эшелонов, двигавшихся с Западного фронта к Москве. Несмотря на то, что запасные части Вяземского гарнизона значительно уступали войскам, посланным с фронта, в дисциплине и боеспособности, они выполнили свою задачу. Решающим фактором их успеха стали широкая поддержка большевиков, характерная для населения Смоленской губернии, и решительная деятельность Вяземского военно-революционного комитета, лидерами которого являлись большевики из числа офицеров. В итоге на помощь московским офицерам и юнкерам, сохранившим верность Временному правительству и оказавшим вооруженное сопротивление большевистскому перевороту, так и не прибыли с фронта войска, теоретически способные предотвратить установление власти большевиков в Москве. В итоге была потеряна возможность превращения Москвы в центр антибольшевистского сопротивления, и эту роль в разгорающейся Гражданской войне взяли на себя казачьи области юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALEKSANDROVSKAYA RAILWAY AND THE BOLSHEVIKS’ ARMED SEIZURE OF POWER IN MOSCOW

The article examines the military operation conducted by the reserve military units which stood on the side of the Bolsheviks at the Aleksandrovskaya Railway in October and November 1917. In response to the request of the Commander of the Moscow Military District forces, the headquarters of the Supreme commander and the commandment of the Western Front sent to Moscow the armed forces loyal to the Provisional Government. They consisted of regular cavalry regiments, Cossack cavalry and the “storm” troops. However, while on the move, practically all the military echelons were stopped and disarmed. The author focuses on the events at the Vyazma railway junction where the bulk of the military echelons moving from the Western Front to Moscow, were blocked by soldiers from reserve units and railway workers. Despite the fact that the reserve forces of the Vyazma garrison lost to the armed forces from the front in discipline and combat efficiency, they coped with the task. The decisive factor was the wide support for the Bolsheviks, typical of the population of the Smolensk province, and the resolute actions of Vyazma Military-Revolutionary Committee whose leaders were regular officers. As a result, the troops from the front that were theoretically capable of preventing the Bolsheviks from seizing power in Moscow never arrived to help the Moscow officers and cadets remaining loyal to the Provisional government and offering resistance to the Bolshevik coup. Consequently, Moscow lost the opportunity of becoming the centre of anti-Bolshevik resistance. As the Civil War flared up, this role was taken by the Cassack regions in the South of Russia.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ВООРУЖЕННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКАМИ В МОСКВЕ»

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Russian Statehood

Д.Е. Комаров

Александровская железная дорога и вооруженный захват власти большевиками в Москве

D.E. Komarov

The Aleksandrovskaya Railway and the Bolsheviks' Armed Seizure of Power in Moscow

В истории революционных потрясений и Гражданской войны в России известно немало эпизодов, от которых зависел дальнейший ход военно-политических событий в стране. В советской историографии захват власти большевиками в октябре 1917 г. и дальнейшее «триумфальное шествие Советской власти» рассматривались как закономерный итог «общенационального кризиса» в России. В современном научном сообществе события октября 1917 г. и их возможные альтернативы являются предметом острой дискуссии.

Среди разнообразных взглядов и концепций событий февраля-октября 1917 г. выделяется подход к рассмотрению этого периода как своеобразной точки бифуркации. Именно в этой точке возникает ряд возможных альтернативных путей развития любой системы. Какое именно направление примет развитие ситуации в стране, зависело от множества факторов. Причем наряду с объективными масштабными процессами и явлениями не меньшее значение приобретал и личностный фактор, и цепь единичных, даже, на первый взгляд, случайных событий.

Для судеб российской государственности принципиальное значение имели и имеют транспортные коммуникации. Значение железных дорог и водных путей особенно возросло в ходе мировой войны и тем более с началом войны Гражданской. От того, кто контролировал железнодорожные и водные пути, во многом зависел ход и исход событий.

В период Октябрьского восстания в Петрограде и захвата власти большевиками в других городах в распоряжении Временного правительства имелись устойчивые и преданные части, которые предполагалось использовать для наведения «законного порядка». В отличие от запасных частей, расположенных в тыловых районах и в

значительной степени «разагитированных» революционными партиями, на фронте находились «ударные части» и «части смерти». Они, а также другие части с высокими морально-патриотическими качествами, были направлены в тыл для «наведения порядка».

В Москве большевики встретили серьезное противодействие. И более недели в городе сохранялся, пусть и не многочисленный, очаг антибольшевистского сопротивления. Практически все зависело от того, как скоро в первопрестольную смогут прибыть с самого близкого к Москве Западного фронта части, верные присяге, данной Временному правительству. Западный фронт с Москвой соединяла Александровская железная дорога. Однако посланные с фронта войска в Москву так и не прибыли. Они были остановлены, блокированы и частью разоружены по маршруту следования. Эти важнейшие, на наш взгляд, события в победе большевиков в Москве, как ни странно, не нашли должного освящения в советской историографии. На данный момент этому вопросу посвящена всего одна научная работа, рассматривающая отдельный эпизод масштабной операции, проведенной запасными частями Вяземского гарнизона, вставшего на сторону большевиков.

В настоящей статье анализируется развитие обстановки на Александровской железной дороге в конце октября - начале ноября 1917 г. На основании разнообразных источников, включая ранее не использованные архивные документы, раскрываются причины и последствия срыва планов по переброске войск с фронта в Москву.

* * *

Вооруженной опорой большевиков и Советской власти, в целом, к осени 1917 г. являлись войска внутренних гарнизонов, состоявших в большинстве своем из «разагитированных» запасных частей. Основные силы армии были сконцентрированы на фронте, где также испытали на себе революционные изменения.

Несмотря на падение дисциплины и боеспособности, русские войска продолжали удерживать позиции. Одновременно с этим, в условиях революционного подъема, еще большее развитие получило создание ударных и штурмовых частей. Добровольцы, вступавшие в них, после «принесения коллективной клятвы смерти» получали почетное звание «частей смерти с почетным правом умереть за Родину». Постепенно ударные батальоны и полки стали восприниматься не столько как части прорыва и наступления, а как войска с повышенной морально-политической устойчивостью и верностью долгу. Ко времени Октябрьского переворота в армии насчитывалось 312 кадровых «частей смерти» и «ударников», личный состав которых превышал 600 тыс. человек.

Традиционно устойчивыми, как в моральном плане, так и по уровню боеспособности, являлись казачьи полки, эскадроны, сотни,

значительное число гвардейских полков. Для примера приведем сведения по некоторым полкам Гвардейского кавалерийского корпуса. В донесении командира корпуса в штаб 11-й армии от 26 сентября отмечалось: «Настроение в частях продолжает быть неудовлетворительным, благодаря розни между офицерами и солдатами», негативное отношение к офицерам «в некоторых полках продолжает увеличиваться». Однако в этом же корпусе имелись сохранявшие дисциплину и боеспособность полки. Среди них - Гродненский гусарский полк, который всю войну сражался на фронте. В последней декаде июля 1917 г., в период активного создания ударных частей, гродненские гусары в полном составе записались в «ударники». Всего в «ударную группу» было зачислено вместе со штабом, обозом, пулеметной командой, связистами 1 176 гусар и 36 офицеров (штатная строевая численность гусар в шести конных эскадронах полка - 720 человек). В начале октября полк сохранял боеспособность. В справке штаба корпуса о настроении в Гродненском гусарском полку от 4 октября в графе об агитации и наличии «вредных элементов» отмечено «не было», в графе о дезертирах - «нет». В справке штаба корпуса по Варшавскому уланскому полку от 6 октября в аналогичных графах было отмечено: «Комитеты [Солдатские. - Д.К.] работают в рамках законности, пользуются авторитетом», «боеспособность сохранена, настроение спокойное. Замечено некоторое обострение настроений между великороссами и украинцами».

Командование русской армии и Временное правительство использовало подобные части для «умиротворения» населения и «наведения порядка». Начиная с лета, командование собирало сведения о состоянии боеспособности и дисциплины в частях и соединениях. Эти сведения играли решающую роль в определении списка частей для направления в мятежный тыл. И гродненские гусары, и варшавские уланы попали в их число.

Разрушительное воздействие на армию оказывала пропаганда социалистических партий, особенно большевиков. Тяготы войны создавали благоприятную почву для восприятия большевистских лозунгов в солдатской среде. Серьезно подогрело и без того напряженную ситуацию решение о проведении летнего наступления и отправке тыловых резервов на фронт. Приказ военного министра А.Ф. Керенского об отправке на фронт не маршевыми ротами, а целыми запасными полками стал причиной волнений в 20-х числах июля в отдельных гарнизонах Московского и других военных округов. Солдатские комитеты принимали решение не подчиняться приказу. Эти выступления продолжались во внутренних округах до октября.

В отличии от Петрограда, где план захвата города и ареста Временного правительства был практически полностью реализован, в Москве большевистское восстание встретило упорное вооруженное сопротивление. Узнав о событиях в Петрограде, 25 октября на объ-

единенном заседании Советов рабочих и солдатских депутатов был создан Военно-революционный комитет (ВРК), который поддержал позицию большевиков по «организации поддержки» вооруженного выступления в Петрограде. Запасные полки и тыловые части Московского гарнизона в большинстве своем поддержали ВРК. В противовес большевистскому ВРК Московской городской думой был организован «Комитет общественной безопасности». На стороне Временного правительства выступили юнкера, офицерство, курсанты школ прапорщиков и добровольцы. В городе начались боестол-кновения.

26 октября командующий войсками Московского военного округа полковник К.И. Рябцев обратился в Ставку с просьбой выслать с фронта в Москву верные воинские части. 27 октября было получено подтверждение из Ставки о решении послать войска, Москва была объявлена на военном положении. 28 октября силами, верными «Комитету общественной безопасности», был занят Кремль, удерживалось несколько очагов обороны в центральной части города. Эти несколько дней и даже часов явились кульминационной точкой сопротивления антибольшевистских сил в Москве, численность которых достигала 8-10 тыс. сторонников Временного правительства. Силы восставших, на сторону которых встало минимум шесть запасных полков, были значительно больше и насчитывали до 30 тыс. человек. Все зависело от того, как скоро в первопрестольную смогут прибыть отправленные в Москву части с фронта.

Планируя вооруженный захват власти, большевистское руководство предвидело подобное развитие событий. Особое значение придавалось активизации пропаганды среди солдат гарнизонов крупных узловых станций, при этом учитывались особенности российской гелиоцентрической железнодорожной сети и то место, которое в ней занимала Москва. Наиболее близко расположенный к Москве Западный фронт и Ставка соединялись Александровской железной дорогой.

Александровская железная дорога занимала важное место в железнодорожной сети России. К концу 1913 г. на ней имелось 469 паровозов (3,8 % общего паровозного парка железных дорог европейской России), 6 132 товарных вагона (2 %) и 580 пассажирских вагонов (3,5 %). За исключением нескольких десятков верст дорога являлась двухпутной. Пропускная способность составляла от 30 до 60 пар поездов в сутки. В ходе войны инфраструктура Александровской дороги развивалась и совершенствовалась. Осенью 1917 г. Западный фронт проходил через Молодечно, расстояние от которого по железнодорожным путям до Москвы составляло около 800 км.

Еще в ходе Корниловского «мятежа» железнодорожники внесли решающий вклад в его ликвидацию. Против «угрозы военной диктатуры» выступили Временное правительство, Советы, Всероссийский союз железнодорожников и многие другие политические ор-

ганизации. Управляющий Министерством путей сообщения (МПС) А.В. Ливеровский призвал железнодорожные администрации действовать «в тесном единении с дорожными комитетами и комиссарами Временного правительства». Принципиальное значение имела позиция Всероссийского союза железнодорожников в лице избранного 25 августа Центрального исполнительного комитета (Викжель) и выделенного из его состава бюро. Действия Викжеля по смене ряда чиновников МПС, блокированию продовольственных поставок на территориях, занятых сторонниками Корнилова, и остановка транспорта по маршруту продвижения корниловских войск, наглядно продемонстрировало политическую силу Всероссийского союза железнодорожников и степень его влияния не только на транспорт, но и на ситуацию в стране.

В ходе борьбы с «корниловщиной» широкое применение получили методы саботажа и противодействия продвижению войск по железным дорогам: угон паровозов, разбор путей, создание заторов, роспуск рабочих и служащих. На той же Александровской железной дороге Смоленский совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и окружной комитет Минского военного округа в августе перехватывали на станциях все телеграммы Корнилова, передававшиеся по телеграфу. Одновременно было сорвано выполнение его приказа об отправке в Ставку 36 вагонов продовольствия. В район Орши 1 сентября для задержки корниловских частей по решению Исполкома Смоленского совета по железной дороге был отправлен сводный отряд от Смоленского гарнизона в составе 765 солдат при 12 пулеметах.

На протяжении Александровской дороги имелись крупные железнодорожные станции с мастерскими и депо - Минск, Орша, Смоленск, Гжатск, Можайск. В непосредственной близости от этих станций располагались воинские гарнизоны, основу которых составляли запасные и специальные части: запасные полки, ремонтные мастерские, парки, склады и другие. Численность этих гарнизонов была различной. Например, гарнизон города Гжатска в октябре доходил до 2 000 военнослужащих. В Можайске гарнизон насчитывал 20 000, а в Смоленске 25 000 солдат и офицеров.

Именно в этих внутренних гарнизонах, расположенных на важной транспортной артерии страны, с марта большевиками была развернута массовая агитация. Результаты ее к октябрю были различными. Так, в Можайске власть в руки Советов, контролируемых большевиками, перешла практически сразу после 25 октября. Несколько по-другому ситуация развивалась в Гжатске, где большевики имели немногочисленное представительство в местном Совете. Однако опора на 11-й запасной пехотный полк и решительные действия местных большевиков привели к созданию большевистского Военно-революционного комитета. К началу ноября Гжатский ВРК стал основной политической силой в городе.

Аналогично развивалась ситуация в губернском Смоленске. Хотя на сторону большевиков перешла значительная часть гарнизона (караульный батальон, автомастерские, авиапарк, автошкола, три тяжелые артиллерийские батареи, дивизион легкой артиллерии и другие части и подразделения), в местных светских организациях они занимали далеко не лидирующие позиции. В распоряжении командования Минского военного округа находились сотни и эскадроны Кубанского, Уральского и Донского казачьих войск. Их численность в Смоленске превышала 900 сабель. В дополнение к этим силам из Калуги под командованием комиссара Временного правительства Минского военного округа Галина в Смоленск в 20-х числах октября прибыли дополнительные казачьи сотни.

После получения сообщений о событиях в Петрограде 26 октября в Смоленске был создан «Комитет спасения», объединивший все антибольшевистские силы в городе. Началось вооруженное противостояние. Части, подчинявшиеся «Комитету спасения», контролировали железнодорожный узел. Практически все посланные с фронта в Москву эшелоны через станцию Смоленск проследовали беспрепятственно. Противоборство «Комитета спасения» и большевистского крыла Совета рабочих и солдатских депутатов приобрело крайне ожесточенные формы и вылилось в боестолкновения на улицах города с применением артиллерии. Только в ночь с 31 октября на 1 ноября в развитии ситуации в Смоленске наступил перелом, и власть в городе перешла к большевикам.

Принципиальное значение на Александровской железной дороге имела станция Вязьма, так как в ней сходились, кроме направления Москва-Смоленск-Минск, еще Сызрано-Вяземская железная дорога и ответвление Николаевской железной дороги, идущее через Ржев на Петроград.

Общая численность Вяземского гарнизона осенью 1917 г. составляла 25 тыс. Основную часть этих сил составляли полки 20-й запасной пехотной бригады, состоявшей из трех запасных пехотных полков - 51-го, 263-го и 305-го. К началу вооруженного восстания в Петрограде, в отличии от ситуации в Смоленске, Гжатске и других городах, большевики завоевали прочные позиции как в частях Вяземского гарнизона, так и в местном Совете. Большевистскими лидерами Вяземского гарнизона являлись незаурядные личности: прапорщик 305-го запасного пехотного полка Александр Яковлевич Троицкий и поручик одной из артиллерийских частей Герасим Сергеевич Овсяник. Причем если прапорщик Троицкий не имел фронтового опыта, то поручик Овсяник, член РСДРП(б) с 1908 г., был настоящим офицером-фронтовиком, награжденным шестью орденами и имевшим тяжелое ранение.

Местная большевистская организация Вязьмы в феврале 1917 г. состояла всего из пяти человек. Но с каждым месяцем в условиях углублявшегося общероссийского кризиса ее позиции усиливались.

Особенно катастрофическое положение складывалось с продовольственным обеспечением. Даже при наличии продовольственных фондов, со второй половины 1916 г. армия сидела на половинном пайке, а население многих городов просто голодало. Главной причиной такого положения являлся кризис транспортных перевозок. После Февральской революции развал на железных дорогах страны перерос в хаос. Инженер МПС С.Л. Маневич так охарактеризовал ситуацию на железнодорожном транспорте: «Превратно понятая свобода превратила железные дороги, до тех пор скованные строгой, чуть ли не военной дисциплиной, в волнующееся море собраний, комитетов, коллегий», по постановлениям которых «уничтожены были самые элементарные и обязательные методы работы».

По сравнению со справочными ценами 1913-1914 гг., в конце

1916 г. цены на коровье масло выросли на 845 %, молоко - 254 %, телятину - 700 %. Средняя калорийность питания до войны составляла в рабочей среде от 3 300 ккал до 4 300 ккал на одного едока. В

1917 г. даже «ударные группы рабочих и служащих» находились на полуголодном существовании: рабочие - 1 430 ккал в день, служащие - 795 ккал. Летом наступил период «полного недоедания». В июне в Москве, а затем и в других городах была введена карточная система, обеспечивавшая «голодный паек». К ноябрю петроградские рабочие «ударных групп» получали 1 167 ккал в сутки. В Вязьме, как и в целом по Смоленской губернии, являвшейся исторически потребляющей в продовольственном отношении, продовольственный вопрос приобрел тяжелые формы. Очевидцы отмечали взлет цен на продовольствие. Летом в Вязьме «появились пайки, и хлеб упал до 3/4 фунта на человека. Мясо просто исчезло». В этой ситуации в Вяземском уезде «началась перепись хлеба».

К продовольственным трудностям добавлялась усталость от войны, обнищание, отсутствие перспектив скорейшего прекращении войны и многое другое. Все это создавало почву для активной и легко воспринимаемой населением антивоенной и антиправительственной агитации, которые являлись основными в политической повестке большевистской партии.

С конца августа - начала сентября в Смоленской губернии позиции большевиков заметно усилились. Так, в Смоленском гарнизоне наметился «огромный наплыв в местную организацию большевиков». В Вязьме большевики добились значительных успехов в расширении своих рядов и завоевании лидирующих позиций в Вяземском совете. В октябре общее число членов Вяземской организации РСДРП(б) достигло, по разным оценкам, 200-300 человек. Половину из них составили военнослужащие гарнизона, а половину - рабочие местных предприятий. Самой многочисленной большевистской организацией являлась ячейка на Вяземском железнодорожном узле. 14 октября на заседании местного Совета абсолютным большинством голосов (93 против 29) была принята большевистская ре-

золюция, провозгласившая курс на социалистическую революцию. Таким образом, вяземские большевики накануне Октябрьского переворота в Петрограде получили полный контроль над советскими организациями как уезда, так и гарнизона.

К октябрю большевики, несмотря на свою немногочисленность в сравнении с другими партиями, стали играть ведущую роль в политической расстановке сил в Смоленской губернии. Их агитация в условиях ухудшения положения дел в стране, отсутствия внятной программы со стороны Временного правительства, которая отвечала бы чаяниям основной массы населения, нашла многочисленный отклик и поддержку со стороны народных масс. «Большевизацию» региона наглядно демонстрируют результаты выборов во Всероссийское Учредительное собрание. Согласно данным по 54 из 79 избирательных округов России, в Смоленской губернии большевики набрали более половины голосов - 55 % (6 мест в Учредительном собрании), а социалисты-революционеры - 35 % (4 места). Смоленщина вошла в состав девяти округов, где большевики набрали более половины голосов избирателей. Одной из основных причин таких результатов явилось активное участие в выборах наравне с гражданским населением губернии солдат гарнизонов, где большевики имели прочные позиции. Несмотря на то, что большевики набрали по всей России только 25 % (социалисты-революционеры набрали 58 %), этого ресурса оказалось достаточно для завоевания и удержания власти. Политическая судьба страны решалась отнюдь не на всем пространстве огромной державы, а в отдельных ее территориях и в конкретный момент времени. Именно эту особенность прихода к власти своей партии подчеркнул В.И. Ленин, отметив, что «в армии большевики имели уже к ноябрю политический "ударный кулак", который обеспечивал им подавляющий перевес сил в решающем пункте в решающий момент».

В результате выборов в Учредительное собрание по Московской губернии большевики набрали 56 %. Таким образом, большевики, которых поддержали рабочие и солдаты тыловых гарнизонов, в большинстве своем расположенных вблизи железнодорожных узлов, имели реальные рычаги контроля над более чем 400-верстном участке Александровской железной дороги (по территории Смоленской и Московской губерний). Дальнейший ход событий на этом железнодорожном направлении показал, что другие политические силы (партия социалистов-революционеров, Викжель, сохранявшие верность присяге войска и другие политические организации) не

смогли оказать серьезного влияния на развитие ситуации.

* * *

В ходе подготовки вооруженного захвата власти в стране вяземскими большевиками была налажена связь с центральными органа-

ми большевистской партии, достигнута договоренность о совместной деятельности. Для ее координации в Вязьму, а затем в Смоленск «приехал тов. Иоффе из Московского совета рабочих депутатов». Одним из основных обсуждаемых вопросов стал вопрос о действиях большевиков на Александровской железной дороге. Эта работа проводилась большевиками на многих железнодорожных направлениях, в первую очередь - ведущих к Москве и Петрограду.

25 октября в Вязьме был создан Военно-революционный комитет, состоявший из 9 человек, большая часть которых являлась военнослужащими Вяземского гарнизона. На следующий день солдатами, вставшими на сторону Вяземского ВРК, были заняты главные объекты в городе и на железнодорожном узле, организовано патрулирование. Никакого сопротивления они не встретили. Началось формирование отрядов Красной гвардии. Власть в городе перешла в руки Вяземского совета рабочих и солдатских депутатов. Исключение составляла сама станция Вязьма, которая находилась под охраной казачьей сотни, имевшей на вооружении пулеметы и не подчинявшейся солдатскому комитету гарнизона. Есть основания считать, что это были казаки 2-го Хоперского казачьего полка 2-й Кубанской казачьей дивизии. Вероятно, казаки этого полка были посланы для охраны железнодорожной станции Вязьма в период сентябрьской забастовки железнодорожников, когда было принято решение об усилении охраны на узловых станциях. Но казаки были блокированы и, отдав пулеметы, охраняемые объекты покинули.

Командование Вяземским гарнизоном после 26 октября сосредоточилось полностью в руках Вяземского ВРК и его председателя большевика Г.С. Овсяника. Совместно с рабочими и служащими Вяземского железнодорожного узла, подчинявшимися Викжелю, был организован сбор сведений о продвижении поездов на железнодорожных путях, ведущих к Вязьме, назначены ответственные за отдельные направления движения, части гарнизона приведены в повышенную готовность. В распоряжении ВРК находился железнодорожный телеграф, обеспечивавший передачу и прием сообщений.

Одновременно с этим в Ставке и штабе Западного фронта было принято решение о переброске войск к Москве. Начальник штаба главковерха генерал Н.Н. Духонин и командующий войсками Западного фронта генерал П.С. Балуев отдали приказы о выделении сил для «наведения порядка» в Москве. Для этой цели выделялись два гвардейских кавалерийских полка с артиллерией, казачья батарея с сотней казаков, три эскадрона драгун, две отдельные сотни казаков, девять ударных пехотных батальонов, броневые отряды и прочие части. Планировалось, что первые кавалерийские и пехотные части с артиллерией начнут прибывать в Москву уже 27-28 октября, о чем и было сообщено в Москву в штаб военного округа и «Комитет общественной безопасности».

Первая группа войск в составе 16 эшелонов начала движение на

Москву. Однако уже в Орше события начали развиваться совсем по другому сценарию. «Отсутствие паровозов», «некомплект бригад» и другие формы саботажа со стороны железнодорожников приводили к срыву графика перемещения войск. В Смоленске часть эшелонов была задержана и «разагитирована». Другие проследовали к Вязьме. В районе Вязьмы на станции Гредякино (в 6 км от города) первые три эшелона с казаками оказались 29 октября. Получив сообщение об этом, Вяземский ВРК «забрасывал» Московский ВРК телеграммами следующего содержания: «К станции Вязьма стягиваются значительные силы противника, прибыло 7 (в последующих извещениях 11-12) эшелонов хорошо вооруженных уланов и казаков. Есть артиллерия. Все двигаются на Москву. Настроение враждебное. Просьба принять срочные меры».

Ответы из Москва не приходили. Отсутствие реакции на эти тревожные сообщения объясняется тем, что все железнодорожное хозяйство, включая телеграф, по которому осуществлялась связь, находились в подчинении Викжеля. А он, по словам большевистского руководства, занял «неопределенную» позицию. Еще ранее, 26 октября, председатель Викжеля эсер А.Л. Малицкий направил всем местным железнодорожным организациям и Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов телеграмму, в которой содержалась такая оценка «текущего момента»: «1) Викжель относится отрицательно к захвату власти одной какой-либо политической партией, 2) власть должна быть революционно-социалистической и ответственной перед полномочным органом всей революционной демократии, 3) впредь до организации такой власти все распоряжения по ведомству путей сообщения, в том числе и по всей сети железных дорог, подлежат исполнению лишь в том случае, если они исходят от Викжеля...».

28 октября Викжелем была разослана еще одна телеграмма, в которой содержался призыв соблюдать нейтралитет: «Железнодорожный союз может предоставить весь свой технический аппарат и силы только той организации, которая обязуется образовать однородное социалистическое правительство, представляющее все социалистические партии - от большевиков до народных социалистов включительно».

Тем временем на местах обстановка накалялась. В районе Вяземского железнодорожного узла часть казаков с задержанных ранее эшелонов покинула вагоны и двинулась на город в конном строю. На заседании Вяземского ВРК, в том числе и руководствуясь призывом Викжеля о соблюдении нейтралитета (значительная часть ВРК была представлена железнодорожниками), было принято решение: в целях не допустить «бессмысленного кровопролития» вступить в переговоры. К казакам был послан парламентарий, движение через станцию возобновилось.

Невозможно назвать общее число эшелонов, проследовавших

через Вязьму на Москву до момента, когда железная дорога была снова заблокирована, а ВРК перешел к активным действиям. Через станцию успели проследовать Гродненский гусарский полк, Варшавский уланский полк, 3-я конная артиллерийская батарея. Осознавая, какие последствия может иметь прибытие войск в Москву, где шли кровопролитные бои, Викжель принял решение об остановке движения на всех железных дорогах и подготовке забастовки. К вечеру 29 октября вяземские железнодорожники, наряду с другими местными организациями Всероссийского союза железнодорожников, получили от Викжеля приказ «не пропускать идущие воинские эшелоны на Москву».

Вяземский гарнизон и железнодорожники под руководством ВРК перешли к активным действиям. На подступах к городу был создан заслон. Осознавая, какую угрозу в открытом боестолкновении представляют собой обстрелянные боевые части, имевшие кавалерию и артиллерию, Вяземский ВРК пошел на военную хитрость: решил эшелоны на станции принять, но отогнать и спрятать на запасных путях паровозы, окружить находившихся в вагонах плотным кольцом из частей гарнизона. Прибыв на станцию, войска оказались в ловушке. Не имея паровозов, окруженные со всех сторон, они вынуждены были вступить в переговоры. В итоге вяземским большевикам удалось «разагитировать» прибывшие войска, которые частью сложили оружие и отправились «по домам», а другие двинулись обратно, к месту первоначальной дислокации.

Одновременно приказ о выдвижении к Москве и Петрограду получила Кавказская кавалерийская дивизия, в начале 1917 г. выведенная в резерв Западного фронта. На конец октября (без 17-го драгунского Нижегородского полка) дивизия насчитывала 3 293 шашек и 840 штыков. Кроме этого, в дивизии был сформирован артиллерийский «дивизион смерти».

Входивший в дивизию 17-й драгунский Нижегородский полк находился в «продолжительной командировке» по усмирению тыловых гарнизонов. Этот полк был выбран для «наведения порядка» не случайно: он в меньшей степени был подвержен революционному разложению. На заседании дивизионного комитета драгун Иванов заявил: «...Ни со стороны солдат, ни со стороны офицеров никаких выступлений, оскорбляющих гражданское достоинство тех или других не было. о боеспособности дивизии не раз указывалось начальствующими лицами в положительном смысле. Солдаты как кадровые, так и пришедшее пополнение до настоящего времени были вполне боеспособными. В Кавказской кавалерийской дивизии нет и не было дезертиров».

В начале октября драгуны были посланы в Ржев, где солдаты местных запасных полков отказывались выполнять приказ об отправке пополнения на фронт. Ситуация обострялась тем, что «толпы разнузданных солдат разгромили водочный завод». Выполнив

поставленную задачу, 17 октября драгуны были выдвинуты (через станцию Вязьма) на Калугу, в гарнизоне которой ситуация выходила из-под контроля местных властей и военного командования.

20-21 сентября в ходе перевыборов в Совет солдатских депутатов в Калуге большевики набрали 90 %. В результате «реальная власть» в городе принадлежала не губернскому комиссару, как носителю власти Временного правительства, а Совету солдатских депутатов, опиравшемуся на политически активный местный гарнизон. В полках гарнизона падала воинская дисциплина: солдаты отказывались выполнять приказы, шла игра в карты, распродавалось военное имущество. В начале октября большевистский Совет солдатских депутатов перешел к открытому противостоянию с властями. В этой ситуации члены местного самоуправления, губернский комиссар и начальник гарнизона Калуги обратились к Временному правительству и командованию Московского военного округа с просьбой прислать войска «для наведения порядка».

В ночь на 17 октября в Калугу стали прибывать воинские части: две сотни кубанских казаков, «дивизион смерти», 17-й драгунский Нижегородский полк, усиленный тремя броневиками. Несмотря на большевистски настроенный гарнизон Калуги, в котором на 1 октября насчитывалось 23 799 человек, Совету солдатских депутатов не удалось оказать организованное, стойкое сопротивление присланным войскам. В городе было введено военное положение, начальником гарнизона был назначен командир 17-го драгунского Нижегородского полка полковник А.Ф. Брант. 19 октября казаки и драгуны после скоротечного боя захватили здание Совета - «Дворец свободы». Совет был распущен, а его руководители арестованы. Основные силы Калужского гарнизона на защиту «Дворца свободы» просто не пришли.

По ходу этих событий находившиеся в Калуге части получили от командования несколько телеграмм с приказами прибыть одновременно в Петроград, Москву, Смоленск и Ржев. В любом случае путь в эти города проходил через Вязьму. 31 октября эскадроны погрузились в эшелоны. В Ставке уже знали о ситуации, которая сложилась в Вязьме, о чем свидетельствует телеграмма начальника военных сообщений Западного фронта генералу-квартирмейстеру штаба верховного главнокомандующего генералу М.К. Дитерихсу от 31 октября. Утром 2 ноября передовые части драгун и казаков находились на разъезде Пыжевка, в нескольких километрах от Вязьмы. Здесь командир 17-го драгунского Нижегородского полка полковник Брант отдал приказ, в котором отмечалось, «что станция Вязьма занята большевиками, и что без боя пробиться едва ли будет возможно».

Еще до прибытия на разъезд драгун-нижегородцев в Пыжевке оказались казаки 2-го Кубанского казачьего полка под командованием войскового старшины Мадчавариани. Они вступили в переговоры с присланными из Вязьмы большевиками во главе с прапор-

щиком Троицким. По воспоминаниям участника событий офицера-нижегородца А.А. Столыпина, Троицкий поручился, что пропустит эшелоны казаков и драгун через Вязьму беспрепятственно. Не имея достаточных сведений о численности и настроении в Вяземском гарнизоне, кавалеристы начали прибывать на станцию. Затем под предлогом замены от их состава был угнан паровоз, передовой эшелон оказался обездвиженным и окруженным со всех сторон несколькими сотнями вооруженных солдат. А.А. Столыпин назвал сложившуюся ситуацию «Как мы попали в ловушку под Вязьмой». После небольшой перестрелки драгунские офицеры, оказавшись в критической ситуации, вынуждены были вступить в переговоры. Понимая, что проследовать через Вязьму не получится, оставив пулеметы, передовые эшелоны казаков и драгун вернулись на разъезд Пыжевка. В результате последующих переговоров, после получения обратно своих пулеметов, казаки и драгуны возвратились в Калугу.

В ночь на 5 ноября была предпринята еще одна попытка очистить Вязьму для прохождения через нее воинских эшелонов. На этот раз деблокировать станцию и город было решено со стороны Николаевской железной дороги. На станции Касня в эшелоны были погружены казаки с намерением прибыть на станцию Вязьма-Ново-торжская. Навстречу им был выслан усиленный пулеметами отряд. Одновременно в направлении станции Вязьма-Новоторжская было разобрано железнодорожное полотно. Солдаты Вяземского гарнизона расположились в засаде по обе стороны железнодорожных путей. Дело дошло до перестрелки, после которой казаки сдались.

Одновременно Вяземский ВРК принял решение обезопасить себя от возможных «контрреволюционных действий» со стороны казаков, расквартированных на городской окраине и ранее охранявших железнодорожный узел. Казакам в ультимативной форме было предложено сложить оружие и покинуть Вяземский уезд. После переговоров казаки покинули место дислокации и в течение шести дней были эвакуированы со станции Вязьма-Новоторжская.

Некоторые из направленных в Москве воинских эшелонов через Вязьму все-таки прошли. Гродненский гусарский полк в районе Гжатска был остановлен и «разагитирован» местными большевиками. В итоге гусары отказались от продвижения к Москве и вернулись обратно в Вязьму. Это решение было принято 4 ноября на совместном совещании делегатов от задержанных воинских частей, Московского совета, Викжеля, исполнительных комитетов железной дороги, Смоленского губернского, Вяземского и Гжатского военно-революционных комитетов. Основным аргументом в принятии этого решения явилось то, что сопротивление юнкеров в Москве было сломлено, а «свершившимся фактом [стало] сконструирование новой народной чисто социалистической власти, отправка частей в Москву теперь не нужна».

Но даже если бы войска двинулись дальше к Москве, то на этот

случай уже силами Можайского ВРК по приказу Московского ВРК были разобраны железнодорожные пути, и тем самым был создан еще один транспортный кордон.

В итоге во время активного сопротивления большевистскому перевороту в Москве на помощь силам, сохранявшим верность Временному правительству, прибыл всего один отряд из Брянска в 150 штыков из состава 7-го ударного батальона Западного фронта под командованием поручика Зотова. Внести серьезного изменения в общую расстановку сил это «подкрепление» не могло.

Большевики-железнодорожники, участвовавшие в блокировании воинских эшелонов, отмечают, что к пригородам Москвы удалось пробраться одному эшелону казачьего мортирного дивизиона. Под видом необходимых маневров этот эшелон был задержан на станции Москва-Товарная. За это время отрядами матросов и красноармейцев на пассажирской станции была подготовлена «встреча»: прибывшие ночью на станцию, казаки были блокированы и разоружены.

* * *

Таким образом, в конце октября - начале ноября 1917 г. на Александровской железной дороге в районе Вяземского железнодорожного узла была проведена, по сути, войсковая операция по блокированию крупных боеспособных воинских сил, направленных в Москву, а также и в Петроград, для «наведения порядка». Результаты проведенной операции говорят сами за себя: в общей сложности в районе Вязьмы было блокировано 40 воинских эшелонов.

В Москве продолжались бои между сторонниками большевиков и оставшимися преданными Временному правительству частями, юнкерами и офицерством, которые ждали подкреплений с фронта, и оно было им послано. Более недели юнкера удерживали Кремль. Однако действия солдат большевистски настроенных воинских частей и железнодорожников вдоль Александровской железной дороги, особенно частей Вяземского гарнизона, полностью вставшего на сторону Советской власти, пресекли эти попытки.

Командиры перебрасываемых частей недооценили серьезность ситуации на станции Вязьма и возможности контролируемого большевиками Вяземского гарнизона. Кавалерийские части передвигались в эшелонах на незначительные расстояния (от разъезда Пы-жевка до Вязьмы расстояние 6 км, от станции Касня - не более 25 км) и не предприняли попытку их покинуть и действовать в конном строю, используя свое превосходство в маневренности и боевом опыте. В непосредственной близости от Вяземского железнодорожного узла действовало несколько казачьих и других частей, однако их командиры не сумели договориться о совместных действиях по деблокированию станции.

Со своей стороны, большие организаторские способности проявили большевистские лидеры, возглавившие после 25 октября Вяземский гарнизон (Г.С. Овсяник, А.Я. Троицкий, Е.Д. Додельцев и другие). Они имели и хорошую военную подготовку, и боевой опыт. Несмотря на то, что запасные части гарнизона значительно уступали по уровню дисциплины и боеспособности войскам, посланным с фронта, поставленные задачи были выполнены. Представителей Вяземского ВРК, некоторые из которых имели офицерские чины, не смущал факт предоставления гарантий и взятия на себя обязательств, которые никто не собирался выполнять. В зависимости от ситуации использовались различные тактические приемы: заманивание, блокирование и окружение, организация обороны.

Несмотря на то, что в своих телеграммах, отправляемых в Московский ВРК, Вяземский ВРК именовал прибывавшие на станцию Вязьма войска «противником», ситуация не дошла до масштабного боестолкновения. Известные на сегодня факты свидетельствуют, что на тот момент еще не было той степени радикализации настроений противоборствующих сторон, при которой кровопролитие становится неизбежным. Обе стороны, скорее, были заинтересованы в достижении своих целей мирным путем.

События на Вяземском железнодорожном узле ярко характеризуют революционное настроение в тыловых частях русской армии, степень влияния в них большевиков и готовность их защищать «рабоче-крестьянскую революцию». На всей линии Александровской железной дороги, ведущей от Западного фронта к Москве, большевистскими комитетами с преданными им войсками и железнодорожниками была создана своеобразная «гребенка», задерживавшая на каждом из остановочных пунктов «контрреволюционные силы».

Итак, события октября - начала ноября 1917 г. на Александровской железной дороге стали важным звеном в общей стратегии защиты «рабоче-крестьянской революции» в период захвата власти в столицах и ее удержания в сложнейший период первой вспышки вооруженного сопротивления «контрреволюционных сил». Помощь юнкерам и офицерам, оборонявшим отдельные районы Москвы, не пришла. В итоге была потеряна теоретическая возможность превращения Москвы в центр объединения и сбора антибольшевистских сил. Эту роль в разгорающейся Гражданской войне возьмут на себя казачьи области юга России.

Примечания Notes

1 Сенин А.С. Проект моста через Керченский пролив // Железнодорожный транспорт. 2016. № 4. С. 75-77; Тимофеев А.А. Роль Транссиба в мобилизации ресурсов России для ведения мировых войн // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гу-

манитарные науки. 2016. Т. 16. № 1. С. 41-47; Сенин А.С. Транспорт Украинской ССР в годы Новой экономической политики // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология, Культурология. Востоковедение. 2017. № 8 (29). С. 49-72; Сенин А.С. Дорога к Студеному морю // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2019. № 2. С. 46-60.

2 Андреев В.В. Московско-Казанская железная дорога в годы Первой мировой войны // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С 3-11; Меньшиков В.Н. Омская железная дорога в годы Первой мировой войны (1914 - 1917 гг.) // Омский научный вестник. 2013. № 3 (119). С. 21-24; Ни-кадимов Д.А. Железнодорожное обеспечение русских войск в годы Русско-японской войны и Первой мировой войны // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 1. С. 289-294; Рынков В.М. Геополитические вызовы и модернизационные ответы: Железнодорожный транспорт Востока России в условиях Гражданской войны // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 175-182; Богомазов Н.И. Первая мировая война и переустройство Петроградского железнодорожного узла: 1914 - 1918 гг. // Вестник архивиста. 2021. № 4. С. 1155-1167.

3 Иванов А.М. Один из эпизодов Гражданской войны - противостояние большевиков и казачьих частей в октябре-ноябре 1917 г. на территории Вяземского уезда Смоленской губернии // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ - начала XXI в. Уфа, 2019. С. 116-122.

4 Россия в 1917 году: Энциклопедия. Москва, 2017. С. 293.

5 Российский государственный военно——-исторический архив (РГВИА). Ф. 2148. Оп. 1. Д. 820. Л. 1.

6 РГВИА. Ф. 2067. Оп. 2. Д. 531. Л. 237-262.

7 РГВИА. Ф. 2148. Оп. 1. Д. 820. Л. 53.

8 РГВИА. Ф. 2148. Оп. 1. Д. 820. Л. 54.

9 Кондратьева А. «Они верили в Россию»: Бои юнкеров в Москве в октябре-ноябре 1917 г. // Военная быль. 1993. № 1 (130). С. 16.

10 Статистический сборник Министерства путей сообщения. Выпуск 141: Железные дороги в 1913 г. Часть. 1: Длина железных дорог и их подвижной состав. Санкт-Петербург, 1916. С. 58, 73; Россия в 1917 году: Энциклопедия. Москва, 2017. С. 32.

11 Сенин А.С. Борьба за власть на российских железных дорогах: Вик-жель, Викжедор, Всопрофжель... (1917 - 1918 гг.). // Новый исторический вестник. 2005. № 2 (13). С. 101.

12 Установление и упрочнение Советской власти в Смоленской губернии: Сборник документов. Смоленск, 1957. С. 90.

13 Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГА-НИСО). Ф. 7. Оп. 1. Д. 214. Л. 120.

14 Даиян М. Смоленск в революции 1917 года. Смоленск, 1927. С. 152, 160; Соболев В.З. Великий день // Воспоминания участников борьбы за власть Советов в Смоленской губернии. Смоленск, 1957. С. 39.

15 Иоффе С.С. Октябрьские дни в Смоленске // Воспоминания участников борьбы за власть Советов в Смоленской губернии. Смоленск, 1957. С. 43.

16 Большевики Смоленщины до октября 1917 года: Сборник документов. Смоленск, 1961. С. 269.

17 РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 399. Л. 246-247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Сикорский Е.А. Большевики Смоленского края в борьбе за власть (1905 - 1920 гг.). Смоленск, 2012. С. 115.

19 Васильев Н.Г. Транспорт России в войне 1914 - 1918 гг. Москва, 1939. С. 91.

20 Сенин А.С. Железнодорожная администрация Советской России в годы Гражданской войны. Москва, 2015. С. 203.

21 Биншток В.И., Каминский Л.С. Народное питание и народное здравие. Москва; Ленинград, 1929. С. 25, 26, 31, 32.

22 Клетнова Е.Н. Дневники 1910 - 1918 годов // Край Смоленский. 2016. № 5. С. 38-40; Волков-МуромцевН.В. Юность: От Вязьмы до Феодосии. Paris, 1983. С. 132.

23 Клетнова Е.Н. Дневники 1910 - 1918 годов // Край Смоленский. 2016. № 5. С. 38.

24 Ильюхов А.А. Революция 1917 года на Смоленщине: Хроника событий. Смоленск, 2007. С. 146.

25 Салин Л.А. Рождение Советской власти в Вязьме и Вяземском уезде // Материалы по изучению Смоленской области. Вып. VI. Смоленск, 1967. С. 111; Установление и упрочнение Советской власти в Смоленской губернии: Сборник документов. Смоленск, 1957. С. 105.

26 Известия Вяземского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. 1917. 17 окт.

27 Святицкий Н.В. Итоги выборов во Всероссийское Учредительное собрание // Год русской революции: 1917 - 1918: Сборник статей. Москва, 1918. С. 115, 108, 112.

28 Ленин В.И. Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата // Полн. собр. соч. Т. 40. С. 10.

29 Известия Вяземского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. 1917. 28 октября.

30 Попов И.И. Славные дела вяземских большевиков // Воспоминания участников борьбы за власть советов в Смоленской губернии. Смоленск, 1957. С. 121.

31 РГВИА. Ф. 2144. Оп.1. Д. 364. Л. 55; Столыпин А.А. Записки драгунского офицера: 1917 - 1920 гг. // Русское прошлое: Историко-документаль-ный альманах. Вып. 3. Санкт-Петербург, 1992. С. 44.

32 Чебарин А.С. Октябрьские бои 1917 года в Москве. Москва, 1939. С.

73.

33 Егоров П.С. и др. Октябрь на бывшей Александровской ж. д. // Октябрь на Красной Пресне. Москва, 1927. С. 108.

34 Документы Великой пролетарской революции. Т. 1: Из протоколов и переписки Военно-революционного комитета Петроградского совета 1917 года. Москва, 1938. С. 157.

35 Сенин А.С. Борьба за власть на российских железных дорогах: Викжель, Викжедор, Всопрофжель... (1917 - 1918 гг.). // Новый исторический

вестник. 2005. № 2 (13). С. 107.

36 Сенин А.С. Борьба за власть на российских железных дорогах: Вик-жель, Викжедор, Всопрофжель... (1917 - 1918 гг.). // Новый исторический вестник. 2005. № 2 (13). С. 108.

37 Даиян М. Смоленск в революции 1917 года. Смоленск, 1927. С. 46.

38 Установление и упрочнение Советской власти в Смоленской губернии: Сборник документов. Смоленск, 1957. С. 177.

39 ГАНИСО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 214. Л. 117.

40 Комаров Д.Е. Великая война на фоне уездного города: Очерки истории города Вязьмы 1914 - 1918 гг. Смоленск, 2021. С. 101, 102.

41 РГВИА. Ф. 2144. Оп.1. Д. 364. Л. 17.

42 РГВИА. Ф. 2048. Оп. 1. Д. 1346. Л. 202.

43 Столыпин А.А. Записки драгунского офицера: 1917 - 1920 гг. // Русское прошлое: Историко-документальный альманах. Вып. 3. Санкт-Петербург, 1992. С. 32.

44 Общество и революция: Калужская губерния в 1917 году. Калуга, 1999. С. 301.

45 АнисковА.С. Калужский гарнизон в 1914 - 1917 годах. Калуга, 2017. С. 179.

46 РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1810. Л. 186.

47 Столыпин А.А. Записки драгунского офицера: 1917 - 1920 гг. // Русское прошлое: Историко-документальный альманах. Вып. 3. Санкт-Петербург, 1992. С. 44.

48 Столыпин А.А. Записки драгунского офицера: 1917 - 1920 гг. // Русское прошлое: Историко-документальный альманах. Вып. 3. Санкт-Петербург, 1992. С. 45-47.

49 РГВИА. Ф. 2048. Оп. 1 Д, 1338. Л. 422-424.

50 Иванов А.М. Один из эпизодов Гражданской войны - противостояние большевиков и казачьих частей в октябре-ноябре 1917 г. на территории Вяземского уезда Смоленской губернии // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ - начала XXI в. Уфа, 2019. С. 120.

51 Попов И.И. Славные дела вяземских большевиков // Воспоминания участников борьбы за власть советов в Смоленской губернии. Смоленск, 1957. С. 125.

52 Установление и упрочнение Советской власти в Смоленской губернии: Сборник документов. Смоленск, 1957. С. 175.

53 Установление и упрочнение Советской власти в Смоленской губернии: Сборник документов. Смоленск, 1957. С. 178.

54 Егоров П.С. и др. Октябрь на бывшей Александровской ж. д. // Октябрь на Красной Пресне. Москва, 1927. С. 108.

55 Трескин Л. Московское выступление большевиков в 1917 году // Сопротивление большевизму: 1917 - 1918 гг. Москва, 2001. С. 186.

56 Егоров П.С. и др. Октябрь на бывшей Александровской ж. д. // Октябрь на Красной Пресне. Москва, 1927. С. 109.

Автор, аннотация, ключевые слова

Комаров Дмитрий Евгеньевич - докт. ист. наук, доцент, Смоленский казачий институт промышленных технологий и бизнеса (филиал) Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Вязьма, Смоленская область) ORCID ID: 0000-0002-8754-075X Buffel1943@mail.ru

В статье рассматривается военная операция, проведенная запасными воинскими частями, вставшими на сторону большевиков, на Александровской железной дороге в октябре-ноябре 1917 г. Штаб Верховного главнокомандующего и командование армиями Западного фронта в ответ на просьбу командующего войсками Московского военного округа направили в Москву войска, верные Временному правительству. В их состав входили полки регулярной кавалерии и казачьей конницы, «ударные» пехотные части. Однако по маршруту движения практически все военные эшелоны были остановлены и разоружены. В центре внимания автора - события на Вяземском железнодорожном узле, где солдатами запасных частей и железнодорожниками была блокирована основная часть военных эшелонов, двигавшихся с Западного фронта к Москве. Несмотря на то, что запасные части Вяземского гарнизона значительно уступали войскам, посланным с фронта, в дисциплине и боеспособности, они выполнили свою задачу. Решающим фактором их успеха стали широкая поддержка большевиков, характерная для населения Смоленской губернии, и решительная деятельность Вяземского военно-революционного комитета, лидерами которого являлись большевики из числа офицеров. В итоге на помощь московским офицерам и юнкерам, сохранившим верность Временному правительству и оказавшим вооруженное сопротивление большевистскому перевороту, так и не прибыли с фронта войска, теоретически способные предотвратить установление власти большевиков в Москве. В итоге была потеряна возможность превращения Москвы в центр антибольшевистского сопротивления, и эту роль в разгорающейся Гражданской войне взяли на себя казачьи области юга России.

Русская революция, Гражданская война, Александровская железная дорога, Вяземский железнодорожный узел, партия большевиков, офицерство, казачество, Вязьма, Смоленская губерния.

Author, Abstract, Key words

Dmitriy E. Komarov - Doctor of History, Associate Professor, Smolensk Regional Cossack Institute of Industrial Technologies and Business (brunch), K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (The First Cossack University) (Vyazma, Smolensk Region) ORCID ID: 0000-0002-8754-075X Buffel1943@mail.ru

The article examines the military operation conducted by the reserve military units which stood on the side of the Bolsheviks at the Aleksandrovskaya Railway

24

in October and November 1917. In response to the request of the Commander of the Moscow Military District forces, the headquarters of the Supreme commander and the commandment of the Western Front sent to Moscow the armed forces loyal to the Provisional Government. They consisted of regular cavalry regiments, Cossack cavalry and the "storm" troops. However, while on the move, practically all the military echelons were stopped and disarmed. The author focuses on the events at the Vyazma railway junction where the bulk of the military echelons moving from the Western Front to Moscow, were blocked by soldiers from reserve units and railway workers. Despite the fact that the reserve forces of the Vyazma garrison lost to the armed forces from the front in discipline and combat efficiency, they coped with the task. The decisive factor was the wide support for the Bolsheviks, typical of the population of the Smolensk province, and the resolute actions of Vyazma Military-Revolutionary Committee whose leaders were regular officers. As a result, the troops from the front that were theoretically capable of preventing the Bolsheviks from seizing power in Moscow never arrived to help the Moscow officers and cadets remaining loyal to the Provisional government and offering resistance to the Bolshevik coup. Consequently, Moscow lost the opportunity of becoming the centre of anti-Bolshevik resistance. As the Civil War flared up, this role was taken by the Cassack regions in the South of Russia.

Russian Revolution of 1917, Russian Civil War, Aleksandrovskaya Railway, Vyazma railway junction, Bolshevik Party, officer corps, Cossacks, Vyazma (City of), Smolensk Province.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Andreyev, V.V. Moskovsko-Kazanskaya zheleznaya doroga v gody Pervoy mirovoy voyny [The Moscow-Kazan Railway during the First World War.]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2006, no. 4, pp 3-11. (In Russian).

2. Bogomazov, N.I. Pervaya mirovaya voyna i pereustroystvo Petrogradskogo zheleznodorozhnogo uzla: 1914 - 1918 gg. [The First World War and the Reconstruction of the Petrograd Railway Junction: 1914 - 1918.]. Vestnikarkhivista, 2021, no. 4, pp. 1155-1167. (In Russian).

3. Menshikov, V.N. Omskaya zheleznaya doroga v gody Pervoy mirovoy voyny (1914 - 1917 gg.) [Omsk Railway during the First World War (1914 -1917).]. Omskiy nauchnyy vestnik, 2013, no. 3 (119), pp. 21-24. (In Russian).

4. Nikadimov, D.A. Zheleznodorozhnoye obespecheniye russkikh voysk v gody Russko-yaponskoy voyny i Pervoy mirovoy voyny [The Conveying of Russian Troops by Rail during the Russo-Japanese War and the First World War.]. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova [Digital Journal], 2016, no. 1, pp. 289-294 (In Russian).

5. Rynkov, V.M. Geopoliticheskiye vyzovy i modernizatsionnyye otvety: Zheleznodorozhnyy transport Vostoka Rossii v usloviyakh Grazhdanskoy

voyny [Geopolitical Challenges and Modernization Responses: Railway Transport in the East of Russia under the Conditions of the Russian Civil War.].

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 428, pp. 175-182. (In Russian).

6. Senin, A.S. Borba za vlast na rossiyskikh zheleznykh dorogakh: Vikzhel, Vikzhedor, Vsoprofzhel... (1917 - 1918 gg.). [The Struggle for Power on the Russian Railways: Vikzhel, Vikzhedor, Vsoprofzhel... (1917 - 1918).]. Novyy istoricheskiy vestnik, 2005, no. 2 (13), pp. 96-141. (In Russian).

7. Senin, A.S. Doroga k Studenomu moryu [The Road to the Icy Sea]. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnyye otnosheniya, 2019, no. 2, pp. 46-60. (In Russian).

8. Senin, A.S. Proyekt mosta cherez Kerchenskiy proliv [The Bridge Project across the Kerch Strait.]. Zheleznodorozhnyy transport, 2016, no. 4, pp. 75-77. (In Russian).

9. Senin, A.S. Transport Ukrainskoy SSR v gody Novoy ekonomicheskoy politiki [Transport of the Ukrainian SSR during the Period of the New Economic Policy.]. Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya, Kulturologiya. Vostokovedeniye, 2017, no. 8 (29), pp. 49-72. (In Russian).

10. Timofeyev, A.A. Rol Transsiba v mobilizatsii resursov Rossii dlya vedeniya mirovykh voyn [The Role of Trans-Siberian Railway in Mobilizing Resources of Russia for the Conduct ofWorld Wars.]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsialno-gumanitarnyye nauki, 2016, vol. 16, no. 1, pp. 41-47. (In Russian).

(Monographs)

11. Aniskov, A.S. Kaluzhskiy garnizon v 1914 - 1917 godakh [Kaluga Garrison in 1914 - 1917.]. Kaluga, 2017, 298 p. (In Russian).

12. Komarov, D.E. Velikaya voyna na fone uyezdnogo goroda: Ocherki istorii goroda Vyazmy 1914 - 1918 gg. [The Great War against the Background of an Uyezd Town: Essays on the History of the City of Vyazma, 1914 - 1918.]. Smolensk, 2021, 288 p. (In Russian).

13. Senin, A.S. Zheleznodorozhnaya administratsiya Sovetskoy Rossii v gody Grazhdanskoy voyny [The Railway Administration of Soviet Russia during the Russian Civil War.]. Moscow, 2015, 316 p. (In Russian).

14. Sikorskiy, E.A. Bolsheviki Smolenskogo kraya v borbe za vlast (1905 - 1920 gg.) [The Bolsheviks of the Smolensk Region in the Struggle for Power (1905 - 1920).]. Smolensk, 2012, 506 p. (In Russian).

15. Vasilyev, N.G. Transport Rossii v voyne 1914 - 1918 gg. [Transport in Russia during the War of 1914 - 1918.]. Moscow, 1939, 257 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.