Научная статья на тему 'Александр Зиновьев как воплощение противоречий советской философии'

Александр Зиновьев как воплощение противоречий советской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нонконформист / коммунистические идеалы / сталинизм / бунт / социологический роман / писатель / философ / nonconformist / communist ideals / stalinism / rebellion / sociological novel / writer / philosopher

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калабекова С. В., Джамбаева З. У., Амирханян В. Г.

В данной статье автор раскрывает личность Александра Александровича Зиновьева, на самом деле, крайне интересную и неоднозначную. Писатель и философ, которого относят к числу тех, кто возрождал философскую мысль в СССР, социолог и публицист, за чьей спиной мировое признание, как в литературной стезе, так и в области математической логики. Авторы анализируют активную бунтарскую, гражданскую позицию человека, кто всю свою жизнь подвергался острой критике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Zinoviev as the embodiment of the contradictions of soviet philosophy

In this article, the author reveals the personality of Alexander Alexandrovich Zinoviev, in fact, extremely interesting and ambiguous. A writer and philosopher, who is among those who revived philosophical thought in the USSR, a sociologist and publicist, behind whose back is world recognition, both in the literary path and in the field of mathematical logic. The authors analyze the active rebellious, civil position of a person who has been subjected to sharp criticism all his life.

Текст научной работы на тему «Александр Зиновьев как воплощение противоречий советской философии»

Калабекова С.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Северо-Кавказская государственная академия.

Джамбаева З.У.

Студентка 3 курса института Цифровых технологий, Северо-Кавказская государственная академия.

Амирханян В.Г.

Преподаватель кафедры физической подготовки, Воронежский институт МВД России.

Александр Зиновьев как воплощение противоречий советской философии*

Аннотация. В данной статье автор раскрывает личность Александра Александровича Зиновьева, на самом деле, крайне интересную и неоднозначную. Писатель и философ, которого относят к числу тех, кто возрождал философскую мысль в СССР, социолог и публицист, за чьей спиной мировое признание, как в литературной стезе, так и в области математической логики. Авторы анализируют активную бунтарскую, гражданскую позицию человека, кто всю свою жизнь подвергался острой критике.

Ключевые слова: нонконформист, коммунистические идеалы, сталинизм, бунт, социологический роман, писатель, философ.

Kalabekova S.V.

Associate Professor of the Department of Philosophy and Humanities of the North Caucasus State Academy (SKGA), Candidate of Philosophy.

Dzhambayeva Z.U.

3rd year student of the Institute of Digital Technologies of the North Caucasus State Academy.

Amirkhanyan V.G.

Teacher of the Department of Physical Training of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Alexander Zinoviev as the embodiment of the contradictions of soviet philosophy

Abstract. In this article, the author reveals the personality of Alexander Alexandrovich Zinoviev, in fact, extremely interesting and ambiguous. A writer and philosopher, who is among

* © Калабекова С.В., Джамбаева З.У., Амирханян В.Г., 2023. Александр Зиновьев как воплощение противоречий советской философии

those who revived philosophical thought in the USSR, a sociologist and publicist, behind whose back is world recognition, both in the literary path and in the field of mathematical logic. The authors analyze the active rebellious, civil position of a person who has been subjected to sharp criticism all his life.

Key words: nonconformist, communist ideals, stalinism, rebellion, sociological novel, writer, philosopher.

Введение. Писатель и философ, которого относят к числу тех, кто возрождал философскую мысль в СССР, социолог и публицист, за чьей спиной мировое признание, как в литературной стезе, так и в области математической логики. Человек, кто всю жизнь занимал активную гражданскую позицию и также подвергался острой критике из-за того и этого - Александр Александрович Зиновьев.

Личность, на самом деле, крайне интересная и неоднозначная. Кто-то соглашался и до сих пор соглашается с его, казалось бы, порой противоречивыми идеями (о чем будет упомянуто позже), называя его отвергнутым Прометеем [1] и героем нашего времени, а кто-то, напротив, считает их балансирующими на грани норм рациональности, а то и вовсе злодеем, готовым на все, ради своего комфорта.

Так кем же был столь популярный нонконформист, мысли которого одновременно нравились и отвергались как жителями его горячо любимой родины, так и людьми с Запада?

На этот вопрос невозможно ответить, не копая глубже в прошлое писателя и не прослеживая его историю становления. Возможно, это высказывание было бы оспорено самим Александром Александровичем, отмечавшим, что явление следует рассматривать и описывать в его наивысшем состоянии, однако же, явление не формируется на пустом месте, имея за собой как последствия, так и предпосылки.

Биография. Итак, будущий философ появился на свет 29 октября 1922 года в крестьянской семье, жившей на тот момент в ныне несуществующей деревне Пахтино. Разумеется, факт принадлежности семьи к крестьянству можно было бы опровергнуть тем, что отец семейства, Александр Яковлевич, все же имел московскую прописку, проживая большую часть времени там, а после и вовсе забирал взрослеющих детей (среди которых, к слову, наш герой был лишь шестым) в город, но случилось это далеко не сразу, а до этого они продолжали жить с матерью Аполлинари-ей Васильевной.

Отдельного упоминания достойны также и родители, оставившие весьма занятный отпечаток на его личности. Семья не была набожной и не следила с принятой строгостью за соблюдением церковных обычаев: отец вовсе не был верующим, хотя в дореволюционные годы был из числа тех, что расписывают храмы и пишут иконы, однако мать, напротив, таковой была и определяла правила поведения в доме в соответствии со своими религиозными взглядами. именно тут формируется отношение Александра Александровича к религии - он был убежденным атеистом, что в итоге проявится в его отношении к постсоветским реалиям. Тем не менее, он с теплотой вспоминал материнскую набожность.

Тут же стоит отметить, что дети Зиновьевых росли, изучая литературу и современные журналы, привозимые

отцом из города вместе с художественными принадлежностями, что также оставило свой след. Зиновьев старший был любителем искусства, однако же, Александр, впоследствии, будет от него отличаться.

Он рос крайне одаренным ребёнком, проявляющим интерес к учебе, из-за чего его отправили после окончания школы учиться в Москву. Жил он с прочими родственниками, однако доходы семьи упали настолько, что сам философ после опишет себя как «нищего среди нищих», но именно в этот период он начинает свое знакомство с миром социологии и философии, проявляя живой интерес как классическим, так и к современным на тот момент произведениям.

Молодой человек превращается в идеалиста, впитывая коммунистические идеалы и мечтая построить новый светлый мир, вступает в комсомол, становится членом школьного комитета и одним из ответственных за выпуск школьной сатирической газеты, с которой связан один из первых конфликтов, коих в будущем будет еще много. Газета опубликовала сатирическую карикатуру авторства Александра, высмеивающую сталинизм, в результате доноса на которую в школе начались проверки, однако виновника не нашли и со временем конфликт был улажен.

однако начало было положено. Коммунистические идеалы, которые он впитывал с такой охотой, никак не соответствовали действительности, собственной бедности и, набирающим обороты, сталинским репрессиям. Все доходит до того, что юноша в какой-то момент решается убить Вождя вместе с друзьями и, пусть идею в жизнь они не воплощают, но сам Александр все-таки на комсомольском собрании в ВУЗе позволяет себе резкую критику в сторону

культа личности Сталина. В этот раз закончиться это хорошим попросту не могло: в итоге всего вышесказанного, он оказывается исключённым из комсомола и института, направленным на психиатрическую экспертизу и допрос, а после и арестован. Через него хотели выйти ко всей антисоветской группе, поскольку были уверены, что подобные убеждения юноше внушили, однако он смог сбежать и некоторое время скрывался, в конце концов, вступив в ряды Красной армии, при этом намеренно исказив свою фамилию и рассказав заведомо ложную историю о потере документов. Таким образом, он избежал преследований.

По крайней мере, так он описывал эту историю в собственных мемуарах, тем не менее, документов, подтверждавших ее, не сохранилось и невозможно ручаться, что данный эпизод жизни не был где-то приукрашен. Жорж Нива предполагал, что Зиновьев вполне мог сконструировать свою биографию вокруг образа террориста, бунтующего против современных реалий [2].

Как бы там ни было, доподлинно известно, что Александр Александрович был в рядах Красной армии и участвовал в сражениях Великой Отечественной войны и даже участвовал в боях на территории Польши и Германии, после чего еще год прослужил на территории Венгрии, Чехословакии и Австрии. А уже после демобилизации в 1946 году смог восстановиться на факультете философии во всё том же институте.

немногим позже он пробует свои силы в литературе, а если быть точнее в произведении, описывающего героя, доносившего на знакомых, которого попросили уничтожить, дабы не навлекать на себя новых проблем, - в «Повести о долге».

1951 год. Александр Зиновьев окан-

чивает с отличием философский факультет и поступает в аспирантуру. В 1954 году он защищает диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному» и в том же году начинает работать в Институте философии Академии наук СССР.

В начале 1970-х годов философ начал публиковать статьи, критикующие режим, некоторые из которых распространялись в самиздате, а летом 1974 года приходит время для книги, что в какой-то степени станет поворотной в судьбе писателя.

Александр Александрович писал, что во время написания был ею буквально одержим, а надзор со стороны КГБ стал усиливаться [3]. Вместе с тем, его отказываются выпускать за границу, что подводит писателя к конфликту с властями: он дает иностранным журналистам интервью о свободе слова в СССР, о чём публикуется в западных газетах, сдает партийный билет, а в 1976 году «Зияющие высоты» публикуются в швейцарском издательстве, а в результате его увольняют, лишая всех степеней и званий. Сам он потом писал, что в результате всего этого состоялся его бунт, но это же и привело его к тому, что он попросту остался без средств существования.

однако даже это не остановило писателя. В этот период пишутся два новых романа «В преддверии рая» и «Светлое будущее», что снова публикуются в Швеции. Снова же действия Александра не остаются незамеченными и весной 1978 года его лишают гражданства и высылают из СССР.

начиная с того года Зиновьев живет в ФГК и преподаёт логику в Мюнхенском университете, не прекращая писать. И в этот период популярность автора только растет, его книги активно публикуются и переводятся на другие

языки, он читает публичные лекции и его часто приглашают на интервью, но параллельно он продолжает следить за новостями с Родины.

1990 год для писателя ознаменовывается тем, что его восстанавливают в научных званиях и начинают публиковать его книги, а в 1999 году он возвращается в Россию, продолжая преподавательскую и писательскую деятельности уже на Родине.

Скончался Александр Зиновьев 10 мая 2006 года в возрасте восьмидесяти трех лет, оставив за собой огромное наследие.

Литературная деятельность и наследие автора. Александра Александровича можно назвать бунтарём, наблюдая со стороны за его творчеством: ему будто бы претит существующий строй, и он всячески пытается его оспорить. Возможно, в этом и заключается его противоречивость.

Человек, что когда-то ярко критиковал Сталина и его строй, ближе к концу своего жизненного пути стал его защитником, указывая на антисоветскую пропаганду, распространенную после развала СССР [4]. Опять же, он оказывается непоследователен в своих словах и суждениях, ведь популярность он получил именно как критик советского строя.

Возможно, человек, выросший в советских реалиях, не был готов к жизни на Западе, что в действительности сильно отличалась. Это заметно даже сейчас в отторжении у людей, родившихся до 1990-х годов, принципов и образа мысли «несоветских» поколений. Мир и общество и ним меняются, и Зиновьев оказывается в числе критиков этих изменений, будучи правым в одних аспектах и слишком романтизируя другие.

на фоне этого надлома и смены мнений можно рассмотреть два его произведения, которые оказываются

по разные стороны баррикад: первый социологический роман «Зияющие высоты» и его последний социологический роман «Русская трагедия (гибель утопии)».

Что ж, очень кратко история написания первого романа была описана выше ровно как и последствия, которые следовали за этим. Поэтому разумным будет рассмотрение самого произведения.

Книга состоит из сатирических рассказов о городе-государстве Ибанса, где у всех жителей одинаковые фамилии [5]. Автор высмеивает Советский Союз, людей в нем, власти и общественный строй. Это больше похоже на набор карикатур, что хвалятся одними, но совершенно не нравятся другим. К слову, данная неоднозначность мнений на счет произведения является одной из отличительных черт автора.

На Западе роман получил огромную популярность, также и в современной России его тоже любят, а вот многие советские читатели его не любили, яро критикуя и оспаривая произведение.

«Русская трагедия» напротив является книгой, где автор будто бы скучает по строю, который высмеивал до этого. Произведение по своей форме больше напоминает дневник, куда главный герой вписывает собственные рассуждения по поводу происходящего вокруг и слов, услышанных от Критика и Защитника.

Произведение куда сложнее предыдущих. Автор критикует происходящее вокруг, сравнивает с жизнью в СССР. По сути, здесь объединяются статьи, замаскированные под художественный текст.

Заключение. наблюдая за жизнью и творческим путем такой личности как Александр Зиновьев, невозможно не понять как его сторонников, так и его критиков. он, в самом деле, внес

огромный вклад в русскую философию, был среди тех, кто ее возрождал и казалось бы, имел мнение на любую тему. Он бунтовал против привычного образа жизни, оспаривал его, высмеивал, был тем, кто мог вызвать бурную реакцию на свои слова, и за это его стоит уважать.

Разумеется, можно не соглашаться с его мыслями, но отрицать факт того, что они были в своем роде интересными, также глупо.

References

[1] Zinoviev A.A. Yawning heights. / Zinoviev A.A. -

Moscow: Kanon, 2021. 720 p.

[2] Zinoviev A.A. Russian destiny. Confessions of a renegade. / Zinoviev A.A. — Moscow: Kanon+, 2021. 472 p.

[3] Zinoviev A.A. Russian tragedy. / Zinoviev A.A. -3rd edition. — Moscow: Rodina, 2020. 528 p.

[4] Fokin P.E. Alexander Zinoviev: Prometheus Rejected. — M.: Young guard, 2016. 749 p. (ZhZL). 3000 copies — ISBN 978-5-235-03928-5.

[5] Nivat, Georges. Le phénomène Zinoviev // G. Nivat.Russie-Europe - La fin du schisme. Études littéraires et politiques. — Lausanne: L'Âge d'Homme, 1993. — ISBN 978-2-825-10364-7.

[6] A site with works by A. Zinoviev and a large number of materials. // URL: http://zinoviev. info/ (11.14.2022).

Список литературы

[1] Зиновьев А.А Зияющие высоты. / Зиновьев А.А. — Москва: Канон, 2021. 720 c.

[2] Зиновьев А.А Русская судьба. Исповедь отще-

пенца. / Зиновьев А.А. — Москва: Канон+, 2021. 472 c.

[3] Зиновьев А.А Русская трагедия. / Зиновьев А.А. — 3-издание. — Москва: Родина, 2020. 528 c.

[4] Фокин П.Е. Александр Зиновьев: Прометей от-

вергнутый. — М.: Молодая гвардия, 2016. 749 с. (ЖЗЛ). 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03928-5.

[5] Nivat, Georges. Le phénomène Zinoviev // G. Nivat.Russie-Europe — La fin du schisme. Études littéraires et politiques. — Lausanne: L'Âge d'Homme, 1993. — ISBN 978-2-82510364-7.

[6] Сайт с произведениями А. Зиновьева и большим количеством материалов. // URL: http:// zinoviev.info/ (Дата обращения: 14.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.