/-
103
Политические институты, процессы и технологии
Б.М. Хасанов
Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества в Узбекистане
В статье исследуются основные вопросы взаимного влияния средств массовой информации и гражданского общества Узбекистана. Делается вывод о том, за период с 1991 по 2016 гг. в структуре СМИ Узбекистана произошли кардинальные изменения и в настоящее время здесь доминируют независимые средства массовой информации, в т.ч. электронные. Бурное развитие электронных СМИ, новые реалии в работе традиционных СМИ играют значительную роль при освещении процессов развития гражданского общества в стране. Узбекские СМИ стали одним из важных институтов гражданского общества. Ключевые слова: средства массовой информации Узбекистана, гражданское общество, гражданское общество в Узбекистане, негосударственные некоммерческие организации в Узбекистане.
Уровень развития средств массовой информации, степень их свободы, самостоятельности позволяет оценивать состояние гражданского общества. СМИ можно рассматривать как своего рода зеркало гражданского общества, вместе с тем, это важный инструмент открытого общества. Следовательно, процессы формирования и развитие гражданского общества находятся в тесной связи с функционированием масс-медиа.
В этом контексте емкую и однозначную оценку взаимосвязи СМИ и гражданского общества дает известный ученый Я.Н. Засурский, по мнению которого «особый интерес представляет соотнесение гражданского, открытого и информационного общества» [3, с. 1]. В гражданском
Ьу Е обществе СМИ выступают как важнейший инструмент взаимодей-¡5 § ствия трех ветвей власти и регулирования их отношений с гражданами. | | В открытом обществе масс-медиа способствуют прозрачности деятель-«У ы ности всех структур власти, гласности политического процесса. ^ у Система «власть - гражданское общество - средства массовой инфор-| мации» в условиях Узбекистана в первые годы становления независи-| ^ мости республики была достаточно сложным, противоречивым и асси-с метричным образованием с приоритетом государственных интересов и предпочтений. Но избранная в стране модель развития, основанная на принципах и стратегии постепенных, поэтапных реформ и эволюционного развития государства и экономики, позволила выделить приоритетные сферы и пути развития. В этом ряду особое, если не сказать, ключевое место отводится поступательному демократическому развитию, включающему в себя становление гражданского общества, которое невозможно без свободных и независимых СМИ.
Узбекский ученый М. Шарифходжаев подчеркивает, что «важным условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная с ней всестороння информированность граждан» [4, с. 20]. Безусловно, эту задачу, в первую очередь, способны решать масс-медиа.
За годы независимости средства массовой информации Узбекистана прошли сложный путь развития. Поэтапно, особенно за последние десять лет, в стране реализован масштабный комплекс организационно-правовых мер по либерализации медиасферы.
В настоящее время, как признают отечественные и зарубежные эксперты, в Узбекистане создана отвечающая демократическим требованиям и стандартам законодательная база свободного развития СМИ. Она обеспечивает им подобающее место в политической и духовной жизни общества, ускоренное развитие информационной сферы и новых информационных технологий, гарантии социальной и правовой защиты деятельности журналистов, подготовку кадров, развитие рынка СМИ и формирование справедливой конкурентной среды, широкий доступ населения, общественных объединений и СМИ к информации.
По состоянию на 1 января 2016 г. в Узбекском агентстве по печати и информации зарегистрированы 1437 средств массовой информации, в т.ч. 1005 печатных изданий (690 газет, 300 журналов, 15 альманахов), 96 электронных СМИ (65 телеканалов, 31 радиоканал), 4 информационных агентства, а также 332 новостных веб-сайта. СМИ страны издаются и выходят в эфир на 17 языках наций и народностей, проживающих в Узбекистане.
о" 2 УЗ
В настоящее время негосударственными являются 64% от общего ¡2 5 о количества СМИ, действующих в стране. ^ 2 п-т
С политической точки зрения, наиболее важной дифференциацией 'о з масс-медиа является их подразделение на государственные, независи- § ¡ь мые и смешанные (учрежденные государственными, а также негосу- I ^ дарственными организациями и частными лицами). Выделение этих ^ категорий отнюдь не является показателем наличия разных, в т.ч. о противоположных, задач, которые присутствуют на информационном рынке. В самом общем плане такая структура показывает, что в условиях демократии уже никто не обладает монополией в информационном пространстве.
В то же время, принципиальным является то, что независимые СМИ имеют больше возможностей для того, чтобы занимать самостоятельную позицию, критически оценивая деятельность органов власти, всех других сегментов общества, представляющих, например, политические партии и другие общественные организации.
В этой связи примечательным является соотношение масс-медиа, учредителями которых являются государственные и негосударственные организации. Так, в печатных СМИ доля учредителей - негосударственных организаций составляет 53%, в электронных - 60%, в интернет-изданиях - 97% [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что общественное мнение в стране сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными информационными потоками, вырабатывая свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде.
В настоящее время негосударственные средства массовой информации Узбекистана можно разделить на следующие группы:
- представляющие общие интересы социума и охватывающие при этом значительную аудиторию, обеспечивающие возможность обсуждения общезначимых политико-социальных проблем и позволяющие личности соотнести свои позиции с точкой зрения большинства;
- отражающие интересы коллективных аудиторий партийного, профсоюзного, экологического или иного направления;
- коммерческие, или иначе бизнес-медиа, представляющие частный сектор, а также общественно-рыночные, выражающие интересы групп потребителей.
При таком распределении сложно однозначно сказать, какие СМИ вносят больший или меньший вклад в развитие гражданского общества. При этом в деятельности каждого средства массовой информации в данном направлении есть плюсы и минусы. Так, деятельность коммерческих СМИ показывает, что влияние бизнеса нередко приносит в жертву
Ьу Е его интересам социальные и политические цели. Иначе говоря, финан-¡5 § совый контроль, скрытое или явное влияние рекламодателей и владель-| | цев снижает важность общественно значимых проблем, если их освеще-«У ы ние препятствует получению прибыли.
у у В более широком контексте деятельность этой категории СМИ | ^ высвечивает проблему обеспечения экономической самостоятельности | ^ изданий. На этот важный аспект деятельности СМИ обратил внимание с президент Узбекистана И. Каримов в своем докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (верхней и нижней палат парламента) страны в ноябре 2010 г.
В частности, глава государства предложил принять законы «Об экономических основах деятельности СМИ» и «О гарантиях государственной поддержки СМИ», направленные на повышение эффективности деятельности и защиту экономических интересов участников информационного рынка, создание дополнительных экономических преференций, реализацию других организационно-правовых мер, обеспечивающих поступательное развитие национального информационного пространства [2].
Одним из практических шагов в реализации этих инициатив является указ главы государства, который с 1 января 2012 г. предоставил СМИ и издательствам ряд льгот и преференций. Пожалуй, это сегодня единственный в мире пример, когда СМИ, в штате которых числится до 100 человек, платят только единый 5-процентный налог и освобождены от таможенных сборов и пошлин. Кроме того, другим законодательным актом глава государства освободил от налогов дивиденды, полученные учредителями. Благодаря этому, высвобожденные финансовые средства идут на модернизацию СМИ, укрепление материально-технической базы, стимулирование труда журналистов.
Большую поддержку в развитии масс-медиа Узбекистана также оказывает Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций (ННО) и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, которая ежегодно выделяет им гранты, субсидии и социальные заказы.
В данном случае можно говорить об особенностях «узбекской модели» развития страны, в которой средства массовой информации не бросили на произвол рынка, а напротив, поддерживали, создавая как экономические, так правовые основы для свободного осуществления их деятельности. Тем самым создавались предпосылки для
с
развития гражданского общества, одним из действенных институтов ™ у °
которого являются СМИ. При этом отметим, что вопросами развития ^ s
журналистики и масс-медиа занимаются три процента из действующих з ^
в стране почти 6 тыс. ННО. § ^
О
Сегодня в Узбекистане, как и в других демократических странах, ^ е^ СМИ
рассматриваются не столько в качестве средств общения, с помо- ^ щью которых происходит передача сведении от человека к человеку или о массам людей, сколько как важный институт демократии, охраняющий интересы личности, общества и государства.
Несмотря на критику в ограничении свободы слова в стране, эксперты, в т.ч. и зарубежные, констатируют, что за последние годы в Узбекистане наблюдается поэтапная либерализация медиасферы. Этот процесс наиболее очевидно можно наблюдать в деятельности независимых печатных и электронных СМИ (в первую очередь, интернет-изданий).
Учитывая, что масс-медиа теперь уже не просто информационный канал, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию (как в известной формуле канадского философа Г.М. Маклюэна «the medium is the message» - посредник суть сообщение [7]), следует обратить внимание на ее социально-преобразовательную функцию.
СМИ меняют общество, но и само общество создает новые средства массовой информации, отвечающие новым реалиям. «Информатизация» и «медиатизация» социальной жизни и политики фактически означают изменение роли масс-медиа, которые становятся «системообразующим элементом политики», приобретают в ней «новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента» [2, с. 5].
Основной причиной завоевания СМИ столь важного места в политической жизни современных обществ является то, что с их помощью государство и другие политические субъекты, общественные организации могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, СМИ стали едва ли ни ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения.
В первые годы независимости СМИ Узбекистана не рассматривались как возможный «катализатор», приводящий в движение механизмы
Ьу Е развития гражданского общества. Да и сами узбекские СМИ (госу-¡5 § дарственные и негосударственные) не придавали важного значения | | деятельности ННО. Тогда, в основном, приоритет отдавался традици-«У ы онным, устоявшимся, активно поддерживаемым государством обще-у у ственным организациям (профсоюзы, политические партии). А вновь | создаваемым на волне инициативы граждан ННО не так просто оказы-| ^ валось попасть в поле зрения «больших» средств массовой информации, с хотя такая поддержка была для ННО очень значима. Хотя бы потому, что публичная презентация результативности общественных инициатив и структур повышает доверие к ним общества [5, с. 117].
СМИ, как известно, не только критикуют недостатки, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими институтами, прежде всего, партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического влияния.
Однако без использования средств массовой информации они обычно не в состоянии в полной мере выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия. В современном мире доступ к медиасредствам - необходимое условие формирования влиятельного гражданского общества. Не имея такого доступа, представители ННО обречены на изоляцию и неспособны получить поддержку. Средства массовой информации - это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая государственная и негосударственная общественная и политическая организация.
В последние годы ситуация кардинально меняется, появилось ясное понимание, что печать, телевидение, радио должны активизировать свое внимание к гражданскому сектору, помочь ему стать действенной общественной силой. Кроме того, появление массовых электронных СМИ, а также технических возможностей для обеспечения постоянных двусторонних (интерактивных) связей между коммуникатором и реципиентом, мировой информационной сети (интернет) также существенно повлияло на активизацию гражданского общества.
В Узбекистане за довольно короткий промежуток времени сформирована система самостоятельных устойчивых ННО, пользующихся поддержкой широких слоев населения. В последние годы заметно расширены
с
0~ 2 УЗ
права и полномочия гражданских институтов. Сегодня все активней ™ у ° они играют важную роль в обеспечении баланса интересов в обществе, ^ s способствуют выявлению актуальных вопросов на местах, мобилизуют "о з ^
население на их эффективное и адресное решение. Их активисты реали- § ^
о ^
зуют различные проекты, направленные на повышение правовой куль- ^ ^ туры граждан, укрепление института семьи, охрану природы, участвуют ^ в разработке нормативно-правовых актов, реализации государственных о и территориальных программ. Вся эта работа осуществляется в тесном тандеме со средствами массовой информации.
Говоря о том, что в современном Узбекистане средства массовой информации стали неотъемлемой частью гражданского общества, можно также констатировать, что они, влияя на развитие гражданского общества, вместе с тем, меняются и сами.
Библиографический список
1. Воробьёв В.П., Дмитриев Е.И. Информационное поле Беларуси: Социально-политический анализ. Мн., 2003.
2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 г. URL: press-servise.uz (дата обращения: 12.11.2015).
3. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации. М., 1999.
4. Шарифходжаев М. Формирование открытого гражданского общества в Узбекистане. Ташкент, 2002.
5. Ширяева А.А. Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 2. C. 115-123.
6. Гражданское общество: и количество, и качество // Uzbekistan Today. 2016. 3 марта. № 9 (496). С. 5.
7. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage, an Inventory of Effects. NY, 1996.