РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ
УДК 94 (17).08 А. В. Каргальцев *
«АКТЫ МУЧЕНИКОВ СКИЛИИ»
В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОКОВ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
В статье последовательно разбираются основные теории происхождения христианства в Африке: христианизация из Рима, влияние иудеев диаспоры, контакты с малоазийскими городами. Однако на основании «Актов мучеников Скилии» можно предположить, что поскольку африканская церковь во 11 в. не вышла за пределы проконсульской провинции, а вступившие в неё берберы были романизированы, то предпочтение следует отдать малоазийской версии, при деятельном участии самих африканцев в христианизации региона.
Ключевые слова: Северная Африка, Римская империя, раннее христианство, африканская церковь, мученики.
А. V Kargaltsev
«Acta Sanctorum Scillitanorum» in the context of Studying the Roots of North African Church
The article studies the following theories of emergence of the African Christianity: Christianization from Rome, influence of the Jewish diaspora, and contacts with Asia Minors cities. However, on the ground of “Acta Sanctorum Scillitanorum” as well as of the fact that the African Church didn’t go beyond the borders of Africa Proconsularis, with the Christianized Berbers also Romanized, it can be assumed that the most reliable is the last assumption. Energetic participation of African people in Christianization, however, should also be taken into account.
Keywords: North Africa, The Roman Empire, early Christianity, African church, martyrs.
Истоки христианской церкви Северной Африки неясны. Как замечает по этому поводу Е. В. Сергеева, «наши знания о возникновении африканских общин более чем обрывочны. Констатация данного факта давно стала в историографии общим местом» [8, с. 422]. Так, мы не располагаем какими-либо
* Алексей Витальевич Каргальцев — преподаватель Теологического Института Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России, [email protected].
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 11-31-00342а2 «Комплексное изучение раннехристианской агиографической литературы (П-ГУ вв.)».
182
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 2
источниками, датируемыми ранее второй половины II в., нет для этого времени и свидетельств церковных писателей об африканских христианах [16, р. 87]. Несмотря на то что дискуссия в историографии относительно истоков африканской церкви не прекращается и по сей день, существует несколько устойчивых точек зрения по данному вопросу. Так, в течение длительного времени господствовало представление о том, что христианство проникло в Африкуиз Рима [23, р. 3-11; 21, р. 31-62; 19, р. 234-255; 25, р. 243]. Как отмечал В. В. Болотов, «африканская церковь всегда смотрела на римскую как на ecclesia matrix» [4, с. 279]. Отсутствие ясных свидетельств источников позволило ученым предположить, что Африка в I—II вв. входила в римскую епархию и лишь позднее смогла выделиться как самостоятельная церковь. Подобная ситуация была обусловлена необходимостью поддерживать контакты с ближайшей апостольской кафедрой, обеспечивавшей преемственность при рукоположении клириков и духовно поддерживавшей единоверцев. «Как Киренаика смотрела на Александрию, так Карфаген, очевидно, на Рим»,— резюмирует А. Атийя [10, р. 427]. В подтверждение данной версии говорит Тертуллиан:
Ты, желающий скорее упражнять любострастие в деле спасения твоего, пройди мимо церквей апостольских, в которых и до сего дня стоят подлинные кафедры апостолов, в которых оглашаются подлинные их писания, звучащие их голосами и являющие образ каждого из них. Тебе ближе всего Ахайя? У тебя есть Коринф. Если ты поблизости от Македонии, у тебя есть Филиппы, есть Фесса-лоника. Если можешь направиться в Азию, у тебя есть Эфес, а если поблизости Италия,— то Рим, откуда исходит авторитет и для нас (Tert. Praescr. Haer. 36. 1).
Современные исследователи по-разному интерпретируют данное свидетельство. У. Телфер справедливо замечает, что в сказанном Тертуллианом нет и намека на то, что африканская церковь «отдает сыновний долг» Римскому престолу [32, р. 515]. Е.В. Сергеева видит здесь «потребность апеллировать к апостольскому авторитету в спорах с язычниками» [8, С. 427]. С этими утверждениями вполне можно согласиться. Тертуллиан называет ближайшую к Африке апостольскую кафедру, но не говорит о христианизации Африки. В действительности между христианами Карфагена и Рима существовали достаточно прочные связи. Имена многих африканцев сохранились в катакомбах Каллиста и Домициллы [14, р. 278]. Римский епископ Виктор, избранный в 189 г., несомненно, был североафриканцем, на что указывает Liber Pontificalis. Поддержку ему оказала значительная африканская община, занимавшая в то время квартал между Целийским и Авентинским холмами [8, С. 428]. Однако не стоит забывать, что Виктор был первым после длинной череды «греческих» епископов уроженцем западной части Империи. В связи с этим можно предположить, что хотя Рим и Карфаген оказывали влияние друг на друга, гораздо больший авторитет исходил в это время от церквей Востока.
Наиболее авторитетной в настоящее время является точка зрения о распространении христианства посредством эллинизированных иудеев диа-
В пользу этой теории говорят следующие факты: включение гебраизмов
в латинский перевод Библии, дружественное отношение Тертуллиана к устной иудейской традиции, сохраненной в Талмуде и Мишне [26, р. 193-195]. Тертул-лиан (Tert. Apol., 9,13) и Минуций Феликс (Min. Fel. Oct., 30, 6) положительно оценивают решение апостолов (Acta Apost. 15, 19-20), предписывающее соблюдать иудейский закон. Тертуллиану известно, что иудеи называют христиан «назореями» (Nazoraeans), а также он использует специфическую еврейскую терминологию (Tert. Adv. Marc., VI, 8,1) [26, p. 257-259]. A. Дониниуказывает, что на еврейском кладбище в Гамарте «обнаружены следы памятников христианского происхождения, на которых видны изображения якоря, символа креста, и голубки» [5, с. 164]. К сожалению, в работе итальянского ученого это высказывание ничем не подтверждено, а в исследованиях, специально посвященных изучению кладбища, христианская интерпретация отдельных находок поставлена под сомнение. Кроме того, как полагает М. А. Тилли, некоторые африканские церкви управлялись «советами старейшин (seniores laid), по типу иудейских общин» [34, р. 386] («Seniores laid» появляются в источниках начиная с IV в., поэтому сомнительно говорить о них применительно к вопросу происхождения африканской церкви, [см. 17, р. 280-284]). Вся совокупность приведенных доказательств представляется нам недостаточно надежной. Подлинная необходимость рассмотрения версии о появлении христианства посредством иудеев диаспоры обусловлена двумя причинами. Во-первых, в силу существования устойчивой традиции, согласно которой именно через синагогу христианская проповедь получила распространение в других крупных городах Средиземноморья. Во-вторых, как откровенно признается М. А. Тилли, ученые вынуждены обращаться к данной версии, поскольку она позволяет объяснить появление берберов-семитов в числе первых христиан [34, р. 386]. Они фигурируют дважды в наших источниках: среди христиан Мадавры, а также в «Актах мучеников Скилии» (о датировке мучеников Мадавры см.: [6]). Здесь важно отметить, что хотя именно в Северной Африке мы видим многочисленные примеры мирного сосуществования христиан и иудеев, в конце II в. синагога уже не могла быть источником распространения христианства. Споры, которые вели апостолы, еще не выходили за рамки дискуссии внутри иудаизма, о чем свидетельствует реакция на них римских властей (Acta Apost. 24; 25). Но ко времени Траяна не только римляне научились отличать христиан от иудеев, но и сами они в полной мере осознали разделяющую их пропасть (Противоположная точка зрения представлена в работах [29, р. 142; 28, р. 60-61]). Именно с этого времени в христианской среде особенно развивается жанр антииудейской апологии. А в тех городах, где иудеи составляли значительную часть населения, они принимали непосредственное участие в преследовании христиан, о чем сообщают «Мученичества» смирнского епископа Поликарпа и пресвитера Пиония. Причина же доброжелательных отношений христиан и иудеев в Африке заключается, на наш взгляд, в том, что оба сообщества были весьма малочисленны и маргинальны, чтобы открыто противостоять друг другу. Евреи действительно в течение столетий могли знакомить берберов с особенностями своей религиозной культуры, готовя, таким образом, почву для появления христианства, но нет достаточных оснований полагать, что именно из их среды появились первые христиане.
Каким же образом христианство попало в берберскую среду? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, можно составить некоторое представление о географии его распространения. Столицей африканской церкви традиционно был Карфаген. Известно, что ни одна из африканских кафедр никогда не оспаривала первенство карфагенской, из чего можно заключить, что либо последняя была старейшей, либо сказывался безусловный авторитет столицы проконсульской провинции. Здесь можно заметить, что Рим или Александрия первенствовали не только из-за своего столичного статуса, но и потому что именно с них начиналась христианизация региона, и именно в них основывали общины апостолы. Кроме Карфагена наши источники упоминают ближайшие к нему города: Тубурбо Минус и Утину, а также Гадрумет и расположенный поблизости Фисдр. Особняком стоят Скилия, Мадавра и Ламбезис в Нумидии. Но поскольку на месте последнего при Антонинах располагался военный лагерь, а о времени появления христиан в Мадавре невозможно говорить уверенно, лишь небольшой городок — Скилия, мученики которого упоминаются в одноименных актах, лежит в основе всей традиции о распространении христианства в Нумидии во второй половине II в.
Таким образом было бы уместно более детально рассмотреть данный
с. 422-426; 1, с. 246-251]. «Акты Скилитанскихмучеников» — это небольшой документ, который восходит, по всей видимости, к официальному протоколу суда, состоявшегося 17 июля 180 г. в Карфагене:
В год консульства Презента, назначенного вторично, и Клавдиана, в 16-й день до августовских календ, когда в Карфагене в здание суда были представлены Сперат, Нарцал и Киттин, Доната, Секунда, Вестия, проконсул Сатурнин сказал: «Вы можете снискать милость господина нашего императора, если образумитесь».
Сохранилось в общей сложности четыре редакции «Acta»: три на латыни и одна на греческом: [24, р. XXIII]. В связи с этим в историографии развернулись горячие споры относительно содержания первоисточника, так, например Б. Обэ и В. В. Болотов доказывали, что греческая редакция появилась одновременно с латинским «черновиком» и поэтому является подлинной [11, р. 20; 3 с. 28]. Однако в настоящее время авторитетной является точка зрения о том, что латинская версия «Acta» является более древней: [24, p. XXIII; 13, р. 99].
Источник датируется по консульству Презента и Клавдиана, кроме того Публий Вигеллий Сутурнин был проконсулом Африки в 180/181 гг. [8, с. 423]. Считается, что текст «Acta» был составлен кем-то из христиан Карфагена, непосредственно присутствовавших при оглашении приговора, и хотя в нем неоспоримо присутствует редакторская правка, большинство современных исследователей полагает, что в основе его лежат оригинальные проконсульские акты. Что же касается сухости и краткости изложения, то как справедливо отмечает В. В. Болотов, жанр «мученичества» не подразумевал пересказа всего содержания процесса [3, с. 20-21]. Действительно, представшие перед судом проконсула христиане исповедовали свою веру (Act. Mart. Seil., 6; 9; 13), отказались принести языческие жертвы и клясться гением императора (Act.
Mart. Seil., 6) и были приговорены за то, что «они живут по христианскому обычаю», к отсечению головы (Act. Mart. Seil., 14). Есть все основания полагать, что церковная традиция понимала такое исповедание как кульминацию всей христианской жизни, о чем уверенно свидетельствуют сами осужденные: «Сегодня мы будем свидетелями на небесах. Благодарение Богу» (Act. Mart. Seil., 15). Именно поэтому в «Acta» нет подробного описания осужденных, их ареста, первых допросов.
Тем не менее, даже этот небольшой текст позволяет говорить о локализации города Скилия. У. Френд предположил, что Скилия располагалась непосредственно рядом с Карфагеном, поскольку там мученики предстали перед судом [18, р. 313]. Основанием для такого предположения служит, что власть проконсула в Карфагене лишь формально распространялась на территорию Нумидии. В 25 г. вся полнота власти в африканских провинциях была сосредоточена в руках наместника Проконсульской Африки. Однако с 37 г. командовать войсками в Нумидии назначался legatus Augusti propraetore, который лишь формально подчинялся наместнику в Карфагене. В его руках была также судебная и административная власть. Окончательное превращение Нумидии в римскую провинцию (Numidia proconsularis) произошло лишь при Септимии Севере [9, р. 17]. Таким образом, либо Скилия располагалась все же в пределах Проконсульской Африки, либо христиане намеренно требовали суда проконсула. Вероятно, они могли так поступить, поскольку все или некоторые из них были римскими гражданами, на что указывает форма казни — усекновение мечом. Существует предположение, что они требовали рассмотрения дела перед наместником провинции, подобно тому, как поступал апостол Павел. Христианская литература Северной Африки фиксирует случаи подражания Павлу. Так, биограф Киприана дьякон Понтий рассказывает, что когда толпа осаждала его дом, требуя занять епископскую кафедру, Киприан, подобно апостолу, вынужден был спускаться через окно. Эта гипотеза кажется вероятной, поскольку послания последнего Сперат особенно выделяет из числа принесенных им христианских книг (Act. Mart. Seil., 12). Обстоятельство, которое, очевидно, не было замечено Вигеллием Сатурнином, могло немало способствовать авторитету мучеников среди единоверцев.
Сам источник не дает информации о расположении Скилии, лишь греческая редакция говорит о ней как о поселении в Нумидии (xrjq Nou|ar|Sía<;). Сперат и другие скилитанские мученики встречаются в Карфагенском календаре под 17 июля и другими датами, однако ничего не сообщается об их родном городе [22, р. 379-380]. С другой стороны, в числе участников Карфагенского собора 411 г. упомянут некий «Squillacius episcopus ecclesiae Scillitanae» из проконсульской провинции [35, р. 775; 3, С. 23]. Эта географическая привязка не должна вводить в заблуждение, ведь в ходе административной реформы, проведенной Диоклетианом, африканские провинции подверглись значительной реорганизации [20, р. 42-43, 48]. Так, вновь образованная Проконсульская Африка занимала небольшой участок территории на границе Нумидии и старой проконсульской провинции. Очевидно, здесь же располагалась и Скилия, которая в разное время относилась то к Нумидии, то к Африке. Таким образом, из известных нам городов либо Мадавра, либо Скилия была западной
границей распространения христианства в конце II в., т.е. церковь не вышла еще за пределы Проконсульской Африки, и истоки ее следует искать именно здесь. «Acta» сообщают нам имена двенадцати мучеников, среди которых семь мужских и пять женских. В историографии традиционно принято рассматривать некоторые из них как специфические африканские, остальные, по всей видимости, италийского происхождения [14, р. 277]. Соединение двух факторов: римского гражданства и проживания бок о бок италийцев и берберов, указывает нам на небольшую римскую колонию, множество которых было основано в Африке начиная со времени Августа.
Кроме того, уже на первом Карфагенском соборе в 220 г. присутствовало семьдесят епископов (Aug. Contra Petil., 13). Позднее их число увеличилось до девяноста и оставалось примерно таким в течение всего III в., однако, лишь четверть из них представляла в середине III в. Нумидию и другие африканские провинции, и можно предположить, что в начале столетия их число было еще меньшим. Проконсульская Африка была романизирована еще в республиканский период, а в I—II вв. она подверглась значительной урбанизации, связанной с выведением многочисленных колоний, в которых мы и обнаруживаем первых христиан. Таким образом, можно предположить, что христианство проникло не в берберскую среду как таковую, а затронуло лишь небольшую часть романизированных берберов. Именно этим, в частности, объясняется наличие у некоторых из них римского гражданства. В этой связи нет необходимости выделять берберов из числа других жителей римских колоний. Как будто против данного предположения свидетельствует Тертуллиан, говоря от том, что уверовали «народы из пределов Гетулии и Мавретании» (Tert. Adv. lud., 7, 4). Однако здесь следует отдать должное полемическому тону карфагенского пресвитера: упоминаемые им остальные племена (сарматы, даки, германцы, скифы) жили на отдаленных окраинах Римской империи, и, очевидно, в конце II в. еще не были в значительной мере христианизированы.
Интерес также представляет версия, предполагающая евангелизацию Африки посредством торговых контактов с малоазийскими городами [32, р. 512-517; 15, р. 9-11]. В пользу этой гипотезы можно истолковать слова Августина, что карфагенская церковь поддерживала отношения не только с Римом, но и «со всеми другими землями, откуда Евангелие пришло в Африку» (Aug. Epist., 43, 7). Есть все основания полагать, что первые Евангелия, появившиеся в Африке, которые мы встречаем в «Актах мучеников Скилии» были на греческом. На контакты с Востоком указывает и значительное распространение в Африке мон-танизма, последователями которого были Перпетуя и Тертуллиан. Возможно, Карфаген посещал и известный ересиарх Гермоген, против которого выступил со своим трактатом Тертуллиан [33, р. 9-12]. Возможно, именно через контакты с малоазийскими единоверцами африканские христиане познакомились с апокрифическими «Деяниями Павла» [31, р. 292]. Нельзя здесь не отметить и обширные торговые связи Карфагена, распространившиеся по всему Средиземноморью. Тем не менее, как уже отмечалось, среди первых африканских христиан мы не обнаруживаем многочисленных малоазийских переселенцев, как это было в Галлии, где они организовали христианские общины. Можно ли в результате говорить о комплексной теории происхождения христианства,
подразумевающей одновременную евангелизацию и из Рима, и из Малой Азии, и через эллинизированную еврейскую среду? Выскажем предположение, что первыми христианами в Африке являлись сами африканцы. Именно они через контакты с единоверцами в Риме и малоазийских городах принесли новую веру в Карфаген. Очевидно, изначально это были разрозненные общины, частью еретические, которые в конце II в. были объединены Агриппином или его предшественниками, утвердившими первенство карфагенской кафедры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Acta Martyrum Scilitanorum. Акты Скилитанских мучеников // Вестник древней истории / Предисл., пер. с лат. и коммент. А. Н. Крюковой.— 2011.— № 3.— С. 246-251.
2. Амосова Е.В. Гонения на христиан и кризис античного миросозерцания. Дисс. ... канд. ист. наук.— Великий Новгород, 1998.— 22 с.
3. Болотов В. В. I. Гонения на христиан при Нероне. II. К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum.— СПб.: Тип. М. Меркушева, 1903.— 40 с.
4. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви / Репринт. Т. 2: История церкви в период до Константина Великого.— СПб.: Типография М. Меркушева, 1910.— 474 с.
5. Донини А. У истоков христианства: от зарождения до Юстиниана / Пер. с ит. 14.14. Кравченко.— М.: Политиздат, 1979.— 365 с.
6. Каргальцев А. В. Христианские мученики Мадавры // 1'ерценовские чтения 2011. Актуальные проблемы социальных наук.— СПб., 2012.— С. 332-336.
7. Пантелеев А. Д. Жертвы глобализма: эдикт Каракаллы и положение христиан в начале III века // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова.— Вып. 5.— СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006,— С. 95-110.
8. Сергеева Е.В. Первые христианские общины в Северной Африке // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова.— Вып. 6.— СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007.— С. 421-432.
9. Albertini Е. L’Afrique Romaine.— Alger: Gouvernement général de l’Algérie, 1937,— 70 p.
10. Atiya A.S. A History of Eastern Christianity.— London: Methuen, 1968.— 486 p.
11. Aubé В. Étude sur un nouveau texte des Actes des Martyrs Scillitains.— Paris: Firmin-Didot, 1881.— 116 p.
12. Barnes T.D. Tertullian. A historical and literary study. 2 ed.— Oxford: Clarendon Press, 1985.— 328 p.
13. Bastiaensen A. A. R. Atti e Passioni dei Martiri. 2 ed.— Milano: Mondadori, 1990.
14. Decret F., Fantar M. L’Afrique du Nord dans l’Antiquité: Histoire et civilisation, des origines au Ve siècle.— Paris: Payot, 1981.— 391 p.
15. Dunn G.D. Tertullian.— London; New York: Routledge, 2004.— 157 p.
16. Frend W. H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa.— Oxford: Oxford University Press, 1952.— 384 p.
17. Frend W. H. C. The seniores laici and the origins of the Church in North Africa // Journal of Theological Studies.— 1961.— Vol. 12, N 2.— P. 280-284.
18. Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Conflict from Maccabees to Donatus.— Oxford: Basil Blackwell, 1965.— 577 p.
19. Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten.— Bd. I.— Leipzig: J. C. Hinrich, 1906.— 582 S.
20. Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602: A Social, Economic and Administrative Survey.— Vol. 1.— Oxford: Basil Blackwell, 1964.— 767 p.
21. Leclercq H. LAfrique chrétienne.— T. 1.— Paris: Librairie Victor Lecoffre, 1904.— 398 p.
22. Martyrologium Hieronymianum // Acta Sanctorum Novembris / Ed. H. Delehaye, P. Peeters, M. Coens.— T. 2/2.— Bruxellis: 24, Boulevard Saint-Michel, 1931.— 720 p.
23. Monceaux P. Histoire littéraire de lAfrique chrétienne depuis les origines jusqua l’invasion arabe.— T. 1: Tertullien et les origines.— Paris: E. Leroux, 1901.— 559 p.
24. Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs.— Vol. 2.— Oxford: Clarendon Press, 1972,— 455 p.
25. Quasten J. Patrology.— Vol. II: The Anti-Nicene Literature after Irenaeus.— Utrecht, Brussels, Antwerpen: Spectrum, 1953.— 450 p.
26. Quispel G. African Christianity Before Minucius Felix and Tertullian // Actus: Studies in honour of H.L. W. Nelson / Ed. by J. den Boeft, A.H.M Kessels.— Utrecht: Inst, voor Klass. Talen, 1982.— P. 257-335.
27. Rives J. The Piety of a Persecutor // Journal of Early Christian Studies.— 1996.— Vol. 4, N. 1,—P. 215-221.
28. Salisbury J. Perpetuas Passion: The Death and Memory of a Young Roman Woman.— London; New York: Routledge, 1997.— 228 p.
29. Segal A. F. Rebecca’s Children: Judaism and Christianity in the Roman World.— Cambridge, Massachusetts; London: Harvard University Press, 1986.— 220 p.
30. Setzer C.J. Jews, Jewish Christians and Judaizers in North Africa // Putting Body and Soul Together: Essays in Honor of Robin Scroggs / Ed. by V. Wiles, G. F. Snyder, A. Brown.— Philadelphia: Trinity Press International, 1997.— P. 193-195.
31. Souter A. Acta Pauli, etc. in Tertullian // Journal of Theological Studies.— 1924.— Vol. 25. P. 292.
32. Telfer W. The Origins of Christianity in Africa // Studia Patristica.— Vol. IV.— Berlin, 1961,— P. 512-517.
33. Tertullian, The Treatise Against Hermogenes // Ancient Christian Writers / Trans, to Eng. by J. H. Waszink— Vol. 24.— London: Longmans and Green, 1956.— 184 p.
34. Tilley M. A. Noth Africa // The Cambridge history of Christianity / Ed. by M. M. Mitchell, F.M. Young.— Vol. I: Origins to Constantine.— Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 381-397.
35. Tissot C. Exploration scientifique de la Tunisie: Géographie comparée de la province romaine d’Afrique.— T. 2.— Paris: Imprimerie Nationale, 1884.— 820 p.