Научная статья на тему 'АКУСТИЧЕСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ'

АКУСТИЧЕСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКУСТИЧЕСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ»

Фуразолидон в воздухе находится в виде аэрозоля, поэтому необходим его отбор на фильтры. Фильтры АФА-ХП непригодны для данной цели, так как сами растворяются в диметилформамиде и после добавления щелочи дают интенсивное коричневое окрашивание с последующим выпадением осадка. Для отбора проб мы предлагаем использовать беззольный фильтр.

Отобранный на фильтры фуразолидон растворяется в 6 мл диметилформамида. Для анализа берут 5 мл раствора и добавляют 0,4 мл КОН. Через 15 мин измеряют оптическую плотность раствора при длине волны 550 им и толщине слоя 10 мм относительно контрольного раствора диме-тилфоомамила котооым обработан чистый фильтр.

Шкалу стандартов готовят в аналогичных условиях. Подчинение закону Ламберта — Бугера — Бера соблюдается в интервале концентраций от 2 до 20 мкг фуразолидона в анализируемом объеме. Для оценки метода изучена воспроизводимость результатов определения фуразолидона. Ошибка определения не превышает 10%. Разработанным методом установлена концентрация фуразолидона в воздухе затравочной камеры на уровне предлагаемой допустимой. Метод может быть рекомендован для определения фуразолидона в воздухе рабочей зоны. Пары изопропилового спирта и бенз-альдегида, выделяющиеся при синтезе препарата, определению не мешают, но ему могут мешать другие соединения нитрофуранового ряда.

Л ИТЕ РАТУРА

Калнберга Р. 10. Фуразолидон — новое средство повышения продуктивности в животноводстве. Рига, 1961 (лат. яз.).

Эгерт В. Э., Шиманская М. В., Гиллер С. А.— Изв.

АН Латв. ССР. Сер. хим., 1962, № 2, с. 199—204. Эгерт В. Э., Страдынь П. Я-, Шиманская М. В. Методы аналитического определения соединений 5-нитрофура-нового ряда. Рига, 1968.

Поступила 21/11 1980 г.

УДК 613.164:371.0

Канд. мед. наук Е. А. Гельтищева, Т. И. Галактионова, М. Н. Груэинов (Москва)

АКУСТИЧЕСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ

Создание акустического комфорта в учебных помещениях продолжает оставаться весьма актуальной проблемой. Она имеет большое социальное и экономическое значение, поскольку шум неблагоприятно влияет на нервную деятельность, ухудшая работоспособность, снижая внимание и разборчивость речи, замедляя процессы восприятия учащимися полезной информации, способствуя быстрому развитию утомления и др. Эквивалентные (среднеэнергетические) уровни звука в крупных городах достигают 85 дБА, превышая нормативные на жилой территории на 25—35 дБА. Положение, существующее в городах, и прогнозы диктуют необходимость неотложных и кардинальных мер по защите от шума с помощью архитектурно-планировочных и строительных решений. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможности обеспечения нормативного уровня шума в классах и аудиториях учебных зданий, расположенных на примагистральных территориях. Критерием при оценке эффективности средств защиты от транспортного шума является эквивалентный уровень шума, равный согласно СНиПу П-12—77 «Защита от шума. Нормы проектирования» 40 дБА.

Проведенные Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования учебных зданий измерения шумового фона (уровней шума и частотной характеристики) у фасадов учебных зданий Москвы в зависимости от различного расположения по отношению к ма-

гистральным улицам показали, что при привязке учебных зданий не всегда учитываются шумовое окружение и перспективы развития микрорайона. Так, около фасадов учебных зданий зарегистрированы уровни шума порядка 78—79 дБА, что неблагоприятно отражалось на проведении учебно-воспитательного процесса.

Были рассчитаны территориальные разрывы между транспортными магистралями различных категорий и учебными зданиями при использовании шумозащитных стен высотой 8 м и экранирующих зданий высотой 2, 5 и 9 этажей, расположенных на пути распространения транспортного шума.

Снижение уровней транспортного шума оценено для двух характерных случаев движения транспорта: при максимально возможной интенсивности движения, допустимой по нормативным показателям для различных категорий улиц и дорог (СНиП П-60—75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов»), а также при интенсивности движения, наиболее целесообразной по технико-экономическим показателям, которая составляет 0,7 от максимальной («Дорожные условия и организация движения». М., Транспорт, 1974). Поскольку в нормативных документах нет данных о пропускной способности жилых улиц, уровень шума на них принят, исходя из пропускной способности полос движения улиц и дорог регулируемого движения, а также из перспективного уровня автомобилизации населения, который

Таблица 1

Эффективность градостроительных средств защиты от шума классов и аудиторий в различных учебных зданиях

Категория

Число этажей учебных зданий

Расстояние до линии застройки (в м) при использовании н качестве шумозащиты

открытой территории

стен высотой 8 ч

специальных зданий

2-этажных | 5-этажных 9-этажн

Общегородская магистраль непрерывного

движения (84—85 дБА) Общегородская магистраль регулируемого движения (80—83 дБА)

Районная магистраль регулируемого движения (80—83 дБ А)

Жилая улица (67—80 дБА)

3—5 1000 170—200 175—250 80-125 30—50

9 1000 250—300 250—340 140—190 45—70

3-5 500—800 45—110 50—120 20—60 0

9 500—800 90—160 90—200 50—100 0-35

12 500—800 120—200 125—250 75—135 0-55

3—5 500—800 40—95 50-100 20—50 0

9 500—800 75—130 90—150 50—80 до 30

12 500—800 100—160 125—190 75—100 до 40

16 500—800 130—200 160—235 100—140 40—60

24 500—800 200—270 250—320 140—190 60—95

3—5 25-500 15—45 0-65 0—30 0

9 25 25-75 25—100 0-55 0

12 25 25—90 25—125 25—70 До 30

При м е ч а н и е. Большие расстояния до линии застройки учебными зданиями соответствуют уровню шума при максимальной загрузке магистрали.

может достигнуть 150 автомобилей на 1000 человек.

Эффективность снижения шума территориальными разрывами определена по данным Б. Г. Пруткова, а экранирующих стен и зданий — но графикам, приведенным в работе М. Н. Грузинова и Г. Л. Осипова. Принято следующее: стены находятся в 2 м от края проезжей части, а здания на линиях застройки городских улиц — в соответствии с требованиями СНиПа П-60—75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы проектирования».

Результаты расчетов эффективности градостроительных средств защиты от шума, обеспечивающих нормативные параметры шума в основных учебных помещениях, приведены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, экранирование учебных зданий стенами высотой 8 м не обеспечивает возможности их размещения непосредственно за данным экраном. Для размещения учебных зданий в зоне акустического комфорта необходимо экрани-

ровать проезжие части улиц 9-этажными зданиями на общегородских магистралях непрерывного движения, 5-этажными на общегородских и районных магистралях регулируемого движения и 2-этажными на жилых улицах.

Кроме применения специальных экранирующих сооружений, акустического комфорта в классах и аудиториях учебных зданий можно достигнуть, используя при строительстве конструкции с повышенными звукоизоляционными свойствами. Особые требования в этом случае предъявляются к оконным проемам, так как даже незначительные неплотности и щели в них обусловливают резкое снижение звукоизоляции.

На основании многочиелненных данных литературы нами составлена таблица, в которой показана эффективность снижения уровня шума различными конструкциями окон (табл. 2).

Герметичные оконные проемы могут понизить уровень проникающего шума на 41—48 дБ А. Од-

Таблица 2.

Эффективность снижения шума оконными проемами

Конструкция окна Снижение уровни Расстояние до линии застройки учебными

зданиями, м

Оконный проем звука при гермети-

воздушный проме- ческом остекле-

толщина стекол. нии, дБА

мы жуток между стеклами, см 1 г 3

Спаренный 1,5—2 3—5 24 180—200 95—115 15—100

4—5 3-5 27 115—140 60—95 0—60

6—8 3-5 30 70—80 40—60 0—40

Двойной 1,5—2 10—12 38 20—25 10—15 0—10

20—25 41 10-15 0—10 0

4—5 10—12 43 5-10 0 0

20—25 46 0 0 0

6-8 10—12 45 0 0 0

20—25 48 0 0 0

Примечание. 1 — магистраль непрерывного движения; 2 — магистраль регулируемого движения; 3 — жилая улица.

Жалобы учащихся и педагогов на шум в зависимости от категории уличных магистралей

Здание Эквивалентный уровень шума, ДБА Категории магистрали Расстоииие до проезжей части, м Число опрошенных Жалобы на ул при окнах на улицу ичный шум. % при окнах во двор

1 2 1 2 1 *

Школа:

№204 80 Общегородская маги- 12 94 8 98 100 11 35

№ 656 53 страль регулируемого

движения 250 50 8 8 — 23 —

№ 625 51 Районная магистраль ре- 110 117 11 10 — 12 3

Политехникум связи им. 75 гулируемого движения 15 60 9 97 100 — —

Подбельского

Школа № 203 49 Жилая 30 65 5 — — — —

Институт повышения ква- улица

лификации работников

радиовещания и телеви- 56

дения 50 60 7 5 — — —

Примечание. 1 — учащиеся; 2 — педагоги.

нако в практике учебных заведений этого можно достигнуть только при наличии в зданиях системы кондиционирования и применения конструкций стеклопакетов с двойным и тройным остеклением.

Снижению шума в классах и аудиториях учебных зданий может способствовать использование проектов с односторонней ориентацией учебных помещений. Эффективность снижения шума на стороне здания, обращенной в сторону, противоположную транспортной магистрали, достигает 20— 24 дБА и более (М. Н. Грузинов и Г. Л. Осипов). Анкетный опрос учащихся и преподавателей нескольких учебных заведений Москвы, находящихся в разных градостроительных условиях, позволил проанализировать жалобы на уличный шум (табл. 3).

Как показали результаты этой оценки, при ориентации помещений учебных зданий в сторону микрорайона значительно снижается частота жалоб учащихся и преподавателей на улично-дорожный

Л ИТЕ

Прутков Б. Г. Методы и пути снижения городского шу-

шум. Лучшие показатели звукоизоляции характерны для окон с двойными переплетами (воздушный промежуток 12—20 см) и стеклами толщиной 6— 8 мм (см. табл. 2).

Результаты расчетов и материалы исследований показывают, что у проектировщиков имеются эффективные средства защиты учебных помещений от транспортного шума. При правильном и комплексном их применении проектировщики могут в большинстве случаев без удорожания строительства обеспечить соблюдение санитарно-гигиениче-ских норм уровней шума в учебных помещениях. Для соблюдения требований СНиПа проекты необходимо проверять акустическими расчетами. Некоторые дополнительные затраты на проектирование при этом вполне окупятся за счет более эффективного использования городских земель, повышения качества строительства, значительного повышения акустического комфорта в классах и аудиториях учебных заведений.

РЛ Т У Р А

ма. М., 1974.

Поступила 10/ХП 1979 г.

УДК 613.5:711.4381(470.23)

Л. Л. Швецов О ПЛАНИРОВКЕ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛКОВ

Ленинградская областная санэпидстанция

Правильное размещение жилого фонда в совхозах имеет большое значение для улучшения быта сельских тружеников. В успешном решении этой проблемы решающую роль играет составление проектов планировки и застройки поселков совхозов, которое ведется в области ряд лет. Новые

жилые поселки совхозов создаются, как правило, на базе существующих населенных пунктов с учетом превращения их в благоустроенные поселки с централизованным водоснабжением, канализацией, тепло- и газоснабжением.

Проектами планировки предусматривается четкое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.