Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ КУЗЬМИН'

АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ КУЗЬМИН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ КУЗЬМИН»

Александр Викторович Кузьмин

В июле исполнилось бы 70 лет Александру Викторовичу Кузьмину - одному из самых крупных теоретиков и практиков градостроительства рубежа XX-XXI веков. Почти четыре десятилетия А.В. Кузьмин занимался градостроительным планированием столицы. На протяжении 16 лет возглавлял Моско-мархитектуру, был главным архитектором Москвы. Его по праву можно назвать зодчим, который еще в 90-е годы очень точно осознал главные движущие тенденции и фактически сформировал облик, динамику и направления развития крупнейшего мегаполиса Восточной Европы на многие десятилетия вперёд.

В архитектурном сообществе авторитет Кузьмина был колоссальным. У него был редкий дар создавать и возглавлять коллективы талантливых творческих людей разных поколений, различных архитектурных школ и взглядов на профессию, что создавало мощнейший синергетический эффект в работе. В течение многих лет он был лидером многих формальных и неформальных архитектурных объединений и сообществ: возглавлял Совет главных архитекторов субъектов и городов России, Совет главных архитекторов стран СНГ, а с 2014 года до последних дней жизни - Российскую академию архитектуры и строительных наук и АО «НИЦ "Строительство"» [1; 2].

Будучи руководителем главного архитектурного ведомства столицы, Кузьмин внёс огромный вклад в градостроительное развитие Москвы. Он был руководителем, автором и соавтором более 60 крупных градостроительных проектов столицы, в числе которых «Основные направления градостроительного раз-

вития Москвы и Московской области на период до 2010 года»; «Проект Генерального плана развития г. Москвы на период до 2020 года»; «Предложения по развитию и реорганизации производственных зон г. Москвы»; «Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса г. Москвы»; проекты строительства МКАД, третьего и четвёртого транспортных колец Москвы; «Проект реконструкции Московской окружной железной дороги под пассажирское движение» и другие.

Кузьмин был руководителем и автором более тридцати реализованных архитектурных проектов, многие из которых стали знаковыми для современной Москвы. Среди них - «Реставрация Старого Гостиного двора», «Восстановление Манежа»; проект планировки «Природно-исторического парка „Царицыно"»; «Концепция развития территории Ходынского поля»; проекты Ледового дворца в Крылатском и Детской Олимпийской деревни, проект строительства комплекса административных зданий «Москва-Сити»; проекты пешеходных мостов через Москву-реку и т.д. Он был автором более десяти внесённых на рассмотрение в Мосгордуму и принятых законов города Москвы [3; 4].

На рубеже веков Кузьмин предвидел, проектировал и создавал будущее, которое по прошествии двух десятилетий уже стало настоящим. К глубокому сожалению, динамика и стиль работы в градостроительном комплексе столицы, а затем -ранний уход из жизни, не оставили времени для того, чтобы Александр Викторович успел сам в полной мере обобщить и оформить в виде авторских монографий разработанные им методики и колоссальные наработки в области градостроительной науки. Кузьмин обладал феноменальной памятью, он практически никогда не готовил заранее текстов своих выступлений на конференциях, поэтому содержащаяся в них бесценная информация, зачастую, не была оформлена в виде научных статей. Мудрый и харизматичный педагог, создатель школы молодых талантливых градостроителей в МАРХИ, Кузьмин, к сожалению, не успел подготовить к изданию свой

3 2021 135

курс лекции, которые пользовались колоссальным успехом не только у студентов, но и у коллег - учёных и преподавателей.

Его деятельность и творчество несомненно станут предметом глубокого исследования не одного поколения специалистов и войдут в учебники по архитектуре и градостроительству. Настоящая публикация - попытка систематизировать основные направления многогранной деятельности большого российского учёного и архитектора.

В результате проведения глобальных социально-экономических реформ в начале 90-х годов в градостроительной деятельности России произошли большие изменения. Они были связаны, в первую очередь, с введением частной собственности на землю и жильё, с возникновением реальной возможности и механизмов их купли-продажи. Необходимо отметить, что если в советское время всем строительством занимались исключительно государственные организации, то после возрождения института частной собственности круг участников градостроительной деятельности расширился, что потребовало принятия новых правовых актов, соответствующих требованиям времени. Строительному комплексу города приходилось сталкиваться с новыми для отечественной экономики явлениями, требующими создания новых правовых актов, в разработке которых принимал личное участие А.В. Кузьмин [5; 6].

С 1997 года введено в действие более десяти законов города Москвы, регламентирующих порядок осуществления градостроительной деятельности, в том числе - порядок разработки и принятия Генерального плана Москвы, защиту прав граждан при реализации градостроительных решений, градостроительное зонирование, сохранение и развитие территорий природного комплекса, объектов культурного наследия, состав и порядок разработки и применения градостроительных нормативов и правил.

Статус субъекта Федерации установил жёсткие границы Москвы. Все строительство в одном из самых крупных мегаполисов мира, каким является Москва, оказалось сосредоточено на ограниченной территории. Этот факт определил специфику градостроительной деятельности в столице, необходимость более рационального комплексного подхода к использованию территории, повышения плотности застройки с сохранением при этом уникальной архитектурной среды, традиционно присущей Москве. На решение этой задачи был направлен принятый в 1998 году закон «О градостроительном зонировании

территории города Москвы», который реально воплотился в основном градостроительном документе столицы - новом Генеральном плане Москвы на период до 2020 года. Разработанный под руководством Кузьмина Генплан Москвы стал первым долгосрочным масштабным градостроительным документом, определяющим развитие столицы России в условиях рыночных отношений. Значимость и актуальность подготовки этого Генплана очевидны: реформы последнего десятилетия привели к значительной модификации социально-экономической структуры города. Это был первый в истории столицы Генеральный план, возведённый в ранг Закона города Москвы. В условиях рыночной экономики Москва конца 90-х становилась крупнейшим финансовым, деловым, торговым и административным центром, городом с интенсивно развивающимися наукоёмкими отраслями промышленности. Генеральный план 1998 года стал третьим в новейшей истории столицы, но это был первый Генплан, который поставил своей целью в условиях новых для того времени рыночных отношений в относительно короткие сроки превратить Москву в удобный для жизни людей город, решить наиболее острые проблемы, стоящие перед крупнейшим мегаполисом Европы. Прежде всего, это жилищная, транспортная и экологическая проблемы, вопросы, связанные с обеспечением москвичей рабочими местами, развитием в городе торговли, образования и здравоохранения, малого бизнеса и предпринимательства. Здесь следует отметить, что Генпланы Москвы 1935 и 1971 годов носили исключительно статичный, директивный характер, они предполагали экстенсивное развитие города за счёт прилегающих территорий. В новых условиях введения института частной собственности директивный характер Генерального плана терял смысл, так как он не был в состоянии учесть общую динамику происходящих в городе социально-экономических процессов. Разработанный под руководством А.В. Кузьмина градостроительный документ имел открытый характер, ставил своей целью динамичное развитие Москвы в рамках установленных регламентов за счёт более рационального использования городской территории. Большое внимание в документе было уделено реконструкции центра города, развитию туризма, вопросам сохранения и реставрации памятников истории и культуры [5; 6].

В Генплане были определены основные нормативы по обеспеченности горожан жильём, местами в больницах, детских садах, школах, спортивными и другими сооружениями общественного назначения, а также меры по их достижению. При-

чём, эти показатели предполагалось достичь при обязательном условии, что все такие объекты будут располагаться в местах, удобных для их использования москвичами и гостями города.

Основная идея нового Генплана содержалась в принципиально новом разделе, посвящённом вопросам градостроительного зонирования территории Москвы. Это был революционный для своего времени подход к планированию мегаполиса. Для планировочных районов (территорий, занимающих несколько кварталов) были установлены обязательные требования к их функциональному использованию (функциональное зонирование), застройке (строительное зонирование) и организации ландшафта (ландшафтное зонирование). Совокупность этих трёх составляющих и есть градостроительное зонирование. Оно необходимо для того, чтобы наиболее полно и эффективно использовать городскую территорию, не осложнять экологическую ситуацию, определять оптимальную для данной зоны этажность зданий и плотность застройки. Если предыдущие Генеральные планы жёстко определяли и перечисляли, что, где и как надлежит строить в Москве, то Генплан 1998 года в основном устанавливал общие «рамки» и требования к использованию территории в соответствии с назначением. Определение ограничений на строительство тех или иных объектов на каждой конкретной территории учитывало результаты зонирования. Так, например, если территория определена как жилая, в ней нельзя было строить объекты, которые не соответствуют или нарушают функциональное назначение данной зоны, при этом там приветствовалось строительство спортивных сооружений, медицинских учреждений, объектов соцкультбыта, магазинов [5].

После проведения детального зонирования городской территории в Москве были разработаны схемы зонирования всех административных округов в масштабе 1:10000, являвшимися основой для осуществления любой градостроительной деятельности в столице.

Генеральный план Москвы до 2020 года получил высокую оценку ведущих российских и зарубежных архитекторов, завоевал первый приз на международном архитектурном форуме в Софии.

Работая над Генпланом, Кузьмин исходил из того, что возможности экстенсивного роста города на тот момент были исчерпаны, но столица располагала значительными земельными участками, использование которых не всегда эффективно. Генплан предполагал строительство жилых массивов, объектов

социального и культурного назначения в первую очередь в районах пятиэтажной застройки и на территориях, где находятся неэффективные, малоэффективные и экологически небезопасные промышленные предприятия, железнодорожные дворы, устаревшие здания складских помещений.

На конец 90-х годов дома, построенные в ходе реализации первого этапа программы индустриального домостроения серий К-7, П-32 и подобные им, устарели и морально, и технически. Некоторые здания в значительной степени утратили свой ресурс прочности и стали опасными для проживания людей. Постановление Правительства Москвы от 6 июля 1999 № 608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года», которое было подготовлено при активном личном участии Кузьмина, определило чёткие рамки этой программы, в ходе реализации которой нужно было решить множество проблем, прежде всего с людьми, которые привыкли к своему дому, двору, району. Главным архитектором столицы была решена весьма трудная задача: нужно было организовать снос пятиэтажек и строительство домов для переселения так, чтобы предоставить новое качественное жильё с соблюдением всех положенных норм [7].

Предыдущие Генпланы рассматривали развитие Москвы как крупнейшего промышленного центра Европы. Такова была идеология компартии, основной движущей силой которой был рабочий класс. Уже в конце 70-х годов возник социальный парадокс. Значительная часть москвичей не хотела приобретать рабочие специальности и работать на производстве. Но идеологические установки требовали того, чтобы количество рабочих в столице динамично росло. Решением этой задачи стало массовое привлечение рабочей силы из регионов. После определённого периода работы на предприятиях города они получали жильё в Москве и часто меняли работу, открывая вакансии для новых будущих москвичей. В начале девяностых значительная часть московской промышленности пришла в упадок. После приватизации предприятия приобрели реальных собственников. Главным активом большинства из них стала земля, на которой эти объекты были расположены. Перед главным архитектором столицы встала серьёзная задача реформирования и перепрофилирования промышленных территорий.

В конце 90-х промышленные зоны занимали практически пятую часть исторической территории города. Значительную их часть составляли одно- и двухэтажные промышленные

здания, которые были мало пригодны для современного производства. Большая часть предприятий была построена ещё в довоенные годы, они уже давно выработали свой ресурс и по технологической оснащённости не отвечали современным требованиям. Выпускаемая ими продукция не была конкурентоспособной. При этом за право пользования земельным участком нужно было платить, и чем ближе к центру города, тем земля дороже. При активном участии А.В. Кузьмина была проведена колоссальная работа по анализу перспектив развития промзон столицы, и уже мае 1999 года руководство столицы утвердило перечень предприятий и организаций, которые подлежали преобразованию, реформированию и ликвидации [8].

Под руководством А.В. Кузьмина были проведены большие проектные работы по сохранению исторического облика центра Москвы. Именно центр города в конце 90-х нуждался в помощи в наибольшей степени, поскольку в течение десятилетий москвичи вытеснялись из центра, он заполнялся безликими зданиями, в которых размещались различные министерства и ведомства. Значительную часть жилого фонда центра Москвы составляли коммунальные квартиры, которые предстояло расселить. Большая часть жилых зданий имела деревянные межэтажные перекрытия и представляла реальную опасность для жизни людей в случае пожара.

В отличие от методов реконструкции центральной части города, заложенных в Генплане Москвы 1935 года и основанных на радикальной расчистке от исторической застройки обшир-

ных пространств для площадей, проспектов и грандиозных сооружений, - основным принципом реконструкции, предложенным главным архитектором и одобренным Правительством города в новом Генплане, стало сохранение исторического облика центра столицы, самобытных особенностей московской городской среды [9].

Центр, сердце столицы, с его социальной и культурной инфраструктурой лучше всего приспособлен для полноценной и полнокровной жизни. Поэтому перед архитекторами встала очень трудная задача: с одной стороны, сохранить облик московских улиц и в первую очередь - памятники архитектуры, с другой - решить проблему коммунальных квартир и ветхих зданий. В центре Москвы много старых зданий XVIII, XIX и начала XX веков, которые затем были надстроены, а внутри них была проведена полная перепланировка. Согласно законодательству, памятником архитектуры в них считается только та часть, которая существовала до всех этих преобразований. В ряде случаев памятником является лишь фасад здания или даже его фрагменты... В случае реконструкции или реставрации всё это требовалось сохранить в том виде, как это было раньше.

Уже к середине нулевых подавляющее большинство коренных москвичей, живущих в центре города, выехали из убогих коммуналок и получили новые квартиры. В Столешниковом и Камергерском переулках были созданы пешеходные зоны, на Манежной площади вместо безликого пространства, залитого

асфальтом и используемого для отстоя автобусов, был построен уникальный подземный торговый комплекс. На этом месте была возрождена традиционная функция торговых рядов, которые во все времена формировались вокруг Кремля, в том числе на Манежной площади и в Охотном ряду, и были снесены в 1930 году [10].

Отдельная тема - роль Кузьмина в модернизации транспортной инфраструктуры Москвы. Во второй половине 90-х годов количество автомобильного транспорта в Москве превысило 3 млн единиц. Для грузовых перевозок стали использоваться многометровые автопоезда и еврофуры. Существовавшая в те годы транспортная система города не была приспособлена для движения подобных машин. Для того чтобы организовать транзит большегрузного транспорта, правительством города было принято решение кардинально реконструировать МКАД.

Срок, изначально отведённый на реконструкцию постановлением Правительства Москвы, был в два раза меньше нормативного и составлял четыре года. За это время было необходимо в условиях непрерывной работы существующей трассы преобразовать морально и физически устаревшую дорогу в магистраль европейского класса, способную обеспечить скоростное и безопасное движение с высоким уровнем обслуживания, подобного которому в России прежде не было. Именно на МКАД было внедрено множество перспективных архитектурных, технологий и инженерных приёмов.

На всём протяжении 109-километровой трассы земляное полотно было расширено до 50 м, было переустроено 3365 действующих коммуникаций, построено 76 мостов и путепроводов, возведено 53 пешеходных перехода, сооружено 47 развязок, в том числе две трёхуровневые - Ленинградская и Горьковская, а также две четырёхуровневые - Ярославская и на пересечении с Новорижским шоссе.

Другой масштабный проект транспортного строительства, проектированием которого занимался А.В. Кузьмин, - Третье транспортное кольцо. Его протяженность составляет 35 км, из них 12 км - это искусственные сооружения: на кольце спроектировано и построено восемь эстакад, шесть путепроводов, восемь тоннелей, четыре моста. Магистраль имеет четырёхполосную проезжую часть в каждом направлении, на отдельных участках три или пять полос, с пересечениями в разных уровнях с другими магистралями, железнодорожными путями и пешеходными переходами. Все это обеспечивает высокую пропускную способность автострады. Количество транспортных пересечений с учётом развязок с магистральными улицами в разных уровнях - 17. В результате строительства этой магистрали интенсивность движения на Садовом кольце снизилась на 10-19%, а на некоторых улицах города, например, на набережных Яузы, почти на 43% . Наиболее интересная с инженерной точки зрения часть Третьего транспортного кольца - Лефортовский тоннель, который, с одной стороны, позволил

Схема

3-го транспортного кольца

строительства 3-его кольца Существующие магистрали Площадь Гагарина

«замкнуть» кольцо, с другой - при помощи этого транспортного сооружения был сохранён исторический район Москвы. Благодаря строительству Третьего транспортного кольца улучшилась транспортная доступность многих полузаброшенных промышленных территорий столицы, что стало катализатором их последующего реформирования.

Под руководством и при личном участии А.В. Кузьмина в Москве была спроектирована новая радиальная вылетная магистраль - Звенигородский проспект, разработан проект реконструкции Ленинградской трассы от Манежной площади до МКАД. Эти работы впоследствии легли в основу создания проектов модернизации ряда других вылетных магистралей столицы.

Еще один интересный проект конца XX века, который в силу ряда причин не получил тогда активного развития, но приобрёл актуальность в наше время, - строительство высотных зданий в периферийной части столицы - «Новое кольцо Москвы». По мнению А.В. Кузьмина, каждый такой высотный комплекс должен был стать своеобразной архитектурной доминантой и придать уникальность и узнаваемость в районах, где преобладала массовая панельная застройка. При этом, согласно Генплану, такие здания не должны были не только находиться в центре города и заслонять собой историческую застройку, но даже портить визуальный ландшафт столицы [11].

Говоря о строительстве высотных зданий, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на проекте ММДЦ «Москва-Сити», где впервые отечественными архитекторами была создана и реализована концепция строительства крупного квартала высотных зданий со всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

По мнению Кузьмина - главная цель строительства «Сити» состоит в том, чтобы не навредить историческому центру Москвы, а напротив, помочь ему: избавить от постоянной перегруженности административными, коммерческими и другими несвойственными функциями. «Я полагаю, что это будет новый центр города. Понимаете, это как камень, брошенный в воду, от которого расходятся круги. Так и "Сити". Начали строиться офисные центры, и тут же совершенно по-другому стала формироваться вся среда и на прилегающей территории. Вплоть до того, что на глазах поднимается стоимость расположенного по соседству жилья - люди понимают, что район развивается», - сказал Кузьмин в одном из своих интервью [12].

Несколько позже, в 2005 году, главный архитектор столицы стал вдохновителем и организатором проведения колоссаль-

ной работы по актуализации Генплана. В ходе проводимого мониторинга произошли определённые изменения и в его идеологии. Если говорить про тот Генплан, который был ранее утвержден, то главный архитектор столицы назвал его «Генпланом возможностей». «Что это значит? Был дефолт, была перестройка, было определенное состояние города. И наша задача была - стимулировать инвестиционно-строительную деятельность в новых социально-экономических условиях. И городу это удалось. Идёт строительство объёмов практически во всех отраслях городского хозяйства, то есть главная задача - стимуляция инвестиционно-строительной деятельности, -она была выполнена в период реализации Генплана, а сейчас возникает несколько другая задача, и, можно сказать, "Генплан необходимости". Что это значит? Это значит, что в условиях увеличения инвестиционно-строительной деятельности мы сейчас должны в большей степени обратить внимание на защищённость социальных гарантий населения города, а это вопросы транспорта, это вопросы соцкультбыта около дома, это стабилизация и развитие жилого фонда, это вопросы окружающей среды» [13-15].

Актуализированный Генплан столицы прошёл утверждение на всех уровнях. При его обсуждении впервые были проведены масштабные публичные слушания во всех районах столицы.

В 2011 году после принятия решения о присоединении к Москве новых территорий А.В. Кузьмин возглавил работы по созданию генплана «Новой Москвы» и интеграции её территории с исторической частью столицы1.

В июле 2012 Кузьмин покинул пост руководителя архитектурного ведомства столицы и, основав собственную творческую мастерскую, разработал и подготовил к утверждению правительством города Калининграда «Проект планировки Кластера полнопрофильных автомобильных производств и нового жилого района», для Московской области - «Концепцию развития исторического центра Сергиева Посада», по поручению губернатора Иркутской области - «Концепцию развития исторического центра города Иркутска», для Владимирской области - архитектурную концепцию по развитию территории города Доброграда, в рамках подготовки к 300-летнему юбилею города Перми - Градостроительную концепцию развития территории центральной части города и др.

1 Материалы к докладу мэра Москвы С.С. Собянина на совещании по вопросам развития Московской агломерации. Троицк Московской области, апрель 2012 года; Материалы к вступлению мэра Москвы С.С. Собянина на секции «Богатые и бедные» Мирового политического форума. Ярославль, сентябрь 2011 года.

140 3 2021

В 2014 году А.В. Кузьмин возглавил Российскую академию архитектуры и строительных наук и АО «НИЦ „Строительство"». Под его руководством были проведены серьёзные исследовательские и экспертные работы для реализации крупных, в том числе федеральных проектов, таких как «Научно-методическое обоснование внешних границ и внутренней структуры территории московской агломерации», подготовка документации по планировке территории, разработка единой архитектурной концепции развития территории на объекте ФГБОУ «Международный детский центр "Артек"», проектно-изыскательские работы по объекту: «Проектирование и строительство административного здания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и многое другое.

Литература

1. Александр Викторович Кузьмин, главный архитектор города Москвы в 1996-2012 гг. Биография [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы, 2021. - Режим доступа: https://www.mos. ru/mka/function/glavnye-arkhitektory/aleksandr-viktorovich-^тп'п/ (дата обращения 14.06.2021).

2. «Мы обязаны ему успешным становлением профессии»: архитекторы об Александре Кузьмине [Электронный ресурс] / Ю. Тарабарина, А. Скокан, П. Андреев [и др.] // Главный архитектор Москвы 1996-2012 в воспоминаниях его коллег. - Режим доступа: https://archi.ru/russia/84569/my-obyazany-emu-uspeshnym-stanovlem'em-professii-arkhitektory-ob-aleksandre-^т (дата обращения 14.06.2021).

3. Ресин, В.И. Москва в лесах : Зап. строителя / В. Ресин. - 3. изд., доп. - М. : Голос-Пресс, 2002. - 397 с.

4. Москва 1988-2008. Время строить и сохранять / [авт.-сост.: Е.В. Ефимова, Э.А. Жигайлов, Т.Н. Садковская]. - М. : Галактика, 2008. - 311 с.

5. Градостроительство Москвы: 90-е годы / Под ред. А.В. Кузьмина. - М. : АО «Московские учебники и Картография», 2000. - 280 с.

6. Москва на рубеже XX - XXI вв. / Колл. авт. под общ. ред. проф. А.В. Кузьмина. - М. : АО «Московские учебники и Картография», 2003. - 214 с.

7. Постановление Правительства Москвы от 06.07.1999 № 608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт

Мэра Москвы. - Режим доступа: https://www.mos.ru/dgp/ documents/baza-dokumentov/view/69705220/ (дата обращения 18.06.2021).

8. Распоряжение Мэра Москвы от 21.05.1999 № 517-РМ «Об утверждении Перечня предприятий и организаций на территории исторического центра Москвы, подлежащих перебазированию, реформированию, ликвидации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Мэра Москвы. - Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/27302220/ (дата обращения 17.06.2021).

9. Постановление Правительства Москвы от 27.07.1999 № 687-ПП О «проекте Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Мэра Москвы. - Режим доступа: https:// www.mos.ru/authority/documents/doc/28158220/ (дата обращения 10.06.2021).

10. Лужков, Ю.М. Мы дети твои, Москва. / Лужков Юрий. -М. : Вагриус, 1996. - 338 с.

11. Постановление Правительства Москвы от 02.02.1999 № 80-ПП «О реализации городской комплексной инвестиционной программы "Новое кольцо Москвы"» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Мэра Москвы. - Режим доступа: https:// www.mos.ru/authority/documents/doc/21979220/ (дата обращения 16.06.2021).

12. Пятилетова,Л. Александр Кузьмин: «Сити» не закроет златоглавую Москву [Электронный ресурс] / Л. Пятилетова // Российская газета: Неделя. 22.10.2004. - Режим доступа: https://rg.ru/2004/10/22/siti.html (дата обращения 16.06.2021).

13. Волошина, В. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин: «Больше ничего крупного в центре столицы строить нельзя» [Электронный ресурс] // «Известия» - «1г». Официальный сайт 10.11.2006. - Режим доступа: https://iz.ru/ news/318853 (дата обращения 21.06.2021).

14. Орлова, О. Генплан необходимости [Электронный ресурс] // Archi.ru. - Режим доступа: https://archi.ru/russia/1452/ genplan-neobhodimosti (датаобращения 21.06.2021).

15. Постановление Правительства Москвы от 19.12.2006 1026-ПП «О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2005 год и подготовке актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс] //// Официальный сайт Мэра Москвы. - Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/8462220/ (дата обращения15.06.2021).

В.И.Ресин, д.э.н., профессор, академик РААСН, почётный профессор РАН, А.Р.Введенский, к.т.н., Н.А.Климова, советник президента РААСН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.