Научная статья на тему 'Альбом В. Цоя «45» как литературный цикл'

Альбом В. Цоя «45» как литературный цикл Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4914
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альбом В. Цоя «45» как литературный цикл»

С.А. ПЕТРОВА Санкт-Петербург

АЛЬБОМ В. ЦОЯ «45» КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦИКЛ

Любое явление в искусстве подготовлено всем предыдущим развитием культуры в целом. И рок-поэзия не исключение: у нее достаточно глубокие корни и в русской литературе - от фольклорной лирической песни до авторской песни.

С другой стороны, есть еще один способ доказательства этой преемственности. Речь идет об анализе рок-поэзии с помощью методов и приемов, используемых при изучении литературы, который возможен и уже дал качественные результаты. Так исследователями было установлено, что рок-альбомы имеют организацию аналогичную жанру поэтического ла \

Цель этой работы - анализ первого альбома В. Цоя «45» с точки зрения циклической организации. Мы рассмотрим проявления универсальных циклообразующих связей в порядке следования песен, входящих в состав альбома. Таким образом, мы увидим их комплексное развитие в рамках единого эстетического целого.

Рок-поэзия - «синтетическое искусство»2, основной составляющей рок-альбомов является песня. В анализе мы рассмотрим и музыкальную сторону произведений, насколько это будет возможно.

Итак, по воспоминаниям участников группы «Кино», альбом назван из-за длительности звучания его аудиозаписи «45» - сорок пять минут. Сорок пять кругов пробежит секундная стрелка - прокрутится кассета, а потом аудиозапись можно поставить играть снова. Таким образом, в названии актуализируются мотивы времени, круга и движения по кругу.

Рассмотрим символическое значение цифр 4 и 5: «ЧЕТЫРЕ - является символом земли, земного пространства, человеческой ситуации, <...> а также обозначает крест, представляющий 4 сезона и 4 стороны света <...>. ПЯТЬ - символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю, ... и 4 стороны света вместе с центром» .

Как символические значения названия соотносятся с общим значением цикла, будет видно в процессе анализа вошедших в него песен. На данном этапе, можно отметить, что пространство, символизируемое циф-

1 См.: Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3. Тверь, 2000.

См. : Свиридов С.В. Рок-искусство и проблемы синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002.

Символические значения цитируются здесь и далее по: Керлот Х-Э. Словарь символов. М., 1994.

рой 4, связано ассоциативно с кругом, а человек (5) - с действиями, т.е. движениями по кругу.

По теории литературного цикла К.Г. Исупова4 первая песня (стихотворение) должна быть магистралом, определяющим главные темы цикла. «Время есть а денег нет» - в названии задана тема времени, причем «время» воспринимается героем как нечто вещественное, идущее в одном ряду с материальными вещами, т.е. «деньгами». Явно виден парадокс: материальное (деньги) в наличии нет, а нематериальное (время) есть. «Время» в песне статично и замкнуто:

Дождь идет с утра Будет был и есть.

<...>

На часах шесть5.

Рассмотрим употребление времен в первой строчке песни: «(дождь) идет» - наст.вр; «(дождь) будет» - буд. вр.; «(дождь) был» - прош. вр.; «(дождь) есть» - наст. вр.

Как видно, «время» образует некий круг, в котором настоящее, будущее и прошлое не отличаются друг от друга по обстоятельствам. Сам герой находится в конфликтной по отношению к окружающему миру ситуации, которую оценивает как «какой-то не такой круг». Итак, эксплицитно манифестируется тема Круга в первой же песне альбома. Это круг сложившихся жизненных обстоятельств, характеризующийся неустроенностью, ущербностью. Герой лишен материальных ценностей («денег нет», «карман пуст», «папирос нет» и т.д.), а также духовных (нет возможности общения, «в окне знакомом не горит свет» и т.д.) Мир представляет собой некое пустое, одинокое пространство.

Констатируется противоречие желаемого и действительного: «хочу», но этого нет.

Также отметим, что в песне задан мотив гостей, символически гость - пришелец, который несет некие изменения привычному порядку. Герой сам готов отправится в гости: либо он ищет неких перемен, либо сам будет что-то менять.

Итак, в первой песне дан импульс отрицания окружающего мира, что характерно для стиля рок-поэзии, и развиваются мотивы названия альбома: время и круг. Учитывая сильную позицию песни, можно считать мотивы, актуализируемые в ней, ключевыми для цикла в целом.

4 Исупов К.Г. О жанровой природе стихотворного цикла // Цельность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

5 Тексты песен В. Цоя цит. по: Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания. СПб., 1991.

Вторая песня альбома «Просто хочешь ты знать» продолжает мотивы гостей и желания героя, но при этом желания героя меняются: материальные (в предыдущей песне он хотел пить, есть, и т.п.) на духовные - он хочет знать. Герой начинает путь, перед нами теперь герой пути (мотив движения). Время становится линейно направленным, есть начало и движение к определенному моменту.

Необходимо отметить также о мотиве вина, появляющегося во второй песне. Вино символизирует некое средство, с помощью которого достигается состояние ощущения себя равным богам, ощущение Просветления, достижения истинного Знания («божественное опьянение души»). С другой стороны, вино ассоциируется с культом Диониса, характерного для периода молодости, порывов юности. Можно сделать вывод, что перед нами достаточно молодой герой.

Связь между первой и второй песнями осуществляется на уровне изотопии: повторение фраз и в той и в другой песне «время есть», «в гости».

Повествование в песне идет от имени рассказчика, а герой обозначен местоимением «ты». Субъект и объект при этом тождественны. По словоупотреблению герой первой песни не отличается от героя-рассказчика второй.

Ситуации, через которые проходит герой, воспринимаются как повторяющиеся изо дня в день (настоящее время употребленных поэтом глаголов, частое использование неопределенных местоимений и т.д.). Направление пути, таким образом, можно определить как путь по кругу, а не назад или вперед (время замкнуто, а не линейно). Таким образом, вторая песня альбома актуализирует мотивы движения и поиска некоего Знания. Повторяющийся в конце песни рефрен «просто хочешь ты знать» наводит на мысль о бесполезности хождений героя, но в то же время подчеркивает важность того, что он ищет именно знание.

Мотив бесполезности действий героя развивается в третьей песне «Алюминиевые огурцы». Текст этого произведения начинается обращением, подобно тому, как будто герой - актер (во втором куплете действия героя характеризуются как игра), который вышел на сцену и здоровается со зрителями или слушателями. Фраза «и мне кидайте свои пальчики» видимо имеет значение: «хлопайте в ладоши», по поэтике очень напоминает тропы футуристов.

Действия героя подобны действиям шута, они представлены комично. Образ героя получает новое развитие: перед нами шут, клоун, который смеется над самим собой, иронизирует по поводу своих действий. По мелодике, по стилю исполнения, по форме и духу песня близка фольклорному жанру лирической песни, «скоморошине», в ней присутствует театральность.

Поэт рисует фантасмагорическую картину: «алюминиевые огурцы сажаются на брезентовом поле». Бесполезность деятельности героя понятна и окружающим.

Три чукотских мудреца Твердят твердят мне без конца Металл не принесет плода Игра не стоит свеч А результат - труда

Интересно, что поэт использует в данном случае выражение «чукотские мудрецы»; чукча - герой распространенных среди городского фольклора анекдотов, обычно представленный как глупый, нецивилизованный, дикий, далекий от культуры человек. Учитывая такую ассоциативную связь, поэт создал оксюморон - сочетание несочетаемых глупости и мудрости. Тем самым усиливается ирония над действиями героя.

В последнем куплете очерчивается новый круг - пространственный.

Здесь тракторы пройдут мои И упадут в копилку Упадут туда, где.

«Здесь», где совершают свой путь «тракторы», и «туда», куда они затем направятся, оказываются одним и тем же местом, где герой сажает «алюминиевые огурцы». Таким образом, путь в песне представлен некой замкнутой в пространстве линией. Следует также отметить, что первые две строчки последнего куплета создают картину хаоса, беспорядка - это городская свалка, где есть все, что угодно.

Кнопки скрепки клепки Дырки булки вилки

Итак, вернемся к началу песни - направленность на зрителя-слушателя, выраженная обращениями Зачем она герою? Эта ироническая шутовская игра, зачем? Для героя важно, чтоб реципиент осознал основную идею, которая волнует самого героя и которая заложена автором, а именно: зачем эти бесполезные действия? Человек должен заниматься другим. Так развивается сюжет альбома-цикла, поэт ставит вопрос и ситуацией дает ответ. Заявленный «не такой» круг, по которому идет герой-человек - это бесполезная деятельность, достойная лишь иронии. Что же противопоставить этому? В следующей песне «Солнечные дни» четко видно, что всему этому герой противопоставляет свою индивидуальность, свое творчество, свой внутренний мир, в котором идеалом является солнце, а герой тоскует по нему. Идея романтизма - тоска по недостижимому

идеалу - получает свое дальнейшее развитие в рок-поэзии. Тема Солнца во всем творчестве Цоя занимает важное место.

В предыдущих текстах поэт очерчивал круг в пространстве. В четвертой же песне перед нами круг во времени: «это время похоже на сплошную ночь», «зима навсегда». Тема времени задана уже в названии «Солнечные дни». Земля крутится вокруг своей оси - сменяется день и ночь, бежит время жизни - бегут по кругу стрелки на часах. День в песне противопоставлен ночи, также противопоставлены времена года. Развивается мотив «не такого круга»: герой испытывает неуютность, холод, грязь, болезнь из-за зимы и тоскует по солнечным дням, по свету.

Физическим ощущениям герой противопоставляет духовное - в последнем куплете он надеется, что «песня» излечит его. Мотив песни связан с темой творчества, искусства, с духовным планом жизнедеятельности человека.

Поиск героя цикла выходит на новый путь - путь творчества. Может быть, этим герой сможет противостоять и победить бессмыслицу и бесполезность предыдущих кругов, с помощью этого выйти из «не такого круга». Но уверенности у него нет, о чем говорит использование «может быть».

Итак, точка зрения автора актуализирует внутреннее состояние героя. Далее в альбоме следует дилогия «Бездельник 1» и «Бездельник 2», централизирующая именно образ лирического героя цикла6.

Одно и то же название и объединяет, и указывает на различие этих двух произведений.

«Бездельник» - существительное, характеризующее человека, который ничего не делает полезного. И в «Бездельнике 1» герой предстает именно таким, в то же время, он характеризует свое положение как «лишний», человек без цели, ничего не знает. Следует отметить, что песня исполняется в шутливом тоне, герой иронизирует, потешается над самим собой (использование звуков «у» «о», слово « мама - мама»). В рамках цикла песня перекликается с произведением «Алюминиевые огурцы», там герой бал занят бесполезной деятельностью, теперь же он не делает ничего, что дальше делать не знает. Но в то же время точка виденья героя представлена больше с наружи, чем изнутри, герой использует «чужое слово», слова людей, окружающих его, о нем. Это шутовская маска героя, то, что снаружи. А то, что внутри, будет представлено в следующей песне.

В тексте «Бездельник 2» герой уже называет свое безделье: «играю словами». Важна фраза последнего куплета: «А я хотел бы остаться собою». Герой хочет сохранить свою индивидуальность, свое я, но при этом его индивидуальность оказывается невостребованной, лишней в обществе,

6 Анализ «Бездельник 1 и 2» представлен в работе: Доманский Ю.В. Микроциклы в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. Мы рассмотрим эти две песни как составляющие цикла, возможно несколько повторяясь.

и поэтому он теряется в толпе, и надевает маску, вернее на него одевается маска: «с лицом нахала».

И в той и в другой песне обозначен круг временной: «целый день» («Бездельник 1»), «целыми днями» («Бездельник 2»). Ситуации напоминают то, что происходило во второй песне цикла, изо дня в день повторяется привычное положение героя:

Я лишь начнется новый день,

Хожу отбрасываю тень с лицом нахала Начнется вечер я опять отправлюсь спать Чтоб завтра встать и все сначала.

Героя называют человеком без цели, но у него есть цель остаться собой. Мировосприятие героя не подходит окружающему его обществу, он со своими идеалами оказывается лишним. Цой в конце ХХ века развивает тему лишнего человека, начатую еще авторами XIX столетия.

С точки зрения окружающих герой Цоя воспринимается как бездельник «с лицом нахала». И ему трудно противостоять толпе. В экспрессивном плане песни присутствует ощущение безвыходности, безнадежности положения героя, некой трагичности, что развивается в следующей песне «Электричка».

Прежде всего, необходимо отметить, что герой находится в пассивном состоянии. Происходящее совершается не по его желанию, его везут не туда, куда он хочет. Продолжается развитие мотива «не такого круга», круга повседневного («лег» - «встал»), и появляется мотив болезни.

Электричка подобно толпе из песен дилогии «Бездельник» поглотила героя без всякого его желания, а тот даже ничего не может сказать.

Электричка - предмет и примета цивилизации, символ технического прогресса. В данном тексте слово получает дополнительное значение, выступая как символ прогресса той цивилизации, которая «везет» героя, не принимая во внимание его личные желания, интересы, индивидуальную направленность, подобно толпе из «Бездельника 2»

После песни «Электричка» в альбоме происходит некий переломный момент, резкое изменение и в плане музыкальном, и в плане сюжетном. В данном случае можно говорить о композиционном построении цикла: закончилась первая часть-микроцикл, начинается вторая часть-микроцикл. Об этом свидетельствует не только смена настроения в музыке. «Электричка» по мелодике и теме (несовпадение желаний героя с действительностью) связана с первой песней альбома. Вторая песня альбома начинается словами: «Идешь по улице один..», а следующая после «Электрички» начинается фразой, по строению и словоупотреблению несколько напоминающая начало «Просто хочешь ты знать»: «Пустынной улицей вдвоем с тобой куда-то мы идем.». Во втором микроцикле герой уже не один, теперь в альбоме фигурирует «мы».

Песня «Восьмиклассница» вводит женский образ в систему цикла. Продолжение темы круга кроется в цифре 8, а именно в ее форме (две соединенных окружности); интересно, что и перед нами теперь не один герой, а двое: он и восьмиклассница. Сама же песня в альбоме идет под восьмым порядковым номером, чем усиливается важность символики цифры. Так трактуется символическое значение восьми: «восьмеричность, относящаяся к двум квадратам или восьмиугольнику, является опосредующей формой между квадратом (или земным порядком) и кругом (вечным порядком), и, как следствие, символом регенерации. Благодаря своим очертаниям эта цифра ассоциируется с двумя переплетенными змеями магического жезла, означающими баланс противоположных сил или равноценность власти духовной и природной. Она также символизирует, вследствие своей формы, вечное спиралевидное движение небес (представленное также сигмовидной линией - знаком бесконечности).».

Поэту важна именно эта цифра, ее символическое значение спиралевидного движения. Спиралевидное движение в песне представлено процессом смены поколений: «мамина помада, сапоги старшей сестры» у младшей сестры - происходит развитие человечества от поколения к поколению, при этом каждая предыдущая единица передает что-то свое (накопленный опыт, материальные ценности и т.п.) следующему. К этому мы вернемся далее.

Рассмотрим образ героя. Он молод, ему легко общаться с восьмиклассницей. Они оба еще не достигли взрослой зрелости. Герой скорее старше героини, он курит, зовет в кабак. А она еще не рассталась с детством: «Ты говоришь пойдем в кино», «конфетки ешь», «любишь свои куклы и воздушные шары».

Итак, перед нами еще один виток, еще один круг, по которому идет герой. Каковы отношения между ним и восьмиклассницей. Видна разница интересов, но ему с ней легко, а она еще ребенок, хотя уже пытается быть взрослой, подражая им. Это - игра, здесь скорее чувство привязанности, чем любви. И не даром рефреном звучит слово «восьмиклассница» - каждый круг - класс. Также недаром представлен именно женский образ, так как для поэта главное - женское материнское начало, женщина, дающая жизнь человеку и тем самым продолжающая род и развитие поколений. Таким образом, продолжается жизнь человечества по спиралевидному движению вечно, если, конечно, не помешают некие иные факторы. Но куда развивается человечество, куда идет герой: по кругу, по спирали вверх или вниз? В первой строчке песни есть ответ на этот вопрос: «куда-то мы идем». Никто не знает куда. Вектор направления ни назад, ни вперед, ни вверх, ни вниз, а просто по кругу. Так именно в контексте цикла понимается значение песни «Восьмиклассница».

Путь героя по очередному кругу знакомит нас с женским образом, девушкой-восьмиклассницей, наследницей предшествующих поколений.

Перед нами круг поколений - временной. Вспомним также символ «Янь-Инь» - представляющий собой черно-белый круг, обозначающий связь и взаимопроникновение друг в друга двух начал мужского и женского.

Таким образом, путь героя можно описать как хождение по кругам, при размыкании одного круга создается следующий и так далее, т.е. спиралевидное движение. При этом каждый последующий круг шире предыдущего, движение идет от некоего начала - вспомним, первая песня - статичное время и пространство, пустота и одиночество, теперь воспринимается как некий ноль, точка отсчета. Вспомним и движение аудио-пленки от катушки к катушке в кассете. Можно сделать вывод, что все обозначенное в названии и в первой песне цикла развивается дальнейшим его содержанием. Цифра 4 - некое пространство бытия героя, область для его действий (цифра 5). Продолжим наш анализ.

Если в предыдущей песне одинокий круг героя разомкнула восьмиклассница, то в следующей его одинокий дом подвергается «нашествию» его друзей. При этом «нашествие» идет и на уровне пространства: («в дверь стучат», «разбив окно») и на уровне сенсорной коммуникации («зазвонит вдруг телефон», «с улицы кричат»).

Г ерой и его друзья живут не по общепринятым стандартам. В песне фигурирует «чужое слово», что жить, как они, нельзя. Защищаясь, герой отвечает: «Но почему, ведь я живу».

В композиционной структуре цикла эта песня является второй во втором микроцикле и соотносится со второй песней первого микроцикла: «Алюминиевые огурцы» В песне «Алюминиевые огурцы» герой занимался бесполезной деятельностью, вспомним, что в основе произведения лежит автобиографический факт из жизни поэта. Когда он учился, его и других ребят отправили в колхоз собирать огурцы. Шли дожди, и огурцы казались алюминиевыми, при этом, после того, как их уже собрали в ящики, все стояло и гнило - так называемая «бесполезная полезная деятельность».

Итак, в песне «Мои друзья» герой противопоставляет свой образ жизни навязанному обществом. И в этом ему помогают друзья, среди них он уже не чувствует себя иголкой в стоге сене. Он уже выражает свои чувства и мысли, он сохраняет свою индивидуальность.

И я смеюсь

Хоть мне и не всегда смешно

И очень злюсь.

Друзья помогают разрушать, в буквальном смысле, гнетущий героя мир одиночества. Это рок-песня, а рок противопоставляет обыденности свои традиции, свой мир. Эта песня перекликается с песней «Просто хочешь ты знать».

Но в рефрене говорится об остановках, которые делают друзья, что вызывает ассоциации в рамках цикла с электричкой, к тому же они «идут

по жизни» однообразным «маршем». Таким образом, можно судить, что, хоть этот мир и позволяет герою сохранять свою индивидуальность, все же вновь очерчен круг. И поэтому герою «не всегда смешно».

Также в песне развивается мотив вина. Очевидно, в данном случае важна сема молодости в значении этого мотива, «юности пыл», как потом манифестируется она в предпоследней песне цикла «Когда-то ты был битником». С другой стороны, значение постижения Истинного знания создает семантическую связь со следующим произведением.

В «Ситар играл» герой вновь размыкает предыдущий круг. Марш предыдущей песни неожиданно сменяется на игру ситара.

Текстом «Ситар играл» поэт вводит в структуру альбома новых персонажей - участник группы «Битлз» Дж. Харрисон и известный индийский ситарист, Рави Шанкар (оба человека сыграли немаловажную роль в развитии рок-культуры).

Песня звучит от лица рассказчика в сказовой, анекдотической форме. Из анализа словоупотребления («заторчал») следует, что рассказчиком выступает тот же герой, что и в предыдущих песнях альбома. Это произведение имеет достаточно широкое семантическое поле. Здесь рассматривается и тема взаимоотношений человека, имеющего восточный менталитет, и человека, выросшего в традициях западной культуры. И тема индийской религии, которая связана с мотивом вина, так как предлагает свой путь постижения Истинного Знания через медитативные практики (в тексте фигурируют атрибуты: мантры, бусы и т.п.). И тема музыки, искусства и его влияния на человеческое сознание. И тема Любви, но не земной, а Любви, источником которой станет Божественное просветление, обретение Истинного Знания, и при этом тема любви к вещам, к деньгам.

Дж. Харрисон как представитель Запада по-своему понимает лозунг «жить любя» и вместо того, чтоб открыться всему сущему, он замыкается в свой круг.

А потом он сказал «Г удбай»

И ушел в себя

На сознание музыканта подействовала музыка ситара, игра виртуозного исполнителя. Но влияние восточной музыки не поменяло западную направленность сознания человека. Наш герой рассказывает этот анекдот с иронией. Круг Восток-Запад невозможно разомкнуть, и человеку необходимо искать истину по-другому пути.

Идущая далее песня «Дерево» продолжает мотив постижения Истинного Знания. Она начинается именно со слов героя «я знаю». Герой обрел некое Знание, и связано это с неким совершенным им актом деятельности; происходит эволюция героя - он из «бездельника» стал «Делающим» - с точки зрения социума. Это действие - «я посадил дерево», как видим, развивает символическое значение цифры «5» из названия.

Слово «дерево» самое частотное из всех существительных в этой песне, помимо того, что оно употреблено 6 раз, еще семь раз его называют через местоимения, при этом здесь всего 14 строк. В мире героя «дерево» становится неким символом - это его дом, друг, мир, сын. Хотя ощущается некоторая неуверенность - ему «кажется». Видимо, полученное Знание не есть истинное, герой не стал «просветленным», хотя эволюция произошла.

Итак, в сознании героя происходит изменение (мотив перемен уже фигурировал в связи с мотивом гостей в первой и второй песнях цикла), у него появляется некое Знание, в результате определенного события-действия: он посадил уже не бесплодные «алюминиевые огурцы», а «дерево». Совершив акт творчества, герой обретает гармонию с миром. Но в песне есть трагические мотивы, с первых же строчек герой констатирует, что его творение не проживет и недели, оно в этом городе обречено на гибель от рук даже малого школьника. Герой противостоит всем своим существом, он отдает всю свою заботу, любовь, весь свой внутренний мир на защиту слабого создания.

Рассмотрим символическое значение «дерево»:

«В наиболее общем смысле символизм дерева обозначает жизнь космоса: его согласованность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения <.. .> оно эквивалентно символу бессмертия <.. .> представление о “жизни без смерти” в онтологическом смысле выступает заместителем “абсолютной реальности”, и, таким образом, дерево становится символом абсолютного бытия, т.е. центра мира. Поскольку дерево обладает вытянутой вертикальной формой, символизм центра мира выражается в терминах мировой оси».

Символическое значение дерева (Древо Жизни, Древо Познания) можно в целом обозначить, как духовный путь к «абсолютному бытию», к Истинному Знанию. Такое прочтение в песне В. Цоя «Дерево» поддерживается и рамками альбома: в предыдущей песне уже была затронута тема о постижении Истинного Знания (см также песню «Просто хочешь ты знать»).

Эта песня соответствует по позиции произведению «Бездельник 1», чем акцентируется перемена в герое - для социума он перестал быть «бездельником». А с другой стороны - она третья от конца цикла, в то время как «Алюминиевые огурцы» - третья от начала. Таким образом, композиционное единство альбома можно представить следующими схемами: (цифры обозначают порядковые номера песен по их расположению в альбоме): 1 - магистрал; 2 - 3 - 4 - 5 - 6; 7 - заканчивает 1-й микроцикл; 8 - 9 -10 - 11 - 12; 13 - заканчивает 2-й микроцикл и весь альбом.

При этом песни перекликаются по соответствию позиций друг с другом, а также оба микроцикла имеют кульминационные (вследствие их символики, значимости в развитии сюжета цикла и т.п.) центры: в 1-м микроцикле - 3 («Алюминиевые огурцы»); во 2-м микроцикле - 11(«Дерево»)

Подобно тому, как есть два центра - две катушки на аудиокассете, или, с другой стороны, - две стороны у пластинки.

Песня «Дерево» - это кульминация духовного развития лирического героя. Но при этом наблюдается иллюзорность и трагичность происходящего. Герой обрел Знание о том, что его творению суждено погибнуть, и в то же время герою «кажется», он не уверен в том, что в действительности для него значит его создание. Не новый ли это круг, из которого необходимо снова выйти в следующий.

В песне «Когда-то ты был битником», идущей после «Дерево», есть и прямая перекличка с предыдущим текстом: сын («Дерево») - папаша («Когда-то ты был битником»).

Песня о битнике - прежде всего песня о противостоянии рок-сознания и обыденного сознания. По сравнению с предыдущим произведением в мелодии уже нет возвышенности и торжественности. Обретение своего дома на земле может привести к обыденности, к ситуации: «телевизор, газета, футбол», мещанского довольства, равнодушия и ограниченности.

Замечу, что повествование в песне ведется от лица рассказчика, при этом наблюдается симметрия в композиции альбома: вторая песня от начала (а «Когда-то ты был битником» - вторая от конца) тоже ведется от лица рассказчика, герой обозначен «ты». Но в «Когда-то ты был битником.. » появляется и «я» - субъект повествования. Происходит метаморфоза: герой словно обращается к самому себе на «ты» и в то же время обозначает себя как «я». В предыдущей песне это «я» называет «дерево» своим кажущимся сыном, а в этой песне героя-битника называют «папашей». Ситуация, обозначенная в тексте песни «Когда-то ты был битником» важна субъекту повествования, поскольку то, что говорится об объекте, связано и с его внутренним состоянием, т.е. речь идет и о нем, о рассказчике.

Необходимо отметить, что в песне о битнике поэт впервые в цикле употребляет слово «душа». Это закономерно, ведь именно до этого (в произведении «Дерево») лирический герой выходит к некоему центру, эмоциональному и духовному пику напряженности в своей эволюции. А в песне о битнике начинается спад в настроении, и далее следующая песня звучит как завершение спада, словно после сильного пламени свет оставшихся углей. Прежде, чем перейти к последнему (по изначальной авторской редакции альбома) произведению «На кухне», я хотела бы обратить внимание на то, что в песне о битнике впервые в цикле употреблено и слово «рок-н-ролл». Что значит для героя рок-н-ролл? Прежде всего, это состояние души: «юности пыл». Это противостояние обыденному сознанию, мещанству, равнодушию, серой безэмоциональной жизни: «за домашние тапки не дал бы пятак», «и довольна тобой твоя старая мама», «телевизор, газета, футбол».

Рок-н-ролл как знак движения, хотя «ушел безвозвратно», но повлиял на души людей. Лирический герой верит в неизменность душевных порывов, на которые не наложит печать забвения время.

В тексте наблюдается сочетание двух языковых стилей: разговорного («эй», «засунул», «папаша») и литературного (книжного) - «охладили седины твоей юности пыл» - это выдает некоторую иронию поэта. Выражение о рок-н-ролле «извлеченный из снимка чужой диафрагмы» - с одной стороны, направленное на разрушение языкового стереотипа, с другой - опять же наводит на мысль об иронии по отношению к теме. Поэт иронизирует и над «героем», и над рок-н-роллом. Значимо и то, что мелодия и ритм этой песни напоминают своего рода марш. Таким образом, эта песня встает в одну семантическую линию с песней «Мои друзья». Рок-н-ролл и обыденный мир - это тоже нечто замкнутое.

Герой в песне битник внешне изменился, но важно его внутреннее состояние, внутренний мир. По композиции эта песня перекликается соответственно с песней «Бездельник 2», в которой есть слова: «а я хотел бы остаться собой». Эта фраза соотносится со строкой о битнике: «что в душе ты остался таким же как был». (В мультфильме «Желтая субмарина», в котором герои - участники группы «Битлз», Дж. Харрисон произнес слова: «Главное то, что внутри нас». Я думаю, это еще раз доказывает, что неслучайно именно имя Дж. Харрисона фигурирует в альбоме Цоя.)

Тема времени в песне «Когда-то ты был битником» получает новое значение, теперь это не статичное и не круговое время, это время которое представляет собой отрезок, период с началом и концом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восприятие пространтсвенно-временного континуума в ракурсе правильных геометрических форм присуще городскому сознанию. Менталитет лирического героя Цоя - это менталитет человека города, осознающего его недостатки. Природа в урбанистическом мире Цоя, в городе, обречена на гибель или обретает в сознании героя некие искаженные формы с отрицательным знаком, лишенные естественности. Потому и «дерево не проживет и недели», и снег превратился в «белую гадость», «дождь будет был и есть», огурцы - алюминиевые.

В альбоме рассматривается проблема городского человека, т.е. человека с городским менталитетом: с одной стороны, он одинок, а с другой -«поглощенный толпой», его мир лишен естественного, природного пространства, а природные явления приобретают искаженную форму; он ощущает свою ущербность и, как следствие, необходимость самоутверждения («я хотел бы остаться собой»); сбит природный биоритм (болезненное состояние героя в электричке); мучительный поиск себя, своей цели; желание делать, но в то же время бесполезность действий7.

Об урбанизме в рок-поэзии см.: Арустамова А.А., Королева С.Ю. Урбанистическое сознание и русская рок-поэзия 1980-1990 гг.: К специфике воплощения // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3.

Как уже было сказано, Цой продолжает развивать тему лишнего человека. В альбоме представлен путь лишнего человека конца ХХ века по кругам жизни, среди которых есть и светлые, и темные. Это круги жизни города, цивилизации.

Насколько силен духовно герой Цоя в этом альбоме? Это не романтический герой, в нем нет бури страстей. В последней песне цикла он предстает надломленным, обреченным, разочарованным. Если в предыдущей песне герой выступал против обыденности, стандартизации личности, то теперь он сам охвачен этой атмосферой будничности: уже в названии («На кухне») указано место каждодневных забот.

Итак, это завершающая песня альбома: если в первой песне цикла действие началось с утра, то в последней оно подошло к логическому концу - к ночи. В этом произведении актуализируется мотив деятельности-бездеятельности: герою «спать лень», по сути - ему лень находится в состоянии покоя! Тема сна в песне ключевая. Рассмотрим употребление слов сон и спать: 1 строка «спать лень»; 3 строка «сна нет»; 5 строка «есть сон лет»; 7 строка «сна нет»; 11 строка «пора спать». Герой говорит о сне в двух его значениях: сон как состояние покоя человека и метафорическое значение как состояние времени, исторической эпохи человечества или периода в жизни отдельного человека. При чем «сон лет» явно выделен своим положением посередине.

Заканчивается песня словами: «Вставать завтра вставать» - два раза употребляется одно и то же слово. Скорей всего, это связано с двумя значениями сна, первое «вставать» относится к сну лет, а второе «(завтра) вставать» к обычному человеческому сну. Герой не хочет больше спать во времени, он хочет прекратить этот «сон лет».

В песне «На кухне», как и в первой песне альбома, наблюдаются противопоставления «что-то есть», «чего-то нет». И четко показано, как что-то кончается:

Кино кончилось давно.

Есть ночь

Уже уходит прочь.

Щелчок и газ погас.

Каждый раз временной промежуток сокращается, словно автор подводит к чему-то важному, а именно, что надо «вставать».

Хочу обратить внимание также на символическое значение слова «кухня», которое полисемантично, - «кухня, где происходит превращение пищевых продуктов, означает место или момент духовных трансмутаций, изменений». Символическое значение «дым - душа покинувшая тело, <.> связь земли и неба, <...> соотношение воздуха и огня». Можно сказать, что-то в душе героя умерло, кончилось. Герой сидит «пень пнем». (Развитие темы «дерево обречено») И чувствует необходимость перемен.

А.А. Арустамова и С.Ю. Королева так говорят о кухне: «Пространством, где еще теплится жизнь, оказывается кухня <...> Именно там собираются те, кто встает в оппозицию существующему строю, выражает духовный протест (К. Кинчев, В. Цой)»8.

Итак, с одной стороны надломленность, обреченность, трагичность. С другой - осознание того, что пора вставать, направленность на изменение. Кино как иллюзия кончилось, осталась реальность, которая не радует. Надо разомкнуть этот круг: «ночь-день-ночь.». Герою уже бездействовать лень - и он гасит газ. Г аз ассоциируется с чем-то усыпляющим, оказывающим одурманивающее действие, которое герой и останавливает.

Песня по форме исполнения - минорная, в ней, с формальной точки зрения, нет призыва. Но для автора важно то, что внутри. Глагол «вставать» используется в песнях «Бездельник 2» и «Электричка». По позиции нам важно, как употреблен этот глагол в песне «Электричка» - он используется в форме прошедшего времени. А в песне «На кухне» - инфинитив, стоящий рядом с обстоятельством будущего времени («завтра»). Итак, герой все же нацелен на будущее, на будущие изменения.

Здесь следует отметить, что есть несколько песен, не вошедших в альбом, но перекликающихся с его тематикой: «Перемен», «Я - асфальт», «Подросток», «Мое настроение», «Уезжаю куда-то, не знаю куда».

В последней редакции в музыкальную запись альбома добавили песню «Я-асфальт». «24 круга прочь» - связь безусловно есть, но именно песня «На кухне» завершает цикл, и в альбом больше нельзя ничего добавлять. «Я-асфальт» несколько дублирует «На кухне» и не указывает на то, что в герое все же есть направленность на изменения. Это доказывает целостность альбома, как литературного цикла, в котором все взаимосвязано и не требует дополнений или изъятий.

Таким образом, альбом «45», исходя из проделанного анализа, представляет собой новую форму литературного цикла, в которой важное место занимает как текст, так и музыка. Единство литературного героя манифестируется и в развитии сюжетной линии, и на уровне словоупотребления.

Произведения, включенные в альбом, принадлежат одному виду искусств, поставлены в определенную последовательность и представляют единое эстетическое целое на уровне универсальных циклообразующих связей.

8 Там же. С.86-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.