Е. С. Митина
Первые градостроительные проекты
Калининграда (1946 — первая половина 1950-х годов)
Рассмотрены первые послевоенные проекты восстановления и градостроительного развития Калининграда: проект первой очереди застройки, генеральный план города 1953 г., предложения по строительству нового центра. Проведены сравнительные параллели с немецким проектом 1938 г. и с генпланом Москвы 1935 г. Охарактеризована деятельность первого главного архитектора Калининграда Д.К. Навалихина, показана его роль в сохранении зданий довоенной постройки. Оценено влияние проектной деятельности первых послевоенных лет на дальнейшее архитектурное развитие города.
Смена государственного строя и населения на территории нынешней Калининградской области в 1945 г. обусловила преобладание эстетических приоритетов, свойственных советскому обществу. Прибывшие градостроители называли среди характерных черт планировки Кёнигсберга «экстенсивность застройки, отсутствие общественных центров и зонирования, необоснованно раздутую суммарную территорию» [4, л. 1—2]. Перед первыми архитекторами стояла задача не просто восстановить, а превратить бывший немецкий город Кёнигсберг в новый советский Калининград.
Главным источником по теме первых градостроительных проектов в бывшем Кёнигсберге являются материалы двух вариантов кандидатской диссертации (с альбомом фотоматериалов) первого главного архитектора города Калининграда (в 1948— 1953 гг.) Дмитрия Константиновича Навалихина [8—10], которые хранятся в Российском государственном архиве экономики. В фондах Калининградского областного историко-художест-
венного музея находится коллекция Д.К. Навалихина (документы и фотографии). Свои представления о городе будущего архитекторы публиковали преимущественно на страницах газеты «Калининградская правда». Данная тема впервые становится предметом отдельной публикации. Ранее различные ее аспекты разрабатывались в исследованиях И.В. Белинцевой, Б. Хоппе, М. По деля [1; 12—14].
Наглядно демонстрирует практическое осуществление послевоенной архитектурной мысли застройка Сталинградского проспекта (ныне проспект Мира). В конце 1940-х гг. он проектировался как главная магистраль города, так как был разрушен менее других. По данным инвентаризации 1948 г., в Сталинградском и Центральном районах1 существенно не пострадало 78 % кварталов. Сохранилось 44 % жилых домов (в Ленинградском и Московском районах — 33,4 и 30,9 % соответственно) [8, л. 34]. Кроме того, здесь располагались восстановленные предприятия, административные учреждения.
Схема размещения строительства первой очереди и проект застройки Сталинградского проспекта были разработаны коллективом архитектурной мастерской «Облпроект» под руководством Д.К. Навалихина и 28 октября 1949 г. одобрены Калининградским облисполкомом [2, л. 31]. Расположенные вдоль магистрали здания (восстановленные и вновь построенные) составляли единый ансамбль парадного проспекта. Центральным элементом должен был стать новый театр.
На практике при реконструкции улицы в 1950-е гг. немецкие здания перестраивали в соответствии с требованиями сталинской архитектуры с целью придать им «жизнерадостность форм и приветливый облик» [5, л. 14]. Островерхие крыши стали более пологими, иногда их украшали балюстрадой с колоннами и пирамидами (ярким примером служит дом 33—35 на проспекте Мира, который, однако, за избыточное внешнее оформление был рас-
1 В своей диссертации Д.К. Навалихин ссылается на административное деление города по состоянию на 1952 г. Тогда было пять административных районов — Сталинградский, Центральный, Ленинградский, Московский, Балтийский. Сегодня Сталинградский и Центральный районы входят в состав Центрального района города Калининграда, Балтийский в состав Московского района.
критикован местными зодчими после принятия 4 ноября 1955 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [2, л. 7]). На некоторых фасадах появились колоннады. Выступы и ниши выравнивали. Арочные оконные проемы закладывали или заменяли на квадратные. На зданиях довоенной постройки сбивали прежний декор и помещали барельефы с советскими символами. Для получения дополнительной жилой площади часто надстраивали этажи.
Тем самым было дано начало к изменению характера старой городской застройки. На современном проспекте Мира примерами могут служить здания, стоящие в одном ряду с кинотеатром «Заря», здания на противоположной стороне улицы, входные павильоны в зоопарк, парадные входы на стадион «Балтика», в парк «Центральный» (ранее ЦПКиО им. Калинина), а также сооружения Выставки достижений народного хозяйства на ул. Сержанта Колоскова. В неоклассическом стиле построено здание Дворца культуры рыбаков (1957 г.), восстановлено здание Драматического театра (1960 г.).
Отметим, что сам Д.К. Навалихин не был доволен застройкой Сталинградского проспекта, так как она производилась со значительными отступлениями от разработанной схемы, качество работ было низким [8, л. 102].
Разработка генерального плана застройки города Калининграда осуществлялась с 1947 по 1953 г. (московский институт Ги-прогор, автор проекта — архитектор М.Р. Наумов). По сравнению с другими советскими проектами местный запоздал на 6—7 лет. М. Р. Наумов применял в своей работе немецкие геодезические и топографические материалы. Согласно генплану, сохранялась исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города. Общая площадь под промышленными предприятиями увеличивалась в плане на 30%, а периферийные селитебные территории подлежали сокращению. Площади жилой застройки должны были сложиться из многоэтажного центра, большого района на северо-западе и компактного района в южной части города. Московские архитекторы хотели насытить городскую территорию просторными районными площадями, широкими магистралями, которых был лишен Кёнигсберг. В продолжение традиций, заложенных в 1920-х гг., генплан 1953 г. предусматривал создание парковых зон, сохранение и приумножение зеленых насаждений.
Особый интерес вызывает ответ на вопрос, каким видели «сердце города» послевоенные архитекторы. Относительно местоположения центральной площади существовали две основные точки зрения.
В 1946 г. главный архитектор облкомхоза П.В. Тимохин предложил сохранить район Королевского замка как памятник Победы в Великой Отечественной войне. Главную административную и общественную композицию П.В. Тимохин видел на площади Победы, обосновывая свое мнение тем, что именно там пересекались трассы из всех городских районов [3, л. 1].
Однако наибольшее число сторонников имел вариант сохранения центра в районе замка. Среди них — М.Р. Наумов и Д.К. Навалихин. Их проекты главной площади имели много общего, в частности предусматривали снос руин замка и строительство Дворца Советов. Но Д.К. Навалихин был более радикален в своих предложениях. Главный архитектор в 1954 г. определял высоту Дворца Советов в 150 м от уровня реки Преголи, а спустя два года остановился на 50—70 м. Рядом намечалось строительство музея Великой Отечественной войны и художественной галереи. Темой монументального ансамбля Д.К. Навалихин провозгласил идею мирного героического труда. С северной стороны Дворец Советов должна была венчать полукольцевая парадная площадь, от которой тремя лучами расходились магистрали (ул. Житомирская, Новый проспект1, ул. Ленина2). С юга раскинулась просторная площадь Мира с торжественными ступенчатыми спусками к набережной и зеленый остров. С запада, севера и востока свободное пространство комплекса планировалось ограничить многоэтажной застройкой. На набережной Старой Преголи по оси с Домом Советов архитектор наметил возвести 10-этажный дом инженерно-технических работников и стахановцев. Зданию биржи К. Мюллера отводилась роль концертного зала, рядом был спроектирован физкультурный зал.
Несомненно, на проекты Калининграда, как и на проекты других советских городов, оказал влияние генплан Москвы 1935 г. Д.К. Навалихин отмечал, что Москва в XVII в. занимала
1 Сегодня ул. Пролетарская.
Сегодня ул. Фрунзе.
территорию, примерно равную центральной части Калининграда, членилась рекой, имела близкую к радиально-кольцевой систему застройки, окруженную укреплениями и завершавшуюся в центре сооружениями Кремля [8, л. 119]. По аналогии с московским Садовым кольцом бывший оборонительный пояс Кёнигсберга предполагалось превратить в Парковое кольцо, а на территории между ним и Домом Советов создать кольцо меньшего диаметра. По этим кольцам планировалось разместить «узловые ансамбли»: памятник погибшим Героям, площади Калинина и Победы, парк Победы, Центральный стадион и пр. «Узловые ансамбли» были призваны исполнять роль районных доминант, а также «отвлекать внимание от сохранившихся немецких сооружений» [там же, л. 145].
Удивителен тот факт, что схемы планировки центра Калининграда Д.К. Навалихина и Гипрогора предусматривали сохранение старых церквей. Внимательно всмотревшись в проекты, можно заметить Кафедральный собор, Штайндаммскую церковь, кирху Лютера, Хабербергскую кирху, Бург-кирху и др. В рассматриваемый период религиозные сооружения в Калининграде не были разрушены по приказу властей, хотя и поменяли свое функциональное назначение — пустовали либо использовались под складские, хозяйственные помещения.
Во втором варианте диссертации Д.К. Навалихин отказался от сноса руин замка и предложил включить их в качестве одного из элементов в будущий комплекс городского центра. Ряд немецких зданий архитектор отнес к опорной застройке: новый университет, Академию искусств, Биржу, Южный и Северный вокзалы, Палестру Альбертину, Новую ратушу и пр. Из военных сооружений, которые могли быть сохранены в качестве «исторических памятников», названы башни Врангеля, Дона, городские ворота. По словам Д. К. Навалихина, контраст между советскими сооружениями и наследием Кёнигсберга «несомненно обогатит и усилит идейно-художественный образ как центра, так и будущего города Калининграда» [9, л. 147].
Между строк идеологически выверенного текста можно прочитать, что на самом деле думал архитектор, ученик ленинградской школы. Фактически именно с подачи Д.К. Навалихина
в последующие годы были сохранены многие довоенные сооружения.
Советские проекты центра Калининграда имеют сходство с «Предложением о перестройке и развитии города Кёнигсберга»1 1938 г. [11]. Примечателен тот факт, что Д.К. Навалихин использовал его в своей работе [8, л. 184]. И советские, и немецкие архитекторы в качестве главного примера ориентировались на свою столицу. Идеальные города в трактовках нацизма и сталинизма имеют схожие черты: центр сформирован вокруг многоэтажного административного здания, широкие многокилометровые проспекты служат местом для массовых парадов и шествий, просторные площади и зеленые зоны подчеркивают заботу государства о нуждах простого человека. Идея Паркового кольца Навалихина перекликается с идеей 1938 г. создать внутреннее кольцо дорог по линии вального укрепления. Реализация калининградского проекта также была намечена на 20 лет [7, с. 3]. Однако, как и его довоенному предшественнику, ему не суждено было осуществиться: за расчетный период сменилось еще два генплана (1967 и 1974 гг.). В то же время основополагающие идеи относительно будущего облика города сформировались именно в первых проектах (транспортная схема, расположение площадей, выбор главных магистралей, административных центров, общественных мест).
Подтверждением этому служит, в частности, проект реконструкции площади Победы, разработанный к 1951 г. под руководством Д.К. Навалихина. Его детали были реализованы в разное время. В 1953 г. возведены трибуны (проект архитекторов Д.К. Навалихина, В.С. Ашамова, скульптора Е.В. Вучетич) и установлен памятник И.В. Сталину (в 1958 г. его сменил памятник В.И. Ленину). Постепенно в районе площади расположились основные административные учреждения. За трибунами разбили сквер. Спустя 50 лет по проекту заслуженного архитектора РСФСР В.Г. Еремеева была возведена башня с часами на углу здания Калининградского делового центра.
Грандиозные проекты первых архитекторов Калининграда предполагали сохранение прежней планировки, уличных покрытий, инженерных сетей, системы озеленения. Намечалось, что но-
1 Проект превращения Кёнигсберга в образцовый нацистский город был подготовлен городским строительным управлением и утвержден 16 июня 1938 г. обер-бургомистром Х. Биллем.
вые здания-символы будут соседствовать с исторической застройкой. Сталинградский проспект стал единственной улицей Калининграда, восстановленной в рассматриваемый период. До настоящего времени проспект Мира иллюстрирует собой направления архитектурной мысли и стиль застройки послевоенных лет.
Проекты нового строительства требовали крупных финансовых вложений. На практике же необходимо было удовлетворить социальные потребности — обеспечить население жильем, школами, больницами, запустить фабрики, заводы, наладить работу коммунальных сетей. В судьбу послевоенных проектов вмешалось само время. Они так и остались утопией, как и идея строительства коммунистического общества. И все же именно идеи первых архитекторов легли в основу будущего градостроительного развития Калининграда.
Список источников и литературы
1. Белинцева И.В. Архитектурно-градостроительная культура городов Балтики (Гданьск, Калининград, Эльблонг) / Моск. гос. ун-т культуры и искусства ; Высшая школа культурологии. М., 2002.
2. Государственный архив Калининградской области (ГАКО). Ф. 1-П (Калининградский областной комитет КП РСФСР). Оп. 18. Д. 114 : Справки обкома и райкомов КПСС о работе проектных организаций, состоянии работы с кадрами в строительных организациях, о выполнении постановления бюро обкома «О выполнении плана капитального строительства и ввода в эксплуатацию объектов», «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», о работе связи (1955).
3. ГАКО. Ф. Р-520 (Калининградский областной отдел по делам архитектуры). Оп. 1. Д. 3 : Переписка с начальником Гражданского управления Кёнигсбергской области по вопросам восстановления и реконструкции г. Кёнигсберга.
4. ГАКО. Ф. Р-520. Оп. 1. Д. 6 : Пояснительные записки к проекту съемочно-изыскательных работ и проектно-планировочные работы на 1948 год.
5. ГАКО. Ф. Р-520. Оп. 1. Д. 8 : Приказы Управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и протоколы заседаний комиссии о строительстве г. Калининграда.
6. ГАКО. Ф. Р-522 (Управление главного архитектора Калининграда). Оп. 1. Д. 5 : Планы работ на 1948 год.
7. Навалихин Д.К. Задачи архитектурной реконструкции Калининграда // Калининградская правда. 1951. 30 июня.
58
Е. С. Митина
8. Навалихин Д.К. К вопросу архитектурной реконструкции г. Калининграда. Вариант 1. М., 1954 // Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 293 (Академия архитектуры СССР). Оп. 3. Д. 220.
9. Навалихин Д.К. К вопросу реконструкции центра города Калининграда. Вариант 2. М., 1956 // РГАЭ. Ф. 293. Оп. 3. Д. 221.
10. Навалихин Д.К. К вопросу реконструкции центра города Калининграда: альбом иллюстраций. Материалы кандидатской диссертации. Вариант 2. М., 1956 // РГАЭ. Ф. 293. Оп. 3. Д. 222.
11. «Архитектурный вестник»: Предложение о перестройке и развитии города Кёнигсберга, 1938 год / пер. с нем. Т.В. Сахаровой // Восстановление Кёнигсберга [сайт фонда содействия изучению и развитию культурно-исторического и архитектурного наследия]. URL: http://www.koenigfond.ru/ content/articles/282/ (дата обращения: 07.07.2012).
12. Хоппе Б. Следы виртуальной истории в совершенно реальном городе / пер. С. Михайлова // Арт-гид Кёнигсберг / Калининград сегодня. Калининград, 2005.
13. Hoppe B. Auf den Trümmern von Königsberg. Kaliningrad 1946— 1970. München, 2000.
14. PodehlM. Architektura Kaliningrada. Wie aus Königsberg Kaliningrad wurde. Marburg, 2012.
Об авторе
Екатерина Сергеевна Митина — старший научный сотрудник Калининградского областного историко-художественного музея, ekaterinamitina@ yahoo.com