Егоров Б.Ф. (Санкт - Петербург)
АЛЬБОМ КАК МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ ВЛАДЕЛЬЦА
Альбомы - неотъемлемая часть культуры нового времени: альбомы фотографий и открыток, альбомы марок и этикеток, альбомы рисунков. Но наиболее интересен весьма распространенный вид - альбомы письменных текстов. Этот вид со второй половины XIX в. стал объектом журналистского внимания, появились упоминания, описания, публикации некоторых именитых альбомов. Но лишь в последних десятилетиях возникло научное изучение альбомов, осмысление их роли, классификация. "Зарубежные труды такого рода мне неизвестны; из отечественных исследователей пионером был акад. М.П.Алексеев, который в обширнейшей статье "Из истории русских рукописных собраний" целых 15 страниц посвятил альбомам (библиография работ о них, виды альбомов и их эволюция от XVIII к первой половине XIX вв.) [1].
Вослед этой статье появились две чрезвычайно важных для изучения нашего жанра работ. Статья В.Э. Вацуро "Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома. 1750-1840-е годы" -не просто обзор имеющихся материалов, хотя и он очень полезен, а заодно и теоретическое осмысление видов; попутно дается классификация, развивающая каменей М.П. Алексеева [2]; Л.И.Петина, ученица Ю.М.Лотмана защитила кандидатскую диссертацию "Художественная природа литературного альбома первой половины XIX века", которая лишь частично напечатана в виде статьи [3]; наиболее полная из них - "Структурные особенности альбома пушкинской эпохи" [4].
Все три указанных автора выделяют как особый жанр альбом автографов, это тетрадь или книга, в которой содержатся рукописные тексты, сочиненные и вписанные в альбом различными знаменитостями, иногда специально для данного альбома, иногда уже готовые, ранее созданные тексты. Это могут быть литературно-художественные (стихи и проза) отрывки, философские размышления, публицистика, рисунки, нотные записи. М.П.Алексеев рассматривает альбом польской пианистки Марии Шимановской, где имеются автографы западноевропейских и русских писателей, среди последних - Карамзин, Дмитриев, Гнедич, Д. Давыдов, А.Пушкин.
Но В.Э. Вацуро и Л.И.Петина считают "альбомом в собственном смысле слова" не такое собрание автографов, а интимный домашний альбом для себя, для родных и друзей. Петина отыскивает в этих альбомах диалог между текстами друзей и хозяина (хозяйки), временные соотношения, создающие как бы воспоминания, исследуют символику и мнемонику текстов.
Для историков, для литературоведов, для культурологов, конечно, важны оба типа альбомов. Но для историка и теоретика литературной критики еще более важен третий тип, которые предшествующие исследователи не очень-то жалуют и даже альбомом в собственном смысле слова практически не считают. Это альбомы персональные, личные, тексты записывает только сам владелец. Он создает как бы хрестоматию, сборник определенных текстов. И априорно можно утверждать, что записываются произведения, которые нравятся (лишь в исключительных случаях может быть занесен текст, вызывающий негативную реакцию), таким образом, подобный альбом может служить материалом для деления эстетических вкусов владельца, эстетического и литературного идеала.
Вкусы и идеалы писателей и профессиональных литературных критиков мы вольно хорошо знаем по их книгам, статьям, письмам, дневникам. А вкусы и идеалы широких масс читателей знаем значительно меньше. Правда, издавна уже изучаются письма читателей, отправлявшихся в редакции журналов и газет или непосредственно писателям. Но это, как правило, письма об одном писателе или даже об одном произведении. А тут дается чуть ли не полный комплект идеалов. И чем больше мы могли бы изучать персональные альбомы разных эпох, тем шире и глубже было бы наше представление о "бестселлерах" определенного времени и определенного социума. На фоне массовой типичности было бы интересно исследовать и оригинальные отклонения.
В предлагаемом докладе я лишь намечаю вехи временных и социальных типологий, выделяя три этапа: дворянский альбом пушкинской поры, разночинный шестидесятников, советский послевоенный.
В пушкинскую пору, видимо, господствовал дворянский альбом; во всяком случае, в наших архивохранилищах альбомы мещан и представителей духовенства уникальны. В обзоре В.Э. Вацуро упоминается один такой альбом "девицы из духовной среды", относящийся к 1820-
1840-м гг.; но он не персональный, в нем записи друзей дома (любопытна семинарская дотошность и выход за пределы обычных жанров записей: на четырех страницах альбома располагается список учащихся первого выпуска Петербургской Духовной академии краткими сведениями об их дальнейшей судьбе).
Из персональных альбомов, рассмотренных В.Э.Вацуро, отмечу два. Кн. П.И. Шаликов как поэт явно склонялся к поэтическим жанрам; заносил свои стихотворения, переписывал послания к себе К.Д.Батюшкова, а также понравившиеся стихи Карамзина, Дмитриева, Вяземского, Вас. Пушкина. Но в альбоме немало и прозы: отрывки из карамзинской "Истории государства Российского", афоризмы и сентенции Лагарпа, Вольтера, Наполеона.
Второй альбом - графини А.Д. Блудовой, дочери известного в молодые годы литератора, а затем видного николаевского вельможи. Альбом свидетельствует о добротной образованности хозяйки, он содержит выписки на четырех языках: по-английски - де Квинси, Вордсворд, Кольридж. Байрон; по-французски - Вольтер Монтень Фенелон, де Сталь, Гюго, Жюль Верн, по-немецки - Жан-Поль: из русских - Пушкин (в том числе - необычно для светской женщины -крамольное: статья поэта "Александр Радищев"), Лермонтов, Вяземский, Баратынский,
Бенедиктов, Подолинский. С 1850 года, видимо, под влиянием ценимого ею Хомякова, - его стихи, Тютчева, И.Аксакова, сербские песни. Альбом графини наиболее ярко, может быть, характеризует круг чтения и идеалы образованной дворянской женщины второй четверти XIX века.
Совсем иной круг чтения сформировался у поповны шестидесятых годов. Я являюсь владельцем уникального альбома бабушки профессора МГУ М.Е. Грабарь-Пассек (молодые предреволюционные годы Марии Евгеньевны прошли в Юрьеве - Тарту; в конце 1950-х гг. она посетила город юности и подарила семейную реликвию сотрудникам кафедры русской литературы ТГУ, где я тогда работал, Ю.М.Лотман уступил реликвию мне, занимающемуся серединой XIX в.). В письме ко мне от 9 марта 1962 г. М.Е .Грабарь-Пассек подробно изложила историю своей семьи.
Создательница альбома - Елизавета Ивановна Чупрова (1844-1881), дочь протоиерея в г. Мосальске. Ее старшие братья, семинаристы, привозили на каникулы новейшие номера «Современника» и "РУССКОГО слова", популярные в среде радикальной молодежи книги; по семейному преданию. Елизавета Ивановна целиком переписала для себя роман Чернышевского "Что делать?" (в альбоме содержится отрывок из романа). Ее старший брат Александр (в будущем - профессор МГУ) привез однажды на каникулы молодого семинарского учителя В.И. Амфитеатрова, который и стал мужем Е.И. Чупровой; их сын Александр будет известным фельетонистом и романистом, их дочь - матерью М.Е. Грабарь-Пассек.
Альбом заполнялся в первой половине 1860-х гг., т.е. в начале поповной, а затем попадьей (В.И.Амфитеатров, женившись, стал священником). Добрая треть альбома - записи прозы: помимо "Что делать?", отрывки из "Мертвых душ", "Обломова", "Накануне", из зарубежных авторов - несколько отрывков из Жорж Санд (в русских переводах). Из поэтов тоже подбор специфический: среди пушкинских стихотворений "Не шуми, мати, зеленая дубравушка", из Лермонтова - большой отрывок из "Демона", из Некрасова - "Песня Еремушке", кроме того -Кольцов, Полежаев, Огарев, Курочкин. Из "нейтральных" поэтов, кажется, один только Апухтин. Таким образом, время и социум в корне изменили содержание альбомных записей для себя.
Совершенно новое содержание и структуру имеют альбомы советского периода. По впечатлениям детства докладчика, по опросам знакомых, по данным собирателей альбомные увлечения нисколько не были ослаблены новым общественным строем и совсем не "альбомной" идеологией, - официальной и реальной. Большую помощь докладчику оказал петербургский собиратель современного фольклора, в том числе и альбомного, В.С.Бахтин. Он является обладателем уникальной коллекции русских альбомов второй половины XX в., главным образом, 1950-х-1970-х гг. Как правило, здесь повторяются пропорции XIX в. - это альбомы женские и альбомы юных владелиц, главным образом - школьниц, хотя есть и исключения: у В.С.Бахтина хранится колоритный альбом молодого человека, зашифровавшего себя "Ку-в В-р", по адресу -ленинградца. Альбом отнесется к 1950-м гг. и содержит 70 песен, в подавляющем большинстве тюремных и вообще "блатных":
У хозяйки дочка Зиночка.
Красивая на вид.
Хорошая блондиночка,
Но злая, как бандит.
По номерам шатается И в бога-мать ругается,
Она ребят ругает и бранит.
В альбом этого "блатаря" вшито несколько тетрадных листочков дневника заключенного от 1 -8 июня 1957 г.: на обложке общей тетради, представляющей данный альбом, к типографски напечатанной Спасской башне московского Кремля пририсованы ряды колючей проволоки, так что башня как бы попала в "зону", рядом с пририсованными зданием тюрьмы и вышкой с охранником.
Среди советских альбомов встречаются как "многоавторные", так и персональные (наверное, есть и коллекции именитых автографов, но такие мне не встречались). Из "многоавторных", хранящихся у В.С.Бахтина, отмечу альбом некоей Лоры, ленинградской школьницы конца 1940-х - начала 1950-х гг., которая умудрилась получить автографы не только многих соклассников и всей родни (папа/мама, бабушка, сестра, тетя), но еще учителя и пионервожатой.
Персональный альбом советского времени характеризуются, как правило, вниманием к массовым песням (часто - из популярных кинофильмов), и романсам В.Козина, К.Шульженко, вообще к эстрадным песням, а также к частушкам. Но, как правило же, в альбоме царит мешанина, отсутствует какой-либо отбор. Вот начальные песни и стихотворения из альбома Ираиды Павловны П. (год рождения - 1935, образование 7 классов; альбом начат в 1956 г. в деревне Соколове, Чухломского р-на, Костромской обл., а затем продолжен в Ленинграде, где владелица альбома стала домработницей):
1. Пишите, милые подруги!
2. "Назначай поскорее свиданье "
3.Лунная серенада (из кинофильма "Вернись в Сорренто").
4. Волжские припевы ("Над Волгой звездочки горят... ").
5. Журавли ("Здесь под небом чужим... ").
6. Ожидание ("Замела метель, дорожки запорошила").
7. "По дикям степям Забайкалья ".
8. "Называют меня некрасивою"
9.
Изредка в альбомах попадаются украинские, цыганские, молдавские песни, грузинская "Сулико" (она была очень популярна в 1930-х гг. из-за любви к Сталину). Однажды встретился полный текст "Гимна Советского Союза". Прозы очень мало, а если она и встречается, то это или учившиеся в школе наизусть отрывки (например, из романа Н. Островского "Как закалялась сталь"), или какой-то ширпотреб вроде доклада профессора Соколова "О любви". Наверное, это самозванный профессор. Вот абзац из его доклада: "Если она не выдержит твоего взгляда и опустит глаза, то она тебя любит. Если девушка еще с тобой рядом грустит, вздыхает, она в тебя влюблена (...) Если девушка при разговоре улыбается, не верь ей".
Во всей этой альбомной макулатуре заметна типология и сильно затушевана индивидуальность, т.е. не чувствуется личного отбора. Но отдельные альбомы довольно ярко характеризуют личность владельца. Особо отмечу альбом Зинаиды Ш., питерской восьмиклассницы 1970-х гг. Она явно отбирает произведения с любовной тематикой (именно здесь присутствует профессор Соколов), но при этом хозяйку больше всего интересуют темы и сюжеты мрачного, злого, даже какого-то извращенного тона. Соответственного содержания частушки:
У залетки-лётина Поговорка тётина.
Походочка дядина,
Какая красивая гадина.
Я любила тебя, гад,
Четыре месяца подряд.
А ты, гад, полмесяца,
И то хотел повеситься.
Какие-то странные у Зинаиды не-частушечные стихотворения:
В поцелуях имеют страх,
У тебя его нет,
А еще потому ушла
Что неладно одет.
Пусть звонкая зависть кипит,
И дышит кровавая злоба,
Мы будем друг друга любить И будем друзьями до гроба.
Большие стихотворения тоже кажутся жутким содержанием:
Тамара
Тамара, дерзкая девчонка,
Отбила друга моего,
Так пусть же, пусть же, черт с тобою,
Я не заплачу, не заплачу все равно.
Пройдут года, я выйду замуж,
Подруг на свадьбу ^иглашу.
Свою соперницу Тамару С содою рядом, я рядом посажу.
Родится сын - любить не буду,
В колодце темном утоплю.
Родится дочка - любить я буду И в честь соперницы Тамары Тамарой назову.
Расти, Тамара, расти большая,
Пойдеть ты в садик погулять,
Там завлекут тебя мальчишки.
Как завлекли когда-то твою мать.
Что впервые появилось в советских альбомах и что было немыслимо в женской альбомной культуре дореволюционной поры, это свободное употребление "ненормативной лексики". Не достигшие совершеннолетия школьницы за милую душу записывают песни и частушки с матерными включениями. Приведу пример частушки у той же Зинаиды Ш.:
Мене милый изменил.
Ну и мать его emu.
По Советскому Союзу Можно лучшего найти.
Ценность масскультурных альбомов не только в изучении эстетических вкусов советской молодежи, но и в наличии иногда уникальных текстов, которые не могли по тем иным причинам печататься в подцензурное время: владельцы альбомов сохранили любопытные стихотворения, частушки, афоризмы:
Пора, пора Боярскому Лопату в руки дать И с этою лопатою На БAMего послать.
Пускай, пускай повкалывает на своем веку.
Любовь на свете всех дороже -Займешь ли ты?
Она ценнее кислорода И крепче серной кислоты.
Я тебя целую В твой холодный носик!
До свиданья, киса!
Я твой верный песик
Хорошо, когда собака друг, плохо, когда друг - собака.
Любовь - это рыбалка: не повезло - сматывай удочки.
Любовь по письмам - что обед по телефону.
Изучение альбомов старых, а тем более - современных лишь только сейчас начинается.
Здесь непочатый край, белая пустыня для литературоведов и культурологов.
Примечания
1. Алексеев М.П. Из истории русских рукописных собраний // Неизданные письма иностранных писателей XVIII - XIX веков из ленинградских рукописных собраний. М.-Л., 1950.С. 8-22.
2. Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома. 1750-1840-е гг. //Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л.. 1979. С. 3-56.
3. Петина Л.И. Художественная природа литературного альбома первой половины XIX века. Автореф. дисс. ...канд. филол. наук. Тарту. 1988.
4. Петина Л.И. Структурные особенности альбома пушкинской эпохи // Учен. Зап. Тарт. ун-та. Выл. 645. 1985. С. 21-36.