Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АЗРФ'

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АЗРФ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АЗРФ) / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫЕ ПОРОДЫ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ (ТКО) / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ПОЛИГОНЫ / МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PRIORITY DEVELOPMENT TERRITORIES / SETTLEMENT SYSTEM / PERMAFROST / SOLID MUNICIPAL WASTE (MSW) / WASTE MANAGEMENT / LANDFILLS / WASTE INCINERATION PLANTS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Павленко Владимир Ильич, Куценко Светлана Юрьевна

В статье рассмотрены наиболее острые и актуальные проблемы обращения с отходами территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), как одного из важнейших условий обеспечения сбалансированного социально-экономического развития этой геостратегической территории страны и необходимости поддержания комфортной жизнедеятельности его населения. В условиях глобальных изменений климата в начале 21 века все более ощутимо проявляется тенденция повышения среднегодовых температур в АЗРФ. Это, в свою очередь, вызывает нарастающие изменения природных комплексов и ландшафтов, состояния и видового разнообразия биосферы Арктики. И прежде всего - состояния многолетнемерзлых пород, практически повсеместно распространенных в АЗРФ. Складывающаяся тенденция повышения среднегодовых температур в Арктике в течение последних 15 лет выдвигает новые, еще более жесткие требования к реализации проектов обращения с отходами. Арктическая зона Российской Федерации многократно превосходит по площади (только сухопутная часть Российской Арктики составляет порядка 5 млн кв. км) принадлежащие США, Канаде, Дании (Гренландии) и Норвегии соответствующие арктические территории. В АЗРФ постоянно проживает порядка 1,5 млн человек населения, включая коренные малочисленные народы Севера. Система расселения АЗРФ включает крупные города, являющиеся промышленными и административными центрами восьми субъектов федерации, вновь формируемые ТОРы - территории опережающего развития, средние, малые и сельские населенные пункты. Это предопределяет необходимость использования дифференцированных подходов к обращению с отходами в АЗРФ, выстраиванию разнообразных логистических схем и формированию специализированной системы координации между различными регионами как в меридиональном, так и в широтном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Павленко Владимир Ильич, Куценко Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL GOALS OF CONSERVATION THE QUALITY OF THE NATURAL ENVIRONMENT OF THE RESIDENTIAL AREAS OF THE RUSSIAN ARCTIC

The article discusses the most acute and urgent problems of waste management in the territories of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF), as one of the most important conditions for ensuring a balanced socio-economic development of this geostrategic territory of the country and the need to maintain a comfortable life for its population. In the context of global climate changes at the beginning of the 21st century, a tendency towards an increase in average annual temperatures in the Russian Arctic is becoming more noticeable. This causes increasing changes in natural complexes and landscapes, the state and species diversity of the Arctic biosphere. And above all - the state of permafrost, which is almost ubiquitous in the Russian Arctic. The emerging trend of an increase in average annual temperatures in the Arctic over the past 15 years has put forward new, even more stringent requirements for the implementation of waste management projects. The Arctic zone of the Russian Federation is many times larger in area (the land part of the Russian Arctic is about 5 million square kilometers) belonging to the USA, Canada, Denmark (Greenland) and Norway, the corresponding Arctic territories. The AZRF is home to about 1.5 million people, including the indigenous peoples of the North. The settlement system of the AZRF includes large cities that are industrial and administrative centers of eight subjects of the Federation, newly formed TORs -territories of advanced development, medium, small and rural settlements. This predetermines the need to use differentiated approaches to waste management in the Russian Arctic, building various logistic schemes and forming a specialized coordination system between different regions, both in the meridian and latitudinal directions.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АЗРФ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/74ECVN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Павленко В.И., Куценко С.Ю. Актуальные задачи сохранения качества природной среды селитебных территорий АЗРФ // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/74ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pavlenko V.I., Kutsenko S.Yu. (2020). Actual goals of conservation the quality of the natural environment of the residential areas of the Russian Arctic. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj. today/PDF/74ECVN520.pdf (in Russian)

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ "Разработка и обоснование системы показателей для целей моделирования сбалансированного социально-экономического развития арктических территорий" (№ гос. регистрации проекта - АААА-А19-119020490098-1)

УДК 332.8; 332.1 ГРНТИ 06.61.33

Павленко Владимир Ильич

ФГБУН «Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук», Москва, Россия Вице-президент Международного арктического научного комитета

Ведущий научный сотрудник Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=738354 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=23012513800

Куценко Светлана Юрьевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии», Москва, Россия

Доцент

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук», Архангельск, Россия

Старший научный сотрудник Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8862-084X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=744090 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/J-4486-2018 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=52063608300

Актуальные задачи сохранения качества природной среды селитебных территорий АЗРФ

Аннотация. В статье рассмотрены наиболее острые и актуальные проблемы обращения с отходами территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), как одного из важнейших условий обеспечения сбалансированного социально-экономического развития этой геостратегической территории страны и необходимости поддержания комфортной жизнедеятельности его населения. В условиях глобальных изменений климата в начале 21 века все более ощутимо проявляется тенденция повышения среднегодовых температур в АЗРФ. Это, в свою очередь, вызывает нарастающие изменения природных комплексов и ландшафтов, состояния и видового разнообразия биосферы Арктики. И прежде всего - состояния многолетнемерзлых пород, практически повсеместно распространенных в АЗРФ.

Складывающаяся тенденция повышения среднегодовых температур в Арктике в течение последних 15 лет выдвигает новые, еще более жесткие требования к реализации проектов обращения с отходами.

Арктическая зона Российской Федерации многократно превосходит по площади (только сухопутная часть Российской Арктики составляет порядка 5 млн кв. км) принадлежащие США, Канаде, Дании (Гренландии) и Норвегии соответствующие арктические территории. В АЗРФ постоянно проживает порядка 1,5 млн человек населения, включая коренные малочисленные народы Севера. Система расселения АЗРФ включает крупные города, являющиеся промышленными и административными центрами восьми субъектов федерации, вновь формируемые ТОРы - территории опережающего развития, средние, малые и сельские населенные пункты.

Это предопределяет необходимость использования дифференцированных подходов к обращению с отходами в АЗРФ, выстраиванию разнообразных логистических схем и формированию специализированной системы координации между различными регионами как в меридиональном, так и в широтном направлении.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ); территории опережающего развития; система расселения; жилищно-коммунальное хозяйство; многолетнемерзлые породы; твердые коммунальные отходы (ТКО); обращение с отходами; полигоны; мусоросжигательные предприятия

Одними из наиболее масштабных и острых проблем в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития территорий, составляющих АЗРФ, и оказывающих все более возрастающее влияние на условия жизнедеятельности населения, являются утилизация твердых коммунальных отходов (ТКО) и ликвидация накопленного экологического ущерба.

Переработка бытовых отходов, используемые при этом технологии, являются важнейшим звеном жизнеобеспечения человека, наравне с комфортным жилищем, безопасными продуктами питания, водоснабжением и чистым воздухом. Особое значение это приобретает для населения селитебных территорий АЗРФ [1]. Причем, в последнее десятилетие наиболее масштабно в связи с глобальными изменениями климата и повышением среднегодовой температуры в Арктике.

К настоящему времени в мире известен и довольно широко используется относительно ограниченный набор методов (технологий) переработки и утилизации бытовых отходов:

1. Полигон («СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»).1

2. Полигон без контроля.

3. Сжигание при 1200 °С (технология японско-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova) [2].

4. Процесс «Пурвокс» в шахтной печи.

5. Процесс «Пироксел» (сжигание при 1200-1500 °С) с очисткой дымовых газов [3].

6. Каталитическое окисление свалочного газа [4].

1 https://minstroyrf.gov.ru/docs/16444/.

Методы и технологии обращения с отходами в Арктической зоне существенно отличаются от принятых в регионах с менее суровым климатом. Особенности обращения с отходами в зоне вечной мерзлоты обусловлены отсутствием плодородных грунтов и низкими температурами, что препятствуют естественному гниению. Захоронение мусора в вечномерзлых грунтах, в условиях повышения среднегодовых температур, небезопасно и способно нанести серьезный, возможно и невосполнимый ущерб окружающей среде. Практически повсеместное распространение вечной мерзлоты по территории АЗРФ не позволяет «тиражировать» применяемые в среднеширотных и южных районах технологии утилизации отходов, использующих особенности биологических процессов в местных почвах, а также существующие технологические и технические решения обезвреживания отходов, организации свалок, кладбищ, скотомогильников.

Кроме того, на территории регионов, расположенных в зоне вечной мерзлоты, немало небольших поселений с малой людностью. Например, в 33 населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа проживает от 2 до 400 человек. Необходимо учитывать также и кочующее население, для которого, как показывает опыт Канады, нет альтернативы использования мобильных технологий утилизации отходов.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года 2 предусматривается, проведение комплексных научных исследований по изучению опасных природных явлений, разработке современных технологий, призванных повысить устойчивость объектов инфраструктуры, прежде всего критической инфраструктуры. При этом внедрение соответствующих технологий должно обеспечить экологическую безопасность, минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». В соответствии с другими видами коммунальных услуг деятельность по обращению с ТКО в настоящее время должна быть организована в рамках государственного регулирования: выбран региональный оператор (один или несколько), установлены нормативы накопления ТКО и тарифы для регионального оператора и операторов по регулируемым видам деятельности. Реформа также предполагает новый порядок расчетов за вывоз мусора, который будет происходить по количеству людей, проживающих в квартире или в доме. Для физических лиц плата начисляется по нормативу, который определяется в соответствии с региональным тарифом. Предельная стоимость услуг регионального оператора составляет 700 руб. с человека в месяц. В Ямало-Ненецком автономном округе правительство субсидирует плату за вывоз мусора, размер выплаты составляет 150 руб. с человека в месяц [5].

По данным Росстата, в Архангельске, например, в 2018 г. было вывезено мусора на 259,3 тыс. м3 меньше, чем в 2017 г. (рисунок 1). Расчет вывезенных ТКО составил 2,40 м2 на человека. Это выше норматива, установленного для накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области3 (минимальный тариф 1,1 м3, максимальный -2,31 м3). При этом на величину норматива накопления ТКО влияет численность населения

2 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. URL: http://www.azrfЛaboшmarketru/docs/проект%20Стратегии%20АЗРФ-2035.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

3 Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области. Утв. Постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 года № 11п.

городских населенных пунктов, вид жилья: многоквартирный дом или индивидуальная постройка, сфера деятельности предприятия или учреждения.

Данные таблицы 1 и их графическая интерпретация свидетельствуют о снижении вывоза ТКО с подавляющего большинства территорий АЗРФ.

Недостаток государственной статистической информации не позволяет провести полноценный анализ обращения с ТКО на территориях, входящих в Арктическую зону Российской Федерации.

2500

20М 2015 2016 2017 2018

-а Архангельск Архангельская область Мурманская область Нарьян-Мар

Ненецкий автономный округ (Архангельская область) -»-Салехард Чукотский автономный округ -а- Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область)

Рисунок 1. Вывоз твердых коммунальных отходов с территорий АЗРФ, тыс. куб. м (составлено авторами по данным Росстата)

Таблица 1

Вывезено за год твердых коммунальных отходов (тысяча кубических метров, значение показателя за год)*

2016 2017 2018

Ненецкий автономный округ (Архангельская область) 106,3 111,4 116,6

м3 на душу населения 2,42 2,53 2,65

Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) 1 306 1 100,9 978,8

м3 на душу населения 2,45 2,05 1,82

Чукотский автономный округ 168,1 76,8 85,2

м3 на душу населения 3,36 1,55 1,73

Архангельск 1 054,3 1 114,9 855,6

м3 на душу населения 2,94 3,12 2,40

* Вывезено твердых коммунальных отходов всеми видами мусоровозов, бортовыми автомобилями и самосвалами. Все показатели грузов определяются на основании данных путевых листов или документов, подтвержденных заказчиками в установленном порядке (составлено авторами на основе данных Росстата о численности населения и вывоза ТКО)

Особо необходимо отметить (таблица 2) практически полное отсутствие систематического государственного статистического наблюдения за вывозом твердых коммунальных отходов на объекты их обработки с территорий субъектов Российской

Федерации, включенных в состав АЗРФ, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таблица 2

Вывезено твердых коммунальных отходов на объекты, используемые для обработки отходов (тысяча кубических метров, значение показателя за год)*

Территории АЗРФ 2014 2015 2016 2017 2018

Мурманская область 5

Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) 200,6 200 240,7 163,7 114,4

Чукотский автономный округ 90

Мурманск 5

Салехард 50,7

Анадырь 90

* Показывается объем твердых бытовых отходов, вывезенных на мусороперерабатывающие заводы. Данные Росстата

Рисунок 2. Вывоз твердых коммунальных отходов на объекты, используемые для обработки отходов, тыс. куб. м (составлено авторами по данным Росстата)

Долгосрочная цель реформы утилизации твердых коммунальных отходов - перейти от складирования их на полигонах к переработке. Для этого требуется в каждом регионе создать соответствующую инфраструктуру, предусматривающую сортировку и переработку отходов.

Несмотря на то, что переход на новую систему обращения с ТКО был запущен в 2017 г. с разработки территориальных схем, до сих пор остаются нерешенными важнейшие для арктических регионов вопросы по созданию объектов по обработке, сортировке, захоронению мусора. Зачастую нормативная документация не устанавливает принципы транспортировки ТКО из удаленных населенных пунктов и труднодоступных районов Севера, не учитывает интересы местных жителей.

Нерешенность названных и других вопросов порождает стихийные свалки [6]. Так, в Архангельской области, по разным оценкам, 312 несанкционированных свалок мусора. «Только для рекультивации тех свалок, которые обнаружили, необходимо несколько

миллиардов рублей, по оценкам 3-4 млрд рублей» [7]. Общественной комиссией было принято решение о создании единого межмуниципального объекта обращения с отходами для гг. Архангельска, Северодвинска и Новодвинска в районе станции Рикасиха. Однако, место для полигона находится вблизи дачных поселков, что вызвало резкую негативную реакцию местного населения. Региональный оператор - ООО "Экоцентр" - в конце июля 2019 года объявил, что не сможет выполнить необходимый комплекс задач и расторг соглашение. Новый оператор по ТКО в Архангельской области - ООО «ЭкоИнтегратор». Платить за твердые бытовые отходы жители многоквартирных домов Архангельска и других крупных городов начали с 1 января 2020 года - 120 руб. с человека, жильцы индивидуальных домов - 76 руб., в городах, где проживают меньше 12 тысяч человек, 73 и 63 руб. соответственно. Плата за обращение с ТКО в сельских населенных пунктах составила 52 руб.4. Территориальная схема обращения с ТКО была утверждена в Архангельской области 30 августа 2019 года. Поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов будет внедряться в гг. Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Коряжме, где до третьего квартала 2020 года планировалось создать необходимую инфраструктуру для раздельного накопления отходов. Необходимо подчеркнуть, что до конца 2019 года в регионе планировалось внедрение системы раздельного сбора мусора в бюджетных учреждениях.5

В Ямало-Ненецком автономном округе принята территориальная схема обращения с отходами. В округе действуют 9 полигонов отходов, 4 мусоросортировочных комплекса, 9 объектов обезвреживания и один перерабатывающий завод. Однако для качественного улучшения экологической обстановки потребуется строительство дополнительных мощностей [8]. Вывоз отходов из печорских сел и Малоземельской тундры предполагается в Наряьн-Мар, из Канинской тундры - в Мезень, из Большеземельской тундры - в Воркуту и Архангельск, с о-ва Колгуев - в Архангельск. Исходя из утвержденного тарифа и норматива регионального оператора ООО «Инновационные технологии» плата за обращение с ТКО с человека составила: в многоквартирном доме - 151,1 руб., а в частном - 150 руб.6

Мурманская область - пилотный регион по созданию новой системы обращения ТКО, начала разработку территориальной схемы в 2016 году. В области введен в эксплуатацию экотехнопарк, включающий мусоросортировочный комплекс мощностью менее 180 тыс. т в год и полигон ТКО мощностью не менее 250 тыс. т в год. С 1 января 2020 года предельный единый тариф составил 856,97 руб. за кубометр отходов, а с учетом утвержденных нормативов накопления ТКО плата для населения за услугу по обращению с ТКО - 128,55 руб. с человека в месяц.'

В Чукотском автономном округе в 2018 г. начался процесс очистки от мусора, в том числе, от брошенного оборудования закрытых горно-обогатительных комбинатов и старательных артелей. В Анадыре был введен в эксплуатацию новый завод по эксплуатации ТКО. К началу 2019 года в округе была определена территориальная схема по обращению с ТКО, установлены тарифы, определены зоны ответственности и региональные операторы. В Анадыре плата за обращение с ТКО составляет порядка 80 руб. с человека.8

4 По материалам сайта «Агентства по тарифам и ценам Архангельской области» Ы1р://тариф29.рф; http://тариф29.рф/news/ecoшtegrator.

5 https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6895053.

6 https://tkoyamal.ru/dokumenty ustanavlivayuchshie tarif/.

7 http://regoperator.ru/murmansk-novosti/s-1-yanvarva-zhiteli-murmanskoi-oblasti-budut-platit-za-vyvoz-musora-po-novomu.

8 https://www.vivoz-musora.site/chukotka/tarify.html#rashet.

По оценкам экологов, в республике Саха (Якутия) ежегодно образуется около 252 млн т мусора, при этом 465 объекта размещения ТКО из 471 существующего не соответствуют требованиям закона; отсутствуют предприятия по обработке отходов.8 По причине низкой плотности населения в республике в большинстве населенных пунктов отсутствует сбор и вывоз ТКО, что способствует увеличению числа несанкционированных свалок. В 2018 году была принята территориальная схема по обращению с отходами, разработаны нормативно-правовые акты и определены операторы. Однако региональная специфика в части «мерзлых бытовых отходов» в правовых актах учтена не была. Вполне очевидно, что каждому северному региону нужна дорожная карта формирования инфраструктуры по переработке и утилизации

С учетом утвержденных нормативов накопления ТКО плата для населения за услугу по обращению с ТКО составляет в многоквартирном доме: 131,13 руб. с человека в месяц, в частном доме - 138,88 руб.9 Для Аллаиховского муниципального района предельный тариф с человека составляет 123,57 руб. для МКД, 131, 25 - для индивидуальных жилых домов / домов с приусадебным участком, Анабарского национального (Долгано-эвенкийского) улуса: 125,42 и 133,21, Булунского муниципального района: 147,09 и 156,26, Нижнеколымского муниципального района: 127,34 и 135,25 и Усть-Янского муниципального района: 125,83 и 133,65 руб. соответственно.

В Красноярском крае зачастую отходы приходится возить на расстояние до 100 км. Сложность реализации реформы на территории северных районов края заключается в низкой численности населения, отсутствии круглогодичной транспортной доступности, высоком удалении друг от друга населенных пунктов и отсутствием инфраструктуры в области обращения с отходами. Решать вопрос местные власти намерены посредством строительства мусоросжигательных комплексов. До 2028 года в Красноярском крае планируется создать 15 таких объектов [9].

Следует заметить, что значительное негативное воздействие на полярные экосистемы оказывают не только свалки отходов вблизи поселений, но и бесконтрольное перемещение разнообразной тяжелой техники в летний период.

Анализ сложившейся практики обращения с отходами в Российской Федерации и других арктических странах позволил выявить существенные различия. Разумеется, в значительной степени они (различия) определяются масштабами арктических территорий, характерными климатическими особенностями, транспортной освоенностью заполярных районов, спецификой и направленностью производственной и иных видов деятельности, сложившейся системой расселения и людностью населенных мест, развитой национальной законодательной базы.

Ликвидация накопленного мусора (металлолом, твердые бытовые и промышленные и строительные отходы и т. п.) осуществляется в других арктических странах путем вывоза в южные, более освоенные территории, характеризующиеся более умеренными климатическими условиями для переработки. Следует подчеркнуть, что сравнение суммарной стоимости транспортировки специализированного оборудования и работ по восстановлению даже частичных нарушений арктической экосистемы с затратами по вывозу накопленного мусора в освоенные районы США, Канады, Норвегии и Дании позволило однозначно установить, что транспортировка загрязнителей требует существенно меньших финансовых вложений [10].

9 http://www.ikhsakha.ru/uploads/TKO/Postanovlenie RF 29 ot 31.05.2019.pdf; http://www.jkhsakha.ru/uploads/TK0/Prikaz_443-p_ot_29.10.2018.PDF.

ТКО.

Для подавляющего большинства территорий, составляющих АЗРФ, наиболее подходящим способом обращения с отходами, безусловно, является сбор и утилизация мусора. Для крупных населенных пунктов это подразумевает раздельный сбор и сортировку отходов на пластик, металл, бумагу, стекло, а также их доставку к ближайшему месту утилизации, включая региональные заводы по переработке мусора. Негативное влияние на экосистемы при повсеместном внедрении данного метода сводится к минимуму, но при этом он является весьма затратным.

Возможным решением утилизации отходов потребления в небольших арктических поселках может стать установка печей для сжигания отходов. Продукты сгорания являются менее токсичными. Использование подобных установок позволяет перерабатывать энергию сгорания в электричество. Однако их внедрение является также затратным.

Строительство новых и реконструкция сети сортировочных и перегрузочных станций, мусороперерабатывающих комплексов и полигонов в пределах АЗРФ должны отвечать экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Однако заложенные в российском законодательстве требования в сфере обращения с отходами не могут быть выполнены в полном объеме в условиях Арктики без существенных затрат. К этим требованиям прежде всего относятся: приоритет обработки и утилизации отходов над полигонным захоронением, частота вывоза ТКО, организация контейнерных площадок.

Актуализируется необходимость индивидуального подхода к вопросу обращения с отходами в АЗРФ, выстраивания новых логистических схем и формирования специализированной системы координации между различными регионами как в меридиональном, так и в широтном направлении.

Представленный анализ обращения с ТКО селитебных территорий АЗРФ и сохранения качества природной среды этой уникальной геостратегической территории позволяет сделать следующие выводы:

1. Управление отходами, наряду с предоставлением других услуг ЖКХ, являются важнейшими факторами формирования комфортных условий проживания и закрепления населения в муниципальных образованиях АЗРФ. Миграционный отток населения связан, в том числе, и с имеющим место неудовлетворительным качеством предоставляемых услуг.

2. Тарифы и нормативы по обращению с ТКО существенно различаются по регионам. Следует подчеркнуть, что в большинстве регионов АЗРФ в результате «мусорной» реформы произошёл существенный рост тарифов. Подавляющее большинство субъектов РФ ушли от привязки тарифов к площади жилого помещения. Плата взимается за количество людей, прописанных (зарегистрированных) в квартире. Необходимо также отметить, что в отдельных регионах, входящих в состав АЗРФ, помимо основного регионального тарифа введены специальные тарифы для внутренних районов и поселений (например, в республике Саха (Якутия).

3. Отсутствует дифференцированный подход к обращению с ТКО, который должен учитывать природно-климатические особенности регионов.

Для решения проблем утилизации ТКО в Арктике целесообразно:

• скорректировать соответствующие нормы федерального и регионального законодательства, связанные с условиями и периодичностью вывоза ТКО с труднодоступных территорий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Евразийской науки 2020, №5, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today

• внедрять успешную практику других приарктических государств (США, Канады и Норвегии) в области обращения с отходами, включая раздельный сбор и переработку мусора, отказ от пластика, популяризацию природоохранного мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куценко С.Ю., Павленко В.И., Платэ А.Н., Лексин А.Б. Особенности состояния жилищно-бытовых условий населения Арктической зоны Российской Федерации как одного из важнейших факторов устойчивого развития макрорегиона // Вестник Евразийской науки, 2020 No1, https://esj.today/PDF/79ECVN120.pdf(доступ свободный). Загл. С экрана. Яз. рус., англ.

2. А. Васильева. Ученые не загорелись сжиганием. Газета "Коммерсантъ" №54 от 26.03.2020, стр. 5.

3. В.С. Морозов. Время переходить на безотходные технологии утилизации мусора. СТО 01/42/ Март 2016 С. 22-25.

4. Мазурин И.М., Понуровская В.В., Колотухин С.П. Системный анализ задачи переработки твёрдых бытовых отходов // Вестник РАЕН. 2018. № 5. С. 76-84.

5. Маков В.А. Меры законодательного регулирования в области обращения твердых коммунальных отходов в Арктической зоне Российской Федерации. Российская Арктика. 2019. №4. С. 75-77.

6. А. Васильева Свалка о двух концах. Газета "Коммерсантъ" №241 от 28.12.2018, С. 8.

7. Выступление И. Орлова 22.10.2018 г. на Федеральном арктическом форуме «Дни Арктики в Москве - 2018», 21-25 ноября 2018 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gqyA6KzBXK8 (дата обращения: 13.03.2020).

8. П.Ф. Агаханянц, А.Ю. Ломтев, Е.А. Примак, Д.С. Выучейская Территориальные схемы обращения с отходами в Российской Арктике: повод для дискуссии // Российская Арктика. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnye-shemy-obrascheniya-s-othodami-v-rossiyskoy-arktike-povod-dlya-diskussii (дата обращения: 13.02.2020).

9. Заседание круглого стола «О ситуации по обращению с твердыми коммунальными отходами». 5.03.2020 г. пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края. Пресс-релиз № 107 (12362). URL: https://www.sobranie.info/newsinfo.php?UID=59997 (дата обращения: 13.03.2020).

10. И.А. Мизин. Современные проблемы удаления ТБО из труднодоступных районов российской Арктики. Справочник эколога. 2014. № 8 (20). С. 92-96.

Pavlenko Vladimir Il'ich

Institute of geology of ore deposits, petrography, mineralogy and geochemistry Russian academy of sciences, Moscow,

Russia

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=738354 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=23012513800

Actual goals of conservation the quality of the natural environment of the residential areas of the Russian Arctic

Abstract. The article discusses the most acute and urgent problems of waste management in the territories of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF), as one of the most important conditions for ensuring a balanced socio-economic development of this geostrategic territory of the country and the need to maintain a comfortable life for its population. In the context of global climate changes at the beginning of the 21st century, a tendency towards an increase in average annual temperatures in the Russian Arctic is becoming more noticeable. This causes increasing changes in natural complexes and landscapes, the state and species diversity of the Arctic biosphere. And above all - the state of permafrost, which is almost ubiquitous in the Russian Arctic. The emerging trend of an increase in average annual temperatures in the Arctic over the past 15 years has put forward new, even more stringent requirements for the implementation of waste management projects. The Arctic zone of the Russian Federation is many times larger in area (the land part of the Russian Arctic is about 5 million square kilometers) belonging to the USA, Canada, Denmark (Greenland) and Norway, the corresponding Arctic territories. The AZRF is home to about 1.5 million people, including the indigenous peoples of the North. The settlement system of the AZRF includes large cities that are industrial and administrative centers of eight subjects of the Federation, newly formed TORs -territories of advanced development, medium, small and rural settlements. This predetermines the need to use differentiated approaches to waste management in the Russian Arctic, building various logistic schemes and forming a specialized coordination system between different regions, both in the meridian and latitudinal directions.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation; housing and communal services; priority development territories; settlement system; housing and communal services; permafrost; solid municipal waste (MSW); waste management; landfills; waste incineration plants

Kutsenko Svetlana Yur'evna

Moscow state university of geodesy and cartography, Moscow, Russia N. Laverov federal center for integrated arctic research, Arkhangelsk, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8862-084X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=744090 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/J-4486-2018 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=52063608300

74ECVN520

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.