Научная статья на тему 'Александр Абрамович Галкин как образец ученого-обществоведа'

Александр Абрамович Галкин как образец ученого-обществоведа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
973
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНЫЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ФАШИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / SCIENTIST / POLITICAL SOCIOLOGY / FASCISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Радькова Ольга Григорьевна, Стрелец Михаил Васильевич

Известный российский ученый, главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор исторических наук, профессор Александр Абрамович Галкин является крупнейшим исследователем проблем германского национал-социализма. Его научные интересы связаны также с политической социологией, проблемами глобализации, общественным сознанием, современными политическими движениями и режимами. Он автор более 300 научных публикаций, среди которых 17 монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Abramovich Galkin as sample of the scientist-social scientist

The known Russian scientist, the main research associate Insti-тута sociology of the Russian Academy of Sciences, the doctor of historical sciences, professor Alexander Abramovich Galkin is the largest researcher of problems ger-mansky national socialism. Its scientific interests are connected also with political sociology, globalization problems, public consciousness, modern political movements and modes. He is an author more than 300 scientific publications, among which 17 monographs.

Текст научной работы на тему «Александр Абрамович Галкин как образец ученого-обществоведа»

О.Г. Радькова, М.В. Стрелец

Александр Абрамович Галкин как образец ученого-обществоведа

Известный российский ученый, главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор исторических наук, профессор Александр Абрамович Галкин является крупнейшим исследователем проблем германского национал-социализма. Его научные интересы связаны также с политической социологией, проблемами глобализации, общественным сознанием, современными политическими движениями и режимами. Он автор более 300 научных публикаций, среди которых 17 монографий.

А. А. Галкин родился в 1922 г. в Витебске, среднюю школу окончил в Минске. Участник Великой Отечественной войны, награжден многими боевыми орденами и медалями, закончил войну в звании гвардии капитана. В августе 1945 г. он был направлен в Германию для службы в Бюро информации Советской военной администрации в Германии (СВАГ), где сначала работал на должности выпускающего редактора отдела по изучению западных зон Германии, затем - заместителем начальника Бюро,

Историография

а в 1949 г. был назначен начальником Информации по западным зонам оккупации Германии Бюро информации СВАГ. В 1947 г. добился демобилизации как «специалист народного хозяйства» и с этого времени работал в СВАГ в статусе «вольнонаемного» [23, с. 165-166]. В 1946-1949 гг. обучался на историческом факультете МГУ, по окончании которого поступил в аспирантуру истфака МГУ, которую завершил в 1952 г. Темой его дипломной работы, а затем и кандидатской диссертации стала проблема сепаратистского движения в Рейнской области в 1918-1919 гг.

Первая монография А. А. Галкина, написанная по материалам кандидатской диссертации, раскрывала деятельность германских сепаратистов, вступивших в антинациональный сговор со странами Антанты в период революционного подъема в Германии. Одним из инициаторов сговора был Конрад Аденауэр, в будущем канцлер ФРГ. Сепаратисты стремились создать буферное или полубуферное Рейнское государство, контактируя с шовинистическими кругами Англии и Франции, заинтересованными в усилении центробежных сил в Германии. Активизация сепаратистов во второй половине января 1919 г. была «непосредственной реакцией на январские выступления авангарда германского рабочего класса» [2, с. 61]. Однако, как показал автор, в условиях разгрома рабочих отрядов, убийств вождей пролетариата К. Либкнехта и Р. Люксембург, результатов выборов в Национальное собрание планы создания германской Вандеи на левобережье Германии теряли актуальность [Там же, с. 62].

Пристальное внимание молодого ученого привлекла тема, связанная с происхождением, сущностью и крахом нацизма в Германии. Им был написан ряд содержательных статей и популярных брошюр по данной тематике [5; 21], а в 1967 г. опубликована оригинальная книга «Германский фашизм», которая явилась наиболее крупным и обобщающим исследованием германского фашизма в советской историографии и вышла двумя изданиями [3; 4]. В основе первого издания книги лежала докторская диссертация А. А. Галкина, успешно защищенная им в 1966 г. Второе издание было дополнено рядом новых материалов, расширена часть, в которой анализировалось электоральное поведение масс в годы прихода нацистов к власти, рассмотрено отношение фашистов к религии, и, прежде всего, к католической церкви. В книгу дополнительно была включена глава, посвященная динамике выборов в годы Веймарской республики.

Книга А. А. Галкина представляет собой глубокое историко-социологическое исследование германского национал-социализма. Несомненной заслугой автора является то, что в работе впервые были проанализированы социальные аспекты нацистской идеологии, раскрыты стратегия

и тактика НСДАП в рабочем вопросе, практически не исследованные в тогдашней отечественной историографии.

В первом разделе книги «Фашизм и правящие классы» А. А. Галкин показал связи нацистской партии с монополиями по многим направлениям. Во-первых, отметил автор, «деньги монополий помогли национал-социалистам проводить внутри страны политику социальных подачек, которая в немалой степени способствовала стабилизации нацистского режима и сохранению им массовой базы» [4, с. 30-31]. Во-вторых, нацистский режим устраивал монополии по многим позициям: содействовал огромному росту их прибылей, создавал благоприятные для монополий условия в борьбе за передел мира. Монополии усердно работали на войну и «не менее усердно собирали богатую военную жатву» [Там же, с. 80]. Они непосредственно присваивали или приобретали у государства за бесценок трофейные предприятия, вывозили из оккупированных территорий сырье, широко использовали рабский труд насильно угнанных иностранных рабочих и заключенных концентрационных лагерей. В целом же, отметил автор, хотя «многие частные проявления созданной фашистами экономической системы не полностью удовлетворяли крупную буржуазию», эта система ее устраивала, по крайней мере, до тех пор, «пока не стало ясно, что нацистский корабль идет ко дну» [Там же, с. 89].

Важное место в данном разделе занял вопрос о формировании союза фашистов и милитаристов. Нацистский режим привлекал рейхсвер во многих отношениях, особенно планы национал-социалистов во внешнеполитической области, что предвещало «крупные военные ассигнования, новые возможности выдвижения - чины, ордена, славу» [Там же, с. 128].

Во втором разделе книги «Фашизм и народные массы» пристальное внимание автор уделил отношениям нацистов к рабочему классу и средним слоям. Он попытался объяснить, почему национал-социализм смог увлечь под свои знамена часть рабочих, раскрыл значение «рабочего вопроса» в стратегии и тактике фашизма, методы проникновения в рабочую среду нацистской идеологии. Значительное внимание было уделено позиции средних слоев германского общества, которые автор рассматривал как массовую базу фашизма. Это был многочисленный слой, нажившийся на аризации, это владельцы «наследственных дворов», измывавшиеся над даровыми рабынями с востока, штурмовики и эсэсовцы, унтер-офицеры вермахта, отправлявшие посылки с захваченных территорий своим семьям [Там же, с. 267].

Идеология фашизма, рассмотренная в третьем разделе, была изучена А.А. Галкиным в социально-психологическом разрезе. Заслугой автора

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Историография

является то, что он впервые осветил не рассматривавшийся ранее в лите-является то, что он впервые осветил не рассматривавшийся ранее в литературе вопрос о разделении нацистской идеологии на идеологию масс и идеологию элиты. В идеологической обработке немецкого населения, на его взгляд, тесно переплелись действия трех сил - аппарата террора, организационного воздействия и пропаганды. Он смог проследить связи традиционного германского национализма, основанного на монархических взглядах, и национал-социалистов. Появились концепции старого и нового национализма. Если старый национализм - это узость и дина-стизм, то новый - это не узкая каста, а широкие массы. Здесь А.А. Галкин увидел мостик ко второй части нацистской мировоззренческой пирамиды, которую фашисты назвали «социализмом». Опровергая миф о надклассовости государственной машины нацистской Германии, ученый писал: «Идея сильного государства..., облаченная в популярную социальную оболочку, имела в таких условиях все шансы на массовую поддержку» [4, с. 295]. Трактуемый как сильная государственная власть, фашистский «социализм» устраивал германскую буржуазию. Поскольку всевластие государства было провозглашено основным содержанием нацистского «социализма», высшей формой управления был объявлен принцип вождизма, который толковался нацистами как основная форма построения всей иерархии сверху донизу - «фюрер объявлялся олицетворением воли народа, выразителем его национального и расового духа» [Там же, с. 297].

Для теоретического обоснования концепции сильного государства нацисты использовали так называемую органическую теорию государства, согласно которой общество, конституировавшееся в государство, подобно живому организму, в котором отдельный человек составляет первичную клетку, а сословия - отдельные органы. Не социальная справедливость, как общественный принцип, а широко организованная система подачек была использована для завоевания масс, на определенном этапе это давало свои всходы. На практике социальный патернализм выражался в проведении серии демагогических, но в то же время «материально фундированных акций социальной благотворительности» [Там же, с. 299].

Активизация неофашистов в 1960-70-е гг. во многих странах побудила А.А. Галкина специально проанализировать сущность фашизма как социально-политического феномена в книге «Социология неофашизма» [20]. Фашизм как феноменальное историческое явление XX в. задал столько вопросов, что ответы на них ищут и сегодня. По мнению автора монографии, и раньше по поводу оценки фашизма дискуссии носили упорный и ожесточенный характер. Трактовки фашизма менялись с течением вре-

ЧУ ^

мени и в зависимости от оценки его со стороны различных идейных и политических течений. В соответствии с оценками национал-социализма, принятыми в советской историографии, автор проанализировал разные направления - консервативное, либеральное, концентрировавшее свое внимание на «социально-психологических аспектах воздействия мероприятий фашистского режима на массы» [20, с. 19]. А. А. Галкин указал и на линию исследования фашизма, исходившую из концепций тоталитаризма, что состояло в уподоблении фашизма и социализма и противопоставление им парламентской системы западного общества.

А.А. Галкин, характеризуя марксистскую концепцию, отметил как ее недостаток оценки фашизма, связанные с нечетким разграничением фашистской и буржуазно-парламентской форм правления, а также с ошибочной оценкой социал-демократии как «левого, умеренного крыла фашизма» [Там же, с. 27]. Он повторил оценку фашизма как террористической диктатуры наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала, данную VII конгрессом Коминтерна, но одновременно указал на необходимость более внимательного рассмотрения функций нацистского режима, обоснованных рядом западных авторов. Автор определил сущность фашизма как «. выражение острого социального и политического кризиса капитализма. Он представляет собой особую форму перехода от капиталистического (а иногда и домонополистического) капитализма к капитализму государственно-монополистическому» [Там же, с. 67]. Эта форма используется тогда, когда традиционная система власти по тем или иным причинам выступает несостоятельной.

Важное место в данной работе занимает проблема типологии фашистских режимов. Автор выяснил общие и отличительные черты фашизма в Италии, Германии, Испании и других странах, обратил особое внимание на неофашистские движения. На богатом социологическом материале он исследовал сдвиги в социальной структуре послевоенного западного общества, выяснил причины роста неофашистских настроений в ряде развитых стран. Это разного рода праворадикальные движения в ФРГ, Италии, Франции, США. Он указал на такой феномен, как «экспортируемый фашизм». Зарегистрированное еще в 30-е годы XX в., это явление присутствует в настоящее время. Экспортируемые извне фашистские режимы проявляют независимость от социальных сил внутри страны. Интересы зарубежных покровителей для них более важны, чем национальные интересы [Там же, с. 184]. Отличительной чертой всех неофашистских течений является, по мнению А. А. Галкина, глубокий социально-политический консерватизм.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Историография

В работах постсоветского периода А.А. Галкин попытался дать сжатую характеристику основных гипотез, объясняющих сущность фашизма, и выдвинул свою авторскую гипотезу. По его мнению, фашизм в разных его стадиях (движение - партии - режим) является порождением острых кризисов, охвативших общество. Фашизм, в отличие от традиционных диктатур, черпает силы в массовом движении протеста, тяготеет преимущественно к правоконсервативной идеологии [13, с. 6-15]. Ученый, опираясь на свой опыт многолетних исследований, указал, что в последние годы распространились концепции, как бы растворяющие фашизм в более широком явлении - тоталитаризме, рассматривающие фашизм как проявление болезненного состояния общественного сознания [17, с. 150]. Не отвергая других подходов, А.А. Галкин следующее определение фашизма: «. это правоконсервативный революционеризм, пытающийся, не считаясь с издержками, снять реальные противоречия, существующие в обществе, разрушив все то, что воспринимается им как препятствие сохранению и возрождению фундаменталистски трактуемых извечных основ бытия» [Там же, с. 152]. Представляется, что данное определение опускает указание на то, что фашизм был кровавой диктатурой, проводивший свою политику преступными методами.

Помимо проблем фашизма, А.А. Галкина интересовала тема послевоенного устройства Германии. В написанной совместно с Д.Е. Мельниковым монографии «СССР, западные державы и германский вопрос (1945-1965 гг.)» была раскрыта политика великих держав по германской проблеме на протяжении первых 20 лет после окончания второй мировой войны.

Выясняя предпосылки послевоенного урегулирования, в том числе и германской проблемы, авторы обратили внимание на межсоюзнические отношения военного времени, проблему германского единства, позитивные программы послевоенного урегулирования и как они претворялись в жизнь. Они исходили из того, что создание западногерманского государства означало полный разрыв западных стран с принципами Согласованной Комиссии четырех держав в германском вопросе, означало, что в части Германии, в которой «сконцентрирована основная промышленная мощь страны, господство милитаризма получило свое государственно-правовое воплощение.» [10, с. 131]. Возникновение двух германских государств, специфика их внутреннего развития, характер союзнических отношений, в которые вступило каждое из этих государств, придали новый аспект многим сторонам германской проблемы. Характеризуя положение в Германии и Европе после образования ФРГ и ГДР, авторы отметили, что оно сопровождалось поляризацией сил, развертыванием

«холодной войны». Парижские соглашения узаконивали перевооружение ФРГ, а после вступления ее в НАТО «граница между двумя германскими государствами стала официально границей размещения войск Североатлантического блока в Центральной Европе» [10, с. 176].

А.А. Галкин является составителем и редактором целого ряда документальных публикаций по германской истории новейшего времени. Среди них - публикация дневников нацистского преступника И. Геббельса [16]. В предисловии ученый отметил, что с точки зрения фактологии эти дневники малоинформативны, т.к. о последних днях гитлеровской империи имеются более достоверные данные, но эти записи важны как материал для историко-политического анализа, для понимания психологии, поведения верхушки нацистского режима на протяжении 12 лет безраздельного господства в Германии [Там же, с. 9].

Считая И. Геббельса незаурядным пропагандистом, которому был свойственен принцип политической манипуляции, связанный с прогрессом в области средств информации и связи, А. А. Галкин считает, что эффективность нацистской пропаганды была отражением не только ораторского мастерства И. Геббельса, но и объективных факторов: недостаточно высоким уровнем политического и интеллектуального развития значительной части населения, относительной монополией в области информации, видимыми успехами политики, которой служила пропаганда. Воздействие двух последних факторов в конце войны ослабло, что, по мнению А.А. Галкина, возможно, и осознал И. Геббельс, если внимательно изучить его последние записи [Там же, с. 12].

Среди других публикаций документальных материалов вызывает интерес книга «Михаил Горбачёв и германский вопрос. Сборник документов. 1986-1991», подготовленная А. А. Галкиным совместно с А.С. Черняевым. В предисловии было отмечено, что правильно понять политику М.С. Горбачева в германском вопросе можно, если вписать ее в более общий вопрос: оценку мировой ситуации, решительный выбор в пользу прекращения «холодной войны», и что решение германского вопроса «должно было стать фактором демонтажа противостояния систем» [22, с. 14]. В сборник вошли 4 группы документов - записи бесед М.С. Горбачёва с зарубежными политическими деятелями; расшифровка записей хода заседаний и встреч, посвященных германскому вопросу, служебные записки и другие материалы, касающиеся германского вопроса, отдельные публикации в печати, важные с точки зрения понимания происходивших событий.

В широких кругах научной общественности А. А. Галкин известен как крупнейший социолог и политолог нашего времени. Остановимся на его наиболее значимых работах в этой области научного знания.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Историография

В книге, написанной А. А. Галкиным совместно с Ф.М. Бурлацким, «Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма», рассмотрена проблематика, связанная с закономерностями функционирования и развития политической системы в странах Западной Европы и США и ее воздействие на мировую политику [1]. Это серьезная теоретическая работа, в которой рассмотрены такие понятия, как нация, государство, политическая система, влияние внешней среды на политику государств. Центральным пунктом теории политики является, по мнению авторов, понятие власти, что дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Выявляя пределы модификации политической системы, авторы проанализировали процессы формирования социальных компонентов политической власти, роль культуры в определении политического сознания и поведения различных групп населения. Важное место в данном исследовании занимают проблемы международных отношений. Они раскрыты как система, постоянно развивающаяся на каждом этапе исторического развития.

Новым явлением в политологии стало обращение внимания на формирование и функционирование правящих элит в современном обществе. А. А. Галкин является автором содержательной статьи «Правящие элиты современного капитализма» [15], опубликованной в Российской политической энциклопедии, ответственным редактором которой он является. Ему же принадлежит и вступительная статья «Новые ростки политической науки» [12] в этом издании.

Автор затрагивает теоретические вопросы формирования элит, указывая, что наряду с политической элитой в принятии решений принимает участие экономическая элита (владельцы монополий, директора и управляющие частными и государственными компаниями), бюрократическая элита, обладающая важными полномочиями при принятии решений, военная элита, духовная «престижная» элита - это ведущие деятели науки, искусства, культуры, верхушка духовенства, руководители средств массовой информации.

Формирование элит, по мнению автора, определяется главным образом социальными закономерностями. Для того чтобы войти в правящую элиту, необходимо «уже обладать высокими социальными позициями: определенной степенью материальной независимости, соответствующим уровнем и типом образования, связям и знакомствам в правящих кругах» [15, с. 98]. Под влиянием механизма отбора в правящей верхушке находятся лишь те, кто полностью принял господствующую систему ценностей.

Раскрывая отношения между группами в правящей элите, автор отмечает, что для представителей частных монополий характерен узкоэго-

истический подход к экономическим и политическим проблемам, они обычно тормозят проведение назревших социальных мероприятий. Политическая же элита, напротив, имеет возможность подойти к проблеме с позиций, отображающих интересы общества в целом. В условиях обострения социально-политических противоречий правящая элита распадается на противоборствующие клики, что приводит к переменам, а иногда и к полной смене политической верхушки при сохранении неприкосновенности режима [15, с. 103].

В научных поисках А. А. Галкина в постсоветский период явно обозначились в качестве главных темы демократии и авторитаризма, проблемы и перспективы партийной системы в России и на Западе, пути развития современной России, размышления о политике и политической науке, развитие российской политической науки. Отличительной особенностью работ последнего времени ученого является междисциплинарность, что позволило ему создать новую теоретическую платформу для анализа разнообразного материала. Трансформация российского общества под воздействием глобализации, адаптация к новым веяниям, сохранение традиций - вот основные сюжеты последних работ А. А. Галкина, для которых характерны концептуальность и четкость выводов.

В написанной совместно с А.Ю. Красиным книге «Россия: quo vadis» [8] рассмотрены вопросы современного развития России, обобщены материалы многочисленных дискуссий в России и за рубежом о путях развития страны, приведен богатый фактологический материал, основанный на статистике и опросах общественного мнения. Некоторые сюжеты освещаемой темы рассматривались в предыдущей монографии «Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития» [7]. Авторы отметили, что в начале XXI в. они остались, как и прежде, на позициях «критической оценки содержания и особенно методов политики, проводимой в 90-е годы» в России [8, с. 6]. Их волнует коренной вопрос, вставший на переломе веков: куда идет российское общество, какой путь будет им избран? В трех разделах книги - «Наследие», «Альтернативы», «Перспективы» - выбор Россией своего пути развития они стремились поставить в контекст современных глобальных вызовов и поисков ответов на них мировой общественной мыслью. О возможных вариантах пути, в начале которого находится Россия, ведут разговор исследователи.

Следующая работа А. А. Галкина «Размышления о политике и политической науке» [17] представляет собой сборник материалов, которые в той или иной степени уже публиковались в монографиях, других научных изданиях. Они объединены стремлением автора осмыслить и оце-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Историография

нить некоторые важные общественно-политические процессы, которые прослеживаются в современной России. Несколько статей основаны на исследованиях, проведенных совместно с Ю.А. Красиным. В центре внимания данной публикации - взаимоотношения индивидуума, общества и власти в социумах различного толка, относящихся к разным цивилизациям и находящихся на разных ступенях развития.

Возвращаясь к проблеме современных подходов к сущности фашизма, А. А. Галкин дает свое толкование феномена фашизма [13, с. 10; 17, с. 152] и ставит вопрос о перспективах появления фашизма в России. По его мнению, Россия обладает устойчивым иммунитетом к фашизму, но вместе с тем, на его взгляд, иммунитет не бывает абсолютным. «Судя по ряду признаков, - указывает далее автор, - сегодня этот иммунитет ослаб, хотя еще достаточно прочен, чтобы стать серьезной преградой на пути фашистского вала» [17, с. 155]. Однако при определенных условиях возможно обеспечение успеха фашизму. А. А. Галкин видит их в длительных экономических неурядицах, кризисе политической системы, очевидной потере веры в демократию как принцип управления общественными делами, укоренение в общественном сознании чувства ущемленности национального достоинства [Там же, с. 158].

Исследуя возможные пути развития России, А. А. Галкин указывает на то, что в стране велики симпатии к сильной власти, к авторитаризму в разных общественных слоях - в массовом сознании, в среде интеллектуалов. Исследуя глубинные причины этого явления, он находит их в общей ситуации в России последних лет - социальной напряженности, идейной дезорганизации, поразившей массовое сознание, разочаровании населения в эффективности той системы власти, которую оно воспринимало как демократическую. Изучая возможности и опасности авторитаризма в России, А. А. Галкин пишет о том, что «... главным направлением противодействия авторитаризму остаются усилия, направленные на преодоление системного кризиса российского общества» [Там же, с. 182]. Далее он отмечает, что поскольку вина за кризис лежит на политических силах, провозгласивших себя либералами и демократами, скомпрометированными в глазах общественности оказались не только они, но и совокупность демократических ценностей.

Интересным, на наш взгляд, в данной работе является раздел о судьбах социализма, который А. А. Галкин называет социальным фениксом, возрождающимся из пепла. На его взгляд, «отправить социалистические учения в небытие попросту невозможно. они вечны настолько, насколько можно считать вечным человеческое общество» [Там же, с. 188]. Автор акцентирует внимание на базовых ценностях социал-демо-

кратического движения, которое он рассматривает, начиная с 1848 г. В экономической сфере это борьба за нормальное воспроизводство рабочей силы. В социальной области - ограничение опасного неравенства между верхами и низами в области потребления, жилищных условий, здравоохранения и образования. Это преобразование в политике урезанной, элитарной, цензовой демократии, маскирующей господство немногих в современную массовую демократию, основанную на всеобщем, равном и тайном избирательном праве. В культурной сфере именно социал-демократические ценности, а не либеральные, тем более праволиберальные, сформировали ее лучшие стороны, аппелирующие к высшей нравственности. В международных отношениях социалисты всегда отстаивали гуманистические принципы. Они выступали против силы и угрозы силой на международной арене, осуждали политику захватов, стремились предотвратить военные конфликты. Трудно назвать, по мысли автора, другое политическое движение, которое могло бы записать на свой счет такие итоги. И «если социализм хочет выжить и утвердиться в общественном сознании и в политической практике, то он должен при всех модификациях сохранить альтернативность» [17, с. 219], не сливаясь с либерализмом.

Таким образом, труды профессора Александра Абрамовича Галкина являются важным вкладом в современное обществоведение. Несомненны его заслуги в изучении германской истории, прежде всего - национал-социализма. Вызывают огромное уважение его концептуальные идеи и позиция на переломном этапе российской истории. Пожелаем же ему в год его славного юбилея здоровья, благополучия и творческого долголетия.

Библиографический список

1. Бурлацкий Ф.М., Галкин А. А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

2. Галкин А.А. Версаль и рейнские сепаратисты. М., 1962.

3. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967.

4. Галкин А.А. Германский фашизм. Изд. 2-е, доп. М., 1989.

5. Галкин А.А. Зубы дракона. М., 1961.

6. Галкин А.А., Красин Ю.А. Критика российского авторитаризма. М., 1995.

7. Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. М., 1998.

8. Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия: quo vadis. М., 2003.

9. Галкин А. А., Красин Ю.А. Сильная демократия - альтернатива авторитаризму. М., 1996.

10. Галкин А.А., Мельников Д.Е. СССР, западные державы и германский вопрос (1945-1965). М., 1966.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Историография

11. Галкин А. А. Нацистская идеология и пропаганда // Германская история в новое и новейшее время: В 2 т. / Под ред. С. Д. Сказкина. Т. 2. М., 1970. С. 232-252.

12. Галкин А.А. Новые ростки политической науки // Российская политическая наука / Отв. ред. А.А. Галкин. Т. 3. М., 2008.

13. Галкин А.А. О фашизме - его сущности, корнях, признаках и формах проявления // Политические исследования. 1995. № 2. С. 6-15.

14. Галкин А.А. Партийная система на Западе и в России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М., 2002.

15. Галкин А.А. Правящие элиты современного капитализма // Российская политическая наука / Отв. ред. А.А. Галкин. Т. 3. М., 2008.

16. Галкин А.А. Предисловие к русскому изданию // Геббельс И. Дневники 1945 г. Последние записи / Пер. с нем. Смоленск, 1998. С. 5-15.

17. Галкин А.А. Размышления о политике и политической науке. М., 2004.

18. Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем: о социальных корнях консервативной волны. М., 1987.

19. Галкин А.А. Социально-политическая структура капиталистического общества и фашизм // Вопросы философии. 1970. № 2. С. 87-97.

20. Галкин А.А. Социология неофашизма. М., 1971.

21. Галкин А.А. Фашизм - враг человечества. М., 1962.

22. Галкин А.А., Черняев А.С. Предисловие и составление книги // Михаил Горбачёв и германский вопрос (1986-1991): Сб. документов / Ред. О.И. Зимарин. М., 2006. С. ХШ-ХХШ.

23. Из истории деятельности СВАГ. Интервью с ее бывшим сотрудником, доктором исторических наук А.А. Галкиным // Новая и новейшая история. 2011. № 5. С. 165-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.