DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-65-69 КОЛЕСНИКОВ Николай Владиславович,
2018-0076-8/23-585 Эксперт научно-исследовательского
MOSURED: 77/27-023-2023-8-585 центра экспертиз на транспорте РУТ (МИИТ),
аспирант, е-таН: [email protected]
ЛЕЩОВ Геннадий Юрьевич,
к.э.н., директор научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте РУТ (МИИТ), е-таИ: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, его пробелы и противотечения. Отмечается, что действующее законодательство о транспортной безопасности, в целом, вполне адекватно и достаточно эффективно регулирует общественные отношения в названной сфере. Вместе с тем, в силу высокой динамики общественных отношений требуется постоянное совершенствование правового регулирования вопросов обеспечения транспортной безопасности на всех видах транспорта. Также авторами анализируются термины «состояние защищенности», «акт незаконного вмешательства».
Ключевые слова: безопасность на транспорте, транспортная безопасность, транспорт, состояние защищенности, акт незаконного вмешательства, угроза.
KOLESNIKOV Nikolay Vladislavovich,
Research Expert
Center for Expertise in Transport RUT (MIIT), PhD student
LESHKOV Gennady Yuryevich,
Ph.D., Director of Research RUT Transport Expertise Center (MIIT)
CURRENT ISSUES OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON TRANSPORT SAFETY AND PROPOSALS FOR ITS IMPROVEMENT
Annotation. The article deals with topical issues of the legislation of the Russian Federation on transport security, its gaps and counterblow. It is noted that the current legislation on transport security, in general, quite adequately and quite effectively regulates public relations in this area. At the same time, due to the high dynamics of public relations, continuous improvement of the legal regulation of transport security issues on all types of transport is required. The authors also analyze the terms "state of security", "act of unlawful interference".
Key words: transport security, transport security, transport, state of security, act of unlawful interference, threat.
Прежде всего, следует отметить, что обеспечение транспортной безопасности (далее - ТБ) регулируется «Законом о транспортной безопасности» (далее -Закон). В данном Законе требуются уточнения формулировки некоторых ключевых понятий, которые напрямую связаны с должным обеспечением ТБ.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Согласно Закону, под ТБ следует понимать «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». Принимая во внимание упомянутое определение понятия ТБ, можно отметить, что основной его категорией и угрозой выступает акт незаконного вмешательства. Под понятием «акт незаконного вмешатель-
ства» (далее - АНВ) на законодательном уровне понимается «противоправное действие (бездействие), которое угрожает безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий» [8].
Следует особо подчеркнуть, что термин «АНВ» имеет своим происхождением международное право. Это обуславливается тем аспектом, что повышенная общественная опасность АНВ, которые угрожают безопасной деятельности транспортного комплекса, отражается в факте признания их преступлениями на международном уровне [14]. Состав рассматриваемого вида преступного деяния, в непосредственной зависимости, от вида транспортного средства регламентируется всевозможными международными конвенциями, которые принятой Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1994 г. Декларацией о мерах по ликвидации международного терроризма рассматриваются в качестве отдельной части правовой базы в борьбе с международным терроризмом. В упомянутый выше документ включены следующие конвенции:
— Конвенция о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов (заключена в Токио 14.09.1963 г.) [1];
— Конвенция о борьбе с АНВ, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в Монреале 23.09.1971 г.) [2];
— Конвенция о борьбе с АНВ, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) (заключена в Риме 10.03.1988 г.) [3];
— Протокол о борьбе с АНВ, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (подписан в Риме 10.03.1988 г.) [5];
— Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (подписан в Монреале 24.02.1998 г.) [6];
— Модельный закон «О безопасности на транспорте» (Постановление 29-го пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31.10.2007 г.) [4].
В законодательстве других государств понятие «АНВ» трактуется довольно широко. К примеру, в отношении авиации, на территории США под АНВ понимается:
а) насилие против личности на борту воздушного судна (далее - ВС) в полете в случае, если подобное действие напрямую связано с угрозой безопасности ВС;
б) разрушение ВС при процедуре его обслуживания или причинение определенного вреда, приводящее к последующей невозможности
полета или представляющее угрозу безопасности ВС в полете;
в) установка или оказание помощи в установке на ВС, в рамках обслуживания (вне зависимости от намерения данного действия), приспособления или вещества, которые могут привести к разрушению ВС или причинить ему вред, способный привести к невозможности полета или создания угрозы его безопасности;
г) полное разрушение или целенаправленная порча навигационного оборудования или нарушение его обычной работы в случае, если подобное действие может представить определенную угрозу безопасности полета ВС;
д) передача заведомо ложной информации и данных, что угрожает безопасности ВС в процессе полета;
е) противоправное и (или) умышленное использование отдельного приспособления, вещества или оружия;
ж) совершение определенного акта насилия против личности на территории того аэропорта, который осуществляет обслуживание международной гражданской авиации, что может привести к смерти людей или нанесению им существенного вреда здоровью;
з) разрушение или существенное повреждение оборудования, функционирующего на территории того аэропорта, который обслуживает международную гражданскую авиацию или ВС, который не обслуживается в этом аэропорту или полный вывод из строя действующей системы обслуживания аэропорта.
Дискуссионным является вопрос о толковании понятия «АНВ» одновременно как действие, так и бездействие, как его трактует законодательное определение. Следует подчеркнуть, что из этимологического содержания слова «акт» следует, что этот термин означает «единичное действие, а помимо этого отдельный поступок» (например, познавательный акт). При этом под понятием «действие» понимается проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а помимо этого сама сила, деятельность и функционирование чего-нибудь [12]. Следовательно, этимология понятия «акт» никаким образом не охватывает термин «бездействие», которое понимается под собой пассивность, отсутствие вмешательства, уклонение от различных активных действий, а помимо этого отсутствие деятельности и соответствующей энергии.
Принимая во внимание все вышеуказанное, мы приходим к выводу, что мнение М. П. Кузнецова о том, что формулировка «АНВ», закрепленная в Законе, предполагает исключительно активные умышленные действия третьего лица, которые направлены на дезорганизацию работы
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
транспортной системы в целом, а помимо этого на причинение вреда жизни и здоровью людей, и причинение материального ущерба, является наиболее верным [11]. Имеющиеся в литературе попытки доказать, что АНВ может проявляться и в форме бездействия, представляются неубедительными [13].
Если мы обратимся к ст. 263.1 УК РФ [7], специально введенной в уголовный закон в связи с принятием ФЗ «О транспортной безопасности», то получим подтверждение выше представленному выводу. В представленной норме закона состав притупления формирует неисполнение требований, направленных на соблюдение ТБ на территории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средствах как лицами, которые находятся на этих объектах, так и теми лицами, которые являются ответственными за соответствующее обеспечение ТБ. При этом следует подчеркнуть, что в рассматриваемой статье речь идет только о неосторожной форме вины за причинение определенного вреда здоровью человека или ущерба материального характера, что явно расходится с выявленным выше этимологическим и правовым содержанием термина «АНВ».
Важно особо подчеркнуть, что в УК РФ понятие «АНВ» как состав противоправного деяния отсутствует. При этом упомянутый Кодекс предусматривает достаточно широкий перечень таких преступлений, которые обладают определенными признаками противозаконного вмешательства в безопасную деятельность транспортного комплекса в форме умышленных действий (бездействия). К ним следует отнести следующие:
1) террористический акт;
2) угон ВС или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно их захват в целях угона;
3) хулиганство при отягчающих обстоятельствах, которое совершается применением определенных взрывчатых веществ или устройств;
4)вандализм;
5) приведение в полную негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов;
6) пиратство;
7) приведение в полную негодность транспортных средств или путей сообщения;
8) действия, которые угрожают должной безопасной эксплуатации транспортных средств.
Следует отметить, что к АНВ в детальность объектов транспортной инфраструктуры, влекущим юридическую ответственность, представляется возможным отнести и отдельные иные противоправные деяния. Так, следует согласиться с С. А. Дмитриевым, который к таковым относит кражи, например, деталей верхнего строения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
пути, чье похищение негативно отражается на безопасном функционировании транспортных объектов [10].
Казалось бы, именно составы перечисленных незаконных действий и должны квалифицироваться как АНВ в нормальное функционирование транспортного комплекса. Однако если мы обратимся к Перечню потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённому приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 [9], то увидим, что содержание категории «АНВ» наполняется в основном только деяниями террористического характера.
Именно по этой причине представляется возможным сформулировать вывод о том, что «все это приводит к тому, что осуществляемая в области ТБ политика является однобокой и разнообразия АНВ не учитывает» [15]. Следует согласиться и с С. А. Дмитриевым, полагающим, что понятие «АНВ» не достаточно адекватно и разумно отражает все обозначаемые им ситуации. По мнению данного автора, наиболее логичным и целесообразным было бы использовать в законодательстве нашего государства такое понятие, как «факт незаконного воздействия» на стабильную и безопасную работу транспорта. Указанный автор обуславливает это тем, что указанный термин является более широким, а значит, оно в состоянии охватить все существующее многообразие таких ситуаций, которые нарушают ТБ или угрожают ей.
Из приведенных трактовок понятия «АНВ» можно выделить ряд признаков данного явления, по которым его можно отграничить от иных смежных с ним институтов:
а) это противоправное деяние, т.е. оно запрещено законом и за его совершение предусмотрена юридическая ответственность;
б) это юридический факт, влекущий правовые последствия: для лиц, свершивших такой акт, — в виде юридической ответственности; для лиц, которым причинен вред таким актом, — в виде права требования возмещения причиненного вреда;
в) это деяние, совершаемое только в форме активного волевого действия субъекта (этим АНВ отличается от чрезвычайных происшествий на транспорте природного и техногенного характера, которые, как правило, прямым следствием противоправного поведения человека не являются);
г) это деяние, посягающее на безопасное функционирование транспортного комплекса страны, создающее определенную угрозу жизни, здоровью, а помимо этого и имуществу неопределенного круга лиц и в целом окружающей среде;
д) это деяние, влекущее определенные негативные последствия: вред жизни и здоровью людей и (или) материального ущерба;
е) это такое деяние, когда противоправными и, соответственно, влекущими ответственность признаются действия, причинившие реальный вред охраняемым законом материальным и нематериальным благам, а помимо этого и создающими определенную угрозу причинения вреда.
Следовательно, проведенный анализ содержания термина «АНВ» диктует необходимость изменения его законодательного толкования. Для этого предлагается из законодательного определения понятия «АНВ» исключить слово «бездействие».
Аналогичным образом требует уточнения и само определение ТБ, которое содержится в рассматриваемом законе. При анализе данного определения следует обратить особое внимание на его излишнюю лаконичность и сугубо механический подход. Если быть точнее, то в данном определении говориться о защищенности исключительно транспортной инфраструктуры и средств, и при этом ни одного упоминания о безопасности человека, являющегося пользователем транспортных услуг или работающего на транспортном предприятии.
В ряде иных нормах закона определения такого понятия, как «ТБ» приводятся более адекватно отражающие ее сущность, содержание и предназначение. Например, в Модельном законе о безопасности на транспорте указано, что безопасность на транспорте — это состояние транспортной системы государства-участника СНГ, которое предоставляет возможность соответствующим образом обеспечить в сфере транспортной деятельности: национальную безопасность; устойчивость данной сферы; удовлетворить интересы государства в данной области; минимизировать вред здоровью людей и (или) их жизни, а помимо этого ущерб имуществу, ущерб окружающей среде, экономический ущерб.
Опираясь на представленную выше формулировку, а помимо этого принимая во внимание различные определения, которые содержатся во всевозможных правовых актах, попытаемся сформулировать собственное определение ТБ:
Транспортная безопасность — это составная часть национальной безопасности РФ, которая представляет состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и средств, потребителей транспортных услуг, работников транспортного комплекса, окружающей среды от АНВ, а помимо этого угроз природного и техногенного характера.
Как представляется, именно указанная выше формулировка определения ТБ должна содержаться в Законе.
В заключение следует отметить:
1) Закон нуждается в постоянном совершенствовании. Это обусловлено, с одной стороны, динамично меняющимися условиями функционирования транспортного комплекса, появлением новых сфер, не урегулированных правом, а с другой стороны, выявляющимися в ходе правоприменительной деятельности противоречиями и пробелами в правовом регулировании.
2) К числу актуальных направлений совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением ТБ, следует отнести
— уточнение формулировок некоторых ключевых понятий, связанных с обеспечением ТБ;
— совершенствование законодательных норм, регулирующих вопросы применения сотрудниками подразделений транспортной безопасности оружия и специальных средств;
— более четкое определение статуса организаций, являющихся подразделениями транспортной безопасности.
Список литературы:
[1] Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Заключена в г. Токио 14.09.1963) (с изм. от 04.04.2014) // Сборник международных договоров СССР Вып. XLIV.- М., 1990. С. 218 - 225.
[2] Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в Монреале 23 сентября 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90—95.
[3] Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) (заключена в Риме 10 марта 1988 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 48, ст. 4469.
[4] Модельный закон «О безопасности на транспорте» (Постановление 29-го пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31 октября 2007 г.) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 200—216.
[5] Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (подписан в Риме 10 марта 1988 г.) // СПС «Гарант».
[6] Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (подписан в Монре-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
але 24 февраля 1998 г.) https://www.cisatc. org/1289/135/153/262
[7] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954.
[8] Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023)
[9] Приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Российская газета, № 78, 14.04.2010.
[10] Дмитриев, С.А. К вопросу о понятии «акт незаконного вмешательства» в законодательстве о транспортной безопасности / С.А. Дмитриев // Транспортное право. — 2009. — № 1. — С. 23—26.
[11] Кузнецов, М.П. Уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности / М.П. Кузнецов // Законность. — 2013. — № 4. — С. 33—38.
[12] Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
[13] Пикуров, Н.И. Новое в уголовно-правовой охране транспортной безопасности / Н.И. Пикуров // Уголовное право. — 2014. — № 3. — С. 56—62.
[14] Проценко, С.В. Международные договоры Российской Федерации о борьбе с актами незаконного вмешательства на транспорте как составная часть ее правовой системы / С.В. Про-ценко // Актуальные проблемы права. — 2016. — № 3. — С. 48—52.
[15] Рязанов, Н.С. Акты незаконного вмешательства как основная угроза транспортной безопасности Российской Федерации / Н.С. Рязанов // Вестник Омской юридической академии. — 2017. — № 1. — С. 53—58.
Spisok literatury:
[1] Konvenciya o prestupleniyah i nekotoryh drugih aktah, sovershaemyh na bortu vozdushnyh sudov (Zaklyuchena v g. Tokio 14.09.1963) (s izm. ot 04.04.2014) // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. Vyp. XLIV.- M., 1990. S. 218 - 225.
[2] Konvenciya o bor'be s nezakonnymi aktami, napravlennymi protiv bezopasnosti grazhdanskoj avi-acii (zaklyuchena v Monreale 23 sentyabrya 1971 g.) // Sbornik dejstvuyushchih dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. XXIX. M., 1975. S. 90—95.
[3] Konvenciya o bor'be s nezakonnymi aktami, napravlennymi protiv bezopasnosti morskogo sudo-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
hodstva (SUA) (zaklyuchena v Rime 10 marta 1988 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2001, № 48, st. 4469.
[4] Model'nyj zakon «O bezopasnosti na transporte» (Postanovlenie 29-go plenarnogo zasedaniya Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchast-nikov SNG ot 31 oktyabrya 2007 g.) // Informacionnyj byulleten'. Mezhparlamentskaya Assambleya gosu-darstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. 2007. № 41. S. 200—216.
[5] Protokol o bor'be s nezakonnymi aktami, napravlennymi protiv bezopasnosti stacionarnyh platform, raspolozhennyh na kontinental'nom shel'fe (podpisan v Rime 10 marta 1988 g.) // SPS «Garant».
[6] Protokol o bor'be s nezakonnymi aktami nasiliya v aeroportah, obsluzhivayushchih mezhdun-arodnuyu grazhdanskuyu aviaciyu (podpisan v Monreale 24 fevralya 1998 g.) https://www.cisatc. org/1289/135/153/262
[7] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 04.08.2023) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1996, № 25, st. 2954.
[8] Federal'nyj zakon ot 09.02.2007 N 16-FZ (red. ot 28.02.2023) «O transportnoj bezopasnosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 30.03.2023)
[9] Prikaz Mintransa Rossii, FSB Rossii, MVD Rossii ot 5 marta 2010 g. № 52/112/134 «Ob utverzh-denii Perechnya potencial'nyh ugroz soversheniya aktov nezakonnogo vmeshatel'stva v deyatel'nost' ob»ektov transportnoj infrastruktury i transportnyh sredstv» // Rossijskaya gazeta, № 78, 14.04.2010.
[10] Dmitriev, S.A. K voprosu o ponyatii «akt nezakonnogo vmeshatel'stva» v zakonodatel'stve o transportnoj bezopasnosti / S.A. Dmitriev // Trans-portnoe pravo. — 2009. — № 1. — S. 23—26.
[11] Kuznecov, M.P. Ugolovnaya otvetstven-nost' za neispolnenie trebovanij po obespecheniyu transportnoj bezopasnosti / M.P. Kuznecov // Zakon-nost'. — 2013. — № 4. — S. 33—38.
[12] Ozhegov, S.I. Slovar' russkogo yazyka / pod red. N.YU. SHvedovoj. — M.: Rus. yaz., 1986. — 797 s.
[13] Pikurov, N.I. Novoe v ugolovno-pravovoj ohrane transportnoj bezopasnosti / N.I. Pikurov // Ugolovnoe pravo. — 2014. — № 3. — S. 56—62.
[14] Procenko, S.V. Mezhdunarodnye dogovory Rossijskoj Federacii o bor'be s aktami nezakonnogo vmeshatel'stva na transporte kak sostavnaya chast' ee pravovoj sistemy / S.V. Procenko // Aktual'nye problemy prava. — 2016. — № 3. — S. 48—52.
[15] Ryazanov, N.S. Akty nezakonnogo vmeshatel'stva kak osnovnaya ugroza transportnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii / N.S. Ryazanov // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. — 2017. — № 1. — S. 53—58.