Научная статья на тему 'Заговоры: музыкальный подход к анализу немузыкальных жанров'

Заговоры: музыкальный подход к анализу немузыкальных жанров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ЗАГОВОР / ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / ЗВУКОВАЯ ВОЛНА / АКУСТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ / FOLKLORE / INCANTATION / FREQUENCY SPECTRUM / SOUND WAVE / ACOUSTIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харлов Андрей Владимирович

В статье предпринята попытка анализа заговоров (внемузыкальных жанров традиционной культуры) с применением современных студийных аппаратно-программных комплексов аудиоредактирования, позволяющих рассматривать речевой сегмент как звуковую многоплановую информационную систему. Изложена методика сравнения частотных характеристик мелодического контура заговоров. Описан принцип возникновения резонансов путем сложения тембровых гармоник человеческого голоса и акустического окружения. Показаны принцип обнаружения резонирующих частот и их влияние на объект заговора. Рассмотрено взаимовлияние среднечастотного диапазона звуковых волн акустического окружения и аналогичных гармоник речевой стороны заговора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCANTATIONS: MUSICAL APPROACH TO NON-MUSICAL GENRES ANALYSIS

The article attempts to analyse incantations (non-musical genres of traditional culture) with the use of modern studio hardware and software systems of audio editing, which allow considering the verbal segment as a sound multi-faceted information system. The technique of the comparison of the frequency characteristics of incantations melodic contour is stated. The author describes the principle of the occurrence of resonances by combining the timbre harmonics of human voice and acoustic environment. The principle of the detection of resonant frequencies and their influence on the object of the incantation are shown. The paper considers the interaction of the mid-frequency range of sound waves of acoustic environment and similar harmonics of the verbal part of the incantation.

Текст научной работы на тему «Заговоры: музыкальный подход к анализу немузыкальных жанров»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.4.29

Харлов Андрей Владимирович

ЗАГОВОРЫ: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

В статье предпринята попытка анализа заговоров (внемузыкальных жанров традиционной культуры) с применением современных студийных аппаратно-программных комплексов аудиоредактирования, позволяющих рассматривать речевой сегмент как звуковую многоплановую информационную систему. Изложена методика сравнения частотных характеристик мелодического контура заговоров. Описан принцип возникновения резонансов путем сложения тембровых гармоник человеческого голоса и акустического окружения. Показаны принцип обнаружения резонирующих частот и их влияние на объект заговора. Рассмотрено взаимовлияние среднечастотного диапазона звуковых волн акустического окружения и аналогичных гармоник речевой стороны заговора.

Адрес статьи: от№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2019/4/2£Шт1

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 4. C. 141-145. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7 Дата поступления рукописи: 22.01.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript2019A29

В статье предпринята попытка анализа заговоров (внемузыкальных жанров традиционной культуры) с применением современных студийных аппаратно-программных комплексов аудиоредактирования, позволяющих рассматривать речевой сегмент как звуковую многоплановую информационную систему. Изложена методика сравнения частотных характеристик мелодического контура заговоров. Описан принцип возникновения резонансов путем сложения тембровых гармоник человеческого голоса и акустического окружения. Показаны принцип обнаружения резонирующих частот и их влияние на объект заговора. Рассмотрено взаимовлияние среднечастотного диапазона звуковых волн акустического окружения и аналогичных гармоник речевой стороны заговора.

Ключевые слова и фразы: фольклор; заговор; частотный спектр; звуковая волна; акустическое окружение. Харлов Андрей Владимирович

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки artandy 79@yandex. ru

ЗАГОВОРЫ:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Интерес к немузыкальным фольклорным жанрам существует давно. Однако в музыкальной фольклористике «речевые» фольклорные жанры не являются самостоятельным объектом исследования. «Преломление интонации бытовой народной речи, поиски "мелодии, творимой говором", использование... интонаций и ритмов обрядово-магических заклинаний, плачей выступает в ряду ведущих творческих задач», - отмечает Г. В. Лобкова [5, с. 63]. Однако при этом она справедливо отмечает, что до сих пор «не выработана общепринятая научная терминология. не выявлены основные типологические признаки, стилевые свойства до-песенных образцов» [Там же, с. 64].

Одним из важнейших для исследования фольклориста является жанр заговора, сочетающий в себе «признаки речевого и музыкального интонирования в одном тексте» [4, с. 89]. Воздействие заговора на эмоционально-психологическое состояние человека велико. Разные жизненные ситуации способствовали превращению этого жанра в «реальную силу, оказывавшую влияние на здоровье, психическое и моральное самочувствие личности.» [7, с. 10]. Однако до сих пор специфика мелодического контура заговоров, как и других подобных жанров, не рассматривалась с позиции современного музыковедческого анализа, предполагающего использование новейших компьютерных технологий. Актуальность и необходимость их применения обусловлены тем, что даже натренированный слух профессионального музыковеда не способен уловить мельчайшие частотно-интонационные изменения, с легкостью фиксируемые студийными акустическими инструментами программных аудиоредакторов. Учитывая, что использование подобных технологий анализа необходимо для понимания процессов психоакустического воздействия на человека, нами впервые в истории современной фольклористики была применена система студийного аппаратно-программного комплекса (DAW) для изучения частотно-интонационных характеристик мелодического рельефа заговора - внему-зыкального жанра традиционной культуры. Целью применения подобных технологий может служить выявление закономерностей взаимовлияния психоакустических элементов внемузыкальных жанров, способствующих пониманию процесса воздействия на слушателя. С помощью графического 3D-анализатора впервые появляется возможность наглядно показать механизм частотного воздействия заговора на слушателя, объяснить динамику развития или угасания данного фольклорного жанра в современных условиях.

Рассмотрим с позиций современного компьютерного анализа несколько образцов заговоров, записанных от деревенских знахарей в 2006 году в селе Череватово Дивеевского района Нижегородской области. Все они включены в электронную энциклопедию [9].

«От килы» (нарыва). Это - один из распространенных деревенских недугов неясной этиологии, поэтому его появление нередко связывают с действиями местных колдунов. Для избавления от него используется сюжетный тип заговора. Главная особенность магической составляющей текста - название болезни, при этом для большей убедительности перечисляются ее разновидности. Проклятие в адрес болезни является кульминацией, «кила» персонифицируется, что говорит о «мифопоэтическом представлении о болезни как о живом существе» [1, с. 98]. Приведем текст заговора (курсивом выделены акцентируемые слоги, латиницей показана примерная звуковысотная составляющая акцентируемых слогов):

(На) бо-ру, бо-ру сто-ит дре(во), G - F

По-крыт се-рой по-душ-ней, Dis - D

Силь-ный ве-тер все раз-ле-тел(ы),

Вы-хо-ди, ки-ла, G

С кос-тей и с те-ла, C

В ти-ну, в тря-си-ну,

(Г)де солн(це) не све-тит,

Ме(сяц) ни-ко-(г)да,

Про-кли-на(ю) ки-лу, Dis - Gis

Внут-ре-не(ю) и на-пус-кну-ю,

Спа-си, Гос-по-ди, сох-ра-ни (там). Gis - Cis

Среди средств, которые применяются исполнителями с целью воздействия на предмет заговора, прежде всего, отметим особую ритмическую организацию речи - «анафорические» контактные (находящиеся рядом) повторы:

(На) бо-ру, бо-ру...

В ти-ну, в тря-си-ну...

Присутствует и игра гласными (ассонансы), напоминая прием выпевания долгих звуков в протяжных народных песнях:

Вы-хо-ди, ки-ла, с кос-тей и с те-ла (и - и - е(йи) - и - е).

В ти-ну, в тря-си-ну (и - у - и - у).

Этот прием часто используется народными исполнителями для концентрации внимания слушателя. При постепенном переходе одной гласной в другую, схожую по фонетическому произношению, меняется тембровая краска, возникают иные гармоники, вызывающие у слушателя постоянно меняющийся ассоциативный ряд. Новые звуковые краски активизируют процесс восприятия и формируют звуковой фон, частоты которого находятся во взаимозависимости с основными частотами опорных тонов текста.

Важным средством воздействия является динамика изменения интонационной и частотной составляющей начала и кульминации заговора. В начале диапазон небольшой, приблизительно квинтовый: от G(gis) до C(Cis). График частотной составляющей показывает отсутствие низкочастотных колебаний (нижний правый угол схемы - см. Рисунок 1): «(На) бо-ру, бо-ру сто-ит дре(во)...».

Рисунок 1

Отдельный всплеск интонационной активности приходится на слова: «Про-кли-на(ю) ки-лу». Здесь затрагивается верхний квинтовый тон G(gis).

На кульминацию заговора «Про-кли-на(ю) ки-лу» приходится сильный низкочастотный всплеск (около 20-40 Гц - см. Рисунок 2).

Рисунок 2

В кульминационный момент главного заклинания исполнитель способен менять акустическое окружение путем добавления низкочастотных гармоник в области приблизительно 50 Гц. Этот частотный всплеск кратковременный, далее идет возвращение к исходному среднечастотному спектру. Фасцинирующее воздействие заговора достигается с помощью психоакустического эффекта. Каждый орган человека имеет собственную частоту, восстановление которой и означает выздоровление. Частотно-интонационный сегмент усиливает суггестивность фольклорного текста, повышая активность воздействия на объект заговора.

В Нижегородской области повсеместно можно услышать «былички» о колдунах и оборотнях. В селе Тара мы записали на профессиональный рекордер несколько заговоров у женщины, которую в деревне считали «злой колдуньей». Проследим динамику изменения интонационной и частотной составляющей заговора (после буквенного обозначения примерного тона следует цифровая частотная характеристика и возможная октавная субгармоника):

Выйду я, благославлясь... (пауза, вздох) Пойду я, перекрестясь. (улыбаясь)

От во-рот в во-ро-та, В - Es 233 (466) - 139 (277) Гц

На о-ки-ан мо-ре. As ■ - Es 208 (415) - 139 (277) Гц

На о-ки-ан-мо-ре

Сто-ит. (вздох) боль-шой дуб, А - Б

На том ду-бе си-дит А

Чер-ный во-рон. Ges - Des

В когтях он держит. (вздох)

Золотую иголку и шелковую нитку. (улыбаясь)

Как. Он. Е - Es 165 (330) - 139 (277) Гц

(легкий удар ладонью - около 20 Гц)

Шел-ко-вой нит-кой Е - Es 165 (330) - 139 (277) Гц

За-ши-ва-ет боль . Е - Es 165 (330) - 139 (277) Гц

0-му-то-ву боль, Е - Б 165 (330) - 147 (294) Гц

0-пу-холь за-ши-ва-ет, As ■ - Des 208 (415) - 139 (277) Гц

На ут-ре-ней, на ве-чер-ней за-ре, As ■ - Ges 208 (415) - 185 (370) Гц

При яр-ком солныш-ке,

Тем-ной но-чень-кой, (далее обычный говор)

Да будь чи-тать, так про-шли.

Бо-ли. О-му-та, о-пу-холь. Es - - As 156 (311) - 208 (415) Гц

Это - другой тип сюжета лечебных заговоров. Главное действующее лицо отправляется в некий «сакральный центр», где и наблюдает сцену исцеления. Спасителем является «черный ворон», один из любимых персонажей деревенских колдунов, воспринимающийся как «главная птица всех птиц».

Манера исполнения временами была нарочито небрежная: содержала нетипичные остановки, длинные паузы. Удивил легкий хлопок рукой по столу в середине заговора.

Приведем график частотной составляющей начальной фразы («Выйду я, благославлясь. / Пойду я, перекрестясь.»): отчетливо видны две низкочастотные полосы (около 20 и 50 Гц). Это отражено на Рисунке 3.

Рисунок 3

Интересен резкий подъем «инфраниза» во время хлопка руками: «Как. Он.» (хлопок). Это отражено на Рисунке 4.

Рисунок 4

Далее происходит постоянное усиление низкочастотного спектра:

Шел-ко-вой нит-кой За-ши-ва-ет боль... О-му-то-ву боль, О-пу-холь за-ши-ва-ет,

Е - Es Е - Es Е - Б

As - Des

165 (330) - 139 (277) Гц 165 (330) - 139 (277) Гц 165 (330) - 147 (294) Гц 208 (415) - 139 (277) Гц

При воздействии низкочастотных вибраций специалисты отмечают «максимальный эффект при частоте 200 Гц» [2, с. 13]. Поскольку верхняя граница основной частоты мозга человека находится около 78 Гц, а величины октавных гармоник 156 и 312 Гц (это достаточно близкие значения приведенным выше параметрам), можно говорить о виброакустическом воздействии на мозг человека. При этом нужно учитывать, что мы анализируем «допесенный» жанр, и погрешность в интонационном восприятии акцентных слогов («Шел-ко-вой» Е 165 Гц) и октавной гармоники собственной частоты человеческого мозга (156 Гц) может считаться допустимой.

Известно, что человеческому организму присущи «волновые качества, которые придают нашему физическому и эфирному телу уникальные частотные характеристики» [3, с. 43]. Каждый орган человека имеет свою собственную частоту, кроме того, «нервные клетки, так же как и мышечные волокна, способны непосредственно, без участия органов слуха, воспринимать звуковые раздражения слышимой области звукового спектра, частоты 200-1000 Гц» [2, с. 13]. Можно влиять на изменение собственной частоты органа путем резонансного столкновения ее с доминирующим в данный момент частотным всплеском, возникающим в акустическом поле либо в результате целенаправленного воздействия (в том числе - в момент заговора), либо спонтанно - если речь идет о природном окружении.

«Знающие» люди могут усиливать «положительный резонанс помещения» [8, с. 44], вызывая определенные изменения в организме человека (как положительные, так и отрицательные). Найти собственные резонирующие частоты помещения несложно: необходимо иметь небольшой по времени сэмпл (образец) «тишины» помещения. Рекордер во время опроса включается заранее, до момента произнесения заговора. При студийном анализе узкой полосой параметрического эквалайзера сканируется акустическое окружение и выявляется резонанс. В данном заговоре явное усиление происходило на 245 Гц и 79 Гц.

К приемам воздействия заговоров также может быть отнесена манера произнесения (вполголоса, шепотом). «Такое магическое действие, как заговор, имеет особую звуковую форму - шепот, поэтому у некоторых славянских народов колдуна называют "шептуном". Шепот выступает в своем содержании, кроме обычных слов, как проводник некоей потусторонней силы» [6, с. 65]. Специфическими признаками ритуальной речи являются также «изменение вида голоса, крик или шепот, частые повторения» [Там же].

Итак, можно констатировать факт влияния на человека среднечастотного диапазона звуковых волн акустического окружения и аналогичных гармоник речевой составляющей. Результатом проведенного анализа фольклорного образца с применением студийных комплексов аудиоредакции человеческого голоса является обнаруженная безусловная зависимость резонансной активности звуковой волны от мелодического контура заговора. Усиление воздействия на объект заговора достигается путем сложения частотных гармоник тембра человека и резонирующих частот деревенского дома. В момент кульминации заговора это усиливает эффект воздействия на слушателя и, как следствие, способствует либо избавлению от недуга, либо негативному влиянию на организм человека. Используя высокоточные параметрические программные эквалайзеры и анализаторы частотного спектра, можно определить конкретные величины резонирующих значений звуковых волн и понять природу их воздействия на человека. Заговор, являясь немузыкальным жанром традиционной культуры, имеет такую же волновую природу, как и песенные образцы, что позволяет частотно-интонационному сегменту усиливать суггестивность фольклорного текста, вызывая резонансную активность как в акустическом окружении, так и в организме человека.

Современные компьютерные технологии в области анализа звука, к сожалению, крайне редко применяются фольклористами, возможно, потому, что специально разработанных приложений для этого не существует. Но принципы анализа «фольклорного» и любого другого звука абсолютно одинаковы. Профессиональная аппаратура коммерческих аудио-студий прежде всего настроена на усиление психоакустического влияния выпускаемой продукции. В народном творчестве заговор - яркий пример воздействия на психику человека, поэтому вполне естественно применение современных технологий для изучения причин этого явления. В сочетании с классическими формами анализа фольклорного текста нам предоставляются недоступные ранее человеческому сознанию возможности, и отказываться от них было бы неправильно.

1. Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. 824 с.

2. Волчек О. Д., Алексина Л. А. Использование вибрации и виброакустики в медицине // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2011. Т. 18. № 1. С. 12-21.

3. Гербер Р. Вибрационная медицина. М.: Наука, 1988. 70 с.

Список источников

4. Дорохова Е. А. Виды ритуального вокального интонирования и структура традиционного сообщества // Голос и ритуал: материалы конференции (г. Москва, май 1995 г.). М.: Государственный институт искусствознания, 1995. С. 89-93.

5. Лобкова Г. В. Семантика интонационных средств народной песенной речи // Звук в традиционной культуре: сб. ст. М.: Научтехлитиздат, 2004. С. 55-98.

6. Прощенко Р. А. Социокультурные функции звука в традиционной культуре восточных славян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 64-68.

7. Русские заговоры из рукописных источников XVII - первой половины XIX в. / ред. А. Л. Топоркова. М.: Ин-дрик, 2010. 832 с.

8. Харлов А. В. Акустическое окружение в традиционной культуре. Из опыта альтернативного анализа // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 4. С. 43-47.

9. Электронная энциклопедия Нижегородского фольклора [Электронный ресурс]: электрон. текстовые, звуковые, изобразит. дан.: в 5-ти т. Н. Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2018. Т. 4. Дивеевский район / сост. А. В. Харлов. Доступ в библиотеке ННГК им. М. И. Глинки.

INCANTATIONS: MUSICAL APPROACH TO NON-MUSICAL GENRES ANALYSIS

Kharlov Andrei Vladimirovich

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire artandy79@yandex.ru

The article attempts to analyse incantations (non-musical genres of traditional culture) with the use of modern studio hardware and software systems of audio editing, which allow considering the verbal segment as a sound multi-faceted information system. The technique of the comparison of the frequency characteristics of incantations melodic contour is stated. The author describes the principle of the occurrence of resonances by combining the timbre harmonics of human voice and acoustic environment. The principle of the detection of resonant frequencies and their influence on the object of the incantation are shown. The paper considers the interaction of the mid-frequency range of sound waves of acoustic environment and similar harmonics of the verbal part of the incantation.

Key words and phrases: folklore; incantation; frequency spectrum; sound wave; acoustic environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.