Научная статья на тему 'Актуальные вопросы защиты товарного знака от конкурентов'

Актуальные вопросы защиты товарного знака от конкурентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK / ЗАЩИТА ТОВАРНОГО ЗНАКА / TRADEMARK PROTECTION / НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ КОНКУРЕНТЫ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / EXCLUSIVE RIGHTS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / UNFAIR COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиева Зельфира Рамазановна

В статье рассмотрены существующие способы защиты товарного знака от конкурентов, а также раскрыт порядок вычисления товарного знака конкурентов юридическим и экономическим методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of protection of the trademark from competitors

The article considers the existing methods of protection of the trademark from competitors, and also revealed the order of calculation of trademark competitor’s legal and economic methods.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы защиты товарного знака от конкурентов»

З.Р. ГАДЖИЕВА кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического института ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» (г. Пятигорск)'

Актуальные вопросы защиты товарного знака от конкурентов

Очень большую значимость в современном предпринимательстве приобретает вопрос защиты товарного знака, а также способы определения кражи или недобросовестного использования уже зарегистрированного товарного знака. Защита товарного знака, принадлежащего предприятию или организации, является одним из важнейших вопросов деятельности компании. Сущность товарного знака состоит в том, что право на его владение, по сути, предоставляет монополию той организации, которая оформила его по всем правилам патентного бюро и получила необходимое свидетельство государственного образца о регистрации товарного знака.

Товарный знак - это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признается исключительное право на товарный знак, удостоверяемое специальным свидетельством о регистрации. Только правообладатель имеет право распоряжаться им в том порядке, в котором посчитает нужным.

Существует различное множество способов защиты товарного знака, однако самые основные - юридический (правовой) и экономический (финансовый). Каждый из этих способов по отдельности важен, может использоваться в совокупности с другим любым известным способом. Не следует пренебрегать необходимостью защиты такого вида собственности как товарный знак, потому что хорошо раскрученный и известный товарный знак способен принести гораздо большую прибыль, чем

Гаджиева ЗельфираРамазановна, е-таП: soffi_87@mail.ru

совокупные затраты на его изобретение, патентование и защиту.

К товарному знаку могут относиться следующие единицы: название бренда или компании, рекламный слоган, логотип или его схематичное изображение.

Первым этапом защиты используемого товарного знака является подача специального документа на его закрепление в Федеральную службу интеллектуальной собственности (Роспатент), если предприятие желает закрепить за собой сразу несколько единиц, то все они должны быть указаны в этом документе. Далее следует ждать, когда закрепление знака будет одобрено, подписано и выдано свидетельство о регистрации товарного знака. Данный документ подтверждает исключительное право на владение символикой, а также право на ее использование в личных целях и целях предприятия. Именно этот документ является основанием для подачи искового заявления в суд, в случае так называемой кражи или плагиата товарного знака конкурентной организацией.

Чтобы выяснить, требуется ли товарному знаку защита от недобросовестных конкурентов, можно воспользоваться бесплатными услугами специализированных лабораторий, работающих в сфере социальной экспертизы.

Существует две основные стратегии защиты товарного знака от конкурентов, каждая из которых, безусловно, нашла свое применение в различных областях предпринимательства.

Первая стратегия называется стратегией регистрации обозначения. Это так называемая превентивная мера, т.е. мера предупреждения захвата знака и его незаконного использования, а именно регистрация знака в компетентных органах и регистрация «дополнительных» блоков варианта этого же знака в различном цветовом исполнении. Уполномоченный орган удостоверяет право правообладателя на товарный знак совместно с выдачей специального свидетельства, что и служит основным документом. Более того, такое свидетельство может давать преимущества даже в том случае, если конкурентами уже используется точь-в-точь такой же знак, но не зарегистрированный в уполномоченных органах.

При нарушении права на товарный знак необходимо выполнить следующие действия: написать письмо-возражение в отдел экспертизы ФГБУ ФИПС, а обнаружив состав нарушения, в последующем составить заявления против регистрации, которое отправляется в палату по патентным спорам РФ. Пункт 3 статья 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации говорит нам о том, что без разрешения правообладателя никто не может использовать товарный знак или же сходные с ним товары, за которыми этот знак уже закреплен. Более того, если знаки сходны лишь в некоторых аспектах, но их однородность вводит в заблуждение потенциального потребителя, то это также является поводом для рассмотрения правонарушения. Однако, как быть, если знак не отдаленно копирует уже зарегистрированный, а полностью повторяет его или же является попросту «украденным»?

В любом случае, для того чтобы иметь основания для подачи заявления в компетентные органы, следует получить экспертное заключение. Таким образом, первым этапом становится получение экспертного заключения в специальных лабораториях, действующих в сфере социальной экспертизы.

Следующим этапом следует объявление результатов экспертизы. Независимая экспертиза производится ведущими специалистами в области социологии и психологии, она практически полностью исключает возможность ошибочного решения. Наверное, не нужно упоминать, что в случае, если сходство не обнаружено, и это отражено в экспертном заключении, нет никаких юридических оснований на предъявление претензии.

В случае если независимая экспертиза пришла к выводу, что какие-либо элементы или же сам знак целиком является заимствованным, то правообладатель вправе потребовать изъятие, а также уничтожение той продукции, которая использует знак незаконно. Также следует возмещение всех убытков, понесенных пострадавшим предприятием в результате деятельности недобросовестных конкурентов.

Более того, обладатель исключительного права на использование товарного знака имеет право требовать компенсационную выплату вместо возмещения убытков, размер такой выплаты может быть установлен в размере

от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Решение о назначении компенсационной выплаты принимается обязательно в судебном порядке.

Вторая стратегия - стратегия правовой охраны. Она применяется в случае обнаружения незаконного применения средств индивидуализации. Наиболее распространенное правонарушение в таком случае - реализация контрафактного товара или же использование такой маркировки, которая вводит в заблуждение покупателя и заставляет его думать, что контрафактный товар -оригинал.

При обнаружении такого рода нарушений, владелец оригинального товарного знака должен уведомить юристов организации, провести анализ упаковки вплоть до дизайна, приобрести в качестве тайного покупателя несколько образцов товара, собрать доказательства (чек, фото прилавка, записать адрес магазинов, реализующих такого рода товар, получить копию заключения экспертов), отправить претензию на имя производителя и продавца и подать заявление в уполномоченные органы, т.е. ФАС, МВД или суд.

Также следует обратить некоторое внимание и на необходимую раз в несколько лет модификацию товарного знака или бренда. В противном случае такой знак может быть аннулирован как не использующийся. Также важно регистрировать знак сразу же при открытии фирмы, еще лучший вариант - открытие фирмы уже после регистрации знака. Это позволит быть уверенным в том, что никто не «перехватит» его и не зарегистрирует быстрее. Следует пресекать все попытки недобросовестных конкурентов использовать зарегистрированный уже товарный знак.

Несмотря на то, что сегодня все больше компаний своевременно предпринимают действия по регистрации товарного знака, случаи подделки продукции известных фирм очень распространены. Исходя из этого, компаниям приходится предпринимать действия по защите своей интеллектуальной собственности, и регистрация своего торгового знака в Роспатенте - самый простой и действенный способ защитить интеллектуальную собственность компании. «Иначе в один прекрасный день даже после многолетних продаж вроде как своей марки к вам

может прийти требование не только прекратить продажи, но и компенсировать упущенную прибыль, моральные издержки из-за плагиата.

Что касается защиты товарного знака экономическими методами, то такая защита состоит, прежде всего, из постоянной «подпитки» товарного знака материальными ресурсами. Чем больше труда и ресурсов вложено в разработку и патентование товарного знака организации, тем большую ценность он для нее представляет и тем меньше вероятность того, что конкурентная организация постарается им воспользоваться (тяжело использовать в своих целях что-то такое, что уже известно потребителю и получило признание на рынке).

Таким образом, любой бренд по мере приобретения популярности привлекает к себе внимание и может стать объектом незаконного копирования конкурентами. Конкуренты в таких случаях могут поменять лишь пару деталей или букв, вследствие чего покупатели очень часто принимают продукт с такой маркировкой за оригинальный. Также защита необходима, если владелец товарного знака сталкивается с такими проблемами как производство и последующее распространение конкурентной контрафактной продукции, использование практически аналогичных товарных знаков, а также попытка совершения сделки с использованием похожего товарного знака.

Именно поэтому актуальность защиты товарного знака приобретает достаточно большое значение при осуществлении предпринимательской деятельности.

Гаджиева З.Р. Актуальные вопросы защиты товарного знака от конкурентов. В статье рассмотрены существующие способы защиты товарного знака от конкурентов, а также раскрыт порядок вычисления товарного знака конкурентов юридическим и экономическим методами.

Ключевые слова: товарный знак, защита товарного знака, недобросовестные конкуренты, исключительные права, интеллектуальная собственность.

Gadzhieva Z.R. Topical issues of protection of the trademark from competitors. The article considers the existing methods of protection of the trademark from competitors, and also revealed the order of calculation of trademark competitor's legal and economic methods.

Key words: Trademark, trademark protection, unfair competition, exclusive rights, intellectual property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.