Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» В КИТАЕ'

АКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование в Китае / образовательная справедливость / распределение образовательных ресурсов / конкуренция в образовании. / education in China / educational equity / distribution of educational resources / competition in education.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Цзин Кэсинь

В современном обществе люди непрерывно стремятся к равенству прав и справедливости в разных сферах жизни. Образование является одним из главных инструментов социальной мобильности в обществе, поэтому представляет одну из актуальнейших тем для изучения. Говоря об образовании, общество, в первую очередь, интересуются его уровнем, перспективами и справедливостью. Однако справедливость в образовании охватывает множество аспектов, поэтому требуется анализировать и изучать ее с разных точек зрения. Понятие «справедливость» является относительным, поэтому вопрос о том, как сбалансировать относительное и абсолютное равенство между различными социальными классами требует особого внимания и обсуждения. Неравномерное распределение ресурсов приводит к социальному разделению, что заставляет людей из разных слоев общества попадать в ловушку возможностей, борясь за образовательную справедливость. Актуальность работы заключается в том, что Китай, как активно развивающаяся страна с большим населением, сталкивается с трудностями в распространении образовательной справедливости из-за увеличения разрыва между социальными слоями, в результате чего, появляется образовательная несправедливость. Данная проблема является достаточно актуальной. Цель статьи — обозначить тенденции и пути развития «образовательной справедливости» в Китае, анализируя текущее состояние образования в китайском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT CONTEXT OF "EDUCATIONAL AWARENESS" IN CHINA

In modern society, people continuously strive for equality of rights and justice in various spheres of life. Education is one of the main tools of social mobility in society, therefore it represents one of the most relevant topics for study. Speaking about education, society is primarily interested in its levels, prospects and fairness. However, equity in education covers many aspects, so it is necessary to analyze and study it from different points of view. The concept of justice is relative, so the question of how to balance relative and absolute equality between different social classes requires special attention and discussion. The uneven distribution of resources leads to social division, which causes people from different walks of life to fall into the trap of opportunity, fighting for educational justice. The relevance of the work lies in the fact that China, as an actively developing country with a large population, faces difficulties in spreading educational justice due to the increasing gap between social strata, resulting in educational injustice. This problem is quite urgent. The purpose of the article is to identify trends and ways of developing "educational justice" in China, analyzing the current state of education in Chinese society.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» В КИТАЕ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.95.76.029 УДК 316

АКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» В КИТАЕ

Цзин Кэсинь

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН)

Аннотация. В современном обществе люди непрерывно стремятся к равенству прав и справедливости в разных сферах жизни. Образование является одним из главных инструментов социальной мобильности в обществе, поэтому представляет одну из актуальнейших тем для изучения. Говоря об образовании, общество, в первую очередь, интересуются его уровнем, перспективами и справедливостью. Однако справедливость в образовании охватывает множество аспектов, поэтому требуется анализировать и изучать ее с разных точек зрения. Понятие «справедливость» является относительным, поэтому вопрос о том, как сбалансировать относительное и абсолютное равенство между различными социальными классами требует особого внимания и обсуждения. Неравномерное распределение ресурсов приводит к социальному разделению, что заставляет людей из разных слоев общества попадать в ловушку возможностей, борясь за образовательную справедливость.

Актуальность работы заключается в том, что Китай, как активно развивающаяся страна с большим населением, сталкивается с трудностями в распространении образовательной справедливости из-за увеличения разрыва между социальными слоями, в результате чего, появляется образовательная несправедливость. Данная проблема является достаточно актуальной. Цель статьи - обозначить тенденции и пути развития «образовательной справедливости» в Китае, анализируя текущее состояние образования в китайском обществе.

Ключевые слова: образование в Китае, образовательная справедливость, распределение образовательных ресурсов, конкуренция в образовании.

THE CURRENT CONTEXT OF «EDUCATIONAL JUSTICE» IN CHINA

Jing Kexin

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia (RUDN)

Abstract. In modern society, people continuously strive for equality of rights and justice in various spheres of life. Education is one of the main tools of social mobility in society, therefore it represents one of the most relevant topics for study. Speaking about education, society is primarily interested in its levels, prospects and fairness. However, equity in education covers many aspects, so it is necessary to analyze and study it from different points of view. The concept of justice is relative, so the question of how to balance relative and absolute equality between different social classes requires special attention and discussion. The uneven distribution of resources leads to social division, which causes people from different walks of life to fall into the trap of opportunity, fighting for educational justice.

The relevance of the work lies in the fact that China, as an actively developing country with a large population, faces difficulties in spreading educational justice due to the increasing gap between social strata, resulting in educational injustice. This problem is quite urgent. The purpose of the article is to identify trends and ways of developing «educational justice» in China, analyzing the current state of education in Chinese society.

Keywords: education in China, educational equity, distribution of educational resources, competition in education.

Введение. Справедливость в сфере образования является наиболее важным аспектом в жизни каждого образованного человека. Смысл понятия «образовательная справедливость» очень сложен. Прежде всего, нужно прояснить различия между «справедливостью» и «равенством». Равенство означает, что каждый человек имеет

право на равное обращение к себе или равный социальный, политический, экономический, юридический статус в разных сферах жизни. Поэтому равенство подчеркивает согласованность между индивидуумами и является объективным суждением [2, с. 78].

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Справедливость - это суждение о разумности распределения ресурсов. Важно отметить, что результаты любого распределения ресурсов обязательно будут считаться справедливыми для одной группы и несправедливыми для другой, поскольку это субъективное суждение [3, с. 157].

Поэтому теоретически не существует метода распределения ресурсов, который мог бы удовлетворить потребности каждого человека или группы, а значит, реализация принципа абсолютной справедливости не представляется возможным .

Таким образом, образовательная справедливость подразумевает рациональное распределение образовательных ресурсов, а главная ее задача заключается в поиске оптимального способа их распределения.

Результаты. Главное положение равенства в сфере образования гласит, что каждый человек рождается с правом на его получение и это право не зависит от пола, этнической принадлежности, происхождения, статуса и других факторов. В Китае это проявляется в обязательном получении девятилетнего школьного образования. При достижении надлежащего возраста, государство обязано предоставить ребенку место обучения, а затем в полной мере реализовать принцип справедливости, который означает, что каждый человек должен иметь достаточно возможностей для максимального раскрытия своих способностей в процессе обучения.

В контексте данной работы, важно отметить, что каждый человек уникален и различен, поэтому после определенного периода обучения все учащиеся не могут достичь одинаковых результатов. Данная «несправедливость» регулируется государственной политикой в сфере образования:

1. Принцип различий подразумевает распределение образовательных ресурсов в зависимости от индивидуальных особенностей и обстоятельств каждого студента. Ярким примером реализации этого принципа является наличие разных типов школ и элективных курсов в Китайской системе образования.

2. Суть принципа «Компенсации» очень близка к принципу различий, однако в нем особое внимание уделяется социально-экономическому статусу ученика и его семьи. Например, люди из менее благополучных групп изначально находятся в неблагоприятном положении при получении образовательных ресурсов, к таким слоям населения относятся ученики из сельских районов или бедных семей.

По статистическим данным, многие китайские школьники из сельских районов бросают учебу задолго до окончания обязательного по закону девятилетнего периода обучения в связи с неблагоприятным финансовым положением в се© Цзин Кэсинь

мье. Данная тенденция привела к возрастанию доли неграмотного населения: от 7 процентов в 2000 году до 11 процентов в 2005-м [17, с. 208].

В рамках политики образовательной справедливости были введены специальные программы поддержки: квоты для поступления в вузы учащихся из сельских районов, а также стипендии и т.д. Таким образом, принцип компенсации упорядочивает распределение образовательных ресурсов в пользу уязвимых групп и регионов, что также является проявлением справедливости.

3. Принцип справедливости подчеркивает, что результаты образования могут быть неравными, но начальная точка в образовании и его процесс должны быть организованны государством равной мере.

Обсуждение. Китайский социолог Сян Сяньмин в работе «Особенности воспроизводства образовательного потенциала» пишет, что популяризация образования помогает достичь баланса в общем и среднем образовании, однако, не уменьшает неравенство в высшем [18, с. 103]. Например, когда количество учебных мест в среднем образовании расширяется, а в высшем -нет, это не оказывает реальной поддержки для многих учеников из низших слоев общества. Можно сказать, что данная политика напротив препятствует получению высшего образования уязвимых групп населения, поскольку она лишь увеличивает возможности перехода из начального образования в среднее, но не увеличивает возможности получения высшего образования.

Данная практика подкрепляется теорией максимально поддерживаемого неравенства, которая соответствует наиболее распространенной модели мышления в Китае. Данная теория утверждает, что модель образовательной стратификации в обществе является довольно стабильной и тесно связана с социальной стратификацией. Согласно этой теории, система высшего образования сделает упор на увеличение возможностей входа в нее низшим слоям, после того как верхние достигнут насыщения на определенном уровне.

Однако Сян Сяньмин также подмечает, что расширение образовательной системы не обязательно будет учитывать уязвимые слои, а, скорее всего, будет приоритетно направлено для преимущественных классов. Слова Сян Сяньмин подкрепляются статистическими данными, представленными в докладе ЮНЕСКО за 2010 год, в котором говорится, что расходы государства в расчете на ученика в Пекине и Шанхае в 18 раз выше, чем в беднейших провинциях [17, с. 208].

Результаты. «Внутренняя конкуренция» уже стала одной из особенностей современного китайского общества. Изначально это было обусловлено высокой численностью населения. После проведения реформ и внедрения, так называемой, модели развития образования в бед-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ствующей стране, число образованных людей резко увеличилось, что также способствовало развитию конкуренции. По статистике от 2001 года, по общим школам всех уровней количество учащихся в Китае составляло 24 млн человек. А по схожей статистке от 2009 года в школах Китая обучалось 230 млн человек [18, с. 209]. В свою очередь, количество профессиональных возможностей и социальных лифтов по сей день остается сильно ограниченным, поэтому конкуренция за каждую «возможность» очень высока. Это явление можно наблюдать как в области карьеры, так и в образовании. Во многих сферах при трудоустройстве важен факт наличия у кандидата диплома о высшем образовании. Работодатели все чаще указывают, что степень магистра является минимальным порогом, которым должен обладать соискатель. Таким образом, в современном обществе складывается мнение, что степень образования влияет на получение высококвалифицированной работы с достойной заработной платой.

В реальной жизни мы видим следующую картину: в результате развития общества, доступности и равенства в образовании все больше людей стремится войти в уже перенасыщенный рынок престижных профессий. Для этого учащимся приходится прикладывать максимум усилий, чтобы хорошо сдать выпускные экзамены и поступить в лучшие ВУЗы страны. Председатель Национальной комиссии по образованию Чжао Лэцзи, в докладе по повышению качества образования, сравнивает период вступительных экзаменов с начавшейся войной, где поле битвы -это классы начальной и средней школы.

Обсуждение.

Основы западной социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, которые исследовали социальные функции образования, его связь с экономическими и политическими процессами, а также некоторые педагогические и социальные процессы.

Основные концепции в социологии образования, основоположником которых был Э. Дюркгейм, утверждают равенство, продиктованное «моральными принципами». Однако по мнению современных специалистов в области социологии, таких как Чжао Мин и Лянь Чан, это равенство принципиально невозможно в новейшем обществе с его разделением труда.

Так, например, в современных реалиях некоторые должности приобретают статус социально значимых. Профессии педагогов и врачей являются крайне важными для жизни общества, к тому же они требуют от индивидов особых, постоянно развивающихся навыков. В данной цепочке дополнительное образование и постоянное повышение квалификации рассматривается как жертва, которую приносят лечебные специалисты и педагоги во благо общества. Для ее компенсации государство предоставляет дополнительные ресурсы и вознаграждения: социаль-

ные выплаты, премии льготы, доплаты, увеличенный трудовой отпуск и другие. Так различные социально-значимые должности получают особые вознаграждения, что приводит к социальному неравенству, то есть социальной стратификации.

Как итог, в социологии образования Китая наблюдается следующая тенденция: все больше людей получают возможность работать на технических, управленческих или на специализированных должностях, которые раньше были доступны только небольшой группе населения. Однако между возможностями трудоустройства, обеспечиваемыми путем увеличения образовательных мест, и вознаграждением за социально-значимую работу, является разрыв в доходах и статусе. Данный разрыв проявляется в личных способностях, достижениях и вкладах. Другими словами, именно благодаря этому разрыву, наиболее талантливые люди готовы вкладывать свои усилия в высокоинтенсивное и дополнительное образование.

Данная модель описана в теории конфликта и статуса. Она подразумевает под собой конкуренцию между различными группами, которые используют свои права, чтобы повысить или защитить вознаграждение своей группы. Таким образом, элитные слои населения искусственно повышают порог входа в определенную профессию или создают конкуренцию, которая выгодна для них, чтобы защитить свой профессиональный статус.

В свою очередь, работодатели, которые ищут сотрудников с более высоким уровнем образования, на самом деле используют ту же стратегию, повышая порог входа. Это помогает регулировать количество людей, которые могут работать в некоторых профессиональных отраслях. В данном контексте важно отметить, что в Китае рост образованного населения не происходит из-за увеличения потребности в высококвалифицированных специалистах, все это является следствием инфляции образования.

Заключение. Стремление к равенству в образовании является основной политикой высшего образования во всех странах, но достижение цели равенства в образовании зависит от множества факторов: политики, экономики, культуры, истории, географической среды, этики. Абсолютное равенство в образовании трудно реализовать, Китай - это большая развивающаяся страна, которая приняла много решений, направленных на создание равенства в образовании. Однако, все еще существуют проблемы в этой области: требуется переосмысление значимости образования, а также более детальное рассмотрение возможностей получения образования. Различия между городскими и сельскими районами, региональные различия и классовые различия не могут быть устранены в краткосрочной перспективе. На данном этапе доступность высшего образования не дала всем равных воз© Цзин Кэсинь

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

можностей. Однако, благодаря постоянным усилиям правительства и всех социальных органов, образование продолжает развиваться и совер-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

шенствоваться, чтобы предоставить больше возможностей на получение качественного образования всем членам общества.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Эмиль Дюркгейм. М. : Директ-Медиа, 2007. 115 с. URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 26510 (дата обращения 21.02.2024).

2. Исмаилов Н.О. Справедливость как мера равенства / Н.О. Исмаилов // Социология власти. 2009. № 8. С. 95-103.

3. Фролова О.Е. Субъективное понимание концепта «справедливость» / О.Е. Фролова // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. М. : ИНИОН РАН, 2018. № 3(34): Антропоцентрическая парадигма в гуманитарном знании. С. 154-169

4. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. М. : Наука, 1994.

5. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М. : Маркет ДС, 2005. 360 с.

6. Бай Цзятун. Исследование состояния и стратегии реализации модели «двойного преподавания» в контексте «Интернета +» / Бай Цзятун, Хуан Руйсян, Чэнь Сыин // Интернет-журнал. 2023. № (04). С. 52-54.

7. Ван Лемэй. Ситуация с расширением приема студентов в магистратуру и исследование справедливости высшего образования / Ван Лемэй // Современная торговля и промышленность. 2023. № 44(10). С. 33-35.

8. Ван Цун. Состояние и планирование практических мер по развитию системы справедливости в образовании в Китае / Ван Цун // Жилинский университет. 2015. С. 47-52.

9. Хуа Ихан. Состояние и стратегии разделения общего и профессионального образования в контексте справедливости в образовании / Хуа Ихан, Ян Мин, Лю Цзинь // Новый Запад. 2022. № (08). С. 133-135.

10. Хуо Кайли. Состояние, причины и стратегии повышения справедливости в высшем образовании в Китае / Хуо Кайли, Чоу Хуайкай // Обучение и воспитание (выпуск для высшего образования). 2020. № (27). С. 4-7.

11. Цао Цзюнь. Исследование социалистической концепции справедливости в образовании и ее практических стратегий / Цао Цзюнь // Ланьчжоуский университет. 2017.

12. Чжан Лян. Состояние и стратегии онлайн-обучения в начальной школе с точки зрения справедливости в образовании / Чжан Лян // Оборудование для образования в Китае. 2023-10-09. URL : http://kns.cnki. net/kcms/detail/11.4754.T.20221017.1529.004.html (дата обращения 17.11.2023).

13. Информатизация как средство повышения справедливости в основном образовании: ситуация, проблемы и стратегии - исследование на основе опроса 756 средних и малых школ 21 города Гуандунской провинции / Чжоу Вэй, Сян Сяочин, Пэн Шичин [и др.] // Технологии информационного образования. 2023. № (Z2). С. 141-145.

14. Чэнь Хайся. Различия в городском и сельском образовании Китая и способы их решения / Чэнь Хайся, Бао Синьна // Образование во Внутренней Монголии. 2021. № (18). С. 59-61.

15. Исследование состояния развития справедливости в основном образовании в Китае с помощью информатизации - анализ опыта онлайн-обучения более чем 420000 студентов / Шан Цзюньхао, Янь Ханьбин, Гун Линлин [и др.] // Исследования в области развития образования. 2021. № 41 (06). С. 1-9.

16. Ян Цзяньчжао. Состояние и перспективы развития равномерного развития обязательного образования / Ян Цзяньчжао, Ван Руй // Журнал Хэнаньского педагогического колледжа (философско-социоло-гический.выпуск). URL : http://kns.cnki.net/kcms/detail/41.1030.c.20230329.1729.002.html (дата обращения 26.10.2023).

17. Бен Чу. Мифы о Китае: все, что вы знали о самой многонаселенной стране мира, - неправда! Россия : АСТ, 2022. 284 с.

18. Юнсинь Чжу. История современной философии образования в Китае. Россия, ЛитРес, 2021. 295 с.

References:

1. Emile Dürkheim. M. : Direct Media, 2007. 115 p. URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26510 (date of the application 02/21/2024).

2. Ismailov N.O. Justice as a measure of equality / N.O. Ismailov // Sociology of power. 2009. № 8. P. 95-103.

3. Frolova O.E. Subjective understanding of the concept of «justice» / O.E. Frolova // Man: Image and essence.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Humanitarian aspects. M. : INION RAS, 2018. № 3(34): The anthropocentric paradigm in humanitarian knowledge. P. 154-169

4. Bourdieu P. Social space and symbolic power. M. : Nauka, 1994.

5. Gevorkyan E.N. The market of educational resources: aspects of modernization. M. : Market DS, 2005. 360 p.

6. Bai Jiatong. A study of the state and strategy of the implementation of the «dual teaching» model in the context of the «Internet +» / Bai Jiatong, Huang Ruixiang, Chen Siying // Internet Journal. 2023. № (04). P. 52-54.

7. Wang Lemay. The situation with the expansion of the admission of students to the Master's degree and the study of the equity of higher education / Wang Lemay // Modern trade and industry. 2023. № 44(10). P. 3335.

8. Wang Tsung. The state and planning of practical measures for the development of the system of equity in education in China / Wang Tsung // Zhilin University. 2015. P. 47-52.

9. Hua Yihang. The state and strategies of separation of general and vocational education in the context of equity in education / Hua Yihang, Yang Ming, Liu Jin // New West. 2022. № (08). P. 133-135.

10. Huo Kaili. The state, causes and strategies for increasing equity in higher education in China / Huo Kaili, Chou Huaikai // Training and education (graduation for higher education). 2020. № (27). P. 4-7.

11. Cao Jun. A study of the socialist concept of justice in education and its practical strategies / Cao Jun // Lanzhou University. 2017.

12. Zhang Liang. The state and strategies of online education in primary schools from the point of view of equity in education / Zhang Liang // Equipment for education in China. 2023-10-09. URL : http://kns.cnki.net/ kcms/detail/11.4754T.20221017.1529.004.html (date of the application 17.11.2023).

13. Informatization as a means of increasing equity in basic education: the situation, problems and strategies - a study based on a survey of 756 medium and small schools in 21 cities of Guangdong Province / Zhou Wei, Xiang Xiaoching, Peng Shichin [et al.] // Technologies of Information Education. 2023. № (Z2). P. 141-145.

14. Chen Haixia. Differences in urban and rural education in China and ways to solve them / Chen Haixia, Bao Xinna // Education in Inner Mongolia. 2021. № (18). P. 59-61.

15. A study of the state of equity development in basic education in China through informatization - an analysis of the online learning experience of more than 420,000 students / Shang Junhao, Yan Hanbing, Gong Lingling [et al.] // Studies in the field of education development. 2021. № 41 (06). P. 1-9.

16. Yang Jianzhao. The state and prospects of the development of the uniform development of compulsory education / Yang Jianzhao, Wang Rui // Journal of the Henan Pedagogical College (philosophical and Sociologi-cal.issue). URL : http://kns.cnki.net/kcms/detail/41.1030.c.20230329.1729.002.html (date of the application 10/26/2023).

17. Ben Chu. Myths about China: everything you knew about the most populous country in the world is not true! Russia : AST, 2022. 284 p.

18. Yongxin Zhu. History of modern philosophy of education in China. Russia, LitRes, 2021. 295 p.

Информация об авторе

Цзин Кэсинь

аспирант кафедры социологии, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) jing_kexin@outlook.com

Jiang Kexin

Postgraduate Student of the Department of Sociology, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia (RUDN) jing_kexin@outlook.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.