Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития научных школ и направлений в области пожарной безопасности технологических процессов пожаровзрывоопасных производств'

Проблемы и перспективы развития научных школ и направлений в области пожарной безопасности технологических процессов пожаровзрывоопасных производств Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / научные исследования / пожарная безопасность / scientific school / scientific research / fire safety

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Петрович Назаров

Статья посвящена анализу феномена «научная школа», особенностям реализации научных исследований на кафедре пожарной безопасности технологических процессов. Показаны результаты исследований в данной области, этапы развития научных школ в области пожарной безопасности технологических процессов Академии ГПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Владимир Петрович Назаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues and prospects of developing scientific schools and directions in the field of fire safety in technological processes at fire and explosion hazardous production

This article is dedicated to the analysis of the phenomenon of a scientific school with a focus on the implementation of scientific research at the Department of Fire Safety in Technological Processes. It presents the results of the research in this field and outlines the stages of development of scientific schools in the field of fire safety in technological processes at State Fire Academy of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития научных школ и направлений в области пожарной безопасности технологических процессов пожаровзрывоопасных производств»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.849

DOI 10.25257/KB.2023.3.28-38

Проблемы и перспективы развития научных школ и направлений в области пожарной безопасности технологических процессов пожаровзрывоопасных производств

Issues and prospects of developing scientific schools and directions in the field of fire safety in technological processes at fire and explosion hazardous production

В. П. НАЗАРОВ1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

V.P. NAZAROV 1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Статья посвящена анализу феномена «научная школа», особенностям реализации научных исследований на кафедре пожарной безопасности технологических процессов. Показаны результаты исследований в данной области, этапы развития научных школ в области пожарной безопасности технологических процессов Академии ГПС МЧС России.

Ключевые слова: научная школа, научные исследования, пожарная безопасность

Abstract: This article is dedicated to the analysis of the phenomenon

of a scientific school with a focus on the implementation of scientific research

at the Department of Fire Safety in Technological Processes. It presents

the results of the research in this field and outlines the stages of development

of scientific schools in the field of fire safety in technological processes

at State Fire Academy of EMERCOM of Russia.

Key words: scientific school, scientific research, fire safety

ВВЕДЕНИЕ

В содержание феномена «научная школа» обычно вкладывают представление о сообществе исследователей, интегрированных вокруг ученого - генератора идей, обладающего особыми исследовательскими и, что также важно, человеческими качествами. Вокруг такого исследователя объединяется группа соратников и учеников, которые разделяют его научные идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все эти исследователи совместно выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную

и предложенную данным ученым или возглавляемой им группой ученых. В ходе выполнения научной программы конкретного коллектива идет интенсивный обмен мнениями и результатами. Такой возможности при конкуренции научных коллективов не существует. Но в самом коллективе (научной школе) эти возможности не только имеются, но и их использование является необходимым. Следовательно, одновременно с решением определенной научной задачи ученые обмениваются научной информацией, повышают свою квалификационную эрудицию.

В структуру науки входят фундаментальные и прикладные исследования. Науку о пожаре следует отнести к прикладным исследованиям, включая сюда и ту ее часть, которая связана с пожарной безопасностью технологических процессов. Пожар -это неконтролируемое горение. Умение укрощать эту стихию и знание ее поведения в различных условиях являются главными задачами науки о пожарах, становление которой происходит особенно быстро в последние годы. Это достаточно сложная область знаний, в основе которой лежат законы и закономерности из многих научных дисциплин. В настоящее время продолжается формирование понятийного аппарата науки о пожаре. Изучение физико-химических закономерностей горения, являющегося основным процессом на пожаре, началось в период бурного развития и становления основных научных дисциплин, в частности, химии газов, после того как Михаил Ломоносов и Антуан Лавуазье отвергли существовавший до них ошибочный взгляд средневековых алхимиков, утверждавших, что горение веществ происходит за счет присутствия в них элемента огня - флогистона, а Анри Ле Ша-телье впервые начал исследования распространения пламени с помощью фотосъемки стали формироваться ее перспективы. Большой вклад в развитие науки о горении внесли отечественные ученые.

Один из классиков философии науки И. Лакатос полагал, что наука имеет «внутреннюю» историю, к которой следует отнести концепции, теории, законы и другие виды знаний, и «внешнюю» - к которой следует отнести историю учреждений науки (академических, университетских, вузовских), к которой, полагаем, следует отнести и научные школы. Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных направлений и научных школ. Особенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, а любые научные проблемы требуют объединения усилий ученых, образования коллективов ученых. Возможности

объединения ученых многократно усиливаются развитием сети Интернет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В философии науки различают понятия «научная школа» и «научное направление». Когда речь идет о научной школе, то подразумевается коллектив исследователей, работающих совместно «под одной крышей», тогда как в рамках научного направления исследователи могут работать в разных городах и даже разных странах, разрабатывая при этом сходные проблемы. Для научной школы имеются два важных условия: наличие основоположника школы - известного ученого, длительное время работающего в этом направлении, и несколько специалистов, концептуально разделяющих его методологию к анализу проблем (докторов и кандидатов наук), выросших в данном коллективе. Образование научных школ - хорошая российская традиция, которая явилась следствием особенностей культурно-исторического развития России, некоторые из которых В. И. Вернадский характеризовал следующим образом: «В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества. Она создавалась при этом интеллигенцией страны, создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций...».

Понятие научной школы раскрывается в работах [1-3].

Научная школа - это интегрированный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей, возглавляемый, как правило, широко известным и признанным ученым, выполняющим в данном коллективе функции лидера и генератора идей. Каждый член школы вносит свой вклад в реализацию и развитие исследовательской программы, а также защищает

цели и результаты деятельности своей школы. Школы в науке являются необходимым, постоянно действующим фактором ее развития. Вместе с тем существовали и существуют открытия, сделанные на основании индивидуальных исследовательских программ, то есть вне научных школ: в частности.

Научная школа - это особый феномен, отличающийся от других научных объединений (кафедра, временный научный коллектив, собранный для решения определенной задачи и пр.). Она не может существовать без учителя, учеников, общей проблемы (объекта совместной деятельности). Существует деление научных школ на классические и современные. К первым относят возникшие в XIX веке на базе крупнейших европейских университетов научно-исследовательские центры, которые наряду с образовательными задачами решали и проблемы научной сферы. Второй тип научных школ появляется уже в ХХ столетии, когда формируются адресные научные программы, выступающие как социальный заказ, а выполнение их определяется уже не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования.

Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему.

Научная школа - это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов. Сам термин «научная школа» многозначен. Анализ показывает, что используются, в основном, три категории понятий «научная школа»:

- формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);

- исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную

принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

Важной функцией подобной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.

Существенным признаком подобной, как и других научных школ является то, что в них одновременно решаются такие задачи: разработка и защита научных идей, комплексное, коллективное выполнение крупной задачи, недоступной для решения одним ученым.

Основными определяющими признаками научной школы являются: наличие нескольких поколений в связках учитель-ученик, объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом; общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований, в общем -единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области; постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых; постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки.

На формирование научных школ оказывает влияние наличие у лидера школы не только качеств, необходимых для научной деятельности, но и качеств, позволяющих сплотить вокруг себя творческий коллектив. Лидер занимает несколько функциональных позиций. Во-первых, он является «проектировщиком-организатором» школы, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отношению к своей деятельности. Во-вторых, лидер одновременно проявляет себя в двух ипостасях - наставник и коллега.

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего.

Иными словами, основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений.

Научная школа, как правило, обладает такими основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы, - это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера - крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

Научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

Традиционно в качестве основной ячейки высшего учебного заведения выступает кафедра. Однако в ведущих вузах, где сложились определенные традиции, как в учебном процессе, так и в научных исследованиях, все большее значение играют научные школы. Заметим, что в большинстве учебных заведений указываются объединения ученых по научным интересам и проблемам или «вокруг» ученого, а не по кафедрам. Именно такое объединение ученых приносит больший научный эффект. Понятно, что не каждый научный коллектив кафедры может претендовать на звание научной школы и тем

более ведущей научной школы. Как правило, когда в отчетах говорится о научной работе кафедры, то никогда не подразумевается, что на каждой из них есть научная школа в полном понимании этого определения. Более того, не на каждой кафедре существует четко очерченное научное направление исследований. Когда говорится об исследовательском направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения - доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами. В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.

К примеру, в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ на протяжении многих лет действуют более 10 научных школ. В Московском государственном университете путей сообщения около 20 научных школ. Научные школы - это всегда коллективы, но так повелось в науке, что каждая из них носит имя своего основателя и учителя.

При оценке научных школ учитывается количество подготовленных кандидатских и докторских диссертаций («учитель -ученик»); цитируемость трудов участников школы; общие научные идеи и ценности, которых придерживаются члены школы. При характеристике научной школы преемственность часто трактуется как продолжение тематики исследований учителя в трудах учеников. Весомым считается защита докторских диссертаций в рамках научной школы.

Научное сообщество нуждается в постоянных контактах, обмене информацией, взаимной оценке трудов, а, следовательно, в формировании научных школ, направлений, временных творческих коллективов. Научная школа, являясь научным сообществом, может объединять ученых различных научных дисциплин, но связанных разработкой цельной научной проблемы. Такой подход позволяет создавать общеуниверситетские и межкафедральные научные школы.

В Академии ГПС МЧС России на сегодняшний момент функционирует девять научных школ [4]. Хочется особо отметить научную школу профессора Н. Н. Бруш-линского, школу, основанную профессором Н. Г. Топольским, научную школу профессора М. Д. Безбородько [5-7].

Развитие сложной наукоемкой прикладной дисциплины «Пожарная безопасность технологических процессов» (ПБТП) опирается на исторический опыт развития науки о горении, теплофизики, гидравлики, тепломассообмена и др. В результате многочисленных исследований были заложены теоретические основы науки о пожарах, сформулирован ряд физико-химических закономерностей их развития и тушения, в том числе, в области ПБТП [8].

Общепризнанным основателем кафедры ПБТП и научной школы является доцент Михаил Васильевич Алексеев. В 1972 г. по дисциплине пожарная профилактика в технологических процессов ППТПП впервые выходит учебник под редакцией М. В. Алексеева, в котором детально излагаются положения разработанной им методики анализа пожарной опасности технологических процессов [9, 10]. В это же время большая работа проводилась по разработке нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности развивающихся химических предприятий, в которой активно участвовал и М. В. Алексеев. Его труды получили признание не только в СССР, но и за рубежом. Учебник «Пожарная профилактика в технологических процессах» переведен на чешский, польский, болгарский и немецкий языки, многократно издавалась в зарубежных странах.

Большое внимание М. В. Алексеев уделял не только развитию дисциплины, но и становлению на кафедре научных направлений, росту ее кадрового потенциала. Его консультации позволили завершить работу над диссертациями и вскоре успешно их защитить многим будущим видным деятелям пожарной охраны страны. С момента образования специальной кафедры пожарной профилактики в технологических процессах

производств (ППТПП) под руководством М. В. Алексеева стали формироваться и научные направления по общей проблематике обеспечения пожарной безопасности технологий резервуарного хранения нефти и нефтепродуктов. Научный интерес к этой тематике обуславливался с одной стороны интенсивным развитием нефтяной и химической промышленности с внедрением на производственных объектах новых конструкций резервуарных емкостей для хранения пожаровзрывоопасных жидкостей, с другой - увеличением количества аварий и пожаров на этих объектах, в расследовании которых неоднократно принимали участие и преподаватели кафедры ППТПП. В 1971 г. при непосредственном консультировании начальника кафедры М. В. Алексеева В. С. Клубанем защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование испарения пожаро- и взрывоопасных растворителей с поверхности многокомпонентного раствора». В дальнейшем его научные исследования были посвящены вопросам испарения горючих жидкостей и безопасной откачке нефти и нефтепродуктов из горящих резервуаров. По этим направлениям под руководством В. С. Клубаня были защищены четыре кандидатские диссертации адъюнктами кафедры Л. Е. Войтковски (1985 г.), И. О. Стоя-новичем (2000 г.), Н. И. Рябовым (2000 г.) и Фам Хуи Куангом (2015 г., Вьетнам). В 1971 г. преподавательский состав кафедры также пополнился молодыми выпускниками адъюнктуры Высшей школы МВД СССР -А. П. Петровым и О. М. Волковым. Петров А. П. в 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование процесса распространения пламени по твердым отложениям уротропина в горизонтальном воздуховоде». Полученные в работе результаты позволили разработать систему мер по предупреждению развития пожара в условиях производства, а также заложить основы научного направления по пожарной безопасности технологического оборудования с горючими отложениями. По этой тематике под руководством А. П. Петрова были защищены девять

диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук: Нгуен Нгок Винь (1988 г., Вьетнам), Хоменко М. С. (1989 г., Узбекистан), Лученок Н. Н. (1989 г.), Крей-тор В. П. (1989 г.), Волокитин О. А. (1990 г.), Киселев В. Я. (1991 г.), Лобаев И. А. (1999 г.), Богданович А. П. (1999 г.), Худоев А. Д. (1999 г.). Обобщая полученные результаты экспериментальных и теоретических исследований в 1994 г. при научном консультировании д.т.н., профессора Н. Ф. Шатрова, назначенного в 1976 г. на должность начальника кафедры ППТПП в связи с уходом М. В. Алексеева в отставку, А. П. Петровым была защищена докторская диссертация. Важно отметить, что результаты работы внедрены непосредственно в практику противопожарной защиты действующих производств, в нормативную документацию, а также используются в учебном процессе, в том числе, при написании учебно-методической литературы, а также получены пять патентов на изобретения и медаль ВДНХ. Петров А. П. продолжает плодотворно трудиться на кафедре ПБТП в должности профессора, передавая опыт молодым преподавателям и лекторам кафедры.

Волков О. М. свою научную деятельность также посвятил исследованиям и разработкам в области пожарной безопасности складов нефти и нефтепродуктов и технологических процессов производств в отраслях промышленности [11, 12].

По этой проблеме он руководил исследованиями и разработками для министерств, ведомств и предприятий нефтегазового комплекса, участвовал в исследовании и тушении пожаров, в разработке правил пожарной безопасности для промышленных предприятий, стандарта «Пожарная безопасность. Общие требования», норм проектирования складов нефти и нефтепродуктов, стандарта «Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов» и др. Непосредственно под руководством О. М. Волковым защитили кандидатские диссертации семь адъюнктов: В. В. Рубцов (1983 г.), Гонсалес Хиль Арнальдо Ви-енто (1987 г., Куба), Шанг (1987 г., Вьетнам),

Дариуш Ратайчак (1988 г., Польша), А. В. На-уменко (1991 г.). Основные результаты научных исследований нашли отражение также в монографиях «Пожарная безопасность на предприятиях транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов» (1981 г.) и «Пожарная безопасность резервуаров с нефтепродуктами» (изд. 1984 и 2010 гг.). В период организации реферативного журнала «Пожарная охрана» и в течение ряда лет О. М. Волков был членом его редколлегии и внештатным референтом. В 1995 г., после ухода в отставку, О. М. Волков учредил и возглавил фирму «Пожарный дом», которая оказывала консультационные услуги предприятиям и гражданам по вопросам пожарной безопасности вплоть до ухода его из жизни в 2020 г. В 1977 г. преподавательский состав кафедры также пополнился молодым выпускником адъюнктуры ВИПТШ МВД СССР В. П. Сучковым, который в 1978 г. под руководством Н. Ф. Шатрова защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование пожарной опасности паровоздушной среды в резервуарах при хранении в них керосина и дизельного топлива». Основные научные интересы В. П. Сучкова были связаны с обеспечением устойчивости технологического оборудования к воздействию тепловых потоков пожара. В середине 1990-х гг. им подготовлена и издана серия тематических обзоров на эту тематику [13]. В 1997 г. Виктор Петрович защитил докторскую диссертацию на тему «Научные основы стандартизации в области обеспечения пожарной безопасности технологий хранения нефтепродуктов». Активное участие В. П. Сучков принимал в разработке нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности объектов хранения нефти и нефтепродуктов, в том числе «Рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности объектов нефтепродуктообеспечения, расположенных на селитебной территории», «Руководства по тушению нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках», «Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепро-дуктообеспечения», СНиП «Склады нефти

и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» и др. В качестве эксперта В. П. Сучков неоднократно принимал участие в работе комиссий по расследованию причин аварий и пожаров на объектах нефтегазового комплекса страны. Являлся автором и соавтором многих учебно-методических изданий по дисциплине пожарной безопасности технологических процессов. Непосредственно под руководством В. П. Сучкова подготовили и защитили кандидатские диссертации пять адъюнктов: Н. С. Деревянко (1989 г.), Н. Г. Колпин (1992 г.), Р. М. Джумагалиев (1992 г., Казахстан), Р. Ш. Хабибулин (2010 г.), Д. Н. Рубцов (2010 г.). К сожалению, в 2010 г. профессор кафе В. П. Сучков безвременно ушел из жизни. С именем этого ученого-экспериментатора связан целый период развития современного нормотворчества в области обеспечения пожарной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. В 1976 г. на должность старшего преподавателя кафедры был принят кандидат химических наук А. Т. Замулюкин, областью научных исследований которого являлось создание химико-механизированного способа очистки резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Замулю-кин А. Т. является автором уникального состава технического моющего средства (ТМС) для очистки нефтяных резервуаров, который прошел аттестацию в одной из лабораторий в Англии и показал отличные результаты. Его рецептура ТМС под маркой «Лабомид 203М» многократно применялась на резервуарах на заводе «Автосвет», ЗИЛ, нефтебазе «Конаково». По этой тематике под его непосредственным руководством была продолжена активная научная работа и было защищено две кандидатские диссертации: Ф. И. Пешков (1987 г.), Н. Н. Удянский (1992 г.). Защищена кандидатская диссертация выпускником адъюнктуры В. П. Назаровым, который с 1979 г. работал на кафедре ППТПП (ПБТП).

Решение вопросов по обеспечению пожарной безопасности технологических установок на стадии их предремонтной подготовки, ремонта и эксплуатации стало одним

их перспективных направлений научных исследований, выполняемых на кафедре и в настоящее время под руководством д.т.н., профессора В. П. Назарова.

Основная тематика исследований связана с испытанием технологического оборудования и технических средств для проведения предремонтной подготовки технологических установок; разработкой инновационных способов и подготовка нормативных документов по предремонтной подготовке резервуаров. Под руководством В. П. Назарова защищено 12 кандидатских диссертаций: В. А. Домни-чев (1989 г.), В. И. Попов (1992 г.), М. В. Фи-липчик (1993 г.), В. В. Булгаков (2001 г.), В. П. Сорокоумов (2002 г.), Н. Н. Старков (2006 г.), А. В. Рожков (2006 г.), А. А. Корнилов (2012 г.), А. А. Киршев (2014 г.), П. И. Зыков (2016 г.), А. А. Бородин (2017 г.), Е. В. Ширяев (2022 г.).

Следует отметить, что основные положения данного направления были впервые сформированы в обзоре-монографии Волкова О. М. Назарова В. П. [10] и монографию [11]. Результаты работы внедрены непосредственно в практику противопожарной защиты действующих производств и нормативную документацию, а также используются в учебном процессе. Так, совместно с Кузиным А. П. (ЦНИЛ Госкомнефтепродукта) был разработан агрегат моечный, предназначенный для зачистки резервуаров из-под нефтепродуктов и масел, вместимостью до 50 м3, на нефтебазах и автозаправочных станциях, а совместно с НИИ-25 МО по заказу «Славнефть» испытана и внедрена в «Ярославльнефтепродукт» станция технического обслуживания очистки и ремонта АЗС СТОРР-АЗС. В рамках данного научного направления впервые введено понятие предельно-допустимая пожарная нагрузка, что существенно сокращает продолжительность предремонтной подготовки [14, 15].

Важно также отметить и другое перспективное направление, посвященное развитию технологий предупреждения чрезвычайных ситуаций при авариях резервуаров. Актуальность этой тематики обусловлена

значительным количеством аварий резервуаров, последствия которых неоднократно носили катастрофический характер. В связи с этим решаются вопросы прогнозирования масштабов ЧС и разработки способов минимизации негативных последствий. Сбор и анализ таких инцидентов был начат М. В. Алексеевым, О. М. Волковым и А. Н. Швырковым. В дальнейшем, под руководством профессора кафедры, к.т.н., доцента С. А. Горячева по этому направлению были защищены три кандидатские диссертации: С. А. Швырков (2001 г.), В. В. Воробьев (2008 г.) и А. С. Швырковым (2020 г.).

В настоящее время это научное направление развивается под руководством профессора кафедры, д.т.н., профессора С. А. Швыркова. Следует также указать, что и остальные научные направления школы время от времени получают развитие, основу которого составляют результаты выполняемых на кафедре диссертационных работ. Так, в рамках научного направления по обеспечению устойчивости оборудования к воздействию тепловых потоков пожара, под руководством заместителя начальника кафедры, к.т.н., доцента В. В. Воробьева адъюнктом Р. К. Ибатулиным в 2020 г. защищена кандидатская диссертация на тему «Водопле-ночный защитный экран от теплового излучения пожара пролива нефтепродуктов на железнодорожной сливоналивной эстакаде». Результаты работы позволили разработать конструкцию защитного экрана, который соответствует требованиям нормативных документов и успешно внедряется на объектах ТЭК. В области ограничения распространения пожаров проливов горючих жидкостей на производственных объектах под руководством профессора кафедры, д.т.н., профессора В. П. Назарова преподавателем кафедры Е. В. Ширяевым в 2022 г. защищена кандидатская диссертация на тему «Снижение пожарной опасности локальных проливов углеводородных жидкостей на основе применения гранулированного пеностекла». По результатам исследований разработана методика определения

геометрических параметров слоя гранул пеностекла, обеспечивающего гашение пламени углеводородных жидкостей в поддонах для сбора локальных проливов, и даны рекомендации по применению таких поддонов [16]. Продолжая исследования по обеспечению безопасной откачки горючих жидкостей из резервуаров в 2022 г. под руководством профессора кафедры, к.т.н., с.н.с. В. В. Рубцова адъюнктом Ле Вьет Хайем защищена кандидатская диссертация на тему «Безопасность откачки нефти из резервуара с плавающей крышей при пожаре соседнего резервуара на нефтескладах Вьетнама». Разработаны научно обоснованные рекомендации по безопасной откачке нефти из крупногабаритных РВСПК при пожаре соседнего резервуара, которые внедрены в практику противопожарной защиты нефтескладов Вьетнама.

ВЫВОДЫ

Таким образом, за период с 1964 по 2022 гг. на кафедре подготовлены и защищены 4 докторские диссертации (А. П. Петров, В. П. Назаров, В. П. Сучков, С. А. Швырков) и около 60 диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук. В целом следует отметить, что, продолжая традиции, заложенные М. В. Алексеевым, научные исследования на кафедре пожарной безопасности технологических процессов продолжаются, а их результаты успешно внедряются как в учебный процесс, так и в нормативные документы и практику противопожарной защиты производственных объектов. При этом многие учебники и пособия переведены на различные языки мира и составляют основу для подготовки высококвалифицированных специалистов пожарной охраны. В соответствии с классификацией научных школ [17] данная научная школа относится к прикладным школам.

Для развития научных школ нужна их поддержка в системе МЧС, Академии ГПС МЧС России и ВНИИПО МЧС России, в том числе, стратегических направлений исследования пожарной опасности технологических процессов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М., 1988. 468 с.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 447 с.

3. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И. З. Налетова; Общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

4. Энциклопедия научных школ Академии ГПС МЧС России /

сост. М. В. Алешков, Е. Н. Косьянова, Ю. В. Тихомирова, Е. А. Смирникова,

0. В. Эльтемерова. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. 280 с.

5. Пожарная безопасность. Энциклопедия. М.: ВНИИПО, 2007. С. 416.

6. Брушлинский Н. Н, Соколов С. В., Вагнер П. Человечество и пожары. М.: «Маска», 2007. С. 142.

7. Брушлинский Н. Н, Соколов С. В. и др. Организационно-управленческие исследования в сфере обеспечения пожарной безопасности страны.

М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 56.

8. Баратов А. Н. Горение-пожар-взрыв-безопасность. М.: ВНИИПО, 2003. С. 364.

9. Алексеев М. В. Пожарная профилактика в технологических процессов производств. М.: ВИПТШ МВД СССР. 1972. 370 с.

10. Алексеев М. В., Волков О. М, Шатров Н. Ф. Пожарная профилактика технологических процессов производств. М.: ВИПТШ МВД СССР. 1986. 367 с.

11. Волков О. М. Назаров В. П. Пожарная безопасность при очистке и ремонте крупных резервуаров и танкеров (обзорная монография). М., ВНИИОЭНГ, 1979. С. 40.

12. Волков О. М. Пожарная безопасность резервуаров с нефтепродуктами. М.: Недра. 1984. 150 с.

13. Сучков В. П. Пожарная безопасность при хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на промышленных предприятиях. М.: Стройиздат. 1985. С. 97.

14. Гилетич А. Н, Домничев В. А., Назаров В. П., Беpезин В. А. Пожарная опасность тонких пленок горючих жидкостей. // Обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений. ВНИИПО МВД СССР. М.: 1966. С. 55-60.

15. Домничев В. А., Назаров В. П., Шатров Н. Ф. Воспламенение, горение и тушение пленок нефтепродуктов // Угольная промышленность СССР: Реф. на картах / ЦНИЭИ-уголь. Выпуск 9. 1967. Карта 302 (522).

16. Ширяев Е. В., Рубцов Д. Н., Назаров В. П., Булгаков В. В. Огнезащитный эффект гранулированной пеностекольной подложки при углеводородном пожаре пролива // Безопасность жизнедеятельности. 2016. № 4. С. 33-37.

17. Грязева О. Ю. Научные школы. М.: МГУ, 2003. С. 70.

REFERENCES

1. Vemadsky V.I. Trudy po istorii nauki v Rossii [Works on the history of science in Russia]. Moscow, 1988, 468 p. (in Russ.).

2. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuiu filosofiiu [Fundamentals of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow, 1995, 447 p. (in Russ.).

3. Kuhn T. Thomas S. Kuhn The structure of scientific revolutions. The University of Chicago Publ., 1962, 1970. (in Eng.). 317 p.

4. Aleshkov M.V., Kasyanova E.N., Tikhomirova Yu.V., Smirnova E.A., Eltemerova O.V. Enciklopediya nauchnyh shkol [Encyclopedia of Scientific Schools]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2023. 288 p. (in Russ.).

5. Pozharnaia bezopasnost'. Entsiklopediia [Fire safety. Encyclopedia]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ, 2007. 416 p. (in Russ.).

6. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Wagner P. Chelovechestvo ipozhar [Humanity and fires]. Moscow ,"Mask" Publ., 2007, 142 p. (in Russ.).

7. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. and others. Organizatsionno-upravlencheskie issledovaniia v sfere obespecheniia pozharnoi bezopasnosti strany [Organizational and managerial research in the field of fire safety of the country]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2019. 56 p. (in Russ.).

8. Baratov A.N. Gorenie-pozhar-vzryv-bezopasnost' [Gorenje-fire-explosion-safety]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection

of EMERCOM of Russia Publ, 2003. 364 p. (in Russ.).

9. Alekseev M.V. Pozharnaia profilaktika v tekhnologicheskikh protsessov proizvodstv [Fire prevention in technological processes of production]. Moscow, Higher Engineering Fire-Technical School Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ. 1972. 370 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Alekseev M.V., Volkov O.M., Shatrov N.F. Pozharnaia profilaktika tekhnologicheskikh protsessov proizvodstv [Fire prevention of technological processes of production]. Moscow, Higher Engineering Fire-Technical School Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ., 1986. 367 p. (in Russ.).

11. Volkov O.M. Nazarov Pozharnaia bezopasnost'pri ochistke i remonte krupnykh rezervuarov i tankerov (obzornaia monografiia)[Fire safety during cleaning and repair of large tanks and tankers (review monograph)]. Moscow, All-Russian research institute of organization, management and economics

of the oil and gas industry Publ., 1979. 40 p. (in Russ.).

12. Volkov O.M. Pozharnaia bezopasnost' rezervuarov s nefteproduktami [Fire safety of tanks with oil products]. Moscow, Nedra Publ., 1984. 150 p. (in Russ.).

13. Suchkov V.P. Pozharnaia bezopasnost'pri khranenii legkovosplameniaiushchikhsia i goriuchikh zhidkostei na promyshlennykh predpriiatiiakh [Fire safety in the storage of flammable and combustible liquids in industrial enterprises]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1985. 97 p. (in Russ.).

14. Giletich A.N., Domnichev V.A., Nazarov V.P., Berezin V.A. Fire hazard of thin films of combustible liquids. Obespechenie pozharnoi bezopasnosti zdanii i sooruzhenii - Ensuring fire safety of buildings and structures. Moscow, All-Russian research institute of organization, management and economics

of the oil and gas industry Publ., 1966. Pp. 55-60 (in Russ.).

15. Domnichev V.A., Nazarov V.P., Shatrov N.F. Ignition, combustion and extinguishing of films of petroleum products. Ugol'naia promyshlennost' SSSR: Ref. na kartakh. / TsNIEI-ugol'- .Coal industry of the USSR: Ref. on the cards. / TsNIEI-coal. 1967, iss. 9, p. 302 (522) (in Russ.).

16. Shiryaev E.V, Rubtsov D.N., Nazarov V.P., Bulgakov V.V. Fire-retardant effect of a granulated foam glass substrate in a hydrocarbon fire of the strait. Bezopasnost' zhiznedeiatel'nosti - Life safety. 2016, no. 4, pp. 33-37 (in Russ.).

17. Gryazeva O.Yu. Nauchnye shkoly [Scientific schools]. Moscow, Moscow State University Publ., 2003. 70 p. (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Владимир Петрович НАЗАРОВ И

Доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры пожарной безопасности

технологических процессов,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 9283-0701

Author ID: 764644

ORCID ID: 0000-0002-7164-583X

И nazarovvp@bk.ru

Vladimir P. NAZAROVH PhD in Engineering,

Professor at the Department of Fire Safety

in Technological Processes.,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-rafl: 9283-0701

Author ID: 764644

ORCID ID: 0000-0002-7164-583X

H nazarovvp@bk.ru

Поступила в редакцию 20.08.2023 Принята к публикации 05.09.2023

Для цитирования:

Назаров В. П. Проблемы и перспективы развития научных школ и направлений в области пожарной безопасности технологических процессов пожаровзрывоопасных производств // Культура и безопасность. 2023. № 3. С. 28-38. 00!:10.25257/КВ.2023.3.28-38

Received 20.08.2023 Accepted 05.09.2023

For citation:

Nazarov V.P. Issues and Prospects of Developing Scientific Schools and Directions in the Field of Fire Safety in Technological Processes at Fire and Explosion Hazardous Production. Kultura i bezopasnost- Culture and safety. 2023, no. 3, pp. 28-38 (in Russ.). DOI:10.25257/KB.2023.3.28-38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.