Научная статья на тему 'Александр Николаевич Швырков у истоков поискового движения и создания музея истории пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России'

Александр Николаевич Швырков у истоков поискового движения и создания музея истории пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Александр Николаевич Швырков / пожарная охрана / патриотическое воспитание / поисковое движение / музей истории пожарной охраны / Факультет инженеров противопожарной обороны / «Невский пятачок» / поисковый отряд «ФИПО-АГПС» / Alexander Nikolaevich Shvyrkov / fire protection / patriotic education / search movement / museum of fire service history / faculty of fire protection engineers / “Nevsky Pyatachok” / search squad “FIPO-AGPS”

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Швырков Сергей Александрович, Швырков Александр Сергеевич, Каменский Дмитрий Алексеевич

В статье показан вклад Александра Николаевича Швыркова – пожарного в четвертом поколении, в становление и развитие поискового движения, а также в создание музея истории пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России. Материал содержит фотографии из архива кафедры пожарной безопасности технологических процессов и семейного архива пожарной династии Швырковых. Статья адресована обучающимся Академии ГПС МЧС России. Материал может быть использован во внеурочных мероприятиях с целью воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Швырков Сергей Александрович, Швырков Александр Сергеевич, Каменский Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aleksander Nikolaevich Shvyrkov as a pioneer of search movement and one of the creators of fire service history museum at State Fire Academy of EMERCOM of Russia

The article shows the contribution of Alexander Nikolaevich Shvyrkov, a fourth-generation firefighter, to the formation and development of the search movement, as well as to the creation of the museum of fire service history at State Fire Academy of EMERCOM of Russia. The material contains photographs from the archive of the Department of Fire Safety in Technological Processes and the family archive of the fire dynasty of the Shvyrkovs. The article is addressed to students of State Fire Academy of EMERCOM of Russia. The material can be used in extracurricular activities for educational purposes.

Текст научной работы на тему «Александр Николаевич Швырков у истоков поискового движения и создания музея истории пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

УДК 378 : 355.233.231.1

DOI 10.25257/KB.2024.3.86-99

Александр Николаевич Швырков у истоков поискового движения и создания музея истории пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России

Aleksander Nikolaevich Shvyrkov as a pioneer of search movement and one of the creators of fire service history museum at State Fire Academy of EMERCOM of Russia

C. А. ШВЫРКОВ1, А. С. ШВЫРКОВ2, Д. А. КАМЕНСКИЙ3

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

2Государственное казенное учреждение «Центр налоговых доходов», Москва, Россия 3Московский международный университет, Москва, Россия

S.A. SHVYRKOV 1, A.S. SHVYRKOV 2,

D.A. KAMENSKII 3

'State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia 2State Government institution «Tax Revenue Center», Moscow, Russia 3Moscow International University, Moscow, Russia

В статье показан вклад Александра Николаевича Швыркова - пожарного в четвертом поколении, в становление и развитие поискового движения, а также в создание музея истории пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России. Материал содержит фотографии из архива кафедры пожарной безопасности технологических процессов и семейного архива пожарной династии Швырковых. Статья адресована обучающимся Академии ГПС МЧС России. Материал может быть использован во внеурочных мероприятиях с целью воспитательной работы.

Ключевые слова: Александр Николаевич Швырков, пожарная охрана, патриотическое воспитание, поисковое движение, музей истории пожарной охраны, Факультет инженеров противопожарной обороны, «Невский пятачок», поисковый отряд «ФИПО-АГПС»

Abstract: The article shows the contribution of Alexander Nikolaevich Shvyrkov, a fourth-generation firefighter, to the formation and development of the search movement, as well as to the creation of the museum of fire service history at State Fire Academy of EMERCOM of Russia. The material contains photographs from the archive of the Department of Fire Safety in Technological Processes and the family archive of the fire dynasty of the Shvyrkovs. The article is addressed to students of State Fire Academy of EMERCOM of Russia. The material can be used in extracurricular activities for educational purposes.

Key words: Alexander Nikolaevich Shvyrkov, fire protection, patriotic education, search movement, museum of fire service history, faculty of fire protection engineers, "Nevsky Pyatachok", search squad "FIPO-AGpS"

Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с понятийным аппаратом, утвержденным Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» и Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный

закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, соответственно, под воспитанием - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Из представленных определений видно, что главным в процессе воспитания и образования является всестороннее развитие личности, следовательно, и выстраивать воспитательную деятельность в вузе необходимо таким образом, чтобы она затрагивала и формировала все составляющие гармоничной личности [1, 2].

В Академии ГПС МЧС России (далее Академия) руководящим документом, определяющим ценностно-нормативную, методологическую, методическую и технологическую основу организации воспитательной деятельности, а также содержание, основные направления и формы воспитательной деятельности, является «Рабочая программа воспитания

в Академии ГПС МЧС России» (далее Рабочая программа), утвержденная приказом № 495 от 23.06.2023 г.

Рабочая программа ориентирована на реализацию воспитательных задач Академии, включающих создание условий для духовно-нравственного и культурного развития курсантов, слушателей и студентов, содействие их гражданской активности и личностному росту через конструктивное решение социальных и индивидуальных проблем. Кроме этого, Рабочая программа направлена на предоставление возможностей для социальной и творческой самореализации обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни и воспитание у них чувства гордости за то, что они являются частью МЧС России.

Важнейшей частью воспитательной работы с обучающимися в Академии является государственно-патриотическое воспитание, направленное на поддержание исторической связи времен, формирование будущего специалиста МЧС России, обладающего качествами гражданина-патриота, способного успешно вносить вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов. Другими важными направлениями воспитательной деятельности являются профессиональное, нравственное, правовое, экологическое, эстетическое и физическое воспитание.

Среди многообразия форм реализации того или иного направления воспитательной работы, указанных в том числе в Рабочей программе, следует особо выделить [2]:

- сохранение и развитие в Академии исторических и профессиональных традиций;

- проведение встреч с ветеранами боевых действий, пожарной охраны и МЧС России, оказание им шефской помощи;

- работа по увековечению памяти погибших (умерших) при защите Отечества, организация и проведение «Вахты Памяти» и ежегодной научно-практической конференции по ее итогам;

- информирование обучающихся об истории, традициях пожарной охраны и МЧС России;

- использование примеров героизма пожарных и спасателей в военное и мирное время как высоконравственного идеала избранной профессии;

- использование фондов и экспозиций музея Академии.

Несмотря на значимость каждой из указанных форм, ведущая роль, по всей видимости, принадлежит поисковому движению, целью которого является обнаружение и захоронение непогребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установление и увековечение их памяти.

В ряде научных работ [3-11] именно поисковая деятельность определяется как педагогический феномен современности и мощный фактор формирования нравственного стержня личности, так как действует коллектив единомышленников, объединенный благородной целью - воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Кроме этого отмечается, что такая деятельность - это важнейшая и серьезнейшая молодежная политика, так как она воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам, учит пониманию подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами, наполняет сердца обучающихся верой в правое дело. Это наиболее яркая и доходчивая форма передачи молодежи боевых традиций старших поколений, направленная на воспитание у них чувства гордости за свое Отечество.

Значительный вклад в это священное дело вносит и поисковый отряд Академии ГПС МЧС России - «ФИПО - АГПС», истоки создания которого, как и организация музея истории пожарной охраны с залом боевой славы в Высшей инженерной пожарно-технической школе МВД СССР (далее ВИПТШ), связаны с именем Александра Николаевича Швыркова, в то время секретаря комитета комсомола ВИПТШ (рис. 1).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Родился Александр Николаевич Швырков 29 января 1947 г. в г. Москве, в д. 31

Рисунок 1. Швырков А. Н. (1970-е гг.)

на Пятницкой улице (рис. 2). Несмотря на дальнейшие переезды, сначала на 2-ю Владимирскую улицу, потом на улицу Ф. Полетаева, именно это место он считал своей малой Родиной, впоследствии любил часто приезжать сюда, ходить по улочкам Замоскворечья [12, 13].

Рисунок 2. Швырков А. Н. с братом Швырковым В. Н. на фоне фасада родного дома (2007 г.)

Его родители - ветераны Великой Отечественной войны. Отец, Николай Андреевич (рис. з), прошел боевой путь от красноармейца до командира взвода отделения связи 220-го минометного полка. Участвовал в битве за Сталинград, на Курской дуге, штурмовал г. Кенигсберг. В 1945 г. был тяжело ранен около озера Балатон. Закончил войну сержантом в Вене. Дважды награжден медалью «За отвагу», медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». После войны работал во Всесоюзном электротехническом институте. Мать, Валентина Дмитриевна (до замужества - Чернова (рис. 3), в 1940 г. окончив школу, продолжила пожарную династию, став бойцом-пожарным созданной на ул. Пречистенке при УПО г. Москвы команды пожарных машин специальных служб. В этой должности и прослужила всю войну, участвуя в тушении всех крупных пожаров. Награждена 15 правительственными наградами, в том числе, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», почетным знаком «Отличный пожарник». После войны продолжила службу телефонисткой в этой же пожарной части № 1 вплоть до выхода в отставку в звании старшего сержанта внутренней службы.

Отметим, что семейная пожарная династия Черновых-Швырковых берет свой отсчет с середины 19 века, от Кузьмы Ивановича

Чернова (1830-1894 гг.), служившего в пожарной команде Петербурга, а после увольнения со службы, вернувшегося в родную деревню Гурьевка Пензенской губернии. Его сын -Дмитрий Кузьмич Чернов (1888-1933 гг.) прошел путь от топорника до заместителя брандмейстера Пятницкой пожарной команды г. Москвы (рис. 4) [14].

Рисунок 4. Московская пожарная команда (Д. К. Чернов - в верхнем ряду крайний слева)

Таким образом, как говорится, самой судьбой было предначертано Александру Николаевичу продолжить пожарную династию уже в четвертом поколении, что он и сделал, поступив в 1965 г. на работу в Высшую школу Министерства охраны общественного порядка (далее ВШ МООП) РСФСР на должность лаборанта кафедры пожарной тактики и службы. С 1966 по 1968 гг. служил в рядах Советской армии, а в 1969 г. вновь был принят на работу в ВШ МООП СССР на должность лаборанта сначала кафедры военно-инженерных дисциплин, затем пожарной тактики и службы, при этом был избран секретарем комитета комсомола Факультета инженеров противопожарной техники и безопасности (далее ФИПТиБ) при ВШ МООП.

Важно отметить, что военно-патриотическая работа в СССР занимала большое место

в деле воспитания подрастающего поколения. Появлялось много форм работы, быстро становившихся традиционными для молодежи всей страны. Поэтому, конечно, родившись в послевоенное время, в семье ветеранов, он воспринимал войну не просто фактом истории, а фактом биографии его родителей, также и многие его друзья, товарищи, сослуживцы, впоследствии ставшие единомышленниками на долгие годы. Под этим влиянием и формировался интерес к огненным страницам истории, зарождалось желание быть причастным к патриотическому движению молодежи.

А начало этому движению было положено в 1971 г. на Всесоюзном комсомольском собрании, проходившем на ФИПТиБ, где была озвучена инициатива комсомольской организации постоянного состава факультета об участии во Всесоюзном походе молодежи. Эта инициатива была одобрена, тем более что маршрут похода посвящался 30-летию подвига Зои Космодемьянской [15].

30 апреля 1971 г. отряд из девяти комсомольцев под руководством А. Н. Швыркова выступил на маршрут. По итогам похода была выпущена фотогазета, а позднее комитетом комсомола на ФИПТиБ организована встреча обучающихся с Любовью Тихоновной Космодемьянской - матерью Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. На встречу были приглашены участники похода, где они рассказали, что помимо знакомства с экспозицией музея (рис. 5) и оставлении отзыва в книге посетителей (рис. 6), отряд посетил и убрал территорию возле места ее первого захоронения у д. Петрищево, а также восстановил другие воинские захоронения. Космодемьянская Л. Т. была сильно взволнована, благодарила молодежь за заботу о ней и сохранение памяти о ее детях.

Мощный эмоциональный заряд встречи в значительной мере повлиял на дальнейшую активизацию всей работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся, которая стала приоритетной в работе комсомола ФИПТиБ, затем ВИПТШ.

С 1971 г. военно-патриотические походы, тематические вечера, спортивные соревнования,

Рисунок 6. Написание отзыва об экспозициях музея в книге посетителей

митинги, слеты, конференции проводились ежегодно и стали традиционными. Безусловно, такая масштабная работа была бы невозможна без всесторонней поддержки начальника ВИПТШ тех лет, генерал-майора Анатолия Николаевича Смурова. При этом первые походы (1971-1975 гг.) в основном были посвящены решению задач военно-патриотической закалки молодежи и пропаганде боевых традиций. Их маршруты определялись по местам сражений Советской Армии.

В конце 1976 г. А. Н. Швырков назначается на должность секретаря комитета ВЛКСМ ВИПТШ. С этого времени содержательная часть походов, в которых командиром отряда неизменно был Александр Николаевич, значительно обогатилась. Они стали

способствовать целенаправленному изучению истории вуза, пропаганде героических традиций пожарной охраны страны. При этом большую помощь комсомольцам оказывали ветераны войны и пожарной охраны, преподаватели кафедр, вовлекая в эту благородную работу обучающихся (рис. 7).

Так, сбор материалов и документов по истории создания Факультета инженеров противопожарной обороны (далее ФИПО) НКВД СССР стал основой многолетнего общения с бывшими слушателями факультета. В конце 1970-х гг. была организована встреча членов комитета комсомола ФИПО состава 1940 г. с членами комитета комсомола ВИПТШ непосредственно в здании ФИПО на набережной Фонтанки, 201, а в 1987 г. в ВИПТШ состоялся тематический

вечер с приглашенными выпускниками ФИПО 1947 г.

Под руководством Александра Николаевича Швыркова организуется поисковый отряд по местам боев и захоронений слушателей и преподавателей ФИПО, воевавших в финскую войну и в годы Великой Отечественной войны в составе 20-й стрелковой дивизии войск НКВД, работа которого велась на протяжении всех последующих 20 лет походов.

Бои за Невский пятачок - одни из самых героических и кровопролитных событий Великой Отечественной войны. На этом плацдарме из состава ФИПО погибли 54 человека, в том числе начальник факультета Н. Ф. Шадрин и его заместитель А. О. Бабошин [16-18].

Многие были ранены при переправах и атаках. Среди них - будущие начальники

Рисунок 7. Руководство ВИПТШ МВД СССР, ветераны ВОВ и пожарной охраны, члены комитета ВЛКСМ, преподаватели, обучающиеся (1980)

Рисунок 8. Ройтман М. Я. (слева) и Алексеев М. В. при проведении экспериментов по огнестойкости железобетонных конструкций

профилактических кафедр и основоположники научных школ Мирон Яковлевич Ройтман и Михаил Васильевич Алексеев (рис. 8), в память о которых в Академии открыты именные аудитории и учреждены стипендии для обучающихся за особые успехи в освоении дисциплин «Пожарная безопасность в строительстве» и «Пожарная безопасность технологических процессов» (далее ПБТП) [19].

Важно отметить, что поиски захоронений сильно осложнялись тем, что, стремясь защитить могилы от надругательства врагов, солдаты сравнивали их с уровнем земли, оставляя приметы в надежде вернуться сюда после войны. Так, из рассказов ветеранов стало известно, что в 1940 г., при захоронении погибших фиповцев А. Файнштейна, М. Огирчука и А. Осипова, по периметру могилы были срезаны верхушки елок, стволы которых дальше должны были расти раздваиваясь. Именно это место и было обнаружено К. Б. Панасевичем, участником поискового отряда, а впоследствии - начальника факультета пожарной безопасности ВИПТШ (рис. 9-11).

Рисунок 9. На линии Маннергейма. Слева направо: Иванов В. Г., Панасевич К. Б., ... , Гилетич А. Н., ... , Швырков А. Н.

Рисунок 10. Слева направо: Швырков А. Н., Панасевич К. Б., Швырков С. и обучающиеся в ВИПТШ у найденного захоронения слушателей ФИПО, погибших в 1940 г.

Рисунок 11. Ветераны ФИПО и Великой Отечественной войны с членами поискового отряда ВИПТШ на Невском пятачке

Особое место в истории поисковой работы занимал поход по местам боевой славы партизанского отряда «Помощь» под командованием Героя Советского Союза Бориса Лаврентьевича Галушкина, чье имя носит улица, на которой расположена Академия. Примечательно, что выводила этот отряд из белорусских болот 3-й секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии Александра Михайловна Черникова, которую участники похода знали, как заведующую кафедрой русского языка.

Было много и других памятных событий: поход по местам партизанского отряда «Родина», сформированного из работников пожарной охраны Кубани, участие во Всесоюзном походе по местам боев за освобождение г. Новороссийска, участие в строительстве мемориала на Малой земле.

Регулярные походы и благородные цели поисковой работы постоянно привлекали в ряды военно-патриотического клуба новых энтузиастов. За 20-летний период в походах приняли участие более 300 обучающихся.

Практически каждый поход сопровождался обнаружением воинских захоронений, которые приводились в порядок, сбором артефактов, проведением встреч с ветеранами тех незабываемых событий.

Осознавая значимость такой работы, уже в 1975 г. комсомольская организация во главе с А. Н. Швырковым вышла с предложением к руководству ВИПТШ о создании музея с залом боевой славы, тем более, что стал накапливаться уникальный материал как по истории комсомольской организации ФИПО, так и по участию личного состава факультета в Великой Отечественной войне. Во главе этого движения, помимо Александра Николаевича, стояли М. В. Алексеев, М. Я. Ройтман, П. Г. Демидов, В. В. Роенко, В. М. Величко, Г. А. Филатова, В. А. Волошина, М. В. Петухо-ва, Н. Н. Ашенкампф и др. В результате многолетней добровольной работы с участием обучающихся и преподавателей музей был создан и торжественно открыт на третьем этаже нового корпуса ВИПТШ 17 апреля 1983 г. к 50-летию создания ФИПО (рис. 12).

Рисунок 12. Швырков А. Н. (в центре) с группой обучающихся в музее истории пожарной охраны ВИПТШ

Первоначально экспозиция музея состояла из разделов, посвященных деятельности Факультета инженеров противопожарной обороны с 1933 по 1941 гг., его участию в Великой Отечественной войне и созданию Высших пожарно-технических курсов и ФИПТиБ (1948-1973 гг.).

В 1986-1990 гг. была выполнена отдельная экспозиция, посвященная ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, которая неоднократно пополнялась экспонатами, в том числе и личными вещами преподавателей и обучающихся ВИПТШ - участниками тех трагических событий.

К 1992 г. экспозиция была дополнена разделами научных и спортивных достижений ВИПТШ, а также деятельности иностранного факультета (с 1968 г.).

Важно отметить, что в период празднования 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в холле первого этажа главного корпуса ВИПТШ была открыта мемориальная экспозиция с именами слушателей и преподавателей ФИПО, павшими в боях с финскими и немецко-фашистскими войсками в 1939-1945 гг.

Кроме этого, издана книга воспоминаний участников войны - слушателей и преподавателей ФИПО и ВИПТШ под редакцией

Рисунок 13. Швырков А. Н. на территории резервуарного парка в Морском торговом порту «Усть-Луга» (2013)

Рисунок 14. Фрагмент выступления А. Н. Швыркова на семинаре кафедры ПБТП (2014)

Рисунок 15. Швырков А. Н. с сыном и внуком в музее истории пожарной охраны Академии (2015)

Галины Александровны Филатовой. В это же время совершен последний поход в Карелию по местам боев 67-го отдельного лыжного батальона НКВД СССР.

За время службы Александр Николаевич Швырков прошел путь от лаборанта специальной кафедры ФИПТиБ до заместителя начальника факультета заочного обучения Академии, при этом основной период работы был связан непосредственно с преподаванием любимой дисциплины ПБТП, которую он начал осваивать еще под руководством основателя одноименной кафедры, доцента М. В. Алексеева.

Выйдя в отставку, он продолжал профессиональную деятельность в ряде нефтегазовых компаний, возглавлял созданный при его участии инженерный центр пожарной и промышленной безопасности страховой компании «СОГАЗ», при этом активно участвовал в общественной жизни Академии (рис. 13-16).

Однако 18 декабря 2017 г. стало трагической датой для семьи Швырковых, у Александра Николаевича внезапно остановилось сердце. Ушел из жизни удивительно чистый, честный, открытый для людей человек, снискавший этим к себе любовь, признательность, благодарность и уважение многих

Рисунок 16. Швырков А. Н. и Швырков С. А. в фойе второго корпуса Академии (30.10.2017 г.)

людей. Он любил жизнь, дом, семью, работу, гордился тем, что сын и внук продолжили семейную династию, а начатое им благородное поисковое дело продолжается, при этом созданный при его непосредственном участии музей истории пожарной охраны в Академии прирастает новыми экспозициями.

Светлая память об Александре Николаевиче Швыркове навсегда останется в наших сердцах.

ВЫВОДЫ

Воспитательное значение проделанной работы невозможно переоценить. Можно много читать об ожесточенных боях на линии Маннергейма, Невском пятачке, Малой земле... Однако только когда ступаешь на эту землю, которую до сих пор невозможно пахать из-за огромного количества в ней металла, когда спускаешься в бетонные

укрепления, на штурм которых шли наши солдаты всего лишь со стрелковым оружием и которые не смогли взорвать даже после войны, когда невольно текут слезы от скорбного звона колоколов Хатыни, печальной музыки на Пискаревском кладбище или биения сердца на Малой земле, только тогда понимаешь, какой ценой была завоевана победа. И это понимание люди не только сами проносят через всю свою жизнь, но и воспитывают у подрастающего поколения. И чем дальше уходят от нас события тех огненных лет, тем больше мы осмысливаем всемирно-историческое значение Великой Отечественной войны.

В настоящее время военно-патриотические традиции успешно продолжает созданное на базе вузовского поискового отряда Молодежное общественное объединение Академии ГПС МЧС России поисковый отряд «ФИПО-АГПС».

МУЗЕЙ СЛАВЫ

Музей! Дитя пятнадцатого века,

Хранитель муз и нравов старины,

Свидетель горя и триумфа Человека,

Храм памятников Мира и Войны.

Хранят восторг и адовые муки,

Следы сражений армий и идей

Музеи техники, политики, науки,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музеи замечательных людей.

Музеи - монументы из гранита,

Музеи - кладбища с рядами скорбных плит,

Музеи, где ничто не позабыто,

Музеи, где никто не позабыт.

Жизнь словно неоглядная дорога,

И где-то у итоговой черты

Вдруг в сердце появляется тревога

Забыть весь путь в текучке суеты.

Тревога неотступная, до боли.

Наверно, так возник и наш музей

В пожарной высшей инженерной школе,

В ее пятидесятый юбилей.

Вхожу сюда, как в тишину дубравы,

И властно входит в мир стихов моих

Музей в боях, в труде добытой славы,

Музей героев, мертвых и живых.

Он память тем, кто озарен началом, Кто первым шел и вел нас за собой, Он память рядовым и генералам, Отдавшим жизни службе огневой. Судьбы людской неугасимый пламень! Мне искренне хотелось бы постичь, В чем кредо их, их философский камень, Их основной, фундаментный кирпич. История здесь клонит в размышленье. Здесь каждый спросит у себя не раз: Каким же стало наше поколенье? Куда идем? Достойны ли мы вас? Мы вслед за вами боремся и строим. Судьба нам преимущество дала -Сердца и взоры обращать к героям, По ним сверяя мысли и дела. В тиши музея, как в тиши дубравы, Стою безмолвно, голову склоня, Пишу поэму о Музее Славы, О гордой славе рыцарей огня!

Олег Михайлович Волков (1984) [20]

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Домнина С. В., Вильгута О. Ф. Формы воспитательной работы в ВУЗе

в контексте развития личности студента // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. № 1. С. 46-49.

2. Петухова М. В., Кокорев А. С. Государственно-патриотическое воспитание обучающихся Академии в современных условиях // Академия Государственной противопожарной службы МЧС России: Теория. Инновации. Практика. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня образования Академии ГПС МЧС России:

в 5 ч. Ч. I. Секция 1. «История и развитие образования в области пожарной безопасности» / Сост. М. В. Алешков, Е. Н. Косьянова, В. Д. Федяев [и др.]. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. С. 51-56.

3. Новиков И. А. Педагогической феномен поисковой деятельности // Здравоохранения, образование и безопасность. 2016. № 2(6). С. 109-113.

4. Грибан И. В. Развитие поискового движения как направление молодежной политики в современной России // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 16-22.

5. Новиков И. А. Достоверная память о прошлом: о противодействии фальсификации истории в молодежной среде (на примере Челябинской области) // Историко-педагогические чтения.

2022. № 26. С. 113-119. DOI:l0.l2345/978-5-7l86-l932-4_2022_26_l5

6. Грибан И. В., Соловьева А. А. Проектная деятельность студенческого поискового отряда как инструмент гражданско-патриотического воспитания молодежи // Историко-педагогические чтения. 2024. № 28. С. 51-56.

7. Бочкарева Е. Д. Воспитание исторической памяти личности как фундаментальная основа сохранения культурного кода России // Гуманитарное пространство. 2024. Т. 13. № 2. С. 88-95. DOI:l0.244l2/2226-0773-2024-l3-2-88-95. EDN KLEQAS

8. Новиков И. А. Поисковое движение Челябинской области (1988-2020): исторический опыт и современные тенденции // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2(26). С. 166-174.

9. Вырщиков А. Н. Сущность понятия «Патриотическая деятельность»: теоретические основания // Проблемы современ-ного образования. 2019. № 5. С. 96-101.

10. Бароненко Е. А., РайсвихЮ. А., Бароненко А. С. Проблемы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7.

С. 22-39. D0I:l0.25588/CSPU.2020.l60.7.002

11. Павлий А. И., Зотов И. В., Шаваринский Б. М. Патриотическое воспитание студентов высших учебных заведений // Воспитание

в современной образовательной среде. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. СПб. Ленинградский областной институт развития образования, 2019. С. 82-88.

12. Швырков С. А., Панасевич Л. Т. А. Н. Швырков у истоков поискового движения в Академии ГПС МЧС России // Историю Академии создают личности. Сборник материалов научно-практического семинара, посвященного Дню Российской науки / Сост. М. В. Алешков, Е. Н. Косьянова, В. Д. Федяев [и др.]. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. С. 336-345.

13. Швырков С. А. Александр Николаевич Швырков - пожарный в четвертом поколении // Историю Академии создают личности. Материалы семинара, посвященного Дню Российской науки и приуроченного к 60-летию образования кафедры «Пожарная безопасность технологических процессов» /

Сост. М. В. Алешков, С. А. Швырков, О. В. Агеева [и др.]. М.: Академия ГПС МЧС России, 2024. С. 33-39.

14. Назаров Ю. В шестом поколении? // Пожарное дело. 1995. № 9. С. 32-36.

15. Петухова М. В., Волошина В. А., Беспалов А. В., Новиков К. Ю, Швырков А. С., Машура С. В. Очерки по истории поискового движения в Академии ГПС МЧС России. М.: Академия ГПС МЧС России. 2015. 78 с.

16. Беспалов А. В., Новиков К. Ю. Сороковые роковые. Факультет Инженеров Противопожарной Обороны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. 167 с.

17. Беспалов А. В. Немые свидетели подвига. Говорят находки плацдарма «Невский пятачок» // Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием. М. Академия ГПС МЧС России, 2015. С. 119-132.

18. Ильин В. В., Мешалкин Е. А. История пожарной охраны России: Учебник. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. 348 с.

19. Линия судьбы - упреждение огня: К 100-летию со дня рождения

М.В. Алексеева, 50-летию кафедры пожарной безопасности технологических процессов / Сост. С. А. Швырков, А. Н. Швырков, А. П. Петров. М. Академия ГПС МЧС России, 2014. 90 с.

20. Волков О. М. Наука о пожаре: Стихи. М. Академия ГПС МВД России, 2001. С. 42-43.

REFERENCES

1. Domnina S.V., Vilguta O.F. Forms of educational work at a university in the context of development student personality. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN - News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015, vol. 17, no. 1, pp. 46-49 (in Russ.).

2. Petukhova M.V., Kokorev A.S. State-patriotic education of students Academies in modern conditions. In: Akademiya Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MCHS Rossii: Teoriya. Innovatsii. Praktika. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 90-letiyu so dnya obrazovaniya Akademii GPS MCHS Rossii / Sost. M.V. Aleshkov, E.N. Kos'yanova,V. D. Fedyayev [i dr.] [State Fire Academy of EMERCOM

of Russia: Theory. Innovation. Practice. Materials of the scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 90th anniversary of the formation of State Fire Academy of EMERCOM of Russia / Comp. M.V. Aleshkov, E.N. Kosyanova, V.D. Fedyaev [and others]]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2023. pp. 51-56 (in Russ.).

3. Novikov I.A. Pedagogical phenomenon of search activity. Zdravookhraneniya, obrazovaniye i bezopasnost' - Health, education and safety. 2016, no. 2(6),

pp. 109-113 (in Russ.).

4. Griban I.V. The development of the search movement as a direction of youth policy in modern Russia. Istoriko-pedagogicheskiye chteniya - Historical and pedagogical readings. 2018, no. 22, pp. 16-22 (in Russ.).

5. Novikov I.A. Reliable memory of the past: on countering the falsification

of history in the youth environment (on the example of the Chelyabinsk region). Istoriko-pedagogicheskiye chteniya - Historical and pedagogical readings. 2022, no. 26, pp. 113-119 (in Russ.). DOI: 10.12345/978-5-7186-1932-4_2022_26_15

6. Griban I.V., Solovyova A.A. Project activity of the student search team as a tool civil-patriotic education of youth. Istoriko-pedagogicheskiye chteniya - Historical and pedagogical readings. 2024, no. 28, pp. 51-56 (in Russ.).

7. Bochkareva E.D. The education of the historical memory of young people in cultural and educational institutions is the fundamental basis of the state cultural policy of Russia. Gumanitarnoye prostranstvo - Humanitarian space. 2024, vol. 13, no. 2, pp. 88-95 (in Russ.). DOI: 10.24412/2226-0773-2024-13-2-88-95

8. Novikov I.A. Searching movement of the Chelyabinsk region (19882020): historical experience and modern trends. Innovatsionnoye razvitiye professional'nogo obrazovaniya - Innovative development of vocational education. 2020, no. 2 (26), pp. 166-174 (in Russ.).

9. Vyrshchikov A. N. The essence of the concept of "patriotic activity": theoretical foundations. Problemy sovremennogo obrazovaniya - Problems of modern education. 2019, no. 5, pp. 96-101 (in Russ.).

10. Baronenko E.A., Raisvikh Yu.A., Baronenko A.S. The problems of patriotic education of youth in modern conditions. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2020, no. 7, pp. 22-39 (in Russ.). DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.002

11. Pavliy A.I., Zotov I.V., Shavarinsky B.M. Patriotic education of students of higher educational institutions. In: Vospitaniye v sovremennoy obrazovatel'noy srede. Materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Education in the modern educational environment. Materials of the interregional scientific and practical conference]. Saint Petersburg, Leningrad Regional Institute for Educational Development Publ., 2019, pp. 82-88 (in Russ.).

12. Shvyrkov S.A., Panasevich L.T. A.N. Shvyrkov at the origins of the search movement at State Fire Academy of EMERCOM of Russia. In: Istoriyu Akademii sozdayut lichnosti. Sbornik materialov nauchno-prakticheskogo seminara, posvyashchennogo Dnyu Rossiyskoy nauki / Sost. M. V. Aleshkov, Ye. N. Kos'yanova, V. D. Fedyayev [i dr.] [The history of the Academy is created by individuals. Collection of materials from a scientific and practical seminar dedicated to Day of Russian Science / Comp. M.V. Aleshkov, E.N. Kosyanova, V.D. Fedyaev [and others]]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2023, pp. 336-345 (in Russ.).

13. Shvyrkov S.A. Alexander Nikolaevich Shvyrkov - firefighter in the fourth generation. In: Istoriyu Akademii sozdayut lichnosti. Materialy seminara, posvyashchennogo Dnyu Rossiyskoy nauki i priurochennogo k 60-letiyu obrazovaniya kafedry «Pozharnaya bezopasnost' tekhnologicheskikhprotsessov» / Sost. M. V. Aleshkov, S. A. Shvyrkov, O. V. Ageyeva [i dr.] [The history of the Academy is created by individuals. Materials of the seminar dedicated to the Day of Russian Science and dedicated to the 60th anniversary of the formation of the department «Fire Safety of Technological Processes» / Comp. M.V. Aleshkov, S.A. Shvyrkov, O.V. Ageeva [and others]]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2024, pp. 33-39 (in Russ.).

14. Nazarov Yu. In the sixth generation? Pozharnoye delo - Firefighting. 1995, no. 9, pp. 32-36 (in Russ.).

15. Petukhova M.V., Voloshina V.A., Bespalov A.V., Novikov K.Yu., Shvyrkov A.S., Mashura S.V. Ocherkipo istoriipoiskovogo dvizheniya v Akademii GPSMCHS Rossii [Essays on the history of the search movement in State Fire Academy

of EMERCOM of Russia]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2015, 78 p. (in Russ.).

16. Bespalov A.V., Novikov K.Yu. Sorokovyye rokovyye. Fakul'tet Inzhenerov Protivopozharnoy Oborony v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg. [Fatal forties. Faculty of Fire Protection Engineers during the Great Patriotic War of 1941-1945]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2010, 167 p. (in Russ.).

17. Bespalov A.V. Silent witnesses of the feat. They say the finds of the Nevsky Piglet bridgehead. In: Pozharnaya okhrana v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.). Materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii

s mezhdunarodnym uchastiyem [Fire Protection during the Great Patriotic War (1941-1945). Materials of the interuniversity scientific and practical conference with international participation]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2015 pp. 119-132 (in Russ.).

18. Ilyin V.V., Meshalkin E.A. Istoriya pozharnoy okhrany Rossii [History of fire protection in Russia. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2003. 348 p. (in Russ.).

19. Liniya sudby - uprezhdeniye ognya: K 100-letiyu so dnya rozhdeniya M.V. Alekseyeva, 50-letiyu kafedry pozharnoy bezopasnosti tekhnologicheskikh protsessov /Sost. S. A. Shvyrkov, A. N. Shvyrkov, A. P. Petrov [Line of fate -pre-emption of fire: To the 100th anniversary of the birth of M.V. Alekseeva, 50th anniversary of the department fire safety of technological processes / Comp. S.A. Shvyrkov, A.N. Shvyrkov, A.P. Petrov]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014, 90 p. (in Russ.).

20. Volkov O. M. Nauka opozhare: Stikhi [The science of fire: Poems]. Moscow, State Fire Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2001,

pp. 42-43 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сергей Александрович ШВЫРКОВ И Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры пожарной безопасности технологических процессов, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 9466-3857 ОРСЮ: 0000-0001-7449-8794 И pbtp@mail.ru

Александр Сергеевич ШВЫРКОВ Кандидат технических наук, главный эксперт, Государственное казенное учреждение «Центр налоговых доходов», Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 6946-6949 ОРСЮ: 0009-0002-7780-6427 И Ginspire1301@gmail.com

Дмитрий Алексеевич КАМЕНСКИЙ Студент, Московский международный университет, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 9719-3653 ОРСЮ: 0009-0003-9525-6761 И dimakamav@gmail.com

Поступила в редакцию 14.07.2024 Принята к публикации 23.07.2024

Для цитирования:

Швырков С. А., Швырков А. С., Каменский Д. А. Александр Николаевич Швырков у истоков поискового движения и создания музея истории пожарной охраны в Академии ГПС МЧС России // Культура и безопасность. 2024. № 3. С. 86-99. 00!:10.25257/КВ.2024.3.86-99

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sergey A. SHVYRKOVH

Grand Doctor in Engineering, Professor,

Professor of the Department of fire safety in technological

processes, State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-cod: 9466-3857

ORCID: 0000-0001-7449-8794

H pbtp@mail.ru

Aleksander S. SHVYRKOV

PhD in Engineering, Chief expert,

State Government institution "Tax Revenue Center",

Moscow, Russian Federation

SPIN-cod: 6946-6949

ORCID: 0009-0002-7780-6427

H Ginspire1301@gmail.com

Dmitrii A. KAMENSKII Student, Moscow International University, Moscow, Russian Federation SPIN-cod: 9719-3653

ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9525-6761 H dimakamav@gmail.com

Received 14.07.2024 Accepted 23.07.2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation:

Shvyrkov S.A., Shvyrkov A.S., Kamenskii D. A. Aleksander Nikolaevich Shvyrkov as a pioneer of search movement and one of the creators of fireservice history museum at State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2024, no. 3, pp. 86-99 (in Russ.). DOI:10.25257/KB.2024.3.86-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.