Научная статья на тему 'Актуальные вопросы защиты прокурором прав граждан в области оплаты труда'

Актуальные вопросы защиты прокурором прав граждан в области оплаты труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
трудовые права / заработная плата / задолженность / прокуратура / надзор / проверка / законы / законность / государство / labor rights / wages / debt / prosecutor's office / supervision / inspection / laws / legality / state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Юрьевич Мананников

В условиях регулярной модернизации правового пространства, развития основ социальной солидарности и справедливости все большее значение приобретает проведение прокурорских проверок исполнения требований трудового законодательства, в том числе в сфере оплаты труда. Автором приводятся актуальные примеры из прокурорской практики, призванные проиллюстрировать наглядное представление о правозащитной роли органов прокуратуры в сфере трудовых правоотношений. Проанализированы тактические особенности проведения прокурорских проверок в области оплаты труда. Отмечается, что защита трудовых прав граждан является важнейшим условием развития правового общества. По результатам исследования сделан вывод о необходимости организации всеобъемлющего обмена информацией с заинтересованными государственными, муниципальными органами и организациями. Резюмируется, что в целях обеспечения надлежащей эффективности надзора за соблюдением прав граждан в части оплаты труда прокурору следует привлекать к проведению проверочных мероприятий специалистов из контрольно-ревизионных органов, государственных инспекций труда, налоговых работников, участников профсоюзов и других заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of the prosecutor’s protection of citizens’ rights in the field of wages

In the context of regular modernization of the legal space, development of the foundations of social solidarity and justice, conducting prosecutorial checks of compliance with the requirements of labor legislation, including in the field of remuneration, is becoming increasingly important. The author provides current examples from prosecutorial practice designed to illustrate a clear idea of the human rights role of the prosecutor's office in the field of labor relations. The tactical features of conducting prosecutorial audits in the field of wages are analyzed. It is noted that the protection of the labor rights of citizens is the most important condition for the development of a legal society. Based on the results of the study, it was concluded that it is necessary to organize a comprehensive exchange of information with interested state, municipal bodies and organizations. It is summarized that in order to ensure proper effectiveness of supervision over the observance of the rights of citizens in terms of wages, the prosecutor should involve specialists from control and audit bodies, state labor inspectorates, tax workers, trade union members, etc. in carrying out inspection activities.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы защиты прокурором прав граждан в области оплаты труда»

Закон и право. 2024. № 9. С. 75-82. Law and legislation. 2024;(9):75-82.

Научная статья УДК 347.963

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-75-82 EDN: https://elibrary.ru/CPJUFY

NIION: 1997-0063-9/24-457 MOSURED: 77/27-001-2024-9-657

Актуальные вопросы защиты прокурором прав граждан в области оплаты труда

Дмитрий Юрьевич Мананников

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия, manannikovjr@rambler.ru

Аннотация. В условиях регулярной модернизации правового пространства, развития основ социальной солидарности и справедливости все большее значение приобретает проведение прокурорских проверок исполнения требований трудового законодательства, в том числе в сфере оплаты труда. Автором приводятся актуальные примеры из прокурорской практики, призванные проиллюстрировать наглядное представление о правозащитной роли органов прокуратуры в сфере трудовых правоотношений. Проанализированы тактические особенности проведения прокурорских проверок в области оплаты труда. Отмечается, что защита трудовых прав граждан является важнейшим условием развития правового общества.

По результатам исследования сделан вывод о необходимости организации всеобъемлющего обмена информацией с заинтересованными государственными, муниципальными органами и организациями.

Резюмируется, что в целях обеспечения надлежащей эффективности надзора за соблюдением прав граждан в части оплаты труда прокурору следует привлекать к проведению проверочных мероприятий специалистов из контрольно-ревизионных органов, государственных инспекций труда, налоговых работников, участников профсоюзов и других заинтересованных лиц.

Ключевые слова: трудовые права, заработная плата, задолженность, прокуратура, надзор, проверка, законы, законность, государство.

Для цитирования: Мананников Д.Ю. Актуальные вопросы защиты прокурором прав граждан в области оплаты труда // Закон и право. 2024. № 9. С. 75—82. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-75-82 ББЫ: https://elibrary.ru/CPJUFY

Dmitry Yu. Manannikov

Penza State University, Penza, Russia, manannikovjr@rambler.ru

Abstract. In the context of regular modernization of the legal space, development of the foundations of social solidarity and justice, conducting prosecutorial checks of compliance with the requirements of labor legislation, including in the field of remuneration, is becoming increasingly important. The author provides current examples from prosecutorial practice designed to illustrate a clear idea of the human rights role of the prosecutor's office in the field of labor relations. The tactical features of conducting prosecutorial audits in the field of wages are analyzed. It is noted that the protection of the labor rights of citizens is the most important condition for the development of a legal society.

Based on the results of the study, it was concluded that it is necessary to organize a comprehensive exchange of information with interested state, municipal bodies and organizations.

© Мананников Д.Ю. М., 2024.

Original article

Topical issues of the prosecutor's protection of citizens' rights in the field of wages

LAW & LEGISLATION • 09-2024

It is summarized that in order to ensure proper effectiveness of supervision over the observance of the rights of citizens in terms of wages, the prosecutor should involve specialists from control and audit bodies, state labor inspectorates, tax workers, trade union members, etc. in carrying out inspection activities.

Keywords: labor rights, wages, debt, prosecutor's office, supervision, inspection, laws, legality, state.

For citation: Manannikov D.Yu. Topical issues of the prosecutor's protection of citizens' rights in the field of wages // Law and legislation. 2024;(9):75—82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-75-82 EDN: https://elibrary.ru/CPJUFY

Введение

Статья 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Сфера труда — важная и многофакторная область социальной и экономической жизни общества. Складывающееся в этой сфере состояние законности находится в непосредственной зависимости от текущего положения дел в экономике. В свете нестабильного развития внешнеполитических и внешнеэкономических отношений, угрозы увеличения безработицы, общего ухудшения ситуации на российском рынке труда защита прокурорами трудовых прав граждан является ответственным направлением надзора за исполнением законов.

В условиях регулярной модернизации правового пространства проблемам проведения прокурорских проверок исполнения трудового законодательства на постоянной основе уделяется внимание со стороны ученых-юристов. Тема, посвященная рассмотрению данного направления прокурорского надзора, не раз являлась объектом научного исследования. В разное время изучением отдельных вопросов в указанной сфере занимались А.Ю. Винокуров, С.Д. Воробьёв, И.И. Головко, О.А. Гуреева, Т.Ю. Сабель-фельд, А.Ю. Усов, О.А. Фирсова и многие другие авторы.

Степень научной разработанности упомянутой научной проблемы носит фундаментальный характер. В то же время теория и практика постоянно ставят для решения новые проблемы, побуждая к их непрерывному научному углубленному исследованию. Именно поэтому, как представляется, правовые основы, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов о защите трудовых прав граждан, в том числе по вопросам оплаты труда, а также методы планирования работы и полномочия прокурора в рассматриваемой сфере никогда не утратят своей актуальности и научного интереса.

Основу нашего исследования составили апробированные юридическими науками методы познания объективной действительности, такие, как статистический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический и др. В целях сбора и обобщения теоретических и эмпирических материалов использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования: изучение документов, анализ и синтез, наблюдение и др.

В процессе исследования проведен анализ федерального законодательства, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов, относящихся к исследуемой проблеме. Теоретическую и информационно-гносеологическую основу исследования составили научные труды по вопросам прокурорской деятельности. Кроме того, данная статья базируется на разностороннем исследовании современных подходов практики проведения прокурорских проверок по вопросам исполнения законов в сфере оплаты труда.

Организационно-правовые основы организации и проведения прокурорских проверок по вопросам исполнения законов в сфере оплаты труда

Правовую основу трудовых отношений составляет Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), важнейшим ведомственным руководящим документом, регламентирующим организацию прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, является Приказ Генерального прокурора РФ от 5 февраля 2024 г. № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан».

Приоритетным направлением надзорной деятельности определен надзор за соблюдением трудовых прав социально незащищенных категорий граждан (пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и иных лиц), работников стратегических, системо- и градообразующих предприятий, организаций в сфере информационных технологий (электронной промышленности), производящих и реализующих соци-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

ально значимые товары (услуги), медицинское оборудование, лекарственные средства (п. 1.2 названного Приказа). При этом акцентировано внимание на неукоснительном соблюдении гарантий трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.

В сущности, Приказ Генерального прокурора РФ от 5 февраля 2024 г. № 98 выступает некой «дорожной картой», где помимо вопросов, связанных с защитой уязвимых групп населения, отражены задачи по обеспечению законности в сфере оплаты труда.

Следует отметить, что перед проведением проверочных мероприятий необходимо тщательное изучение законодательства, регулирующего трудовые отношения и оплату труда. Изучение нормативно-правовой базы способствует пониманию прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Прокурором проводится ознакомление с существующим опытом прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан, описанным в документах и письмах Генеральной прокуратуры РФ. Такой опыт содержит ценные знания о реальной практике применения законодательства, что помогает улучшить качество надзор-но-контрольных мероприятий.

Для успешной подготовки к проверкам важно определить, какие именно органы компетентны и отвечают за государственный контроль за соблюдением законов в сфере трудовых правоотношений. Они также могут обладать информацией о возможных нарушениях. Как представляется, это поможет сконцентрировать внимание на конкретных аспектах надзора и принять эффективные меры для устранения обнаруженных несоответствий закона. Кроме того, необходимо провести детальный анализ ситуации на объектах, которые располагаются в зоне территориальной поднадзорности прокуратуры. Такой анализ поможет сосредоточить усилия на наиболее важных аспектах и разработать эффективные подходы к проверке, выявить потенциальные противоречивые стороны и подготовить соответствующие меры по их решению.

Для эффективной организации проверок соблюдения трудового законодательства необходимо руководствоваться базовыми принципами планирования работы прокуратуры. В целях получения в будущем качественного результата надзора прокуроры составляют подробный план

проверки, анализируются предыдущие нарушения законодательства на предприятии, действия, которые были ранее предприняты прокурором в ответ на нарушения законности. При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законов прокурор должен ознакомиться с источниками, где можно получить информацию о нарушениях в этой сфере, в том числе полученные от контролирующих органов, учреждений здравоохранения, обращений граждан, следует учитывать материалы, распространяемые СМИ, и др. [6, с. 35].

Сведения о юридических лицах, которые имеют задолженность по уплате налоговых платежей и страховых взносов, целесообразно периодически запрашивать из Федеральной налоговой службы и Социального фонда России. Также не следует оставлять без внимания информацию о работодателях, чьи сотрудники получают оплату труда ниже средней по отрасли. Перед началом проверки нужно выяснить, привлекался ли руководитель предприятия к административной ответственности за нарушения трудового законодательства и изучить результаты предыдущих проверок. Прокурор должен следить за исправлением несоответствий положениям закона, совершенных руководителем предприятия перед его сотрудниками.

Прокурору рекомендуется провести всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности компании. Это особенно важно, поскольку «серые» выплаты могут быть выведены из оборота предприятия через фиктивные финансовые операции, включая обналичивание противоправно полученных денежных сумм [5, с. 4].

Важным аспектом является наличие коллективного договора или соглашения, которые регулируют вопросы соблюдения трудового законодательства. Договор должен быть полным, выполнимым и эффективным. В нем могут быть предусмотрены различные меры, в том числе дополнительные выплаты для сотрудников, работающих в опасных условиях. Одновременно может быть предусмотрена дополнительная оплата труда за работу в ночное время. Условия, оговоренные в коллективном договоре, не должны ухудшать положение работников и вступать в противоречие с законодательством.

Работодатель разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, которые определяют порядок выполнения трудовых обязанностей сотрудниками. Внутренние правила регулируют такие аспекты, как время начала и окончания рабочего дня, длительность смены, переры-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024

вы в труде, режим работы и предоставления времени отдыха, требования о работе в ночное время и в выходные дни, а также вопросы оплаты труда. При анализе рабочей документации необходимо провести сравнительный анализ с информацией, представленной профсоюзным органом.

Представляется крайне важным уделить время проверке табелей рабочего времени. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в том, что работодатель ведет честный и объективный учет отработанных часов, включая сверхурочные периоды и работу в выходные и праздничные дни [11, с. 107].

На рынке труда возникают разнообразные проявления «теневой» занятости, где отсутствует заключение трудового договора, оплата за труд происходит в наличной форме, неофициально зарегистрированной в документах. Заработная плата выплачивается «в конвертах», значительная часть выплат осуществляется наличными средствами и не подлежит фиксации. Работники при этом могут получать заработную плату, которая ниже установленного минимума.

Нарушения со стороны работодателей могут привести к недостаточной уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды, что наносит ущерб экономическим интересам государства. Неофициальные договоренности между работодателями и сотрудниками могут привести к ущемлению трудовых прав работников и неопределенности в области социальной защиты. Ведь работники, уклоняющиеся от официальной регистрации, подвергают себя угрозе не только в финансовом плане, но и в области сохранения своего здоровья и будущего благосостояния.

Несомненно, соблюдение прав граждан в части оплаты труда относится к числу приоритетных вопросов прокурора [9, с. 7]. За невыплату заработной платы работодатели несут уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ. Прокурорам следует учитывать сложившуюся в последнее время практику широкого толкования корыстной и иной личной заинтересованности.

Так, под иной личной заинтересованностью следует понимать желание руководителя-должника выглядеть в глазах контрагентов и иных лиц добросовестным исполнителем договоров, в связи с чем руководитель принимает решение направить денежные средства на оплату контрактов, а не на выплату заработной платы работникам. Под корыстной заинтересованностью следует понимать, в том числе, желание избежать штрафных санкций по договорам.

Кроме того, при обнаружении нарушений прав граждан на своевременную оплату труда могут быть установлены факты совершения преступлений, предусмотренных статьями 195, 196, 197, 201, 315 УК РФ [10, с. 40].

При проведении проверок устанавливается соблюдение порядка начисления и выплаты заработной платы, а также норм, закрепленных в статьях 131 и 136 ТК РФ. Работники имеют право, в соответствии со ст. 60.1 ТК РФ, заключать договоры на дополнительную оплачиваемую работу в период времени, свободный от основной занятости, как у текущего работодателя, так и у других работодателей (внутреннее и внешнее совместительство соответственно).

На прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров возложена обязанность по организации проверок проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов на предмет:

■ соблюдения требований законодательства РФ, предусматривающего повышение заработной платы работникам бюджетной сферы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

■ соответствия данных актов законодательству в части установления заработной платы в размере не ниже минимального размера, определенного федеральным законом или региональными соглашениями, выплат компенсационного и стимулирующего характера, соблюдения предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством соотношения между выплатами управленческому персоналу и работникам организации.

Следует отметить, что практически во всех регионах в 2023 г. заявители сообщали о нарушении сроков выплаты заработной платы. В ходе прокурорских проверок приняты меры к восстановлению нарушенных прав заявителей, а также всех членов трудовых коллективов предприятий. Для наглядности следует привести несколько положительных примеров, указывающих на значимую правозащитную роль прокурора.

Так, по обращениям работников ООО «ДВК», поданным на личном приеме заместителю прокурора Московской области, Коломенской городской прокуратурой проведена проверка. Установлено, что у работодателя перед работниками имеется задолженность по заработной плате за два месяца на общую сумму 1 млн 340 тыс. руб., а также задолженность перед налоговым органом в размере более 2 млн руб.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

После вмешательства прокуратуры задолженность по заработной плате погашена, обязательные платежи в налоговый орган уплачены. Генеральный директор ООО «ДВК» привлечен к административной ответственности.

В ходе рассмотрения коллективного обращения работников ООО «Промышленная пищевая компания», поступившего на личном приеме прокурора Красноярского края, была выявлена задолженность предприятия перед ними в сумме 1,6 млн руб. По заявлениям прокуратуры судом признаны трудовыми отношения с 15 работниками, что позволило восстановить их права, погасить задолженность по заработной плате в полном объеме. Руководитель предприятия привлечен к административной ответственности, по инициативе прокурора возбуждено и расследуется уголовное дело.

В рамках работы мобильной приемной заместителем прокурора г. Санкт-Петербурга приняты работники АО «НПО «Карат» по поводу нарушения трудового законодательства. По результатам рассмотрения 12 исковых заявлений прокурора Адмиралтейского района о взыскании с названного общества задолженности по заработной плате Ленинским районным судом г. Санкт-Петербурга трудовые права граждан восстановлены.

Прокуратурой Орловской области проведена проверка по факту невыплаты заработной платы в ООО «Торг-Инвест» по обращению граждан, поступившему на личном приеме заместителя прокурора области. В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства прокуратурой Кромского района внесено представление в адрес руководителя предприятия, в интересах его работников направлены исковые заявления в суд. Задолженность по заработной плате на сумму свыше 4 млн руб. погашена [1, с. 3].

По требованию прокуратуры Республики Башкортостан перед работниками ПАО «АК ВНЗМ» погашена задолженность по заработной плате на сумму 591 млн руб., виновные лица привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорской проверки в отношении работодателя возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ.

По требованию прокуратуры Липецкой области произведен перерасчет заработной платы 214 работникам лесного хозяйства, осуществляющим деятельность в сельской местности, на общую сумму 8,4 млн руб. По инициативе прокуратуры области предусмотрено дополнительное бюджетное финансирование в размере

14 млн руб. для этой категории работников. Прокуратурами Архангельской и Кировской областей защищены права медицинских работников на получение специальных стимулирую -щих выплат.

В целом в 2023 г. восстановлены права работников предприятий по получению оплаты труда прокуратурами республик Бурятия (работникам предприятий выплачен долг в размере 1,3 млн руб.), Дагестан (510 млн руб.), Крым (70 млн руб.), Хакасия (2 млн руб.), Саха (Якутия) (1,6 млн руб.), Карачаево-Черкесской (1,8 млн руб.), Чеченской (2,7 млн руб.) республик, Алтайского (12 млн руб.), Забайкальского (46,2 млн руб.), Краснодарского (278 млн руб.), Красноярского (14,3 млн руб.) краев, Белгородской (1,4 млн руб.), Брянской (1,7 млн руб.), Вологодской (11 млн руб.), Костромской (1 млн руб.), Ленинградской (11 млн руб.), Новгородской (4,5 млн руб.), Новосибирской (9 млн руб.), Оренбургской (9 млн руб.), Саратовской (1 млн руб.), Сахалинской (1,1 млн руб.), Свердловской (23,3 млн руб.), Томской (5 млн руб.), Тульской (8,7 млн руб.), Ульяновской (59 млн руб.), Челябинской (1,8 млн руб.) областей, городов Москвы (70 млн руб.) и Санкт-Петербурга (323 млн руб.), Еврейской автономной области (1,2 млн руб.), Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (3,4 млн руб.), Чукотского автономного округа (4,7 млн руб.), а также Дальневосточной (2,1 млн руб.) и Южной (4,2 млн руб.) транспортными прокуратурами [2, с. 3].

Надзорному органу целесообразно, как представляется, на системной основе проводить заслушивания наиболее злостных нарушителей закона. Из органов государственной статистики требуется запрашивать ежемесячную информацию об имеющейся просроченной задолженности по заработной плате. С учетом этих сведений, а также мониторинга средств массовой информации, анализа обращений граждан, других источников ведутся подробные реестры предприятий-должников, принятых мер реагирования, формируется сводный реестр по регионам, данные которого используются при планировании и организации надзорной деятельности.

Кроме того, органами прокуратуры должны проводиться регулярные сверки с территориальными управлениями Федеральной службы судебных приставов по исполнительным производствам, предметом которых служат требования о взыскании зарплаты, с подразделениями налоговых органов и государственными инспекция-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024

ми труда по предприятиям-должникам и размерам имеющейся задолженности. Вместе с тем, думается, эта работа требует усиления в прокуратурах ряда субъектов РФ, где имели место отдельные факты некачественного мониторинга ситуации, а также отсутствия должного взаимодействия с контролирующими органами.

При проверке необходимо убедиться, что условия трудовых соглашений соответствуют минимальной оплате труда и прожиточному минимуму. Следует проверить платежные документы, журналы учета рабочего времени и другие документы для подтверждения выплаты заработной платы и отработанного времени, включая работу в выходные и праздничные дни, надбавки за переработку.

Если обнаружены противоречия и несоответствия в выплатах заработной платы, которые ниже установленного или прожиточного минимума, потребуется обращение прокурора в суд для пересмотра условий трудовых соглашений. Вероятно, может понадобиться пересмотр и размеров оплаты страховых взносов в Социальный фонд России.

В конце проверки изучаются характер, виды и объем нарушений (при их выявлении), время и обстоятельства совершения, определяются ответственные лица. Следует выявить условия, которые способствовали совершению нарушений. Итоги осуществленной проверки и правовой оценки ситуации непосредственно отражаются на будущих мерах прокурорского реагирования.

В акте прокурорского реагирования следует указывать конкретных лиц, допустивших нарушения закона; такими лицами могут быть, например, сотрудники юридического отдела, бухгалтерии, кадрового подразделения и т.д. Если ответственность за допущенные нарушения лежит на руководителе организации, следует решать вопрос о внесении акта прокурорского реагирования учредителю (представителю работодателя), например, в отношении руководителя муниципального предприятия — главе муниципального образования.

В соответствии с законодательством прокурор имеет весьма обширные полномочия для борьбы с правонарушениями. Он вправе принести протест на незаконный правовой акт, внести представление об устранении нарушений законодательства, объявить предостережение о недопустимости нарушения закона, вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление о направлении материалов в следственные орга-

ны в порядке ст. 37 УПК РФ, направить заявление в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ [12, с. 17]. При организации проверки следует принимать во внимание системный характер нарушений по рассматриваемым вопросам, добиваться полного восстановления трудовых прав граждан. В обязательном порядке необходимо незамедлительно информировать заявителей о результатах принятых мер реагирования.

Заключение

Деятельность прокуратуры традиционно связана с защитой прав и свобод граждан. Представляя собой правозащитный государственный орган, прокуратура обладает компетенцией в различных направлениях надзорной деятельности. Прокурор не должен быть равнодушным, поскольку ему необходимо погружаться в проблемы граждан, способствовать их преодолению, в том числе в процессе индивидуальных приемов [3, с. 106—111].

Следует согласиться с А.Ф. Кони в том, что прокурор, «исполняя свой тяжелый долг... служит обществу. Но это служение только тогда будет полезно, когда... интересы общества и человеческое достоинство личности будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием» [8, с. 63].

Действительно, прокурор должен чувствовать ответственность за судьбу человека. И в этом деле нужно проявлять настойчивость, а порой и жесткость, принципиальность, последовательность. Тогда благие намерения и цели обретут реальные черты. Различные аспекты, касающиеся качества жизни конкретных граждан, семей, отдельных групп населения, служат приоритетом в деятельности прокуратуры.

Очевидно, что защита трудовых прав граждан является важнейшим условием развития справедливого и правового общества [7, с. 15]. Для успешной работы в этом направлении необходима четкая координация и тесное взаимодействие органов прокуратуры с правоохранительными, контрольно-ревизионными органами и институтами гражданского общества. В целях совершенствования надзорной деятельности прокурорам следует на систематической основе организовать всеобъемлющий обмен информацией с заинтересованными организациями.

Как представляется, чтобы обеспечить надлежащую эффективность надзора за соблюдением трудовых прав граждан, прокурору следует активнее привлекать к проведению проверочных мероприятий специалистов из государственных

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

инспекций труда, контрольно-ревизионных органов, налоговых работников, участников профсоюзов и др.

Участие в этом процессе квалифицированных сотрудников из профильной службы относится к факторам, влияющим на повыше -ние результативности прокурорских проверок [4, с. 16-23].

Реализация этой меры, думается, будет также способствовать своевременному выявлению надзорным органом нарушений закона и обеспечению в последующем условий, исключающих аналогичные нарушения в будущем.

Список источников

1. Обзор Генеральной прокуратуры РФ от 22.09.2023 № 24-03-2023/Ип29759-23 о практике организации личного приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации в первом полугодии 2023 г.

2. Обзор Генеральной прокуратуры РФ состояния работы по рассмотрению обращений в органах прокуратуры Российской Федерации в 2023 г. от 15.03.2024 № 25-08-2024.

3. Алжеев И.А. Конституционно-правовой механизм обеспечения органами прокуратуры прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / / Рос. журнал правовых исследований. 2016. № 2 (7). С. 106-111.

4. Винокуров А.Ю. Привлечение прокурором специалиста при проведении проверки исполнения закона // Административное и муниципальное право. 2017. № 10. С. 16-23.

5. Воробьёв С.Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. 2014. № 4.

6. Головко И.И. Защита прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: Учеб. пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юрид. ин-т (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.

7. Гуреева О.А. Организационные аспекты обеспечения участия прокурора в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

8. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе: Собр. соч. Т. 4. М., 1967.

9. Нестерова Т.А. Защита трудовых прав в России: юридическая сущность и приоритетная роль государственных органов: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

10. Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан: Учеб. пособие / А.Ю. Усов. Иркутск: Иркутский юрид. ин-т (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2022.

11. Сабельфельд Т.Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации: Монография. Новосибирск: Золотой колос, 2014.

12. Фирсова О.А. Реализация прокурором полномочий по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Review of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation dated September 22, 2023 № 24-03-2023/Ip29759-23 on the practice of organizing personal reception of citizens in the prosecutor's office of the Russian Federation in the first half of 2023.

2. Review of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation of the state of work on considering appeals to the prosecutor's office of the Russian Federation in 2023 dated March 15, 2024 № 25-08-2024.

3. Alzheev I.A. Constitutional and legal mechanism for ensuring the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation by the prosecutor's office // Russian Journal of Legal Research. 2016. № 2 (7). Pp. 106-111.

4. Vinokurov A. Yu. Involvement of a specialist by the prosecutor when checking the implementation of the law // Administrative and municipal law. 2017. № 10. Pp. 16-23.

5. Vorobyov S.D. Protection of the labor rights of citizens by the prosecutor's office // Legality. 2014. № 4.

6. Golovko I.I. Protection by the prosecutor of the labor rights of citizens in civil proceedings: Training manual. St. Petersburg: St. Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2014.

7. Gureeva O.A. Organizational aspects of ensuring the participation of the prosecutor in civil proceedings: Abstract dis. ... cand. legal sci. M., 2012.

8. Koni A.F. Moral principles in criminal proceedings: Collection op. Vol. 4. M., 1967.

9. Nesterova T.A. Protection of labor rights in Russia: legal essence and priority role of government bodies: Abstract dis. ... doc. legal sci. Ekaterinburg, 2005.

LAW & LEGISLATION • 09-2024

10. Prosecutor's supervision over the observance of labor rights of citizens: training manual / A.Yu. Usov. Irkutsk: Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2022.

11. Sabelfeld T. Yu. Prosecutor's supervision over the implementation of labor legislation in the Rus-

sian Federation: Monograph. Novosibirsk: Golden Ear, 2014.

12. Firsova O.A. Implementation by the prosecutor of powers to protect the labor rights of citizens in civil proceedings: Abstract dis. ... cand. legal sci. M., 2009.

Информация об авторе

Мананников Д.Ю. — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Правосудие»

Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Manannikov D.Yu. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of justice

The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ

Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 423 с.

ISBN 978-5-238-03841-4

Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.

Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.