Научная статья на тему 'Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества в Узбекистане'

Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1527
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УЗБЕКИСТАНА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УЗБЕКИСТАНЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ / MASS MEDIA OF UZBEKISTAN / CIVIL SOCIETY / CIVIL SOCIETY IN UZBEKISTAN / NON-GOVERNMENT UNCOMMERCIAL ORGANIZATIONS IN UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хасанов Бахтияр Мадаминович

В статье исследуются основные вопросы взаимного влияния средств массовой информации и гражданского общества Узбекистана. Делается вывод о том, за период с 1991 по 2016 гг. в структуре СМИ Узбекистана произошли кардинальные изменения и в настоящее время здесь доминируют независимые средства массовой информации, в т.ч. электронные. Бурное развитие электронных СМИ, новые реалии в работе традиционных СМИ играют значительную роль при освещении процессов развития гражданского общества в стране. Узбекские СМИ стали одним из важных институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of interaction of media and civil society institutions in Uzbekistan

The article examines the main issues of the mutual influence of the media and civil society in Uzbekistan. It is concluded thatmajor changesunderwent in the structure of the media in Uzbekistanduring the period from 1991 to 2016. Independent media including electronic is dominating there now. The rapid development of electronic media, the new realities of the traditional media in the country play an important role in covering the processes of development of civil society. Uzbek media have become one of the most important institutions of civil society.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества в Узбекистане»

/-

103

Политические институты, процессы и технологии

Б.М. Хасанов

Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества в Узбекистане

В статье исследуются основные вопросы взаимного влияния средств массовой информации и гражданского общества Узбекистана. Делается вывод о том, за период с 1991 по 2016 гг. в структуре СМИ Узбекистана произошли кардинальные изменения и в настоящее время здесь доминируют независимые средства массовой информации, в т.ч. электронные. Бурное развитие электронных СМИ, новые реалии в работе традиционных СМИ играют значительную роль при освещении процессов развития гражданского общества в стране. Узбекские СМИ стали одним из важных институтов гражданского общества. Ключевые слова: средства массовой информации Узбекистана, гражданское общество, гражданское общество в Узбекистане, негосударственные некоммерческие организации в Узбекистане.

Уровень развития средств массовой информации, степень их свободы, самостоятельности позволяет оценивать состояние гражданского общества. СМИ можно рассматривать как своего рода зеркало гражданского общества, вместе с тем, это важный инструмент открытого общества. Следовательно, процессы формирования и развитие гражданского общества находятся в тесной связи с функционированием масс-медиа.

В этом контексте емкую и однозначную оценку взаимосвязи СМИ и гражданского общества дает известный ученый Я.Н. Засурский, по мнению которого «особый интерес представляет соотнесение гражданского, открытого и информационного общества» [3, с. 1]. В гражданском

Ьу Е обществе СМИ выступают как важнейший инструмент взаимодей-¡5 § ствия трех ветвей власти и регулирования их отношений с гражданами. | | В открытом обществе масс-медиа способствуют прозрачности деятель-«У ы ности всех структур власти, гласности политического процесса. ^ у Система «власть - гражданское общество - средства массовой инфор-| мации» в условиях Узбекистана в первые годы становления независи-| ^ мости республики была достаточно сложным, противоречивым и асси-с метричным образованием с приоритетом государственных интересов и предпочтений. Но избранная в стране модель развития, основанная на принципах и стратегии постепенных, поэтапных реформ и эволюционного развития государства и экономики, позволила выделить приоритетные сферы и пути развития. В этом ряду особое, если не сказать, ключевое место отводится поступательному демократическому развитию, включающему в себя становление гражданского общества, которое невозможно без свободных и независимых СМИ.

Узбекский ученый М. Шарифходжаев подчеркивает, что «важным условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная с ней всестороння информированность граждан» [4, с. 20]. Безусловно, эту задачу, в первую очередь, способны решать масс-медиа.

За годы независимости средства массовой информации Узбекистана прошли сложный путь развития. Поэтапно, особенно за последние десять лет, в стране реализован масштабный комплекс организационно-правовых мер по либерализации медиасферы.

В настоящее время, как признают отечественные и зарубежные эксперты, в Узбекистане создана отвечающая демократическим требованиям и стандартам законодательная база свободного развития СМИ. Она обеспечивает им подобающее место в политической и духовной жизни общества, ускоренное развитие информационной сферы и новых информационных технологий, гарантии социальной и правовой защиты деятельности журналистов, подготовку кадров, развитие рынка СМИ и формирование справедливой конкурентной среды, широкий доступ населения, общественных объединений и СМИ к информации.

По состоянию на 1 января 2016 г. в Узбекском агентстве по печати и информации зарегистрированы 1437 средств массовой информации, в т.ч. 1005 печатных изданий (690 газет, 300 журналов, 15 альманахов), 96 электронных СМИ (65 телеканалов, 31 радиоканал), 4 информационных агентства, а также 332 новостных веб-сайта. СМИ страны издаются и выходят в эфир на 17 языках наций и народностей, проживающих в Узбекистане.

о" 2 УЗ

В настоящее время негосударственными являются 64% от общего ¡2 5 о количества СМИ, действующих в стране. ^ 2 п-т

С политической точки зрения, наиболее важной дифференциацией 'о з масс-медиа является их подразделение на государственные, независи- § ¡ь мые и смешанные (учрежденные государственными, а также негосу- I ^ дарственными организациями и частными лицами). Выделение этих ^ категорий отнюдь не является показателем наличия разных, в т.ч. о противоположных, задач, которые присутствуют на информационном рынке. В самом общем плане такая структура показывает, что в условиях демократии уже никто не обладает монополией в информационном пространстве.

В то же время, принципиальным является то, что независимые СМИ имеют больше возможностей для того, чтобы занимать самостоятельную позицию, критически оценивая деятельность органов власти, всех других сегментов общества, представляющих, например, политические партии и другие общественные организации.

В этой связи примечательным является соотношение масс-медиа, учредителями которых являются государственные и негосударственные организации. Так, в печатных СМИ доля учредителей - негосударственных организаций составляет 53%, в электронных - 60%, в интернет-изданиях - 97% [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что общественное мнение в стране сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными информационными потоками, вырабатывая свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде.

В настоящее время негосударственные средства массовой информации Узбекистана можно разделить на следующие группы:

- представляющие общие интересы социума и охватывающие при этом значительную аудиторию, обеспечивающие возможность обсуждения общезначимых политико-социальных проблем и позволяющие личности соотнести свои позиции с точкой зрения большинства;

- отражающие интересы коллективных аудиторий партийного, профсоюзного, экологического или иного направления;

- коммерческие, или иначе бизнес-медиа, представляющие частный сектор, а также общественно-рыночные, выражающие интересы групп потребителей.

При таком распределении сложно однозначно сказать, какие СМИ вносят больший или меньший вклад в развитие гражданского общества. При этом в деятельности каждого средства массовой информации в данном направлении есть плюсы и минусы. Так, деятельность коммерческих СМИ показывает, что влияние бизнеса нередко приносит в жертву

Ьу Е его интересам социальные и политические цели. Иначе говоря, финан-¡5 § совый контроль, скрытое или явное влияние рекламодателей и владель-| | цев снижает важность общественно значимых проблем, если их освеще-«У ы ние препятствует получению прибыли.

у у В более широком контексте деятельность этой категории СМИ | ^ высвечивает проблему обеспечения экономической самостоятельности | ^ изданий. На этот важный аспект деятельности СМИ обратил внимание с президент Узбекистана И. Каримов в своем докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (верхней и нижней палат парламента) страны в ноябре 2010 г.

В частности, глава государства предложил принять законы «Об экономических основах деятельности СМИ» и «О гарантиях государственной поддержки СМИ», направленные на повышение эффективности деятельности и защиту экономических интересов участников информационного рынка, создание дополнительных экономических преференций, реализацию других организационно-правовых мер, обеспечивающих поступательное развитие национального информационного пространства [2].

Одним из практических шагов в реализации этих инициатив является указ главы государства, который с 1 января 2012 г. предоставил СМИ и издательствам ряд льгот и преференций. Пожалуй, это сегодня единственный в мире пример, когда СМИ, в штате которых числится до 100 человек, платят только единый 5-процентный налог и освобождены от таможенных сборов и пошлин. Кроме того, другим законодательным актом глава государства освободил от налогов дивиденды, полученные учредителями. Благодаря этому, высвобожденные финансовые средства идут на модернизацию СМИ, укрепление материально-технической базы, стимулирование труда журналистов.

Большую поддержку в развитии масс-медиа Узбекистана также оказывает Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций (ННО) и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, которая ежегодно выделяет им гранты, субсидии и социальные заказы.

В данном случае можно говорить об особенностях «узбекской модели» развития страны, в которой средства массовой информации не бросили на произвол рынка, а напротив, поддерживали, создавая как экономические, так правовые основы для свободного осуществления их деятельности. Тем самым создавались предпосылки для

с

развития гражданского общества, одним из действенных институтов ™ у °

которого являются СМИ. При этом отметим, что вопросами развития ^ s

журналистики и масс-медиа занимаются три процента из действующих з ^

в стране почти 6 тыс. ННО. § ^

О

Сегодня в Узбекистане, как и в других демократических странах, ^ е^ СМИ

рассматриваются не столько в качестве средств общения, с помо- ^ щью которых происходит передача сведении от человека к человеку или о массам людей, сколько как важный институт демократии, охраняющий интересы личности, общества и государства.

Несмотря на критику в ограничении свободы слова в стране, эксперты, в т.ч. и зарубежные, констатируют, что за последние годы в Узбекистане наблюдается поэтапная либерализация медиасферы. Этот процесс наиболее очевидно можно наблюдать в деятельности независимых печатных и электронных СМИ (в первую очередь, интернет-изданий).

Учитывая, что масс-медиа теперь уже не просто информационный канал, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию (как в известной формуле канадского философа Г.М. Маклюэна «the medium is the message» - посредник суть сообщение [7]), следует обратить внимание на ее социально-преобразовательную функцию.

СМИ меняют общество, но и само общество создает новые средства массовой информации, отвечающие новым реалиям. «Информатизация» и «медиатизация» социальной жизни и политики фактически означают изменение роли масс-медиа, которые становятся «системообразующим элементом политики», приобретают в ней «новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента» [2, с. 5].

Основной причиной завоевания СМИ столь важного места в политической жизни современных обществ является то, что с их помощью государство и другие политические субъекты, общественные организации могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, СМИ стали едва ли ни ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения.

В первые годы независимости СМИ Узбекистана не рассматривались как возможный «катализатор», приводящий в движение механизмы

Ьу Е развития гражданского общества. Да и сами узбекские СМИ (госу-¡5 § дарственные и негосударственные) не придавали важного значения | | деятельности ННО. Тогда, в основном, приоритет отдавался традици-«У ы онным, устоявшимся, активно поддерживаемым государством обще-у у ственным организациям (профсоюзы, политические партии). А вновь | создаваемым на волне инициативы граждан ННО не так просто оказы-| ^ валось попасть в поле зрения «больших» средств массовой информации, с хотя такая поддержка была для ННО очень значима. Хотя бы потому, что публичная презентация результативности общественных инициатив и структур повышает доверие к ним общества [5, с. 117].

СМИ, как известно, не только критикуют недостатки, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими институтами, прежде всего, партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического влияния.

Однако без использования средств массовой информации они обычно не в состоянии в полной мере выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия. В современном мире доступ к медиасредствам - необходимое условие формирования влиятельного гражданского общества. Не имея такого доступа, представители ННО обречены на изоляцию и неспособны получить поддержку. Средства массовой информации - это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая государственная и негосударственная общественная и политическая организация.

В последние годы ситуация кардинально меняется, появилось ясное понимание, что печать, телевидение, радио должны активизировать свое внимание к гражданскому сектору, помочь ему стать действенной общественной силой. Кроме того, появление массовых электронных СМИ, а также технических возможностей для обеспечения постоянных двусторонних (интерактивных) связей между коммуникатором и реципиентом, мировой информационной сети (интернет) также существенно повлияло на активизацию гражданского общества.

В Узбекистане за довольно короткий промежуток времени сформирована система самостоятельных устойчивых ННО, пользующихся поддержкой широких слоев населения. В последние годы заметно расширены

с

0~ 2 УЗ

права и полномочия гражданских институтов. Сегодня все активней ™ у ° они играют важную роль в обеспечении баланса интересов в обществе, ^ s способствуют выявлению актуальных вопросов на местах, мобилизуют "о з ^

население на их эффективное и адресное решение. Их активисты реали- § ^

о ^

зуют различные проекты, направленные на повышение правовой куль- ^ ^ туры граждан, укрепление института семьи, охрану природы, участвуют ^ в разработке нормативно-правовых актов, реализации государственных о и территориальных программ. Вся эта работа осуществляется в тесном тандеме со средствами массовой информации.

Говоря о том, что в современном Узбекистане средства массовой информации стали неотъемлемой частью гражданского общества, можно также констатировать, что они, влияя на развитие гражданского общества, вместе с тем, меняются и сами.

Библиографический список

1. Воробьёв В.П., Дмитриев Е.И. Информационное поле Беларуси: Социально-политический анализ. Мн., 2003.

2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 г. URL: press-servise.uz (дата обращения: 12.11.2015).

3. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации. М., 1999.

4. Шарифходжаев М. Формирование открытого гражданского общества в Узбекистане. Ташкент, 2002.

5. Ширяева А.А. Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 2. C. 115-123.

6. Гражданское общество: и количество, и качество // Uzbekistan Today. 2016. 3 марта. № 9 (496). С. 5.

7. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage, an Inventory of Effects. NY, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.