ПУБЛИКАЦИИ
УДК 1(091)
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР И КАНТ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
В. X. Гильманов*
«Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. По своей всеобщности определение этики как поведения человека в соответствии с идеей благоговения перед жизнью кажется несколько неполным. Но оно есть единственно совершенное» (Швейцер, 1993б, с. 473). В этих словах лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера отражена суть его парадоксальной и, по его собственному признанию, наивной попытки создать универсальную этику с тем, чтобы остановить «вырождение нашей культуры», ставшей подобной «кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе» (Швейцер, 1993б, с. 289). В потере «рулевого управления» Швейцер, будучи убежденным христианином, обвиняет всякое мышление, ориентированное на создание замкнутых логических систем, — в естествознании, в философских системах, в мировых религиях, включая христианство! В ужасе от Первой мировой войны и поведения европейцев в странах Востока и Африки, включая миссионеров, он пишет: «Все, что христианство сделало как религия любви, уничтожено... тем фактом, что оно не смогло воспитать христианские народы в духе миролюбия и что в последней войне оно так тесно связало себя с мирскими интересами и с людской ненавистью, от которых не освободилось и до сегодняшнего дня. Это было таким ужасным предательством по отношению к духу Иисуса!» (Швейцер, 1993а, с. 39). Причина предательства — сознательное или бессознательное следование тем или иным видам мирской логики, но, утверждает Швейцер, «всякая мыслящая вера должна вы-
* Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14. Поступила в редакцию: 15.03.2016 г. <М: 10.5922/0207-6918-2016-2-7 © Гильманов В. Х., 2016
В. X. Гильманоб
107
бирать одно из двух: либо быть этической религией, либо религией, которая объясняет мир» (Швейцер, 1993а, с. 33). При этом Швейцер, критикуя культуру романтизма, убежден в том, что именно последовательный рационализм представляет собой необходимое явление всякой нормальной духовной жизни.
Уже из этого видно, что ученик Адольфа Гарнака и других адептов либерального протестантизма, пытавшихся освободить христианство от «мистического балласта» прошлого, оказывается в своем программном недоверии к «логически завершенной, внутренне непротиворечивой» (Швейцер, 1993а, с. 33) дискурсивности разных философий и религий намного ближе к автору первохристианских парадоксов Тертуллиану с его Credo quia absurdum. Швейцер убежден, что «логическое мышление о природе вселенной не может прийти к этике» (Швейцер, 1993а, с. 33), а для него главное не в логически завершенном знании, а в этической необходимости добра. Это роднит его с Кантом, а именно — с несколько парадоксальной попыткой последнего «возвысить [устранить] знание, чтобы получить место для веры» (Кант, 1994, с. 31), для практического расширения чистого разума.
Кант для Швейцера является, вне всякого сомнения, основным инициатором его проекта универсальной этики, но отношение Швейцера к Канту тоже парадоксально и заслуживает, по мнению некоторых проницательных исследователей, экзистенциально оценочной характеристики «любовь-ненависть». В какой-то степени этот парадокс отражен в следующем суждении Швейцера в его основополагающей работе «Культура и этика»: «То, что Кант поставил во главу угла этики конфликт истины с самой собой, свидетельствует о глубине его этического чувства. Но то, что он в своих поисках существа нравственного не дошел до идеи благоговения перед жизнью, не дало ему возможности увидеть прямую связь между истинностью по отношению к самому себе и активной этикой» (Швейцер, 1993б, с. 481).
Из всех философов Кант — самый частый импакт-фактор в работах Швейцера, и этот роман «любви-ненависти» с Кантом начался у него на ранних этапах жизненного и творческого пути: диссертация Швейцера на степень доктора философии, защищенная в июле 1899 года в университете Страсбурга, называется «Философия религии Канта от "Критики чистого разума" до "Религии в пределах только разума"». Ее перевод предлагается вниманию читателя.
Альберт Швейцер родился в 1875 году в немецко-французском Эльзасе. В студенческие годы он учился в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа, получив докторские степени по философии, теологии и медицине. С раннего детства Швейцер изучал теорию музыки и искусство игры на органе. В начале XX века он завоевал известность как концертирующий органист и проницательный музыковед, прежде всего в связи с работами о Бахе. В 1913 году Швейцер на собственные средства вместе со своей женой Элен Бреслау основал в местечке Ламбарене в Габоне на юге Африки больницу, которая стала для него главным делом его жизни и эпицентром его идейной операции по спасению жизни от культурной и цивилизационной катастрофы на основе универсальной космической этики. В 1952 году Швейцеру была присуждена Нобелевская премия мира, которую он использовал для построения в Африке лепрозория для больных проказой. Швейцер
108
Публикации
умер в 1965 году, оставив после себя легенду о добром враче из Ламбарене и парадоксальную этическую систему, которая, взбудоражив мир, довольно скоро оказалась в забвении, будто подтверждая диагноз Швейцера о «духовном банкротстве цивилизации».
В списке работ Швейцера его диссертация о Канте, изданная вскоре после защиты отдельной книгой, стоит в самом начале. В своей автобиографии «Из моей жизни и мыслей» Швейцер подробно описывает, как рождался его труд о философии религии Канта. Он начал свою работу над ним осенью 1898 года в Париже, куда отправился после сдачи государственного экзамена по теологии в университете Страсбурга, получив престижную стипендию Голля для изучения философии в Сорбонне. Уже в марте 1899 года Швейцер вернулся в Страсбург и представил текст диссертации своему научному руководителю профессору Теобальду Циглеру, который назначил защиту на июль этого же года. В конце 1899 года диссертация Швейцера вышла в свет отдельной книгой.
Предлагаемый к публикации перевод осуществляется на основе следующего издания диссертации Швейцера: Schweizer A. Die Religionsphilosophie Kants von der Kritik der reinen Vernunft bis zur Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft. 2. Nachdr. der Ausg. Freiburg i. B., Leipzig und Tübingen, 1899. Hildesheim ; Zürich ; N. Y. : Georg Olms Verlag, 1990.
В тексте диссертации Швейцер ссылается на тексты Канта, опубликованные издательством «Ph. Reclam», с указанием страниц из этого издания. В переводе тексты Канта даются по изданию: Кант И. Собрание сочинений : в 8 т. Юбилейное издание 1794 — 1994 / под ред. А. В. Гулыги. М. : Чо-ро, 1994 — с указанием номера тома и страницы.
Список литературы
1. Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч. : в 8 т. М., 1994. Т. 3.
2. Швейцер А. Христианство и мировые религии // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993а.
3. Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993б.