Научная статья на тему 'АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ ДМИТРИЯ ПОЛИКАРПОВИЧА БАГАЕВА ИЗ СОБРАНИЯ МАЭ РАН'

АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ ДМИТРИЯ ПОЛИКАРПОВИЧА БАГАЕВА ИЗ СОБРАНИЯ МАЭ РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
Д. П. БАГАЕВ / ПРИИРТЫШЬЕ / БАЯНАУЛ / ПАВЛОДАР / МАЭ РАН / ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ / С. М. ДУДИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прищепова Валерия Александровна, Резван Марьям Ефимовна

В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН хранится фотоколлекция Д. П. Багаева. Этого профессионального фотографа-художника называют историком, главным краеведом Павлодарской области, исследователем, фотолетописцем Прииртышья. Его фотоколлекция, хотя и незначительная по количеству отпечатков, позволяет представить масштабность работ мастера. Д. П. Багаев создавал фотоисторию края, его снимки отражали все исторически значимые события области. Фотонаследие Д. П. Багаева, представляющее особую ценность своей документальностью, запечатлело историю и этнографию Прииртышья более чем за полстолетия. Исторические фотографии Д. П. Багаева в Баянауле и его окрестностях перекликаются со снимками, выполненными в ходе совместной российско-казахстанской историко-этнографической экспедиции 2010 г., посетившей этот район.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTO ALBUM OF DMITRIY BAGAEV FROM THE MAE RAS COLLECTION

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (MAE RAS) houses a collection of photographs by Dmitriy P. Bagaev. This professional photographer/artist is known as a historian, chief ethnographer of Pavlodar Region, researcher, and photo chronicler of the Irtysh Land. The collection of his photographs is not large in number of prints, but gives a sense of the scale of the master’s work. Bagaev created the photo history of the region; his photographs reflected all historically significant events in the area. The photographic heritage of Bagaev is of great documentary value, having captured the history and ethnography of the Irtysh Land for more than half a century. Bagaev’s historical photographs of Bayanaul and its environs are echoed by the photographs taken during the joint Russian-Kazakh historical-ethnographic expedition to the area in 2010.

Текст научной работы на тему «АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ ДМИТРИЯ ПОЛИКАРПОВИЧА БАГАЕВА ИЗ СОБРАНИЯ МАЭ РАН»

ФОТОКОЛЛЕКЦИИ

DOI 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-179-199 УДК 069.5

Валерия Александровна Прищепова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5945-6684 E-mail: vapr@kunstkamera.ru

Марьям Ефимовна Резван

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-8642-9785 E-mail: maryam.rezvan@kunstkamera.ru

Альбом фотографий Дмитрия Поликарповича Багаева

из собрания МАЭ РАН

АННОТАЦИЯ. В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН хранится фотоколлекция Д. П. Багаева. Этого профессионального фотографа-художника называют историком, главным краеведом Павлодарской области, исследователем, фотолетописцем Прииртышья. Его фотоколлекция, хотя и незначительная по количеству отпечатков, позволяет представить масштабность работ мастера. Д. П. Багаев создавал фотоисторию края, его снимки отражали все исторически значимые события области. Фотонаследие Д. П. Багаева, представляющее особую ценность своей документальностью, запечатлело историю и этнографию Прииртышья более чем за полстолетия. исторические фотографии Д. П. Багаева в Баяна-уле и его окрестностях перекликаются со снимками, выполненными в ходе совместной российско-казахстанской историко-этнографической экспедиции 2010 г, посетившей этот район.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Д. П. Багаев, Прииртышье, Баянаул, Павлодар, МАЭ РАН, фотоколлекция, С. М. Дудин

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Прищепова В. А., Резван М. Е. Альбом фотографий Дмитрия Поликарповича Багаева из собрания МАЭ РАН. Кунсткамера. 2021. 4(14): 179-199. doi 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-179-199

PHOTO COLLECTIONS

Valeria Prischepova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Scinces

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-5945-6684 E-mail: vapr@kunstkamera.ru

Maryam Rezvan

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-8642-9785 E-mail: maryam.rezvan@kunstkamera.ru

Phcto Album of Dmitriy Bagaev from the MAE RAS Collection

ABSTRACT. Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (MAE RAS) houses a collection of photographs by Dmitriy P. Bagaev. This professional photographer/ artist is known as a historian, chief ethnographer of Pavlodar Region, researcher, and photo chronicler of the Irtysh Land. The collection of his photographs is not large in number of prints, but gives a sense of the scale of the master's work. Bagaev created the photo history of the region; his photographs reflected all historically significant events in the area. The photographic heritage of Bagaev is of great documentary value, having captured the history and ethnography of the Irtysh Land for more than half a century. Bagaev's historical photographs of Bayanaul and its environs are echoed by the photographs taken during the joint Russian-Kazakh historical-ethnographic expedition to the area in 2010.

KEYWORDS: D. P. Bagaev, Irtysh Land, Bayanaul, Pavlodar, MAE RAS, photo collection, S. M. Dudin

FOR CITATION: Prischepova V., Rezvan M. Photo Album of Dmitriy Bagaev from the MAE RAS Collection. Kunstkamera. 2021. 4(14): 179-199. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-179-199

Изучение музейных предметов дает возможность узнать что-то новое об их происхождении, о народе, собирателе и обстоятельствах получения коллекции музеем. Так вышло и с фотоальбомом Д. П. Багаева, поступившим в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в 1936 г. Альбом содержит всего 23 фотографии и еще одна хранится отдельно. Однако по содержанию кадры отражают множество разных тем. Фотографии степных пейзажей соседствуют со снимками внутреннего убранства юрты, образцами орнаментированных рисунков на бытовых предметах, наблюдениями повседневной жизни кочевников.

Обложка альбома выполнена из куска тонкого картона бежевого цвета, сложенного пополам. В месте сгиба обложки через три проколотых отверстия продернут сутаж — узкий шнур красного цвета, сшивающий семь страниц из того же материала самодельного альбома размером 21,5*29,5 см. В левом верхнем углу обложки наклеен прямоугольник из бумаги с названием альбома, написанным шариковой ручкой: «И-550. От фотографа Багаева [казахи]». Альбом почти незаметен среди многочисленных иллюстративных коллекций по народам Средней Азии и Казахстана МАЭ (МАЭ И 550). Фотоотпечатки альбома (в основном размером 7,0*7,0; 7,0*10,0; 6,0*9,5; 8,0*5,5; 7,0*9,5 см) с бумажной окантовкой наклеены по три или четыре на картонные страницы.

Рядом с отпечатками чернилами обозначен музейный коллекционный номер. Названия кадров подписаны трудночитаемой скорописью чернилами или почти стертым простым карандашом. К сожалению, подписаны не все отпечатки. На первой странице альбома в нижнем левом углу чернилами фиолетового цвета стоит автограф собирателя «Д. Багаев. Павлодар. 1935 г.» Один фотоотпечаток большего, чем альбом, размера (24*30 см), не вошел в него и хранится отдельно. Он наклеен на паспарту, представляющее собой кусок картона бежевого цвета. На обороте паспарту чернилами фиолетового цвета проставлен музейный номер.

В настоящее время профессионального фотографа-художника Д. П. Багаева знают все ка-захстанцы, его называют историком, главным краеведом Павлодарской области, исследователем, фотолетописцем Прииртышья. Своими работами он создавал фотоисторию края. Его снимки отражали все исторически значимые события области. Снимки Д. П. Багаева серии «Жизнь и быт казахского народа начала XX века» отражали все исторически значимые события: революцию, голод, коллективизацию, Великую Отечественную войну, поднятие целины. Он снимал Каркаралы и Устькаменогорск, Зайсан, Караганду и Семипалатинск. Павлодарцы бережно хранят память о Д. П. Багаеве. (Дмитрий Багаев... 2017).

К моменту поступления в МАЭ фотоальбома Д. П. Багаева музей обладал вещевым собранием по традиционной культуре казахов и фотоиллюстративными материалами по этнографии этого народа Х1Х-ХХ вв. Среди фотографий и рисунков были имевшие большую научную ценность изображения предметов, относящихся к ремеслам, национального костюма, бытовых и обрядовых сцен.

Наиболее ранними изображениями казахов являются отдельные фотографии, вошедшие в «Туркестанский альбом» 1871-1872 гг., и репродукции с рисунков В. В. Верещагина «Туркестан» 1874 г. (МАЭ И 674). Старейшим собранием музея, целиком посвященным казахам, стала фотоколлекция 1880 г. И. С. Полякова (МАЭ № 106). Из ярких поступлений выделяются коллекции Н. К. Зейдлица и Н. Ордэ, которые передали подборку фотографий, содержавших изображения одежды, головных уборов и украшений казахов (МАЭ № 136, 207, 255). К. Н. де-Лазари прислал несколько ценных коллекций (МАЭ № 411а, 418, 423). В 1899 г. известный собиратель и фотограф С. М. Дудин привез из научной поездки в Казахстан около пятисот фотографий из жизни кочевников (МАЭ № 1199). В начале XX в. К. В. Щенников неоднократно выезжал в командировки в казахскую степь для сбора коллекций (МАЭ № 1400, 1707, 1708 и др.) А. А. Воронина-Уткина передала в МАЭ рисунки и фотографии (МАЭ № 2519, 2833). У М. А. Круковского музей приобрел еще одну фотоколлекцию (МАЭ № 1919) (Прищепова 2008: 15-17).

Для МАЭ поступление документальных фоторабот известного мастера Д. П. Багаева о жизни казахов имело большое значение. В 1920-е годы в отечественной этнографии сложилась ситуа-

КУНСТКАМЕРА | КЦШТКАМЕКА № 4 (14) ■ 2021

ция, когда были приостановлены командировки, экспедиции, практически отсутствовали новые поступления. Лишь в конце этого периода возобновились организованные МАЭ поездки в регионы, из которых участники экспедиций привозили коллекционный материал (Прищепова 1995). Поэтому так важна была фотоколлекция этого периода по Северо-Восточному Казахстану.

Дмитрий Поликарпович Багаев (1884-1958) родился в крестьянской семье в Вятской губернии. В возрасте 15 лет оказался в Павлодаре, где и провел всю жизнь. С детства он любил рисовать и мечтал стать художником, но стал фотографом. Уроки фотографии он брал у приказчика, в 1903 г. написал известным фотографам братьям Коркиным, приложив к письму свои работы. Позже они пригласили его на работу подмастерьем в своей фотомастерской в Омск, где он трудился два года. Вернувшись в 1905 г. в Павлодар, д. П. Багаев открыл свой фотосалон. В качестве члена-корреспондента Западно-Сибирского отделения Русского географического общества он побывал почти во всех уголках края, ездил по области, делая документальные фотоснимки. Во время своих путешествий он фотографировал картины дореволюционного быта, памятники старины и архитектуры. Д. П. Багаев активно участвовал в политической жизни города, в организации революционного социал-демократического и подпольного марксистского кружков. Во время Первой мировой войны был мобилизован в армию полковым фотографом (Дмитрий Багаев... 2017).

В 1928 г. Д. П. Багаев обучался в Москве на краткосрочных курсах по теории и практике фотографии. Его увлечение фотографией со временем переросло в огромный интерес к краеведению, изучению истории Павлодарского Прииртышья. В 1928-1931 гг. Д. П. Багаев предпринял ряд экспедиций в отдаленные районы Павлодарской области, создав серию фотографий казахского кочевого быта. Его историко-краеведческие изыскания стали весомым вкладом в исследование истории региона (Дмитрий Багаев. 2017).

В 1930-1931 гг. ОСОАВИАХИМ1 организовал научно-исследовательские, просветительские экспедиции вглубь степей Баянаульского района, в которых Д. П. Багаев принимал участие в качестве фотографа. В 1930 г. состоялась экспедиция, в которой ее сотрудники проехали по речкам Чидерты и Уденты, посетили самые глухие уголки области, побывали на геологическом угольном месторождении Экибастуз. Кроме фотографа Д. П. Багаева в состав экспедиции, длившейся 45 дней, входили ботаник В. И. Гришин и художник-архитектор, специалист по орнаменту Е. А. Клодт (внук известного русского скульптора), командированный музеем Омска для сбора «киргизского» орнамента (Клодт, Чепелев 1939). Важным итогом поездки 1930 г. стал цветной альбом «Казахский народный орнамент» с рисунками вышивок и кочевой утвари Е. А. Клодта. Составителями альбома изобразительный материал, зафиксированный участниками экспедиции, оценивался как значительный вклад в изучение народного искусства Северного Казахстана (Клодт, Чепелев 1939) (рис. 1). Из этой же командировки Д. П. Багаев привез около 700 негативов, выполненных в Баянаульском районе.

В состав фотоальбома Д. П. Багаева, хранящегося в МАЭ, вошло несколько снимков, сделанных в Экибастузе (Екибастуз). Экибастуз называют городом со сложной судьбой. Крупное месторождение угля в этих местах было открыто еще в 1886 г., а в 1898 г. уже существовал населенный пункт. К началу XX в. Экибастуз был самым крупным в Казахстане угольным предприятием. В настоящее время Экибастуз — известный энергетический центр. Другим увидел его Д. П. Багаев. После 1917 г. производственная жизнь здесь замерла на многие годы, заводы были демонтированы, шахты разрушались, люди разъезжались.

На фотографии Д. П. Багаева «Экибастузский мясосовхоз» (МАЭ И 550-3) запечатлен степной пейзаж с сопкой, поросшей травой, вдали видна фигура мужчины (рис. 2). В наши дни мясокомбинат Экибастуза известен как огромный комплекс. На других снимках собирателя, «Экибастузский мясосовхоз. Постройки на могилах», «Озеро Ак-куль» (МАЭ И 550-4, 5, 6),

1 ОСОАВИАХИМ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, предшественник ДОСААФ. Советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927-1948 гг.

Рис. 1. Казачка. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-142 Fig. 1. A Kazakh woman. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-14

Рис. 2. Вид на курган. Экибастузский мясосовхоз. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-3 Fig. 2. View of a mound. Ekibastuz state cattle farm. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-3

2 Названия фотографий Д. П. Багаева соответствуют описи МАЭ И 550 и учетной документации, в которой зарегистрированы предметы коллекции.

Рис. 3. Постройки на могилах. Экибастузский мясосовхоз. Павлодар, Казахстан.

Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-4 Fig. 3. Tomb constructions. Ekibastuz state cattle farm. Pavlodar, Kazakhstan.

Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-4

видны стоящие в степи мазары (рис. 3, 4). Сегодня Экибастузский район — одно из самых богатых мест Павлодарской области по количеству памятников археологических эпох от стоянок-мастерских и поселений каменного века до позднего Средневековья.

В 1928-1931 и в последующие годы Д. П. Багаев предпринял ряд путешествий в глубокую степь Баяноульского района, в Караганду, на озеро Балхаш и в другие места. В 1929 г. исследователь посетил Баянаул, где сделал 500 снимков. В 1931 г. он побывал, кроме Баянаула, в Семизбуты и Караганде, в 1932 г. проехал через Караганду до Балхаша и все, что видел, запечатлел своим фотообъективом. Для фотосъемок хлебозаготовок Павлодарский окружком ВКП(б) командировал Д. П. Багаева в разные места края. В документальных фотографиях он отразил тяготы повседневности кочевого быта казахов с самых первых дней коллективизации.

Особая ценность документальных кадров Д. П. Багаева состоит в том, что в большинстве случаев съемка не была постановочной. Так, на фотоотпечатке «Переноска воды» мы видим, как по степи идет одетая в лохмотья женщина с детьми (рис. 5). На одной руке она несет ребенка, второй помогает девочке-подростку нести полное ведро, еще одно ведро у девочки в другой руке. В нижнем правом углу снимка отпечатался текст, сделанный на стеклянном негативе: «Д. Багаев. 1931 г.». Указанный собирателем год съемки объясняет сюжет кадра. Небывалый голод 19311933 гг. стал одной из самых трагических страниц истории казахов, когда у людей отнимали имущество, скот, принуждали кочевников к оседлости.

В 2018 г. состоялась фотовыставка работ Д. П. Багаева «В фотообъективе: голод в Казахстане», организованная Домом-музеем исследователя. На ней были представлены документальные снимки о жизни казахов в 1920-1930-е годы, на которых запечатлены люди, пытавшиеся спастись от голода.

Рис. 4. Ограждение на могиле, препятствующее проникновению скота. Баянаульский район, Павлодарская область, Республика Казахстан. Фото М. Е. Резван, 2010 г.

Fig. 4. Grave fence preventing cattle from entering. Bayanaul District, Pavlodar Region, Republic of Kazakhstan. Photo by M. E. Rezvan, 2010

В фотоальбоме Д. П. Багаева, переданном в МАЭ, несколько снимков выполнены в окрестностях Баянаула. В наши дни Баянаульский район входит в число особо охраняемых территорий Казахстана. Живописный природный парк стал не только излюбленной зоной отдыха, но и местом многочисленных историко-археологических открытий, археологическим музеем под открытым небом (рис. 6, 7, см. вклейку).

Исторические фотографии Д. П. Багаева перекликаются со снимками 2010 г., выполненными участниками совместной российско-казахстанской историко-этнографической экспедиции «С. М. Дудин — фотограф, художник, этнограф. Материалы экспедиции в Казахстан 1899 г.» (руководитель Е. А. Резван), в которой принимали участие сотрудники МАЭ РАН, Российского этнографического музея, Русского музея, а с казахской стороны — Центрального государственного музея Республики Казахстан. Основной задачей экспедиции был сбор материалов для научного обеспечения публикации казахских коллекций МАЭ в рамках проекта «Традиционная казахская культура в предметных и фотоиллюстративных коллекциях МАЭ РАН»3. Результаты экспедиции отражены в книге Е. А. Резвана «Туркестан», снабженной большим количеством путевых фотографий (2016).

3 Вещевые казахские коллекции МАЭ полностью оцифрованы, описаны и представлены на сайте музея: Й1р://соПейюп. китз1катега.ги/епШу/АЬВиМ/1242134585?^ех=И.

Рис. 5. Переноска воды. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1931 г. МАЭ И 550-24 Fig. 5. Water transportation. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1931. MAE I 550-24

В основу маршрута экспедиции легли материалы поездки 1899 г. С. М. Дудина в Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области. Эта экспедиция вошла в историю МАЭ как одно из крупнейших и плодотворнейших научных предприятий конца XIX — начала XX в. Архив экспедиции не сохранился, но сотрудники МАЭ В. А. Прищепова и И. В. Стасевич при содействии известного краеведа Ю. Г. Попова смогли по фотографиям восстановить основные точки маршрута С. М. Дудина. В результате были выявлены два узла активных полевых работ С. М. Дудина: Каркаралинский в Каркаралинском уезде Семипалатинской области и Баянаульский в Павлодарском уезде.

Рис. 9. Каменная баба. Озеро Балонтан-куль. Баянаульский район, Павлодарская область, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-2

Fig. 9. Kurgan stela. Balontan-Kul Lake. Bayanaul District, Pavlodar Region, Kazakhstan.

Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-2

В Баянаульском районе экспедиция 2010 г. работала, в частности, в районе озера Джасыбай (рис. 8, см. вклейку), в пещере Аулие-Тас (Коныр аулие), одном из древнейших сакральных мест на территории Казахстана, и в урочище Аккелин, где располагается родовое кладбище Чормановых, важных информантов С. М. Дудина.

В начале 1930-х годов Д. П. Багаев запечатлел древние каменные изваяния — балбал, возвышавшиеся в степи Баянаульского района (МАЭ И 550-1, 2). Эта древнетюркская каменная скульптура только в настоящее время стала предметом научных исследований. Ученые тщательно изучают каменное искусство кочевников, особенности его распространения, стиль, приемы работы с материалом, пытаются классифицировать изваяния. К сожалению, количество «Каменных стражей Великой степи» уменьшается. Одни фигуры похищены, другие разрушены, разбиты. Поэтому актуальным стал вопрос об охране этих каменных памятников. Своими фотоработами Д. П. Багаев одним из первых привлек внимание научной общественности к балбалам (рис. 9, 10).

В степи исследователь встречал мазары знаменитых людей, почитавшихся святыми (МАЭ И 550-7, 8, 9). Нередко рядом с захоронениями возникали кладбища. Снимки Д. П. Багаева сохранили для нас первоначальный вид старинной степной погребальной архитектуры (рис. 11, см. вклейку).

Судя по сюжету фоторабот альбома, в Баянаульском районе Д. П. Багаев познакомился с семьей местного учителя и посетил его юрту. На снимках хозяин дома с женой и четырьмя детьми расположился на узорных войлоках. Взрослые читают газету, а дети с интересом слушают (рис. 12). На снимках фотографа, которые вошли в альбом, хранящийся в МАЭ, запечатлены каменные

Рис. 10. Каменное изваяние периода Тюркского каганата. Окрестности Баянаула.

Павлодарская область, Республика Казахстан. Фото М. Е. Резван, 2010 г.

Fig. 10. Turkic Khaganate era stone sculpture. Bayanaul area. Pavlodar Region, Republic of Kazakhstan. Photo by M. E. Rezvan, 2010

изваяния, курганы, церкви и другие постройки из окрестностей Павлодара, предметы убранства жилища, украшенные орнаментом (циновка, кошмы, сундук, шкафчик). При сравнении интерьера юрты учителя с фотоизображениями отдельных орнаментированных вещей очевидно, что все они происходят из одного жилища.

В фотоальбоме Д. П. Багаева некоторые снимки подписаны ошибочно. Например, указано, что два кадра с орнаментом на узорчатых кошмах (МАЭ И 550-11, 12) (рис. 13) сделаны в Экибастузе. Кошму, закрывающую вход юрты, придерживают мужчина и женщина. Войлочный ковер, развернутый на кадре, украшают два вида похожего рисунка, напоминающего рога. По краям ковра проходит узор черного цвета на белом фоне. Центральное поле заполняет более крупный рисунок белого цвета на черном фоне. На другом изображении кошма с рисунком того же мотива завитков, но расположенных иначе. При сравнении этих кадров со снимком в юрте учителя видно, что женщина, держащая в руках кошму из их дома, была его женой (рис. 14, 15).

На снимке, названном Д. П. Багаевым «7 Аул Павлодарского района», зафиксирована одноэтажная глинобитная жилая постройка с трубой на крыше и приоткрытой дверью. Наружные силуэты трех окон выкрашены краской белого цвета. На стене сооружения также белой краской нарисован орнаментальный мотив в виде закрученных рогов (рис. 16, см. вклейку). Экспедиция 2010 г. посетила аул Верхний Кызыл Шилик, за которым во времена Багаева был закреплен номер 10 (рис. 17, см. вклейку).

Фотографии Д. П. Багаева демонстрируют многочисленность казахских узоров, художественного оформления окружавших кочевников предметов — настенных кошм, ковров, плетеных

Рис. 12. Учитель со своей семьей читает газету. Павлодар, Казахстан.

Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-15 Fig. 12. Teacher and his family reading a newspaper. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-15

Рис. 13. Кошма орнаментированная. Экибастузский мясосовхоз. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е гг. МАЭ И 550-11 Fig. 13. Ornamented felt carpet. Ekibastuz state cattle farm. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-11

Рис. 14. Кошма орнаментированная. Экибастузский мясосовхоз. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е гг МАЭ И 550-12 Fig. 14. Ornamented felt carpet. Ekibastuz state cattle farm. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-12

Рис. 15. Кошма орнаментированная. Баянаульский район, Павлодарская область, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-10 Fig. 15. Ornamented felt carpet. Bayanaul District, Pavlodar Region, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-10

циновок, расписной мебели с резьбой по дереву (рис. 18-21; ср. рис. 224). К концу 1920-х — началу 1930-х годов народное творчество казахов было изучено недостаточно, за исключением нескольких работ отдельных авторов (Гаврилов 1929; Карутц 1911; Шнейдер 1927).

Одним из первых исследователей казахского орнамента был такой крупный специалист в данной области, как С. М. Дудин (1925; 1928). На протяжении нескольких поездок художник собирал альбом казахского народного орнамента по разным областям Степного края, в том числе в Павлодарском уезде. С. М. Дудин подготовил альбом, состоявший из 60 рисунков, тщательно выполненных акварелью или гуашью на листах ватмана большого формата (как правило, 51,0*73,0 см) (Музей Академии художеств. Отдел архитектуры. А-21646-А-21705). Негативы и затем отпечатки с них были зарегистрированы в МАЭ как две самостоятельные коллекции (МАЭ № 2450, 2530). Несколько образцов рисунка орнамента, преимущественно резьбы по дереву, С. М. Дудин зафиксировал в Павлодарском районе. «В целях ясности орнамента, как моей основной задачи, на своих рисунках я умышленно ослабил передачу материала и способов обработки, строго придерживаясь только точного рисунка и тонов», — так формулировал свою задачу при составлении альбома художник (РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Ед. хр. 164. Л. 427). Приемы С. М. Дудина при составлении цветного альбома «Казахский народный орнамент» использовал в 1939 г. и Е. А. Клодт.

В постоянных разъездах по краю у Д. П. Багаева скопился уникальный фотоматериал по истории русского православия Павлодарского Прииртышья. Так, во время пребывания летом 1929 г. в селе Ямышево фотограф обратил внимание на пустующую Иоанно-Богословскую церковь, одну из самых старинных церквей Павлодарского уезда, заложенную в 1777 г. Ее построили из кирпича на войсковые средства, освятили в 1782 г., и, по воспоминаниям современников, была она «прочна и вместительна» (Скальский 1900: 182). Располагалась Ямышевская церковь в живописном месте на пригорке иртыша, рядом с небольшой пароходной пристанью (рис. 23).

Вот что увидел Д. П. Багаев в брошенной на произвол судьбы церкви: «В одной из кладовых комнат этого храма я обнаружил огромный церковный архив, причем первая же попавшаяся мне под руку подшивка, как видно, оказалась самой старой, поскольку начиналась она 1723 годом. В церковном иконостасе были на религиозные темы замечательные по письму картины. Один художник, большой знаток живописи, заверил меня, что это работа какого-то замечательного тобольского дьякона, жившего в середине XVIII века, и что картины его составляют большую художественную ценность. Во дворе валялись огромные башенные часы и еще кое-какие предметы, которые я уложил в архив» (Игумен Иосиф (Еременко) 2011).

По возвращении в Павлодар Д. П. Багаев пытался обращаться к властям с просьбой выделить ему подводу для вывоза имущества Ямышевской церкви. Однако вскоре храм превратили в зерносклад и все находившиеся в нем предметы выбросили. Каменному зданию церкви суждено было простоять немногим более 150 лет. В 1938 г. церковь и ее ограду разобрали на кирпич для стен здания конторы МтС.

Благодаря фотографиям Д. П. Багаева сохранились облик и детали убранства Ямышевской церкви — резная рама иконостаса и фрагмент верхней части колокола (рис. 24). Снимок исследователя донес до нас хорошо сохранившийся храм, над которым возвышается колокольня со шпилем.

На фотографии «Поселок Семиярск» запечатлен еще один храм Павлодарского уезда, Спасская церковь, которая находилась в станице Семиярка, одном из старейших населенных пунктов Прииртышья. Церковь на снимке зафиксирована в хорошем состоянии, окружена оградой из кирпича со столбами и решетками, на кадре видны две колокольни (рис. 25, 26).

4 На фотографии 2010 г. (рис. 22) представлен фрагмент обстановки жилого дома в ауле Верхний Кызыл Шилик: резная полка, украшенная религиозными символами, на которой расположена религиозная литература, благочестивые каллиграфические надписи, а также изображение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан), четки, часть настенного ковра, ожау (ковш для кумыса).

Рис. 18. Сундук. Баянаульский район, Павлодарская область, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-13

Fig. 18. Chest. Bayanaul District, Pavlodar Region, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-13

Рис. 19. Шкафчик. Баянаульский район, Павлодарская область, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-16 Fig. 19. closet. Bayanaul District, Pavlodar Region, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-16

Рис. 20. Чий. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е гг. МАЭ И 550-18 Fig. 20. Cheegrass. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-18

Рис. 21. Верхняя часть мутовки. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е гг. МАЭ И 550-19 Fig. 21. Whisk upper part. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-19

Рис. 22. Фрагмент обстановки жилого дома. Аул Верхний Кызыл Шилик, Павлодарская область, Республика Казахстан. Фото М. Е. Резван, 2010 г. Fig. 22. Part of a dwelling interior. Upper Kyzyl Shilik aul, Pavlodar Region, Republic of Kazakhstan. Photo by M. E. Rezvan, 2010

Рис. 23. Церковь Ямышевская. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-21 Fig. 23. Yamyshevskaia Church. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-21

Рис. 24. Колокол Ямышевской церкви. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-20 Fig. 24. Iamyshevskaia Church bell. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-20

О Спасской церкви современник сообщал: «Станица Семиярская... при реке Иртыше. Тут же пароходная пристань, почтовая станция и почтово-телеграфное отделение, где разбор и прием всякой корреспонденции, перевод денег почтою и по телеграфу и сберегательная касса. церковь каменная. при церкви две таковых же отдельных колокольни. ограда церкви из кирпича с таковыми же столбами, а решетки и ворота ограды деревянные. Церковь заложена в 1823 г., построена трудами казаков» (Скальский 1900: 179).

Спасская церковь в Семиярске оставалась действующей до 1929 г., когда была закрыта одновременно с несколькими десятками других церквей на территории Павлодарского уезда. В дальнейшем здание оказалось брошенным и превратилось в руины. До настоящего времени сохранились предполагаемые развалины храма на берегу Иртыша. По мнению экспертов, нынешняя реконструкция церкви затруднена отсутствием ее изображений и планов (Ларионов 2007). Уникальные фотоснимки Д. П. Багаева предоставляют возможность увидеть в деталях внешний облик церкви.

В 1936 г. было организовано Павлодарское отделение Общества изучения Казахстана. На его основе в 1942 г. Д. П. Багаев создал, а в 1946 г открыл и возглавил Павлодарский областной исто-рико-краеведческий музей им. Г. Н. Потанина.

В начале 2001 г. в Павлодаре открыли Дом-музей Д. П. Багаева (филиал историко-краевед-ческого музея им. Г. Н. Потанина), где исследователь жил и работал с 1905 по 1958 г. Участники экспедиции 2010 г. побывали в этом музее (рис. 27). Его коллекции содержат большое количество подлинных экспонатов, особое впечатление производит прекрасно сохранившееся фотоателье с естественным светом (рис. 28, см. вклейку).

Летом 2017 г. в областной библиотеке Павлодара им. С. Торайгырова состоялась презентация книги «Дмитрий Багаев: летописец Павлодарского Прииртышья», написанной авторским коллективом местных архивистов. Издание составлено на основе архивных документов, воспоминаний современников и самого мастера документальной и художественной фотографии.

Рис. 25. Поселок Семиярск. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-23 Fig. 25. Semiyarsk settlement. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-23

Рис. 26. Рама иконостаса. Павлодар, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-22 Fig. 26. Altar screen frame. Pavlodar, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-22

Рис. 27. Памятная доска на Доме-музее Д. П. Багаева. Фото М. Е. Резван, 2010 г.

Fig. 27. Memorial plate on D. P. Bagaev House Museum. Photo by M. E. Rezvan, 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы книги помогли узнать обстоятельства передачи фотоколлекции Д. П. Багаева в МАЭ. Согласно воспоминаниям Дмитрия Поликарповича, в 1938 г. в Ленинграде, в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР состоялась выставка его краеведческих работ по кочевому быту, собранных за многие годы. Об этом Д. П. Багаев писал: «Академик Наумов в присутствии работников Передней и Средней Азии выразил мне благодарность за то, что я не упустил случая, увековечил кочевой быт» (Дмитрий Багаев... 2017: 92).

В другом документе он отмечал, что получил одобрение академика Наумова, «так как никто другой будто бы этого не сделал». По словам Дмитрия Поликарповича, академия не имела фотографий по кочевому быту. «Академик крепко жал мне руку и обещал организовать экспедицию в наши степи, в которой я должен был принять участие, но помешала война» (Дмитрий Багаев. 2017: 92).

Фотоколлекция Д. П. Багаева, хранящаяся в МАЭ, содержит неповторимые кадры, представляющие людей, события, предметы, относящиеся к Павлодарскому Прииртышью. Богатое культурное наследие известного мастера, частью которого является его фотоальбом, переданный музею, представляет особую ценность своей документальностью, беспристрастной фиксацией исключительно непростого для Казахстана периода, объективные сведения о котором актуальны для современных исследователей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Российский Государственный исторический архив. Фонд Академии художеств 789. Оп. 11. Ед. хр. 164. Л. 427.

ГавриловМ. Ф. Орнамент киргиз Сусамыра. Ташкент: типолит. изд-ва «Правила Востока», 1929.

Дмитрий Багаев: летописец павлодарского Прииртышья / авт.-сост. В. Д. Болтина, Т. Е. Покидаева, Л. В. Шевелева. Павлодар: тип. Сытина, 2017.

Дудин С. М. Киргизский орнамент // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн. 5. М.; Пг.: Всемирная литература, 1925. С. 164-183.

Дудин С. М. Ковровые изделия Средней Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. VII. Л.: Изд-во АН СССР, 1928. С. 71-166.

Игумен Иосиф (Еременко). К истории православного храма во имя святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова п. Ямышево Павлодарского уезда // Официальный сайт Павлодарской епархии. 29.01.2011. URL: http://pavlodar-eparhia.ru/story/igumen-iosif-eremenko-k-istorii-pravoslavnogo-khrama-vo-imya-svyatogo-apostola-i-evangelista-i (дата обращения: 10.03.2021).

Карутц Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. СПб.: Изд. Девриена, 1911.

Клодт Е. А., Чепелев В. Казахский народный орнамент. М.: Искусство, 1939.

Ларионов М. М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Изд. Восточно-Казахстанского обл. фонда поддержки культуры и искусства, 2007.

Прищепова В. А. К этнографии народов Средней Азии и Казахстана: материалы Среднеазиатской этнологической экспедиции АН СССР 1926-1929 гг (по архивным данным) // Этническая и этносоциальная история народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. СПб.: МАЭ РАН, 1995. С. 186-249.

Прищепова В. А. История формирования иллюстративных фондов МАЭ РАН по культуре казахов XIX-XX вв. // Казахская традиционная культура в собраниях Кунсткамеры. Алматы: Институт культурной политики и искусствознания Министерства культуры и информации Республики Казахстан, 2008. С. 15-17.

Резван Е. А. Туркестан. Мой мир ислама. Т. I. СПб.; Алматы: КМБХ, 2016.

Скальский К. Ф. Омская епархия. Омск: тип. А. К. Демидова, 1900.

Шнейдер Е. Р. Казахская орнаментика // Казахи: антропологические очерки. Вып. 2. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. С. 135-171.

REFERENCES

Dmitrii Bagaev: letopisets pavlodarskogo Priirtysh'ia [Dmitriy Bagaev, the Chronicler of the Irtysh Land]. Authors-compilers V. D. Boltina, T. E. Pokidaeva, L. V. Sheveleva. Pavlodar: Sytin's publ., 2017. (In Russian)

Dudin S. M. Kirgizskii Ornament [Kyrgyz Traditional Patterns]. Vostok [Orient], no. 5, Petrograd: Zarubezhnaia Literatura publ., 1925, pp. 164-183. (In Russian)

Dudin S. M. Kovrovye izdeliia Srednei Azii [Carpets of Central Asia]. SbornikMuzeia antropologii i etnografii [Museum of Anthropology and Ethnography Collection of Articles], vol. 7. Leningrad: Publ. of the Academy of Sciences of the USSR, 1928, pp. 71-166. (In Russian)

Gavrilov M. F. Ornament kirgiz Susamyra [Patterns of the Kyrgyz of Suusamyr]. Tashkent: Pravda Vostoka publ., 1929. (In Russian)

Karutts R. Sredi kirgizov i turkmen na Mangyshlake [Among the Kyrgyz and Turkmens in Mangyshlak]. St. Petersburg: A. F. Devrien's Publ., 1911. (In Russian)

Klodt E. A., Chepelev V. Kazakhskii narodnyi ornament [Kazakh National Patterns]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1939. (In Russian)

Larionov M. M. Pravoslavnoe zodchestvo Vostochnogo Kazakhstana [Orthodox Christian Architecture of East Kazakhstan]. Ust'-Kamenogorsk: Publ. of the Regional East Kazakhstan Fund for Culture and Art Support, 2007. (In Russian)

Prishchepova V. A. K ethnografii narodov Srednei Azii i Kazakhstana: Materiali Sredneasiatskoi etnologi-cheskoi ekspeditsii Akademii nauk SSSR 1926-1929 (po arkhivnym dannym) [On the Ethnography of the Peoples of Central Asia and Kazakhstan: Materials of the Central Asian Ethnological Expedition of the Academy of Sciences of the USSR in 1926-1929]. Etnicheskaia i etnosotsialnaia istoriia narodov Kavkaza, Srednei Azii i Kazakhstana [Ethnic and Ethnosocial History of the Peoples of the Caucasus, Central Asia and Kazakhstan]. St. Petersburg: MAE RAN, 1995, pp. 186-249. (In Russian)

Prishchepova V. A. Istoriia formirovaniia illiustrativnykh fondov MAE RAN po kul'ture kazakhov XIX-XX vekov [Formation of Collections on the Kazakh Culture of the 19th-20th Centuries in the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences]. Kazakhskaia traditsionnaia kul'tura v sobraniiakh Kunstkamery [Traditional Kazakh Culture in the Kunstkamera Collections]. Almaty: Institut of Cultural Politics and Art History of the Ministry of Culture and Information of the Republic of Kazakhstan, 2008, pp. 15-17. (In Russian) Rezvan E. A. Turkestan. Moi mir islama [Turkestan. My World of Islam], vol. I. St. Petersburg; Almaty: KMBH, 2016. (In Russian)

Schneyder E. R. Kazakhskaia ornamentika [Kazakh Ornamentation]. Kazakhi: antrologicheskie ocherki [Kazakhs: Anthropological Essays], iss. 2. Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1927, pp. 135-171. (In Russian)

Submitted: 10.05.2021 Accepted: 18.08.2021 Published: 15.12.2021

К статье В. А. Прищеповой, М. Е. Резван

Рис. 6, 7. Окрестности Баянаула. Павлодарская область, Республика Казахстан. Фото М. Е. Резван, 2010 г. Fig. 6, 7. Bayanaul area. Pavlodar Region, Republic of Kazakhstan. Photo by Maryam Rezvan, 2010

Рис. 8. Озеро Жасыбай. Баянаульский район, Павлодарская область, Республика Казахстан.

Фото М. Е. Резван, 2010 г.

Fig. 8. Jasybay Lake. Bayanaul District, Pavlodar Region, Republic of Kazakhstan. Photo by Maryam Rezvan, 2010

Рис. 11. Каменные постройки. Баянаульский район, Павлодарская область, Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И 550-9

Fig. 11. Stone constructions. Bayanaul District, Pavlodar Region, Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-9

Рис. 16. Жилище в 7 ауле Павлодарского района. Казахстан. Фото Д. П. Багаева, 1920-1930-е годы. МАЭ И-550-17

Fig. 16. Dwelling in the 7th aul of Pavlodar District. Kazakhstan. Photo by D. P. Bagaev, 1920-1930s. MAE I 550-17

Рис. 17. Хозяйственная постройка. Аул Верхний Кызыл Шилик (бывш. № 10), Павлодарская область, Республика Казахстан. Фото М. Е. Резван, 2010 г.

Fig. 17. Household building. Upper Kyzyl Shilik aul (former № 10), Pavlodar Region, Republic of Kazakhstan. Photo by Maryam Rezvan, 2010

Рис. 28. Фотоателье в Доме-музее Д. П. Багаева. Фото Т. Федоровой, 2010 г. Fig. 28. Photographic studio in D. P. Bagaev House Museum. Photo by Tatiana Fedorova, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.