Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «СЕРЫХ» ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «СЕРЫХ» ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Prosecutor's supervision / prosecutors / labour legislation / labour rights of citizens / "gray" wages / прокурорский надзор / прокуратура / трудовое законодательство / соблюдение трудовых прав граждан / «серые» заработные платы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королёва С.В., Коряченцова С.И.

Статья посвящена вопросам организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о соблюдении трудовых прав граждан в части оплаты труда. Рассмотрены отдельные аспекты тактики и методики борьбы с выплатами «серых» зарплат, вопросы взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE ATTORNEY VERIFICATION MEASURES TO IDENTIFY THE "GRAY" WAGES

The Article is devoted to the organization and implementation of prosecutorial supervision over implementation of laws for the observance of labor rights of citizens in terms of remuneration. Considers some aspects of tactics and methods of combat pay "grey" salaries, the issues of interaction with law enforcement and regulatory agencies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «СЕРЫХ» ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ»

конституцшних вщносин (у цiй формi ввдобра-жуеться позитивна конституцiйно-правова вщповвдальшсть), та вiдповiдальнiсть у формi кон-ституцiйно-правових санкцiй (у данiй формi вира-жаеться негативна конституцiйно-правова вщповвдальшсть);

2. За видами джерел конституцтного права, в яких така в1дпов1дальн1сть закртлена - конституцшно-правова ввдповщальшсть, закрiплена у нормах Конституци Укра!ни, та конституцшно-правова ввдповщальшсть, яка визначена конститу-цiйними або статусними законами.

3. За характером суб'ектгв конституцшно-правово'1 в1дпов1дальност1 - конституцшно-правова вщповвдальшсть парламенту, глави держави, уряду, правоохоронних органiв i т.д. Залежно ввд !х статусу визначаеться i форма конституцшно-право-во! ввдповвдальносл.

Список лiтератури

1. 1ваненко О.В. Сутшсть юридично! вiдповiдальностi та роль правоохоронних оргашв у И забезпеченш: Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук / О. В. 1ваненко. - К., 2007. - 20 с.

2. Кафарський В. I. Конституцшно-правове регулювання оргашзацп та дiяльностi полiтичних партш в Украíнi: Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д.-ра юрид. наук: спец. 12.00.02 - «консти-туцшне право; мунщипальне право» / В. I. Кафарський. - К., 2010. - 36 с.

3. Погоршко В. Ф. Конституцшно-правова ввдповщальшсть / В. Ф. Погорiлко, В. Л. Федоренко // Правова держава: Щорiчник наукових праць 1н-ституту держави i права iM. В.М. Корецького НАН Украни. - К.: Юридична книга, 2002. - Вип. 13. -С. 114 - 130.

4. Тарахонич Т. I. Види юридично! ввдповщальносл: теоретико-методолопчш пiдходи / Т. I. Тарахонич // 1нститут юридично! вщповщаль-ностi у демократичних правових системах: Моно-графiя / За заг. ред. Н.М. Онщенко. - К.: Юридична думка, 2009. - С. 51 - 69.

5. Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Н. С. Малеин. - М.: Юрид. лит., 1985. - 190 с.

6. Шаповал В.М. Сучасний конституцю-налiзм: Монографiя / В. М. Шаповал. - К.: Юридична фiрма «Салком»; Юршком 1нтер, 2005. - 560 с.

7. Червяцова А. О. Конституцшно-правова ввдповщальшсть в системi видiв юридично! вiдповiдальностi: теоретико-правовий аспект: Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.02 - «конституцшне право; мунщипальне право» / А. О. Червяцова. - Х., 2004. - 17 с.

8. Конститущя Укра!ни ввд 28.06.1996 року з наступними змшами i доповненнями [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.Ua/laws/show/254%D0%BA/9 6-%D0%B2%D1%80.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «СЕРЫХ» ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ

Королёва С.В.

Руководитель организационно-контрольного отдела

Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области Коряченцова С.И.

Старший преподаватель кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

THE FEATURES OF THE ATTORNEY VERIFICATION MEASURES TO IDENTIFY THE "GRAY"

WAGES

Koroleva S.V.

Head of organization control department Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation

for the Leningrad region Koryachentsova S.I.

Senior Lecturer, department ofpublic prosecutor's supervision and the prosecutor's participation in criminal, civil and arbitration cases in St. Petersburg Law Institute (branch) of the Russian Academy of General Prosecutor's Office

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о соблюдении трудовых прав граждан в части оплаты труда. Рассмотрены отдельные аспекты тактики и методики борьбы с выплатами «серых» зарплат, вопросы взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами.

Abstract

The Article is devoted to the organization and implementation of prosecutorial supervision over implementation of laws for the observance of labor rights of citizens in terms of remuneration. Considers some aspects of tactics and methods of combat pay "grey" salaries, the issues of interaction with law enforcement and regulatory agencies.

Keywords: Prosecutor's supervision, prosecutors, labour legislation, labour rights of citizens, "gray" wages.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, трудовое законодательство, соблюдение трудовых прав граждан, «серые» заработные платы.

Одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением трудовых прав граждан в части оплаты труда. Наличие новых экономических реалий, в связи с глобальным экономическим кризисом, привело к падению промышленного производства, снижению спроса на продукцию, увеличению дебиторской и кредиторской задолженности предприятий. Выплаты заработной платы «в конвертах» никак не отойдут в прошлое. В докризисный период наметилась положительная тенденция на «обеление» оплаты труда, однако в настоящее время данная тенденция постепенно сошла на нет, в связи с возможным увеличением налога на доходы физических лиц, вполне вероятно, ожидать и вовсе обратный результат.

Учитывая указанные обстоятельства, правозащитная функция органов прокуратуры является наиболее значимой, прежде всего в целях устранения нарушений прав граждан Российской Федерации в сфере оплаты труда.

По данным Пенсионного фонда РФ в результате применения работодателями «серых» зарплатных схем ежегодно Российская Федерация недосчитывается налоговых платежей на сумму, сравнимую с расходной частью бюджета.

Из изложенного можно сделать вывод об актуальности проблемы «серых» зарплат, бороться с которой можно только в тесном взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами.

Официального определения так называемых «серых» или «теневых» зарплат в законодательстве Российской Федерации не существует. Вместе с тем борьба с таким негативным явлением необходима. Это обусловлено тем, что размер официальной зарплаты столь низок, что не позволяет гражданам обращаться за получением кредита, к примеру, на приобретение квартиры или иных необходимых материальных благ.

Получить большую часть зарплаты «в конверте» для работника, принимающего условия игры, безусловно, приятно. Но только при лояльном отношении к работнику работодателя. Если между ними возникает трудовой спор или конфликтная ситуация, а в организации трудности с финансами, зарплата урезается до официальной её части.

Именно с официальной части зарплаты осуществляются отчисления в Пенсионный фонд, что отрицательно сказывается на страховом стаже и размере будущей пенсии; и именно она является «ориентиром» при расчёте пособий при увольнении или декретном отпуске.

Оформление больничного превращается в проблему и чревато конфликтами с работодателем. Поскольку выплаты в период нахождения работника на больничном, компенсируются работодателю из Фонда социального страхования.

Данная сумма рассчитывается из перечисленных работодателем взносов при выплате официальной зарплаты. Поскольку «белая» часть серой зарплаты обычно мала, взносы в полном объёме работодатель вынужден платить из собственных средств, о компенсации государства в данном случае говорить не приходится.

Проблемой обернётся для работника и оформление кредита, поскольку в банках обращают внимание, прежде всего на официальную часть зарплаты.

Конечно, низкие доходы потенциального клиента - ещё не повод ему отказать, но и не повод ссужать его серьезной суммой денег на длительный период. И чем официальный доход ниже, тем меньше шансов получить крупный кредит, и тем больше будет размер процентной ставки.

Основными препятствиями в борьбе с «теневыми» зарплатами, является как отсутствие административного или уголовного наказания с прямой ссылкой диспозиции статьи на названное нарушение, так и нежелание самих работников обращаться в правоохранительные и иные органы с заявлениями на подобные действия организации под угрозой потенциального увольнения или иных возможных притеснений со стороны руководства.

Вместе с тем необходимо разработать определенную стратегию борьбы с выплатой, так называемых зарплат «в конвертах».

В ряде прокуратур созданы межведомственные рабочие группы по вопросу противодействия правонарушениям, связанным с выплатой «серых» зарплат, в состав которых вошли, как руководители отделов и управлений прокуратуры субъекта, так и представители региональных правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной власти субъекта и местного самоуправления. В

их числе: Следственный комитет, МВД, ФСБ, Государственная инспекция труда, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов, Пенсионный Фонд России, комитеты (министерства) финансов, труда и занятости субъектов.

Одновременно проводятся «горячие линии», о чем размещаются соответствующие сообщения, как в средствах массовой информации (бегущей строкой на телевидении, объявлениями по радио, в метрополитене, железнодорожном транспорте и др.), так и в виде баннеров на официальном сайте прокуратуры региона.

Подготовка к проведению прокурорской проверки.

Перед началом проверки в названной сфере необходимо изучить нормативную правовую базу РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления, регламентирующую трудовые отношения в сфере оплаты труда. Изучить практику прокурорского надзора в сфере соблюдения прав граждан на оплату труда, изложенную в информационных письмах, обзорах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта. Проанализировать информацию, поступившую в органы прокуратуры о нарушениях трудовых прав граждан из контролирующих и правоохранительных органов, обращений граждан, средств массовой информации, материалов административных, гражданских, арбитражных и уголовных дел.

Целесообразно организовать систематическое получение сведений из подразделений Росстата, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, налоговых органов об организациях, предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате, перечислению страховых взносов и налогов, и выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня.

В целях обеспечения наибольшей эффективности выявления законности в сфере «серого» рынка труда прокурорам необходимо организовать на постоянной основе ежемесячное получение информации из органов социальной защиты о лицах (местах работы данных лиц), обращающихся за предоставлением мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилья.

Выяснить привлекался ли ранее к административной ответственности за нарушения трудового законодательства руководитель предприятия, на котором имеется задолженность, в случае если указанные факты имели место быть необходимо ознакомиться с материалами проверок. В ходе проверки необходимо обратить внимание на устранение руководителем предприятия-должника ранее выявленных нарушений закона.

С учетом полученных данных о состоянии законности определить объект проверки, характер проверки, перечень подлежащих выяснению основных вопросов, решить вопрос о привлечении к проверке соответствующих специалистов, прежде всего государственных инспекторов труда, сотруд-

The scientific heritage No 14 (14),2017 ников налоговых, финансовых и других контролирующих органов, представителей профессиональных союзов и общественности.

В целях эффективности проведения проверок в сфере нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства при заключении трудовых договоров, выплате заработной платы, в том числе ниже минимального размера оплаты труда, уплате налогов и страховых платежей («серый» рынок труда) необходимо оценивать всю финансово-хозяйственную деятельность организации, так как понятно, что выплачиваемые «в конвертах» деньги выводятся из оборота организации путем проведения недостоверных финансовых операций, в том числе и по обналичиванию денежных средств.

Проведение проверки в организации

Непосредственно на предприятии необходимо получить правоустанавливающие документы, заверенные надлежащим образом, приказ о назначении на должность руководителя организации, для определения виновных лиц.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение работодателем требований ст. 67 ТК РФ по заключению в письменной форме трудового договора. Стремясь уйти от исполнения части обязательств перед работниками, недобросовестные работодатели выводят трудовые отношения из сферы правового регулирования.

В результате, бюджеты и внебюджетные фонды недополучают доходы в виде НДФЛ, ущемляются экономические интересы государства. Работники, задействованные в «серых» схемах, лишаются достойной медицинской помощи в случае потери здоровья, проблемным становятся вопросы их дальнейшего пенсионного обеспечения.

«Серый» рынок труда может иметь следующие формы:

- с работниками не оформляется трудовой договор, выплата заработной платы производится неучтенной наличностью;

- с работниками оформляется гражданско-правовой договор при наличии всех признаков трудовых правоотношений;

- с работником оформляется трудовой договор, часть заработной платы выплачивается официально, другая часть, как правило, больше официальной, выплачивается неучтенной денежной наличностью (выплата заработной платы «в конвертах»);

- выплата работнику заработной платы в размере меньше установленного минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума или среднеотраслевой заработной платы.

В настоящее время высок риск минимизации налогообложения путем оформления работников индивидуальными предпринимателями. Большое сходство между трудовыми договорами и договорами оказания услуг физическим лицом. При проверках уплаты НДФЛ необходимо обращать внимание на такие договоры.

При наличии признаков трудовых отношений с высокой степенью вероятности налогоплательщику может быть начислен НДФЛ и назначены штрафы. Поэтому при проведении проверочных мероприятий в организации целесообразно обратить внимание на вопросы оптимизации налогообложения.

Само по себе наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому. Определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договора.

В подтверждение изложенного вышло новое определение Верховного Суда: Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 № 302-КГ17-382 по делу № А58-547/2016, которым засилино решение налогового органа, признавшего у организации гражданско-правовые договоры по сути трудовыми договорами, таким образом, предприятие уходило от налогов.

В ходе проверки в обязательном порядке необходимо установить порядок и сроки начисления и выплаты заработной платы, соблюдены ли положения ст. 136 ТК РФ, ч.2 ст. 131 ТК РФ.

Для установления в ходе проверки фактов не оформления трудового договора с работниками либо оформления гражданско-правового договора при наличии всех признаков трудовых отношений необходимо обратить внимание на следующее.

В соответствии со ст. 60 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор это -соглашение между работодателем и работником.

Сформулированное в указанной статье понятие трудового договора позволяет выделить его основные элементы (признаки), позволяющие отличать трудовой договор от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, в том числе договора подряда либо договора возмездного оказания услуг.

К таким элементам относятся:

- специфика обязанности, принимаемой на себя по трудовому договору работником, выражающаяся в выполнении работы по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, т.е. обусловленной соглашением сторон трудовой функции;

- обязанность работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями,

локальными нормативными актами, трудовым договором, а также своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Выполнение трудовой функции с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка - второй по важности элемент, отражающий специфику трудового договора.

На основании ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ч. 2 ст. 68 ТК РФ).

Таким образом, при установлении обстоятельств, указывающих на наличие между сторонами трудовых отношений, в том числе оформленных как договор подряда, возможно предъявление в суд иска о признании договора подряда недействительным, а также установлении факта трудовых отношений в порядке ст.45 ГПК РФ.

Факт трудовых отношений может быть установлен, если работник соблюдает правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, требования техники безопасности, выполняет нормы труда, установленные на предприятии и т.д. Данные обстоятельства могут быть установлены:

письменными доказательствами; свидетельскими показаниями, если свидетели могут назвать точную сумму выплаченного дохода и точный период, за который он выплачивался, если сами показания получены в рамках налоговой проверки инспекторами, а не в рамках розыскных мероприятий оперативниками и если свидетели рассказывают о фактах, случившихся в течение именно проверяемого периода;

объявления о вакансиях, если они относятся строго к проверяемому периоду;

материалы, собранные по итогам налоговой проверки, если будет доказано, что они принадлежат именно конкретной проверяемой организации, и если из них будет чётко видно, какой именно работник, в каком размере и за какой период получал заработную плату;

сравнение размеров официальной зарплаты работника со средними показателями зарплат других работников этой же профессии в регионе;

предоставление аудио-, видеозаписей и фотографий, фиксирующих нарушение;

предоставление ведомостей, в которых отражены серые регулярные выплаты.

Естественно, работодателя нельзя обвинить в мошенничестве с выплатой зарплаты: если она выплачивалась, но в меньшем объёме. В данном случае к такому работодателю должны предъявляться другие виды ответственности.

При установлении обстоятельств для предъявления иска в интересах гражданина о признании факта трудовых отношений необходимо учитывать его желание на обращение прокурора в суд в его интересах.

Для установления фактов выплаты работникам заработной платы неофициально, неучтенной денежной наличностью и др. необходимо обращать внимание на следующие схемы, ухода от налогообложения.

Схема № 1 «Работник-предприниматель».

Организация регистрирует своих сотрудников в качестве предпринимателей без образования юридического лица, которые применяют упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы» и платят со своих доходов 6 % вместо 13 % налога на доходы физических лиц, так как с такими предпринимателями организация вместо трудовых договоров заключает договоры подряда на выполнение работ или оказание услуг. Кроме этого, расходы по договорам подряда организация учитывает при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Схема № 2 «Компенсация».

На практике применяются три варианта выплаты части зарплаты под видом компенсаций.

Вариант 1. Организация выплачивает своим работникам часть заработной платы под видом компенсации за использование личного имущества работника в служебных целях. Такая компенсация не подлежит обложению НДФЛ и может быть учтена в расходах при исчислении налога на прибыль организации.

Ощутимая экономия достигается при выплате компенсаций за использование любого имущества работника (компьютеров, станков, инструментов, телефонов и т.д.), кроме легковых автомобилей и мотоциклов.

Ведь размер компенсации за использование личных автомобилей и мотоциклов в целях налогообложения прибыли нормируется. Соответственно, при выплате таких компенсаций налоговая экономия получается незначительной.

Вариант 2. Работодатель задерживает выплату заработной платы своим работникам. В соответствии со СТ. 225 ТК РФ компания выплачивает работникам компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы. Такая компенсация не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Вариант 3. Выплата компенсаций якобы за особые (вредные, опасные, тяжелые) условия труда. Для запуска механизма по уходу от налогов работодателям необходимо подтвердить наличие особых условий на производстве. В этих целях они используют предоставленное им право самостоятельно осуществлять аттестацию рабочих мест по условиям труда, в ходе которой определяется степень негативного воздействия на организм работника. Зачастую по результатом такой «аттестации» выясняется, что весь коллектив организации (как разнорабочие, так и специалисты из бухгалтерии, юристы, экономисты, руководители и т. д.) работает во «вредных» (или иных особых) условиях труда.

На этом основании руководство принимает решение о выплате работникам компенсаций «за вредность», с которых не уплачивается НДФЛ. Данные компенсации частично подменяют полагающуюся работникам заработную плату и в потенциале сулят и работнику и работодателю неплохие суммы «сэкономленных» налогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема № 3 «Ученический договор».

Организация-работодатель заключает со своими работниками ученические договоры на переобучение и под видом стипендии регулярно выплачивает им часть заработной платы.

Стипендия, выплачиваемая по ученическому договору и, не облагается НДФЛ.

Кроме того, сумму стипендии работодатель учитывает при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

Схема № 4 «Дивиденды вместо зарплаты».

Зачастую учредители (акционеры, участники) организации одновременно являются ее работниками. В данном случае они получают как заработную плату в соответствии с занимаемой должностью, так и доходы в виде части прибыли (дивиденды).

Порядок налогообложения дивидендов иной, нежели доходов в виде заработной платы. Выплата дивидендов никак не связана ни с трудовым, ни с гражданско-правовым, ни с авторским договорами между физическим лицом и организацией, поэтому объекта налогообложения и страховыми взносами в таких правоотношениях не возникает. НДФЛ с дивидендов уплачивается, но по пониженной ставке (9 % вместо стандартной ставки в 13 %).

Таким образом, и для организации, и для физических лиц выплата дивидендов является намного более выгодной, чем начисление зарплаты. Именно на этой выгоде и базируются «дивидендные» схемы. Их смысл заключается в том, что заработная плата работников, являющихся учредителями (частично или полностью) заменяется выплатой дивидендов.

Для установления фактов выплаты заработной платы работнику в размере меньше установленного минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума или среднеотраслевой величины заработной платы необходимо обратить внимание на следующее.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением могут устанавливаться размеры минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, прожиточный минимум в регионе и среднеотраслевая заработная плата. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Данное соглашение заключается между главой субъекта, представителями работников (профсоюзы) и работодателей.

В ходе проверки необходимо изучить:

- трудовые договоры на предмет соответствия суммы заработной платы минимальному размеру оплаты труда, уровню прожиточного минимума для трудоспособного населения региона и среднеотраслевой заработной плате;

- платежные ведомости и иные расчетные документы, подтверждающие факт выплаты заработной платы работникам на предмет соответствия суммы указанной в платежных документах сумме заработной платы, отраженной в трудовом договоре;

- табеля учета рабочего времени (иные документы, в которых фиксируется отработанное работником время, работа в праздничные и выходные дни) на предмет выплаты работодателем работникам надбавок за работу в выходные дни и за сверхурочные работы.

Достичь результата в сфере борьбы с «серыми» зарплатами можно, действуя в четырех направлениях:

1. Участие прокуроров и сотрудников ОВД в комиссиях по легализации заработной платы в ИФНС, с целью выявления фактов нарушений со стороны организаций и принятия упреждающих и профилактических мер, в том числе обеспечение участия представителей районных прокуратур на заседаниях районных комиссий, осуществление постоянного взаимообмена информацией о таких организациях между ФНС, ГУВД, ГИТ и прокуратурой;

2. Усиление надзора за ГИТ и УФНС, осуществляющими непосредственный контроль за соблюдением трудового и налогового законодательства на этом направлении;

3. Постоянный мониторинг материалов проверок по фактам выплаты «серой» зарплаты, организация проверок, принятие законных процессуальных решений;

4. Освещение работы в СМИ, участие СМИ на комиссии в ФНС, в том числе с фиксацией фактов вручения руководителям организаций постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, участие в телепередачах по указанной теме и др.

Важным показателем эффективности актов прокурорского надзора является не только устранение конкретных нарушений, но и создание обстановки, при которой становятся невозможными аналогичные нарушения в будущем.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.02.1993 (с изменениями и дополнениями);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2);

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

4. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 (с последующими изменениями и дополнениями);

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1,2);

6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 (с изменениями и дополнениями);

7. Уголовный кодекс РФ;

8. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2

10. (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

11. Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 № 302-КГ17-382 по делу № А58-547/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.