Научная статья на тему 'Александр Павлович пронштейн (1919-1998) (к 100-летию со дня рождения)'

Александр Павлович пронштейн (1919-1998) (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Павлович пронштейн (1919-1998) (к 100-летию со дня рождения)»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ TOUCHES TO THE PORTRAIT

2019. No. 1

DOI 10.23683/0321-3056-2019-1-99-105

Александр Павлович Пронштейн (1919-1998) (к 100-летию со дня рождения)

Советский и российский ученый, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН Александр Павлович Пронштейн занимает видное место в ряду выдающихся историков XX в. Будущий ученый родился 21 января 1919 г. в Мелитополе, вскоре его семья переехала в Москву. Здесь он окончил школу и в 1937 г. поступил на исторический факультет Московского государственного университета.

Жизнь и деятельность А.П. Пронштейна активно изучалась последние 20 лет, - и сегодня она предмет научных конференций и многочисленных публикаций. В них исследуются различные аспекты многогранного творчества ученого, вклад в изучение российской истории и историографии, доноведения, кавказоведения, теорию и методологию исторического познания, источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин [1-8]. Автор данной статьи считает, что необходимо также обратить внимание на «историю повседневности, штрихи к портрету», на то, что содержалось в будничной работе и общении с коллегами.

Научная биография А.П. Пронштейна складывалась в семинарах под руководством акад. Б.Д. Грекова, чл.-корр. АН СССР С.В. Бахрушина, под влиянием проф. Н.И. Веселовского, М.Н. Тихомирова, Б.А. Романова, С.Д. Сказкина и других выдающихся ученых университета. Они сформировали навыки научно-исследовательской работы и бережное отношение А.П. Пронштейна к источнику, которые он пронес через свою жизнь, передавал студентам исторического факультета Ростовского госуниверситета.

В ноябре 1941 г. А.П. Пронштейн был призван в ряды РККА, закончил ускоренные курсы Московского военно-инженерного училища, прошел путь от командира военно-инженерного взвода (лейтенанта) до зам. начальника штаба 41-го полка 52-й армии (капитана). Участвовал в боях на территории СССР, Румынии, Польши, Германии и Чехословакии. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», и др.

После окончания Великой Отечественной войны А.П. Пронштейну военное командование предлагало продолжить службу, но будущий ученый мечтал о научных исследованиях и открытиях. После демобилизации в конце 1945 г. А.П. Пронштейн поступил в аспирантуру к чл.-корр. АН СССР М.Н. Тихомирову (академик - с 23.10.1953), который предложил аспиранту несколько тем на выбор по истории средневековой Руси. А.П. Пронштейн выбрал историю Новгорода Великого в XVI в., тему сложную, интересную, спорную, политически острую в контексте дискуссий о роли выдающейся личности в укреплении российской (см. подтекст - советской) государственности.

В 1949 г. А.П. Пронштейн блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Великий Новгород в XVI веке. Очерк социально-экономической и политической истории русского народа». Результаты научных исследований молодого ученого имели огромное значение для понимания процессов становления и развития Русского централизованного государства, сослов-но-представительной и абсолютной монархии, формирования буржуазных отношений в стране. Его выводы о высоком уровне развития экономики Новгорода Великого накануне и после политического включения в состав Российского государства, складывании мелкотоварного производства, формировании тор-гово-ремесленных объединений по типу западноевропейских цехов указывали на общие тенденции развития России и Европы. Политическое присоединение Новгорода Великого превратило его в областной центр Российского государства. Эти и другие выводы, и наблюдения автор дополнил и развил в одноименной монографии, изданной в 1957 г. в Харькове. Они получили широкое признание научной общественности в СССР и за рубежом [9].

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

После защиты кандидатской диссертации молодой ученый приехал в г. Ростов-на-Дону, где возрождался Ростовский государственный университет после возвращения из эвакуации из г. Ош Киргизской ССР. А.П. Пронштейн приступил к работе на историко-филологическом факультете в должности доцента.

Переезд на Дон, в казачий край, оказал влияние на выбор научных приоритетов Александра Павловича. Он имел возможность продолжать изучение средневековой Руси, но выбрал сложнейшую в научном, а в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ в. и в политическом отношении тему - историю донского казачества. Ей ученый посвятил почти 50 лет, опубликовал 13 монографий и более 100 статей, в которых исследовал различные проблемы социально-экономического, административно-политического и военного развития Донского края, классовой борьбы казачества и крестьянства. К 70-летию со дня рождения вышел в свет библиографический указатель трудов А.П. Пронштейна [10], но, к сожалению, полная библиография научных исследований ученого до настоящего времени не издана.

В 1961 г. А.П. Пронштейн опубликовал монографию «Земля Донская в XVIII веке», которую вскоре защитил в качестве докторской диссертации. Через призму региональных проблем ученый решал крупные теоретические вопросы исторической науки - этногенез казачества, общее и особенное государственно-правовое устройство центра и окраин России, стадиальность развития феодализма и капитализма, классовую борьбу казачества и крестьянства в эпоху позднего феодализма [11].

Имея хорошую источниковедческую подготовку, А.П. Пронштейн обратил внимание на огромное историческое наследие по истории Дона, сохранившееся в Государственном архиве Ростовской области, архивах и музеях Москвы и Ленинграда. По его инициативе и содействии в начале 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. вышли в свет сборники документов об участии донских казаков в Отечественной войне 1812 г., развитии промышленности в XVIII - начале XX в. на Дону, социально-политической и военной жизни казачества, его участии в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.

Следует сказать, А.П. Пронштейн считал, что ученый не должен замыкаться в рамках одной темы или направления исследования. Творческая лаборатория ученого обязана постоянно пополняться и развиваться за счет включения в научный оборот новых фактов, событий, всего, что представляет интерес для историка, а также освоения теоретического наследия и современных идей.

По мнению А.П. Пронштейна, ученый может одновременно работать над несколькими темами - две-три-четыре, даже, пять!, не обязательно связанных в теоретическом и источниковом отношении. Это позволяет увидеть новизну и масштаб своей непосредственной проблемы, ее место среди других направлений науки, использовать понятийно-категориальный аппарат сопредельных областей знания. В то же время он предостерегал своих аспирантов и коллег от того, чтобы они не «свалились» в фактологию, с одной стороны, в верхоглядство и начетничество - с другой. Синтез теории и практики, подчеркивал ученый, решает крупные научные задачи.

Многие начинающие ученые в советскую эпоху и в настоящее время считают, что, защитив кандидатскую диссертацию, они стали большими учеными, отныне можно почивать на лаврах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, неоднократно говорил А.П. Пронштейн (опираясь на суждение академика М.Н. Тихомирова), является показателем способности (неспособности) соискателя к научному творчеству, показывает его умение работать с историческими источниками и литературой, анализировать, обобщать и делать выводы. Собственно, об ученом можно говорить, когда будет опубликована первая монография, крупные проблемные историографические статьи, защищена докторская диссертация. Такое мнение поддерживал и другой ученик акад. М.Н. Тихомирова проф. С.О. Шмидт.

Защита кандидатской диссертации - это подготовка к более крупным, масштабным и глубоким исследованиям, теоретическим и методологическим проблемам науки в контексте конкретных тем. Данным принципам ученый следовал в течение всей своей жизни - история средневековой России (Новгород Великий в XVI веке), история донского казачества, источниковедение истории СССР и методика исторического исследования, история классовой борьбы в России в XVII - XVIII вв., вспомогательные исторические дисциплины, теория и методология исторического познания, историография источниковедения и российской истории. И вновь возвращение к проблемам истории России на новом теоретико-методологическом уровне - создание и участие в написании крупных обобщающих работ по истории Дона и Северного Кавказа, Степного Предкавказья и народов Кавказа.

Чтобы достигнуть высоких результатов в науке, подчеркивал А.П. Пронштейн, необходимо ежедневно творчески трудиться. «Если я написал одну страницу рукописного текста в день... - говорил ученый, - я счастлив!» Его статьи и монографии практически не требовали авторской и корректорской правки, тек-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

сты всегда отличали строгая академичность, логичность, четкость изложения, прекрасный литературный русский язык. Александр Павлович старался не употреблять без необходимости иностранные слова, выражения и термины. О любителях наукообразности он говорил, цитируя А.С. Грибоедова: «Словечка в простоте не скажут все с ужимкой!». Ученый подчеркивал, «.богатство русского литературного языка позволяет решить и осветить любую научную задачу».

Александр Павлович Пронштейн бережно относился к слову, неоднократно повторял своим ученикам и коллегам - «важно не только что сказать, но и как сказать!». Это касалось как этики личных и профессиональных отношений, так и оценки научной и общественной деятельности коллег.

А.П. Пронштейн никогда не стеснял своим научным авторитетом и положением творческую свободу учеников и коллег. Он был категорически против того, чтобы научные руководители «правили» (дописывали и редактировали) диссертации и статьи своих аспирантов и дипломников. Это, по его мнению, подавляло творчество учеников и являлось клонированием идей научного руководителя, ограничивало и даже задерживало созидательный рост будущих ученых. На полях рукописей диссертаций, монографий и статей он ставил краткие пометки: «стиль!», «ред.! - редактирование», «etd» - и так далее», «повтор!», «см. выше!», «op!?», «operam»? - обратить внимание!» и др. Ученый направлял (подправлял) движение мысли, оставляя автору выбор творческого пути и средств его реализации.

За годы обучения в аспирантуре очень часто ученики не успевают полностью раскрыть свой талант, почерпнуть для своего дальнейшего научного роста идеи и замыслы руководителя, его навыки и умения. Молодой автор диссертации или статьи, по мнению Александра Павловича, выбрав научную стезю, должен быть не только высоко образован профессионально, но и обладать глубокой общекультурной подготовкой, быть человеком творческим, много читающим, смелым в отстаивании своего мнения и идей.

«Ученый - это не человек, вышедший в поле собирать спелые колосья ржи или пшеницы, а труженик, стремящийся посадить новые зерна знания и надеяться на хороший урожай, который он может даже и не увидеть. К этому надо быть всегда готовым!», - наставлял своих учеников А.П. Пронштейн. Своим отношением к научной работе ученый показывал: «Делай как я! Следуй за мной!». Он приглашал молодых коллег, даже не имевших ученой степени, в крупные научные проекты «Дон и Степное Предкавказье в XVIII - первой половине XIX в.», «История Дона», «История народов Кавказа» и др., доверял будущим ученым, предоставлял им возможность раскрыть свои таланты.

Бережное отношение к идеям и результатам своих коллег являлось присущей чертой его характера. В научном плане он полагал, что не концепции должны подтверждаться (сопровождаться) подобранными по случаю источниками или документами, а исторический источник «ведет» ученого. Его содержание и анализ служат основой для выводов и теоретических построений. Это положение А.П. Пронштейн неоднократно подтверждал, участвуя во Всесоюзных дискуссиях «Переход от феодализма к капитализму в России», «О причинах, характере и движущих силах крестьянских войн в России в XVII - XVIII вв.», «О теории, методологии и методике исследований по истории КПСС», и др.

В 1965 г. историко-филологический факультет Ростовского государственного университета разделился на исторический и факультет филологии и журналистики, что позволило сконцентрировать больше внимания на подготовке профессиональных историков. А.П. Пронштейн поддерживал тесные связи с коллегами исторического факультета Московского государственного университета, Учебно-методическим объединением по историческим наукам Министерства образования СССР, способствовал включению в учебные планы подготовки историков источниковедения, историографии, вспомогательных исторических дисциплин.

Ученый считал, что университетское классическое историческое образование должно опираться на глубокое изучение источников, которое невозможно без знания вспомогательных исторических дисциплин и овладения методикой исторического исследования. По его инициативе на историческом факультете Ростовского государственного университета составной частью профессиональной подготовки историков стали хронология, метрология, палеография, архивоведение, археография, историческая география, историческое краеведение, музееведение (основы советского музееведения). Многие вспомогательные дисциплины читались преподавателями исторического факультета на геолого-географическом, филологическом и биолого-почвенном факультетах. Одновременно студенты-историки изучали современные иностранные, а также древние языки: латинский и древнерусский (обязательно), греческий (древнегреческий), старославянский (факультативно). Такая подготовка позволяла в дальнейшем аспирантам и ученым читать на языке оригиналов источники, изучать историю древней и средневековой России и Ев-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

ропы. Результатами введения новых курсов и чтения лекций становились учебники, учебно -методические пособия и монографии [12-16], учебные и производственные практики в архивах и музеях страны.

Эти и другие дисциплины стали объектом и предметом деятельности созданной по инициативе ученого в 1972 г. кафедры источниковедения, историографии и вспомогательных исторических дисциплин. А.П. Пронштейн организационно закрепил огромное научное, учебно-методическое и образовательное пространство в подготовке специалистов историков. Созданная в РГУ кафедра А.П. Пронштейна являлась одной из первых в СССР кафедрой специального теоретико-методологического направления. Здесь стали работать опытные преподаватели - д-р ист. наук, проф. А.П. Пронштейн, канд. ист. наук, доц. А.Г. Задера, А.Г. Беспалова, Б.В. Чеботарев, Л.Т. Тоценко, В.Я. Кияшко, вскоре были зачислены в штат кафедры молодые ученые - А.В. Лубский и А.И. Агафонов, В.Ф. Патракова, И.Н. Данилевский, А.В. Ко-реневский. При кафедре сложилась археологическая лаборатория, которую долгие годы возглавляла Л.М. Казакова. Библиометрическое и техническое оснащение кафедры обеспечивала лаборант З.И. Гайдым.

В учебный процесс на факультете и деятельность кафедры А.П. Пронштейн вносил знания, обретенные в студенческие годы в МГУ и годы обучения в аспирантуре под руководством акад. М.Н. Тихомирова, а также щедро делился личным научным и педагогическим опытом. Являясь членом Ученого совета Ростовского областного музея краеведения, Государственного архива Ростовской области, А.П. Пронштейн поддерживал идеи преподавателей кафедры Б.В. Чеботарева, Л.Т. Тоценко, А.И. Агафонова проводить лекции в музее на основе постоянных и временных экспозиций, использования наглядно -предметных форм обучения.

Особо следует сказать о творческой атмосфере на кафедре. Являясь ее руководителем и неформальным лидером, А.П. Пронштейн ставил высокие научные задачи перед сотрудниками и собой, подтягивал к их решению своих коллег. Коллективные монографии, сборники документов, учебно-методические пособия, кафедральный теоретико-методологический семинар, обсуждение научных докладов, открытых лекций и семинаров, рукописей статей и монографий, результатов взаимных посещений занятий, диссертаций аспирантов и соискателей являлись хорошей школой как для опытных, так и для молодых преподавателей. Все мероприятия проходили в теплой и дружеской атмосфере, соблюдалась негласная субординация, уважительное отношение между коллегами, к их знаниям и опыту.

Александр Павлович инициировал в ректорате РГУ предложения доцента Лидии Тимофеевны Тоцен-ко об организации и проведении музейно-экскурсионной практики студентов на базе лучших музеев страны. Музеи Золотого кольца (Владимира, Суздаля, Ярославля), а также Москвы, Тбилиси, Еревана, Казани и Ленинграда открыли свои двери студентам исторического факультета РГУ. В течение нескольких лет Государственный исторический музей СССР и его филиалы, крупнейшие церковно-храмовые комплексы Москвы и дворянские усадьбы Подмосковья являлись базой практики наших студентов. Здесь они знакомились с фондами, коллекциями и музейными экспозициями, организацией и методиками проведения экскурсий. Следует подчеркнуть, что благодаря музейно-экскурсионной практике многие студенты впервые посетили столицу СССР - Москву и столицы союзных республик нашей страны.

Большой вклад внес А.П. Пронштейн в обучение студентов архивному делу и методике исторического исследования. Ученый многие годы регулярно работал в Ростовском государственном (ГАРО) и центральных архивах страны, выявил огромный комплекс источников по темам своих исследований, разработал свою систему формирования личного архива, описания и кодификации документов, их хранения и использования в научной работе. Студенты, писавшие курсовые и дипломные работы, аспиранты с благодарностью вспоминали «маленькие хитрости» создания папок, подпапок, реестров и оглавлений, системы поиска, регистрации и использования документов. Александр Павлович часто вспоминал и говорил, что многое в методике научной работы он почерпнул у своего учителя акад. М.Н. Тихомирова. Этот бесценный опыт, переданный своим ученикам и коллегам, реализовывался ими на архивной практике студентов в ГАРО, в дальнейшей научной деятельности. Интерес к архивному делу, зародившийся в студенческие годы, определил судьбу многих сотрудников архивной службы Ростовской области. Они практически все выпускники исторического факультета РГУ.

Являясь учеником Александра Павловича, его коллегой, работавшим под руководством ученого 25 лет (а со студенческими годами - 30 лет), хочу отметить и его вклад в подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В отличие от многих со-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

временных научных руководителей, у которых число кандидатов и докторов наук исчисляется несколькими десятками и даже сотнями, А.П. Пронштейн никогда не стремился к тому, чтобы увеличить число своих аспирантов и докторантов. Он считал, что эта работа кропотливая, скрупулезная, науко- и трудоемкая, требует индивидуального сотрудничества.

Многие аспиранты А.П. Пронштейна являлись студентами его семинаров, писали под его руководством курсовые и дипломные сочинения. При поступлении в аспирантуру темы их кандидатских диссертаций практически сформировались в предшествовавший период обучения в вузе. С другими аспирантами А.П. Пронштейн беседовал, выяснял научные интересы, и, если аспирант не предлагал своей темы, ученый рекомендовал несколько проблем на выбор. При этом говорил: «Подумайте, почитайте! Если что-то решите, напишите реферат, мы его обсудим!»

При дальнейшей работе над диссертацией А.П. Пронштейн старался не вмешиваться в творческий процесс соискателя. Он подправлял и наставлял авторов: «Вот, посмотрите на это направление! Обратите внимание на данный сюжет! Можно ли его развернуть и посмотреть на проблему под другим углом зрения?». Обсуждения выливались в длительные беседы, Александру Павловичу было все интересно. В такой форме наставничества, теперь, по прошествии многих лет, понимаешь, Учитель не только учил, но и сам учился.

Очень важной формой научного наставничества являлись совместные поездки в Кишинев, Москву, Сухуми, Уфу и Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону на Всесоюзные конференции по аграрной истории России, источниковедению истории СССР, методике преподавания истории, истории народов Северного Кавказа. На конференциях встречались единомышленники (что не исключало различных точек зрения и дискуссий), поколение победителей - участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и труженики тыла, молодые ученые. Александр Павлович представлял и знакомил учеников со своими бывшими сокурсниками, коллегами и друзьями, вводил их в ближний круг. Это акад. И.Д. Ковальченко, Л.В. Ми-лов, И.И. Минц, М.В. Нечкина, В.Л. Янин, д-ра ист. наук, проф. М.Т. Белявский, П.А. Зайончковский, Е.И. Индова, В.А. Федоров, Е.В. Чистякова, В.Г. Ардзинба, З.В. Анчабадзе, Г.А. Дзидзария, С.О. Шмидт и многие другие.

Введение своих учеников в ближний круг - это включение их в новый, более высокий уровень научного общения, расширение кругозора, своего рода научные смотрины - показ подрастающего поколения, будущей смены. Есть кем гордиться Александру Павловичу! Вчерашние ученики - сегодня ведущие ученые Российской Федерации и известные политики - д-ра ист. наук, проф. А.И. Агафонов (ИИМО ЮФУ, Ростов-на-Дону), И.Н. Данилевский (НИУ ВШЭ, Москва), А.И. Карагодин (Запорожский национальный университет, Запорожье, Украина), С.И. Рябов (ВолГУ, Волгоград), канд. ист. наук, доц. - казачий генерал, бывший войсковой атаман Кубанского казачьего войска, В.П. Громов (КубГУ, Краснодар), зав. кафедрой Отечественной истории ИИМО ЮФУ А.В. Кореневский (ИИМО ЮФУ, Ростов н/Д.), и другие.

Глубокие знания и высокий научный авторитет притягивали к ученому людей творческих, неординарных, разных поколений и взглядов. Летом 1974 г. в хуторе Мелологовском Клетского района Волгоградской области выдающийся советский актер и режиссёр С.Ф. Бондарчук снимал фильм по роману М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». В составе актерской группы находился писатель, сценарист и актер Василий Макарович Шукшин, который работал над романом о Степане Разине, мечтал снять фильм и поставить спектакль «Я пришел дать Вам волю!». В конце июня состоялась встреча А.П. Прон-штейна и В.М. Шукшина в Ростове-на-Дону, на квартире ученого.

Следует сказать, что встреча была интересна обоим - представителю академической науки и творческого сообщества. В процессе долгой, теплой и содержательной беседы обсуждались жизнь С.Т. Разина на Дону, путешествие на богомолье в Соловецкий монастырь, персидский поход, крестьянское движение, которое возглавил донской казак, и его результаты. Собеседники согласились в главном, что канонический, мифологизированный в советской исторической науке образ Степана Разина далек от реального сильного, бесшабашного, отважного и удачливого атамана казачьей вольницы, в котором сочетались черты народного защитника и злого грабителя, широкая русская душа и казачий прагматизм.

В 60-70-е гг. ХХ в. источниковедение и методика исторического исследования утверждались в университетах страны, однако не хватало высоко профессиональных ученых, а также учебников и учебных пособий. Наряду с чтением данных курсов в РГУ, А.П. Пронштейна постоянно приглашали с лекциями в ведущие университеты и институты северокавказских республик и МГУ, одновременно ученый прини-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

мал своих коллег из многих вузов СССР в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при РГУ, оказывал научную, учебно-методическую и библиографическую помощь.

Выдающийся ученый, гражданин и патриот, А.П. Пронштейн пользовался непререкаемым авторитетом и доверием среди своих коллег, студентов, современников, с которыми встречался и сотрудничал. Он долгие годы являлся Заместителем председателя Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по историческим наукам при РГУ, Председателем Государственных экзаменационных комиссий на исторических факультетах Ростовского и Кабардино-Балкарского университетов, членом Совета и Президиума Северо-Кавказского научного центра высшей школы, других советов комиссий. А.П. Пронштейн был членом редколлегии журнала «Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки».

Научное наследие доктора исторических наук профессора А.П. Пронштейна безгранично, актуально и востребовано, оказывает огромное влияние на развитие отечественной исторической науки и классического исторического образования, формирование патриотизма как национальной идеи Российской Федерации. Но и не менее важно то, каким он человеком был - гражданин, патриот, коллега, человек, опередивший свое время, сохранявший и развивавший традиции российского гуманизма.

Литература

1. Агафонов А.И. Гражданин, патриот, ученый. К 85-летию со дня рождения А.П. Пронштейна // Донской временник. Год 2004. Ростов н/Д., 2003. С. 19-23.

2. Агафонов А.И. История Дона и Северного Кавказа в трудах А.П. Пронштейна // История. Научные поиски и проблемы. Памяти А.П. Пронштейна (1919-1998 гг.) : сб. науч. ст. / отв. ред. И.М. Узнародов. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1999. 271 с.

3. Агафонов А.И., Мининков Н.А. История России, источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины в трудах А.П. Пронштейна // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 1999. № 1. С. 110-123.

4. Патракова В.Ф., Черноус В.В. Историк-новатор, гражданин и патриот (Профессор Ростовского госуниверситета Александр Павлович Пронштейн) // Гуманитарий Юга России. 2012. № 4. С. 167-178.

5. История: научные поиски и проблемы (Памяти доктора исторических наук, профессора А.П. Пронштейна) [1919-1998] / отв. ред. А.В. Лубский, В.В. Черноус. Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 2000. 191 с.

6. De Die in Diem: Памяти А.П. Пронштейна (1919-1998) / отв. ред. А.В. Лубский и В.В. Черноус. Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 379 с.

7. Научное наследие профессора А.П. Пронштейна и актуальные проблемы развития исторической науки (к 95-летию со дня рождения выдающегося российского ученого) : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 4-5 апреля 2014 г.) / отв. ред. М.Д. Розин, Д.В. Сень, Н.А. Трапш. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2014. 624 с.

8. Лубский А.В. Александр Павлович Пронштейн // Историки Ростовского госуниверситета : сб. биографических очерков / сост. Н.А. Казарова и С.А. Кислицын. Ростов н/Д.; Таганрог : ЮФУ, 2017.

9. Пронштейн А.П. Великий Новгород в XVI веке. Очерк социально-экономической и политической истории русского народа / под ред. М.Н. Тихомирова. Харьков : Изд-во Харьковского ун-та, 1957. 288 с.

10. Александр Павлович Пронштейн. К 70-летию со дня рождения : библиографический указатель трудов / сост. Т.Н. Попова. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1988. 49 с.

11. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1961. 375 с.

12. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Практикум по истории СССР (период феодализма) : учеб. пособие для студентов-заочников ист. фак.: 3-е изд., испр. и доп. М. : Высш. школа, 1969. 376 с.

13. Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1971. 467 с.

14. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения : учеб. пособие для ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и испр. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1976. 479 с.

15. Пронштейн А.П., Овчинникова В.С. Развитие графики кирилловского письма : учеб. пособие для вузов по спец. «История» и «Историко-архивоведение» / отв. ред. А. В. Муравьев: 2-е изд., перераб. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1987. 111 с.

16. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. пособие для пед. ин-тов и ист. фак. М. : Просвещение, 1973. 112 с.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 1

References

1. Agafonov A.I. [Citizen, Patriot, Scholar. On the 85th Anniversary of the Birth of A.P. Pronshtein]. Donskoi vremennik. God 2004 [Don temporary. 2004]. Rostov-on-Don, 2003, pp. 19-23.

2. Agafonov A.I. [The History of the Don and the North Caucasus in the Works of A.P. Pronshtein]. Istoriya. Nauchnye poiski i problemy. Pamyati A.P. Pronshteina (1919-1998 gg.) [History. Scientific Searches and Problems. In Memory of A.P. Pronshtein (1919-1998)]. Col. scien. art.; res. ed. I.M. Uznarodov. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1999, 271 p.

3. Agafonov A.I., Mininkov N.A. Istoriya Rossii, istochnikovedenie i vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny v trudakh A.P. Pronshteina [History of Russia, Source Studies and Auxiliary Historical Disciplines in the Works of A.P. Pronshtein]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki. 1999, No. 1, pp. 110-123.

4. Patrakova V.F., Chernous V.V. Istorik-novator, grazhdanin i patriot (Professor Rostovskogo gosuniversiteta Aleksandr Pavlovich Pronshtein) [Historian-innovator, Citizen and Patriot (Alexander Pavlovich Pronshtein, Professor of Rostov State University)]. Gumanitarii YugaRossii. 2012, No. 4, pp. 167-178.

5. Istoriya: nauchnye poiski i problemy (Pamyati doktora istoricheskikh nauk, professora A.P. Pronshteina) [19191998] [History: Scientific Research and Problems (In Memory of the Doctor of Historical Sciences, Professor A.P. Pronshtein)]. Res. eds. A.V. Lubskii, V.V. Chernous. Rostov-on-Don: Izd-vo SKNTs VSh, 2000, 191 p.

6. De Die in Diem: Pamyati A.P. Pronshteina (1919-1998) [De Die in Diem: In Memory of A.P. Pronshtein (1919-1998)]. Res. eds. A.V. Lubskii, V.V. Chernous. Rostov-on-Don: Izd-vo SKNTs VSh, 2004, 379 p.

7. Nauchnoe nasledie professora A.P. Pronshteina i aktual'nye problemy razvitiya istoricheskoi nauki (k 95-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya rossiiskogo uchenogo) [The Scientific Heritage of Professor A.P. Pronshtein and Actual Problems of the Development of Historical Science (on the 95th Anniversary of the Birth of the Outstanding Russian Scientist)]. Proceedings of All-Russian (with international participation) Scientific-Practical. conf. (Rostov-on-Don, April 4-5, 2014). Res. eds. M.D. Rozin, D.V. Sen', N.A. Trapsh. Rostov-on-Don: Fond nauki i obra-zovaniya, 2014, 624 p.

8. Lubskii A.V. [Alexander Pavlovich Pronshtein]. Istoriki Rostovskogo gosuniversiteta [Historians of the Rostov State University]. Col. biographical essays. Com. N.A. Kazarov and S.A. Kislitsyn. Rostov-on-Don; Taganrog: YuFU, 2017.

9. Pronshtein A.P. Velikii Novgorod vXVI veke. Ocherk sotsial'no-ekonomicheskoi ipoliticheskoi istorii russkogo naroda [Veliky Novgorod in the 16th Century. Essay on the Socio-economic and Political History of the Russian People]. Ed. M.N. Tikhomirov. Kharkov: Izd-vo Khar'kovskogo un-ta, 1957, 288 p.

10. Aleksandr Pavlovich Pronshtein. K 70-letiyu so dnya rozhdeniya [Alexander Pavlovich Pronshtein. To the 70th Anniversary of his Birth]. Bibliography of works. Col. T.N. Popova. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1988, 49 p.

11. Pronshtein A.P. Zemlya Donskaya v XVIII veke [Don Land in the 18th Century]. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1961, 375 p.

12. Pronshtein A.P., Zadera A.G. Praktikum po istorii SSSR (period feodalizma) [Practical Lesson on the History of the USSR (the Period of Feudalism)]. Tutorial. 3rd ed., corr. and add. Moscow: Vyssh. shkola, 1969, 376 p.

13. Pronshtein A.P. Metodika istoricheskogo issledovaniya [Methods of Historical Research]. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1971, 467 p.

14. Pronshtein A.P. Metodika istoricheskogo istochnikovedeniya [Methods of Historical Source Studies]. Tutorial. 2nd ed., add. and corr. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1976, 479 p.

15. Pronshtein A.P., Ovchinnikova V.S. Razvitie grafiki kirillovskogo pis'ma [The Development of Graphics of Cyrillic Letters]. Tutorial. Res. ed. A.V. Murav'ev. 2nd ed., cor. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1987, 111 p.

16. Pronshtein A.P., Kiyashko V.Ya. Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny [Auxiliary Historical Disciplines]. Tutorial. Moscow: Prosveshchenie, 1973, 112 p.

А.И. Агафонов,

доктор исторических наук, профессор, Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.