Научная статья на тему 'Девичий альбом: к вопросу о происхождении жанра'

Девичий альбом: к вопросу о происхождении жанра Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
751
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девичий альбом: к вопросу о происхождении жанра»

Г.Ф. Архипова Барнаул

ДЕВИЧИЙ АЛЬБОМ:

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖАНРА

В последнее время в лингвистике заметно повысился интерес к жанрам речевого общения как устным, так и письменным. В пределах данной статьи основное внимание будет уделено одному из жанров письменной речи -жанру девичий альбом (далее ДА), а именно истории его возникновения.

ДА - это красочно оформленная книга или тетрадь, которая заполняется текстами различных жанров (стихами, песнями и т.д.), в которую автор ДА (девушка подросткового возраста), его друзья и знакомые пишут или рисуют на память. Это рабочее определение ДА нами было составлено на основе анализа и сопоставления словарных статей словаря В. Даля и 17-ти томного словаря современного русского языка.

В качестве наиболее удачной иллюстрации данного определения приведем строки А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

...Альбом красавицы уездной,

Альбом домашний и простой Милей болтливостью любезной И безыскусной пестротой...

Конечно, вы не раз видали Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, начала и кругом.

Тут непременно вы найдете Два сердца, факел и цветки,

Тут верно клятвы вы прочтете В любви до гробовой доски [1].

ДА - это огромный «багаж» сентиментально-романтических предчувствий, надежд, представлений о любви и взаимоотношениях мужчины и женщины. Это память волнующих юношеских лет, особый этап в жизни любой девушки. Традиционно сложилось так, что быт народа, социальные проблемы, внешняя жизнь людей в ДА отражается слабо. У него свой круг проблем. ДА устремлен во внутренний мир молодого человека - девушки от 11 до 15 лет. Его стихия - отношения любви и дружбы, все грани этих отношений. ДА утверждает не только представления подростков о красоте, но и нравственные начала, добрые чувства, которые для всех одинаковы.

Долгое время тексты ДА привлекались исследователями в качестве источника информации о культуре, истории и жизни людей предшествующих поколений, например литературоведами: М.Алексеевым, В.Э.Вацуро,

Л.Петиной [2] и фольклористами. Лингвисты же к изучению данного жанра письменной речи не обращались.

Нас интересует данный жанр, прежде всего, с лингвистической точки зрения, но изучение жанра с позиций лингвистики невозможно без привлечения данных из других областей знаний (литературоведения, психологии, фольклористики и др. дисциплин). В данной работе мы обратимся к рассмотрению истории возникновения жанра, основным этапам эволюции альбомного жанра.

Полагаем, что письменное просторечие, если идти вслед за Н.И.Толстым, в том числе и жанр современного ДА, относится к «третьей культуре», промежуточной между элитарной культурой, обслуживающий литературный язык, и крестьянской культурой. Под элитарной культурой понимается «канонизированная, профессиональная, официальная культура, стоящая в оппозиции к «народной культуре» [3]. Под народной культурой понимается «совокупность традиционной крестьянской культуры и «третьей культуры» (по Толстому)» [4]. Подобным обстоятельством, возможно, объясняется специфика изучаемого жанра, его пограничное положение между ЕПР(естественной письменной речью) и ИПР(искусственной письменной речью). Данное исследование посвящено изучению современного ДА как жанра ЕПР, а не известного в большей степени жанра классического литературного альбома. Необходимо отметить не только черты сходства жанров, но и самое главное - определить их различия.

Полагаем, что и тот и другой жанры развивались и существовали долгое время параллельно, причем литературный альбом оказал огромное влияние на становление современного девичьего рукописного альбома.

Рассмотрим основные черты сходства альбомов: во-первых,

письменная форма исполнения; во-вторых, единство жанрообразующих

признаков, отмеченных еще Вацуро:

- « наличие титульного листа;

- наличие листов с записями, заполненных цитатами, изречениями или стихами;

- украшение стихами, акварелями, миниатюрами;

- наличие стереотипных записей;

- наличие стереотипных символов» [5].

Сказать с точностью, какой из них появился раньше, нет возможности (даже время возникновения первого литературного альбома точно не установлено). Возможно предположить, что в начале возник жанр литературного альбома, особого вида элитарной культуры, которая всегда существует параллельно с народной культурой. Думается, что современный девичий рукописный альбом возник как переложение далекого от простого человека литературного жанра на народную почву. Эти и объясняются многие черты сходства данных жанров, но принадлежность к разным типам культур обусловила и ряд различий.

Жанр литературного альбома обладает следующими чертами: нормированность, профессиональность и подготовленность (созданием этого жанра занимались профессионально подготовленные люди, использующие литературную речь).

Основными отличительными признаками современного девичьего рукописного альбома являются: непрофессиональность (альбом создает молодая девушка, абсолютно далекая от богемного мира), при ослаблении признака спонтанности - отсутствие каких-либо редакторов (как внутренних, так и внешних). Таким образом, данные прямо противоположные признаки жанров, позволяют утверждать, что, несмотря на сходство, литературные и современные девичьи рукописные альбомы не являются однопорядковыми явлениями. В настоящее время современный ДА значительно отличается от своего прародителя, постараемся проследить, каким образом произошло расхождение жанров.

Жанр литературного альбома в своем становлении прошел ряд этапов, со временем многие черты стерлись, исчезли из вида. Интересным является тот факт, что за всю историю своего существования литературный альбом претерпел лишь некоторые, причем незначительные изменения. Альбомы XVI века ненамного отличаются от альбомов XVIII века. Основное различие заключается в постепенном ослаблении признака «профессиональности», который, в конечном счете, привел к возникновению современного ДА. Многие альбомные элементы до сих пор продолжают жить в своем первоначальном виде, например: элементы альбомного фольклора живы и сейчас.

Немногие теперь, знают, что первые альбомы, дошедшие до нас, относятся еще к XVI веку. В те времена их называли штамбухами, наибольшее распространение они получили в Германии. Уже с той поры был намечен перечень «канонических жанровых признаков», отличающих этот вид письменной деятельности от любого другого. Во-первых, «альбом имел титульный лист с рисованным или раскрашенным гербом и девизом владельца»; во-вторых, «листы с записями, заполненные изречениями, цитатами, стихами собственного сочинения, с «БутЪоЫт» - кратким девизом, датой и указанием места записи (внизу слева), с посвятительной записью и подписью писавшего, нередко с раскрытием профессионального и общественного положения (внизу справа)»; в-третьих, «украшен стихами, акварелями, миниатюрами» [6]. Со временем жанр, имеющий такие признаки, стал мало-помалу изменяться, приобретая более свободную форму. В конце XVIII века уже редко встречаются штамбухи в «классическом виде». Предпосылкой формирования альбома того времени является наличие определенной литературной или окололитературной среды, которая группируется вокруг хозяйки альбома и оставляет на страницах альбома «следы своего существования» [7]. Основное их содержание, по словам Алексеева, составляли мадригальные, романсно-элегические и анакреонтические стихи, моралистического изречения (часто стихотворного характера), прозаические выписки, нередко по-французски. Данные устойчивые формулы характеризуют альбомную культуру не только того

времени, но и по сей день, доказывая факт причастности современного девичьего рукописного альбома к альбому литературному.

Первые значимые изменения в альбомной культуре (далее АК) произошли, по мнению Лурье, в последней трети Х1Х века, когда альбом из семейной среды стал активно переходить в среду ученическую - в закрытые пансионы, женские гимназии. Большая часть этих альбомов похожа на современные ДА, так как пансионские альбомы уже обладали чертами непрофессиональности (!) и «домашнести» (термин Вацуро), были чужды салонным и литературным альбомам. Возможно предположить, что этот вид ДА является «прародителем» современного ДА (налицо основной признак ЕПР - непрофессиональность исполнения), ставшего уже не «классическим» литературным жанром, а одним из жанров ЕПР. Но, несмотря на это, альбомы гимназисток и уездных барышень конца Х1Х начала XX, по замечанию Лурье, еще «достаточно строги в своей организации». Многие из них «открываются советом матери, включают аллегорические рисунки, четкие символы цветов, игральных карт и обязательные кладбищенские сцены. Вацуро утверждает, что доля альбомных поэтических штампов в них еще не так высока, «часто встречаются многострочные авторские стихи хорошего поэтического уровня, хотя в рамках типичных сюжетов».

Новые серьезные изменения АК испытала в 20-30 гг. XX столетия. Эти изменения связаны с множеством фактов: сменой социального статуса и снижением образовательного уровня владельца альбома, поменялись ценностные ориентиры, кардинально изменился культурный быт. Основной причиной альбомных новаций является то, что «новый советский ученик часто был носителем крестьянской или «посадской» («фабрично-заводской») фольклорной традиции». В связи с этим альбом 30-х годов стал более открытым для фольклорных проявлений разных культур и субкультур: крестьянской, воровской, детской. Фольклорные мотивы все глубже проникают в альбом: здесь уже встречаются частушки и близкие к ним тексты, реминисценции из народных любовных писем. Со временем ДА стал более полижанровым, более открытым для влияния жестокого романса, частушки, примитивной поэзии, детского фольклора и фольклора других субкультур; таким образом, уже с этого времени мы можем говорить о возникновении первых современных ДА - альбомов, которые стали ближе к народу, его жизни и традициям. Таким образом, не только определенные поджанры ДА считаются элементами традиции, но и сам ДА - это одна из форм традиционного этикета, передающегося из поколения в поколение. ДА - это традиционная форма выражения чувств, мыслей и эмоций молодой девушки.

Причины возникновения ДА как жанра ЕПР. Очевидно, что с XVI века история развития альбомного жанра шла путем ослабления одного из основных его признаков - признака профессиональности. Жанр литературного альбома, возникнув как часть элитарной культуры и общества, со временем перестает быть достоянием только профессионалов. Отсутствие этого признака позволяет говорить о возникновении наряду с литературным альбомом альбома как жанра ЕПР, основным признаком которого как раз является непрофессиональность исполнения. Возможно выделение ряда

причин, приведших к возникновению на базе литературного альбома девичьего рукописного альбома:

• ослабление канонизированных жанрообразующих признаков литературного альбома;

• переход от профессионального авторства к непрофессиональному;

• увеличение степени интимности жанра;

• ставка на выражение духовного мира, а не литературных и философских взглядов;

• смена возрастного контингента авторов альбома;

• снижение образовательного уровня владельцев ДА;

• проникновение в жанр ДА фольклорных элементов различных субкультур.

На основании данных фактов полагаем, что исследуемый нами материал относится именно к жанрам ЕПР. Современный девичий рукописный альбом, во-первых, имеет письменную форму исполнения; во-вторых, обладает признаком непрофессиональности (ДА создаются под воздействием внутренней интенции, а не по заказу свыше); в-третьих, обладает некоторыми чертами спонтанности: спонтанностью чувств в большей степени, а не речи; она выражается в использовании определенных клише для обозначения всплеска чувств и эмоций.

История возникновения и развития жанра ДА была рассмотрена нами для того, чтобы обозначить границы жанра, отделив его от ряда смежных явлений; выделить ряд жанрообразующих признаков современного ДА; полнее раскрыть, что представляет собой этот жанр как культурный феномен. Понимание культурной базы общества позволяет многое объяснить в поведении людей. Мир культуры, считает Жидков, образует в каждой среде, социальной общности «своего рода воздух», которым дышат все ее члены, «ту невидимую, но всеобъемлющую среду, в которую они погружены». Следовательно, чтобы правильно понять поведение людей, в том числе и речевое, необходимо знать основные «свойства эфира культуры», поскольку именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности - все то, что определяет его картину мира.

Примечания

1. Текст романа А.С. Пушкина цитируется по: Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. V. М., 1957. С. 88.

2. Алексеев, Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома

(1750-1840 гг.) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л 4; Егоров Б.Ф. Альбом как модель эстетических вкусов владельца // Культура и текст. Вып.1. Литературоведение. Ч.1. СПб.; Барнаул,1997; Петина Л.И. Художественная природа литературного альбома первой половины века.

Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тарту, 1988; Борисов С. Прозаические жанры

девичьего альбома // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С.362-379, Борисов С.Б. Культурантропология девичества. Шадринск, 2000 и др.

3. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестник БГПУ, Барнаул, 2001. Вып.1.; Лебедева Н.Б. Культурологический аспект описания естественной письменной речи Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. Т.1. Бийск, 2004.

4. Лебедева Н.Б. Указ. соч.

5. Вацуро В.Э. Указ. соч. С.

6. Там же. С.

7. Там же. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.