Научная статья на тему 'АКУСТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. ИЗ ОПЫТА АЛЬТЕРНАТИВНОГО АНАЛИЗА'

АКУСТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. ИЗ ОПЫТА АЛЬТЕРНАТИВНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / БЫЛИЧКА / ПОВЕРЬЕ / АКУСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харлов Андрей Владимирович

В статье ставится проблема анализа акустического окружения в традиционной культуре с помощью современных технических средств. Автором изложена методика сравнения частотных характеристик акустической составляющей жанров народного творчества, разработанная на кафедре теории музыки Нижегородской консерватории в рамках предмета «Фольклорно-этнографическая практика». Анализируются условия записи фольклорного материала, роль акустического окружения. Подробно описывается методика применения стандартов записи и хранения фольклорных образцов. Анализируется акустическое пространство старых деревянных домов и способы воздействия последнего на исполнителя. В статье рассматривается возможность применения методики ЭФГ (электронно-голосового феномена) как одного из действенных современных технических приемов, позволяющих проводить детальный компаративный анализ частотной составляющей фольклорных образцов с целью выявления причин воздействия акустического окружения на организм человека. Детально описывается принцип возникновения резонансов путем сложения тембровых гармоник человеческого голоса и основных звуковых волн старых деревянных домов. Допускается возможность взаимовлияния человека и акустического окружения как в положительном, так и в негативном аспектах. Автором предпринимается попытка анализа внемузыкальных жанров фольклора с использованием возможностей современного студийного аудиовизуального инструментария, позволяющего рассматривать звуковое пространство как многоплановую информационную систему. Изучение ее позволит по-иному взглянуть на феномен традиционной культуры. В статье поднимаются проблемы, связанные с угасанием певческой традиции в современных условиях, являющимся результатом разрушения акустического окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACOUSTIC ENVIRONMENT IN TRADITIONAL CULTURE. FROM EXPERIENCE OF THE ALTERNATIVE ANALYSIS

The article rises the problem of the analysis of an acoustic environment in traditional culture with the help of modern technical means. The technique of comparison of frequency characteristics of an acoustic component of genres of folk art developed at the theory of music department at the Nizhny Novgorod conservatory within the subject «Folklore and Ethnographic Practice» is offered. The conditions of folklore material recording and the role of acoustic environment are analyzed. The method of application of the standards of recording and storing samples of folklore is described in detail. The acoustic space of old wooden houses and ways of influence of the latter on a performer are analyzed. The article considers the possibility of using the method of EVP (electronic voice phenomenon) as one of the effective modern techniques that allow for a detailed comparative analysis of the frequency component of folklore samples in order to identify the causes of the impact of the acoustic environment on a human body. The principle of resonance by adding the timbre harmonics of the human voice and the main sound waves of old wooden houses is described in detail. The possibility of mutual influence of a person and an acoustic environment in both positive and negative aspects is treated as possible. The author attempts to analyze the non-musical genres of folklore using the capabilities of modern studio audiovisual tools allowing to consider sound space as a multifaceted information system. Its study will allow a different look at the phenomenon of traditional culture. The article raises the problems associated with the extinction of the singing tradition in modern conditions, which is the result of the destruction of the acousticenvironment.

Текст научной работы на тему «АКУСТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. ИЗ ОПЫТА АЛЬТЕРНАТИВНОГО АНАЛИЗА»

© Харлов А. В., 2018 УДК 781.1

АКУСТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. ИЗ ОПЫТА АЛЬТЕРНАТИВНОГО АНАЛИЗА

В статье ставится проблема анализа акустического окружения в традиционной культуре с помощью современных технических средств. Автором изложена методика сравнения частотных характеристик акустической составляющей жанров народного творчества, разработанная на кафедре теории музыки Нижегородской консерватории в рамках предмета «Фольклорно-этно-графическая практика». Анализируются условия записи фольклорного материала, роль акустического окружения. Подробно описывается методика применения стандартов записи и хранения фольклорных образцов. Анализируется акустическое пространство старых деревянных домов и способы воздействия последнего на исполнителя. В статье рассматривается возможность применения методики ЭФГ (электронно-голосового феномена) как одного из действенных современных технических приемов, позволяющих проводить детальный компаративный анализ частотной составляющей фольклорных образцов с целью выявления причин воздействия акустического окружения на организм человека. Детально описывается принцип возникновения резонансов путем сложения тембровых гармоник человеческого голоса и основных звуковых волн старых деревянных домов. Допускается возможность взаимовлияния человека и акустического окружения как в положительном, так и в негативном аспектах. Автором предпринимается попытка анализа внемузыкальных жанров фольклора с использованием возможностей современного студийного аудиовизуального инструментария, позволяющего рассматривать звуковое пространство как многоплановую информационную систему. Изучение ее позволит по-иному взглянуть на феномен традиционной культуры. В статье поднимаются проблемы, связанные с угасанием певческой традиции в современных условиях, являющимся результатом разрушения акустического окружения.

Ключевые слова: фольклор, быличка, поверье, акустическая составляющая, частотный спектр

В синтетическом по своей природе народном обрядовом действе исследователи отмечают многоплановость понятия звука. «Это и природные звуки и шумы, и организованные звуки песни или инструментального наигрыша», — пишет Н. Н. Гилярова... [2, с. 5]. При этом она делает важное уточнение: «У народных исполнителей уличное, открытое пространство и домашнее, закрытое помещение создают разные эмоциональные состояния» [3, с. 82]. Важную роль акустических условий записи отмечает Е. В. Кривцова. «Велика роль и акустических условий записи, в каком помещении она производилась», — пишет она [6, с. 209]. Г. В. Лобкова, считая функции природных звуков и человеческого голоса «исключительно емкими и действенными информационными системами», отмечает, что они «в настоящее время образуют область нерешенных и актуальных научных проблем» [7, с. 111]. Тем самым учеными говорится о необходимости исследования звукового пространства, однако никто из них не указывает, каким должно быть это исследование.

Мы хотели бы остановиться на том компоненте звукового пространства, который редко

привлекает внимание исследователей — акустической составляющей, которая является одним из главных сегментов любого фольклорного текста, бытующего в сельской местности.

При компаративном анализе фольклорных образцов, вошедших в электронную энциклопедию Нижегородского фольклора [10], привлек внимание любопытный статистический факт: около 80 процентов хороших качественных опросов было проведено в старых деревянных домах (обычно принадлежащих родителям респондентов или другим родственникам), либо на завалинке около дома. А помещения современных домов культуры, либо квартиры (в небольших 2-х или 3-хэтажных панельных домах) дали менее значимый результат.

Мы попробовали проанализировать акустическую составляющую нескольких старых деревенских домов. Дома выбирались «с историей». Либо это были дома старожилов села, либо они фигурировали в устных рассказах, быличках, записанных в разные временные периоды. Сначала следовало произвести качественную аудиозапись акустической составляющей (в дальней-

шем — АС). То есть мы записывали тишину. Нами привлекалось переносное высококачественное студийное оборудование, позволяющее выполнять аудиозапись с разрешением 24Ь и частотой семплирования 96^ (подробнее о стандартах звукозаписи: [8]). Были расставлены микрофоны, позволяющие грамотно выстроить стереополе, избегая любых фазовых искажений и артефактов. Подобный метод у работников телевидения называется «запись синхрона, атмосферы».

Дальнейшая работа осуществлялась в городе, в студийных условиях. Действия были аналогичны процессам компьютерного анализа ЭФГ (электронно-голосового феномена) с той лишь разницей, что ЭФГ предусматривает аудизапись радиопомех, у нас же в качестве исходного материала был аудио файл тишины старого деревянного дома. По сути, это был белый шум. Далее был выбран образцовый семпл и сформирован слепок этого белого шума, после чего аудиофайл АС был очищен от шума и нормализован. На студийных мониторах в нескольких местах АС можно было услышать посторонний шум с выраженной формантой, подобной искаженной форманте человеческого голоса, скрывавшейся за белым шумом. Можно было разобрать отдельные слоги, а на одном из файлов — различить слова: Рожество это рожество... Соловьев... Необходимо заметить, что в этом населенном пункте Рождество произносится как Рожество, а Соловьев — это фамилия давно умершего хозяина дома.

Пример 1. Частотный спектр АС старого деревянного дома

Здесь практически нет звуковых частот ниже 50-60 Гц, небольшой «горб» в диапазонах около 300 Гц и 3500-4000 Гц. Заметим, что так называемая «народная частота» аутентичных исполнителей, придающая голосу разборчивость, как раз находится в диапазоне 3400-4000 Гц.

Подобный компьютерный анализ АС является экспериментом. Но он позволяет предположить, что АС положительно влияет на респон-

дентов, они как бы чувствуют поддержку своих предков, тех, кто давно жил в этих домах.

Можно назвать еще один фактор, положительно влияющий на «житие» фольклорных жанров в условиях традиционном крестьянского дома. Известно, что при строительстве старых деревянных домов часто применялись еловые бревна. Важной является их способность положительного резонанса, то есть возможность усиления звука без искажений. В Воскресенском районе существуют рассказы о «музыкальной сосне», из которой делали музыкальные инструменты. Однако, в сосновом бору можно было обнаружить только несколько деревьев, пригодных для этой цели. Правильно собранное жилище из сосновых бревен могло представлять собой своеобразную «деку» огромного музыкального инструмента, «струнами» в котором были голоса хозяев дома. По акустическим замерам, проведенным студентами в рамках фольклорно-этнографической практики, ранние звуковые отражения в деревенском доме составляли всего несколько десятых секунды, что является наиболее естественным для слуха человека. Голос в результате наложения на него отраженного сигнала становился более насыщенным. Могла меняться и тембровая составляющая, так как массивные деревянные бревна отражают разные частоты по-своему, добавляя гармоники и выполняя функцию некой «сатурации».

Многие исследователи отмечают, что уровень певческой культуры в настоящее время падает. Сказанное позволяет сделать важный вывод: угасание певческой традиции может происходить при разрушении акустической составляющей. Исполнители неуютно чувствуют себя в новых бытовых условиях, не ощущают незримой поддержки и, как результат, забывают песни. Это может быть только одной из важных причин, влияющих на жизнеспособность певческой традиции.

Важность АС подтверждается и другими факторами. Известно, что в процессе эволюции человек постепенно приспосабливался к окружающей его действительности. Можно констатировать тот факт, что шум леса или журчание ручья являются комфортным акустическим окружением человека. В качестве основной частоты барабанной перепонки человека можно назвать 1000 Гц. Эту частоту называют наиболее естественной, определяющей для «лесного шума». Вот как выглядит частотный спектр лесного массива около Серафимовых камней, являющегося одной из самых почитаемых православных святынь Первомайского района Нижегородской области:

Пример 2

Достаточно ровная частотная поверхность по всему спектру, подъем около 10003600 Гц — это пение птиц. Кстати, вспомним, частоты 3400-4000 являются основными для формирования яркого народного пения.

А вот как выглядит акустическое окружение во дворе женщины, которую в деревне считают колдуньей:

Пример 3

показалась интересной быличка о Большачке, которая живет в старой дубовой роще. Известный этноэколог Д. Ю. Доронин полагает, что подобные сюжеты тесно связаны с мордовской мифологией. Мы считаем, что в данном случае также более уместно говорить об акустическом природном окружении, так как (по рассказам старожилов), находясь в этой роще, человека охватывает необъяснимый страх. Была осуществлена аудиозапись акустической составляющей с последующим анализом в студийных условиях (алгоритм исследования полностью аналогичен вышеописанному). В результате была обнаружена странная форманта искаженного человеческого голоса. Можно даже разобрать слово «Важдя» (или что-то похожее). Если учитывать мордовские корни этой былички, то это может быть «важОдема» (работа), «важОдемс» (работать), собственное имя «Важдень». Вот так выглядят частотный график АС дубовой рощи (Большачка):

Пример 4

Налицо агрессивная низкочастотная составляющая, уходящая практически в инфразву-ковой диапазон.

Рассмотрим специфику АС в некоторых жанрах традиционной культуры.

Одним из них является быличка — важный информационный источник. Жанровая специфика быличек — рассказ о существах низшей демонологии. Часто они «повествуют о различных формах взаимообщения, взаимодействия двух... сторон бытия — мира покойных и мира живущих» [1, с. 129]. В отдельных случаях они выполняют функцию предостережения, назидания. Н. С. Карева отмечает, что «...в несказочной прозе познавательная и дидактическая функции преобладают над художественной и «...ее произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном» [5, с. 41-43].

Часто в быличках рассказывается о конкретных природных объектах, которые по каким-либо причинам не посещаются местным населением. Это может быть роща, одинокое дерево, расположенное на меже (вяз или дуб). В этой связи нам

Сразу виден огромный «горб» в низкочастотном спектре 20-30 Гц. Скорее всего, затрагиваются и более низкие частоты (частотный потолок применяемого микрофона не позволял фиксировать звуки ниже 20 Гц). Есть небольшой подъем в районе около 1400 и 3600 Гц. Налицо сильнейшее воздействие низкочастотным (возможно, и инфранизкочастотным) спектром, что, вероятно, усиливает чувство тревоги и страха.

Кстати, содержание былички, по сути, предостережение: «туда нельзя ходить, там Большач-ка живет».

На юге Нижегородской области в наше время часто встречается еще один жанр устного народного творчества — поверье (предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях об устройстве мира). В деревне Челатьма Дивеевского района существует лесной родник Комариха. Вода в нем считается целебной, может излечить, а может и дать последнее успокоение умирающему. Об этом говорят так: «Приносют воду, нащепывают примерно одиннадцать лучинок... чтобы они не четны были

и спрыскивают (через них. — А. Х.). Даже еще пустют угольки туды... » [10]. «Когда человек умирает, ну это берут... оттоль носют. Дают ему попить, спрыснут: "Господи, очисть все грехи его...", — или умрет, или справится» [10]. По сути это рассказы о живой и мертвой воде. Целебная сила родников отмечается многими респондентами. Предание записано в наше время, это дает право предполагать, что информация актуальна и сейчас. В селе Череватово Дивеевского района нами записано: «Если на смерть — надо с трех (колодцев. — А. Х.)... туды идешь — не разговариваешь, оттоль — не разговариваешь... Когда берешь воду — молчком» [10]. Таких рассказов много, но всегда указывается, что надо соблюдать тишину. Без крайней нужды на целебные родники не ходили. Это не что иное, как наличие особой акустической составляющей, и местными жителями подчеркивается, что только в этом случае вода будет иметь силу. Когда больной человек приходит на родник (а находится он, как правило, далеко от деревни, часто в лесу), целебную силу дает не только сама вода, но и окружающая среда, в том числе и звук журчащей воды, пение птиц.

В рамках фольклорно-этнографической практики студентами кафедры теории музыки ННГК им. М. И. Глинки были записаны образцы журчания воды в нескольких почитаемых родниках. Так выглядит АС родника Тихвинской Божьей Матери (Вачский район Нижегородской области):

Пример 5

Ровная низкочастотная составляющая, небольшой всплеск в области высокой середины. В этом диапазоне обычно слышны голоса птиц в лесу.

Итак, акустическую составляющую можно смело назвать природной музыкой. В основе ее — колебания звука в упругой воздушной среде. Она может иметь различную тембровую окраску исходя из общего количества гармоник в зависимости от ситуативности. Влияние акустического окружения на человека может быть как положительным, так и отрицательным, что связано

с доминированием разных частот в той или иной ситуации. Влияние низкочастотных и инфразву-ковых колебаний (приблизительно до 50 Гц) вызывает у человека дискомфорт. Внутренние органы человека также имеют собственные частоты, которые в различной ситуации могут входить в резонанс с частотами АС. В таком случае человек чувствует себя некомфортно. С другой стороны, в результате взаимодействия собственных частот человека и АС может складываться обертоновый ряд, помогающий голосу человека звучать более плотно и разборчиво. Возможно и влияние «голосовых фантомов», которые, как показали эксперименты, существуют, и, возможно, ощущаются исполнителями.

Методы анализа окружающего нас звукового пространства, подобные изложенным в данной статье, могут восприниматься академической наукой как достаточно спорные. Возможно, мы еще не готовы осознать существование некоего (очевидного для носителей фольклорной традиции) «паралельного мира», но нельзя согласиться с тем, что нам абсолютно все известно о феномене под названием «традиционная культура».

Литература

1. Власова М. Н. Представления о «посмертном бытии» в быличках Новгородской области // Русский фольклор. СПб.: Наука, 2001. С. 121-133.

2. Гилярова Н. Н. Предисловие // Звук в традиционной культуре: сб. ст. М., 2004. 253 с.

3. Гилярова Н. Н. Стилевые черты песен свадебного обряда юго-западных районов Калужской области // Отечественная этномузыколо-гия: мат. междунар. научн. конф. СПб., 2010. Т. 1. С. 77-94.

4. Дорохова Е. А. Сравнительные исследования в современном этномузыкознании: методология и перспективы // Отечественная этному-зыкология: мат. междунар. научн. конф. СПб., 2010. Т. 1. С. 235-247.

5. Карева Н. C. Устная несказочная проза Арзамасского края // Молодой ученый. 2016. № 11.2. С. 41-43.

6. Кривцова Е. В. Специфика звукового поля свадебного обряда в некоторых селах Задонского района Липецкой области // Звук в традиционной культуре: сб. ст. М., 2004. С. 209-224.

7. Лобкова Г. В. Методы системного изучения традиций народной культуры (из опыта работы Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории) // Современное музыкознание в мировом научном пространстве / сост. и науч. ред. Е. Н. Дулова. Минск: Белорусская

государственная академия музыки, 2010. С.109-118.

8. Харлов А. В. Эволюция технических средств записи традиционного фольклора (из опыта работы нижегородских фольклористов) // Музыка в диалоге культур и цивилизаций: сб. статей по материалам международной конференции 14-18 октября 2016 г. / отв. ред. Т. Б. Сиднева. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. С. 419-422.

9. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора. В 2-х ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. М.: Музыка, 2007. 392 с.

10. Электронная энциклопедия Нижегородского фольклора. T. 4. Дивеевский район / ред. А. В. Харлов. Н. Новгород, 2018.

References

1. Vlasova, M. N. (2001), "Ideas of «posthumous life» in bylichka of the Novgorod region", Russkii folklor [The Russian folklore], Science, Saint-Petersburg, Russia, pp. 121-133.

2. Gilyarova, N. N. (2004), "Preface", Zvuk v tradicionnoj kul'ture [The Sound in traditional culture], Moscow, Russia.

3. Gilyarova, N. N. (2010), "Style lines of songs of a wedding ceremony of southwest areas of the Kaluga region", Otecestvennaya etnomusikologiya [Domestic ethnomusicology]. St. Petersburg, Russia, pp. 77-94.

4. Dorokhova, E. A. (2010), "Comparative researches in modern ethnomusicology, methodology and perspectives", Otecestvennaya

etnomusikologiya [Domestic ethnomusicology], Vol. 1, Saint-Petersburg, Russia, pp. 235-247.

5. Kareva, N. S. (2016), "Oral not fantastic prose of the Arzamas edge", Molodoi uchenyy [Young scientist], No. 11.2, pp. 41-43.

6. Krivtsova, E. V. (2004), "Specifics of the sound field of a wedding ceremony in some villages of Zadonsky district of the Lipetsk regionthe", Zvuk v tradizionnoi culture [The Sound in traditional culture], Moscow, Russia, pp. 209-224.

7. Lobkova, G. V. (2010), "Methods of system studying of traditions of national culture (from experience of the Folklore and ethnographic center of the St. Petersburg state conservatory)", Sovremennoe musicosnanie v mirovom nauchnom prostranstve [Modern musicology in world scientific space], Compiled by and nauch. edition of E. N. Dulov, Belarusian state academy of music, Minsk, Belarusian, pp. 109-118.

8. Kharlov, A. V. (2016), "Evolution of technical means of record of traditional folklore (from experience of the Nizhny Novgorod specialists in folklore)", Musika v dialoge kultur i civilizaciy [Music dialogue of cultures and civilizations], Nizhny Novgorod conservatory, Nizhny Novgorod, Russia, pp. 419-422.

9. Shchurov, V. M. (2007), Zanry russkogo musicalnogo folklora [Genres of Russian musical folklore], Vol. 1, Muzyka, Moscow, Russia.

10. Kharlov, A. V. (ed.) (2018), Electronnaya enciclopediya nizhegorodskogo folklora [Electronic encyclopedia of the Nizhny Novgorod folklore], Vol. 4, Nizhny Novgorod, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.